Главная
Зачем нужны украинцы, или Как разорвать круг истории?
…Ничего не могу поделать с памятью: все, что случилось за 25 лет независимости, — перебил Майдан. Картины — как вспышки молний: Михайловский монастырь и те, кого он защитил в последнюю осеннюю ночь, тысячеголосое пение «Ще не вмерла України ні слава, ні воля…», прорывающееся из-под земли, из метро, на поверхность и к небесам, набат впервые более чем за 700 лет, голубая каска Устима, ребята, накрытые сине-желтыми флагами возле Лядских ворот, флаг Европы, склоненный над гробом на Майдане...
Мы сами не поняли, что мы сделали. А до января той раскаленной зимы в Киеве продолжались самые большие ненасильственные акции в истории человечества. Только на Тяньаньмэнь в 20-миллионном Пекине, кажется, вышло больше. Остальное — Соляной поход Ганди, митинг в Вашингтоне, где Мартин Лютер Кинг сказал, что у него есть мечта, падение Берлинской стены, Бархатная революция в Праге и Тахрир в Каире — оказалось меньшим по масштабу и количеству участников.
Майдан стал рубиконом между эпохами и тектоническим сдвигом в сознании украинцев. Мы закрываем незакрытые сто лет назад гештальты.
Что же случилось чуть меньше сотни лет назад? Украинская революция. Тогда проблемы были схожие. Однако их масштаб был иной.
Молодая республика должна была все начинать с нуля. Надо было создавать национальное правительство, парламент, независимые от империи банковские и финансовые учреждения, армию.
Провозглашение независимости УНР и большевистская агрессия против нее произошли почти синхронно. Ситуация повторилась в конце февраля 2014 года. В обоих случаях украинскую армию приходилось восстанавливать почти с нуля. Но теперь в украинском обществе уже не было дискуссий, нужна украинцам армия или нет. И мы выстояли. Этот гештальт закрыт.
У нас было 23 мирных года, которые позволили нам более или менее привести в порядок все то, чего не хватало Украинской Народной Республике.
Сейчас мы пытаемся модернизировать правительственную систему, сделать министерства более гибкими, а их работу — более эффективной и оперативной. А тогда нечего было улучшать — всё должны были создавать с нуля, не имея хорошо обученных кадров.
Выборы в Учредительное собрание показали, что Киев остается имперским анклавом. Если в губернии избирают делегатов от украинских партий, то Киев голосовал за Внепартийный блок российских избирателей. Украину называли страной без столицы. И это было не только проблемой самоидентичности, это была банальная проблема кадров для национальной бюрократии. Грушевского просили прислать «кого-нибудь» из Киева, а Грушевский жаловался, что в Киеве некому работать в только что созданных правительственных учреждениях.
К тому же у украинцев тогда был мощный постколониальный синдром: государство не было своим, а следовательно — было вражеским. Те, кто шел на госслужбу, сразу становились «чужими». Люди не доверяли государственным учреждениям не потому, что они этого не заслуживали, а из-за унаследованной презумпции недоверия.
Нынешние украинцы не закрыли этот гештальт. Уровень доверия к государственным учреждениям до сих пор неприлично низкий. Не только из-за их неэффективности, но и из-за стереотипов восприятия их людьми. Недоверие к государству сформировалась как следствие постколониальной и посттоталитарной травмы. Государство для многих украинцев и сейчас — угроза. Столетиями оно было для них источником опасности, как же теперь переосмыслить его как инструмент в собственных руках?
Проблема доверия — ключевая проблема украинского общества.
Поздно вечером 20 февраля 2015 г. я вернулся с Реквиема памяти Небесной Сотни. Это была очень печальная и красивая церемония, когда «Лучи Достоинства» соединили пасмурное небо с точками на земле, где погибли Герои. Когда появился президент Порошенко, несколько человек начали кричать: «Позор!» Это было настолько неуместно для поминальной церемонии и так противно, что дома я сделал достаточно эмоциональную запись в Фейсбуке:
«Очень короткий урок истории для тех, кто вчера кричал «позор» президенту. 1. Для изменений необходимо время. Британцы не кричали Черчиллю «позор» в 1940 г. Война продолжалась еще 5 лет. Но закончилась победой для Британии. 2. В 1918 г. начали кричать «позор» Грушевскому. В апреле пришел Скоропадский. Начали кричать «позор» Скоропадскому. В декабре докричались — пришел Петлюра. Потом было «Петлюре — ганьба-а-а!» Наконец, Петлюру выгнали большевики и в среднесрочной перспективе расстреляли всех, кто пытался кричать им «позор!».
В 1918 г. ценой недоверия была украинская независимость.
У меня есть гипотеза, которую очень сложно проверить экспериментально. Однако последние наблюдения за украинским обществом, кажется, ее подтверждают: одной из травм постколониального и посттоталитарного прошлого является недоверие к другим людям, политикам и учреждениям. Украинцы не умеют доверять. Мы не умеем предоставлять кредит доверия другим людям. И все завершается историческими поражениями.
Например, если посмотреть на динамику доверия к четырем президентам, то и у Кучмы времен его второй каденции, и у Ющенко, и у Януковича, и у Порошенко не было даже ста дней после выборов, чтобы доверие к ним оставалась стабильным. Украинцы избирают политиков, а уже на следующий день доверие к ним начинает стремительно уменьшаться.
Большинство лозунгов, с которыми политики приходят к власти, требуют времени для реализации. Одни — полгода, другие — год, а для реализации некоторых из них не хватит и срока парламентской или президентской каденции. Однако у украинцев почти всегда завышенные ожидания относительно политиков.
Кучма начал терять доверие сразу после переизбрания президентом в конце 1999 года. И за год потерял треть доверия. Ющенко — также треть доверия в течение года. Янукович на протяжении первого года своих полномочий — половину, Порошенко — около 40%.
В течение года после избрания Петра Порошенко в первом туре я несколько раз ставил эксперимент со слушателями своих лекций: просил их назвать причины, почему доверие к президенту начало стремительно падать буквально уже через месяц-два после инаугурации? Каждый раз эксперимент превращался в бурную дискуссию с классическим набором от «не продал Липецкую фабрику» до «не остановил войну». Когда аудитория получала задачу проанализировать, как решить конкретный вопрос, если «президент — это ты», вдруг выяснялось, что два-три месяца для решения проблемы мало. В дискуссии мы выходили на понимание того, что общество чаще всего не осознает, сколько времени нужно на решение тех или иных проблем, имеет завышенные ожидания, мыслит категориями эффективной деятельности не учреждений, а персоналий. Но самое главное — исходит из позиций презумпции недоверия к политикам.
В Украине недоверие к политикам зачастую является не только следствием их неэффективности — недоверие опережает действия политиков.
Вспоминая бурные годы первой украинской революции, известный меценат и общественный деятель Евгений Чикаленко называл украинцев «недоваренной нацией». Он вспоминал свой разговор с сельским торговцем Шафером, который все описывал баснями. Он сказал тогда Чикаленко: »Чиста, сира вода не шкодить чоловікові, а варена ще лучча від сирої, але недоварена вже шкодить. Отак і з народом: поки він був сировий-темний, із ним можна було жити, коли він звариться, тобто просвітиться, із ним ще ліпше можна буде жити, а тепер він недоварений — ой, як із ним тяжко жити!»
