Главная
Войны чиновников. Зачем Данылюк возобновил атаки на Насирова
Конфликт между министром финансов Александром Данылюком и главой ГФС Романом Насировым вышел на новый уровень.
На неделе министр обвинил Насирова в саботаже реформ.
«За систематическое невыполнение поручений министра финансов и несогласованное отсутствие на рабочем месте я инициировал на Кабмине привлечение Насирова к дисциплинарной ответственности. Если после этого не будет сделано никаких выводов, то во второй раз это будет увольнение», — заявил Данылюк.
Это уже не первый выпад министра в сторону Насирова. Ранее Данылюк уже заявлял, что ГФС полностью себя дискредитировала.
Руководитель фискальной службы отмалчивается — в публичные перепалки с министром не вступает, СМИ ничего не комментирует.
Что же вызвало очередное обострение в отношениях между чиновниками и к чему это приведет, выясняла ЭП.
В чем Данылюк обвиняет Насирова
В среду на заседании правительства вопрос о качестве работы главы ГФС не обсуждался.
Тем не менее, в распоряжении ЭП оказалась копия представления министра финансов на Кабмин, в котором Данылюк требует привлечь Насирова к дисциплинарной ответственности. Какие у министра аргументы?
Во-первых, министр обвиняет главу ГФС в саботаже поручений Минфина о создании Межрегиональной таможни (МТ). В августе Кабмин поручил Минфину утвердить положение о МТ. По закону разработать это положение должна Государственная фискальная служба.
«Прошло четыре месяца, ГФС был дан ряд поручений о разработке этого положения. Ни одно из поручений ГФС не выполнила», — объясняет Министерство финансов. Минфин разработал положение самостоятельно, но Минюст отказывается его регистрировать, поскольку документ не согласован с ГФС.
«Межрегиональная таможня работает, а положение мы разрабатывали», — сказал ЭП замглавы ГФС по вопросам таможенной политики Мирослав Продан. Он уточнил, что ни о каком распоряжении министра финансов и проволочках с подготовкой документа понятия не имеет.
Второй повод для недовольства Минфина — глава ГФС проигнорировал необходимость отчитываться о выполнении установленных для него министром финансов показателей эффективности, так называемых КPI. Ожидалось, что Насиров будет отчитываться, размещая такой отчет на сайте своего ведомства каждый месяц.
Третий признак саботажа, по мнению Данылюка, состоит в том, что глава ГФС не привел штат, функции и процедуры территориальных отделений фискальной службы в соответствие с требованиями Налогового кодекса.
Мало того, что Насиров обо всем этом не отчитался, так еще и отсутствовал на рабочем месте, говорится в упомянутом представлении на Кабмин.
Несогласованные с главой Минфина уходы в отпуск — четвертый, по мнению министра, повод для привлечения Насирова к ответственности. Поездка Насирова на инаугурацию президента США к таковым отъездам тоже относится.
Министр заявил, что НАЗК и НАБУ должны расследовать, откуда Насиров взял 250 тыс долл на поездку в США. И вообще — министр финансов публично задался вопросом, почему на инаугурацию Трампа поехал именно глава ГФС.
Ранее Насиров говорил, что поездка обошлась ему в несколько сотен долларов, и вообще — его «пригласили друзья».
Попытка номер N
Главный вопрос в этой истории — почему министр финансов решил привлечь Насирова к ответственности и заговорил о возможности его увольнения именно сейчас.
За время пребывания на посту министра у Данылюка таких возможностей было достаточно. Жалоб на работу главы ГФС было множество.
Например, в мае 2016 года депутаты парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики инициировали проведение служебного расследования деятельности Насирова и его первого заместителя Сергея Билана.
Однако дальше депутатской инициативы парламентское движение против руководства ГФС не продвинулось.
В декабре 2016 года проект постановления о признании работы руководства ГФС неудовлетворительной появился на сайте парламента, но история также не получила продолжения.
Немаловажно, что депутаты рекомендовали Кабмину уволить Насирова из-за нарушений с возмещением НДС, бездействия по части взыскания налоговой задолженности с «Укрнафты», низкой эффективности налоговой милиции в ликвидации конвертационных центров, давлении на бизнес на примере отдельных предприятий.
Все эти причины — гораздо более весомые по сравнению с несогласованным отпуском или неподачей в определенной форме отчетов о выполнении KPI. Однако тогда Минфин не счел нужным выносить представление на Кабмин или же привлекать правоохранительные органы к расследованию этих случаев.
Вторым поводом для расследования работы Насирова могла стать блокировка возмещения НДС аграриям летом 2016 года. Минфин тогда объяснял: Насиров якобы неправильно трактовал поручение министерств и заблокировал возмещение.
Депутаты тогда говорили, что аграрии в обход закона заявляют к возмещению завышенные суммы и с этим надо разобраться. Разобрались ли — неясно. Аграрная история быстро затихла, официальный отчет о ее итогах от причастных ведомств так и не прозвучал.
Искусство давления
Успех задачи «уволить Насирова» зависит от двух факторов: законно-бюрократического и политического.
Бюрократический таков: работа ГФС координируется Кабмином через министра финансов. Глава ГФС назначается и увольняется Кабмином по представлению премьера, которое он вносит по предложению министра финансов.
Согласно закону о госслужбе, вопрос о досрочном увольнении госслужащего «категории А» должна рассмотреть комиссия по вопросам высшего корпуса госслужбы.
Политическая подоплека сложнее. Сохранение Насирова на должности главы ГФС регулярно оказывается обязательным условием в переговорах за поддержку ключевых законопроектов с депутатами БПП и «Воли народа».
Вопрос также в том, как Данылюк и Насиров используют рычаги влияния.
«У Насирова и Данылюка одни и те же «покровители», у обоих есть расширенные полномочия для принятия решений. Почему у одного получается проводить через парламент собственные инициативы, а у другого нет?» — задался вопросом в разговоре с ЭП один из депутатов БПП.
До тех пор, пока на увольнение Насирова не будет политической воли, вряд ли это произойдет.
Основная задача: не сдать позиции
Причины для недовольства работой ГФС у Данылюка есть.
ГФС — монополия Насирова. В свое время будучи министром финансов разрушить ее не смогла Наталья Яресько.
