Главная
Конституционные страсти
28 июня в Украине прошёл День Конституции. Кроме традиционных поздравлений высших лиц государства и речей о важности этой даты, в этом году мы начинаем наблюдать дискуссии об изменениях конституции, их целесообразности и эффективности в современных украинских реалиях.
Уже который год после Революции Достоинства идут разговоры о конституционной реформе. Сейчас же на новый уровень вышли споры об устройстве государства. Одни политики говорят о невозможности изменений в Основной закон во время войны, другие, напротив, активно агитируют за парламентскую республику, третьи же предлагают усиление президентской вертикали. Поэтому мы попытаемся подробнее разобраться с конституционными страстями современности.
«Проект» Яценюка
Больше всех отличился экс-премьер Арсений Яценюк, написавший вместо обычного поздравления с праздником целый пост в Facebook о своем видении конституционных преобразований. Этот проект предусматривает:
Значительное уменьшение полномочий Президента. Как выразился политик «Президент должен быть главой державы, верховным главнокомандующим и национальным арбитром. Он должен оставаться внепартийным». Данная модель действительно действует в некоторых странах Европы, например, Чехии, которая, являясь парламентской республикой, все же оставляет за Президентом определенный круг полномочий.
Увеличение полномочий парламента и правительства. При этом премьер-министр, по мнению Яценюка, должен стать более независимым и сосредоточить в своих руках все функции исполнительной власти.
Предлагается проработать механизм как импичмента Президента, так и роспуска им Верховной Рады.
Законодательно закрепить курс в ЕС и НАТО.
Довольно необычным выглядит предложение о разрешении совмещения постов члена правительства и народного депутата. Такая практика существует в некоторых странах, например, в Великобритании. Однако в большинстве парламентских республик депутаты, ставшие министрами, либо слагают мандат, либо лишаются права голоса на заседаниях законодательного органа.
Стоит вспомнить, что некоторые украинские СМИ ещё в апреле писали о предложениях Яценюка и Авакова, высказанных Президенту. А вопрос о совмещении депутатского мандата с министерским портфелем несколько раз поднимался в парламенте депутатами Радикальной партии.
Конечно же, данное заявление можно считать скорее политическим, ведь экс-премьер хочет вернуться в большую политику, а нынешние рейтинги вряд ли помогут ему это сделать.
Другие варианты
Предложения о конституционных изменениях сейчас звучат практически из всех лагерей. Превратить Украину в парламентскую республику предлагает и Юлия Тимошенко (впрочем, подобные её заявления мы могли наблюдать ещё 9 лет назад), об этом высказывались и Вадим Рабинович и политики из лагеря УКРОПа.
Политические же силы националистического толка наоборот требуют утверждения в государстве президентской республики. Так, и «Свобода» и «Национальный корпус» предлагают сделать президента главой правительства, ликвидировав институт премьер-министра, и выстроить жёсткую вертикаль исполнительной власти.
При этом некоторые партии, вроде «Самопомощи» и ДемАльянса, избегают в своих программах формулировок парламентской или президентской республики, а лишь заявляют о необходимости сбалансирования полномочий Президента, Верховной Рады и Кабмина. Звучат так же предложения об уменьшении численности депутатов — то до 300, то до 150.
Как видим, большинство политических сил выступает за конституционные изменения, при этом не внося никакой конкретики видения нового государственного устройства.
Зависшая децентрализация и неприкосновенность
С новым этапом дискуссии мы уже стали забывать о почти принятых конституционных изменениях по децентрализации. Зависшие из-за особого статуса Донбасса изменения должны были полностью действовать с октября 2017 года, когда, по задумке авторов законопроекта, следовало назначить местные выборы. В итоге, отложив изменения из-за необходимости непринятия особого статуса неподконтрольных территорий, не вступил в силу и новый порядок местного самоуправления. В стране до сих пор продолжают действовать областные и районные государственные администрации, а не призванные прийти на смену им органы, избираемые местными советами.
Хотя дискуссия о децентрализации и утихла, некоторые политические силы всё же предлагают собственные варианты изменений. «Самопомощь» настаивает на отмене префектов и ещё большем расширении полномочий громад. А «Национальный корпус» в своей программе вообще призвал отказаться от нынешнего административно-территориального устройства и вместо областей и районов ввести более мелкие административные единицы с широким самоуправлением.
Так или иначе, вопрос децентрализации остаётся открытым, и необходимость данных изменений важна в конституционных баталиях политиков.