Одной из составных частей этой «недоваренности» — низкий уровень доверия, невежество, нехватка гражданской ответственности. Во время Революции Достоинства родились новые акторы доверия, которых раньше не было, — волонтеры. И теперь к трем китам доверия — церкви, армии, общественным организациям — добавился четвертый. Волонтеры быстро превратились в абсолютных лидеров доверия украинцев. И заняли в рейтинге первое место. Существует высокая вероятность того, что благодаря их деятельности пространство доверия будет расширяться. Здесь еще очень много работы. Может, даже больше, чем сто лет назад.
Вместо этого мы закрыли еще один гештальт: от веры в мессий постепенно переходим к осознанию гражданской ответственности.
«Ми всі вважали його за «некоронованого короля України», який, як приїде, то дасть всьому порядок і лад», — писал о Грушевском Евгений Чикаленко. Как в начале 1917-го, так и в 2004-м украинцы ожидали Мессию, который объединил бы их и спас… В 1917 г. Грушевского в буквальном смысле на руках носили по Крещатику. Возможно, такое сравнение несколько неудачное, но и в 1917-м, и в 2004-м украинцы пережили «эффект Вербного воскресенья». Украинцы были в Духе. Украинцы вымолили себе Мессию. Но ушли тогда с Майдана. Ибо считали, что дальше их «помазанники» все сделают сами.
Наступило время понять, что надо идти и делать самим, а не ждать «помазанников». После Революции Достоинства тех, кто выбирает активное ответственное гражданство, стало заметно больше.
Патернализма становится меньше. Хуже с популизмом.
IV Универсал Центральной Рады — это документ, не только провозгласивший независимость, но и достаточно крепкий концентрат популизма в стиле «все — всем». Наступило время осознать, что не бывает простых ответов на сложные вопросы.
Сложные решения требуют много времени. Кое-кто считает, что реформы в Украине двигаются крайне медленно. Хотя порой реформы тормозит не столько »власть», сколько »народ» — то есть довольно широкий круг лиц.
Для адекватного понимания проблем нужно приобрести знания, отрефлексировать их и научиться применять. Чем больше люди вовлечены в эти процессы, тем дольше они продолжаются. Картофель растет по меньшей мере шесть недель — кричи на него, возмущайся или уговаривай — он от этого быстрее расти не будет. Если же выкопать не через шесть недель, а через три, это будет не картофель, а горох или фундук по размеру. Все требует своего времени. Чтобы вырос и начал плодоносить сад, нужно пять-шесть лет. Чтобы выросла и повзрослела нация, и 25 лет может оказаться мало. А созревание нации — это проблема коммуникации, общения, рефлексии.
Многие не хотят ждать и доверяются тем, кто говорит, что можно перехитрить время. Недавно я встретил знакомого, который жаловался: дескать, уже полгода не могу закончить ремонт в квартире, уже третью бригаду сменил. А первая обещала все сделать за месяц. Таким образом, даже ремонт в доме — это полгода и три бригады. А нам надо отремонтировать страну. А страна, если кто забыл, — крупнейшая в Европе. От Донецка до Львова — 1270 км. От Праги до Лондона — всего на 2 км больше, 1272! Не надо надеяться, что ремонт страны будет продолжаться меньше, чем ремонт квартиры.
Так что мы должны осознать: популизм — это зло. А еще — преодолеть собственное невежество. Только это подарит новые ожидания.
Знание — сила. В свое время Лешек Бальцерович разработал концепт свободных рыночных реформ для посткоммунистической Польши. Его наработки понадобились через 10 лет после того, как он начал работать над этой темой.
Откуда же он взял эти идеи? В любых реформах важно знание аналогий. В конце концов, важно Знание. И это знание следует брать там, где его много и где его умеют анализировать. У польских студентов была возможность поехать поучиться в зарубежных университетах. Бальцерович — выпускник программы Фулбрайта. А были ли у украинцев в советское время такие возможности? Нет. По сути, лишь теперь в Украине появилось поколение, которое получило знания на Западе и имело возможность посмотреть, как это работает в других мирах. Это еще одно отличие от Украины, какой она была сто и двадцать пять лет назад.
То, что делал Бальцерович в Польше, он делал в очень комфортных условиях. Ему не надо было с нуля создавать банковскую систему, искать решения для введения национальной платежной системы. В Польше в 1989 г., в конце концов, был злотый. У Украины в 1991-м гривны не было. Польше не надо было возрождать частного хозяина в сельском хозяйстве — там колхозы распались еще в 1956 году. Украина же должна была превратить колхозника в хозяина. Все в Украине продолжалось дольше и сложнее, чем в Польше. Просто потому, что работы было в несколько раз больше.
«Накормить страну», как говорил и.о. премьера Ефим Звягильский, — уже не актуально. Страна уже сама вполне справляется.
Украина через 25 лет независимости — это и в плане мировоззрения нечто иное. В 2015 г. в Украине 50% граждан уже не учились по советским учебникам. Это означает тектонические сдвиги в отношении к прошлому. Память о прошлом — одна из составных частей национальной идентичности. А национальная идентичность является одной из основ национального единства. За 25 лет мы переосмыслили много страниц прошлого.
Например, большинство украинцев во всех регионах и возрастных группах считают Голодомор геноцидом. В этом вопросе сегодня имеем национальный консенсус. Еще 10 лет назад об этом не было и речи! Согласно исследованиям ФДИ имени Илька Кучерива, в начале 2015 г. Сталина в Украине оценивали положительно 7,2%. В России в то же время проводился аналогичный опрос, и там Сталина положительно оценивали 52%. А 45% респондентов оправдывали массовые репрессии! Между нами и ими пролегла мировоззренческая пропасть. У нас слишком разные представления о том, что такое хорошо, и что такое плохо.
Результаты еще одного опроса опубликовала в 2007 г. «Україна модерна». Оно касалось локальных идентичностей Львова и Донецка. Жителей Донецка спрашивали: «Что вы чувствуете, когда видите украинский сине-желтый флаг?» Если в начале независимости 12,2% дончан утверждали, что они гордятся украинским флагом, то через 10 лет национальным биколором гордились 72,8%.
Еще в 2013 г. локальные идентичности значительно опережали все другие. После Майдана на первое место вышла национальная идентичность. Патриотические чувства увеличились более чем вчетверо! Так утверждают прошлогодние исследования Института социологии НАНУ. После Майдана состоялся тектонический сдвиг — как в отношении к прошлому, так и в отношении к национальной идентичности.
Проблема, скорее, заключается в том, чтобы научиться замечать положительные перемены такого масштаба.
Мы постепенно, но уверенно меняемся. Опыт Майдана — это еще и опыт борьбы за свою субъектность. Мы понемногу учимся Самоорганизации, Солидарности, Доверию. Это можно воспринимать как Чудо.
