Сайт президента Петра Порошенко, а тем более – его официальные Facebook и twitter в последние четыре дня излучают оптимизм.
Медовый спас, победа Верняева на Олимпийских играх, поздравления других медалистов. Ну и только в среду вечером – беседа с президентом Европейского совета Дональдом Туском о событиях в Крыму более чем недельной давности.
О ключевых событиях последних дней – ни слова. Параллельная реальность.
Президент, если исходить из публичных сообщений, как будто и не заметил скандального срыва электронного декларирования, произошедшего по вине и по инициативе украинских чиновников.
Якобы мимо внимания главы государства прошел и конфликт силовых ведомств, НАБУ и ГПУ, который в СМИ все чаще называют «прокурорской войной».
Но внешние признаки обманчивы. Есть достаточно оснований утверждать: по крайней мере, кризис с е-декларированием Порошенко пришлось разруливать лично. Точнее, сначала была попытка скрыть, а когда выяснилось, что шансов нет – пришлось решать.
Следствием этого стала новость минувшей ночи: президент поручил до 31 августа выдать аттестат на систему е-декларирования.
Мы выяснили, что предшествовало и что привело к такому решению.
«Европейская правда» готовит подробное расследование о событиях последних месяцев и о том, как возник и развивался конфликт вокруг е-декларирования. Даже имеющиеся документы свидетельствуют, что события там разворачивались интересные. Открыть эти данные стоит позже, когда е-декларированию уже ничто не будет грозить.
А теперь – о не менее интересных событиях последних дней и о том, кто же заставил власть изменить свою линию.
Протест на Печерских холмах
О развитии событий вокруг е-декларирования вплоть до конца прошлой недели «Европейская правда» уже рассказывала в детальном расследовании «Кто сорвал электронное декларирование: хронология и документы».
В следующие дни редакция получила дополнительные документы в подтверждение наших выводов. А феерическое заявление секретаря СНБО утром 16 августа, в котором Александр Турчинов лично встал на защиту руководства Госспецсвязи и пообещал лично «организовать построение системы е-декларирования» вместо той, что уже имеется на балансе НАПК, не оставляла сомнений в том, что система нацелена на длительную борьбу и не планирует сдавать позиции.
Уверенности противникам полноценного электронного декларирования придавала достаточно вялая реакция Запада в понедельник. Вряд ли напоминание со стороны ЕС о своем прошлом заявлении было тем, что способно поколебать позиции Турчинова.
Сторонники срыва аттестации столкнулись с серьезной внутренней «фрондой».
Ключевые лица правительства не захотели присоединиться к линии власти.
Запуск е-декларирования без сертификации – это разрешение на сокрытие доходов, заявила вице-премьер по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Иванна Климпуш-Цинцадзе.
А премьер-министр Владимир Гройсман пообещал перезапустить е-декларирование и наказать виновных.
Не все протесты были публичными. Есть информация от заслуживающих доверия источников о поддержке со стороны других министров. В частности, стоит поблагодарить министра юстиции Павла Петренко, который убеждал коллег в юридических проблемах в связи с запуском неаттестованной системы.
И, наконец, серьезным ударом стала категоричная позиция министра финансов Александра Данилюка. Источники свидетельствуют, что он поставил вопрос ребром: если ситуацию не решат в ближайшие дни, он подает в отставку. Один из собеседников ЕП говорит, что звучал срок в три дня.
Проверить и подтвердить эту информацию вряд ли возможно, но она не кажется странной. Именно министр финансов будет нести ответственность за срыв бюджета в случае, если не поступит транш МВФ. А транш не поступит без начала полноценной работы системы. Если кратко, то это означало бы, что Данилюка подставили.
Но главным аргументом, сместившим чаши весов, стало не сопротивление Кабмина, а давление Запада.
Международный валютный аттестат
Часть событий, связанных с реакцией Запада, известна. Но не все.
Начиная с вечера понедельника международные партнеры Украины осознали: ситуация действительно угрожающая. Реагировать нужно.
В конце дня в понедельник появилась краткое, но недвусмысленное заявление посольства ЕС. Главная мысль – «мы разочарованы».
В разговоре Порошенко с Туском, который состоялась в среду, этот вопрос также звучал. «Собеседники также обсудили вопросы перспектив принятия в ближайшее время Евросоюзом решения о либерализации визового режима для граждан Украины и скоординировали дальнейшие шаги в этом направлении», – сообщает президентская пресс-служба. У Туска детали не уточнили, но позиция ЕС стала известна в тот же день.
