Главная
Директор комунальників Кернеса скуповувався у власної фірми за завищеними цінами
Харківські правоохоронці підозрюють керівництво КП «Харківспецбуд» у закупівлі товарів у ПП «Укрспецпоставка-М» за завищеними цінами, що призвело до втрати бюджетних коштів на суму 1,90 млн грн. Про це йдеться у ухвалі Червонозаводського районного суду від 5 листопада 2015 року.
За даними правоохоронців, комунальники КП «Харківспецбуд» з 1 січня 2012 року по теперішній час уклали з ПП «Укрспецпоставка-М» низку договорів щодо закупівлі будівельних матеріалів та будівельного інструменту. ПП «Укрспецпоставка-М» купувало товари у ТОВ «Укріндустріал Груп», ТОВ «БК Харківбудмонтаж», ТОВ «Хілті (Україна) ЛТД», ТОВ «Епіцентр К», ТОВ «Комплект-Буд-Схід» та інших, після чого збувало їх комунальникам зі значною націнкою.
Наприклад, в 2013 році електрогідравлічний підйомник «Укрспецпоставка-М» придбало у ТОВ «Епіцентр К» за 13,58 тис грн, а комунальникам продало за 16,30 тис грн. Або лист хрізотілцементний хвилястий був придбаний у ТОВ «Татітус-ком» за 90,84 грн. за одну одиницю, після чого фірма його перепродала за 155,00 грн. за штуку.
Правоохоронці вважають, що зловживаючи службовим становищем, керівництво «Харківспецбуду» перерахувало в інтересах 3-х осіб кошти в сумі 1,90 млн грн.
Директором КП «Харківспецбуд» є депутат Харківської міськради від партії «Відродження» Богдан Долина, який до свого призначення на цю посаду був засновником ПП «Укрспецпоставка-М». Зараз підприємство записане на колишнього директора Наталію Авер’янову, а керівником є Павло Дегтярьов.
Цікаво, що один з контрагентів ТОВ «БК Харківбудмонтаж», у якого купувала товари «прокладка», теж належить Богдану Долині, а керує підприємством його брат Костянтин Долина.
У грудні ПП «Укрспецпоставка-М» придбала в Харкові комунальне приміщення площею 237,6 кв.м. за 252 тис грн. це була найнижча ціна, за яку продавалася комунальна нерухомість у грудні.
- Информация о материале
Почему Порошенко боится Международного уголовного суда?
20 января исполнилось 16 лет со дня подписания Украиной Римского статута Международного уголовного суда (МУС). Того самого, который в народе часто называют «Гаагским трибуналом» (хотя это и не совсем точно).
Еще 16 лет назад мы обязались ратифицировать этот документ.
За 16 лет наше государство так и не смогло стать участником первого постоянно действующего международного суда, который рассматривает самые серьезные преступления – геноцид, преступления против человечности и военные преступления. Но Киеву этих 16 лет мало.
Петр Порошенко в проекте изменений в Конституцию в части правосудия предложил отложить ратификацию еще на три года. Минимум.
Долгое время не было официальных объяснений, почему Украина так упорно не хочет ратифицировать Римский статут Международного уголовного суда.
Не хочет, несмотря на то, что обязана это сделать по Соглашению об ассоциации с Европейским Союзом. Соглашение давно подписано и уже вступило в силу, а свое «домашнее задание» и обещание перед ЕС Украина так и не выполнила.
Не хочет, несмотря на публичные обещания со сцены Майдана сделать это после победы революции. Но, придя к власти, нынешние руководители все «забыли».
Не хочет, игнорируя общественное мнение и стремление самих украинцев: по данным социологического опроса, проведенного по заказу Amnesty International в Украине, 73% выступают за привлечение Международного уголовного суда к расследованию военных преступлений.
Более того, из уст руководителей СНБО и парламентского большинства теперь звучат заявления о нежелательности ратификации Римского статута. Причины такой «страусиной позиции» назывались самые невероятные.
Начиная с версии о том, что после признания Украиной юрисдикции Международного уголовного суда Россия воспользуется «дипломатической уязвимостью» Украины и «затроллит» нас тысячами исков в Гаагу (мол, россияне уже написали так называемую «белую книгу» о преступлениях украинских военных), и вплоть до того, что Петр Порошенко как главнокомандующий украинской армии боится, что его в Гааге будут судить за некомпетентные приказы, приведшие к гибели сотен людей во время военных действий в Иловайске и Дебальцево.
Но любой человек, который хоть раз в жизни открывал Римский статут, поймет абсурдность таких опасений.
Ведь военные преступления, которые будет рассматривать суд в Гааге, не имеют ничего общего с «некомпетентными приказами» военных.
Это – массовые и системные убийства, пытки, взятие заложников, незаконная депортация, внесудебные казни, изнасилования, ограбления, уничтожение или «отжим» имущества, использования людей в качестве «живых щитов», целенаправленные нападения на мирное население и гражданские объекты, которые не являются военными целями, и тому подобное.
Причем речь не идет об отдельных преступлениях из этого перечня, а лишь о случаях, когда эти преступления являются «систематическими и широкомасштабными», когда они являются «частью плана или политики».