Тимоти Снайдер говорит, что в борьбе с нацизмом во Второй мировой войне погибло украинцев больше, чем американцев; больше, чем британцев; больше, чем французов; и больше, чем американцев, британцев и французов вместе взятых. На наших кровавых территориях от рук обоих тоталитаризмов в ХХ в. погибло до 15 млн человек. И мы все время возрождаемся из пепла. Украина не Британия. Газоны 300 лет здесь не растут: их вытаптывают каждые 25 лет.
Геноцид оставляет не только психологические, но и генетические травмы. А это означает, что у украинцев такие травмы могли закрепиться — из поколения в поколение. Родители могли получить травмы в 1921 г., а их дети — во время Второй мировой. Кто-то скажет: «Не факт! Могло быть и наоборот — могли появиться сопротивляемость, своего рода иммунитет. Надо исследовать!» Десятилетия испытаний могли и закалить.
«Когда украинцев бьют, они не разбегаются, а сбегаются!» — изумленно заметил один иностранец на Майдане зимой 2014 г. Может, сработала эта закалка?
Украинцы ошибались, имея иллюзию безопасного мира. Ближайший сосед снова оказался врагом. Для части украинцев — неожиданно. Другая часть пробурчала: «А мы же говорили…» И теперь имеем возможность переосмыслить весь учебник истории ХХ в.: мы примеряем опыт Мюнхена 1938-го, вчитываемся в страницы, где описан аншлюс Австрии, снова вспоминаем гляйвицский инцидент, обсуждаем катастрофу в Локкерби и опыт разделенной Берлинской стеной нации. Мы впервые за много лет пробуем примерить на себя опыт нашего общего европейского прошлого.
Для чего Украине был нужен Янукович? Он играл роль катализатора изменений и вызвал крупнейшие ненасильственные акции гражданского сопротивления в истории человечества, а это общее выступление помогло многим излечиться от комплекса неполноценности и поверить в себя.
«Я — капля в океане» — это лозунг популярнейшего плаката на Майдане. Когда эти капли собираются сотнями тысяч, это означает, что вместе они сливаются в политическое цунами. Так работает «сила бессильных» Гавела, его постулат «жизнь в правде». И в этом — ответ, зачем украинцы Европе.
Сейчас мы наблюдаем очень печальный процесс, когда политики и медиа перестают говорить правду. А тем временем у нас еще и второй юбилей: 25 лет таблоидизации и медийного, и политического дискурса в североатлантическом мире. Распад «Империи Зла» создал иллюзию безопасного мира и превратил его в мир консьюмеризма. А этот мир родил новые внутренние опасности: люди требовали опасных упрощений от политиков и медиа. Так родился не только мир неправды, но и мир «после правды». Благодаря Питеру Померанцеву мы теперь знаем, как его называть.
Буквально на днях британская The Independent написала, что Украина одна из стран с самой плохой репутацией, ибо »расизм и ксенофобия — реальные проблемы в Украине, как и непрозрачность государственного управления. На протяжении всего лета продолжались мощные протесты в Киеве против президента Виктора Януковича в связи с обвинениями его в коррупции…» Можно по-разному относиться к тому, как оценивал украинские расизм и ксенофобию автор этого пассажа, но правда в том, что Янукович отсюда сбежал. Это один из многих примеров, когда свободные медиа действуют методами тоталитарной пропаганды — манипулируя контекстом, преувеличивая или преуменьшая значение фактов, а иногда и прямо их фальсифицируя.
И медиа, и политики поняли, что в новых условиях неправда не создает репутационные потери. Успех тех, кто поддерживает брекзит, был бы невозможен без лжи лидеров кампании относительно выхода UK из EU. Трамп как политическое явление и его успешность были бы немыслимы в мире правды.
Все это возможно только в «мире после правды». А это — мир Януковича и Путина.
Украина не выживет в «мире после правды». Возможно, миссия Украины — восстановить мир правды? Объединенная Европа иногда предает сама себя, те принципы, на которых она была задумана 70 лет назад. Гавеловское «жизнь в правде» снова актуально. И Украина напоминает Европе о Европе, о тех ценностях, на основе которых ее строили.
Майдан все время менял задачи протеста, все время возрастали его требования. Все началось с защиты евроинтеграции. Но после того, как в последнюю осеннюю ночь 2013 г. избили студентов, вышедших на мирный протест, началась борьба за права и правду. Попытка ограничить права человека 16 января 2014 г. «диктаторскими законами» привела к эскалации борьбы: ненасильственные акции протеста закончились на Крещение Господне и День Соборности Украины. Дальше была война за правду и европейские ценности. Это пока что единственный в истории случай, когда кто-то воевал за европейские ценности с оружием в руках. После российской агрессии война за ценности превратилась в войну за украинскую Независимость и европейскую Свободу.
Земанизированная Чехия, орбанизированная Венгрия, лепенизированная Франция, путинизированная Россия и трампизированные Штаты — это тот токсичный мир, в котором Украина после Майдана не сможет существовать. Этот мир не оценит ее борьбу за правду и легко предаст украинцев, как это было уже и в 1918–1921 гг., а потом в 1933-м — когда все всё знали, но не хотели слышать о смерти в центре Европы четырех миллионов невинных людей.
Чтобы выжить, украинцам придется снова разорвать круг истории. Мы напоминаем Объединенной Европе, какой ее задумали, на каких ценностях она основана и какой она должна быть. Вот для чего нужны украинцы. Наша задача очень локальная — спасти Европу от безумия «мира после правды». Спасать весь мир будем потом.
- Информация о материале
Харківський метрополітен заплатить півмільйона рідній фірмі сина директора за благоустрій в Салтівському депо
Комунальне підприємство «Харківський метрополітен» 12 серпня уклав угоду з ТОВ «Старсен» щодо виконання робіт з благоустрою вартістю 578 тис. грн.
Про це повідомляє «Харківський антикорупційний центр» з посиланням на систему «Прозорро».
Фірма повинна виконати благоустрій прилеглої території до будівлі кімнат відпочинку технічного персоналу метрополітену по вул. Барабашова, 8, де знаходиться електродепо Салтовське.
Власником ТОВ «Старсен» є Іван Кравцов, а директором – Сергій Греков. У 2012 році єдиним засновником і власником підприємства був Олександр Стаматін, син генерального директора КП «Харківський метрополітен» В’ячеслава Стаматіна та віце-мера Марини Стаматіної. Остання також є бізнес-партнером цивільної дружини Геннадія Кернеса – Оксани Гайсинської, після того, як Кернес переписав весь свій бізнес на неї.
Також на Івана Кравцова записані ще ТОВ «Турнікет-М» та ТОВ «Інвест-тур», які також постійно отримують від метрополітену замовлення без тендерної процедури. Крім цього, на Івана Кравцова записана ПВФ «Ніка», власником якої до 2011 року був В’ячеслав Стаматін.
Це вже четвертий підряд, який за останній час отримало ТОВ «Старсен від метрополітену без проведення конкурсу. Зокрема, ця фірма отримала підряд на ремонт покрівлі бази відпочинку метрополітену у Лісопарку.