Краеугольным камнем конституции остается неприкосновенность депутатов. Обещания отменить её звучат ещё со времен Оранжевой революции. Данный пункт появлялся в программах большинства политических сил и кандидатов. Стоит отметить, что неприкосновенность всё же существует в большинстве стран, вопрос, в каком формате, но так или иначе, депутаты обладают определённым иммунитетом, призванным защитить их от политических преследований и давления.
О необходимости снятия неприкосновенности сказал и Пётр Порошенко в своем обращении ко Дню Конституцию. По его словам, его проект изменений уже подготовлен и вскоре должен быть вынесен на голосование Верховной Рады. При этом снятие неприкосновенности с Президента проектом не предусматривается, хотя некоторые политические силы вроде Радикальной партии выступают за отмену и данной нормы.
Парламент на двоих
Последнее время пошли разговоры и о двухпалатном парламенте в Украине. Эти изменения всё чаще связывают с возможным уменьшением президентских полномочий для перспектив второго срока, при этом предлагается введение и двухпалатной парламентской системы. 300 депутатов из партийных списков составят нижнюю палату парламента, а в верхней будет заседать 150 мажоритарщиков.
Вопрос двухпалатной системы уже поднимался в нашей стране на референдуме 2000 года. Тогда за введение верхней палаты проголосовало 81,7% населения. Поэтому возможность таких конституционных изменений также нельзя исключать. Важным будет скорее другой факт — какими полномочиями будет обладать верхняя палата и какую роль в государстве оставят за Президентом. Ведь при сохранении президентской вертикали данная палата скорее попадёт под его влияние и будет обеспечивать ему поддержку и следовать его политике.
Дальнейшее будущее
Дальнейшие конституционные изменения, конечно, будут зависеть от политического истеблишмента, от того, согласится ли президентская администрация на уменьшение своих полномочий. Открытым остаётся вопрос, будут ли они вынесены на референдум или же приняты парламентом. В любом случае вопрос конституционной реформы стоит очень остро, ибо политические кризисы и неэффективная государственная система на протяжении уже 21 года сдерживают развитие нашего государства. И если новые изменения будут направлены на преодоление противоречий нынешнего закона, заложившего дуализм власти, усложняющего и запутывающего государственное управление, надежда на политические преобразования возрастёт.
- Информация о материале
Рік у кріслі генпрокурора: вісім головних провалів Луценка
Виповнився рік, як Юрій Луценко був призначений на посаду генерального прокурора. За цей час він так і не став людиною, котра б змогла втілити величезний запит багатьох українців, які виходили на Євромайдани по всій країні, – запит на реформу правоохоронних органів.
І це дивно. Адже у своєму житті Луценко сам неодноразово страждав від міліцейського і прокурорського свавілля.
Певними надбаннями можна назвати лише активізацію розслідувань проти колишніх керівників держави і створення Генеральної інспекції. Однак до вироків у зазначених провадженнях справа ще не дійшла – і не відомо, чи дійде. А склад і повноваження Генеральної інспекції необхідно буде суттєво урізати з 20 листопада 2017 року, моменту створення Державного бюро розслідувань.
На сьогодні відсутність реформи прокуратури – гірка і очевидна правда для багатьох і всередині України, і поза її межами. Це результат панічного страху влади втратити контроль над прокуратурою.
У цій публікації проаналізуємо найбільші провали за рік прокурорства Юрія Луценка.
І. «Демократією тут і не пахне»
Ще Платон стверджував, що держави повинні керуватися не людьми, а законами. Спосіб призначення Юрія Луценка на посаду минулого року засвідчує, що він не поважає демократію та демократичну процедуру ухвалення законів і використовує їх як ширму для досягнення своїх особистих та політичних інтересів.
Закон, який відкрив шлях Луценку до посади, всього за один день, 12 травня 2016 року, був ухвалений в першому читанні та в цілому, підписаний спікером, президентом, опублікований в офіційних виданнях і набрав чинності. Це рекорд в історії українського парламентаризму. Але навряд чи з цього нам треба радіти.
Зазначений закон стосувався скасування вимоги до генерального прокурора щодо наявності у нього юридичної освіти і відповідного стажу. Без нього Луценку була б закрита дорога до посади.
Ця ж тенденція проявилася під час формування нових органів у прокуратурі – Кваліфікаційно-дисциплінарної комісії і Ради прокурорів.
Мета їхнього створення благородна і відповідає засадам демократії: передати авторитарні наразі повноваження генерального прокурора щодо призначення, просування по службі і звільнення прокурорів – колективним інституціям, сформованим на відкритих і паритетних засадах рядовими прокурорами.