Неужели у президента считают, что Украина может быть причастна к таким действиям?
Так же смешны опасения, что Россия завалит Международный уголовный суд тоннами материалов о «преступлениях хунты» и «зверствах карателей» и убедит всех в мифах, которые распространяет российская пропаганда.
В Офисе прокурора МУС сидят не доверчивые зрители Russia Today, а специалисты, которые способны отличить факты от фейков, проведут собственное расследование и сделают свои выводы.
Другой аргумент – что ратифицировать Римский статут не выгодно, поскольку его не ратифицировала сама Российская Федерация, а, следовательно, якобы нельзя будет привлечь к ответственности россиян за совершенные преступления в Украине. Он тоже не выдерживает критики.
Привлекать к ответственности можно любого. Единственная проблема, которая может возникнуть, – это выдача подозреваемых в Гаагу, если они находятся на территории страны, которая не подпадает под юрисдикцию Международного уголовного суда (то есть, в частности, России). Но вместе с тем, если такие люди когда-нибудь попадут на территорию страны, которая ратифицировала Римский статут (а таких стран в мире 123), они должны быть задержаны и предстать перед судом.
Впрочем, все эти домыслы о причинах удивительного нежелание Украины признать юрисдикцию МУС долгое время существовали на уровне слухов.
Официально же Петр Порошенко заявлял, что Украина хоть сейчас готова сотрудничать с Международным уголовным судом, но ратификация Римского статута упирается в изменения Конституции.
И вот, в конце 2015 года, в президентском конституционном законопроекте это «хоть сейчас» превратилось в «когда-то, возможно, через три года».
Попытку объяснить, откуда появилась норма об отсрочке еще на три года, сначала сделала вице-спикер парламента Оксана Сыроид. По ее словам, столько понадобится Украине, чтобы гармонизировать законодательство и ввести в украинский Уголовный кодекс понятие военных преступлений и преступлений против человечности.
Впрочем, осталось не ясно, почему именно три года?
И как это вообще согласуется с принятым правительством Планом действий по реализации Национальной стратегии в сфере прав человека, где черным по белому написано, что правительственный законопроект о внесении изменений в Уголовный кодекс (в частности, относительно определения военных преступлений) будет готов до конца 2016 года?
Точки над «и» расставил заместитель главы администрации президента, секретарь Конституционной комиссии Алексей Филатов.
На заседании Конституционного суда, который рассматривал президентский вариант поправок к Конституции, он официально признал: Украина боится признать юрисдикцию Международного уголовного суда «из-за военных».
То есть, по планам АП, через три года война закончится, и тогда, наверное, можно будет не бояться «за военных».
Очень странная логика, особенно учитывая, что
в сентябре Украина сама обратилась в гаагский суд о признании его юрисдикции в отношении преступлений против человечности и военных преступлений.
А перед тем, в 2014-м, наша страна направила в Гаагу еще одно такое обращение относительно преступлений, совершенных во время Евромайдана.
Такое «разовое» обращение предусмотрено для стран, не ратифицировавших Римский статут, однако желающих, чтобы МУС расследовал преступления, совершенные на их территории в течение определенного времени.
Во-первых, не понятно, почему АП так боится ратификации, если МУС уже и так может хоть сейчас – если сочтет нужным – перейти к расследованию военных преступлений на Донбассе, в том числе – совершенных украинцами.
Ведь украинское правительство в своем обращении само попросило суд об этом, признав юрисдикцию МУС.
Во-вторых, не понятно, почему Украина уже второй раз просит МУС расследовать события на своей территории, но упорно не желает ратифицировать Римский статут. Потому что это напоминает больного в критическом состоянии, который постоянно вызывает скорую, но категорически отказывается от госпитализации и терапии.
В-третьих, у Международного уголовного суда есть правило комплиментарности, то есть он призван дополнять национальное правосудие. Это означает, что суд в Гааге приступает к расследованию и преследования подозреваемых в военных преступлениях, только когда само государство не хочет (или не может) провести эффективное расследование и поставить виновных перед лицом Фемиды. Что соответствует именно случаям с Безлером, Гиви и Моторолой.
Нужно отметить, что в своем нежелании ратифицировать Римский статут Петр Порошенко не уникален. В этом вопросе он мало отличается от своих предшественников.
Ведь история недоверия руководства Украины к МУС началась еще в 2000 году, когда после подписания Римского статута Леонид Кучма не подал его на ратификацию в Верховную раду, а отправил в Конституционный суд, а тот в 2001 году признал ратификацию неконституционной.
Таким образом, в фундамент украинского государства была заложена мина замедленного действия: самые тяжкие преступления в истории человечества, такие как геноцид, преступления против человечности или военные преступления – в Украине должны оставаться безнаказанными до тех пор, пока власть сама не захотела бы их расследовать.
Из европейских государств к Римскому статуту не присоединились только Турция и постсоветские страны — Азербайджан, Российская Федерация, Армения и Молдова. И Украина упорно продолжает держаться этой компании вместо того, чтобы стать участницей «джентльменского клуба» государств, которые уважают международное право и «не словом, а делом» хотят преодолеть безнаказанность за самые тяжкие международные преступления.