Заняв кресло министра, Данылюк сделал ряд резких заявлений о своих реформаторских планах в отношении ГФС. Он пообещал ликвидировать налоговую милицию в течении нескольких недель и быстро завершить институциональную реформу фискальной службы.
Министр нацелился на то, чтобы установить контроль над ведомством в кратчайшие сроки, и когда понял, что сделать это непросто, пошел обходным путем: заявил о создании подконтрольной Минфину Межрегиональной таможни и мобильных групп по борьбе с контрабандой.
В пакет этих намерений вписывается и попытка отобрать у ГФС контроль по администрированию баз данных.
Прошли месяцы. Отдельные новшества были запущены, например, единое окно или видеофиксация на таможне, однако реальных рычагов управления ГФС у министра не появилось.
Принципиально важные реформаторские планы — передача баз данных, институциональная реформа ГФС или ликвидация налоговой милиции — застопорились.
Для реформы налоговой милиции по сценарию Минфина текущая неделя стала переломной. Стало понятно: она откладывается.
В понедельник состоялось заседание у премьер-министра, в ходе которого договорились готовить новый документ о реформе налоговой милиции.
«Договорились договариваться. Срок подготовки нового документа — две недели», — уточнил в комментарии ЭП министр внутренних дел Арсен Аваков.
Уверенности в проведении реформы поубавилось на фоне попыток депутатов узаконить налоговую милицию вопреки позиции Минфина.
Такую поправку внесла глава комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Нина Южанина в законопроект поправок в НК №0940. Его рассмотрение ожидается в четверг.
Реформа налоговой милиции для Данылюка на этом этапе — «последняя реформаторская барикада». Ее невзятие сильно пошатнет и без того спорные позиции министра финансов.
Слово за Гройсманом
Собеседники ЭП в «Самопомощи» отмечают, что разговоры о способности министра финансов контролировать ГФС возникли давно.
«Особенно они активизировались после провала основных инициатив Минфина в декабре 2016 года. Сейчас министр финансов предпринял очередную попытку подчинись себе ГФС и заявить премьеру и президенту, что его не устраивает нынешнее положение вещей», — говорит один из депутатов «Самопомощи».
Сентябрь 2016 года. Данилюк, Гройсман, Насиров во время запуска работы мобильных групп по предотвращению и выявлению нарушений таможенного законодательства.
«В этих действиях больше политики, нежели борьбы за конкретные цели. Вместо того, чтобы взяться за работу, спровоцирован новый виток публичных разбирательств», — отметила в комментарии ЭП глава парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Нина Южанина.
По ее словам, теперь важно, осознает ли премьер, что нужно сделать для организации реального взаимодействия обоих ведомств. На последнем заседании правительства вопрос о качестве работы главы ГФС не поднимался.
В свою очередь собеседники ЭП в правительстве публичную порку Насирова объясняют желанием добиться реформы налоговой милиции или хотя бы замедлить сроки ее «отматывания» и намерением переложить ответственность за невыполненные планы.
Называется и другой фактор: подготовить благоприятное информпространство к своему уходу с должности министра.
- Информация о материале
«Темник» для власти
Проведя опрос почти двух десятков жителей полуострова, обитающих ныне по обе стороны Перекопа и чье мнение может считаться экспертным, было решено составить своего рода «темник» добрых дел, которые власть по непонятной причине откладывает на неопределенный срок. В списке, как водится, темы исключительно важные и актуальные. Аналитики считают, что граждане все меньше будут акцентировать внимание на заявлениях-лозунгах типа «Крим — це Україна!» и все больше будут требовать конкретных дел по решению проблем, созданных не оккупантами — а родной украинской властью.
Рейтинг задач, по нашему опросу, выстроен так: внести изменения в постановление Кабинета министров №1035, отменить закон о СЭЗ «Крым» и постановление НБУ №699; определить статус Крыма с учетом прав коренного крымскотатарского народа на самоопределение; упростить оформление украинских документов (паспорта, свидетельства о рождении и образовании); возврат вкладов в Приватбанк; принять госпрограммы для детей с оккупированной территории; создать центральный госорган по Крыму (вариант — правительство АРК и Севастополя); реорганизация правоохранительных органов для защиты прав человека и интересов государства; создание фонда поддержки семей политзаключенных. Остановимся подробно на первой тройке.
Итак, на первом месте по важности и актуальности у большинства наших собеседников — изменение (или отмена) постановления Кабмина №1035. Название постановления, принятого на гребне Гражданской блокады товарных поставок в Крым, — «Об ограничении поставок отдельных товаров (работ, услуг) с временно оккупированной территории на другую территорию Украины и/или с другой территории Украины на временно оккупированную территорию». Однако на деле оно регулирует также и провоз личных вещей, которые переселенцы везут на новое, как они надеются, временное место жительства, убегая из оккупированного Крыма. И нет дня, чтобы на каком-нибудь КПВВ не случился скандал вокруг запрета провоза домашнего скарба. Точнее, как говорит председатель Крымской правозащитной группы Ольга Скрипник, к ним в неделю поступает в среднем 2–3 жалобы. Последний случай на этой неделе, «подорвавший» соцсети, — история двух студентов, Ильи и Владимира, которые хотели привезти из Крыма в Киев микроволновку, чайник и дрель (все уже бывшее в употреблении). Украинские таможенники, строго следуя постановлению №1035, с этими вещами их не пропустили, посоветовав оставить добро на «нейтральной полосе» или же вернуться с ним в Крым. Студенты провели на контрольном пункте 33 часа. Судьбу чайника решали правозащитники, народные депутаты, министры. Студенты уехали без своих бытовых «гаджетов». Будут судиться. Наверное, долго…
Вопрос: какую угрозу несут Украине бэушные кухонная техника, а также холодильники и телевизоры, домашние библиотеки, инструменты и прочие личные вещи? Их провоз ослабит национальную экономику неуплатой таможенного (на админгранице!) сбора? Кроме того, что их провоз по договоренности повысит доходность фискалов и пограничников, других аргументов за существование этого негуманного списка нет.
Теперь самое интересное и важное: проект изменений в постановление КМУ, подготовленный Министерством по вопросам оккупированных территорий совместно с правозащитниками, еще полгода назад был передан на согласование министерствам и ведомствам, профильным из которых является Минэкономразвития, где документ и завис. По инсайдерской информации, якобы «его почему-то не хочет Гройсман». Поэтому Крымская правозащитная группа, которую поддержали и другие правозащитнники и организации переселенцев, обратилась к премьер-министру с просьбой внести изменения в постановление №1035 и устранить таким образом и дискриминацию граждан, и нарушения действующего законодательства (об оккупированных территориях и правах ВПЛ).