Умовою зайняття посади Юрієм Луценком стало зупинення на один рік роботи цих органів. Прозорість процедур призначення і звільнення прокурорів новому очільнику ГПУ виявилися не потрібні.
Всеукраїнська конференція працівників прокуратури ще минулого року обрала своїх представників і до Комісії, і до Ради прокурорів. Законних підстав для звільнення обраних членів не існувало. Але це не зупинило нинішнє керівництво прокуратури, яке провело нову всеукраїнську конференцію прокурорів – і обрало інших членів до зазначених прокурорських органів вже 27 квітня 2017 року.
Розуміючи сумнівність своїх дій, керівництво прокуратури видалило на веб-сайті ГПУ всі згадки про склад Комісії і Ради прокурорів, а також їхні рішення.
Порядок денний цих конференцій був однаковий. Але минулорічне зібрання прокурорів тривало аж три дні, з 26 до 28 квітня, – а цьогорічне все вирішило за півдня, за винятком відкриття, реєстрації і привітання від керівництва.
Для «правильності» голосування на нову конференцію залучили значний контингент військових прокурорів. Військовослужбовці військової прокуратури взяли безпосередню участь у формуванні органів самоврядування, діяльність яких жодним чином їх не стосується. Адже у військових прокурорів своя окрема система набору, просування і звільнення зі служби.
Це аналогічно з ситуацією, якби громадяни України брали участь у виборах депутатів до парламенту Молдови чи Румунії.
Повний провал стався і в питанні прозорості діяльності генпрокурора.
Зокрема, частина 2 статті 9 закону вимагає опублікування всіх наказів генерального прокурора України. Мова йдеться про накази щодо призначення на посаду, звільнення, вказівки нижчестоящим прокурорам, щомісячні розписи видатків тощо.
Важливість опублікування письмових наказів і вказівок Генерального прокурора полягає в тому, що це є засобом гарантування самостійності нижчестоящих прокурорів. Вони зобов'язані виконувати лише письмові вказівки від керівника прокуратури – частина 4 статті 17 закону.
Втім, у прокуратурі не хочуть відкривати для суспільства результати своєї роботи і не допускають контролю громадян за законністю своїх наказів.
ІІ. Нехтування Конституцією
Зміни до Конституції України від 2 червня 2016 року перетворюють прокуратуру з окремої наглядової структури – в орган системи правосуддя.
Втім, за весь цей час у Юрія Луценка так і не з'явилося жодного плану реформування прокуратури як частини правосуддя.
Ба більше: з дня набрання чинності зазначених змін – 30 вересня 2016 року – українське законодавство, а саме закон про прокуратуру і процесуальні кодекси так і не приведені у відповідність до нових вимог Конституції.
І ця неприпустима ситуація вже триває вже восьмий місяць.
Так, залишилися не реалізованими такі новації Основного закону:
– остаточна ліквідація загального нагляду;
– трансформація державного обвинувачення в публічне;
– зміна ролі прокурора з нагляду над органами слідства до процесуального керівництва розслідуванням;
– позбавлення повноваження представництва осіб в судах;
– суттєве обмеження представництва інтересів держави в судах;
– ліквідація повноважень щодо нагляду за місцями несвободи.
Більше того, ГПУ лобіювала законопроект №5177, який передбачав не обмеження повноважень прокуратури, як це випливає з нових вимог Конституції – а навпаки, розширення її можливостей.
На цю проблему, зокрема, звернули увагу експерти Ради Європи, які у своєму висновку зазначили: «Окремі запропоновані зміни мають зовсім інший напрям. Вони не тільки не зумовлені конституційними змінами, а іноді й суперечать їм. Так, деякі з них призведуть до надання прокуратурі неналежних повноважень; створення невідповідностей між роллю прокуратури та інших правоохоронних органів; а також до введення положень, які були визнані несумісними з європейськими стандартами» (пункт 14).
На щастя, спроба ухвалити цей законопроект не була успішною.
Відсутність бачення реформування проявляється й у питанні статусу Академії прокуратури.
З 2015 року академія перетворена за європейським зразком на установу зі спеціальної підготовки і підвищення кваліфікації прокурорів – за підтримки у тому числі нардепа Юрія Луценка.
А зараз прокуратура під керівництвом Луценка-генпрокурора активно підтримує законопроект №5226, який передбачає перетворення академії на університет і наукову установу.
