Реформирование института правосудия, которое с каждым днем приобретает все более конкретные очертания, призвано, среди прочего, внести изменения в установленный на сегодняшний день порядок рассмотрения споров между юридическими лицами и гражданами в рамках украинского законодательства. Зачастую при возникновении между сторонами конфликтной ситуации, которая не находит разрешения мирным путем, они обращаются за защитой своих ущемленных, по их мнению, прав к служителям Фемиды. Это приводит к двум проблемам: суды (и, соответственно, судьи) имеют в производстве очень большое количество дел, и из-за этого стороны могут ожидать решения по делу очень долгое время. В странах Европейского Союза и Соединенных Штатах Америки вопрос загруженности служителей Фемиды решен путем существования параллельно с системой судопроизводства института медиации.
Сама по себе медиация фактически сводится к альтернативному урегулированию споров путем привлечения к разрешению конфликта еще одной нейтральной и беспристрастной стороны – медиатора, который не заинтересован в определенном исходе дела. Медиатор, по сути, помогает сторонам достичь определенного соглашения – исключительно на добровольных основаниях и под их контролем.
Внедрение института медиации было предметом исследований и работы многих законодателей. Только за последнее несколько лет в Верховной Раде было зарегистрировано около десятка законопроектов, призванных урегулировать вопрос внесудебного решения конфликтов. Однако ни один из этих проектов так и не дошел до стадии голосования народными депутатами. Одни не находили поддержки у Главного научно-экспертного управления, другие были раскритикованы профильным Комитетом Верховной Рады по вопросам правовой политики и правосудия.
Однако в 2014 г. Украина подписала Соглашение об ассоциации с Европейским Союзом, согласно ст. 1 которого Украина и Европейский Союз должны усиливать сотрудничество в сфере правосудия, свободы и безопасности в целях обеспечения верховенства права и уважения прав человека и основных свобод. Страны ЕС настояли, что обеспечение верховенства права и лучшего доступа к правосудию подразумевает доступ, как к судебным, так и к внесудебным методам урегулирования споров.
На своем заседании в Тампере 15 октября 1999 г. Европейский Совет призвал государства к внедрению альтернативных внесудебных процедур, основной среди которых является медиация. Для ее широкого внедрения в 2008 г. были приняты Директива 2008/52/EC Европейского парламента и Совета по определенным аспектам медиации в гражданских и коммерческих делах, а также ряд рекомендаций и руководящих принципов. Названная Директива распространяется на международные споры, но в соответствии с п. 8 преамбулы, «ничто не должно мешать применять эти положения также во внутренних медиационных процессах».
Подписание Украиной Соглашения об ассоциации с Европейским Союзом предоставляет уникальную возможность для внедрения европейского опыта медиации и присоединения к европейскому сообществу медиаторов.
На сегодня введение института медиации является одним из приоритетных направлений работы украинских законодателей. В начале осени 2015 г. профильный Комитет Верховной Рады в очередной раз принял решение о возвращении двух альтернативных законопроектов №2480 и №2480-1, регулирующих вопросы медиации, субъектам законодательной инициативы. А поскольку принятие такого нормативного акта является крайне необходимым, группой народных депутатов один из указанных законопроектов был доработан и 17 декабря 2015 г. вновь внесен на рассмотрение парламента под №3665. Сейчас этот проект ожидает рассмотрения в профильном Комитете ВР, и только после его согласования парламентарии смогут за него проголосовать. В положениях нового законопроекта, который призван создать институт медиации в Украине, разбиралась «Судебно-юридическая газета».
Когда возможна медиация
Применение института медиации, согласно положениям законопроекта, возможно в любых конфликтах (спорах), в т. ч. гражданских, семейных, трудовых, хозяйственных, административных, а также в уголовных процессах и делах об административных правонарушениях с участием как резидентов, так и нерезидентов Украины. Таким образом, медиация будет альтернативным судебному способом разрешения конфликтов, поскольку охватывает фактически все сферы правоотношений. Исключением являются лишь случаи, когда одна из сторон совершила тяжкое или особо тяжкое преступление – тогда медиация может быть проведена исключительно по объему и способу компенсации причиненного этим преступлением ущерба.