К тому же, признав юрисдикцию МУС, но не желая ратифицировать Римский статут, Украина лишается ряда прав, которые имеют страны-участницы суда.
Например, без ратификации Украина не сможет участвовать в Ассамблее государств-участников МУС, решающих стратегические вопросы работы суда – например, вопрос о том, как юрисдикция МУС должна распространяться на преступления агрессии (и, в частности, привлечь к ответственности виновных в аннексии Крыма). Без ратификации украинцы не будут работать в канцелярии прокурора суда, а наше государство не сможет претендовать на избрание судьи МУС от Украины.
Все это пока не для нас. Украина продолжает демонстрировать двойные стандарты на глазах мирового сообщества.
Более того, устами одного из руководителей президентской администрации было сказано, что Украина и дальше остается территорией безнаказанности и избирательного правосудия. На фоне отсутствия реформы прокуратуры, судов и неэффективного расследования преступлений во время Евромайдана этот тезис становится еще красноречиве
- Информация о материале
Независимое правосудие под патронатом президента
Игры и манипуляции в конституционном процессе продолжаются. Очередной шаг власти — обращение в Конституционный суд Украины с просьбой растолковать положение статьи 155 Конституции о «следующей очередной сессии Верховной Рады Украины», — направленный на отсрочку процедуры внесения изменений в Конституцию, вызвал отвращение и недоверие в обществе.
Неумение брать на себя ответственность за свои ошибки, желание переложить ее на других, даже ценой унижения Конституции — характерная особенность нынешней власти.
Вместе с тем это новый вызов и конституционному правосудию. Сегодня не единственный. Ведь накануне президент на своей пресс-конференции заявил, что парламент должен принять изменения в Конституцию, в частности и по правосудию, еще до окончания текущей сессии. Несмотря на то, что КСУ лишь за два дня до этого в форме устного слушания начал рассматривать дело по обращению парламента о предоставлении заключения соответствию законопроекта о внесении изменений в Конституцию Украины (относительно правосудия) (реестр. №3524) требованиям статей 157 и 158 Основного Закона.
КСУ в который раз проявил внимание и, не замедлив, предоставил свое заключение. В конституционных предложениях президента ни одного нарушения Конституции не увидел.
Однако в любом случае есть потребность посмотреть на этот законопроект с точки зрения не только соответствия его конституционным предписаниям, но и правовых и общественно-политических последствий принятия предложенных изменений в Конституцию.
Общество должно понимать куда и как движется наша страна. И движется ли вообще?
Мне уже неоднократно приходилось писать на страницах ZN.UA о судебной реформе в Украине. В частности, в апреле 2015 г. я писала о том, что она проводится наизнанку. Ошибочность алгоритма судебной реформы заключается в том, что Украина начала ее не со сбалансированных изменений в Конституцию Украины, а с принятия законов, выгодных, с точки зрения политической конъюнктуры, власти: «О восстановлении доверия к судебной власти в Украине» (№1188-VII от 08.04.2014), «Об очищении власти» (№1682-VII от 16.09.2014), «Об обеспечении права на справедливый суд» (№192-VIII от 12.02.2015). Выбор именно такого пути обновления правовой системы привел к тому, что два года, прошедшие после Майдана, были потрачены лишь на разговоры о судебной реформе. В результате она все еще остается для власти «приоритетом на будущее».
Это при том, что в распоряжении нынешних инициаторов конституционных изменений есть ряд европейских документов, в том числе около 25 заключений Венецианской комиссии, которые она предоставила во время неоднократных попыток реформировать судебную власть в Украине. Последнее из этих заключений, данное комиссией на законопроект о внесении изменений в Конституцию в октябре 2015 г. (буквально за месяц до регистрации президентского конституционного проекта по правосудию — реестр. №3524 от 25.11.2015), состоит фактически из ссылок на многочисленные ее предыдущие заключения.
Таким образом, нынешним конституционным реформаторам для написания текста изменений в Основной Закон по правовой системе не нужно было прилагать больших интеллектуальных усилий. И этот текст действительно не новый, поскольку в нем в значительной степени использованы прежние наработки. Поэтому неудивительно, что общее содержание изменений в Конституцию в части реформирования правосудия Венецианская комиссия оценила в основном как важный шаг на пути к созданию действительно независимой судебной системы в Украине.
Другое дело, что этот шаг неоправданно запоздалый. И, очевидно, для отвлечения внимания от этого обстоятельства дискуссию вокруг реформы судебной системы власть в последнее время умышленно сводит к популистскому уровню — «тотальное увольнение всех судей или их переаттестация». Причем этим подходом пользуются почти все провластные политические силы. И даже президент позволяет себе высказываться в том же русле. Помните тезис из его пресс-конференции о том, как он жалеет, что Венецианская комиссия не дала разрешения на увольнение всех судей? И это несмотря на то, что уже почти два года продолжаются люстрационные и аттестационные мероприятия в отношении служителей Фемиды. В то время как самой судебной системе даже шанса для самоочищение не дали, поскольку власть больше года медлила с формированием нового состава Высшего совета юстиции, блокируя эффективное функционирование системы квалификационного оценивания работы судей и судейского самоуправления. В сложившихся условиях это — преступление. Как и то, что формирование ВСЮ, которое, наконец, состоялось, проходило с нарушением порядка и элементарной профессиональной этики.