Очевидними причинами для такого кроку є бажання отримати додаткові кошти на всю систему прокуратури. Але підтримка цього рішення означатиме порушення принципу університетської автономії і академічної свободи як нових засад вищої освіти і наукової діяльності – адже Академія напряму підпорядкована ГПУ і не може йти мови про її самостійність і незалежність.
Також тут закладений системний конфлікт інтересів і можливості для корупції через те, що майбутні випускники академії матимуть фактичні, незаконні переваги перед випускниками інших юридичних шкіл в питанні доступу до професії прокурора.
ІІІ. Обмеження прав людини
Генпрокурор Юрій Луценко на своїй посаді системно підтримував законодавство, яке непропорційно і невиправдано обмежує права людини.
Наприклад, Луценко став ідейним натхненником і захисником закону про удосконалення заочного засудження.
Переважна більшість його положень жодним чином не стосується заочного кримінального провадження: натомість ми отримали порушення права на захист, прав потерпілих і розумних строків провадження, а також порушення принципу юридичної визначеності як складової верховенства права.
На щастя, перед другим читанням вдалося вилучити низку небезпечних новацій з цього проекту: збільшення строків розслідування і тримання під вартою з 12 до 18 місяців, виклик на слідчі дії через ЗМІ тощо.
Після призначення на посаду в Юрія Луценка кардинально помінялася позиція і щодо низки правозахисних законопроектів.
Так, проект закону про забезпечення окремим категоріям засуджених осіб права на правосудний вирок №2033а підготовлений до голосування у другому читанні за активної участі народного депутата Юрія Луценка – але прокуратура за період керування Луценком блокує цей проект. Позитивний висновок експертів Ради Європи на проект не змінює позицію ГПУ.
Народний депутат Юрій Луценко є й серед авторів проекту закону про запровадження кримінальних проступків №2897, який європейські фахівцівизнали таким, що пропонує подальшу гуманізацію українського законодавства та імплементацію міжнародних і європейських стандартів в сфері прав людини. Але після призначення на посаду Луценко вже не думає про гуманізацію кримінального закону – його більше цікавить суворість покарань.
IV. Провальна кадрова політика
Після призначення генпрокурором Юрій Луценко заявив, що будує нову прокуратуру, і що всі заступники генпрокурора написали заяви про звільнення.
Втім, скомпрометовані заступники Шокіна залишилися в системі.
Юрій Столярчук, який в порушення міжнародного права хотів викликати на допитдипломата, тодішнього посла США в Україні Джефрі Пайєтта, залишився на посаді. Нагадаємо, що як відповідальний за все слідство ГПУ ще за Віктора Шокіна, він доклався до розвалу справи проти одіозного Юрія Іванющенка. Столярчук також переслідував реформаторів в системі прокуратури.
Юрій Севрук, який розслідував висмоктану з пальця «справу» проти Центру протидії корупції, теж не звільнений, а відряджений проректором в Академію прокуратури.
Натомість ті, хто справді міг би бути обличчям реформ у системі прокуратури, так і не отримали реальної можливості вплинути на щось зсередини. Валентина Теличенко, яка мала стати заступником Луценка з реформування прокуратури, так і не була призначена на цю посаду.
Учасник Євромайдану, який добровольцем пішов на фронт і був поранений під Луганським аеропортом, Петро Шкутяк, якого Луценко обіцяв призначитивідповідальним за очищення кадрового складу, узагалі не був призначений навіть прокурором. Він не мав реального впливу на процес очищення прокуратури, а потім узагалі звільнився.
Єдина справді виконана обіцянка – це призначення В'ячеслава Свірця,правозахисника з Рівненської області, регіонального координатора Уповноваженого Верховної Ради з прав людини. Він став керівником підрозділу з питань нагляду за дотриманням прав людини в місцях позбавлення волі. Втім, хоч підрозділ, який очолює Свірець, і важливий, однак, коли буде ухвалений закон про подвійну систему регулярних інспекцій, підрозділ буде розформований відповідно до змін, передбачених Конституцією.
Така кадрова політика засвідчує, що після призначення генпрокурором Юрій Луценко вирішив не йти на конфлікт із системою.
Усі, хто раніше був із Шокіним, залишилися з новим генпрокурором. Системного оновлення кадрів прокуратури також не відбулося.
Закон від 12 травня 2016 року дозволив призначати в органи прокуратури, у тому числі в регіональні прокуратури і ГПУ, осіб з юридичною освітою, але без стажу роботи в прокуратурі. Задум хороший: це мало відкрити двері в прокуратуру фахівцям з-поза системи.
