Наверное, ни для кого не секрет, что реформа полиции пока не оправдала возложенные на нее надежды и ожидания. Немало случаев, когда полицейские уходят из системы, ссылаясь на ненадлежащие условия работы. Кроме того, никуда не делись коррупционные деяния, которые продолжают совершаться работниками полиции. О том, что пошло не так с реформой полиции, и какие угрожающие тенденции просматриваются в ее реализации, узнавала «Судебно-юридическая газета».
Почему не удалось побороть коррупцию
Не так давно в Одесском регионе случился досадный инцидент: патрульных задержали с поличным во время вымогательства неправомерной выгоды. Так, 13 июня в управление внутренней безопасности обратился водитель BMW. Он пожаловался, что патрульные остановили его на Балковской улице и отобрали регистрационный талон на автомобиль. «Они сказали, что если я хочу вернуть документ, нужно заплатить деньги», – рассказал гражданин.
Оба патрульных оперативно задержаны в момент получения средств в ходе совместной операции сотрудников управления патрульной полиции Одессы и управления внутренней безопасности. Инспекторы пытались скрыться на служебном автомобиле Toyota Prius, но их заблокировали двумя автомобилями управления внутренней безопасности. Один из вымогателей бросился бежать, однако его быстро догнали и задержали. Относительно обоих следственным отделом прокуратуры открыты уголовные производства.
К сожалению, это не единственный случай, когда сотрудники полиции были замечены в коррупционных деяниях. У главы Национальной полиции Украины Хатии Деканоидзе есть свои объяснения, почему не удалось полностью искоренить коррупцию в ее ведомстве. Одним из главных факторов здесь, по ее мнению, является отсутствие мотивации полицейских, плохое материально-техническое обеспечение и ненадлежащее реформирование судебной системы и прокуратуры. «К сожалению, должна сказать, что нам не удалось пока искоренить все коррупционные составляющие. Почему? Потому что первое – это мотивация, которой у полицейских нет. Второе – это техническое оборудование, когда каждый полицейский не чувствует себя достойно: нет формы, машины и т. д.», – сказала чиновница. И третьим, по ее словам, является то, что по-новому должна работать не только полиция, но и вся правоохранительная система.
Переаттестация и финансы
Одним из важных этапов реформы полиции является переаттестация сотрудников (более подробно читайте в статье «Переаттестовать нельзя помиловать?», №13 (331) за 4 апреля 2016 г., стр. 10).Недавно министр внутренних дел Арсен Аваков заявил, что статистика по Украине такова: из руководства полиции переаттестацию не проходят 25–30% сотрудников, из рядового состава – 12–15%. «После этого люди аттестуются на должности полицейских, и им позволяют надеть новую форму. Именно по ней, по нашему замыслу, люди должны выделять полицейского, который прошел аттестацию», – отметил глава министерства.
По его мнению, важно понимать, что если мы хотим новую полицию, на это нужно выделять средства, иначе реформа обречена. «Мы существенно подняли зарплату полицейским, но у нас есть ситуации, когда лейтенанты уже получают надлежащую зарплату, а на высший командный состав средств не хватает. Кого мы обманываем? Что, полковник должен жить на 4 тыс. грн, понимая сложность ситуации, в то время, когда его подчиненный получает 6 тыс. грн, и героически терпеть? Сколько? Неделя, три, а потом он будет воровать, потому что человек – слабый», – прокомментировал А. Аваков. Он сообщил, что в этом году МВД будет обращаться к правительству с просьбой о выделении дополнительного финансирования в размере 2 млрд грн, чтобы обеспечить адекватные заработные платы и обмундирование всему личному составу полиции, который прошел переаттестацию.
ОАСК: новая статистика
21 июня 2016 г. Окружной административный суд Киева обнародовал обновленную статистику по искам к Национальной полиции Украины. За 7,5 месяцев действия Закона «О Национальной полиции Украины», с 7 ноября 2015 по 21 июня 2016 г. в Окружной административный суд Киева поступило 507 таких исков. Истцы, как правило, оспаривают решения аттестационных комиссий, требуют отмены приказов территориальных управлений, а также восстановления их на работе и взыскания морального вреда. В течение мая 2016 г. ОАСК ежедневно получал не менее трех таких исков. Такая тенденция сохраняется и с начала июня.
