Главная
Погода на сегодня
«Время для начала боевой операции выбрано очень удачно. Поблизости от региона нет активных циклонов. Ни осадков, ни сильных ветров ждать не стоит. А именно эти характеристики являются важнейшими для боевой авиации. Октябрь в Сирии - благоприятный для полетов месяц. Однако осень дает о себе знать. Но недостаточно прозрачная атмосфера не должна стать серьезным препятствием для проведения операции. Самолеты смогут нырять под облака и наносить эффективные удары по наземным целям. Выполнение боевой задачи российским ВВС могут усложнить только песчаные бури. Пыльная взесь рассеивает лазерные лучи, которые используют некоторые системы наведения. Однако, сама природа вынуждает торопиться. В ноябре погодные условия будут уже не столь благоприятными. Возможо, именно поэтому, как заявили в Администрации Президента, сирийская операция имеет четкие временные рамки.»
* * *
- Чё там по первому?
- Солнечно.
- А двадцать четвертый?
- Можно лететь.
- А наши метеорологи что?
- Еще не просохли.
- После вчерашнего?
- Какого вчерашнего? Они как на корабле начали, так и не просыхают.
- «Ликер шасси»?
- Он самый.
- Ну ладно, у нас здесь не Северный полюс. Глядишь спирта на всех хватит...
- Твои бы слова...
- Сегодняшние цели?
- Как и вчера - взлететь, чё-нибудь обнаружить, хуйнуть и домой.
- Командный пункт?
- Х*яндный пункт! Куда-нибудь отбомбиться и х*й с ними.
- По вчерашнему вылету на «Ютубе» неприятная картинка. Цивилы, дети...
- Забей. Родина в опастности, а ты - дети, дети. У тебя дети есть?
- Ну.
- Х*й согну! Хочешь, чтоб твои дети тульский пряник грызли - спасай Родину.
- Да они пряника-то в жизни не видели... Тем более тульского.
- Короче, Сирия для нас земля обетованная. Здесь вся х*йня началась.
- Какая?
- Вся! Православная и русская.
- Из Сирии?
- Из Сирии.
- А Киев?
- Киев - не то. Там буряты свою сакральщину пусть ковыряют. А у нас тут корень.
- И долго нам тут коревать? Тут и отжать-то нечего. Не Донецк.
- Это ты правильно подметил - не Донецк. И хоть домой на джипе не приедешь, воевать нам тут до победного конца.
- А кто победит?
- Или мы, или - Америка.
- Хотелось бы, чтобы мы...
- Ага. Хотелось бы... Но, по секрету тебе скажу - маловероятно. Где тут у меня «Ликер» был... Ага, вот...Ну давай...
- За победу!
- Типун тебе на язык!
- За нашу победу!
- А, за нашу... А давай, лучше за Родину выпьем.
- За Сирию?
- Какого х*я за Сирию?
- Так ведь корень же ж...
- Какой, на *уй, корень! За Россию матушку, выпьем. Авось, недолго нам тут бомбить, бомбилам...
- Информация о материале
Колода на льду
На днях все прогрессивное человечество отмечало 63-летие со дня рождения великого сына русского народа Владимира Владимировича Путина. Социальные сети запестрели фотографиями поздравительных гробов и венков, перевязанных веселыми черными ленточками, но властелин мира всегда был равнодушен к почестям: престиж России на международной арене был для него гораздо важнее.
Легенда гласит, что обычно на день рождения Владимир Владимирович уходит подальше от людей и воет на луну, а наутро в том месте пастухи находят мальчика, которого задрал неизвестный зверь. Просвещенное общество России, конечно, не верит в эти бабушкины сказки, хотя до сих пор помнит, как в прошлом году Путин в честь своего 62-летия взял чуть ли не первый за всю жизнь выходной и забурился в тайгу за 400 километров от ближайшего жилья, где всю ночь остервенело нырял в дупло с аквалангом, выслеживал стаю диких амфор и ловил щуку на уд, после чего проходил курс лечения у опытного уролога, который потом, как известно, трагически погиб.
Все эти дурацкие выдумки, не имеющие, без сомнения, ничего общего с реальностью, возникли на пустом месте вследствие завесы секретности, окружающей все, что касается личной жизни Владимира Владимировича. Владимир Владимирович не из тех, кто выставляет свои интимные повадки напоказ ради дешевой популярности среди избирателей, и вовсе не потому, что боится уголовной ответственности, вот еще, а просто из врожденной скромности; кроме того, Путин терпеть не может всех этих поздравлений. Достаточно вспомнить, как скособочилось его прекрасное тело во время юбилейной речи в то время еще президента Украины Януковича, со снисходительностью, которой трудно было ожидать от человека в его положении, объяснившего Владимиру Владимировичу, что «после шестидесяти ничего не меняется, все остается, даже еще красивее жизнь».
Виктор Федорович даже не понял, на каком тонком волоске повисла его «красивая жизнь» в тот момент, но Владимир Владимирович сдержался, ибо еще с чекистских пор испытывал слабость к разного рода предателям родины, а Янукович был в этом деле самым предательским из всех предателей, виденных Путиным за всю его карьеру, - шутка сказать, еще в 2005 году, как выяснилось на уходящей неделе, просил в России политического убежища с целью подготовки беспорядков в Украине, и хоть был тогда неосмотрительно послан на три страшных буквы, не прекращал попыток захватить родину с помощью российской армии вплоть до досрочного переезда в Ростов, спутавшего Владимиру Владимировичу все карты на формальную легализацию вторжения.
А ведь Виктор Федорович мог быть уважаемым человеком, как Асад, и «Межигорье» никто бы бомбить не стал, а если бы и стал, то вряд ли бы попал. Потому что у Владимира Владимировича все бомбы высокоточные, попадают только в бандеровцев, фашистов и террористов. В Сирии вон уже столько штабов ИГИЛа за эту неделю уничтожено, сколько у того отродясь не было, а Владимир Владимирович все равно находит новые, замаскированные под больницы и мирные деревни, и бомбит: куда ракета попадет, там, значит, у ИГИЛа и штаб. Не зря крылатые ракеты, с помпой выпущенные из Каспийского моря по Сирии в честь 63-летия Путина, попадали в Иране: в тех краях, наверняка, тоже вражеские штабы водятся. Говорят, уже дошло до того, что сам Асад во время российских обстрелов на всякий случай в бомбоубежище прячется, а то вдруг и у него штаб.