Однак на практиці це так і не запрацювало.
Протягом вересня 2016–січня 2017 року відбувся конкурс на 627 вакантних посад лише в місцевих прокуратурах. Однак це складає лише 5% від загального кількість прокурорів у системі.
У прокуратурах вищого рівня генеральний прокурор не захотів проводити аналогічні конкурси – вирішив опертися на старі кадри.
V. Порушення гарантій самостійності прокурорів
Щонайменше двічі Юрій Луценко грубо порушував гарантії самостійності прокурорів.
По-перше, прийшовши на посаду, він усупереч вимогам закону вивів за штат всіх працівників ГПУ. Таку практику привнесено Луценком зі свого досвіду керування МВС.
Втім, новий закон про прокуратуру практично прирівняв прокурорів із суддями в частині гарантій самостійності – а отже, не дозволяє подібних вчинків. Ризик такого незаконного поводження з прокурорами в тому, що це непоганий спосіб перевірки лояльності і схильності до корупційних практик своїх майбутніх підлеглих.
По-друге, стаття 81 закону «Про прокуратуру» встановлює чіткий розмір посадового окладу прокурора, доплат за обіймання адміністративних посад, доплат за вислугу років і премій. Подібна фіксація в законі рівня оплати праці прокурора також спрямована на підвищення їх самостійності.
Але ці норми закону не виконуються Генпрокуратурою, хоча генпрокурор вводить в оману все українське суспільство про рівень зарплат прокурорів.
Незахищений і незадоволений своїм становищем прокурор створюватиме ризик порушення прав підозрюваних, обвинувачених, потерпілих, свідків.
Однак Юрія Луценка це не хвилює.
VI. Провалена боротьба з корупцією
Стаття 19 закону про прокуратуру передбачає, що генпрокурор повинен затвердити порядок щорічної таємної перевірки доброчесності кожного прокурора.
Юрій Луценко і справді затвердив порядок перевірки доброчесності – але за своїм змістом це вже виявилася не таємна перевірка доброчесності.
Гора народила мишу.
Передбачається, що кожен прокурор щороку подає декларацію доброчесності – вихолощений документ, де є декілька запитань на кшталт «Ви вчиняли корупційні діяння?», «Ви давали колись незаконні вказівки?» і відповідь «Підтверджую / Не підтверджую».
У той час як досвід інших країн свідчить, що декларація доброчесності прокурорів може складатися із сотні запитань – наприклад:
«Де ви відпочивали за останні три роки?»
«За який рахунок це відбувалося?»
«Чи маєте ви родичів в прокуратурі, судових і інших правоохоронних органах і ким вони працюють?» і так далі.
З такої декларації і справді можна зрозуміти, чи хтось має вплив на прокурора, і наскільки він може бути доброчесним.
Крім того, в українському законі визначено, що має бути саме таємна перевірка доброчесності – а не «подання декларацій».
Це означає, що за наявності певної інформації про прокурора спеціально створюються умови, схожі до пропонування хабаря (неправомірної вигоди). І за результатами поведінки прокурора в такій ситуації визначають, пройшов він чи цю перевірку чи ні.
В неефективності такої системи перевірки можна переконатися, якщо зайти на веб-сайт ГПУ. 12,5 тисяч декларацій – ні про що. Втім, навіть якщо громадськість повідомить певні факти про недоброчесність, перевірку можна робити тільки з дозволу керівника прокуратури, в якій працює прокурор.
Крім того, Генпрокуратура залишається однією із головних загроз проведенню антикорупційної реформи в Україні. ГПУ не раз свідомо заходила на поле компетенції НАБУ і Спеціалізованої антикорупційної прокуратури, не особливо переймаючись, що через таку позицію справи потім розваляться в суді.
Вінцем в історії «любові» ГПУ до нових антикорупційних інституцій став скандал у серпні 2016 року, коли в НАБУ заявили про затримання їхніх двох детективів представниками Генпрокуратури.
Можна згадати також ганебну ситуацію, коли Юрій Луценко 21 день не підписував повідомлення про підозру у справі народного депутата Олександра Онищенка, постійно шукаючи якісь виправдання. Генпрокурор заявляв, що документ неякісний, і через це повідомлення про підозру потім буде оскаржено. Важко сказати, чому Юрій Луценко так зволікав, але очевидно одне: така бездіяльність відкрила всі можливості нардепу-втікачу, щоб переписати майно на інших осіб.