- Информация о материале
Что не так с реформой полиции?
Наверное, ни для кого не секрет, что реформа полиции пока не оправдала возложенные на нее надежды и ожидания. Немало случаев, когда полицейские уходят из системы, ссылаясь на ненадлежащие условия работы. Кроме того, никуда не делись коррупционные деяния, которые продолжают совершаться работниками полиции. О том, что пошло не так с реформой полиции, и какие угрожающие тенденции просматриваются в ее реализации, узнавала «Судебно-юридическая газета».
Почему не удалось побороть коррупцию
Не так давно в Одесском регионе случился досадный инцидент: патрульных задержали с поличным во время вымогательства неправомерной выгоды. Так, 13 июня в управление внутренней безопасности обратился водитель BMW. Он пожаловался, что патрульные остановили его на Балковской улице и отобрали регистрационный талон на автомобиль. «Они сказали, что если я хочу вернуть документ, нужно заплатить деньги», – рассказал гражданин.
Оба патрульных оперативно задержаны в момент получения средств в ходе совместной операции сотрудников управления патрульной полиции Одессы и управления внутренней безопасности. Инспекторы пытались скрыться на служебном автомобиле Toyota Prius, но их заблокировали двумя автомобилями управления внутренней безопасности. Один из вымогателей бросился бежать, однако его быстро догнали и задержали. Относительно обоих следственным отделом прокуратуры открыты уголовные производства.
К сожалению, это не единственный случай, когда сотрудники полиции были замечены в коррупционных деяниях. У главы Национальной полиции Украины Хатии Деканоидзе есть свои объяснения, почему не удалось полностью искоренить коррупцию в ее ведомстве. Одним из главных факторов здесь, по ее мнению, является отсутствие мотивации полицейских, плохое материально-техническое обеспечение и ненадлежащее реформирование судебной системы и прокуратуры. «К сожалению, должна сказать, что нам не удалось пока искоренить все коррупционные составляющие. Почему? Потому что первое – это мотивация, которой у полицейских нет. Второе – это техническое оборудование, когда каждый полицейский не чувствует себя достойно: нет формы, машины и т. д.», – сказала чиновница. И третьим, по ее словам, является то, что по-новому должна работать не только полиция, но и вся правоохранительная система.
Переаттестация и финансы
Одним из важных этапов реформы полиции является переаттестация сотрудников (более подробно читайте в статье «Переаттестовать нельзя помиловать?», №13 (331) за 4 апреля 2016 г., стр. 10).Недавно министр внутренних дел Арсен Аваков заявил, что статистика по Украине такова: из руководства полиции переаттестацию не проходят 25–30% сотрудников, из рядового состава – 12–15%. «После этого люди аттестуются на должности полицейских, и им позволяют надеть новую форму. Именно по ней, по нашему замыслу, люди должны выделять полицейского, который прошел аттестацию», – отметил глава министерства.
По его мнению, важно понимать, что если мы хотим новую полицию, на это нужно выделять средства, иначе реформа обречена. «Мы существенно подняли зарплату полицейским, но у нас есть ситуации, когда лейтенанты уже получают надлежащую зарплату, а на высший командный состав средств не хватает. Кого мы обманываем? Что, полковник должен жить на 4 тыс. грн, понимая сложность ситуации, в то время, когда его подчиненный получает 6 тыс. грн, и героически терпеть? Сколько? Неделя, три, а потом он будет воровать, потому что человек – слабый», – прокомментировал А. Аваков. Он сообщил, что в этом году МВД будет обращаться к правительству с просьбой о выделении дополнительного финансирования в размере 2 млрд грн, чтобы обеспечить адекватные заработные платы и обмундирование всему личному составу полиции, который прошел переаттестацию.
ОАСК: новая статистика
21 июня 2016 г. Окружной административный суд Киева обнародовал обновленную статистику по искам к Национальной полиции Украины. За 7,5 месяцев действия Закона «О Национальной полиции Украины», с 7 ноября 2015 по 21 июня 2016 г. в Окружной административный суд Киева поступило 507 таких исков. Истцы, как правило, оспаривают решения аттестационных комиссий, требуют отмены приказов территориальных управлений, а также восстановления их на работе и взыскания морального вреда. В течение мая 2016 г. ОАСК ежедневно получал не менее трех таких исков. Такая тенденция сохраняется и с начала июня.
Согласно статистическим данным суда, иски к Национальной полиции, поступившие с начала года, составляют 25–27% общего количества споров по вопросам принятия, прохождения и увольнения с публичной службы. Анализ таких исков за первые 5 месяцев текущего года свидетельствует, что споры, вытекающие из отношений публичной службы вместе с делами по реализации публичной финансовой политики занимают второе место по численности после дел по поводу администрирования налогов, сборов, платежей, а также контроля за соблюдением налогового законодательства.
Обратная связь
Нынче стало модно обсуждать проведение реформ в социальных сетях. Так, в Facebook создано множество групп, где люди и высказывают свое мнение о происходящей реформе или рассказывают случаи, когда им пришлось столкнуться с работниками новой полиции в жизни. Существует и так называемая группа «Новая полиция: обратная связь».
Вот, к примеру, один из последних постов: «Не хотелось бы излишнего разочарования... но не пора ли делать выводы? Патрульная полиция – это только часть системы МВД, и только в ней произошло нечто новое в качестве представителя органов внутренних дел. Вся остальная масса прежних сотрудников так и остались в системе и, похоже, уже никуда не денется. В районных органах полиции произошла банальная межрайонная ротация, и сейчас бросается в глаза их неуемная активность оседлать «крышевание» нелегального бизнеса на подведомственных территориях, оставленное прежними их коллегами в связи с »переходом на иную работу». Это касается практически всех по вертикали, включая, наверное, и руководителей РОВД. А все только потому, что метла была заменена бессмысленной аттестацией. Эта ситуация убьет и патрульную полицию рано или поздно. Хотелось бы, чтобы здесь начали говорить о фактах коррупции не только в отношении практически безобидной патрульной полиции, а и в отношении всех структур системы МВД, доставшихся в наследство от прежних – таких, как ОБЭП, участковые, следственный отдел, таких, как руководители РОВД... Говорить и выявлять проколы новой полиции по сравнению с этими проблемами намного проще и безопаснее. Если этого не сделаем, похоже, очень скоро потеряем и патрульную полицию».
Спору нет, что люди обращают больше внимания на негатив, чем на позитив. К сожалению, так устроено наше общество. Ведь даже те позитивные моменты, которые происходят в работе полицейских, мы воспринимаем не как хороший результат, а скорее, как должное. Это касается не только полиции, но и всех сфер, в частности судебной системы. Люди, чьи интересы были защищены, очень редко об этом говорят – в основном высказываются недовольные граждане.
Если промониторить сайты Национальной полиции, Министерства внутренних дел, можно увидеть, что каждый день раскрываются разного рода преступления. Это говорит о том, что, несмотря на все, полицейские исполняют свою работу и, наверное, в большинстве случаев хорошо. Просто людям это неинтересно – проще и намного интереснее говорить о провалах, нежели о достижениях.