Между тем, российские авианалеты приводят к удивительному эффекту, описанному еще в русских народных сказках про Змея Горыныча, - чем больше террористов ИГИЛ и их бесчисленных командиров погибает от высокоточных русских бомб, тем шире разрастается эта опасная банда. Вот уже захвачены Ирак и Афганистан - всю неделю российские генералы и примкнувший к ним Рамзанчик постоянно намекают тамошним руководителям, что если вдруг те пригласят русских освободителей к себе побомбить, то русские освободители с удовольствием все им там расхерачат. Пока что-то не приглашают, так что придется, видимо, сделать сюрприз. Тянуть дальше некуда: ведь дошло до того, что даже в Западной Европе террористические штабы размножаются со страшной скоростью, местные СМИ тут же массово легли под злобных джихадистов и все взахлеб врут про Россию. Да что там говорить, если с «Исламским государством» объединились даже бандеровцы, а депутат Геращенко открыто посвящает молодых фашиствующих хохлов в таинство мирового терроризма.
Таким образом, круг замыкается. С первых дней великой отечественной войны российского народа против сирийских захватчиков кремлевские телеэксперты называют ИГИЛ «новым фашизмом», откуда, разумеется, следует, что «старый фашизм», царящий в Украине, является неотъемлемой частью всемирной террористической организации, а это ведь совсем другое дело. По ИГИЛу Россия ракетами не стреляет, ограничиваясь, как известно, уничтожением антиасадовской оппозиции, а по Украине очень хочется, но, во-первых, под санкциями как-то неудобно, а во-вторых, для нынешнего Путина, вышедшего со своими воздушно-космическими силами едва ли не на межпланетный масштаб, прямо скажем, мелковато, да и чересчур близко - некоторые могут не оценить размах личности Владимира Владимировича. А вот если включить Украину в международную ось фашистско-террористического зла, то и Киев бомбить не зазорно, тем более что где-то там прячется адский моджахед Яценюк.
Неудивительно, что от открывшихся перспектив у Владимира Владимировича иногда захватывает дух, и, чувствуя себя личностью планетарного значения, он уже не может позволить себе праздновать день рождения в безлюдной тайге с каким-нибудь зазевавшимся пастушонком. Необходимо большое количество партнеров, и чтоб все были мускулистые и знаменитые, и обязательно ролевые игры, и мировая трансляция на «Russia Today», короче, хоккей. А сразу после матча - личное пространство, это уж как водится, куда же в таком деле без мыльных догонялок в раздевалке.
Во время игры Владимиру Владимировичу удалось традиционно добиться неимоверных спортивных результатов. Хоть президент России и ездил по полю, как колода, остальные игроки, чьей главной задачей было докатить Папу до ворот противника и отдать ему вежливый пас, а вратаря - увернуться от шайбы, не подкачали: Путин поразил ворота соперника семь раз, разгромив оппонентов в пух и прах. Удачно женатый Песков, правда, прогнозировал более скромный масштаб празднования, но, однажды начав махать клюшкой, Владимир Владимирович незаметно для себя увлекся и утратил чувство меры, а скромность, видимо, оставил для сурового мужского душа и прочих подвижных игр в личном пространстве...
Так Путин одержал очередную блестящую победу на международном фронте и заодно продемонстрировал своим зарубежным партнерам, что Россия останавливаться на достигнутом не собирается. В геополитику он, правда, играет еще тупее, чем в хоккей, но, пока враг обманчиво поддается, Владимир Владимирович продолжает азартно загонять себя в угол, выбраться из которого он уже вряд ли сможет. На скользком льду тормозить трудно, особенно когда он тонкий.
- Информация о материале
Что тебе снится, мальчик Володя?
В морду бы двинуть этой погоде!
Хмурое небо, рябь на Неве.
Что тебе снится, мальчик Володя,
В твой день рожденья в осенней Москве?
Может, себя ты видишь студентом,
Участь юриста, тысячи дел?
Или рабочий стол президента
Снится, хотя ты им стать не хотел?
Ведь президенты – это же в штатах,
Их называют «мистер» и «сэр»,
Нафиг он сдался Запад проклятый
Мальчику Вове из СССР.
Сны в день рожденья зря не приходят,
Снится, что будет и что прошло,
Что тебе снится, мальчик Володя,
Может быть, рифма на слово «бабло»?
Может быть, снятся крымские пляжи?
Амфоры, скрепы и Херсонес?
Кстати, на пляже, может быть, даже
Девушки снятся в одежде и без?
Всё, что хотелось, спи$$ено, вроде,
Всё, что осталось, слито в оффшор,..
Что тебе снится, мальчик Володя?
Вова, ты спишь по ночам до сих пор?
Может, ночами жжёшь ты бумаги
(там ведь такое… знаешь – умри!)
Или, готовясь тайно к Гааге,
Сушишь в духовке себе сухари?
Впрочем, наверно, спишь ты спокойно,
Снится смешное – смерть и война,
Снятся команды «смирно» и «вольно»
И Моторола в его орденах
Думаю, спишь ты, тайно лелея
Что-то такое, типа мечты:
После кончины спать в мавзолее,
Чтоб пионеры, венки и цветы.
Мир беспощаден, гад на уроде,
Нефть дешевеет, доллар – хоть вой!
Что тебе снится, мальчик Володя,
В час, когда утро встаёт над Москвой?
В морду бы двинуть этой погоде!
Хмурое небо, рябь на Неве.
Что тебе снится, мальчик Володя,
В твой день рожденья в осенней Москве?
Может, себя ты видишь студентом,
Участь юриста, тысячи дел?
Или рабочий стол президента
Снится, хотя ты им стать не хотел?
Ведь президенты – это же в штатах,
Их называют «мистер» и «сэр»,
Нафиг он сдался Запад проклятый
Мальчику Вове из СССР.
Сны в день рожденья зря не приходят,
Снится, что будет и что прошло,
Что тебе снится, мальчик Володя,
Может быть, рифма на слово «бабло»?
Может быть, снятся крымские пляжи?
Амфоры, скрепы и Херсонес?
Кстати, на пляже, может быть, даже
Девушки снятся в одежде и без?