Следует также отметить, что законодатели установили возможность проведения медиации как до обращения в суд (третейский суд), так и во время или после судебного или третейского производства, в т. ч. в ходе исполнения его решения. Это указывает на возможность достичь консенсуса на любом этапе разрешения конфликтной ситуации.
Медиатор как советник
Законодатели установили, что медиатором может быть физическое лицо, достигшее 25 лет и имеющее высшее или профессионально-техническое образование, которое прошло профессиональное обучение медиации. Также четко регламентированы ограничения для медиаторов – таковым не сможет стать лицо, признанное судом ограниченно дееспособным или недееспособным; которое имеет не погашенную или не снятую в установленном законом порядке судимость; освобожденное от должности судьи, прокурора, следователя, с государственной службы или со службы в органах местного самоуправления за нарушение присяги, совершение коррупционного правонарушения; находящееся на государственной службе; исключенное из реестра до истечения трехлетнего срока. Стороны самостоятельно выбирают медиатора или медиаторов для решения спора.
Таким образом, основным требованием к медиатору является наличие у него специальной подготовки. А такая подготовка осуществляется физическими и юридическими лицами, программы которых были аккредитованы объединениями медиаторов. Эти организации должны обеспечивать как подготовку на базовом уровне, так и повышение квалификации медиаторов, целью которого является проведение процедур медиации эффективным для сторон, беспристрастным и компетентным способом.
Подготовка медиаторов включает 90 академических часов начального обучения, в т. ч. не менее 45 академических часов обучения практическим навыкам. По результатам ее успешного прохождения медиатору предоставляется сертификат (свидетельство или т. п.), который должен содержать информацию о названии организации, осуществлявшей подготовку; фамилии, имена, отчества лиц, которые провели подготовку; название программы подготовки и объем (количество академических часов) теоретической и практической ее части. При этом законодатели предлагают предоставить возможность признания сертификатов медиаторов, полученных за пределами Украины, если они отвечают указанным выше требованиям.
Для решения вопроса доступа к информации о действующих медиаторах законодателями предусмотрено создание соответствующего реестра. Он позволит вести учет подготовленных специалистов, но главное – даст возможность потребителям услуг медиации выбирать медиатора для конкретного дела. Такой реестр будет включать в себя все реестры, которые будут вести объединения медиаторов и организации, обеспечивающие проведение медиации и/или соответствующее обучение.
За предоставление услуг медиатор будет получать вознаграждение, размер которого определяется на договорных основаниях. Кроме того, стороны конфликта покрывают расходы, связанные с материально-техническим и организационным обеспечением проведения медиации. Такие расходы покрываются ими в равных долях, если в договоре о проведении медиации они не согласовали иной принцип их распределения.
Контроль за качеством предоставления медиаторами услуг, соблюдением ими требований кодекса этики медиатора и правил проведения медиации, уровнем специальной подготовки медиаторов, а также соответствием специализации медиатора обстоятельствам конкретного дела будет возложен на организации, обеспечивающие проведение медиации, и объединения медиаторов. Они должны разместить на своих сайтах реестры медиаторов, кодекс этики медиатора, правила проведения медиации, положения о дисциплинарных комиссиях, данные о стоимости услуг медиации и административных сборах, а также другую информацию, которая необходима сторонам для понимания сущности процедуры медиации и выбора медиатора для конкретного дела.
Для рассмотрения жалоб сторон медиации на действия или бездействие медиаторов в организациях, обеспечивающих проведение медиации, а также объединениях медиаторов на постоянной основе создаются дисциплинарные комиссии. Они рассматривают жалобы на медиаторов, являющихся членами организации или внесенных в их реестры. Каждая такая жалоба должна быть рассмотрена в течение месяца с момента получения ее ответственным лицом, и по результатам этого рассмотрения медиатор может быть привлечен к ответственности. По завершению рассмотрения жалобы стороны медиации получают письменное уведомление о выводах комиссии.