Статистика також не на користь нинішнього керівництва прокуратури: у 2016 році за корупційні діяння позбавлено волі в 3,5 рази менше осіб, ніж 2013 року, за часів Януковича.
VІI. Перекошування функцій всередині прокуратури
За час перебування Юрія Луценка на посаді генпрокурора відбулося штучне зміщення функцій всередині системи прокуратури.
Пріоритет було віддано слідчим військової прокуратури, які ведуть непритаманні їм справи – наприклад, щодо Курченка, екс-керівників податкової служби Клименка і Головача.
Насправді ж військова прокуратура відновлювалася в серпні 2014 року у зв'язку із агресією РФ для того, щоб забезпечувати розслідування на територіях, де триває збройний конфлікт.
Передання військовій прокуратурі справ, які вони зараз розслідують, – це все одно що надавати СБУ повноваження розслідувати крадіжки курей.
З іншого боку, військова прокуратура завалила свій основний фронт робіт і погано справляється із своєю головною функцією – здійснення процесуального керівництва у справах, до яких причетні військовослужбовці. Зокрема, про це свідчить доповідь «У пошуках справедливості«, підготовлена Центром громадянських свобод і Коаліцією громадських організацій «Справедливість заради миру на Донбасі».
Як свідчить аналіз правозахисників, військова прокуратура не здійснює контролю чи процесуального керівництва в низці злочинів, до яких, імовірно, причетні представники армії та добровольчих батальйонів.
У багатьох випадках розслідування злочинів, у яких підозрюються військові, здійснюється Національною поліцією, а не військовою прокуратурою.
VІІI. Проблеми із розслідуванням справи євромайдану
Уже четвертий рік увага суспільства прикута до справи №1 в країні – розслідування злочинів під час Євромайдану.
Юрій Луценко не раз квапив слідчих і дозволяв собі заяви про те, що справи по Євромайдану мають якомога швидше бути передані до суду. Такі заяви є втручанням у діяльність слідства. Однак генпрокурора, вочевидь, мало хвилювало те, що неякісно розслідувані справи потім розсипляться в суді.
Восени Юрій Луценко реорганізував департамент спецрозслідувань ГПУ, який більше двох років розслідував справу Євромайдану. З нього був виділений окремий відділ, який тепер самостійно розслідує економічні злочини Януковича та його оточення.
Представник об'єднання Адвокатів Небесної сотні Павло Дикань вважає, що розділення економічних та насильницьких злочинів не пішло на користь встановленню загальної картини, бо вони між собою тісно пов'язані і переплетені: «одні злочини стали причиною інших». Дикань переконаний, що розділення департаменту і знищення єдиного аналітичного координаційного центру знижує ефективність розслідування.
Так само ГПУ не ініціювала і інші важливі в контексті Євромайдану зміни в законодавство – наприклад, щодо гармонізації його з міжнародним гуманітарним правом, ратифікації Римського статуту, вирішення проблем із процедурою заочного судочинства.
На цьому фоні минулого року загострився конфлікт між Луценком і начальником департаменту спеціальних розслідувань Генпрокуратури Сергієм Горбатюком. Останній заявив, що не збирається виконувати «незаконні накази» і навіть заговорив про своє можливе звільнення.
Цього вдалося уникнути не в останню чергу завдяки активній позицій адвокатів і родичів Небесної сотні, які виступили на підтримку Горбатюка.
* * *
Нереформована свого часу Луценком міліція стала каталізатором протестів на Майдані, радикалізувала його через незаконне застосування сили, спецзасобів і зброї до мирних протестувальників.
Залишається лише очікувати, до яких потрясінь в українській державі призведе нереформована Луценком прокуратура.
- Информация о материале
Свои люди: за что Порошенко наградил бывших регионалов орденами
Президент Украины Петр Порошенко по случаю Дня Конституции вручил награды политикам, спортсменам и тем, кто внес значительный вклад в развитие государства. Наряду с атошниками, спортсменами, медсестрами и почтальонами, в списке значатся фамилии экс-регионалов, голосовавших в 2014 году за «диктаторские законы 16 января», и даже прокурора, которого обвиняют в незаконном обогащении. По информации источников «Апострофа» в Администрации президента, экс-регионалы и прокурор были награждены из-за того, что помогают стране в тяжелые времена.
