Главная
«Мы для того и лоббируем этот законопроект, чтобы избежать самосудов». Общественник объяснил, зачем нужен нормативный акт о коллаборационизме
Ещё относительно недавно коллаборационизм в Украине обсуждался лишь в контексте истории Второй мировой войны. Однако из-за последних событий в стране этот вопрос вновь вернулся на первый план, особенно для жителей пострадавших Донецкой и Луганской областей. Но дальше разговоров в СМИ дело пока не пошло. Поэтому члены общественных организаций решили разработать проект закона о коллаборационизме. Для этого они обращаются к самим гражданам Украины — любой желающий может прийти на круглый стол, высказать своё мнение и предложить свои варианты решения проблемы. Недавно такой круглый прошёл и в Северодонецке.
О перспективах и последствиях Закона о коллаборационизме «Восточному фарватеру» рассказал организатор круглого стола, член общественных организаций «Майдан мониторинг» и «Платформа спільних дій» Виталий Овчаренко.
— Расскажите пожалуйста о законопроекте, который вы планируете предложить: в чём его суть, и чья вообще эта была идея?
— Это была идея общественных активистов из Донецкой и Луганской областей. Мы этот законопроект разрабатываем для того, чтобы люди на неподконтрольной территории смогли понять, что им грозит в случае, если они идут работать на какие-то административные должности в оккупационном российском корпусе. В этом законопроекте мы хотим чётко дать определение, что является коллаборацией и за что люди понесут уголовную ответственность, а что нет.
Поэтому и проводятся такие круглые столы: позавчера он проводился в Мариуполе, вчера в Краматорске. Мы также завтра проведём такое мероприятие в Харькове, после Нового года — в Херсоне и Львове, заключительный этап пройдёт в Киеве. На круглый стол приходя все желающие, активисты, и даже представители власти.
— С каких стран Украина может брать пример в этом вопросе?
— Мы изучили опыт других стран, у которых уже была подобная ситуация в истории, после Второй мировой войны, но столкнулись с тем, что опыт каждого государства является отдельным опытом каждого государства. Есть механизмы, но у всех разный опыт, его очень тяжело приспособить к Украине. Но есть краеугольные вопросы — ограничение или лишение права избираться и голосовать — то, что применялось в Германии.
Краеугольными камнем во всех донбасских городах, которые мы прошли, стоит вопрос о безнаказанности власти и правоохранительных органов, которые подходят под понятие коллаборационизма.
— Есть ли какие-либо предложения, которые, вы уверены, будут включены в рекомендации к законопроекту?
— Я думаю, что пока на всех трёх круглых столах звучал тезис о силовиках — мы их включим как отдельную категорию. Туда скорее всего попадут и МЧСники, так как они тоже принимали присягу. Также на всех круглых столах звучит предложение на временное ограничение в праве избираться и быть выбранными для тех людей, которые сотрудничали с оккупационными властями. Но есть небольшое разделение — лишать всех абсолютно или тех, кто сотрудничали, — над этим вопросом мы ещё будем думать.
— Какие моменты наиболее сильно разделили участников круглых столов?
— Наиболее сильно разделило понятие вынужденного коллаборационизма, потому что люди во всех трёх городах не могут до конца понять и определить, когда у человека был выбор, а когда нет. Всё это слишком индивидуально, и как мы будем уже исходить из этого, я пока не могу сказать.
— Были на каком-либо из круглых столов предложения, о которых вы даже не слышали и не встречали раньше в международной практике?
— Сегодня звучало предложение о том, что надо разрешить голосовать через интернет гражданам Украины, которые остались на оккупированной территории. Но по коллаборационизму новых идей пока нет. Вопросы, ответы и обсуждения все стандартны, на третий день я уже вижу, что в принципе все уже сложили определённое мнение. Единственное, что различается, это когда в Мариуполе нам сказали о гипотетическом анкетировании: мол, когда там будет украинская власть, то будет анкетирование и все будут друг на друга стучать.
— Вы разговаривали на эту тему со многими специалистами. Есть ли различие во мнениях, скажем, какого-то юриста или депутата и других людей?
— Это зависит от каждого чиновника, как он вообще реагирует на этот процесс: возможно, у него есть какие-о прегрешения, возможно, нет — так он и выражает свою позицию. Основной проблемой для юристов, с которыми мы обсуждали, было то, чтобы все вопросы не противоречили действующему уголовному кодексу и Минским соглашениям, по которым Украина взяла на себя обязательства: там есть амнистия, но она чётко не прописана.
— Какие ещё законы нужно принять?
— Как уже дали нам понять три круглых стола, нужен закон о выборах: часто говорилось, что тех людей, которые сотрудничали с оккупантами, но которых амнистировали, нужно лишить права избираться и выбирать. Возможно, нам по этому поводу придется внести правку. И также законопроект о труде: на всех круглых столах звучало, что сотрудничавших с той властью людей нужно лишать права занимать профессиональные должности.
— Вы уверены, что ваш закон будет принят?
— Нет, не уверен. Но тема актуальная, она давно звучит в обществе, и она может быть тем элементом помощи людям, которые живут на оккупированной территории. Если этот законопроект будет принят, мы точно укажем, что можно делать, а что неприемлемо для государства Украина, и таким образом мы им поможем. Это может стать одним из инструментов по деоккупации захваченных Россией территорий.
— Как вы думаете, если после возвращения оккупированных районов под наш контроль ваш закон не будет действовать, возможны ли там самосуды?
— Думаю, это возможно. Мы для того и лоббируем этот законопроект, чтобы избежать самосудов — когда люди будут ориентироваться не на государственные механизмы, а на силу оружия. Это один из мирных элементов по стабилизации жизни до освобождения и, тем более, после освобождения. Хватит ориентироваться на силу оружия.
- Информация о материале
Наши беженцы: почему проблемы переселенцев – это проблемы всех
«Это 8 страничек текста, которые существенно упростят жизнь полутора миллионам переселенцев в нашем государстве!» – писала в фейсбуке нардеп Алена Шкрум после того, как парламент принял законопроект №2166 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усиления гарантий соблюдения прав и свобод внутренне перемещенных лиц», сооавтором которого она выступала. «Думаю, что сегодняшний день можно считать переломным в истории обеспечения гарантий ВПЛ!» – вторил ей другой соавтор, нардеп Георгий Логвинский. Года назад принятый парламентом закон вступил в силу. И, вроде бы, все должны были зажить долго и счастливо, да только все оказалось не так просто.
Пусть не решит он всех проблем…
Законопроект, принятию которого так радовались депутаты, конечно же, не был панацеей от всех проблем, однако должен был избавить от ненужной бумажной волокиты и позволить оформить правовой статус некоторым людям, которые являлись переселенцами по своей сути, но не по закону. Однако из-за, мягко говоря, несогласованности действий некоторых ведомств, жизнь переселенцев лучше и веселее не стала.
«Этот закон начал работать только через полгода после его принятия, то есть я бы год вообще не праздновала, потому что Министерство социальной политики сделало все, чтобы этот закон не стал работать. И первые полгода в прошлом году, с января по июнь, людям жилось реально значительно хуже, чем до того», - говорит координатор правового направления благотворительной организации «Восток-СОС» Алена Лунева.
Дело в том, что, хотя закон отменил необходимость проставления печати Миграционной службы на справке переселенца, Управления социальной защиты руководствовались не новым законом, а правительственным постановлением №509 и продолжали требовать штамп Миграционной службы. Последняя в свою очередь принимала во внимание новый закон и отказывалась такие штампы ставить. Это привело к тому, что некоторые переселенцы лишились всяких социальных выплат. Только спустя пять месяцев, 8 июня, Кабмин наконец утвердил изменения в постановление №509 (хотя по закону должен был сделать это в течение 3 месяцев со дня вступления в силу закона).
«Отношение было такое: «Вы хотели закон? Подавитесь! Постановления, которые должны быть приняты в течение трех месяцев, мы не примем, и ничего нам не будет». И все. И ничего им не было. Ничего страшного - люди полгода как-то выжили», - говорит Лунева.
Хотя намерения общественников и депутатов, которые продвигали этот закон, – несомненно были благими. Во-первых, теперь статус переселенца могут получить также и иностранцы или лица без гражданства, жившие на оккупированных территориях. Во-вторых, закон отменял бессмысленную необходимость обращаться за печатью в Миграционную службу, выстаивая там уже вторую очередь. Это при том, что, по официальным данным, большинство зарегистрированных ВПЛ – это пожилые люди, пенсионеры, которым не так-то просто бегать по всем инстанциям.
«Мы на такси привозили нашу 88-летнюю бабушку, ей надо было еще по лестнице подниматься, потому что лифт там не работал. В общем, ужас», - вспоминает Оксана, переехавшая в Киев из Луганска.
Ранее эту процедуру было необходимо проходить каждые полгода, ведь именно столько была действительной справка внутренне перемещенного лица (ВЛП). Теперь этот документ сделали бессрочным.