Черный пиар от представителей власти создает атмосферу полного пренебрежения к суду. В такой атмосфере вряд ли найдется много желающих в будущем идти туда работать и принимать беспристрастные решения, понимая при этом, что вину человека часто определяют нардепы или члены правительства, должного финансирования системы нет, выполнение судебных решений обеспечивается лишь на 20 процентов…
Я уверена, что и президент, и парламент в этом чрезвычайно глубоком и сложном вопросе должны отказаться от разрушительного популизма и взяться за реальную последовательную работу, четко ориентируясь на фиксированные сроки и европейские цели этой реформы, которые, по моему мнению, таковы.
- Обеспечение независимости и профессиональности при осуществлении правосудия, конституционно-правовых гарантий процессуальной независимости судей; обеспечение невозможности субъективного влияния и установление юридической ответственности за влияние на судью; оптимизация эффективной системы судейского самоуправления.
- Приведение системы правосудия к стандартам справедливого, публичного рассмотрения дел беспристрастным независимым судом в течение разумного срока, установленного законом.
- Организация оптимальной системы, основ и принципов судоустройства, создающей для граждан условия реального доступа к правосудию.
- Доступ к профессии судьи и судейским должностям, специальное образование. Обеспечение участия народа в отдельных, определенных законом, случаях в правосудии.
- Использование дополнительных судебных юрисдикций и медиаторских процедур для расширения возможностей реализации права граждан на судебную защиту.
- Создание эффективной системы исполнения судебных решений.
Считаю, что для достижения указанных целей нужны определенные условия.
Во-первых, постепенное формирование атмосферы доверия со стороны общества к судебной системе, создание основ проникновения настоящего европейского содержания принципа верховенства права во все правоотношения, которые опосредуют функционирование судебной власти при разрешении споров о защите затронутых прав и интересов. Это должно происходить как внутри самой судебной власти, начиная с системы судоустройства и заканчивая созданием надлежащей системы судейского самоуправления, так и в правоотношении суда с реформированными прокуратурой, органами досудебного следствия и защитой, в том числе и адвокатурой, без которых не будет в Украине реально независимого и эффективного правосудия.
Во-вторых, власть должна понимать, что временной ресурс ограничен. Поскольку, с одной стороны, нереформированная судебная система действительно не может эффективно работать. А с другой — судейский корпус сопротивляется, у судей возникают абсолютное непринятие и отторжение политики общего «вытирания ног» о судебную систему.
В-третьих, это должно быть время справедливых, компетентных, максимально отдаленных от политических интересов решений. И общество, и власть (парламент и президент прежде всего), и сама судебная система должны испытывать острую потребность в реформировании. И это не вопрос психосоматики. Этот вопрос, как ни парадоксально, сугубо политико-правовой. Ведь в своем последнем заключении (CDL-AD(2015)026) Венецианская комиссия в очередной раз отметила, что эффективная реформа судебной власти в Украине зависит не только от принятия соответствующих конституционных положений, но и от политической воли и готовности создать действительно независимую судебную систему.
Убеждена, что вместе с изменениями в Конституцию должно состояться представление законопроектов, развивающих конституционные изменения. Ведь для чего было в течение года «толочь воду в ступе»? Для окончательной доработки имеющихся предложений хватило бы двух-трех месяцев. Почти год потерянного времени свидетельствует о неспособности к прагматичной консенсусной прогнозной работе. Впрочем, как ни досадно, но в ближайшей перспективе — на протяжении двух-четырех лет — даже предложенные президентом прогрессивные изменения не обеспечат преобразований в судебной власти.
Возьмем, к примеру, предусмотренное предложенными изменениями в Конституцию создание Высшего совета правосудия (ВСП). Этому органу, который будет отвечать за формирование высококачественного и добропорядочного судейского корпуса, должны быть переданы нынешние полномочия парламента по избранию судей бессрочно. В общем порядке полномочия по увольнению и переведению судей (судейской карьеры) также передаются ВСП. За президентом в процессе назначения судей, согласно изменениям, остается лишь так называемая церемониальная роль. Это соответствует европейским стандартам и создает механизм сбалансирования отношений между законодательной, исполнительной, судебной ветвями власти и президентом. Однако, согласно изменениям в раздел XV Переходных положений действующей Конституции, избрание и назначение самих членов Высшего совета правосудия должно состояться не позднее апреля 2019 г. А чтобы никто даже и не подумал поднимать этот вопрос раньше, четко отмечено — функции этого совета осуществляет нынешний ВСЮ, полномочия членов которого не могут также продолжаться дольше этого же срока. Правда, за исключением членов ВСП от съезда судей, которые должны быть избраны не позднее чем через три месяца после вступления в силу закона о ВСП. Таким образом, орган, который должен отвечать за профессиональность, независимость и незаангажированность судейского корпуса; который должен быть сформирован на европейских началах, инклюзивным способом и лишен политических влияний, — появится в Украине только весной 2019 г.