Новации
Помимо прочего, реализация реформы полиции сопровождается внедрением разного рода новаций. Так, 17 июня было анонсировано внедрение электронных постановлений. В этом нашим полицейским поспособствовала Консультативная миссия ЕС. Теперь киевские патрульные могут пользоваться современными технологиями при оформлении админматериалов по нарушителям ПДД. Патрульной полиции передали 91 мобильный принтер и 4500 рулонов термобумаги для печати.
До сих пор оформление рукописного штрафа отнимало не менее 20 минут, что позволяло скрыть или уничтожить необходимые документы. Теперь с помощью технологий процедура сократится до 5–7 минут. Все действия при составлении документов будут отслеживаться и храниться в электронном виде, что не оставит возможности для коррупционных схем.
Как пояснил первый заместитель начальника департамента патрульной полиции Алексей Билошицкий, «электронное постановление содержит те же реквизиты, что и его бумажный вариант. Разница в том, что вся информация быстро попадает в электронную систему, и штраф назначается автоматически. Кроме того, наши служебные автомобили оборудованы электронными терминалами, поэтому правонарушители могут оплатить штраф на месте. Процесс занимает несколько минут, и не приходится выстаивать очереди. Мы довели процесс до высокого уровня автоматизма».
Как видно, несмотря на негативные тенденции, реформирование полиции продолжается. Нет сомнений, что в этом процессе прослеживается много угрожающих факторов, но говорить, что ничего не изменилось, нельзя. Как и в любом реформаторском процессе, чтобы увидеть результат, требуется время.
- Информация о материале
Прокурорський бізнес, або хто цементував кооперативну схему Кернеса-Добкіна
Майже 1000 га землі на мільярди гривень отримало оточення Геннадія Кернеса та Михайло Добкіна за часів правління останніх у Харкові. Ця оборудка не було б вдалою, якщо б у місті не було впливової люди, яка б дуже вдало закривала очі на схему та мала вплив на правоохоронців. Й така людина була довгий час – колишній прокурор міста Харкова Євген Попович.
Попович був призначений на посаду міського прокурора у 2007 році, а вже за рік почала набирати обороти кооперативна схема. Коротко нагадаємо, як працює ця оборудка.
Створюється обслуговуючий кооператив, у назві якого є словосполучення житлово-будівельний (ЖБК). Йому безкоштовно видається ділянка під будівництво як житлово-будівельному кооперативу, хоча він не є таким за своїм правовом статусом. Де-факто, кооператив був всього лише ширмою для великих забудовників, які отримують земельні ділянки «умовно безкоштовно».
Нагадаємо, що Житловий кодекс УРСР, який до цього часу діє в Україні, дозволяє житлово-будівельним кооперативам отримувати безкоштовно землю для побудови багатоквартирного житла.
Але Кодекс висуває декілька вимог до учасників ЖБК: його члени повинні постійно проживати у місті, де буде будуватися житло, потребувати поліпшення житлових умов і стояти у квартирній черзі. А ще стояти на обліку бажаючих вступити до кооперативу при підприємстві, установі, організації або виконкомі ради. Членів кооперативу має бути щонайменше п’ятеро, але загалом стільки ж, скільки і квартир у запланованому будинку. Вік членів кооперативу – до 30 років.
Тож за саме цим механізмом землю отримували люди з оточення Геннадія Кернеса та депутата міськради Ігоря Аріха, родина Михайла Добкіна, харківські забудовники й різноманітні бізнесмени, які не могли придбати землю на аукціоні, бо їх не проводили, але які могли вирішити земельне питання у міськраді.
Саме те, що прокуратура вчасно не відреагувала й дозволила зацементувати сумнівні рішення міськради.
Зокрема, Вищий господарський суд залишив у власності обслуговуючого кооперативу «Житлово-будівельний кооператив «Фортеця», який належить оточенню мера, дві земельні ділянки в лісопарковій зоні Харкова загальною площею 36,3 га та вартістю 168,90 млн. грн. Суд визначив незаконність рішення міськради, але наголосив, що сплив термін давнини, адже прокуратура знала про дане рішення від початку, тому що на сесії був присутній прокурор Попович.
За цією схемою отримували землю й особисто прокурор Попович та його довірені особи, а саме водії прокуратури міста Харкова – Максим Сивінський та Олег Радченко.
За даними відповіді прокуратури Харківської області на офіційний запит, Сивінський працював водієм з 29 грудня 2008 року й до звільнення Поповича з органів. Щодо Радченко, то він числився в органах прокуратури з 17 вересня 2009 року до 2 березня 2010 року.
В 2010 році Сивінський, Радченко та Олександр Губін (за нашими даними також водій Поповича, але офіційно не оформлений) стали засновниками обслуговуючого кооперативу «Гаражно-будівельний кооператив «Околиця», який у тому ж році отримав 0,26 га землі безкоштовно від міської влади. Також ці троє того ж року становляться засновниками ОК «ЖБК «Наша Будівля», яке вже отримало на той час 0,3 га землі у Лісопарку.
Крім того, будучи водієм у прокуратурі на Сивінського були записані частки в фірмах: ТОВ «Сігма-1», ТОВ «Артес-П», ТОВ «Прем’єра С», ТОВ «Світфранс». Власником «Сігма-1» зараз вже особисто записаний Євген Попович.
Ще один місток, який зв’язує Поповича та одного з головних бенефіціарів кооперативної схеми Ігорем Аріхом ( саме на його родичів та адреси його підприємств записані більшість кооперативів), звуть Дмитро Бацун. Він адвокат, який зараз представляє інтереси Поповича у суді по справі щодо поділу майна. На Бацуна оформлено велику кількість фірм, які зареєстровані за адресою вул.Котлова (теп. Велика Панасівська), 216.
По цій же адресі знаходяться фірми Ігоря Аріха. Більше того, там зареєстровано й ОК «ЖБК «Троян» засновниками якого є Євген Попович та Ігор Аріх, а окрім них ще головний ревізор Харківщини Станіслав Косінов та його дружина Оксана Тацій. Вони також усі разом є сусідами.
Варто відзначити, що Бацун був й серед тих, на кого оформлювались кооперативи. Наприклад, він був серед засновників ОК «ЖБК «Ялинка», яке безкоштовно отримало десятки гектарів землі у Лісопарку вартістю сотні мільйонів гривень й яка зараз продовжує продаватися.
Зараз серед засновників цього кооперативу опинилася Світлана Володимирівна Кривобок – донька колишнього прокурора Полтавської, Донецької та Харківської областей Володимира Васильовича Кривобока. Зараз Володимир Кривобок входить до складу Харківського регіонального антикорупційного комітету.
Ще частина земель «Ялинки» опинилася й у бізнес-партнера сина прокурора АР Крим, екс-прокурора Харківської області Василя Синчука – Ігоря Моруса.
Тож немає нічого дивного, що стільки років на цю оборудку ніхто не зважав.
Але повернемося до колишнього прокурора Харкова, який звільнився з прокуратури дуже не бідною людиною, але за давнішньої звичкою не все майно пише не себе. Можливо й через те, що боїться, що його відсудить колишня дружина.