Как стало известно ZN.UA, проект постановления , которому полгода не давали ходу, недавно МинВОТ был отозван. Первый заместитель министра Юсуф Куркчи так пояснил ZN.UA эти действия: «На одним из последних заседаний правительственного комитета по вопросам экономической, финансовой и правовой политики, развития ТЭК, оборонной и правоохранительной деятельности было принято решение отложить рассмотрение данного проекта постановления. Под руководством первого вице-премьера Степана Кубива будет проведено согласительное совещание с заинтересованными министерствами для выработки консолидированного решения по данному проекту».
Переводя на понятный язык, это, по всей вероятности означает, что проект могли «прокатить» даже не на заседании Кабмина, а на комитете. Поэтому министерство решило добиться согласия сначала в узком кругу. Сроки принятия решения по изменениям в постановление, как понимаете, прогнозировать никто не может. И все же одну хорошую новость Юсуф Куркчи сообщил: до 1 июля будут завершены работы по благоустройству КПВВ на админгранице с Крымом. «Мы также приложим усилия, чтобы одновременно на пунктах пропуска были оборудованы центры оказания админуслуг», — осторожно обещает замминистра. Так что эта часть пожеланий из нашего «темника» для власти, есть надежда, будет исполнена.
Переходим ко второй важной и уже третий год актуальной теме, возможно объясняющей, почему Кабмин так не хочет, чтобы студенты из Крыма везли в Киев свои подержанные чайники.
Данное уродливое постановление выросло из норм закона о СЭЗ «Крым». Закона, пролоббированного крупным бизнесом, сохранившемся на полуострове с получением «аусвайсов» — регистрации в российской юрисдикции; наградившего украинских граждан из Крыма статусом нерезидентов, лишенных банковских услуг; создавшим множество дискриминирующих ситуаций и никак не способствующим деоккупации Крыма.
Картина жизни с этим законом такова. Студенты киевского вуза крымчане Илья и Володя подвергаются унижению, получив статус нерезидентов в родном государстве; несут дополнительные расходы из-за запрета привезти из дома в Крыму необходимые вещи, не могут воспользоваться банковскими услугами (взять кредит). В это время стивидорная компания олигарха Рината Ахметова в закрытом Украиной порту Севастополя, в нарушение западных санкций, но вполне в соответствии с украинским законом о СЭЗ «Крым», нагружает судно содой с крымского завода другого украинского олигарха, Дмитрия Фирташа, и, в нарушение санкций и закона Украины об оккупированных территориях, везет соду на экспорт. Голова кругом может пойти — у всех людей, кроме украинского законодателя и этих законов исполнителя. Некоторые, правда, стараются держать ее холодной. И раскрывают, к примеру, параллельно с журналистами Слидство.инфо схему поставки ильменита из порта «Южный» для другого завода Фирташа — «Крымского титана». Судно с украинским сырьем заявлено на Новороссийск, но в Керченском проливе его перегружают на другое судно и доставляют в оккупированную Керчь. Военная прокуратура Южного региона открыла уголовное производство и обратилась в Минэкономразвития с представлением на санкцию — приостановление лицензии на внешнеэкономическую деятельность компании-поставщика «Юкрейниан Кемикал Продактс». Четыре месяца у Кубива не принимают решение по этому представлению, но переспрашивают: уверены ли в прокуратуре, что надо закон применить?!
В общем, с этой правовой шизофренией, как говорят юристы (СЭЗ на оккупированной территории и граждане Украины со статусом нерезидентов), пора заканчивать. Тем более что перечень лоббистов закона сокращается. Приватбанк Коломойского, так не хотевший отдавать крымские вклады, — уже государственный (но проблема остается, о ней подробно — в материале Д.Дугинова «ДисКРЫМинация. Крымские вкладчики Приватбанка: три года ожидания). Судя по информации из Крыма и РФ, ряд крупных украинских бизнесменов намерены продать свои крымские активы. По данным крымских СМИ, отказавшихся комментировать на предприятии, на продажу выставлен крупнейший производитель цемента — бахчисарайский завод «Стройиндустрия», который приписывают Давиду Жвании. Антимонопольная служба России в июле 2016 г. дала разрешение ООО «Управляющая компания «Оптима-Финанс» (Москва) на приобретение 81,9% акций АО «Крымская фруктовая компания» и 99,9% — в уставном капитале АО «Дружба народов». Обе крымские компании входят в «Мироновский хлебопродукт» друга президента Порошенко и бывшего первого замглавы его администрации Юрия Косюка. Крымские «власти» сообщают также, что на предприятиях Косюка (из-за «сложностей с доставкой кормов и инкубационного яйца в Крым через Керченский пролив) сократилось поголовье птицы, что привело к сокращению объемов выпуска готовой продукции». Пока что учредители компаний Косюка в российском госреестре не сменились, поэтому неизвестно, была ли продажа, но намерение очевидно. Большие трудности с поставками сырья и экспортом готовой продукции испытывает и «крымская химия» Фирташа. То есть западные санкции и товарная блокада, введенная под давлением общественности правительством Украины, похоже, таки выдавливают украинский «бизнес на два фронта» из Крыма.
И, наконец, третий блок «темника» от наших экспертов касается реформы органов власти с целью создания единого центра управления деоккупацией Крыма, который бы координировал работу всех остальных, так или иначе завязанных на решение крымской проблематики. Вариантов называется несколько, включая отдельное министерство по Крыму и целого Совета министров АРК. Все можно обсуждать — вопрос только с кем, потому как на сегодня ни в АП, ни в правительстве, ни в парламенте нет человека/группы/структуры, понимающих, зачем это нужно. И будем справедливы — никто из крымских политиков или общественных организаций еще не сформулировал ответ на этот вопрос.
Но первоочередное для нормализации работы правоохранительных органов решение уже давно назрело, поэтому вполне может «разродиться» в ближайшее время. Неоднократно говорилось о том, что препятствием для расследования преступлений, совершенных против граждан и государства в Крыму, является нескоординированная работа воссозданных органов. И немудрено. Крымский главк Нацполиции находится в Одессе, главк СБУ — в Херсоне, а процессуальные руководители расследываемых ими производств — в Киеве. Учитывая, что львиная доля дел имеет «полицейскую подследственность, по уму главк НП нужно переводить в Киев, где находится и Прокуратура АРК, которой надо еще «придать» и Севастополь.