«Когда я пошел служить в армию, у меня возникла проблема. Когда я проходил медосмотр в Киеве, первый же врач сказал: «Где ваша справка переселенца?» Я ему показал справку, которая датировалась 2014 годом, но я ее не продлевал, они на тот момент были еще не бессрочные. Он сказал: «Нет, я на основании этой справки не могу выдать вам никакой сертификат, поскольку она не продлена, она недействительна. Поэтому необходимо продлить эту справку и уже потом с этой справкой переселенца ходить», - делится Олег, который поехал служить в зону АТО.
Кроме того, теперь получить справку можно не только на основании штампа в паспорте, но и других документов. Эта норма важна, поскольку многие переселенцы вследствие конфликта остались без паспортов.
«Это, конечно, отдельный вопрос - получения справки переселенца, если нет паспорта. Получается замкнутый круг: если ты потерял паспорт, ты не можешь обращаться в Миграционную службу по месту временного проживания, потому что тебе нечем подтвердить проживание, потому что у тебя нет справки, но справку ты не можешь получить, потому что у тебя нет паспорта», - рассказывает Лунева.
А кто-то просто не имел прописки, хотя и проживал на территориях, которые остались по ту сторону линии разграничения. Теперь такие люди теоретически могут доказать факт проживания с помощью военного билета, трудовой книжки, документов на жилье, аттестата об образовании, медкнижки и даже фотографий или видео. Впрочем, как отмечают общественники, это не всегда работает, поскольку определение в законе слишком размыто.
«К нам обращаются на линию правовой помощи люди, которым Управление соцзащиты отказывается выдать справку, потому что не считает количество предоставленных документов достаточным для того, чтобы установить факт проживания. А в законе это очень размыто, потому что по закону можно и фотографиями подтвердить место проживания, но мне таких случаев неизвестно», - говорит юрист из «Восток-СОС».
Без бумажки ты - букашка, а с бумажкой - ВПЛ
Прежде всего, давайте разберемся, кто такой переселенец и чем от отличается от «обычного» человека? Скажем, ваша бабушка из Ровно может приехать в Киев и тут ей продолжат выплачивать пенсию, как ни в чем не бывало. Однако бабушка из Горловки в столице или любом другом городе не будет получать полагающиеся ей по закону соцвыплаты, пока не оформит себе справку внутренне перемещенного лица. Причем пенсию она может получать в одном единственном банке – в «Ощадбанке», который отнюдь не славится своим сервисом. И к тому же не сможет пользоваться услугами интернет-банкинга, поскольку для переселенцев в «Ощадбанке» особый тариф.
И это касается не только пенсий, но и любых пособий от государства.
Без справки переселенца люди с донецкой, луганской и крымской пропиской не могут открыть банковский счет, обратиться за медицинской помощью, получить визу, вклеить фотографию в паспорт и много чего еще.
Если ты молод, полон сил и самостоятельно нашел себе работу на новом месте, то твоя переселенческая жизнь в принципе не отличается от жизни трудовых мигрантов из разных частей Украины, вынужденных скитаться по съемным квартирам. Однако если тебе уже «за», то в жизни добавится несколько специфических нюансов.
Конечно, внутренние переселенцы могут оформить себе ежемесячную адресную помощь от государства, утвержденную постановлением Кабмина №505. Помощь составляет для трудоспособных лиц - 442 грн, для пенсионеров и детей - 884 грн, но не более 2400 на семью. При этом помощь оформляется на полгода, соответственно, каждые шесть месяцев необходимо заново подавать заявление. Деньги – не такие большие, согласитесь, для людей, которым нужно арендовать жилье и заново обживаться всем необходимым. Но и их не получишь, если кто-то из членов семьи имеет квартиру или дом на подконтрольной Киеву территории, либо депозит в сумме, превышающей 10-кратный размер прожиточного минимума (с 1 января 2017 года - 1600 грн).
Если вы осмелились на такую дерзость, то будьте готовы к тому, что в ваш новый дом придут соцработники – проверять, действительно ли вы тут живете и не являетесь ли вы так называемым «псевдопереселенцем». А если вы при оформлении помощи соврали насчет депозита или жилья, то вас заставят все выплаченные вам деньги вернуть.
Ранее наличие депозита являлось банковской тайной, однако год назад президент Петр Порошенко подписал закон, принуждающий банки раскрывать эту информацию по запросу Минфина. Как говорят правозащитники, сейчас переселенцы массово столкнулись с проблемой, когда их заставляют вернуть ту помощь, которую им выплачивали. Если человек откажется, то Управление соцзащиты может в судебном порядке эти деньги взыскать.
«Другое дело, что таких исков пока не очень много из-за того, что при подаче иска в суд Управление труда и соцзащиты должно оплатить судебный сбор, а в их бюджете на такое количество сборов средств не заложено. Но, опять же, мы знаем, что есть законопроект, который хочет освободить Управление труда и соцзащиты от судебного сбора по возвращению средств. Возможно, такой законопроект будет принят, и тогда Управление труда и соцзащиты будет иски клепать массово», - говорит юрист Алена Лунева.
Правозащитники подчеркивают, что и тут в законодательстве есть недочеты. Ведь человек может иметь в собственности непригодное для жизни помещение или какую-то мизерную часть квартиры, а в результате возвращать деньги заставят всех членов его семьи.
«Или, например, муж и жена не проживали совместно, он выехал в Житомир, а она выехала в Киев. Каким-то образом они выяснили, что у мужа квартира в Житомире. Хотя они не живут вместе, фактически - не семья, хотя формально – супруги. Она получала помощь на себя и двоих детей, а Управление труда и соцзащиты потребовало вернуть эти деньги», - рассказывает юрист.
Уже не временные
«Проблема в том, что пока государство не дошло до понимания, что нужно строить политику длительных решений, пока не настало понимание, что ВПЛ – это не временно перемещенные лица, совсем не обязательно, что они захотят вернуться, и совсем не обязательно, что смогут. Государство должно понимать, что это не человек, который через два дня уедет. Такое понимание могло быть в сентябре 2014 года, но на дворе январь 2017-го!» - считает юрист «Восток-СОС» Алена Лунева.
Согласно опросу, проведенному в июле-августе 2016 года Киевским международным институтом социологии (КМИС), не собирается возвращаться обратно почти половина переселенцев – 48%, еще 16% затрудняются ответить на этот вопрос. А заместитель министра по вопросам временно оккупированных территорий и внутренних переселенцев Георгий Тука и вовсе заявлял, что 75% переселенцев уже никогда не вернутся на Донбасс.
Однако есть и противоположная тенденция. Отсутствие жилья, возросшие платежи за коммуналку и, как результат, невозможность существовать в новом месте приводит к тому, что переселенцы начали возвращаться домой уже сейчас, несмотря на то, что обстоятельства, вынудившие их покинуть родные города, никуда не делись. И не всегда они этого хотят. Но там хотя бы есть, где жить.
«Да, люди возвращаются, потому что они не могут оплачивать аренду жилья, потому что очень сильно выросли коммунальные услуги. Если раньше коммунальные услуги в их бюджетах занимали небольшую сумму, то сейчас это существенная сумма даже для местных жителей. И люди вынуждены возвращаться, вести двойную жизнь, делать вид, что они переселенцы», - рассказывает внештатный советник Министерства социальной политики по вопросам ВПЛ Александра Магурова.
«На мой взгляд в государстве делается очень мало для того, чтобы эти люди жили в Украине, чтобы они хотели жить в Украине, они брошены один на один со своей бедой. Сейчас я вижу политику стимулирования к возвращению назад», - добавляет она.
«Вот если я перестану работать, то мы не сможем тут квартиру оплачивать и жить мы здесь не сможем. И придется нам тогда куда-то уезжать», - рассуждает пенсионер Евгений Борисович, который выехал из Донецка еще летом 2014 года.
Конечно, самой большой проблемой для ВПЛ является жилье, а точнее его отсутствие. Согласно комплексной государственной программе поддержки переселенцев, одним из заданий на 2016-2017 год является обеспечение права внутренне перемещенных лиц на жилье. Однако это право существует лишь на бумаге.
«На данный момент жилья нет - ни временного, ни постоянного. Как минимум, в киевском регионе. Социального жилья нет. То есть если человек в экстренной ситуации, так сложилось, что он оказался на улице, выгнали его владельцы квартиры, например, то его некуда поселить, ему некуда обращаться», - говорит Александра Магурова.
Первый заместитель министра по временно оккупированным территориям и внутренне перемещенных лиц Юсуф Куркчи отмечает, что решить эту проблему раз и навсегда – не так-то просто.
«Зарегистрированы, по данным Минсоцполитики, 1,6 млн вынужденных переселенцев, это приблизительно 800-900 тыс. семей, для сравнения - это суммарное население Одессы и Херсона. Если для расчета стоимость квартиры усреднить до 30-40 тыс. долларов, то выходим на стоимость решения проблемы в 24-35 млрд долларов. Это только жилье, без учета инфраструктурных затрат, социальной сферы. Понятно, что «простого» решения нет и не будет», - рассказал он «Апострофу».