Согласно статистическим данным суда, иски к Национальной полиции, поступившие с начала года, составляют 25–27% общего количества споров по вопросам принятия, прохождения и увольнения с публичной службы. Анализ таких исков за первые 5 месяцев текущего года свидетельствует, что споры, вытекающие из отношений публичной службы вместе с делами по реализации публичной финансовой политики занимают второе место по численности после дел по поводу администрирования налогов, сборов, платежей, а также контроля за соблюдением налогового законодательства.
Обратная связь
Нынче стало модно обсуждать проведение реформ в социальных сетях. Так, в Facebook создано множество групп, где люди и высказывают свое мнение о происходящей реформе или рассказывают случаи, когда им пришлось столкнуться с работниками новой полиции в жизни. Существует и так называемая группа «Новая полиция: обратная связь».
Вот, к примеру, один из последних постов: «Не хотелось бы излишнего разочарования... но не пора ли делать выводы? Патрульная полиция – это только часть системы МВД, и только в ней произошло нечто новое в качестве представителя органов внутренних дел. Вся остальная масса прежних сотрудников так и остались в системе и, похоже, уже никуда не денется. В районных органах полиции произошла банальная межрайонная ротация, и сейчас бросается в глаза их неуемная активность оседлать «крышевание» нелегального бизнеса на подведомственных территориях, оставленное прежними их коллегами в связи с »переходом на иную работу». Это касается практически всех по вертикали, включая, наверное, и руководителей РОВД. А все только потому, что метла была заменена бессмысленной аттестацией. Эта ситуация убьет и патрульную полицию рано или поздно. Хотелось бы, чтобы здесь начали говорить о фактах коррупции не только в отношении практически безобидной патрульной полиции, а и в отношении всех структур системы МВД, доставшихся в наследство от прежних – таких, как ОБЭП, участковые, следственный отдел, таких, как руководители РОВД... Говорить и выявлять проколы новой полиции по сравнению с этими проблемами намного проще и безопаснее. Если этого не сделаем, похоже, очень скоро потеряем и патрульную полицию».
Спору нет, что люди обращают больше внимания на негатив, чем на позитив. К сожалению, так устроено наше общество. Ведь даже те позитивные моменты, которые происходят в работе полицейских, мы воспринимаем не как хороший результат, а скорее, как должное. Это касается не только полиции, но и всех сфер, в частности судебной системы. Люди, чьи интересы были защищены, очень редко об этом говорят – в основном высказываются недовольные граждане.
Если промониторить сайты Национальной полиции, Министерства внутренних дел, можно увидеть, что каждый день раскрываются разного рода преступления. Это говорит о том, что, несмотря на все, полицейские исполняют свою работу и, наверное, в большинстве случаев хорошо. Просто людям это неинтересно – проще и намного интереснее говорить о провалах, нежели о достижениях.
Новации
Помимо прочего, реализация реформы полиции сопровождается внедрением разного рода новаций. Так, 17 июня было анонсировано внедрение электронных постановлений. В этом нашим полицейским поспособствовала Консультативная миссия ЕС. Теперь киевские патрульные могут пользоваться современными технологиями при оформлении админматериалов по нарушителям ПДД. Патрульной полиции передали 91 мобильный принтер и 4500 рулонов термобумаги для печати.
До сих пор оформление рукописного штрафа отнимало не менее 20 минут, что позволяло скрыть или уничтожить необходимые документы. Теперь с помощью технологий процедура сократится до 5–7 минут. Все действия при составлении документов будут отслеживаться и храниться в электронном виде, что не оставит возможности для коррупционных схем.
Как пояснил первый заместитель начальника департамента патрульной полиции Алексей Билошицкий, «электронное постановление содержит те же реквизиты, что и его бумажный вариант. Разница в том, что вся информация быстро попадает в электронную систему, и штраф назначается автоматически. Кроме того, наши служебные автомобили оборудованы электронными терминалами, поэтому правонарушители могут оплатить штраф на месте. Процесс занимает несколько минут, и не приходится выстаивать очереди. Мы довели процесс до высокого уровня автоматизма».
Как видно, несмотря на негативные тенденции, реформирование полиции продолжается. Нет сомнений, что в этом процессе прослеживается много угрожающих факторов, но говорить, что ничего не изменилось, нельзя. Как и в любом реформаторском процессе, чтобы увидеть результат, требуется время.