Всё, что хотелось, спи$$ено, вроде,
Всё, что осталось, слито в оффшор,..
Что тебе снится, мальчик Володя?
Вова, ты спишь по ночам до сих пор?
Может, ночами жжёшь ты бумаги
(там ведь такое… знаешь – умри!)
Или, готовясь тайно к Гааге,
Сушишь в духовке себе сухари?
Впрочем, наверно, спишь ты спокойно,
Снится смешное – смерть и война,
Снятся команды «смирно» и «вольно»
И Моторола в его орденах
Думаю, спишь ты, тайно лелея
Что-то такое, типа мечты:
После кончины спать в мавзолее,
Чтоб пионеры, венки и цветы.
Мир беспощаден, гад на уроде,
Нефть дешевеет, доллар – хоть вой!
Что тебе снится, мальчик Володя,
В час, когда утро встаёт над Москвой?
- Информация о материале
Как технарь эффективного менеджера наказал
Есть у меня друг Дима - программирует на ЧПУ станки. Причем квалификация у него просто зашкаливает. Работает спокойненько на заводе, пишет/дорабатывает программки для своих станков. Такой немного флегматичный мужик, не рвущийся в начальство и полностью довольный своей невысокой, как я считаю, для его уровня зарплатой.
Так бы он сидел и дальше, но познакомился он с девушкой и расходы на жизнь неожиданно резко возросли.
Так как актуальное место работы его полностью устраивало - свое бюро, приблизительно 7 часов рабочий день, свободный график, возможность работы из дома, куча социальных плюшек - начальство ценило своего кадра и старалось заслужить лояльность такого ценного сотрудника - написать на коленке за ~4 часа программу для полной обработки коленвала на обрабатывающем центре, даже с шаблонами, не каждый сможет. И он действительно относился лояльно к своей фирме. Поэтому просить повышение зарплаты он постеснялся.
Альтернативное решение было найдено быстро - халтура. За свою карьеру у Димы скопилось куча предложений перейти на новую работу, которые он вежливо отклонял. И вот настала пора воспользоваться старыми контактами.
Пригласили Диму в одну такую контору и предложили подтвердить квалификацию в виде тестового задания для токарного обрабатывающего центра. Посмотрев задание, Дима насторожился - там была такая загогулина, что тянула на цельный проект. Но, как я уже говорил, Дима в своем деле съел не одну собаку, посолив пудом соли. Для него это задание было на один зуб. И он, предвкушая удивленные лица заказчиков, согласился.
На следующий день он дописал программу и отправил ее по е-Мылу тамошнему начальству с комментарием, что раз задание тестовое, то использовать программу в коммерческих целях он запрещает.
На следующей неделе Диме пришло вежливое письмо с отказом от его услуг. Но Дима не расстроился, а только грустно хмыкнул и стал писать программу для другой фирмы, с которой у него уже было все на мази.
История на этом не закончилась. Стал бы я такое предисловие писать:)
Через некоторое время Дима узнал, о судьбе своего тестового задания - земля слухами полнится в виде сервисмена ЧПУ-шной фирмы-производителя, которого вызвали в контору, где Дима получил отказ.
Проводят меня в цех, а там стоят останки обрабатывающего центра, в который как будто попал снаряд. Шпиндель и инструментальный магазин свернуты набок, приводы покорежены. Начал спрашивать, что да как? Начальство говорит - загрузили Димину программу, настроили станок. Все было в порядке, станок даже 10 деталей обработал (время обработки детали ~5 часов), а потом станок пошел в разнос и видим то, что видим.
Начал разбираться как такое случиться могло и выяснил, что в программе черт ногу сломит, но нашел несколько недокументированных команд для заводской отладки станка, которые отключают предохранительные системы на центре. Поэтому, когда была подана команда раскрутить шпиндель по полной и въехать в него инструментальным магазином на полном ходу, показания динамометров и концевиков были проигнорированы. Программа была заточена на обработку 10 деталей, а потом включался режим самоуничтожения и образовывался текстовый файл, в котором стояло издевательское послание:
«Ну, значит не договорились, и вы меня не послушались.»
- Информация о материале
Русский марш
На просторах матушки-России,
Всем являя мужества пример,
В непроглядной тьме лежит Василий,
Боевой российский офицер.
Он повсюду на переднем крае –
Через силу, через «не могу»,
Чтобы знала родина родная:
Не пролезть коварному врагу.
Он лежит, уткнувшись чутким носом
В свежие буренкины блины,
Чтоб не смели подлые пиндосы
Снова распалить пожар войны.
Чтоб укропы с ужасом глядели,
Как святой Руси хранится честь,
Чтоб колонны пятые редели
(Говорят, что и шестая есть).
Чтобы и шестые не гундели,
Хоть седьмая тоже вроде есть.
Не убить в расейском человеке
Главный, стратегический вопрос:
Ну а как полезут правосеки
Тырить наши лыко и навоз?
Чтобы, значит, этой вражьей силе
И не победить, и не сбежать,
В непроглядной тьме лежит Василий…
Что Василий, армии лежат.
Мы на страже мира и прогресса,
Правда, времена уже не те.
Спросит хмырь с какого-то Франс-Пресса,
Отчего, мол, Вася в темноте.
Не боимся мы тебя, проклятый!
Вот тебе ответ наш, демагог!
Лампочки в России сперли Штаты,
Как и урны, и асфальт с дорог.
Только, братцы, что ж это такое?
Недвижим расейский офицер.
Враг, прокравшись, замочил героя –
Уж дерьмо засохло на лице.
Друг, прощай, мы чести мы не уроним,
А тебе теперь спать вечным сном…
Но воняет больше не коровьим,
Хотя точно все-таки го..ном.
Нет, пиндос, твой фокус не удался,
Слава нашей сказочной стране!
Это Вася просто обо..рался,
Пьяный, он обхезался во сне.
Это его собственное право.
Нацпредатели, умерьте гнев!
Ведь не подтираться же уставом
Боевых частей ВС РФ.
Он духовных скреп и президента
Чистое, как водочка, дитя.
Скажут – он завалит резидента,
Скажут – обо..рется не шутя.
Да, он вечно бодуном измучен,
Но свободен от мятежных дум.
Ну а то, что грязный и вонючий, -
Это маскировка под среду.