По его словам, министерство будет реализовывать совместный с правительством Германии пилотный проект, направленный на строительство жилья для ВПЛ.
«Сумма, выделенная в рамках данного проекта, в районе 20 млн евро. Суть пилотного проекта - не только построить какое-то количество жилья, но и в том, что в процессе реализации будет выработан как алгоритм всего процесса, от выделения земли, проектирования до процесса отбора претендентов и вручения ключей, так и разработка нормативно-правовых актов, методик, используя которые решением этой проблемы сможет заниматься любая территориальная громада», - пояснил Куркчи.
«На референдумы ходили»
«Только не с Востока», - такую и примерно такую фразу встречал каждый, кто искал квартиру на украинских сайтах объявлений. «Голосовали на «референдумах», звали Путина, а теперь приехали сюда и сели на шею государству», - такое мнение нет-нет да и услышишь в самых неожиданных местах.
Хотя исследование КМИС свидетельствует о том, что местные жители в целом относятся к переселенцам с Донбасса и Крыма положительно или нейтрально. 27% респондентов заявили о скорее хорошем отношении к ВПЛ, об очень хорошем - 16%, о нейтральном – 44% (в сумме 87%). Только 5% не любят переселенцев, 8% отметили, что отношение к переселенцам зависит от самих переселенцев, а 1% не смогли ответить. Да и сами переселенцы, согласно опросу, не чувствуют к себе предвзятого отношения местных жителей.
Чего не скажешь об отношении на государственном уровне. Даже сама необходимость ставать на учет порой вызывает неприятие людей.
«Мои товарищи, которые отслужили по мобилизации, тут повоевали, вернулись на гражданку и - вынуждены регистрироваться, как переселенцы. Для многих из тех, кто воевал, рисковал жизнью – это болезненная ситуация. Для них эта справка кажется каким-то клеймом. Возмущаются тем обстоятельством, что они, граждане Украины, пошли воевать, не прятались, а теперь им эту справку необходимо получить просто для того, чтобы устроиться на работу, чтобы открыть свое дело», - говорит переселенец Олег, который поехал воевать в АТО.
В медиасфере образ переселенцев формируют сообщения силовых ведомств, которые постоянно пресекают незаконные выплаты переселенцам или расследуют преступления, совершенные выходцами с Востока. Например, Служба безопасности на этой неделе победно сообщила, что обнаружила и приостановила «неправомерные соцвыплаты 800 псевдопереселенцам в районе АТО», что позволило сэкономить государству 4 млн грн. При этом «псевдопереселенцев» в СБУ назвали «боевиками». Позже, правда, это слово убрали, однако многие центральные СМИ успели перепечатать эту информацию именно в такой формулировке.
Министр внутренних дел Арсен Аваков даже одной из причин обострения криминогенной ситуации в стране назвал внутренних мигрантов. Позже Аваков попытался выкрутиться, пояснив, что переселенцы сами стали жертвами криминалитета. «Не нужно подменять это тем, что переселенцы провоцируют преступность, - преступность провоцирует ситуация, в которой они оказались», - заявил он.
Отличился и товарищ Авакова – исполняющий обязанности главы Нацполиции Вадим Троян. Еще будучи заместителем начальника Нацполиции он опубликовал статью, в которой одним из факторов роста преступности называл наличие в регионах Украины переселенцев.
«Напрямую связан с войной и также новый для Украины вызов, который прямо влияет на уровень преступности — беспрецедентный рост числа вынужденных переселенцев. Все они законопослушные? Очевидно, что нет — особенно, когда перед большинством из них кардинально встает вопрос решения элементарных бытовых потребностей (поиск жилья, работы, учебных заведений для детей), что, в свою очередь, требует значительных финансовых затрат», - писал Троян.
Впрочем, в Министерстве информационной политики уверены, что отношение к переселенцам на уровне правительства – «абсолютно соответствует тем принципам, ценностям европейского сообщества по отношению к ВПЛ, которое мы хотим исповедовать».
«То, что вы сейчас называете – это человеческий фактор. Мы понимаем, что в Украине работают десятки тысяч чиновников, некоторые из них являются чиновниками старой закалки, и, естественно, невозможно ни в одной стране проконтролировать, что пишет пресс-секретарь того или иного органа власти или администрации. Это издержки нашего общества, издержки того, что люди разные, того, что люди у нас в принципе нетолерантные. И это тот путь, который нам необходимо пройти. Я говорю о том, что на уровне министерств, на уровне премьер-министра, на уровне общего понимания концептуального подхода те ценности, которые приняты в Европе, в первую очередь, толерантность, социально-культурная адаптация, проговариваются и реализуются. Но нужно определенное время. Это как с воспитанием детей. От того, что мы скажем ребенку «Не чавкай за столом», он не перестанет чавкать», - сказал «Апострофу» заместитель министра информационной политики Артем Биденко.
Верификация
Не улучшает уровень доверия к государству и процедура верификации, которую затеял еще предыдущий премьер Арсений Яценюк. Функцию верификации возложили на работников Управлений соцобеспечения, которые должны ходить по домам и проверять, действительно ли человек живет по тому адресу, который указал в справке.
«Моя мать, которая с 2014 года проживает в городе Киеве, могла лишиться пенсии только потому что уехала к родственникам на пару недель. К нам приходили социальные работники, чтобы проверить ее присутствие, что она не является фейковым переселенцем, а действительно проживает в Киеве по адресу, который она указала в этой справке. Она была у родственников в Виннице, ей пришлось свой визит прервать и срочно приехать в Киев, чтобы встретиться с этими социальными работниками. Что мы здесь видим? Мы видим ограничение права человека на свободу передвижения», - говорит переселенец в Востока Олег.
Работники общественных организаций, которые занимаются проблемами переселенцев, говорят, что ситуация иногда доходит до абсурда.
«Летом мне звонила дама, которая говорит, что она подала заявление на адресную помощь, но ей нужно срочно ложиться в больницу, а ее предупредили, что у нее комиссия. И что ей делать? Мне кажется, что политика, которая должна ставить людей перед выбором - ложиться в больницу и делать операцию или ждать проверку, - какая-то неправильна», - считает Алена Лунева. Она отмечает, что людям приходится ждать комиссию месяцами, в течение которых они остаются без всех социальных выплат.
Еще один скандал с верификацией произошел в ноябре прошлого года, когда переселенцы в разных регионах Украины начали получать странные звонки: от имени Министерства финансов их поздравляли с Новым годом и просили уточнить некоторые данные. Позже выяснилось, что звонили им из коллекторской компании «Дельта М», которая выиграла тендер Минфина на проведение верификации и получила доступ к реестрам переселенцев. Когда волонтеры и правозащитники забили в набат, в правительстве «обратили внимание» на происходящее. Вице-премьер-министр Павел Розенко назвал это нарушением закона о персональных данных и поручил приостановить доступ «Дельта М» к базе данных перемещенных лиц.
«Липовые» переселенцы
Путем проведения таких верификаций правительство хочет сэкономить бюджетные средства и лишить выплат тех, кто остался по ту сторону линии разграничения. Несмотря на то, что лишение людей социальных выплат – является нарушением права на социальную защиту, которое гарантируется Конституцией.
Юрист «Восток-СОС» Алена Лунева объясняет, что по закону выплаты пенсий и пособий должны осуществляться всем жителям Донбасса и Крыма. Проблема в том, что для переселенцев есть такая процедура – по справке переселенца. А для жителей оккупированных территорий такой процедуры нет. Единственный выход для них – ставать переселенцами или притворяться переселенцами.
«И это нарушение норм международного права, в частности статьи 1 протокола 1 Европейской конвенции, которая гарантирует право собственности. Пенсия – по сути, это право собственности. Это имущество. Это то, на что я как пенсионер имею право, моя претензия законна, то есть я ожидаю, что мне государство выплатит пенсию, потому что это обязанность государства, и это мое имущество, которое находится у государства. Но государство говорит: «Нет, мы вам платить не будем, пока вы не станете переселенцем». И это, на мой взгляд, принуждение к переселению, что запрещено руководящими принципами ООН по работе с внутренне перемещенными лицами», - говорит Лунева.
Недавно вице-премьер-министр Павел Розенко заявил, что жителям оккупированного Донбасса и Крыма выплатят пенсии только после полного выполнения Минских соглашений и освобождения этих территорий.
«К сожалению, украинское государство сейчас не имеет возможности выплачивать пенсии на этих территориях. Единственный путь к восстановлению выплат на оккупированных территориях – это полная их деоккупация и восстановление действия украинских законов и органов государственной власти Украины», - цитирует его слова пресс-служба правительства.
«А почему государство не может выплачивать эти деньги людям на освобожденной территории? Например, в логистических центрах? Если уж государство признает право этих людей на получение выплат и даже любезно их начисляет?» – возмущается в фейсбуке волонтер Леся Литвинова.
И право на социальную защиту – не единственное право, которое нарушает государство. Право на свободу передвижения нарушается проверками места проживания переселенцев, право на выбор нарушается тем, что внутренне перемещенным лицам не позволили голосовать на местных выборах и выборах в объединенные общины.
