9 февраля Верховная Рада приняла четыре важных закона, обеспечив продвижение реформы по децентрализации страны. Этих законов ждали больше года. «Три громады Гайсинского района давно хотят объединиться с двумя громадами Теплицкого района. Опрос показал, что на этом настаивают 90% жителей всех пяти сёл. Но ранее закон нам этого не позволял, а районная рада и администрация пытались сыграть на этой ситуации и не допустить нашего объединения», — рассказал Фокусу председатель Краснопольского сельского совета Гайсинского района Винницкой области Анатолий Мартынюк.

Один из документов был подан в Верховную Раду ещё в марте 2015 года, но парламентарии не спешили голосовать. Частично это было связано с большим количеством поправок. Например, к законопроекту №2489, призванному повысить престижность службы в органах местного самоуправления, было свыше 800 поправок, причём профильный комитет согласился только с 300 из них.

Сыграло роль и то, что против реформы выступил не только Оппозиционный блок, традиционно критикующий действия власти, но и «Батькивщина». Её лидер Юлия Тимошенко заявила, «что стратегия децентрализации, которую реализует правительство Гройсмана, не будет способствовать развитию местных громад и уничтожит украинское село».

Но главной причиной стало отсутствие парламентской дисциплины. В конце декабря 2016 года глава Верховной Рады Андрей Парубий снял законопроекты с голосования, понимая, что голосов в сессионном зале не хватает. Они были включены в повестку дня 19 января 2017 года, но тогда депутатов в зале оказалось слишком мало даже для того, чтобы приступить к рассмотрению документов.

Главные аргументы противников децентрализации касались небольших сёл, которые якобы останутся забытыми и никому не нужными. Но эти страшилки не соответствуют действительности

Вероятность того, что ситуация повторится и 9 февраля, была высокой. Эксперты в один голос говорили, что если принятие законопроектов провалят, реформа будет остановлена. В интервью Фокусу специалист по местному самоуправлению Реанимационного пакета реформ Иван Лукеря заявлял даже, что в случае провала голосования вести дальнейший диалог с этим парламентом не имеет смысла. Чтобы мобилизовать депутатов, к ним из правительственной ложи несколько раз обращался вице-премьер-министр Геннадий Зубко. В итоге народные избранники проголосовали за «децентрализационные» законы во втором чтении.

Благодаря этому новые громады смогут присоединяться к существующим без проведения перевыборов. Напомним: тем общинам, которые объединяются добровольно, государство предоставляет немалые бонусы. Прежде всего речь идёт о 60% от налога на доходы физических лиц. Объединённые громады могут также претендовать на государственные субсидии для развития собственной инфраструктуры.

После того, как село становится их частью, сельсовет в нём упраздняется. Его заменяет староста, отстаивающий интересы села на заседаниях исполкома громады. Он же помогает селянам получать всевозможные справки, участвует в создании стратегических планов развития и занимается другой бумажной работой. После выборов в объединённых громадах в Украине появилось свыше трёхсот старост, но их деятельность ничем не регламентировалась. Теперь этот недостаток устранён. Кроме того, чётко обозначены полномочия сельского, поселкового и городского головы. Также у исполкомов объединённых громад появилась возможность привлекать в органы местного самоуправления высококлассных специалистов, определяя им соответствующую зарплату.

О том, что даст принятие законов Украине, Фокус спросил у экспертов и народных депутатов.

«Страна изменится уже в этом году»

Александр Дехтярчук, народный депутат Украины, председатель подкомитета Комитета по вопросам государственного строительства, региональной политики и местного самоуправления

— 9 февраля мы перешли Рубикон. У нас уже свыше 600 объединённых громад. А благодаря принятым законам, их будет ещё больше. И наша страна бесповоротно изменится уже в этом году.

Принятые законопроекты важны для продолжения децентрализации. В частности, законопроект, который в экспертной среде называют «масляным пятном» (№4772). Он чрезвычайно ускорит процесс укрупнения объединённых территориальных общин и объединение вокруг них небольших населённых пунктов. Согласно ему, населённые пункты, желающие присоединиться к объединённым громадам, смогут это сделать без проволочек, за счёт чего успешные громады будут расти, как масляные пятна. После принятия нового закона выборы в таких общинах будут не нужны, достаточно лишь довыборов в состав объединённой громады по мажоритарной системе.