Всяким либералам за границей
Знать пора, предупреждаю я:
Вася – боевая единица,
Пусть и неспособная к боям.
Защитит он родину и скрепы,
Даже если будет жрать го..но.
Не купить печеньками Госдепа
Тех, кто пьет без закуси давно!
На просторах матушки-России,
Всем являя мужества пример,
В непроглядной тьме лежит Василий,
Боевой российский офицер.
Он повсюду на переднем крае –
Через силу, через «не могу»,
Чтобы знала родина родная:
Не пролезть коварному врагу.
Он лежит, уткнувшись чутким носом
В свежие буренкины блины,
Чтоб не смели подлые пиндосы
Снова распалить пожар войны.
Чтоб укропы с ужасом глядели,
Как святой Руси хранится честь,
Чтоб колонны пятые редели
(Говорят, что и шестая есть).
Чтобы и шестые не гундели,
Хоть седьмая тоже вроде есть.
Не убить в расейском человеке
Главный, стратегический вопрос:
Ну а как полезут правосеки
Тырить наши лыко и навоз?
Чтобы, значит, этой вражьей силе
И не победить, и не сбежать,
В непроглядной тьме лежит Василий…
Что Василий, армии лежат.
Мы на страже мира и прогресса,
Правда, времена уже не те.
Спросит хмырь с какого-то Франс-Пресса,
Отчего, мол, Вася в темноте.
Не боимся мы тебя, проклятый!
Вот тебе ответ наш, демагог!
Лампочки в России сперли Штаты,
Как и урны, и асфальт с дорог.
Только, братцы, что ж это такое?
Недвижим расейский офицер.
Враг, прокравшись, замочил героя –
Уж дерьмо засохло на лице.
Друг, прощай, мы чести мы не уроним,
А тебе теперь спать вечным сном…
Но воняет больше не коровьим,
Хотя точно все-таки го..ном.
Нет, пиндос, твой фокус не удался,
Слава нашей сказочной стране!
Это Вася просто обо..рался,
Пьяный, он обхезался во сне.
Это его собственное право.
Нацпредатели, умерьте гнев!
Ведь не подтираться же уставом
Боевых частей ВС РФ.
Он духовных скреп и президента
Чистое, как водочка, дитя.
Скажут – он завалит резидента,
Скажут – обо..рется не шутя.
Да, он вечно бодуном измучен,
Но свободен от мятежных дум.
Ну а то, что грязный и вонючий, -
Это маскировка под среду.
Всяким либералам за границей
Знать пора, предупреждаю я:
Вася – боевая единица,
Пусть и неспособная к боям.
Защитит он родину и скрепы,
Даже если будет жрать го..но.
Не купить печеньками Госдепа
Тех, кто пьет без закуси давно!
- Информация о материале
Люстрация не значит очищение
16 октября исполняется год, как вступил в силу Закон Украины «Об очищении власти». Его принятию предшествовала большая работа по поиску компромисса между запросами общества о необходимости обновления государственных структур и фактическими возможностями государства провести это обновление с высокой эффективностью и минимальными затратами. Принятие этого нормативного акта, казалось, сдвинуло процедуру очищения власти с мертвой точки. Однако прошел год, а ожидаемых народными массами результатов практически не видно.
Люстрация де-юре
Исполнение Закона «Об очищении власти» (далее – Закон) было бы невозможно без принятия правительством соответствующих актов. 16 октября 2014 г., в день вступления Закона в силу, Кабинет министров принял постановление №563 «О некоторых вопросах реализации Закона Украины «Об очищении власти», которым утверждены Порядок проведения проверки достоверности сведений относительно применения запретов, предусмотренных ч. 3 и 4 ст. 1 Закона, и Перечень органов, которые проводят проверку достоверности таких сведений. Кроме этого, Кабмином было принято распоряжение №1025-р «Об утверждении плана проведения проверок согласно Закону Украины «Об очищении власти». А Министерство юстиции издало приказ №1704/5 «Об утверждении Положения о Едином государственном реестре лиц, относительно которых применены положения Закона Украины «Об очищении власти». Следовательно, органы исполнительной власти разработали и утвердили порядок и процедуру люстрации чиновников и регламентировали существование структуры, ответственной за ее проведение, а также позаботились о публичности ее работы путем создания единого реестра лиц, к которым применяются положения Закона.
За проведение люстрации ответственно Министерство юстиции. Положениями Закона установлено, что для обеспечения контроля общественности за процессом очищения органов власти и местного самоуправления при Минюсте формируется Общественный совет по вопросам люстрации. И уже 4 ноября 2014 г. Министерством юстиции был издан приказ №1844/5 о создании такого совета, деятельность которого должен обеспечивать департамент по вопросам люстрации при Министерстве, а 11 ноября 2014 г. приказом №1743/6 Минюста утвержден состав этого совета.
Таким образом, законодатель и органы исполнительной власти приняли необходимые для проведения очищения власти нормативно-правовые акты еще осенью 2014 г. Законом также предусмотрен контроль за исполнением Закона Верховной Радой Украины.
Процедура очищения органов власти и местного самоуправления, утвержденная парламентариями, очень простая. Чиновник, который подлежит проверке (список таких лиц предусмотрен ст. 2 Закона), не позднее, чем на 10-й день со дня начала проверки органа, в котором он работает, подает руководителю собственноручно написанное заявление, в котором сообщает о том, что к нему применяется или не применяется запрет на занятие им его должности, а также указывает о согласии на прохождение проверки и обнародование ее сведений. Непредоставление заявления в срок или подача заявления, в котором сообщается о том, что к чиновнику применяется запрет, является основанием для увольнения человека с занимаемой должности не позднее, чем на третий день после истечения срока подачи заявления.
Организация проведения проверки лиц возлагается на руководителя соответствующего органа, к полномочиям которого относится увольнение с должности лица, в отношении которого проводится проверка. В частности, проведение проверки профессиональных судей возлагается на председателя суда, в котором работает судья, а членов Высшего совета юстиции, Высшей квалификационной комиссии судей Украины, Центральной избирательной комиссии, Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания – на руководителя органа, в котором работает лицо. Руководитель органа не позднее, чем на третий день после получения заявления, направляет запросы для проверки сведений о лице, в отношении которого проводится проверка, на достоверность указанных в заявлении сведений о неприменении запретов и о наличии указанного в представленной лицом за прошлый год декларации имущества (имущественных прав), приобретенного за время пребывания на должности, и соответствии его стоимости его доходам, полученным из законных источников.