Хотя кого это волнует? Как говорится, наша хата з краю… Однако же переселенцы – это всего лишь прецедент. И переселенцы – это мы все. Почему ваш покорный слуга – переселенец, понять не сложно, ибо справочка имеется. Однако почему и вы - переселенцы – вопрос более глубокий. И об этом хорошо сказала Алена Лунева:
«Складывается ощущение, что переселенцы становятся таким локальным экспериментом, потому что на переселенцах можно апробировать все. Можно и верификацию апробировать, потому что верификация – это ж не только о переселенцах, это будет обо всех. Доступ к банковской тайне – это не только о переселенцах, это будет о других. Просто это на переселенцах апробируют, потому что переселенцы – это ничей электорат».
- Информация о материале
Нагородний фронт. Кому Аваков подарував 400 стволів
У міністра внутрішніх справ Арсена Авакова є одна велика таємниця. Журналістам практично неможливо дізнатися від нього прізвища тих, кого він нагородив відзнакою МВС «вогнепальна зброя».
Починаючи з 2016 року ЗМІ системно цікавляться цим питанням у МВС і Авакова особисто. У відповідь МВС і міністр не менш системно мовчать.
У червні минулого року журналісти «Українських новин» надіслали запит у МВС, де поцікавилися, скільки нардепів нагороджені візнакою.
У відповідь отримали цифру – 88 нардепів, але без прізвищ. У відомстві послались на те, що не мають дозволу від цих осіб на обробку персональних данних.
А вже в липні 2016 року Аваков під час своєї прес-конференції запевняв, що за необхідності повний список може бути опублікований, і сипав цифрами про кількість нагороджених зброєю.
«1200 людей, з них близько 900 людей – це бійці спецпідрозділів, бійці добровольчих батальйонів, тощо. Близько 90 осіб – це депутати Верховної Ради. В основному минулого і нинішнього скликання, які або були на Майдані, або мають відношення до ситуації на фронті», – сказав він.
Втім і того разу обійшлося без прізвищ. На початку вересня 2016 року запит до МВС з питанням про те, хто ж отримав у нагороду вогнепальну зброю, надіслав вже нардеп від фракції «Блоку Петра Порошенка» Сергій Лещенко. Але отримав відмову з посиланням на норму про вищезгадані персональні дані.
Того ж місяця програма «Наші гроші з Денисом Бігусом» у своєму сюжеті розповіла про те, що МВС під керівництвом Авакова за 2,5 роки роздарувало більше тисячі одиниць зброї. Мова йшла і про штурмові гвинтівки, і про автомати Калашнікова, і про кулемети.
Дізнаватися прізвища усіх нагороджених Аваковим – і надалі, гра, схожа на квест. Міністр називає одні цифри, в медіа з’являються інші. Складається враження, що Аваков вже і сам не знає, скільки ж зброї він роздав своїм друзям, однопартійцям, представникам владної верхівки і навіть одному олігарху Ігорю Коломойському, який, як відомо, таємно бував у будівлі МВС.
Завдяки джерелам в правоохоронних органах «Українській правді» вдалося отримати 400 прізвищ осіб, які були нагороджені зброєю у 2014-2015 роки.
Ми розкажемо про те, як часто Аваков роздавав вогнепальні нагороди, хто є щасливим власником рекордної кількості зброї – шести стволів, і коли саме нардеп Сергій Пашинський отримав свій скандальний «Glock 19».
Спалахи «обдарованості»
«1085 стволів міністр Аваков видав за 2014-2016 роки, це мої прямі повноваження, які я не погоджую ні з ким», – розповідав Аваков в інтерв'ю УП ще у липні 2016 року.
У згаданому інтерв'ю Аваков зізнавався, що «817 (одиниць зброї – УП) видано бійцям і офіцерам Нацгвардії, Нацполіції, МВС, УДО, Міноборони, 78 – волонтерам, 13 – працівникам прокуратури. Окремо ще 25 – працівникам Донецької і Луганської областей». Крім того, депутатам було подаровано 97 «стволів».
Як видно, користувався своїм «нагородним» правом Аваков дуже активно і почав це робити майже одразу.
Призначений 27 лютого 2014 року міністр МВС вже 21 березня виписав перший пістолет «Форт 17-05» депутату-»свободівцю» Олегу Осуховському.
Але «найврожайнішим» у цьому плані було 27 березня 2014 року. Того дня Аваков видав 39 пістолетів. Нагороджено ними було майже всіх функціонерів «Самооборони Майдану».
Серед них, наприклад, пістолетом «Glоск 19» міністр нагородив Олега Махніцького, який на той момент уже встиг стати в. о. генпрокурора, Андрія Левуса, заступника глави СБУ, а нині депутата від фракції «Народного фронту» – пістолетом «Форт 17-05».
На цьому Аваков не зупинився і до кінця березня 2014-го подарував ще 9 пістолетів.
Цього разу нагородну зброю отримали соратники по Майдану, які зайняли високі державні посади.
28 березня свій уже скандальний «Glock 19» отримав тодішній в. о. глави Адміністрації президента Сергій Пашинський, а його тимчасовий заступник Андрій Сенченко – «Glock 17».
Тоді ж свій перший «ствол» від Авакова «Форт 17-05» отримав на той час віце-прем'єр Володимир Гройсман. Такі ж пістолети дістались тодішньому главі НБУ, коменданту Майдану Степану Кубіву та міністрам Остапу Семераку та Павлу Петренку.
31 березня черга отримати свої «Форти 17-05» дійшла і до іншого коменданта Майдану, тоді уже секретаря РНБО Андрія Парубія, та депутата Миколи Княжицького.
Наступний сплеск «нагородної активності» у Авакова станеться в жовтні 2014 року, коли він за місяць подарує 48 одиниць зброї.
Сім пістолетів отримали активісти, серед яких зокрема і відомі брати-мільйонери Олександр та В'ячеслав Константиновські, яким перепало по «Taurus PT 809 compact».
Ще 10 пістолетів Аваков подарував армійським керівникам та бійцям. А от чотирьом офіцерам Управління держохорони подарунки глави МВС були куди серйознішими. Аваков їм презентував штурмові гвинтівки «Форт 224» калібром 5,45x39 мм.
Але найнесподіванішим було те, що таку ж «штурмівку», якою зазвичай користуються бійці різних спецпідрозділів, Аваков подарував і депутату НФ Сергію Пашинському.
Опинись вона під рукою у депутата в ході його нещодавньої сварки зі стріляниною в лісі, історія могла закінчитися куди трагічніше.
На тлі такого подарунка ні презентований тоді Олександру Турчинову пістолет ПСМ-05, ні два «Форта» для депутатів НФ Олени Ледовських, яка є вірною соратницею вже колишнього нардепа і одного із спосонсорів партії НФ Миколи Мартиненка ще з часів перебування в останнього в комсомолі та Валерія Лунченка, ні навіть хвацька «Beretta 92 FS» генпрокурора Віталія Яреми не вражають.
Не кажучи вже про компактний «Форт 9», який дістався главі НБУ Валерії Гонтаревій, компактну «Beretta PX4», подаровану тодішньому главі АП Борису Ложкіну, чи й серйозніший «Taurus РТ 809» Ігорю Гриніву, який тоді був заступником глави АП, а нині є головою фракції БПП.
Також у кінці вересня, до 50-літнього ювілею президента Петра Порошенка глава МВС нагородив його досить вишуканим пістолетом від американської компанії Сabot Gun «Jones 1911».
У січні 2015 року Аваков подарував одразу два пістолети – АПС і «Маузер» – своєму другу депутату Ігорю Котвіцькому, якого звинувачували в тому, що він вивів 40 млн доларів на Панаму.
Чим багаті?
Чим же міністр Аваков нагороджує заслужених українців?
У цьому питанні один із лідерів «Народного фронту» поводиться як справжній патріот.
Із понад 400 одиниць подарованої Аваковим зброї, дані про які є в розпорядженні УП, 245 були виготовлені українським держпідприємством «Форт».
Найчастіше глава МВС дарував пістолети «Форт 17» та його модифікації.
Крім того, міністр подарував ще 25 одиниць пістолета «Форт 9», 6 одиниць «Форт 12», один «Форт 14» та 10 штук «Форт 21».
Але не лише пістолетами багата українська оборонка. І Аваков не міг не поділитись цими здобутками.
За два роки глава МВС подарував 18 одиниць автоматичної зброї виробництва ДП «Форт»: 4 штурмові гвинтівки «Форт 221», 12 – «Форт 224», та по одній «Форт 226» та «Форт 228».
Зазвичай таку зброю використовують в ході спецоперацій бійці різних силових підрозділів.
Подаровані три «Форти 221» підполковникам запасу Олександру Бутенку, Руслану Русину і Сергію Супруну ще якось вкладають в офіційну версію про нагородження усіх пов'язаних з захистом нацбезпеки.
Але для чого таку «штурмівку» 19 лютого 2015 року отримав олігарх Ігор Коломойський, залишається загадкою.