28 июня, по случаю Дня Конституции, Петр Порошенко наградил около 190 человек за «значительный личный вклад в государственное строительство, социально-экономическое, научно-техническое, культурно-образовательное развитие Украины, весомые трудовые достижения и высокий профессионализм». В списке - посмертно награжденные американский парамедик Джозеф Стоун, работавший в миссии ОБСЕ в Украине, и футболист Степан Чубенко, которого пытали и расстреляли боевики ДНР. Наградил Порошенко и президента телекомпании ICTV Александра Богуцкого, и теннисистку Элину Свитолину, и многих других. Наряду с героями АТО, врачами и юристами в список награжденных попали люди с сомнительными достижениями. Например, заместитель начальника департамента международно-правового сотрудничества Генеральной прокуратуры Украины, экс-прокурор сил АТО Константин Кулик, который обвиняется в незаконном обогащении. Сейчас Кулик является фигурантом расследования Национального антикоррупционного бюро и Специализированной антикоррупционной прокуратуры.
Он награжден орденом «За заслуги» III степени за «значительный личный вклад в государственное строительство, социально-экономическое, научно-техническое, культурно-образовательное развитие Украины, весомые трудовые достижения и высокий профессионализм».
Кроме Кулика, в перечне награжденных экс-регионалы - внефракционный народный депутат Александр Герега и нынешний мэр Чернигова Владислав Атрошенко, которые голосовали за так называемые «диктаторские законы», принятые украинским парламентом 16 января 2014 года. Скандальные законы предусматривали тюремное заключение за уличные протесты, запрещали движение автоколонн, состоящих из более чем пяти авто (собирались использовать для борьбы с Автомайданом, - «Апостроф»), возвращали в Уголовный кодекс арест за клевету в СМИ, предоставляли властям возможность блокировать доступ к интернету без решения суда, а за сбор и распространение информации о сотрудниках правоохранительных органов можно было попасть за решетку. Голосование проходило простым поднятием рук. Спустя несколько лет именно в День Конституции голосовавшие тогда Герега и Атрошенко получают от Порошенко ордена «За заслуги» перед государством II и ІІІ степени, соответственно.
Среди награжденных также народный депутат от БПП Валерий Пацкан, который до недавнего времени считался основным претендентом на должность главы Счетной палаты, но после провального голосования в Раде, которое не поддержали даже представители президентский фракции, так и не возглавил ведомство. В списке также есть один из кандидатов на должность главы Государственного бюро расследований, руководитель управления процессуального руководства Департамента по расследованию особо важных дел в сфере экономики ГПУ Ольга Варченко, которая получила почетное звание «Заслуженный юрист Украины». Ольга Варченко является сотрудником так называемого «департамента Кононенко-Грановского» в ГПУ и, как поговаривают в политикуме, креатурой Александра Грановского - ближайшего соратника президента.
Источники «Апострофа» в Администрации президента сообщили, что не знают, за что конкретно наградили экс-регионалов, но приводят аргументы для обоснования награждения. «Атрошенко - человек, который зарегистрировал законопроект по поводу отмены законов 16 января буквально на следующий день, потому что тогда, как известно, было парнокопытное голосование, поэтому его связка с 16 января по факту есть. Но, с другой стороны, никто другой почему-то не додумался сразу зарегистрировать законопроект об отмене. А по Гереге, это сугубо субъективное мнение, но я точно знаю, что Герега, несмотря на то, что он регионал, это неофициальная информация, но только на АТО он потратил несколько миллионов гривен, на поддержку солдат. Когда стоял вопрос по Авдеевке, он без вопросов выделял электростанции, которые у него в магазине стоят за 100 тысяч гривен, и он без вопросов реагировал по первому звонку. То есть тихонько, без пиара делал добрые дела. Это при том, что на том же Донбассе и в Крыму у него остался бизнес, который отжали. То есть я не знаю, за какие именно достижения наградили... Но я говорю те вещи, которые очевидны. По Кулику могу сказать, что он помог вернуть средства Януковича... Если кто-то считает, что это не стоит награды, я не знаю... Я считаю, что да. А то у нас как в советской системе, если ты выражаешь точку зрения, которая не нравится кому-то, ты становишься сразу врагом народа. У нас все не без греха, но почему-то так происходит, что одних начинают больше критиковать, а других нет», - рассказал «Апострофу» собеседник в АП.
В то же время позже в ответ на запрос «УП« Администрация президента сообщила, что не может раскрыть информацию о том, за что были награждены эти люди. «Преамбула указа является общей, в ней не конкретизируют заслуги (вклад) каждого награжденного лица. Конкретные заслуги (вклад) указывают в наградных листах, которые направляют вместе с представлением о награждении. Наградные листы содержат конфиденциальную информацию о лице (личные данные), поэтому не могут передаваться третьим лицам», - отметили в АП.