В тот же день руководитель органа уведомляет Министерство юстиции о начале прохождения проверки лицом, и не позднее, чем на пятый день с момента получения такая информация размещается на официальном сайте Минюста с указанием дня начала проверки. Информация о начале проверки и копии заявления и декларации чиновника (кроме сведений, отнесенных законом к информации с ограниченным доступом) в течение 3 дней после получения заявления размещаются на официальном сайте органа, к полномочиям которого относится увольнение с должности лица, в отношении которого проводится проверка.
По результатам проверки возможны 2 варианта: либо указанные чиновником сведения соответствуют действительности, и тогда он получает положительный вывод органа и продолжает несение службы в государственных структурах и органах местного самоуправления, либо в результате проверки устанавливается недостоверность указанных сведений, что влечет за собой следующее. Орган, который проводил проверку, в течение 3 рабочих дней со дня выявления всех недостоверностей и/или несоответствий, но не позднее, чем на 30-й день со дня получения запроса и копии декларации, сообщает о них лицу, в отношении которого проводится проверка. Чиновник, в свою очередь, не позднее, чем на 15-й рабочий день со дня получения такого уведомления предоставляет письменные объяснения по таким фактам и подтверждающие документы, которые являются обязательными для рассмотрения и учета соответствующим органом при подготовке заключения о проверке.
Далее орган, который проводил проверку, не позднее, чем на 60-й день со дня ее начала направляет заключение о ее результатах руководителю органа, с которым проверяемый состоит в трудовых отношениях. Законодателем было установлено, что такой вывод может быть обжалован лицом в судебном порядке. Кроме того, в случае установления по результатам проверки недостоверности сведений орган, который ее проводил, не позднее, чем в 3-дневный срок со дня получения такого заключения направляет его копию в Министерство юстиции для официального обнародования на веб-сайте и внесения в Единый государственный реестр лиц, в отношении которых применены положения Закона «Об очищении власти».
Руководитель органа, где работает лицо, на основании заключения о результатах проверки, которым установлена недостоверность сведений, не позднее, чем на 3-й день со дня получения такого заключения, увольняет такое лицо с занимаемой должности или направляет этот вывод руководителю органа, к полномочиям которого относится увольнение и инициирование увольнения с должности лица, в отношении которого была проведена проверка, для его увольнения с должности в установленном законом порядке не позднее, чем на 10-й день со дня получения заключения. Все материалы проверки, поступившие к руководителю органа, в котором работает лицо, в отношении которого проводилась проверка, прилагаются к его личному делу.
В случае же установления в ходе проверки профессионального судьи недостоверности указанных ним сведений орган, который проводил проверку, в 3-дневный срок со дня получения такого заключения направляет его копию в Высший совет юстиции и/или Высшую квалификационную комиссию судей и обращается с предложением о принятии представления об увольнении судьи с должности.
Таким образом, законодатель максимально регламентировал процедуру люстрации представителей органов власти и местного самоуправления, закрепив публичность ее проведения и контроль со стороны парламента.
Люстрация – не значит увольнение
Утвержденная процедура отбора чиновников по признаку несоответствия положениям Закона не всегда заканчивается их увольнением. На сегодня можно констатировать, что в административном судопроизводстве появилась новая категория споров, возникающих между органами проверки и должностными или служебными лицами, в отношении которых такая проверка осуществлялась. Обжалованию в таких спорах подлежат выводы о результатах проверки. Требования заявителей по таким спорам сводятся не только к признанию выводов противоправными – они просят отмены приказа об их увольнении с занимаемой должности, восстановлении на ней и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, а также об обязательстве Минюста исключить их сведения из Единого государственного реестра лиц, в отношении которых применены положения Закона «Об очищении власти».
В связи с достаточным количеством данной категории дел и неодинаковостью подхода к их рассмотрению, что влечет формирование различной судебной практики, 18 сентября 2015 г. Пленум Высшего административного суда Украины согласовал ряд обзоров и анализов существующей практики и рекомендовал судьям административных судов учитывать ее при рассмотрении дел соответствующей категории.
По информации, предоставленной зампредседателя ВАСУ Михаилом Смоковичем, начиная с даты вступления в силу Закона «Об очищении власти» и по состоянию на 15 сентября с. г. в окружные административные суды поступило 814 дел и материалов, связанных с применением Закона, в т. ч. с требованиями о признании противоправными заключений о результатах проверки. Согласно статистическим данным, суды рассмотрели 261 дело, из которых 164 – по существу. В 10 из них исковые требования были удовлетворены. В апелляционные административные суды поступило 164 дела, по существу в апелляционном порядке рассмотрено 90, из которых отменены решения в 19. Высший административный суд получил 50 кассационных жалоб по делам об увольнении с публичной службы, но по существу такие дела в кассационном порядке еще не рассматривались.
Основным моментом, на котором акцентируют внимание суды, анализируя нормы Закона, является то, что обязательное условие проведения проверки – получение у проверяемого лица пояснений, которые обязательно учитываются при составлении заключения. В случае, если у лица такие пояснения не брали, или когда лицо по уважительным причинам не могло подать письменные замечания в установленный срок, суды признают такие действия нарушением права заявителя на предоставление пояснений, а вывод считают преждевременным.
Следовательно, если чиновник, который проходил проверку, не сможет предоставить пояснения, или если они не будут учтены при принятии отчета, суд защитит его трудовые права, а такой отчет будет считаться преждевременным. Таким образом, вывод о наличии оснований для увольнения госслужащего или сотрудника органа местного самоуправления еще не означает уход его с должности навсегда. Чиновника могут не только возобновить в должности, но и компенсировать ему заработную плату за все время судебных разбирательств.