Як і те, для чого штурмові гвинтівки «Форт 224» прем'єру Володимиру Гройсману, екс-прем'єру Арсенію Яценюку чи депутату Сергію Пашинському.
Крім того пістолети-кулемети «Форт 224» отримали з рук Авакова його соратники по НФ міністр юстиції Павло Петренко та депутат Юрій Береза. А секретар РНБО Олександр Турчинов став власником українського відповіднику легендарного ізраїльського Uzi «Форт 226».
Повноцінний, так би мовити, автомат Аваков подарув лише одному своєму раднику і волонтеру Юрію Касьянову. 7 квітня 2015 року йому дістався модернізований автомат Калашнікова (АКМС).
Якщо додати сюди ще й шість одиниць пістолетів-кулеметів MP5 K A4 німецького концерну Heckler&Koch, що були подаровані Аваковим тому ж Володимиру Гройсману, головному «радикалу» Олегу Ляшку та його однопартійцям Олексію Ленському, Сергію Скуратовському і братам Сергію та Дмитру Рибалкам, то можна буде зібрати цілий елітний спецзагін.
Крім уже згаданої зброї особливою пошаною у Авакова користується продукція австрійської компанії Glock. За два роки глава МВС нагородив різними модифікаціями пістолетів цієї фірми 51 людину.
Але найоригінальніший подарунок від Авакова отримав таки Арсеній Яценюк. 20 травня 2015 року глава МВС нагородив свого соратника по партії і тодішнього шефа легендарним 56-П-421 – кулеметом Максима.
Копію наказу про нагородження Яценюка у своєму Facebook публікував журналіст Денис Бігус.
У наказі мова йшла про те, що Яценюк нагороджений «за особливі заслуги в захисті конституційних прав і свобод людини і громадянина, зразкове виконання службового та громадянського обов'язку, виявлені при цьому честь і гідність».
Трохи пізніше прес-секретарка Яценюка Ольга Лаппо підтвердила факт нагороди і зазначила, що кулемет не є власністю Яценюка і буде повернутий державі «у свій час». Щоправда, не уточнивши, коли «свій час» настане. До речі, Лаппо також отримала від міністра нагородну зброю – пістолет Форт 9.
«Найбільш обдаровані»
«Всім «подобається», що депутати ВР отримали 88 стволів, насправді їх 97. Як правило, це депутати з двох скликань, які так чи інакше мали відношення до подій на Сході або на Майдані. Якщо я знав, що вони там були, гідно виконували певні функції, я їх нагороджував».
Так півроку тому в інтерв'ю УП пояснював Аваков логіку того, як він обирає людей для нагородження їх зброєю.
Проаналізувавши дані про нагородну зброю за 2014-2015 роки можна дещо розширити це пояснення.
Загалом у Авакова є кілька категорій людей, яким він дарував бойові пістолети і автомати.
По-перше, що зрозуміло, це працівники і керівники силових відомств.
Наприклад, голова Держприкордонслужби Віктор Назаренко має від Авакова три подарованих пістолети, міністр оборони Степан Полторак був нагороджений револьвером ALFA model 3541, екс-генпрокурор Олег Махніцький отримав пістолет «Glock 19», а Віталій Ярема – «Beretta 92 FS» та «JERICHO 941 FBL».
По-друге, в нагородні списки Авакова регулярно потрапляли майже всі ключові керівники держави.
Пістолет до ювілею отримав президент Порошенко, чотири «стволи» заслужив від Авакова колишній прем'єр Арсеній Яценюк. Чинний глава уряду Володимир Гройсман так само має від глави МВС арсенал із чотирьох одиниць: три із них він отримав на посаді віце-прем'єра а один як спікер Верховної Ради.
Пістолет, який до ювілею отримав президент Петро Порошенко
Колегам міністрам Аваков зброї теж не шкодував.
Крім уже згаданих, «стволи» від нього отримали екс-глави Мінекології Андрій Мохник, Мінінфраструктури Максим Бурбак, міністр Кабміну Остап Семерак, Мінмолодьспорту Дмитро Булатов, МОЗу Олег Мусій і навіть Мінфіну Наталя Яресько.
Всіх їх нагороджено різними моделями пістолетів «Форт». А екс-глава Міненерго Юрій Продан отримав «Glock 17».
Олександр Турчинов отримував по одному пістолету від Авакова на кожній зі своїх посад після Майдану: і як в.о. президента, і як спікер ВР, і як секретар РНБО.
Глави АП та їхні заступники так само нагороджувались зброєю. Крім уже згаданої зброї для Пашинського, Сенченка, Бориса Ложкіна, отримали пістолети і його колишні заступники Ігор Гринів – «Taurus РТ 809 Е», а Геннадій Зубко – «Glock 17».
«Beretta PX4», подарована тодішньому главі АП Борису Ложкіну
Свої «стволи» від глави МВС дісталися і головам Нацбанку: Степану Кубіву Форт 17-05», Валерії Гонтаревій – «Форт 9».
Керівнику державного «Ощадбанку», давньому соратнику Яценюка Андрію Пишному Аваков вручив аж два пістолети «Форт 17» і «Glock 26».
Проте найбільш «заслуженим» виявився нинішній депутат-»фронтовик», а колись радник Авакова Ігор Котвіцький, за яким закріпилося прізвисько гаманця міністра. Глава МВС подарував одному із спонсорів «Народного фронту» шість одиниць зброї.
Один з шести пістолетів, яким нагороджено Котвицького
Три «стволи» – «Форт 21.03», «Форт 9» та «Glock 17» – Котвіцький отримав у 2014 році у якості радника Авакова, ще три – АПС, Маузер та Smith&Wesson mod. SW 1911 Colt – уже будучи депутатом.
«Рекордсмени» нагородних списків Авакова
|
КОТВІЦЬКИЙ Ігор Олександрович Радник глави МВС, народний депутат «Форт 9», «Форт 21.03» АПС, Маузер, «Glock 17» Smith & Wesson mod. SW 1911 Colt |
||
|
ЯЦЕНЮК Арсеній Петрович Прем’єр-міністр України «Glock 19», «Форт 224» «JERICHO 941 FBL» 56-П-421 (кулемет Максима) |
ГРОЙСМАН Володимир Борисович Віце-прем'єр; голова ВРУ «Форт 17-05», «Форт-224» «JERICHO 941 FBL», МР5 КА4 |
|
|
НАЗАРЕНКО Віктор Олександрович Голова Держприкордонслужби «Glock-19», CZ-75 SP-01 Shadow, ПМ |
ТУРЧИНОВ Олександр Валентинович в.о. президента, голова ВРУ, секретар РНБО ALFА, ПСМ-05, «Форт 226» |
|
| ЯРЕМА Віталій Григорович | Генеральний Прокурор України | «JERICHO 941 FBL» «Beretta 92 FS» |
| ЮЛДАШЕВ Сергій Олексійович | Прокурор міста Києва | «Taurus РТ 24/7 G2» «Smith& Wesson» SW 1911 |
| ГУЗЬ В'ячеслав Валерійович | Начальник ГУ Державної міграційної служби в Харківській області | «Taurus PT24/7 G2» «Glock 19» |
| ДАВТЯН Олександр Саркісович | Депутат Харківської обласної ради | «Форт 17» «Glock 17» |
| ДІДЖИК Віталій Миколайович, капітан | Головний спеціаліст УДО | «Форт 17» «Фотр 224» |
| КАСЬЯНОВ Юрій Володимирович | Радник глави МВС, засновник БФ «Армія СОС» | «Форт 17» АКМС |
| ЛЯШКО Олег Валерійович | Народний депутат | MP5 K A4 Colt M 1911 |
| МОЧАНОВ Олексій Юрійович | журналіст | «Форт 17» «Sig Sauer P 226» |
| ПАЦКАН Валерій Васильович | Народний депутат | «Форт 17» «Glock 19» |
| ПАШИНСЬКИЙ Сергій Володимирович | в.о. Глави АП, народний депутат | «Glock 19» «Форт 224» |
| ПЕТРЕНКО Павло Дмитрович | Міністр юстиції | «Форт 17-05» «Форт-224» |
| ПИШНИЙ Андрій Григорович | Голова правління «Ощадбанку» | «Форт 17» «Glock 26» |
| РОМАНЮК Роман Сергійович | Народний депутат | «Glock 17» «Beretta РХ4 Compact» |
| РОСТОМЯН Вачаган Оникович | віце-президент Спілки вірмен України | «Форт 17» «Glоск 19» |
| СЕЛЮК Віталій Михайлович | Експерт УДО | «Форт 17» «Форт 224» |
| ШВИДЕНКО Євгеній Юрійович | Заступник начальника відділу УДО | «Форт 17» «Форт 224» |
Взагалі народні депутати стоять окремою групою в нагородних листах Авакова.
Список їх настільки великий, що простий перерахунок всіх прізвищ займе чимало часу. Вичерпний їх перелік читачі зможуть знайти у таблиці нижче.