Самая дискуссионная тема из нашего списка — воссоздание крымскотатарской национальной автономии. Но это не повод к тому, чтобы не подкреплять заявления президента пошаговыми действиями. Мы все равно пройдем этот путь — другого не дано, если мы действительно хотим восстановить справедливость и право. Просто надо принять, что они были нарушены не только в 2014-м, но и в 1944-м, и даже еще раньше — при первой аннексии Крыма Россией.
- Информация о материале
«Центренерго» дало «регіоналці» ще 65 мільйонів на будівництво за таємними цінами
Зміївська теплова електрична станція ПАТ «Центренерго» 31 січня за результатами тендеру замовила ТОВ «Аустер-Дон» реконструкцію золовідвалу (секція №2, третій ярус) за 65,27 млн грн. Про це повідомляється у системі «Прозорро».
До кінця 2018 року мають підготувати основу, влаштувати дренаж, огороджувальну, захисну, розділову та підхідні дамби, виконати роботи з водозниження та встановити контрольно-вимірювальну апаратуру на спорудах.
Протокол узгоджених цін на матеріальні ресурси не був опублікований, відтак їх неможливо порівняти з ринковими цінами на предмет завищення.
Фірма планує залучити субпідрядником ТОВ РЦКБ «БудМережКомплекс» Петра Федорова для робіт обсягом більше 20% від вартості угоди.
Конкурентами були київське ТОВ «Інжинірингова компанія «Стратегія» донеччанки Катерини Кізіменко і харківське ТОВ «СК Альтаір» Олександра Кравченка.
Дніпровський »Аустер-Дон» зі статутним капіталом 1 тис грн. належить екс-депутату Макіївської міськради від Партії регіонів Світлані Тексторісовій. Раніше співзасновником був її чоловік Іван Тексторіс, підприємець із Чехії, який з 90-х років вів бізнес у Донецьку на ринку газового обладнання.
Переможець наприкінці 2011 року почав регулярно отримувати всі підряди на реконструкцію СК «Олімпійський», зібравши 95 мільйонів, причому без конкурсу як автор проекту.
Нагадаємо, у листопаді 2016 року «Центренерго» замовило фірмі реконструкцію золовідвалу Вуглегірської ТЕС за 43,19 млн грн. Причому пісок і щебінь коштували вдвічі дорожче ринку.
- Информация о материале
Коли Януковича судитимуть за державну зраду
Наприкінці минулого року генеральний прокурор України Юрій Луценко виступив із гучною заявою, в якій повідомив, що планує передати справу проти Януковича до суду. Приблизно в цей же час відбулося реформування Департаменту спеціальних розслідувань, очолюваного Сергієм Горбатюком. Частина проваджень, пов’язаних з колишнім президентом відійшла до парафії військової прокуратури. За словами генпрокурора, це було зроблено для того, аби в найкоротші терміни «Велика справа Януковича» опинилася в судовому розгляді.
Проти такої ініціативи виступили адвокати родин Небесної сотні і самі потерпілі. Серед аргументів «проти» були, зокрема, незавершеність розслідування по низці епізодів, а також великий обсяг матеріалів справи, з яким ознайомитись в розумні строки було б доволі проблематично. За їх словами, в майбутньому б це могло призвести до того, що адвокати президента-утікача оскаржили б вироки в Європейському суді і цілком могли отримати позитивні для себе рішення. Не підтримував таку ідею й очільник ДСР Горбатюк, який наголошував на недосконалому законодавстві у сфері заочного судочинства. До того ж, наголошував прокурор, такий судовий розгляд мав всі шанси затягнутися на десяток років.
Врешті, у ГПУ від такої ідеї відмовилися і, судячи з усього, вирішили повернутися до звичних проваджень за окремими епізодами. Про «Велику справу», до якої входило і створення злочинної групи, і розгін мітингів, і розстріли людей, перестали згадувати публічно. Натомість, наприкінці листопада Луценко оголосив Януковичу підозру у державній зраді. Це відбулося під час допиту колишнього гаранта у Святошинському районному суді по справі розстрілів 20 лютого.
«Як генеральний прокурор я звертаюся до Януковича Віктора Федоровича у відповідності до вимог статей 111 і 278 і глави 11 Кримінально-процесуального кодексу і повідомляю, що Ви, Янукович Віктор Федорович, підозрюєтеся у вчиненні державної зради, пособництва представникам владі Російської Федерації в умисних діях, вчинених з метою зміни меж території та державного кордону України, порушення порядку, установленого Конституцією України, та ведення агресивної війни», – сказав Луценко.
Відтоді минуло два місяці. Наприкінці січня військова прокуратура повідомила про завершення досудового розслідування у даному провадженні. А 30 січня захист Януковича отримав матеріали для ознайомлення і офіційну підозру у вчиненні злочину. Щоправда, одразу почати вивчення матеріалів вони відмовилися, мотивуючи це «кінцем робочого дня».
«Захисникам Януковича вручили повістки на 31 січня, 1-8 лютого для ознайомлення з матеріалами справи. Думаю,строки достатні. У разі затягування процесу ми подамо клопотання в Печерський суд для встановлення строків ознайомлення зі справою», - зазначив прокурор відділу Головної військової прокуратури Руслан Кравченко.
Варто зауважити, що провадження по державній зраді до «Великої справи Януковича» не належить, а події, які вона охоплює, обмежуються лише періодом подій в Криму. Тобто від 1 березня і до моменту окупації півострова. Один з основних епізодів, та й, певно, основних доказів тут – листи-звернення до Владіміра Путіна і Ради Федерацій РФ, суть яких зводилася до прохання ввести війська на територію України. Зокрема, на таке звернення під час засідання посилалася Рада Федерацій, дозволяючи очільнику Росії використати Збройні сили за межами держави 1 березня 2014-го. Впродовж двох тижнів після цього на українському півострові відбувся псевдореферендум про статус Криму, а згодом Крим окупували росіяни.
«Звертаюся до президента Росії В.В.Путіна з проханням застосувати Збройні сили Російської Федерації для відновлення законності, миру, правопорядку, стабільності й захисту населення України», – йшлося, зокрема, у вищезгаданому листі за підписом Януковича.