Вопрос конституционности
На данный момент в Конституционном Суде есть 3 представления (есть и 4-е от Службы внешней разведки, однако определением коллегии КСУ в открытии производства по нему отказано) относительно проверки на соответствие Конституции некоторых норм Закона «Об очищении власти»:
- Верховный Суд Украины просит проверить на соответствие ч. 3 ст. 22, ч. 1 ст. 38, ст. 58, ч. 2 ст. 61, ч. 1 ст. 62, ч. 1 ст. 64 Конституции положений ч. 3 ст. 1, п. 7, 8, 9 ч. 1, п. 4 ч. 2 ст. 3, п. 2 раздела «Заключительные и переходные положения» Закона Украины «Об очищении власти»;
- представление 47 народных депутатов Украины, которые просят проверить на соответствие Конституции Украины (конституционности) положений ч. 3 и 6 ст. 1, ч. 1, 2, 3, 4, 8 ст. 3, п. 2 ч. 5 ст. 5, п. 2 раздела «Заключительные и переходные положения» Закона Украины «Об очищении власти»;
- Верховный Суд Украины просит проверить на соответствии Конституции Украины (конституционность) положений п. 6 ч. 1, п. 2 и 13 ч. 2 ст. 3 Закона Украины «Об очищении власти».
Данные представления определением коллегии судей Конституционного Суда от 16 апреля с. г. объединены в одно производство.
В перечисленных конституционных представлениях нет ходатайства об отмене Закона как неконституционного в целом – речь идет лишь о необходимости проверки на соответствие Конституции его отдельных положений. Первое устное слушание по этому вопросу в КСУ состоялось еще 17 апреля. Рассмотрение дела было отложено в связи с заявлением ходатайства о его переносе представителем Верховной Рады и одним из депутатов. На сайте Суда на сегодняшний день имеется информация, что «Конституционный Суд Украины отложил рассмотрение этого дела. О дате и времени следующего пленарного заседания будет объявлено дополнительно». И до сих пор информации о запланированной дате рассмотрения нет, несмотря на то, что прошло уже 6 месяцев с первого заседания, а решения ждут многие.
Анализ действующего законодательства дает основания для вывода, что при практической реализации полномочий руководителя/заместителя руководителя самостоятельного структурного подразделения, в соответствии с требованиями, предусмотренными п. 7, 8, 9 ч. 1, п. 4 ч. 2, ст. 3 Закона «Об очищении власти», под действие запрета формально подпадают и лица, которые хоть и находились на должностях, предусмотренных указанными пунктами, но своими решениями, действиями или бездеятельностью не совершали (не способствовали) и не имели объективной возможности совершать (способствовать) действия, направленные на узурпацию власти В. Януковичем, подрыв основ национальной безопасности и обороны Украины или противоправное нарушение прав и свобод человека. Т. е. применение относительно них указанного запрета не соответствует цели и принципам Закона.
При этом Венецианская комиссия в своем выводе №788/2014 CDL-AD(2014)044 от 16.12.2014 обозначила: «По Закону «Об очищении власти» лица, которые подпадают под люстрацию, не имеют возможности доказать, что невзирая на занятые должности, они не принимали участия в каких-либо нарушениях прав человека, не предпринимали или не поддерживали антидемократические меры… По мнению Комиссии, Закон исключает фактор времени в целом, вне зависимости от тяжести поведения в прошлом, вступает в конфликт с принципом «индивидуальной ответственности», на котором должна быть основана люстрация (ст. 1, 2). Даже добровольная отставка с должности до 22 февраля 2014 г. не будет достаточной, чтоб освободить человека от люстрации. Комиссия считает, что человеку должна быть предоставлена возможность добровольно уйти в отставку: это сохранило бы правительственные, финансовые и человеческие ресурсы и защитило бы соответствующее лицо от раскрытия личности» (п. 65).
Существует практика Европейского суда по правам человека, который неоднократно рассматривал дела похожих люстрационных проверок в других странах – например, в Словакии и Польше. Так, в решении «Любох против Польши» ЕСПЧ подчеркивает, что люстрационная процедура не может служить наказанием, поскольку это прерогатива уголовного права. Если нормы национального закона допускают ограничение прав, гарантированных Конвенцией, такие ограничения должны быть достаточно индивидуальными. Люстрационные процедуры должны отвечать критериям доступности, а при рассмотрении дел о люстрации должны быть соблюдены все стандарты справедливого судебного рассмотрения и требования, предусмотренные ст. 6 Конвенции относительно уголовных производств.
Следующим вопросом при определении конституционности люстрации является то, что в соответствии с ч. 1 ст. 62 Конституции человек считается невиновным в совершении преступления и не может быть поддан уголовному наказанию, пока его вина не будет доказана в законном порядке и установлена обвинительным приговором суда. Необходимость доказывания вины каждого человека, который подлежит люстрационным процедурам, определена европейскими стандартами как один из основных критериев процедуры люстрации. На этом акцентирует внимание Венецианская комиссия, которая констатировала, что Закон «Об очищении власти» этим требованиям не отвечает.
Как видно, вопрос о соответствии некоторых норм Закона «Об очищении власти» Конституции и международному праву довольно специфический. На сегодняшний день производство по большому количеству административных дел относительно увольнения со службы приостановлено судами до решения вопроса о конституционности норм Закона «Об очищении власти».
Как де-факто работает люстрация
30 сентября с. г. рабочей группой Министерства юстиции начата проверка Государственной фискальной службы Украины. Рабочая группа была сформирована по поручению Кабинета министров после того, как ГФС обратилась с просьбой провести внутреннюю проверку органа на надлежащее выполнение действующего законодательства. Уже 1 октября в Минюсте состоялось ее первое заседание при участии представителей Министерства финансов, Национального агентства по вопросам государственной службы и секретариата Кабинета министров Украины. Главной целью собрания было обсуждение проведения проверки выполнения Государственной фискальной службой норм Закона «Об очищении власти». За 2 дня члены рабочей группы проверили большую часть личных дел руководителей центрального аппарата, руководителей и заместителей руководителей территориальных (региональных) органов фискальной служб, на соответствие критериям ч. 1 и п. 1–8 ч. 2 ст. 3 Закона «Об очищении власти». Следующий этап проверки – материалы судебных дел, связанных с обжалованием решений, действий или бездеятельности субъектов властных полномочий в процессе реализации Закона, третьей стороной в которых выступает ГФС.