Наприклад, земельна ділянка у рекреаційній зоні площею 0,75 га, яка раніше була у користуванні прокурора, опинилася у ТОВ «АІА Інтернешнл Груп Інк». Засновниками цієї фірми є Тетяна Потапова та Микола Кириченко. Останній є тестем екс-прокурора, мешкає у місті Охтирка Сумської області. Цікаво, що цей Кириченко є також засновником «Охтирського м’ясокомбінату».
Потапова є партнером Поповича по ТОВ «Кор-П» разом з Поліною Кошарною. Остання також має долю у ТОВ «Артес-П». Взагалі Кошарна має серйозний бізнес у сфері продажу тварин, товарів для них та надання ветеринарних послуг. Яким чином, у цій сфері опинився Попович залишається лише здогадуватися.
Цікаво також, що теперішня дружина Поповича – Ірина Попович, яка є суддею Господарського суду Харківської області, де й вирішуються спори щодо повернення земельних ділянок у власність територіальної громади.
Не зважаючи на те, що правоохоронні органи оцінюють суму збитків від «кооперативної схеми» у понад 4 мільярди гривень, харківська міська влада продовжує виділяти сотні гектарів у власність комерційних структур, а колишній прокурор міста Попович може спокійно користатися зі своїх чесно зароблених статків.
- Информация о материале
Подозреваются в схемах, или как банкиры выявляют «рискованных» клиентов
Нацбанк расширил перечень рисковых операций. Теперь банкирам придется тщательнее проверять своих клиентов и следить за операциями, которые они проводят.
Впрочем, финансисты предупреждают, что опасаться клиентам нечего: большинство банков уже давно используют правила, утвержденные сейчас регулятором, поэтому никаких изменений не произойдет. Правда, некоторые клиенты все же почувствовали негативный эффект от нововведений.
2 августа правление Нацбанка расширило список «рисковых» операций, проведение которых грозит самому банку санкциями, вплоть до введения временной администрации.
Например, рисковой деятельностью может считаться проведение клиентских операций, которые не имеют документального подтверждения очевидной экономической целесообразности. В таком случае, чтобы избежать наказания, банки будут останавливать подобные транзакции.
Кроме того, финансовые учреждения смогут отказать в проведении операции, если у них нет информации о реальных финансовых возможностях клиента либо же его финансовое положение не позволяет ему совершать такие операции.
Рисковым Нацбанк будет считать также участие банка в финансовых операциях, которые по косвенным признакам похожи на операции по конвертации безналичных средств в наличные.
Под особый контроль банкам придется взять и операции по переводу средств за границу. В частности, речь идет об авансовых платежах, в первую очередь в пользу контрагентов, которые не всегда выполняют взятые на себя обязательства.
Постановление №365, которое предполагает все эти новшества, вступило в силу 4 августа. Несмотря на то, что с тех пор прошла всего неделя, некоторые клиенты уже столкнулись с трудностями.
«Банк отказался у меня принимать платеж в чуть менее чем 50 тыс. грн. Я хотел оплатить одним платежом годовое обучение ребенка в частной школе. Подозрение вызвала целесообразность этой операции и ее несоответствие моим стандартным операциям в банке», - рассказал клиент одного из банков с иностранным капиталом.
«Банк отказался проводить авансовый платеж в пользу иностранного контрагента, с которым вы работаем уже несколько лет. У банка якобы возникли претензии к контракту. Хотя это стандартный договор с этим контрагентом, по которому я все время работал. Раньше к документу никогда никаких вопросов не возникало», - рассказали в одной из компаний-экспортеров.
В банках признают: они стали внимательно следить за клиентами и их операциями.
«В частности, мы стали более тщательно относиться к документальному подтверждению экономической целесообразности операций клиента, его финансовых возможностей и сути деятельности», - говорит член правления, операционный директор Неос Банка Надежда Воробьева.
«Менеджер теперь должен проверять бизнес клиента не только на этапе подписания договора, но и мониторить операции клиента на регулярной основе», - объясняет аналитик Укрсоцбанка Андрей Приходько.
В первую очередь, финансисты будут мониторить разовые или регулярные операции физлиц на крупные суммы (от 150 тыс. грн), а также следить за счетами частных клиентов, на которые часто поступают платежи на небольшие суммы.
Такие случаи могут рассматриваться как использование личных счетов не по назначению, а, например, для ведения незарегистрированной предпринимательской деятельности.
В зоне риска для юрлиц – операции по перечислению средств за рубеж и крупные транзакции внутри страны при небольшом объеме бизнеса. «Помимо присущей банкам функции обслуживания регулятор возлагает на них также и контролирующую функцию», - считает член правления Идея Банк Владимир Кузьо.
По мнению Андрея Приходько, такой подход потребует увеличения расходов на систему мониторинга. «В будущем банки могут начать закладывать эти расходы в стоимость банковского обслуживания для клиентов», - считают в одном из банков с иностранным капиталом.
Примечательно, что сами банкиры видят в этом документе определенные риски.
«Не будут ли банки больше фокусироваться на крупных международных клиентах, у которых отсутствует вероятность возникновения схемных операций?
То есть, не будет ли постановление снижать заинтересованность банков в обслуживании малого и среднего бизнеса из-за увеличения затрат на его мониторинг?», - недоумевает Андрей Приходько.
По его мнению, избежать этого позволит построение максимально автоматизированной системы контроля за подозрительными операциями клиентов.
«Чтобы не менеджер банка принимал решение о схемности той или иной операции, а чтобы программа, проанализировав операции клиента, смогла выдать решение об уровне риска операции», - говорит Андрей Приходько. В основу такой системы может быть взята, например, скоринговая модель оценки кредитоспособности.
Владимир Кузьо признает, что в первое время после вступления в силу новых требований по финансовому мониторингу выполнение некоторых клиентских операций действительно может затягиваться по времени или даже приостанавливаться.
«Это касается операций, требующих документального подтверждения или дополнительной проверки, сомнительных или подозрительных операций», - говорит он.
«Насколько я знаю, некоторые банкиры, чтобы не попадаться на глаза Нацбанку и Госфинмониторингу, предпочитают «перебдеть» и отказывают клиентам в проведении операций, которые имеют общие признаки «рисковых», но при этом полностью соответствуют виду деятельности клиента и являются для него стандартными», - признает один из топ-менеджеров банка.
Банкиры уверяют, что со временем дискомфорт при проведении операции уменьшится.
«После процесса адаптации к новым требованиям клиенты поймут, какие дополнительные требования в зависимости от категорий операций нужны и будут оперативно предоставлять дополнительные подтверждающие документы, что позволит избежать задержек», - говорит Владимир Кузьо.
Кроме того, на этой неделе запланирована встреча банкиров в НБУ, на которой планируется обсудить детали имплементации постановления регулятора.
А пока клиентам придется по требованию банка предоставлять необходимые документы. В противном случае его платеж может «зависнуть» на неопределенный срок.