«У військовій прокуратурі є управління, яке займається розслідуваннями російської агресії. Серед всього – і окупацією Криму. Там фігурують і представники російської влади, і російські військові. Серед них також і Віктор Янукович. Щойно ми зібрали достатню кількість доказів щодо державної зради (Януковича – ред.) – виділили окреме провадження. А листи Януковича – єдині документи, які легалізували рішення і дії керівництва РФ, які призвели до окупації Криму», – розповів у коментарі Тижню Кравченко.
Він також запевняє, що Януковичем прокуратура не обмежилася і наразі має дозволи на спеціальне досудове розслідування по низці російських військових. А провадження щодо командувача Чорноморського флоту РФ Олександру Вітко, який, зокрема, висував свого часу ультиматум екіпажу корвету «Тернопіль», вже слухається у Дніпровському суді Києва. Що ж до інших проваджень, військова прокуратура прогнози робити не береться. Мовляв, «як зберемодостатньо доказів – одразу передамо все в суд».
Якщо ж повертатися до можливого заочного суду над Януковичем, то проблеми прокуратурі можуть створити адвокати екс-президента. Окрім того, що 30 січня вони відмовилися ознайомлюватися з матеріалами справи, вони намагаються довести, що без допиту підозрюваного, який нині перебуває в Росії, досудове розслідування завершувати не можна, а відтак – і передавати його до суду.
«Старшим слідчим Головної військової прокуратури має бути виконано постанову Головного військового прокурора Анатолія Матіоса про продовження строку досудового розслідування справи про державну зраду до 28 березня 2017 року. Це рішення було прийнято для виконання низки процесуальних дій, у тому числі допиту колишніх працівників Служби безпеки Віктора Януковича, але поки що проігноровано слідчим. Через це захист вимушений оскаржувати бездіяльність слідчого у Печерському суді міста Києва», - заявив адвокат Януковича Віталій Сердюк.
Слідство у свою чергу наполягає, що готове вислухати підозрюваного, але лише за умови його особистого візиту в Україну. Інші варіанти, запевняє Кравченко, прокуратуру не влаштовують, оскільки КПК не передбачає виїзду слідчих і прокурорів на територію інших країн для допиту підозрюваних. Повістки ж на допит Януковичу відправляли, втім він із явкою не поспішає. Натомість переконує, що в Україні існують загрози його життю та здоров’ю. Очікувано, прокуратура такі підозри спростовує. Певно, найбільшою загрозою для екс-президента є арешт на українському кордоні, що й впливає на неявку. До того ж, у прокуратурі зазначають, що Януковичу через Генпрокуратуру РФ намагалися передати підозру у скоєнні злочину, втім запит на міжнародну правову допомогу Росія не виконує. Адвокати ж Віктора Федоровича запевняють, що запит досі в процесі обробки.
Сам підозрюваний не втомлюється поширювати заяви, в яких наполягає, що готовий співпрацювати зі слідством. Але лише на території РФ, оскільки в Україні, за його словами, на нього кілька разів намагалися скоїти замахи і правоохоронні органі ці факти нібито ігнорують. Прокуратура, натомість, попереджає: у випадку, якщо Янукович не з’явиться в Україні і після вручення підозри, проситиме дозволу на старт заочного судочинства. Варіант допиту підозрюваного за допомогою відеозв’язку також не розглядається.
«Це нонсенс, коли особа, розшукувана в Україні, переховується на території держави-агресора, ухиляється від слідчих дій, даватиме показання в режимі відеоконференції. Це не передбачено жодною з норм КПК!» – запевнив Кравченко.
Він сподівається: якщо адвокати не затягуватимуть процес ознайомлення із доказовою базою, то обвинувальний акт може потрапити в залу судових засідань вже у лютому цього року. Втім, скидається на те, що у захисників плани кардинально протилежні.
«Що ж, це позиція захисту. Вважаю, що вони за допомогою своїх заяв захищаються і тягнуть час. Сторона захисту бачила доказову базу, її оцінить і проаналізує суд. Нині ж у них є можливість з нею ознайомитись», – додав військовий прокурор.
Судовий процес також обіцяє бути цікавим. У ГПУ обмовилися, що у даному провадженні проходить більше тридцяти свідків. Імен поки не називають, втім і не спростовують того, що серед них ми зможемо побачити, зокрема, і народних депутатів. Проте не варто очікувати, що на оголошенні вирокуісторія з державною зрадою завершиться. Щонайменше попереду буде спроба апеляції, а в подальшому – касації на рішення суду першої інстанції. Але є і позитивні моменти. Скажімо, після завершення суду на користь держави можна буде відчужити арештоване майно на користь України. За словами представників прокуратури, мова йде про рухоме й нерухоме майно, фінанси тощо. Крім того, по завершенні суду з’явиться черговий привід звернутися до Інтерполу з вимогою видати засудженому «червону картку», себто оголосити його в розшук. Проте коментувати такий розвиток подій військова прокуратура не береться, посилаючись на велику обережність цієї організації у політичних питаннях. Але це справи, про які поки можна говорити у майбутньому часі. Поки що ж адвокати президента мусять вивчити 25 томів справи про державну зраду. І наразі саме від їх швидкості залежить, як скоро прізвище Януковича почне фігурувати в якості обвинуваченого в суді.
- Информация о материале
Звёздные войны в Украине. Почему в кино украинцы должны побеждать всех, даже инопланетян
Автор 60 книг и десятков киносценариев. В частности, автор сценариев таких сериалов, как «Столетие Якова» и «Катерина». Благодаря этим фильмам телевизор включили даже те, кто давно его не смотрел Писатель Андрей Кокотюха об ограничении трансляции российского контента и почему пора прекратить показывать по всем экранам плач Ярославны
У нас нет молодого Ван Дамма, который бы дал всем по голове. Актёров-мужчин в возрастной категории 30–35 лет не хватает. Есть студенты, есть актёры на роли бабушек и дедушек, а молодых профессионалов критично мало. Не хватает и режиссёров, и сценаристов. Но они будут. В 2016 году был заложен фундамент украинской киноиндустрии. Госкино профинансировало более 100 проектов. И пусть эти фильмы ждёт разная судьба. Я надеюсь, что кому-то удастся выйти на самоокупаемость, кто-то прозвучит. Возможно, кто-то выстрелит вхолостую — этого не надо бояться.