Сейчас к реформе смогут присоединиться города, благодаря чему она охватит более половины населения и территории Украины

Очень важен и закон о службе в органах местного самоуправления. Несмотря на все претензии к нему, он имеет два несомненно положительных момента: вводит конкурсы на должности в местных органах власти и снимает ограничения по заработной плате для специалистов местного самоуправления. Теперь настоящие профессионалы, которые раньше никогда не пошли бы на мизерную зарплату в объёдиненные громады, смогут в них работать.

Также принят законопроект, регламентирующий работу сельских старост (№4742). В Украине уже работают более 300 старост, но их полномочия до сих пор были не урегулированы. Новый законопроект вводит понятие «старостинский округ», но речь не идёт о новом административном делении. Округ определяет пределы компетенции сельского старосты.

Во время обсуждения законопроектов главные аргументы противников децентрализации касались небольших сёл, которые якобы останутся забытыми и никому не нужными. Говорилось, что за справками их жителям придётся ехать за много километров. Но эти страшилки не соответствуют действительности. В Украине уже начинает работать совместный украинско-шведский проект, по которому в течение нескольких лет планируется создать более 600 центров предоставления административных услуг (укр. — ЦНАПов). Для этого уже отобраны 14 пилотных сёл, планируется отобрать ещё 10. Сейчас мы разрабатываем несколько моделей предоставления административных услуг в сёлах, хотим предусмотреть удалённые рабочие места для сотрудников уже существующих ЦНАПов. Эти сотрудники должны будут по графику ездить с ноутбуками по сёлам и предоставлять те или иные услуги.

«Реформа охватит более половины страны»

Юрий Ганущак, неправительственный эксперт по вопросам децентрализации власти

— Сейчас процесс децентрализации практически остановился. Ведь ЦИК не позволяет участвовать в выборах городам областного значения (до принятия законов 9 февраля ЦИК назначал выборы в тех громадах, которые заявили о желании объединиться. Большинство из них прошли в конце декабря прошлого года. Однако ранее закон не предусматривал возможности объединения сёл с городами областного значения, теперь объединение возможно. — Фокус). Кроме этого, невозможно присоединение населённых пунктов к уже объединившимся громадам. Для такого присоединения нужно было пройти довольно сложные процедуры, длящиеся 8–9 месяцев. Никто не будет делать этого во второй раз из-за того или иного села, решившего присоединиться к уже объединённой громаде. Но после принятия необходимых законопроектов эта ситуация разблокирована.

Теперь можно утверждать, что Украина вскоре пройдёт критическую точку и дороги назад уже не будет. Ведь сейчас к реформе смогут присоединиться города, благодаря чему она охватит более половины населения и территории Украины.

«Мы получим около 200 новых объединённых громад»

Иван Лукеря, специалист по местному самоуправлению Реанимационного пакета реформ

— Принятие этих законопроектов было критичным для продолжения реформы. Потому что правовые рамки, созданные в 2015 году, уже не отвечают сегодняшним вызовам, с которыми сталкиваются громады. Например, часто случалось, что одна громада не соглашалась на объединение, блокируя таким образом эту возможность и для других громад, указанных в перспективном плане. Один из законопроектов, принятых 9 февраля, решил эту проблему.

Из процесса децентрализации были исключены города областного значения, и не только из-за позиции ЦИК. Ведь раньше, если к объединённой громаде присоединяется новая громада, нужно было проводить выборы главы громады и всех депутатов. Новый закон позволил небольшим сельским громадам присоединяться к уже объединённым без перевыборов. Благодаря этому в ближайшее время будет создано около 200 новых объединённых громад и примерно столько же «доукомплектованных». Ведь мы сейчас получаем сотни сообщений о желании новых населённых пунктов присоединиться к уже объединённым громадам.

В 2014–2015 годах, когда громады объединялись, эти населённые пункты ещё колебались, выжидали, а теперь, увидев все преимущества децентрализации, наконец, приняли решение. ЦИК теперь сможет назначить выборы в более чем тридцати громадах, которые хотят объединиться с другими, расположенными на территории сопредельных районов. На территории этих громад живут более полумиллиона человек.