- Информация о материале
Объединенные громады: путь сквозь дебри
Стартовавшая в Украине реформа местного самоуправления и территориальной организации власти проходит широкую апробацию в Тернопольской области. Этот регион стал лидером по количеству новых административно-территориальных образований: с 1 января этого года здесь начали действовать 26 объединенных территориальных громад (ОТГ). Опыт Тернопольщины показывает, что, вопреки ряду преимуществ, ОТГ сталкиваются с многочисленными трудностями на пути реформирования.
Автор этих строк побывал в четырех объединенных громадах, созданных вокруг села, двух поселков и городка, не являющихся райцентрами. Но они включают от 11 до 16 населенных пунктов, от 8 до 11 тыс. жителей и, как отметил председатель Скалатской громады Петр Савончак, «при хорошей внутренней организации работы в громаде, четком определении целей и направлений» имеют неплохие шансы повышать собственную состоятельность и развиваться. Однако на практике все не так просто.
Бюджеты богаче, резервы не использованы
Одно из ключевых преимуществ создания объединенных громад — существенный рост доходов их бюджетов. Например, собственные доходы Великогаевской громады за первое полугодие
2016-го по сравнению с запланированными увеличились на 4 млн грн (почти на 50%), Скалатской — на 7 млн (плюс 33%), Микулинецкой — на 1,5 млн (прирост почти 50%), Золотопотокской — на 1,4 млн грн (290% увеличения). По информации управления градостроительства и архитектуры облгосадминистрации, доходы ОТГ области в расчете на одного жителя в этом году выросли значительно — в 2,5–3 раза.
Да, в объединенных громадах — другая налоговая база. Но рост произошел не только из-за зачисления в бюджеты ОТГ 60% налога на доходы физических лиц, являющегося основой доходов местных бюджетов, но и благодаря более эффективному использованию земли и недропользованию (25% рентной платы за добычу полезных ископаемых общегосударственного значения зачисляется в бюджеты объединенных громад).
Однако во всех ОТГ никуда не делись неиспользованные резервы увеличения доходной части бюджетов — выявление нелегального землепользования, особенно со стороны мелких сельхозпроизводителей и фермеров, заключение договоров аренды земельных участков, хозяйственных договоров, узаконивание разработки недр. Нужно вывести из «тени» и торговлю алкогольными напитками и табачными изделиями, ведь 5% акцизного налога также поступает в местные бюджеты.
Но не только на налоговые поступления опираются новообразованные ОТГ в поисках других возможностей для развития, в частности работают над привлечением инвесторов в различные отрасли экономики. Тернопольщина может не только выращивать, но и перерабатывать сельхозпродукцию, производить строительное сырье. Вот яркий пример, который мог бы стать ориентиром для объединенных громад. Общество «Микулинецкий пивовар», находящееся на территории Микулинецкой громады, доказало, что умеет не только варить вкусное пиво и производить минеральные и питьевые воды. С таким же успехом предприятие может выращивать зерновые культуры и из них выпекать хлеб, а кроме того, изготавливать мясные и колбасные изделия. Разве это не дополнительные рабочие места и наполнение местных бюджетов? Такими показателями в действительности и определяется состоятельность громады. Но, вне всякого сомнения, инвестор не может разместить все производства в пределах населенного пункта.
Способствовать дальнейшему привлечению инвестиций могла бы передача громадам полномочий по распоряжению земельными участками за пределами населенных пунктов. Однако исполнительная власть — местные администрации и управления Госгеокадастра, а также мощное аграрное лобби в Верховной Раде никак не могут распрощаться с этим лакомым куском дохода. Поэтому внесение изменений в законодательство каждый раз откладывается. Говоря изменениям «нет», оппоненты создают большую угрозу в объединении функций распоряжения этими землями и контроля над их использованием со стороны громад: как будто эти полномочия нельзя разделить и закрепить это в законодательстве.
Эксперт ОО «Институт гражданского общества» (г. Киев) Александр Сергиенко небезосновательно прогнозирует: «Понимая, что вся земля все же окажется в распоряжении громады, олигархи попытаются «нагнуть» руководство громад. Вопрос — позволят ли громады это сделать. Поэтому жители должны взять руководство громад под свой контроль...».
Образование: незамкнутый «цикл полномочий»
ОТГ получили полномочия, которыми сейчас располагают райгосадминистрации и города областного значения, например в сфере образования, здравоохранения, культуры, семьи, молодежи и спорта и др. Однако за первых семь месяцев работы громады только учатся их осуществлять. Опыт показал, что они пробираются сквозь недостроенную стену законодательства, набивая себе шишки.
Объединенные громады вышли на прямые отношения с госбюджетом. Для выполнения полномочий в сферах образования и медицины они получают соответственно образовательную и медицинскую субвенции. Но образовательной субвенции традиционно не хватает. Например, в Великогаевской громаде до конца года не хватает 4 млн грн, в Золотопотокской — 2 млн.
Правительство непрямо говорит ОТГ: в полном объеме средств не дадим никогда, поэтому дофинансируйте образовательные нужды за счет собственных средств и вместе с тем упорядочивайте (читай — подчищайте!) школьную сеть. И новые органы местного самоуправления выкручиваются, как могут. Видя, что средств на образование мало, совет Микулинецкой громады, например, решил оплачивать питание учеников начальных классов и льготных категорий из собственных доходов.
Однако закрывать малокомплектные школы и реорганизовывать учебные заведения (например понижать ступень общеобразовательных школ 1–2-й ступеней до 1-й) руководство громад, в которых мне пришлось побывать, на этот год не планирует. Причин несколько, в том числе не решена проблема подвоза учеников в большие школы, где они смогут получить лучшие знания и условия пребывания. Да и кто из руководителей громад или депутатов хочет будоражить общественность?!
Впрочем, вопрос сам по себе не исчезнет, и исполнительным органам ОТГ придется вместо профильного министерства вычищать затхлые авгиевы конюшни общего образования. Оптимальный выход, кажется, найден, в чем убеждает опыт той же Микулинецкой громады. «Мы пошли другим путем, — убеждает голова Микулинецкой объединенной громады Петр Осипчук. — В поселке Микулинцы реализуется пилотный проект опорной школы с тремя филиалами — начальными школами в селах Конопковцы, Воля и Кривки. На создание такого учебного заведения мы уже получили 1 млн грн плюс 100 тыс. грн на обустройство современного компьютерного класса. А полная реализация проекта в Микулинцах обойдется государству до 3 млн грн». Такой же проект опорной школы начался и в Скала-Подольской громаде.
«Когда будет создан отдел образования, мы детально проанализируем штатные расписания школ, чтобы выявить мертвые души, свояков, которые необоснованно получают зарплату. Фиктивные больничные, которые мы оплачиваем из собственных доходов громады, замены уроков», — расставляет акценты голова Золотопотоской громады Ростислав Кушик. Конечно, в школах одной громады легче навести элементарный порядок, чем на уровне нынешнего района. Но для этого ОТГ нужны хотя бы небольшие органы управления образованием.