Как лицо причастное к разрешению споров, медиатор несет ответственность за нарушение требований закона о медиации, правил этики медиаторов и договорных обязательств относительно сторон медиации. Сторона, которая считает, что незаконными действиями или бездействием медиатора ей был причинен материальный и/или моральный вред, может обратиться с жалобой в организацию, обеспечивающую проведение медиации, или к объединению медиаторов. По такому обращению должно быть принято решение, которое публикуется на официальном сайте – вплоть до решения об исключении медиатора из реестра медиаторов или из состава членов организации. Может обратиться пострадавшая сторона и в суд, который осуществляет защиту прав и законных интересов сторон медиации в порядке, установленном законом. Повторное внесение медиатора в реестр или повторное принятие его в члены организации/объединения медиаторов может произойти не раньше, чем через 3 года.
Процесс медиации
Медиация может проводиться медиатором, которого стороны конфликта выбирают по своему усмотрению, самостоятельно или при содействии организации, обеспечивающей проведение медиации. Медиатор выбирает средства и методы проведения медиации и согласовывает ее порядок со сторонами конфликта, соблюдая требования действующего законодательства, правила проведения медиации, а также правила деловой и профессиональной этики медиаторов.
Начало медиации происходит в день, когда стороны согласились встретиться с медиатором для проведения такой процедуры. Если одна из сторон направила письменное предложение о встрече с медиатором для проведения процедуры медиации и в течение 30 дней или иного срока, указанного в предложении, не получила согласие другой стороны, такое предложение считается отклоненным. Это сохраняет основной принцип медиации – ее добровольность.
По результатам работы медиатора и сторон конфликта по его решению может быть достигнут консенсус, условия которого прописываются в письменном договоре. Такой договор, естественно, не должен содержать положений, противоречащих законам Украины, интересам государства и общества, его моральным принципам. Если медиация проводилась в рамках уголовного производства, судебного или третейского разбирательства дела или исполнительного производства, ее результаты, касающиеся непосредственно предмета иска или уголовного производства, оформляются мировым соглашением, соглашением о примирении или иным документом в соответствии с требованиями действующего законодательства. В случае, если стороны достигли согласия по вопросам, которые не могут быть предметом мирового соглашения (соглашения о примирении), они могут заключить по этим вопросам отдельные договоры.
Подписанный по результатам медиации договор является обязательным для исполнения определенным сторонами способом и в оговоренные ими сроки. В случае невыполнения стороной взятых на себя обязательств по такому договору другая сторона вправе в установленном законом порядке обратиться в суд для защиты своих нарушенных прав и законных интересов. Кроме того стороны имеют право договориться о включении в договор письменной медиационной оговорки, согласно которой они соглашаются передать на медиацию все или определенные споры, которые могут возникнуть между ними в связи с какими-то конкретными правоотношениями, независимо от того, имеют ли они договорный характер или нет. Наличие такой оговорки в договоре не является препятствием для обращения в суд или третейский суд.
Следует отметить также, что с целью эффективного применения института медиации законодатели установили, что судья или третейский судья вправе обращать внимание сторон на возможность проведения процедуры медиации на всех стадиях судебного рассмотрения дела, однако не может рекомендовать сторонам обратиться к конкретному медиатору. В случае использования сторонами рекомендации о возможном достижении консенсуса с привлечением медиатора суд или третейский суд вправе по совместному ходатайству сторон приостановить производство по делу на время, необходимое им для проведения медиации.
Принципы медиации
Медиация проводится на основе соблюдения определенных постулатов – ее принципов. Наши законодатели сохранили принципы медиации, задекларированные в Европе: добровольное участие; активность и самоопределение сторон; независимость и нейтральность медиатора; конфиденциальность информации о медиации.