Хватит убивать украинцев. Хватит показывать по всем экранам плач Ярославны. Нам нужно такое кино, в котором бы украинцы были победителями. В борьбе, в труде, в бизнесе, в любви. Пусть пафосно прозвучит, но должны же появиться фильмы, формирующие национальную идею. И они обязательно появятся!
Не все режиссёры и сценаристы знают свою аудиторию. Многие берутся за работу с амбициями снять фестивальное кино и стать интеллектуальными лидерами нации. А на самом деле украинскому зрителю недостаёт массовых фильмов и сериалов в самых разных жанрах: историческом, фантастическом, мелодраматическом. И всё это должно быть замешано на украинском контексте: с узнаваемыми героями, понятными историями, правдоподобными ситуациями.
Для меня понятие «мыло» вообще не несёт негативной смысловой нагрузки. И я рад, что сегодня на экраны выходит всё больше украинских сериалов. В частности, сериалы к которым я причастен, — «Столетие Якова» и «Катерина» это на 80–90% украиноязычные работы. Их посмотрели люди, которые раньше телевизор в принципе не включали. Многие были поражены, а кто-то кривился, говорил: «Мыло». Возможно, они ждали чего-то особенного и вдруг увидели обычный индустриальный продукт. Но, в конце концов, любое кино — это массовая культура.
Кино снимается, но показывать его негде и некому. В стране 380 экранов и 200 кинотеатров. Телевизионный рынок тоже крайне ограничен — три медиагруппы. Купить фильм они могут за $10–20 тысяч за серию, если говорить о сериалах. А полноценное производство начинается от $50 тыс. В итоге средства, которые вливают в кинематограф государство и частные инвесторы, физически не могут вернуться. Но это пока.
15 лет украинские продакшн-студии удовлетворяли запросы российского зрителя. Отчасти такая ситуация сохраняется до сих пор. Они заработали деньги, накачали мышцы, доказали, что способны снимать фильмы, сериалы и шоу мирового уровня. И теперь выглядят на отечественном рынке, как братья Кличко в школьном спортзале. Они говорят: мы запросто снимем украинское кино, на украинском языке, найдём актёров — но где деньги? Потому что в этом бизнесе вначале продают, потом покупают. Я никого не обвиняю, просто говорю, какова ситуация и что ещё какое-то время она сохранится.
Переломной точкой стал день, когда был принят закон, ограничивший трансляцию российского контента. Через неделю у меня уже было девять проектов в кино и на телевидении, и это только у меня. Прошёл год. И мы уже видим первые результаты. Пройдёт ещё четыре года, и кинопроизводство выйдет в плюс. У нас будет полноценная киноиндустрия и нормальный рынок. Украинцы победят всех, даже инопланетян.
- Информация о материале
Глава ГМС: Из-за безвиза будет всплеск спроса на паспорта, но это – не проблема
С главой Государственной миграционной службы (ГМС) Максимом Соколюком мы беседовали еще до того, как появилась информация об ориентировочной дате начала работы безвиза.
Впрочем, уже тогда ожидания главного миграционщика были схожими. Соколюк рассказал о неизвестных до сих пор признаках того, что подготовка к безвизу действительно стартовала – к примеру, о запуске новых маршрутов и об идее сделать выход из аэропорта Ужгорода напрямую в Словакию.
«Есть не только впечатление, но и уверенность: безвиз близко»
– Что слышно в правительстве, когда у нас будет безвиз?
– Не могу сказать точно, когда он будет, и, наверное, никто не может. А в правительстве ожидания совпадают с теми, что звучат официально (по версии МИД, безвизовый режиме начнет действовать в первой половине лета. – ЕП).
Но я ориентируюсь также на важные маркеры, которые говорят, что в этот раз ведется реальная подготовка к началу поездок без виз.
Мы – я имею в виду, конечно, не миграционную службу, а Украину – запустили поезд Киев-Перемышль с контролем по ходу движения. Заполнение поезда, кстати, отличное, насколько мне известно. И это только начало: уже пошел процесс по запуску маршрутов с Волыни на Хелм, из Мукачево – в Будапешт, из Ужгорода – в Кошице.
Более того, сейчас есть разные идеи, как задействовать аэропорт в Ужгороде. Этот аэропорт расположен прямо на границе. Сейчас он не работает.
И обсуждается идея – на самом деле очень классная – сделать аэропорт с выходом на два государства.
То есть два выхода из терминала, в одну сторону – Словакия, в другую – Украина. Даже если это и не будет реализовано – сам факт обсуждения говорит о многом.
И это еще не все маркеры. Есть то, что касается непосредственно ГМС. Евросоюз поддержал большой миграционный проект, стоимостью свыше 27 млн евро. Он включает поставку оборудования, обучение, приведение процедур к европейским стандартам. По другому проекту 150 работников ГМС полетят в ЕС, будут учиться.
А еще активизируются авиаперевозки, WizzAir опять начинает чаще летать, Ryanair почти наверняка зайдет, как минимум во Львов.
Все это создает впечатление и даже уверенность, что безвиз очень близко.
– Безвизовый режим будет действовать только для тех, у кого есть биометрические загранпаспорта. Хватит ли мощностей, чтобы выдать паспорта всем желающим?
– Благодаря тому, что безвизовый диалог растянулся во времени, на руках у людей уже есть 2,6 млн биометрических паспортов. Большая часть тех, кто часто ездит и будет ездить в ЕС – они уже с паспортами. Понятно, что все равно будет какой-то всплеск активности, но ведь и у нас еще есть время.
Исходим из того, что технически безвизовый режим заработает летом? Тогда у нас есть февраль, март, апрель, май, июнь.
А за 5 месяцев мы еще миллион паспортов выпустим.
Причем сейчас выпускается только биометрия. Норму закона, согласно которой выдавались также небиометрические паспорта, отменили.
– Где у системы «узкое горлышко» – на этапе производства паспортов или в отделениях ГМС, при приеме документов?
– Узкого горлышка нет ни там, ни там.
Я не могу отвечать за полиграфкомбинат, но сейчас они выполняют все заказы, и у них есть планы по покупке дополнительного оборудования, которое позволит отгружать до 5 млн документов в год. Так что здесь я не ожидаю проблем.