Как видим, прошел почти год после принятия Закона, а проведение фактических проверок началось не так давно, хотя, согласно плану, они должны быть завершены в указанные сроки. Например, что касается председателя ГФС, его первого заместителя и заместителей, должностных и служебных лиц аппарата, руководителей территориальных органов, их первых заместителей, то проверка должна была проходить в период с ноября 2014 по январь 2015 г. Однако к ее проведению рабочая группа приступила только в конце сентября с. г., что может свидетельствовать об очень затянутом процессе реализации положений законодательства.
Как уже упоминалось, существует Единый государственный реестр лиц, в отношении которых применены положения Закона «Об очищении власти». На сегодняшний день, согласно данному реестру, положения Закона были применены всего относительно 776 лиц. Однако это вовсе не означает, что они уволены – просто относительно них есть вывод о том, что они подпадают под действие запрета занимать определенные должности. Окончательное решение остается за руководством органов, где они работают. Кроме того, как уже было сказано, есть судебные решения о восстановлении таких людей в должностях.
О госпредприятиях забыли
Примечательно, как упущения законодателя, допущенные при разработке Закона «Об очищении власти», используются для того, чтобы избежать люстрации. В частности, согласно п. 9 ч. 1 ст. 2 Закона мероприятия по люстрации осуществляются и к руководителям государственных предприятий, которые принадлежат к сфере управления субъекта предоставления административных услуг. Некоторые министерства посчитали, что они не предоставляют административные услуги (хотя такие услуги они опосредованно предоставляют через подконтрольные им органы исполнительной власти и госпредприятия), поэтому проводить проверки им не нужно.
Стоит сказать, что вопрос о том, предоставляет орган исполнительной власти административные услуги или нет, вызывает немало споров. Министерство может быть указано в перечне таких субъектов в Реестре административных услуг, который ведет Министерство экономического развития и торговли согласно с постановлением Кабмина №57 от 30.01.2013, но фактически их не предоставлять, либо же наоборот.
Таким образом, хотя планом проведения проверок определен срок их проведения в отношении руководителей государственных предприятий, которые принадлежат к сфере управления субъекта предоставления административных услуг, с марта по май 2015 г., во многих министерствах они до сих пор не проведены. Выходит, при замене управленческого аппарата органов исполнительной власти, к примеру, не будут переназначены лица, от решений которых зависят целые отрасли – они будут оставаться на местах без прохождения даже элементарных исследований, по крайней мере, их доходов. Отметим, что таких госпредприятий, во главе которых стоят лица, не проходившие проверку, подведомственных, к примеру, одному только Министерству инфраструктуры, около трех десятков. И это несмотря не то, что согласно разъяснительному письму Минюста, «учитывая, что Закон, который является специальным, принят для защиты и утверждения верховенства демократических ценностей, права и прав человека в Украине, следует учитывать, что его действие распространяется без ограничений на всех лиц, которые занимают должности, указанные в ст. 2 Закона».
Более того, еще одной новеллой ухода от проведения проверки является понижение человека в должности. Скажем, в связи с проведением проверки в отношении руководителей предприятий на время проведения такой проверки лицо переходит на должность, проверка которой не предусмотрена Законом, и таким образом сохраняет место службы и работы, пусть и на другой должности.
* * *
Очевидно, законодательно регламентированная процедура проведения очищения власти столкнулась с украинскими реалиями, когда чиновники пытаются найти обходные пути во избежание проверки. И как показывает практика, не всегда прохождение госслужащим или работником местного самоуправления проверки согласно Закону и выявление расхождений в документах гарантируют его увольнение из системы.
Комментарии
Андрей Стрижак, председатель Конституционного Суда Украины в 2007–2010 гг.:
– Закон «Об очищении власти» находится на рассмотрении в Конституционном Суде. От представителей Верховной Рады поступило ходатайство о приостановлении рассмотрения дела, так как законодатель должен был внести изменения в Закон. Но это все было на словах, к сожалению. Поэтому сегодня рассматривать вопрос КСУ не может. До сих пор изменения в Закон в соответствии с рекомендациями Венецианской комиссии не внесены. Конституционный Суд не рассматривает представление, потому что рассмотрение приостановлено до внесения этих изменений. И фактически мы снова там, где были – Закон приняли, а он не действует. Многие его положения я считаю неконституционными. Почему не вносятся изменения, нужно спрашивать законодателя. По сути, Конституционному Суду не дают рассматривать дело.
Ярослав Головачев, председатель Апелляционного суда Киева:
– Вопрос очищения власти, в т. ч. судебной, был остро поставлен общественностью и нашел свое правовое воплощение в нормах Закона Украины «Об очищении власти». Есть воля народа, и есть юридическая сила закона. И есть обязанность этот закон исполнять. Судьи и работники аппарата судов как граждане законопослушные и правосознательные не понаслышке об этом знают.
Согласно распоряжению председателя Апелляционного суда Киева от №100-Р 18.06.2015 с 18 сентября с. г. в суде началась проверка достоверности сведений о применении запретов, предусмотренных нормами Закона «Об очищении власти», в отношении судей Апелляционного суда Киева. Во исполнение требований Закона судейский корпус Апелляционного суда Киева, который фактически насчитывает 103 судьи, подал заявления о проведении проверки, предусмотренной Законом. Кроме того, приказом руководителя аппарата №140-ОД от 30.06.2015 был утвержден график проведения соответствующей проверки относительно работников аппарата суда. Следуя данному приказу, в период с 6 октября по 27 ноября 2015 г. все работники структурных подразделений аппарата суда обязаны подать соответствующие заявления с приложениями, предусмотренными Законом Украины «Об очищении власти», для проведения проверки относительно них. Информация о процессе проверки безотлагательно публикуется и систематически обновляется на официальных интернет-ресурсах Апелляционного суда Киева и находится в свободном доступе. При таких обстоятельствах могу с уверенностью утверждать, что коллектив Апелляционного суда Киева неуклонно следует требованиям Закона Украины «Об очищении власти».
Очевиден факт, что общество стремится незамедлительно ознакомиться с результатами проверки. Но не стоит оставлять без внимания и тот факт, что существует определенная законом процедура, которой необходимо следовать.