Сама по себе медиация не просто является альтернативным судебному способом решения конфликтов, но и отличается, в первую очередь, добровольностью действия сторон, без оказания какого-либо давления на них с целью ее проведения или прекращения. Так, стороны имеют право организовать процесс медиации так, как они считают необходимым, и прекратить его в любое время, обратившись в суд или третейский суд за защитой нарушенных прав. Этот принцип распространяется не только на сторон, но и на медиатора и других участников медиации. Важным моментом является и тот факт, что само по себе участие лица в медиации не может рассматриваться как признание им своей вины любо признание исковых требований или отказ от таковых. Это всего лишь принятие возможности альтернативного урегулирования конфликта, возникшего в связи с заявлением другой стороны о предполагаемом нарушении ее прав.
Решение об обращении к медиатору, помимо того, что является исключительно добровольным, подразумевает также активный характер действий. Так, стороны медиации самостоятельно выбирают медиатора или медиаторов, определяют круг обсуждаемых ими вопросов, варианты урегулирования спора, содержание договора по результатам медиации, сроки и способы его выполнения, а также другие вопросы, касающиеся их спора и процедуры медиации, с учетом советов медиатора и других участников медиации. Кроме этого, отличительной чертой медиации можно назвать тот факт, что окончательные решения по возникшему конфликту принимаются исключительно сторонами медиации – медиатор не может навязывать им определенную позицию или способ разрешения конфликта, он фактически исполняет функции советника, не заинтересованного в том или ином решении спора.
Исполнять такие функции медиатору помогает принцип его независимости не только от сторон медиации, но и от государственных органов, других юридических и физических лиц, которым запрещается вмешивается в его деятельность при подготовке и проведении медиации. В связи с такой независимостью законодатели определили, что медиатором не может выступать адвокат, представитель и/или законный представитель стороны медиации. Такая позиция объясняется необходимостью сохранения медиатором нейтральности и беспристрастности, когда он помогает сторонам спора достичь взаимопонимания, наладить и вести переговоры. Во время проведения процедуры медиации медиатор стремится к обеспечению непредвзятого подхода по отношению к сторонам и учитывает при этом все обстоятельства дела. По своей сути медиатор не решает спор между сторонами и не вправе это делать. Если стороны не подписали соответствующее согласие, он не имеет права давать указания и рекомендовать конкретные варианты урегулирования спора, а также оценивать поведение и позиции сторон медиации (за исключением случаев явного нарушения правовых или этических норм либо порядка проведения медиации).
Важным принципом является также конфиденциальность информации о медиации, если стороны письменно не договорились об ином. Конфиденциальной является информация о предложении одной из сторон о применении процедуры медиации, готовности сторон к участию в проведении медиации; мыслей, предложений или признаний, высказанных в ходе медиации; готовности одной из сторон принять предложение другой стороны об урегулировании спора, а также другая информация о процессе подготовки и проведения медиации. Положения о конфиденциальности распространяются как на стороны медиации и медиатора, так и на лиц, которые к ней привлечены.
Медиация по-украински
Изложенное выше свидетельствует о том, что законодатели, вводя институт медиации, предоставляют сторонам спора возможность достигать консенсуса во внесудебном порядке, разрешая таким путем конфликты во всех сферах правоотношений с привлечением третей незаинтересованной стороны. Это должно позитивно отразиться на количестве рассматриваемых служителями Фемиды дел и, соответственно, на качестве принимаемых ими решений. Следует также упомянуть, что в законопроекте №3665сохранены все европейские принципы медиации. Однако при этом следует отметить «сыроватость» положений проекта, который четко не регламентирует способы и методы медиации и взаимоотношения медиатора с другими органами, а также каким образом будет фиксироваться договор, подписанный сторонами при достижении консенсуса. В то же время, стоит напомнить, что закон о медиации должен быть принят как можно скорее, ведь его имплементация возможна только после подписания Президентом, а регламентация института медиации нужна Украине уже сегодня.