В среду появилось беспрецедентное совместное заявление посольств стран-членов Евросоюза и представительства ЕС в Украине.
Беспрецедентно оно и по тональности: в ЕС обычно избегают резких формулировок, оставляя место для дипломатических полутонов.
... и по формату: согласовать позицию ВСЕХ посольств, да еще и убедить их в том, что жесткость должна быть соблюдена – сверхсложно, и это возможно только в случае, если ситуация чрезвычайная.
... и по времени публикации: ведь летом нет на месте первых лиц посольств, которые обычно предпочитают лично согласовывать жесткие шаги.
Поэтому критика со стороны ЕС оказалась серьезным аргументом.
Но, по нашей оценке, не она стала решающим фактором.
Во вторник вечером в игру официально вступил Международный валютный фонд.
Сразу несколько источников сообщили «Европейской правде» о направленном в Украину из Вашингтона письме руководителя миссии фонда, Рона ван Роодена; его адресатами стали лично Гройсман, несколько ключевых министров и глава НАПК Наталия Корчак. Копия документа есть в нескольких дипмиссиях в Киеве, хотя их и нет в перечне адресатов.
Документ датирован 16 августа, но из-за разницы во времени в Киеве его, похоже, прочитали утром 17 августа.
Сигнал МВФ не оставляет пространства для разночтений. Начав с короткого упоминания о том, что Украина успешно двигалась к выполнению требований МВФ, в фонде сразу перешли к делу и сообщили Киеву: сейчас это движение остановлено.
«Без сертификации система не будет считаться рабочей и не будет соответствовать обязательствам по программе, поддержанной МВФ. Поэтому мы призываем вас безотлагательно исправить этот недостаток», - говорится в документе, с которым имела возможность ознакомиться «Европейская правда».
Сложившаяся ситуация не оставляла другого пути, кроме возврата на путь аттестации. И Госспецсвязь, у которой перед тем было указание любой ценой тормозить предоставление сертификата, в среду вечером получила противоположную директиву.
Помощь из Украины
15 августа «Европейская правда» сознательно подставила себя под шквал общественной критики, опубликовав редакционную статью с призывом приостановить предоставление Украине «безвиза» и финансовой помощи.
Шаг был непростой и конфликтный, и массив непубличной информации, которой мы располагали на тот момент (и которая впоследствии получила дополнительное подтверждение документами и действиями), не оставил сомнений: он безальтернативен.
Мы действительно были в шаге от пропасти.
После того как власть (и Западу безразлично, какая именно ее часть за это ответственна!) с конца июля начала сознательно, целенаправленно и не слишком тайно разрушать систему е-декларирования, а 14 августа – запустила ее в работу, несмотря на отсутствие сертификата, Украина оказалась на распутье.
Безвизовый режим как таковой (а транш МВФ и подавно) и для Киева в целом, и для Порошенко в частности, действительно важны. Об отказе от них на Банковой даже речь не шла. Но на столе были два пути к этой цели:
1) вернуться в правовое поле и исправить ситуацию;
2) попытаться убедить ЕС и страны-члены, что ничего серьезного не произошло, мол, посмотрите – декларирование работает, портал в интернете запущен. А технические недостатки ликвидируем со временем (вот только используем эту лазейку и оттянем декларирование до 2017 года).
Сложно сказать, почему Банковая всерьез планировала избрать второй путь – то ли из-за недооценки рисков, то из других побуждений. Но этот путь был убийственным для Украины.
В ДССЗЗИ заявляли, что им нужно «два месяца» на подготовку аттестата, хотя затягивание процесса даже до середины сентября, а тем более до октября, грозило необратимыми последствиями.
Чрезвычайная ситуация требует чрезвычайных действий.
Этот выбор необходимо было остановить. И это удалось сделать. И если бы сейчас, зная о дальнейших событиях, мы могли вернуться на три дня назад, редакция поступила бы так же, с еще большей уверенностью.
А как только ДССЗЗИ выполнит договоренность и предоставит сертификат, «Европейская правда» безотлагательно включится в адвокационную кампанию за быструю и безусловную отмену виз для граждан Украины – как мы и действовали в течение весны и лета.
И теперь (если Киев не отступится от выбранного пути) есть все основания рассчитывать: в этом году Украина получит безвизовый режим. Надеемся, даже осенью.