Кроме того, в течение двух лет после принятия конституционных изменений президент оставляет за собой право переведения судьи из одного суда в другой.
До внедрения нового административно-территориального устройства Украины, согласно изменениям в Конституцию Украины по децентрализации, но не позднее, чем конец 2017 г., суды будут создаваться, реорганизовываться и ликвидироваться указами президента, а не законом. Причем в изменениях в статью 106 Конституции предлагается изъять «контрассигнацию» таких президентских указов, то есть скрепление их подписями премьер-министра и, скажем, министра юстиции. Президент будет издавать такие указы даже не по представлению ВСЮ, а только по факту консультаций с ним. То есть исключительно по своему президентскому усмотрению!
Другими изменениями в Переходные положения предусматривается, что судьи КСУ (который также должен подвергнуться европейскому по смыслу институциональному реформированию), назначенные до вступления в силу конституционных изменений, продолжают осуществлять свои полномочия до прекращения полномочий или увольнения.
Генеральный прокурор продолжает осуществлять свои полномочия в установленном порядке, но не дольше срока, на который он был назначен. При этом из положений пункта 25 статьи 85 Конституции изымается институт выражения ему недоверия парламентом, что приводит к отставке с должности. Кстати, еще в октябре 2014 г. Венецианская комиссия, давая Заключение на представленный президентом 2 июля 2014 г. законопроект изменений в Конституцию (CDL-AD(2014)037), в очередной раз напомнила, что генеральный прокурор должен назначаться на один срок, который должен продолжаться значительно дольше, чем пять лет, или до выхода на пенсию. В Европе, например, распространена практика семилетнего срока полномочий генпрокуроров. Вместо этого в статье 131-1 предлагается установить срок полномочий шесть лет. При этом одно и то же лицо не может занимать должность прокурора два срока подряд. Ну прямо как президент Украины! Интересная реакция на претензии парламента к действующему генпрокурору, а заодно — на замечания Венецианской комиссии.
Можно ли в таких условиях верить в искренность заявлений инициаторов конституционных изменений об их преданности европейским принципам обеспечения соответствия и профессиональности судебной власти, избавления от субъективных влияний в процессе правосудия и т.п.?
Вряд ли искренне и обоснование в законопроекте изменения названия «Верховный Суд Украины» на просто «Верховный Суд». Объясняется это стремлением избавиться от последствий механической адаптации названия «Верховный Суд Украинской Советской Социалистической Республики», осуществленной путем замены ее на «Верховный Суд Украины». Однако такой аргумент выглядит, мягко говоря, неубедительным, принимая во внимание сохранение последствий механической адаптации при переименовании «Верховной Рады УССР» в «Верховную Раду Украины» или «Конституции УССР» — в «Конституцию Украины». Возможно, дело в том, что изменение названия ВСУ будет предусматривать его реорганизацию? А значит, в этом просматривается старая и проверенная на практике уловка — подвесить на крючок учреждение путем изменения его названия…
Инициаторы конституционных изменений, наверное, забыли о международных рекомендациях по определению на конституционном уровне не только статуса, но и полномочий ВСУ.
Кроме того, анализ положений законопроекта по судоустройству свидетельствует также о том, что в отношении ключевого звена функционирования судебной власти — системы судоустройства как основы доступа граждан к правосудию — единый концептуальный конституционный подход не сформирован. А это значит, что основная борьба — быть системе правосудия трех- или четырехзвеньевой — еще впереди. Несмотря на то, что о необходимости уточнить положение статьи 125 Конституции о судоустройстве говорилось в рекомендациях Венецианской комиссии еще в мае 2013 г.
Ну а если к этому добавить абсолютно в общих чертах сформированные положения части десятой статьи 131 Конституции, предусматривающие, что «согласно закону в системе правосудия создаются органы и учреждения для обеспечения отбора судей, прокуроров, их профессиональной подготовки, оценивания, рассмотрения дел об их дисциплинарной ответственности, финансового и организационного обеспечения судов», то окажется, что изменения в Конституцию в ключевых вопросах серьезно страдают такой болезнью, как «правовая неопределенность». Политический крючок и здесь должен сработать.
Несмотря на все заявления о достигнутых в процессе реформы компромиссах, объяснить такой подход можно только попыткой власти сохранить за собой возможность влиять на правосудие.
Очень положительным шагом является появление в законопроекте отдельной новой статьи, которой предусмотрено, что для защиты профессиональных интересов судей и решения вопросов внутренней деятельности судов в соответствии с законом действует судейское самоуправление. Вместе с тем бросается в глаза очевидное включение их (профинтересов судей) в понимание «обеспечения независимости судей» как одного из полномочий ВСП, предусмотренных пунктом 7 части первой статьи 131. Нетрудно представить, что на практике такое сходство смыслов полностью нивелирует судейское самоуправление. Это ведь уже было. Тем более что в отличие от действующей Конституции проект изменений содержит открытый перечень полномочий ВСП — от формирования судейского корпуса... вплоть до предложений о финансировании судов. При принятии закона о ВСП, при определенных политических раскладах, вполне возможно сделать из него настоящего монстра в судебной власти.