Сергей Стасюк, заместитель председателя Хозяйственного суда Киева:
– Хозяйственный суд Киева осуществляет меры, предусмотренные Законом Украины «Об очищении власти», в сроки, определенные планом проведения проверок, утвержденным распоряжением КМУ №1025-р от 16.10.2014, согласно которому период проверки профессиональных судей – с декабря 2014 по декабрь 2015 г.; должностных и служебных лиц (кроме выборных должностей) органов государственной власти и местного самоуправления – с июня 2015 по июнь 2016 г. В соответствии с приказом председателя Хозяйственного суда Киева №469-К от 24.11.2014 «О начале проверки судей Хозяйственного суда Киева, предусмотренной Законом Украины «Об очищении власти», установлены следующие дни начала проведения проверки достоверности сведений о применении запретов, предусмотренных ч. 3 и 4 ст. 1 Закона «Об очищении власти»: в отношении председателя Хозяйственного суда Киева – 08.12.2014; заместителей председателя – 11.12.2014; в отношении судей Хозяйственного суда Киева – 17.12.2014. Приказом председателя Хозяйственного суда Киева №222-К от 24.06.2015 «О начале проверки работников аппарата Хозяйственного суда Киева, предусмотренной Законом «Об очищении власти», установлены следующие дни начала проведения проверки достоверности сведений о применении запретов, предусмотренных ч. 3 и 4 ст. 1 данного Закона: относительно начальников и заместителей начальников отделов – 01.09.2015; относительно помощника председателя суда, помощников заместителей председателя суда – 07.09.2015; относительно помощников судей – 10.09.2015; относительно секретарей судебного заседания суда – 21.09.2015; относительно других работников аппарата суда – 05.10.2015.
Все судьи и должностные лица Хозяйственного суда Киева, в отношении которых применяются меры, определенные Законом «Об очищении власти», подали соответствующие заявления об отсутствии по ним запретов, определенных ч. 3 и 4 ст. 1 Закона, и дали согласие на прохождение проверки и обнародование деклараций. Председателем суда в установленные сроки направлены соответствующие запросы в органы, которые определены Законом для проверки. Таким образом, мы выполнили все требования указанного Закона и ждем результатов.
По результатам проверки установлено, что к судьям Хозяйственного суда Киева, по которым уже проведена проверка, запреты, определенные ч. 3 и 4 ст. 1 Закона «Об очищении власти», не применяются. Сообщение о результатах проверки обнародуется на официальном веб-сайте суда.
Принимая во внимание то, что предусмотренная Законом «Об очищении власти» проверка судей Хозяйственного суда Киева продолжается, мы не можем говорить о ее конечном результате. Как я уже отмечал, на сегодня, с учетом поступивших в суд результатов, к судьям, по которым проверка уже проведена, запреты, определенные ч. 3 и 4 ст. 1 Закона Украины «Об очищении власти», не применяются. Также хочу отметить, что судейский корпус Хозяйственного суда Киева был сформирован в соответствии с требованиями действующего законодательства и состоит из профессиональных судей, осуществляющих правосудие на основе Конституции и законов Украины.
Леонид Емец, первый заместитель Комитета ВР по вопросам верховенства права и правосудия:
– Процесс люстрации однозначно показал свою эффективность, ведь лица, которые подпадают под запреты, на 10 лет лишены возможности быть причастными к управлению государством. Что касается люстрации судей, то там есть определенный сбой. Судьи сами оказывают препятствия. Так, Верховный Суд обратился в Конституционный Суд с представлением о конституционности Закона «Об очищении власти». Но вместе с общественным принуждением удалось достичь того, что процесс люстрации в судебной власти сейчас тоже начат (начали проходить проверку судьи ВСУ, а далее – и другие).
Вместе с Венецианской комиссией был проработан ряд изменений в Закон «Об очищении власти»: будет расширен круг субъектов, которые проходят безусловную проверку – люстрационные процессы будут направлены на те органы, которые касаются местного самоуправления (это обусловлено тем, что коррупционеры из государственного аппарата бежали в местные органы власти, поэтому после внесения изменений в Закон подпадут под люстрацию работники аппарата и секретариата местных советов), действие Закона будет расширено и на выборные должности (Законом нельзя ограничить право на участие в избирательном процессе, постольку оно является конституционным, но будет предусмотрена процедура, по которой лицо, желающее участвовать в местных или парламентских выборах, в своей биографии должно указывать, подпадает ли оно под люстрацию, и в случае, если подпадает, но эту информацию не укажет – это будет основанием считать, что оно подало недостоверные данные и должно быть снято с избирательного процесса. В случае же, когда лицо подпадает под люстрацию и честно об этом отметит – это будет основанием для общества самостоятельно принимать решение, отдавать ли за него голос.
Закон о люстрации – это не наказание, не ответственность административная или уголовная. Это то, о чем мы постоянно говорим с Венецианской комиссией. Не должен Закон подменять собой уголовный или административный кодекс. Это только право украинского государства определять, кто может быть на государственных должностях, а кто не может их занимать. Данным Законом нельзя бороться с коррупцией. Люстрационный процесс – это запрет на государственную службу. Борьба с коррупцией, в т. ч. в государственных предприятиях – это задача других структур и законов. Для этого нами был принят Закон об антикоррупционном бюро, в которое сейчас уже набрано руководство и в процессе набор детективов. На очереди Закон «О Государственном бюро расследований». Сейчас избирается на должность антикоррупционный прокурор. Завершается реформа прокуратуры. Все это – инструменты, направленные на борьбу с коррупцией, в т. ч. в государственных предприятиях. Они должны выявлять факты, когда руководители государственных предприятий являются коррупционерами. Но это не может быть задачей Закона «Об очищении власти», поскольку это разные процессы.
Максим Маньковский, член общественного совета по вопросам люстрации при Министерстве юстиции:
– На данный момент уже 760 человек на основании положений Закона «Об очищении власти» отстранены от власти. В реестре содержатся сведения о более 2000 человек, которые подпадают под действие Закона. Сейчас представители департамента по вопросам люстрации при Министерстве юстиции, общественный люстрационный комитет и другие представители общественности делают все, чтобы Закон был выполнен, и эти люди были уволены со своих должностей. Закон «Об очищении власти» – это маленький первый шаг в великой борьбе с коррупцией. Однако основой для борьбы с коррупцией является антикоррупционное законодательство. Не надо все сваливать на один люстрационный закон. Когда писался Закон, в его суть и дух закладывалось то, что нам нужно уволить верхушку власти. Если мы многое впишем в один закон, должного действия не будет.
- Информация о материале
Страница 686 из 2102