Слід лише відзначити, що Аваков не скупився з вогнепальними подарунками лише «для своїх», тобто членів НФ, а знайшов чим потішити депутатів абсолютно різних груп і фракцій. Від «Свободи» до членів групи «Воля народу», серед яких трагічно загиблий Ігор Єремеєв чи його партнер по групі «Континіум» Степан Івахів, яким від Авакова дістались «Taurus РТ 111 PRO» та «Glock 17» відповідно.
Та що там депутати – навіть для їхніх помічників у глави МВС знайшовся десяток «стволів». Так, разом із депутатом від НФ Сергієм Фаєрмарком Аваков нагородив пістолетом Макарова і його водія-охоронця Геннадія Мироненка.
Часом Аваков своїми наказами про нагородження зброєю з пророчою точністю визначав долю політиків. Як наприклад, у ситуаціях з Юрієм Березою, Андрієм Білецьким чи Іриною Єфремовою.
На початку 2014 року Аваков подарував їм зброю як комбатам чи чиновникам, а уже восени вони стали депутатами від «Народного фронту» і досі входять в неформальну групу Авакова у цій фракції.
Або ж історія з колишнім журналістом Артемом Шевченко, якого Аваков спершу нагородив «Фортом 12», а за деякий час Шевченко став речником МВС.
Чи, скажімо, екс-директор Поліграфкомбінату «Україна» Максим Степанов, який несподівано для багатьох очолив Одеську ОДА, ще у серпні 2015-го отримував від Авакова «Glock 19».
Крім депутатів і міністрів, глава МВС нагороджував суддів, прокурорів та навіть місцевих чиновників.
Саме так свою зброю від Авакова отримали глава КМДА Віталій Кличко та його тодішні заступники Павло Рябікін і Ігор Ніконов, олігархи-глави ОДА Ігор Коломойський та Сергій Тарута, та тодішній заступник Коломойського, а нині мер Дніпра Борис Філатов.
Окремо слід згадати увагу Авакова до активістів, волонтерів, громадських діячів і бізнесменів. З понад 400 одиниць подарованої міністром зброї близько 60 були вручені саме цим людям.
А от журналістів глава МВС нагороджував мало.
По два пістолети Аваков вручив журналісту Олексію Мочанову («Sig Sauer P 226» та «Форт 17») та дружині глави Мінінформу Юрія Стеця Яні Конотоп («Форт 12Р» та «Glock 17»), яка працює на президентському «5 каналі». Оператор цього ж каналу Андрій Єршов так само отримав «Форт 12Р».
Уже екс-гендиректору НТКУ Зурабу Аласанії дістав від Арсена Авакова один пістолет «Форт 17». Так само один знак уваги від міністра отримала і шеф-редактор видання «Левый берег» Ксенія Василенко (Соня Кошкіна), якій перепав «Форт 9Р».
Нагородна зброя, видана міністром Арсеном Аваковим (дані за 2014-2015 роки)
{source}
<div class="infogram-embed" data-id="3f68268e-8033-4fb7-a973-c1249196186d" data-type="interactive" data-title="Нагородна зброя, видана міністром Арсеном Аваковим"></div><script>!function(e,t,n,s){var i="InfogramEmbeds",o=e.getElementsByTagName(t),d=o[0],a=/^http:/.test(e.location)?"http:":"https:";if(/^\/{2}/.test(s)&&(s=a+s),window[i]&&window[i].initialized)window[i].process&&window[i].process();else if(!e.getElementById(n)){var r=e.createElement(t);r.async=1,r.id=n,r.src=s,d.parentNode.insertBefore(r,d)}}(document,"script","infogram-async","//e.infogr.am/js/dist/embed-loader-min.js");</script><div style="padding:8px 0;font-family:Arial!important;font-size:13px!important;line-height:15px!important;text-align:center;border-top:1px solid #dadada;margin:0 30px"><a href="https://infogr.am/3f68268e-8033-4fb7-a973-c1249196186d" style="color:#989898!important;text-decoration:none!important;" target="_blank" rel="nofollow">Нагородна зброя, видана міністром Арсеном Аваковим</a><br><a href="https://infogr.am" style="color:#989898!important;text-decoration:none!important;" target="_blank" rel="nofollow">Create your own infographics</a></div>
{/source}
Ми розуміємо, що список тих, хто отримав в зброю від Авакова в якості нагороди набагато довший.
Журналісти досі не мають повних даних за 2016 рік, але це лише справа часу. Тож буде простіше, аби міністр сам публікував списки нагороджених ним людей.
Тим паче, як він заявляв сам, «нагородну зброю я вручав і буду вручати».
- Информация о материале
«Игры великих»: как Украине не заиграться в игру, которая не состоится?
«Иметь хорошие отношения с Россией — это хорошо, а не плохо» — говорит избранный президент США Дональд Трамп. «Быть субъектом международных отношений — это лучше, чем объектом» — говорят украинские эксперты и политики. «Быть здоровым и богатым — лучше, чем бедным и больным» — констатирует народная мудрость. «Чтобы продать что-то ненужное, надо сначала купить что-то ненужное, а у нас денег нет» — откликается классика недавних времен.
С легкой руки отставных американских стратегов и украинских постолигархических филантропов по Украине идет интеллектуальная волна — как бы нам продать что-то такое, что «сильные мира сего» захотели бы у нас купить и взамен гарантировали нам мир? Мыслевирус «большой игры» захватил экспертов, журналистов и общественных деятелей: одни выступают с амбициозными прожектами новой «Ялты», другие клеймят первых позором и изменой, третьи хихикают в кустах и наслаждаются вербальными поединками, где сжигаются идеи, прогнозы и репутации «конкурентов».
Все больше принимается на веру внушаемая мысль, что если не через несколько недель, то уже точно через несколько месяцев Трамп и Путин торжественно подпишут (возможно, и в Ялте, ибо традиция обязывает) всеобъемлющий пакт, который преподнесет Украину на тарелочке Путину (а Сирию или Иран, или даже обоих — Трампу). Можно ожидать, что соглашение, разумеется, будет заключено «за счет Украины и без Украины». Апокалипсические предположения раздуваются не только всеядными соцсетями, но и вполне уважаемыми изданиями, например, The Times, что придает образу заговора совершенства и непреодолимости.
Возникает естественный вопрос: «Как спасаться?». И Украина ожидаемо делится преимущественно на два лагеря: тех, кто предлагает «продать» суверенитет и собственный исторический выбор в обмен на территориальную целостность и восстановление законных границ (концепция «Запад нас не ждет»), и тех, кто выступает за «продажу» территорий в обмен на суверенитет и реальную независимость (концепция «отрезанного куска»). Оба лагеря приводят серьезные аргументы и оперируют убедительными эмоциями.
Аргументированный спор на тему жизненных вопросов — всегда хорошо. Но не преждевременно ли открыты торги? Действительно ли покупатели уже выстроились и ждут предложений? Действительно ли выстроившиеся являются добросовестными покупателями? Есть ли у продавца товар, который он предлагает на продажу? И не лукавит ли он слишком нехитро перед опытными купцами, которые понимают больше, чем кажется продавцу?
Для понимания ситуации следует привести аналогии из прошлого. А прошлое свидетельствует, что все значительные по своему масштабу соглашения достигаются «сильными мира сего» только на определенных исторических траекториях, где взаимное доверие и совпадающие интересы достигают уровня, где возможен big deal (большое соглашение).
Так произошло во время Второй мировой войны, когда в результате общего антигитлеровского опыта и признания роли СССР в победе над Гитлером «великие» договорились в Ялте и Потсдаме на беду более слабым. Тогда «на тарелочке» Сталину преподнесли всю Центральную Европу, где СССР на 40 лет установил свои порядки, лишив десяток наций Европы суверенитета. Это сформировало один из элементов тоталитарного травматического опыта, который заставляет нас перепуганно «просыпаться ночью»: не летят ли самолеты снова на Ялту?
Во второй раз так произошло в Хельсинки в 1975-м — вследствие многолетней политики «разрядки», когда градус противостояния «двух систем» существенно снизился и был заключен основополагающий Хельсинский акт, который был компромиссом, для многих мучительным, зато, наконец, помог разрушить тоталитаризм.
В третий раз «великое соглашение» неформально заключили Рейган и Буш-старший с Михаилом Горбачевым: это была справедливая «антиялта», когда СССР мирно обязался не препятствовать суверенному выбору вчерашних «социалистических» стран Европы, если они решат стать частью «коллективного Запада». В последнем случае «потепление» было особенно бурным и породило на Западе продолжительную эйфорию от «ветра перемен», подувшего тогда из Москвы. Но это, по нашему ощущению совершенно справедливое, «великое соглашение» породило травматический синдром поражения уже на другом фланге геополитических качелей — в России. И последствия его мы постигли только недавно, когда «брат» внезапно пришел в гости.
Напоминает ли нынешняя ситуация в мире хоть отдаленно один из описанных примеров момента, когда «великое соглашение» становилось возможным? Доверие? Вознаграждение за участие в общей миссии? Расчеты на надежность партнера? Совпадение коренных интересов? Искренняя симпатия?