В то время как Конституция содержит четкие исчерпывающие требования к лицам, которые номинируются на должности в законодательной и исполнительной власти, избираются на должности президента, часть третья новой редакции статьи 127 законопроекта в общем порядке устанавливает, что законом могут быть предусмотрены дополнительные общие требования для назначения на должность судьи. То есть обновленной Конституцией закладывается турбулентность, постоянная зависимость судей от воли законодателя. Кроме того, при таком подходе нивелируются позитивы, такие как увеличение требований к возрасту, профессиональному опыту кандидатов на судейские должности, отмена испытательного срока для судьи, что вполне укладывается в европейские рекомендации.
Рекомендованная европейскими коллегами отмена «нарушения присяги» как одного из оснований для увольнения судьи, думаю, уже также вызывает разочарование. Ведь вместо «нарушения присяги» вводится такое же, а может и еще более, субъективное оценочное понятие «грубое или систематическое пренебрежение обязанностями». А это, благодаря использованной в законопроекте №3524 технике изложения пункта 3 новой редакции статьи 126 Конституции, выводит это основание для увольнения за пределы дисциплинарных производств и соответствующих определенных законом процедур.
К сожалению, такой подход — не случайность, а целенаправленная политика. Напомню: сначала был Закон «О восстановлении доверия к судебной власти в Украине», последствием которого стало увольнение как руководителей судов, так и всех членов дисциплинарных органов в судебной власти без определения порядка исполнения их полномочий, что на долгие месяцы заблокировало ожидаемое самоочищение судов. Потом — Закон «Об очищении власти», который предусматривает увольнение судей из-за несоответствия занимаемой должности, в том числе по основаниям, за которые первый закон требует увольнения за нарушение присяги. После этого — Закон «Об обеспечении права на справедливый суд», который требует аттестации всех судей, что также может иметь последствием увольнение судьи (и чем больше, тем лучше, иначе никто не поверит, что закон и судебная реформа работают). Теперь изменениями в Конституцию предусматривается новая аттестация и проверка судей на соответствие занимаемой должности.
И это еще не все. Поскольку к конституционным основаниям для увольнения судей предлагается добавить еще и несогласие судьи на перевод в другой суд в случае ликвидации или реорганизации суда, в котором судья занимает должность. Помните оставленные на ближайшие несколько лет за президентом полномочия по переведению судей? Учтите еще изменения в Конституцию в части децентрализации, неизбежное последствие которых — корректировка административно-территориального устройства, а значит — реорганизация и даже ликвидация госорганов, в том числе судов. Становится понятно, что главным результатом судебной реформы в представлении нынешней власти должно стать, несмотря на красивые декларации о внедрении независимого, справедливого европейского правосудия, только обновление кадрового состава судов (о чем прямо указано в последнем разделе Стратегии реформирования судоустройства, судопроизводства и смежных правовых институтов на 2015—2020 годы, которая утверждена указом президента №276 от 20.05.2015).
В целом, складывается впечатление, что на Банковой судебная реформа рассматривается как большой бизнес-проект, от которого непременно надо получить выгоду. Помимо прочего, это просматривается в попытках использовать процесс обновления Конституции в части правосудия для установления монополии адвокатуры на предоставление профессиональной правовой помощи. Благодаря тому, что кураторами судебной реформы в АПУ уже несколько лет подряд являются представители адвокатского сообщества, Украина рискует стать первой страной в мире, которая формализует на уровне Основного Закона протекционизм этой негосударственной корпоративной организации на предоставление правовых услуг (разумеется, платных) не только каждому гражданину, но даже и государственным органам и органам местного самоуправления.
Правда, по моему мнению, между предлагаемыми конституционными новеллами, которые предусматривают введение монополии адвокатов на представительство в судах, наблюдается явная коллизионность. Не находятся в системной логической связи обновленные положения статьи 59 Конституции, которой, с одной стороны, констатируется для каждого право на профессиональную правовую помощь (в некоторых предусмотренных законом случаях даже бесплатную). С другой — в этой же статье устанавливается право каждого на свободный выбор защитника своих прав. Спорность не ограничивается только этим. Частью четвертой новой статьи 131-2 будущего законопроекта закрепляется положение, согласно которому исключительно адвокат осуществляет представительство другого лица в суде, а также защиту от уголовного обвинения, хотя и предусмотрено, что законом могут быть предусмотрены определенные исключения по представительству в суде.
Эти новые предложения содержат серьезные признаки ограничения и сужения объема права на свободный выбор защитника. К сожалению, КСУ этих признаков не посчитал необходимым учесть.
Представляется, что действующая редакция положений части второй статьи 59 Конституции более совершенна и (как указано в решении КС в деле о праве на правовую помощь от 30 сентября 2009 г. № 23-рп/2009) позволяет лицу свободно, без неправомерных ограничений, получать помощь по юридическим вопросам в необходимых ему объеме и формах. Кроме того, в решении от 16 ноября 2000 г. № 13-рп/2000 эти положения характеризуются как одна из конституционных гарантий, которая дает возможность реализовать свое право свободно выбирать защитником в уголовном судопроизводстве адвоката — лицо, которое имеет право на занятие адвокатской деятельностью.