Со стороны ГМС тоже есть расширение. Если раньше чуть больше 200 подразделений оформляли биометрические паспорта, то скоро заработает уже порядка 600. Плюс к оформлению паспортов подключились ЦНАПы (Центры предоставления административных услуг). Их уже одиннадцать работает, в ближайшие месяцы добавится еще 5–10. Ну и вдобавок к этому – «Паспортные сервисы» нашего госпредприятия.
Итого сейчас мы в месяц принимаем 170-200 тысяч заявок на загранпаспорта. Пусть будет всплеск на 50%, до 250-300 тысяч. Это – не проблема.
– Тем не менее, уже сейчас в электронной очереди на оформление паспорта в Киеве далеко не всегда есть места.
– Здесь все просто – система специально сделана так, чтобы через интернет нельзя было забронировать больше 30% мест в очереди на оформление паспортов.
Так что даже если в интернете нет мест, то они есть в отделении ГМС – по предварительной регистрации в терминале или в порядке живой очереди «сегодня на сегодня». А еще – ЦНАПы, которых нет в нашей электронной очереди.
Поэтому электронная очередь на сайте – не показатель.
Даже если на сайте нет мест – это не означает, что у нас заняты все мощности.
– Звучала идея, чтобы заявитель, подавая на паспорт, сам вводил данные через интернет. Планируется ли ввести такую систему?
– Более того, эта система уже готова и сейчас проходит ее тестирование. Если человек будет заранее вводить все персональные данные, это ускорит работу оператора ГМС и мы сможем принимать больше заявок.
Были разговоры о защищенности персональных данных, которые вводит человек. Поэтому нашли такой путь – данные, которые человек ввел на сайте, вообще не будут отправляться через интернет. Будет QR-код, который нужно взять на подачу документов.
Эта система может заработать уже в марте-апреле.
А если человек уже есть у нас в базе, то есть получал загранпаспорт после 1 января 2015 года или оформлял ID-карту, то ему вообще не нужно ничего делать, все данные мы возьмем из системы.
«Мы уже написали КГГА письмо: скажите, когда у вас будут выдавать паспорта?»
– Насколько ЦНАПы изменили ситуацию?
– По-разному. Пока что в Украине не так много ЦНАПов, готовых выдавать загранпаспорта – всего 11. Хотелось бы больше, но это не в нашей компетенции.
Первый открылся на Волыни, с января начал уже оформлять загранпаспорта, и ситуация очень изменилась.
Во Львове есть 4-5 таких ЦНАПов, это вообще отлично.
– Почему же от отдельных активистов звучит, мол, ГМС не дает ЦНАПам развиваться?
– Это отголоски старых мифов.
Просто долгое время никто не верил, что мы отдадим ЦНАПам часть потока людей из наших отделений.
– Почему тогда ЦНАПов, где можно получить загранпаспорт, так мало?
– Эх, не люблю в политику влезать... Но на самом деле – было бы желание.
У нас желание есть! И мы всегда и во всем помогаем ЦНАПам запустить услугу оформления паспортов. Местные власти выделили деньги, купили оборудование через ProZorro, установили каналы связи, а дальше мы готовы! Получение от нас логинов, паролей и подписание договоров занимает обычно 3-4 дня.
Пока что у нас есть Луцк, Львов, Кременчуг, Мариуполь, Одесса, скоро ждем Винницу.
– А что же Киев?
– В Киеве загранпаспорта и ID пока выдает только один ЦНАП, на Дарнице. Вообще инициатива о подключении должна исходить от местной власти, но тут уже мы сами написали КГГА письмо: скажите, когда будут остальные 10 ЦНАПов, которые у вас уже есть, но паспорта до сих пор не выдают? Когда вы поставите туда оборудование, сколько будет рабочих станций?
Меня же это не просто так интересует. Мне нужно планировать загрузку по Киеву.
У нас в Киеве 5-6 миллионов человек, включая людей из пригорода, которые ездят в столицу на работу. Большая часть из них – это формально не киевляне, то есть они не зарегистрированы в Киеве. Но оформлять загранпаспорта они идут именно здесь, поскольку место подачи документов не привязано к регистрации.
Я понимаю, что они должны рассчитывать деньги, но мы тоже должны планировать загрузку, штат. К тому же мы только за 2015-16 года принесли в местные бюджеты суммарно более 500 млн грн, ведь раньше админуслуги и госпошлина, а сейчас – стоимость админуслуги за получение документов идет в местный бюджет.
Так что это все зависит в большей степени от местной власти.
И, кстати, приведу другой пример, позитивный
Неделю назад на нас вышел маленький поселок в Днепропетровской области на 2800 жителей. Там местный глава сделал ЦНАП, купил оборудование, протянул канал связи и уже подписал договор, в ближайшие дни мы ждем письмо-запрос на получение доступа.
Это не Киев, не Одесса, там нет миллионов.
Но глава сказал: «Я хочу, чтобы нашим жителям ID и загранпаспорта выдавали у меня».
Возможно, он рассчитывает, что кто-то к нему из других сел будет приезжать оформлять паспорт, что у него увеличится бюджет, я этого не знаю – я и не видел его никогда. Но я вижу, что он хочет обеспечить сервис своим людям. Вот это отношение – показательное. Побольше бы таких примеров...
– То есть, по сути, все претензии к...
– Это не претензии.
– Нет, не ваши. Я о нас, о гражданах говорю. Мы, если что, должны идти к местной власти и требовать от них?
– Вот у меня такой хороший пример есть, по Тернопольской области. В Тернополе ЦНАП есть, но там не оказывают услуги по оформлению загранпаспортов и ID.
Но там появились активисты, которые очень хотят запустить этот сервис. И они пошли не только к местной власти, но и к нам. Уточнили, какая у нас была переписка с Тернополем, что им нужно сделать, что купить, сколько это стоит.
Мы им все объяснили: одно рабочее место, по опыту прошлых закупок, вам обойдется приблизительно в такую-то сумму, а если будет 3-4, то можно удешевить за счет разделения оформления и выдачи. И теперь эти активисты ведут диалог с властью.
«Мы хотим сделать открытым реестр места проживания людей»
– Один из поводов для возмущения людей – то, что в новых документах, ID-картах, не указана прописка. И приходится в дополнение к красивой пластиковой карточке носить справку на А4.