Сегодня серьезных предпосылок ожидать очередного «великого соглашения» нет. Уровень доверия между Кремлем и условным «коллективным Западом» — на нуле. Прошлый год, принимая во внимание действия Путина в Сирии, только добавил проблем. При таких условиях стороны могут вступать в переговоры, проверять друг друга, тестировать возможности, решать некоторые локальные дела — но до «великого соглашения» не дойдет.
Может возникнуть вопрос: а надо ли Украине становиться «толкателем» процесса? Там, где нет доверия, — попытаться восстановить? Там, где не хватает общей повестки дня, — попытаться предложить? Там, где царит стратегическая растерянность и неопределенность, — предложить четкий порядок действий? Ответ может показаться парадоксальным: нет, не надо.
Украина не располагает ресурсом смодерировать ломку нынешней исторической траектории мира в лучшую сторону, а любые «выгодные предложения» будут казаться таковыми только сторонам, которые не заинтересованы в сильной, успешной Украине, осознающей свои цели и последовательно пытающейся двигаться к ним. Любые предложения «конструктивной повестки дня» по сути лишь будут размывать контуры еще слабого, но все же заметного позвоночника той Новой Украины, которая только начала заявлять о себе после Революции достоинства.
Даже если предположить очень малореалистичное, но теоретически возможное «великое соглашение» «сильных мира сего» в нынешних исторических условиях, то оно может состояться только на условиях России, которая считает, что ухватила Бога за бороду, а не на условиях Запада, который находится в стратегической фрустрации, и тем более не на условиях Украины.
Следовательно, наша задача — не дать такому соглашению состояться (благо, для этого есть достаточно предпосылок) и тем паче не быть в числе его акционеров. Иначе неизбежно проиграем. Сейчас не время для выгодных Украине соглашений, поэтому конструктивная стратегия заключается в отсрочке любых попыток навязать нам игру в «великое соглашение» ценой, как пишут, «мучительных компромиссов», которых никто не оценит.
Выдвижение условной инициативы «всеобъемлющего урегулирования» может разрушить Украину как изнутри, так и извне.
Изнутри — потому что не будет воспринята активной частью общества, нерв которого сейчас весьма чувствителен, чтобы играть с ним в «измену» без риска большого взрыва.
Извне — потому что разрушит хоть и не столь многочисленный, как хотелось бы, но заметный и влиятельный круг системных и ситуативных союзников в противостоянии с путинской Россией. Прежде всего будут демотивированы и деморализованы те партнеры, которые вопреки всем трудностям продолжают видеть Украину неотъемлемой частью европейского и евроатлантического пространства и поддерживают ее в институтах ЕС и НАТО. Если Киев откажется от своих дальновидных целей, эти партнеры махнут на нас рукой и как-то проживут. Но наивно считать, что, потеряв этих союзников, мы взамен получим других — тех, кто сейчас не видит в Украине особой стратегической ценности. Они не будут видеть ее и в дальнейшем, как бы мы ни старались адаптироваться к их ожиданиям.
Бесхребетная Украина, торгующая стратегическим вектором своего движения, — это не тот товар, на который найдется покупатель в нынешнем прагматическом мире. Разве что пойдет «тушками» в известном направлении.
Эти аргументы можно было бы считать риторическими лозунгами, если бы мы не имели в совсем недавней истории примеров, свидетельствующих о несвоевременности и нереалистичности ожиданий на согласие и урегулирование в ответ на выдвижение даже «самых конструктивных инициатив».
Напомним не очень известный даже в экспертных кругах опыт согласованной инициативы Украины и Европейского Союза относительно ответа на «обеспокоенность России» по поводу заключенного Соглашения об ассоциации Украина—ЕС. Это случилось в 2015-м, когда кое-кому казалось, что достаточно сформулировать пакет рациональных ответов на публично артикулируемую Россией «обеспокоенность» — и конфликт будет улажен.
Консультации продолжались почти полтора года, под аккомпанемент войны. Украина и ЕС предложили пошаговый ответ на каждую из заявленных Россией «озабоченностей» — с опорой на текст конкретных статей Соглашения и соответствующих толкований. В результате в ноябре 2015-го российская делегация во главе с тогдашним министром экономического развития Улюкаевым отвергла пакет как полностью неприемлемый. Контрпредложение российской стороны предусматривало фактический демонтаж Соглашения об ассоциации в целом — т.е. отказ Украины от адаптации европейских технических регламентов и стандартов во всех значимых сферах регулирования. Иллюзии рассеялись. Все остались на исходных позициях.
Опыт тех переговоров должны изучить все, кто предлагает или будет предлагать в будущем хорошую модель «конструктивных договоренностей» в деталях там, где нет согласия договариваться в принципе.
Так, сегодня предлагается снова попробовать продать России «нейтралитет» или «внеблоковость», отказ от намерения войти в НАТО или заключить любое обязующее политико-безопасное соглашение (а нейтралитет означает отказ от важной части суверенитета — права самостоятельно определять союзников в сфере безопасности и обороны). Непонятно, почему такое предложение должно быть интересно Москве. Весь предыдущий опыт показывает, что — не интересно. Вот только два исторических факта.
Первый. По состоянию на март-апрель 2014 г. в Украине был законодательно закреплен «внеблоковый» статус, и официально вычеркнуто из всех документов намерение стать в будущем членом НАТО. И чем это помогло Украине? Сдержало ли РФ от аннексии Крыма и начала гибридной войны в Донбассе?
Второй. Молдова в 1994 г. конституционно закрепила свой нейтралитет именно в надежде урегулировать Приднестровский конфликт, сняв опасение Москвы относительно дрейфа Молдовы к НАТО. Вот уже прошло 22 года: никакого существенного прогресса в политической части урегулирования. При том, что почти четверть столетия на Днестре не стреляют, что линию размежевания легко пересекают люди и автомобили, что даже пророссийского президента в Кишиневе избрали — и не впервые. Но — никаких сдвигов, и, думаю, надеяться, что удастся сдвинуть с мертвой точки, не приходится. Так почему же мы должны считать, что в украинском случае будет иначе, если напряжение, уровень антагонизма конфликта, количество жертв и ставки в игре несравненно выше, а уровень доверия между условными «гарантами» намного ниже?
Не лучше ли будет вооружиться другой, более реалистической версией политического реализма и признать, что конфликт с РФ носит фундаментальный характер, который обусловлен глубоким непринятием со стороны РФ факта независимости Украины (по крайней мере в ее законных границах), а потому не будет полностью решен на протяжении обозримого будущего (вероятно, нескольких десятилетий)?
Конкретные проявления этого конфликта, такие как аннексия Крыма и де-факто оккупация части Донбасса, являются лишь проявлениями и не могут быть надежно урегулированы отдельно от своей фундаментальной основы.
Чего реально можно достичь при надлежащих усилиях в короткой перспективе? Попытаемся спрогнозировать на примере Донбасса как одного из «полей» конфликта.
Худший вариант: относительно устойчивое прекращение огня, ограниченное разведение вооруженных сил без восстановления полноценных социально-экономических коммуникаций через линию размежевания, фактическая изоляция оккупированной зоны (смягченная версия карабахского сценария).
Лучший вариант: устойчивое прекращение огня, решение гуманитарных проблем (полный обмен пленными и заложниками), разведение вооружений и частичная демилитаризация, восстановление свободного, но контролируемого движения людей, транспорта и товаров через линию размежевания, определенные шаги по восстановлению доверия, легализация экономических и социальных связей без полномасштабного политического урегулирования (приднестровский сценарий).
Оба условных сценария очерчивают, по нашему мнению, имеющийся коридор возможностей, существующий при действующем раскладе сил — как между Украиной и Россией, так и в мире в целом. Любой выход за границы этого коридора возможен только при изменении нынешнего силового/политического баланса. Поддержание баланса требует соответствующих ресурсов и усилий — хотя бы симметричных усилиям противоположной стороны.
Размышлять при этом о формулах полного урегулирования конфликта не помешает, и вовсе не надо клеймить позором такие попытки, однако практическая результативность этих усилий вряд ли выйдет за пределы результативности российского «плана Козака» для Молдовы и Приднестровья 2003 г., который провалился, имея несравненно лучшие предпосылки для внедрения, чем любой из предложенных сегодня или завтра планов урегулирования всеобъемлющего конфликта между Украиной и РФ.
Ответственный выход для украинской власти и общества — готовиться к затяжной игре, которая будет длиться десятилетия. Ключевым сюжетом ближайшего горизонта истории будет конкуренция ценностей, моделей правления, экономики, форматов идентичности. В своем конфликте нынешние Украина и Россия пройдут решающий тест на жизнеспособность — как государства и как общества.
А окончательные контуры будущих реалий, которые обусловят решение фундаментального конфликта между Украиной и РФ, едва ли принадлежат к сфере компетенции нынешнего поколения.
- Информация о материале
КП «Комбінат дитячого харчування» задорого орендує автівки у свого директора
Комунальне підприємство «Комбінат дитячого харчування» орендує техніку у свого директора Надії Тимофєєвої.