Принимая во внимание эти и другие обстоятельства, неформальная коалиция правозащитных организаций — Украинский Хельсинский союз по правам человека, Харьковская правозащитная группа, Центр гражданских свобод, Amnesty International в Украине и другие — выступила против закрепления монополии адвокатуры на уровне Конституции. С аргументацией правозащитников трудно не согласиться. Начиная с того, что украинская адвокатура еще не достигла уровня развития, наподобие bar association, и высокого авторитета в обществе для того, чтобы получить монопольное право на участие в судебных процессах. И заканчивая тем, что вполне возможными являются такие негативные последствия этого нововведения, как существенное уменьшение доступа к правосудию широких слоев населения и повышение зависимости адвокатов от руководства адвокатуры, а значит — появление возможности влиять на адвокатов, защищающих представителей оппозиции, журналистов, критикующих власть, правозащитников.
Итак, существенные сдвиги в судебной власти Украины фактически откладываются на отдаленную перспективу. К сожалению, имея все объективные возможности провести в государстве судебную реформу по европейским стандартам, президент и его команда не справились со своим непреодолимым желанием оставить за собой влияние на деятельность судебной власти внутри страны. Отсрочка ратификации Римского устава Международного уголовного суда закрывает Украине также возможность полноценного участия в международном правосудии. И это в то время, когда наше государство страдает от военной агрессии.
И все же позитив есть. По крайней мере в том, что теперь мы точно знаем над какими ошибками надо работать, чтобы реформа правосудия, а не ее очередная иммитация, в Украине таки состоялась.
- Информация о материале
«Харківобленерго» за мільйон придбало кабелів дорожче від ринкових цін
АК «Харківобленерго» 29 грудня 2015 року уклала договір з ТОВ «Паливно-енергетична компанія «Енерго-Альянс» щодо придбання кабельної продукції вартістю 0,96 млн грн.
Про це компанія повідомила в своєму звіті у «Віснику державних закупівель». Тендер щодо щодо цієї закупівлі не проводився.
У звіті про укладання договору, говориться, що планується постачання 17 найменувань дротів до кінця 2016 року. Закупівельна ціна суттєво перевищує ринкову.
- Информация о материале
За месяц до оценивания
Первичное квалификационное оценивание судей начнется уже через месяц. Однако представители судейского сообщества до сих пор теряются в догадках, как, когда и где оно будет проходить, какими будут задания, и главное – не превратится ли процедура оценивания в кампанию по увольнению неугодных. На все вопросы ответил председатель Высшей квалификационной комиссии судей Сергей Козьяков.
Судьи-«пятилетки» будут первыми
– Недавно ВККС опубликовала заявление, в котором сообщила, что суды не предоставляют Комиссии данные о внутренней специализации судей, хотя должны были это сделать в течение 10 дней. Не затянет ли это в очередной раз начало первичного оценивания?
– Процедура первичного оценивания состоится обязательно. Первая группа судей из 20 человек будет проходить оценивание 17 февраля. Это точная дата.
– Кто будет в этой первой группе?
– Это будут судьи, претендующие на должность судьи бессрочно и написавшие соответствующие заявления. Мы уже обработали 101 такое заявление.
– Где будет проходить сама процедура оценивания?
– Она будет проходить в Киеве, непосредственно в здании ВККС на ул. Механизаторов, 9. Все судьи, проходящие оценивание, будут сведены в группы по 20 человек и в таком порядке будут его проходить.
– Первоначально предполагалось, что первыми первичное оценивание будут проходить все-таки судьи Верховного Суда Украины и высших специализированных судов. Почему в итоге решили отказаться от этой идеи?
– Такой порядок был предусмотрен переходными положениями Закона «Об обеспечении права на справедливый суд» от 12.02.2015. Но сроки их действия истекли 28 сентября прошлого года. Провести оценивание в таком порядке не удалось, поскольку вплоть до декабря шли переговоры с Советом судей Украины. Чтобы прежний порядок действовал, необходимо, чтобы парламент продлил срок действия Закона «Об обеспечении права на справедливый суд».
– Т. е. первоначальный порядок оказался все-таки несколько скомканным?
– Большой проблемы я в этом не вижу. Общее число судей Верховного Суда и высших специализированных судов невелико – около 330 человек. Часть из них уже написали заявления об отставке, так что фактическая проходить первичное оценивание будут еще меньше людей. Значительно большей проблемой является проведение оценивания нескольких тысяч судей апелляционных судов и судов первой инстанции.
Не стоит бояться противоречий
– Будут ли допущены к прохождению оценивания судьи, на которых было подано множество жалоб, на которых в ВККС открыты дисциплинарные дела, или те, кто имеют проблемы с правоохранительными органами?