В Великогаевской и Скалатской громадах отделы образования уже более или менее функционируют, но не все полномочия используют, например, вне их влияния объявление и проведение конкурсов на должности директоров школ, их заместителей и т.п. Однако в громадах поменьше беспорядок более колоритный, они до сих пор не могут создать органы управления образованием: изучают возможности их содержания, распределения обязанностей между работниками отдела, методическое обеспечение учебного процесса и т.п. И неудивительно, что многие громады полномочия в сфере образования передали отделам образования райгосадминистраций на первое полугодие, а то и на весь 2016 г. Как бы там ни было, а нужно неотложно вносить изменения в законы «О местном самоуправлении» и «О местных государственных администрациях», чтобы ОТГ имели все необходимые рычаги управления образованием.
Не договорились «первичка» и «вторичка»
В медицине объединенные громады действуют исключительно на свой страх и риск. С 2016 г. они, кроме образовательной, получают еще и медицинскую субвенцию и, соответственно, распоряжаются ею. Но медицинская реформа в Украине до сих пор не проведена, что остро сказалось на деятельности громад. Правительство и парламент четко не определили, какие медицинские услуги должны предоставляться и финансироваться на уровне громады, а какие — на уровне района, и как обеспечить их качество. В глубинке это привело к невеселой неразберихе. Некоторые громады, как, например, Скалатская, имея на своей территории районную коммунальную больницу, взяли на себя полномочия по предоставлению медицинских услуг вторичного уровня и тянут эту работу. А некоторые ОТГ (например Великогаевская, Золотопотокская, Микулинецкая) передали субвенционные средства на вторичную медицину (то есть специализированную медпомощь) в районный бюджет. Микулинецкая громада передала району еще и средства на медицину первичную, поскольку получить лицензию на предоставление медицинских услуг весьма проблематично, поэтому орган местного самоуправления боится не справиться с этим.
С финансированием Золотопотокской районной больницы, предоставляющей в громаде услуги первичного и вторичного уровней медпомощи, вышла досадная, зато поучительная для всех уровней власти история. Это медицинское заведение обслуживает жителей 22 сел, тогда как громада охватывает 11 населенных пунктов. Для содержания больницы (а оно обходится в более чем 8 млн грн в год) громада передала в районный бюджет 4 млн грн субвенции на эту вторичную медицину. Район же выделил на этот год всего 1 млн 350 тыс. Итак, не хватает свыше 3 млн грн. А небольшой объем средств — 250 тыс. грн, которые громада добавила из собственных доходов, ситуацию не спасет. И никто не знает, за какие средства больница дотянет хотя бы до нового года.
Некоторым громадам, как, например, Великогаевской, не удалось создать полноценный центр первичной медико-санитарной помощи. Как рассказал голова громады Олег Кохман, согласно нормативным документам для этого нужны более 30 человек медицинского персонала и наличие амбулатории. Поэтому громада ускоренными темпами строит это медицинское заведение, чтобы открыть там необходимое количество кабинетов и предоставлять ряд медицинских услуг. И тогда будет создан центр, как и положено. Но на это нужны время и немалые средства.
Тормозные админуслуги
Центры предоставления админуслуг в ОТГ Тернопольщины пока не созданы, потому что на ремонт зданий для этих центров и приобретение оборудования громады надеются получить средства международных финансовых организаций, например таких, как Немецкое общество международного сотрудничества GIZ. А пока админуслуги предоставляются соответствующими специалистами исполнительного органа громады, но не везде. Так, в некоторых громадах (как в Великогаевской) уже работает государственный регистратор, проводящий регистрацию вещных прав на недвижимое имущество и их отягощений, государственную регистрацию юридических, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований. Исполнительные органы местных рад получили все эти полномочия еще в прошлом году. И местным жителям уже не надо ехать в райцентр, чтобы воспользоваться этими услугами. Но тут подкралась другая проблема — административные сборы за осуществление этих регистрационных действий направляются в государственный бюджет. В Верховной Раде зарегистрированы три законопроекта, предусматривающие направление этих средств в местные бюджеты, однако у нардепов никак не доходят до них руки.
Исчерпывающие государственные стимулы
Финансовую поддержку стартовавшим громадам государство все же предоставило. В этом году правительство впервые направило субвенцию на развитие их инфраструктуры — суммарно 1 млрд грн. 26 громад Тернопольщины на сегодняшний день получают немало — 15% этой суммы, или 141,5 млн грн. Например, для Великогаевской громады предусмотрены 8,172 млн грн, Скалатской — 8,9 млн, Золотопотокской — 6,427 млн, Микулинецкой — 3,68 млн грн.
Люди долго боялись, что если громады объединятся, то почти все государственные средства будут направлены на развитие административного центра громады, а другие населенные пункты продолжат приходить в упадок. Как бы там ни было, а тревоги оказались напрасными. Ведь при участии старост и депутатов громад 50% средств было распределено на объекты, находящиеся не в административных центрах этих громад. За их счет выполняются ремонты дорог, школ, детских садов, клубов, реконструкция водозабора, уличного освещения. Не ошибся эксперт Александр Сергиенко, оценивая перспективы: «Проблема может быть еще и в другом — чтобы у громад было достаточно человеческого ресурса, который бы эффективно распорядился этими средствами, была квалифицированная система управления разными сферами — финансов, образования, медицины и т.п.». С увеличением полномочий растет и потребность громад в квалифицированных кадрах.
Механизмы предоставления финансовой поддержки побуждают ОТГ расширяться и таким образом становиться более состоятельными. Так как согласно Закону «О добровольном объединении территориальных громад» средства распределяются между их бюджетами пропорционально площади территории громады и количеству сельского населения в ней с равным весом этих факторов. Поэтому крайне необходимы изменения в законодательство, которые стимулировали бы добровольное присоединение к уже существующим объединенным громадам новых населенных пунктов, поскольку иначе они останутся на обочине развития. А для обеспечения развития населенных пунктов, которые не объединились или не присоединились к действующим ОТГ, правительству не останется ничего другого, как в приказном порядке определить территории и центры громад, положив тем самым конец принципу добровольности. Как это сделали, в конце концов, в соседней Польше.
С другой стороны, субвенцию на развитие громад или другие формы финансовой поддержки Кабмин не может предоставлять из госбюджета в течение многих лет. Руководители новых органов местного самоуправления должны задействовать все возможности, чтобы наращивать собственные доходы громад и за эти средства проводить ремонты, реконструкции или строительство объектов бюджетной сферы на их территории.
Директор Офиса реформ в Тернопольской области Виктор Литвинчук в ходе регионального форума «Практические аспекты децентрализации власти и построение многоуровневого диалога в громадах», недавно состоявшегося в Тернополе, словно бы подытожил старт реформы: «В нашей области некоторые районы, как, например, Подволочисский, оказались полностью разделены на громады, Теребовлянский — почти полностью. И когда райгосадминистрации еще осуществляют некоторые государственные полномочия, то что остается делать райрадам в этих районах? Именно они в наибольшей степени и противятся созданию объединенных громад и соответственно настраивают людей. Но государство должно стимулировать реформу, ее финансирование. Децентрализацию надо проводить быстро, за 2–3 года, и не мучить людей неопределенностью...».
- Информация о материале
Страница 471 из 2102