Про це стало відомо з документів, які є у розпорядженні «Харківського антикорупційного центру».
Згідно документів комунальне підприємство орендує чотири ізотермічних фургонів, три з яких марки ГАЗ і один ГАРЗ.
Вартість оренди минулого року складала 100 тис. грн. в місяць.
Цікаво, що подібні фургони 2013 року випуску зараз коштують 300-350 тис. грн. за одиницю. При цьому це більш нові фургони. Таким чином, за рік комунальники могли б окупити придбання техніки, тим більше, що вони орендують старі фургони 2008 та 2009 року випуску.
Сучасні термічні фургони коштують в районі пів мільйона гривень і є набагато економічними ніж старі «Газелі».
Таким чином, ми бачимо неефективне розпорядження бюджетними коштами та конфлікт інтересів.
Нагадаємо, що фірма «Надія-92» є фаворитам на тендерах КП «Комбінат дитячого харчування». Раніше засновницею цієї фірми була Надія Тимофєєва.
Також «Харківський антикорупційний центр» писав, що Надія Тимофєєва, депутат Харківської міськради та директор комунального підприємства «Комбінат дитячого харчування» міста Харкова в 2012-2013 роках придбала ТРИ люксові автівки.
- Информация о материале
Гибридное человеколюбие
Российские власти оказались глубоко оскорблены предположением, будто они не понимают, почему Украина не скорбит о «поющем оружии Кремля», хотя, конечно, с бутылочкой «Боярышника» все равно неудобно получилось.
Мария Захарова, официальный представитель МИД РФ, Фейсбук:
«СМИ: «Советник президента Украины Петра Порошенко Юрий Бирюков написал на своей странице в фейсбуке о том, что ему захотелось принести бутылку «Боярышника» к российскому посольству в Киеве после крушения самолета Минобороны России Ту-154 в Черном море. «Грохнулся самолет МО России... Появилось только одно желание — отнести к посольству орды бутылочку Боярышника», — написал глава военного ведомства. Бирюков также назвал «парадоксальным парадоксом» то, что россияне «искренне не понимают причины, по которой мы радуемся гибели 80 военнослужащих» Российской армии».
Это мы не понимаем причины, по которым официальный Киев радуется гибели 80 военнослужащих?!! Мы очень хорошо понимаем эти причины и давно о них говорим: на Украине к власти пришли люди, поддерживаемые националистами и радикалами. Вот и все причины. Их теперь понимаем не только мы».
Из традиционно злободневного и сильно печального заявления Марии Захаровой не совсем ясно, кто еще аж «теперь понял» про радикалов, пришедших к власти в Киеве, но это точно какой-то очень влиятельный лох, может быть, даже сам Трамп - человек порядочный, но пока еще не во всем опытный. Расскажи такому про бутылочку «Боярышника», и он даже не врубится, что тут такого, - казалось бы, элитный напиток, истинное божоле-нуво для русской интеллигенции, благородных шоферов, поместных строителей и даже одной воспитательницы детского сада - и самому выпить хватит, и детям закуски купить, но ведь что удумал официальный украинский националист Бирюков? Он пообещал принести бутылочку к посольству орды, российское посольство каким-то образом сразу догадалось, что это оно и есть, вышло к воротам, простояло там целый день в трауре с драками и матерной руганью, кому достанется драгоценный фуфырик, брат пошел на брата с бутербродом, секретаршу ударили по голове самоваром, началась неразбериха, переходящая в жидовский погром атташе по культуре, охранники выпустили медведя, - и что же? Ничего. Ни Бирюкова, ни «Боярышника», только двенадцать многочисленных букетов в воротах от тайных поклонников Оксаны Марченко. Потом врали, что тех поклонников Медведчук лично передушил в ближайших подворотнях, хотя все прекрасно знают, что на самом деле это сделали националисты.
Зверские морально-нравственные преступления, совершенные украинским фашизмом в честь чудовищной катастрофы, в которой погибло «поющее оружие Кремля», не поддаются исчислению и уж тем более не укладываются в голове русского Ивана, заполненной общечеловеческими ценностями, которые он еще не успел присвоить. Каратели глумятся над самым святым, что может быть для русского человека, - песней, пляской и телевизионными деятелями искусств, распускают святотатственные слухи, будто доктор Лиза вовсе не упала в воду, а действительно сошла с самолета в Сочи, и ее тихо убрало ФСБ, чтобы хор было жальче, а потом само пожалело, ибо Лиза была редким и крайне ценным боевым специалистом, без которого невозможна успешная гибридная война. «Добро, сострадание и милосердие работают сильнее любого оружия», - со знанием дела говаривала доктор Лиза, и военное командование РФ понимало ее правильно, а президент Путин отмечал государственными наградами.
Последний подвиг сострадательной заступницы ненасытного русского воинства и вовсе трудно переоценить: само наличие Лизы в разбившемся самолете министерства так называемой обороны России, набитом военными, превратило его в карету «Красного Креста» и летающий детский дом «Солнышко» в одном фуфырике, «поющее оружие» имени Александрова - в мирный ансамбль художественной самодеятельности «Ритмы планеты», а военспецов по идеологическим диверсиям из «Звезды», Первого и прочего НТВ - в молодых и задорных идеалистов, летевших засевать заботливо вспаханный русскими бомбами Алеппо разумным, добрым и вечным. Таким образом, из-под ног немногочисленных, но от того не менее опасных для вставшего с колен отечества национал-предателей была выбита последняя одноногая табуретка, и их заблудшие души, за крайне редким исключением, устремились в патриотическое стойло, умело прикрывая попу православными ценностями и, местами, юной балериной, наивно надевшей пачку-хаки и кирзовые пуанты только потому, что ей хотелось танцевать, и пофиг, на чьих костях, не хрустят же.
Добро, сострадание и милосердие доктора Лизы и юной балерины дотянулись даже до ряда не до конца испорченных латентным нацизмом жителей несостоявшейся Украины, превратив их в благородных троллей печального образа, неустанно укоряющих невоспитанных дикарей, имеющих наглость попрекать Россию какой-то мифической оккупацией и тысячами людей, убитых братскими отпускниками-добровольцами, вместо того, чтобы вместе с Россией поплакать за юной русской балериной или хотя бы помолчать в знак уважения к горю соседа-освободителя, так как Библия учит, что нельзя танцевать на костях танцевавших на костях, а если ближний сосед стреляет в тебя, не стреляй в ответ, ибо уподобихося ему, и тогда победит Путин душу твою.
Гибридное человеколюбие тоже работает сильнее любого оружия. Великий Путин учит неразумных хохлов, что нужно возлюбить врага своего, и попадешь в русский рай, как спасшиеся от козней Бандеры праведники ДНР, но нет у неразумных хохлов души, их душит злоба и манит окончательное падение нравов. Националисты и радикалы глумятся над трагедией элитной агитбригады Русского мира, предполагают, что если бы вместо доктора Лизы в Сирию полетел заартачившийся в последний момент Кобзон, то все звали бы его «доктор Йося», советуют чудом спасшемуся от гибели солисту Ананьеву пересмотреть пророческое кино «Пункт назначения», прикидывают, как скоро глава СК РФ Бастрыкин, взявший на себя личный контроль за расследованием ЧП, поймет, что авиакатастрофа произошла вследствие того, что в двигатель самолета попал Яценюк, сочувствуют Винокуру, который тоже мог лететь в злосчастной «тушке», потому что «много лет назад прослушивался в ансамбле Александрова», но, к счастью, пустил петуха, пришел домой, посмотрел на диване, а туда Лещенко заполз, и они пошли кофе пить и с тех пор подружились навсегда, восхищаются беспрецедентной поисковой операцией на Черном море, отмечая, что лучшего учения трудно себе представить, и Владимир Владимирович достаточно долго может там тренироваться без существенного ущерба для своего бюджета.
Брызжа слюной от злобы и ненависти ко всему общечеловеческому, националисты и радикалы в своем греховном глуме игнорируют даже тот священный факт, что на разбившемся самолете мог быть не только умерший своим ходом без помощи Путина Джордж Майкл, но и Мирей Матье, и даже Тото Кутуньо, не говоря уже о том, что Дитер Болен, помнится, тоже изъявлял желание, а Моруани уже даже занес было ногу над трапом, но Киркоров его опять арестовал и теперь рвет на себе волосы, непритворно скорбя. Единственное, что по-настоящему утешает русских людей, с огромным сожалением наблюдающих за тем, как несостоявшийся украинский народ окончательно падает в бездну бездуховности, так это надежда на то, что скоро генерал Захарченко, окончательно устав от хунты и беззакония, пойдет брать штурмом Киев, чтобы, как он и обещал, отвоевать для Крыма золото скифов, и не оставит от этой обители зла камня на камне. Вот тогда хохлы сами попросят Путина прислать им ансамбль песни и пляски - а нету. Плакать надо было получше - вон как Лукашенко, например, - аж флаги спустил с перепугу. К нему теперь, пожалуй, из России целый балет на танках пришлют, заслужил.
- Информация о материале
Страница 371 из 2102