– Будут. Первичное оценивание, как известно, состоит из двух этапов – экзамена и исследования судейского досье. Количество жалоб на судью еще ни о чем не говорит. Значение будет иметь количество решений ВККС по привлечению конкретного судьи к дисциплинарной ответственности. Это будет учитываться уже при прохождении судьей второго этапа оценивания и соответствующего собеседования с ним.
– Как может повлиять на результаты оценивания каждый его этап? Например, будет ли рекомендовано уволить судью, если он хорошо сдал экзамен, но провалил процедуру исследования досье и собеседование?
– Все будет оцениваться по совокупности факторов.
– Каковы будут финансовые затраты на проведение оценивания? Как известно, в 2011–2013 гг. на проведение отборов на должности судей были потрачены миллионы…
– Это разные ситуации. Тогда для проведения отборов разрабатывалось специальное программное обеспечение, закупались оборудование и техника, арендовались помещения. Сейчас во всем этом нет необходимости. Если, например, в день будут проходить оценивание 20 судей, арендовать залы нам не нужно. У нас есть два класса, оснащенных современным оборудованием и программным обеспечением, которые вполне подходят для решения поставленной задачи. Т. е. каких-либо особых финансовых затрат для проведения первичного оценивания не предвидится.
– Разработаны ли уже окончательные варианты заданий для оценивания? Можно ли с ними ознакомиться заранее?
– Первая часть заданий будет состоять из устоявшихся правовых позиций Верховного Суда. Эти правовые позиции, как и решения Европейского суда по правам человека, будут размещены на нашем сайте. Что касается практических заданий, то их варианты выложены на сайт не будут. Судьи будут получать эти задания при непосредственной встрече с членами комиссии.
– А как быть с ситуациями, когда правовые позиции Верховного Суда противоречат друг другу?
– Главное, чтобы судья эти позиции знал, как и то, что они противоречат друг другу. Иного от него не потребуется.
Неопределенные сроки
– Если все противоречия между ВККС и Советом судей преодолены, зачем в декабре понадобилось создавать совместную рабочую группу?
– Некоторые моменты оценивания еще могут улучшаться. Думаю, в феврале мы начнем процедуру первичного оценивания, получим первый опыт, а потом проанализируем ситуацию на предмет того, что у нас было сделано неудачно.
– В какие сроки ВККС планирует провести оценивание всего судейского корпуса?
– Я так далеко не заглядываю, и соответствующие подсчеты мы не проводили. Пока мы хотим посмотреть, как пройдет оценивание первой сотни судей, а дальше будем действовать, исходя из разработанного графика.
- Информация о материале
Партнер аваківського «Саші Браслета» планує безкоштовно збільшити своє газове родовище у вотчині Авакова
Харківська обласна рада планує надати дозвіл ТОВ «Восток-Енергоресурс» на розширення меж ділянки надр на Новософіївської площі для видобутку нафти та газу. Про це йдеться у проекті рішення Харківської облради.
ТОВ «Восток-Енергоресурси» звернулося до депутатів з пропозицією погодити їм розширення меж раніше наданої в користування ділянки надр не більш як на 50% з метою геологічного вивчення нафтогазоносних надр. Зокрема, в своєму зверненні фірма вказала, що на новій території планує провести дослідно-промислову розробку з подальшим видобуванням нафти та газу (промислова розробка родовища). Розширення меж ділянки, вказано в зверненні фірми, дозволить збільшити обсяг видобування корисних копалин.
Засновниками ТОВ «Восток-Енергоресурс» є Олександр Настенко, Лілія Багрянцева, Роман Дружбін, Ярослав Костенко, Тетяна Степченко, Віталій Якименко.
Роман Дружбін раніше заснував ТОВ «Центральна нафтогазотранспортна компанія» спільно з полтавським бізнесменом Олександром Павлюченко.
За даними ЗМІ, в Полтавській області Павлюченко відомий як кримінальний «авторитет» Саша Браслєт, він також має дуже тісні зв’язки з правоохоронцями. Крім того, Павлюченко є помічником депутата від «Народного Фронту» Ігора Котвіцького, бізнес-партнера міністра МВС Арсена Авакова.
Зараз засновниками ТОВ «ЦНК» окрім Дружбіна є Олександр Настенко, Віталій Якименко та Віталій Ткачов.
Олександр Настенко є одним з бенефіціарів ПАТ «Харківський канатний завод». Його партнерами у цьому підприємстві є співвласники корпорації «Маст-Іпра» Сергій Анохін, Олександр Грєховодов, Сергій Гріховодов, Олег Земляков, Сергій Хохлов. Корпорація «Маст-Іпра» збирається будувати у місті у Куп’янську Харківської області дві міні-ТЕЦ.
Крім того, Настенко з Якименко й Ткачовим, а також колишнім комерційним директором «Кримського Титану» Дмитром Нікуліним, є засновниками ТОВ «Титан-Апатитова група». У грудні це підприємство хотіло отримати дозвіл на розробку титанового родовища на Житомирщіні, але отримала відмову.
ТОВ «Восток-енергоресурс» у листопаді 2015 року на торгах за 1,42 млн грн. при стартових 1,38 млн грн. придбало Новософіївську площу.
- Информация о материале
Страница 614 из 2102