– Можно носить, а можно и не носить. Так же, как многие с собой носят паспорт, а к нему – бумажку с ИНН, хотя в обычной жизни эта бумажка не нужна, она нужна только если идти в банк либо к нотариусу.
Теперь носить ИНН в принципе не нужно, на ID-карте он выгравирован и записан на чип. А со справкой о прописке – придется подождать некоторое время, пока идет переходный период.
На самом деле она и сейчас не нужна, но я так понимаю, что по старинке кое-где еще просят ксерокопию прописки.
Окей, когда-нибудь до всех дойдет, что нет смысла ее требовать.
– Но как быть в реальной ситуации: прихожу я в поликлинику взять больничный, а мне главврач говорит: прописку покажи. А на ID-карте нет прописки!
– Во-первых, мое личное мнение, что оказание медицинских услуг не должно быть привязано к месту проживания. Соцуслуги ведь оказываются не адресу прописки, а человеку.
Другой вопрос, как поликлиника узнает, есть ли это право у конкретного гражданина и кто за него заплатит.
У нас в этой связи есть два направления: всем органам исполнительной власти, которым нужно узнавать место проживания человека и которые имеют на это право, мы будем давать доступ в реестр. Поликлиникам и другим учреждениям, действующим на деньги местных советов, для которых важна регистрация места проживания, нужно получить доступ в реестр территориальной общины.
А вот в те организации, которые не имеют права на такой доступ, но которым нужно увидеть адрес регистрации, люди пока что будут носить справки, если, конечно, в этой организации нет ридера для чтения паспорта, как, например, практически во всех банках. На самом деле информацию на чипе можно прочитать с помощью обычного современного смартфона – нужно только, чтобы он поддерживал технологию NFC.
Неудобства временные – мы рассчитываем, что проблема подтверждения места регистрации уйдет в течение 1-2 лет.
– А что изменится через год-два?
– Мы обсуждаем как вариант – так же, как в некоторых странах, например в Грузии, сделать открытым реестр места проживания.
Это не означает, что любой сможет войти на сайт, набрать «Иванов Иван Иванович» и посмотреть, где тот проживает. Для этого нужно ввести валидные данные ID-карты гражданина Иванова. То есть если человек пришел с новым ID, то можно ввести номер и некоторую другую информацию с карточки и проверить его актуальное место проживания.
– Почему не писать эту информацию на карточке?
– Потому что место проживания – информация изменяемая, и она может меняться очень быстро. Какой смысл каждый раз карточку обновлять? Ведь платит за это гражданин!
Должна быть одна цельная система, в которой учитывается место проживания, куда человеку счета присылать и так далее. Сегодня это Львов, завтра – Киев, послезавтра – Одесса. Пока что эта информация пишется и в чип, и в базу данных. Но точкой, где она хранится, должна быть именно система, а не карточка. Карточку ведь тоже можно потерять, получить новую, а в системе должно быть постоянное актуальное место проживания.
И, к счастью, мы сняли вопрос по семейному статусу. Для подтверждения, что у меня есть жена, мне нужен не паспорт со штампом, а соответствующий реестр и свидетельство о браке.
«Пока не было ни одного случая подделки ID-карт»
– На своей странице в Facebook вы ведете эдакую «рубрику», где регулярно появляются новости о задержании сотрудников ГМС за взятки. За что конкретно миграционщики чаще всего берут деньги?
– Есть два типа. Первый – за то, чтобы ускорить оформление документов, второй – чтобы выдать липовый документ, на который заявитель не имеет права. Первые случаи я вообще не могу понять, ведь законодательно предусмотрено право на ускоренное оформление документов. Так зачем же за это взятку давать? Разве что если на местах людей подталкивают к этому.
Бороться с этой проблемой помогают ЦНАПы. Ведь тут достаточно очередь ликвидировать – и пропадет стимул кому-либо «подмазывать». То же касается скорости – например, в ближайшее время мы планируем ввести официальную услугу «загранпаспорт за три дня».
Что касается заведомого обмана, когда документ оформляют не тому человеку, когда не там оформляют – тут мы, ну и соответствующие спецслужбы, технически работаем над выявлением таких случаев.
И хочу отметить, что до сегодняшнего дня не было ни одного такого случая по ID-картам. Большая часть таких случаев касается старых паспортов-книжечек. Но эти книжечки больше печататься не будут, мы исчерпываем их запасы и уже скоро они оформляться не будут.
– Есть и другие коррупциогенные документы в ведении ГМС. Например, приглашение для иностранца, которое обязательно для выдачи визы в Украину гражданам тех стран, кому мы не отменили визы.
– К сожалению, правительственный комитет не поддержал предложение о том, чтобы данную функцию передали нотариусам. Эту идею предлагал МИД. Мы ее поддержали и даже не заказывали новые бланки приглашений, рассчитывая, что с нас эту функцию снимут.
Но эта идея, к сожалению, не прошла. И теперь нам, похоже, нужно будет их допечатывать.
– Я не понимаю, почему вообще есть эта практика обязательных заверенных приглашений. Мы делаем поездку в Украину невероятно сложной задачей.
– Это нужно, чтобы установить того, кто отвечает за иностранца.
Европейцев мы принимаем безо всяких виз и приглашений, а из стран миграционного риска мы принимаем только по визам. И если речь не идет о туристической визе, то должно быть приглашение.
Должен быть кто-то, кто несет ответственность за конкретного человека – то ли физлицо, то ли юрлицо. Иначе – пригласили какого-нибудь студента, он въехал в страну и пропал. В итоге, когда его находят, его надо депортировать. Но за какие средства?
А если есть приглашение и есть ответственность, то приглашающее лицо обязано заплатить штраф.
– В ЕС никто не несет за меня ответственность, когда я приезжаю по краткосрочной визе.
– Есть идея ввести страховку, создать страховой пул для рисковой миграции. В этом случае страховая, собирающая платежи, при необходимости оплачивает расходы на отправку мигранта назад, за пределы Украины. Но это пока только идея, которая обсуждается.
Замечу, что ГМС лишь выдает приглашения, выполняет требования законодательства. Визами как таковыми и визовой политикой занимается МИД. Задача миграционной службы – контролировать соблюдение миграционных правил. И на самом деле, приглашения существуют во всех европейских странах, возможно, там процедуры менее обременительны – мы готовы их пересматривать.
- Информация о материале
Страница 349 из 2102