При этом там уточнили, что представление о награждении Александра Гереги было внесено председателем Верховной Рады [Андреем Парубием]. Представление о награждении Владислава Атрошенко внесено Черниговской областной государственной администрацией при письменной поддержке председателя Ассоциации городов Украины Виталия Кличко. Представление о награждении Константина Кулика внесено Генеральной прокуратурой.
Политический эксперт Кирилл Сазонов предположил, что, теоретически, президент попросту мог не видеть наградных листов, которые ему предоставляет его Администрация. «Такая вероятность есть, но это не снимает с него ответственности, если он доверяет такие вещи другим людям, значит, целиком берет ответственность на себя», - прокомментировал эксперт «Апострофу». По словам Сазонова, с такими людьми как Герега и Атрошенко Порошенко выгодно дружить, поэтому такие награды - неслучайны.
«Атрошенко - влиятельный человек в Чернигове, победил по мажоритарке (во время досрочных парламентских выборов 2014 года, - «Апостроф»), набрав больше 50%, то есть он даст необходимый процент на выборах президентской партии и президенту там. С таким человеком, конечно, выгоднее дружить, как и с Герегой, который имеет достаточно возможностей. Кроме того, они оба из тех людей, которые будут хранить верность любому, кто у власти, они будут служить достаточно верно, то есть пока ты наверху - можешь на них рассчитывать. С точки зрения морали это выглядит достаточно странно, с точки зрения большой политики - вполне логично», - отметил Сазонов.
А вот политолог Петр Олещук уверен, что награждение было запланировано, и президент об этом знал. «Я думаю, что это было сделано сознательно, просто никто не просчитывал общественного резонанса этого награждения. Это стандартная процедура еще со времен Леонида Кучмы, когда в честь каких-то праздников происходили такие государственные награждения. Как правило, награждают именно людей, которые представляют так называемую политическую элиту. Поэтому он просто продолжил эту традицию», - считает Олещук. Эксперт уверен, что таким образом Порошенко просто поощрил своих соратников: «Президент отметил «своих», они для него классовые товарищи, они принадлежат к той же социальной группе, они ему близкие люди, поэтому никто не видит в этом никакой проблемы, кроме граждан Украины”.
Олещук также высказал мнение, что следует вообще пересмотреть и отменить подобные государственные награды. «Я думаю, что надо вообще пересматривать систему наград, систему награждения, потому что она была очень сильно девальвирована за прошедшие годы. И я вообще считаю, что в стране в состоянии войны могут быть награждены государственными наградами только те люди, которые непосредственно связаны с боевыми действиями, за какие-то военные подвиги или другие подвиги невоенного характера, но не менее важные и значимые для общества», - резюмировал эксперт.
- Информация о материале
ГБР: приостановленный двигатель преобразований
Трудно не заметить, как с повестки дня тихо исчез вопрос Государственного бюро расследований. И этому содействует едва ли не каждый, кто причастен к его созданию.
Большинство членов конкурсной комиссии по избранию руководства бюро фактически приостановили свою работу. Безупречная деловая репутация и член комиссии Евгений Дейдей окончательно разошлись в разные стороны после внесения генпрокурором представления о снятии с народного избранника депутатской неприкосновенности. Премьер-министр все никак не поставит своей подписи под порядком проведения проверки на «полиграфе» будущего руководства и работников ГБР. Президенту не удается разыграть «карту» своего советника Алексея Горащенкова, которого он хочет видеть на должности директора бюро. И к тому же кум президента генпрокурор Юрий Луценко не больно-то заинтересован отдавать «прокурорское следствие».
Большинство критиков бюро скажет: зачем поднимать крик? Ведь нужды в создании еще одного следственного органа вообще нет. Но смотреть на бюро с такой позиции абсолютно неправильно. Следует брать более широкий контекст. И, в отличие от критиков ГБР, вышеупомянутые политические игроки прекрасно его понимают.
ГБР — реформа прокуратуры
Несмотря на то, что генпрокурор недавно объявил о завершении реформы прокуратуры, самого главное преобразование ведомства еще не произошло. Точнее, оно затянулось на 20 лет: несмотря на Конституцию и обязательства Украины перед Советом Европы, «прокурорское следствие» крепко держится за свои корни на столичной улице Резницкой.
Ликвидация так называемого общего надзора, образование местных прокуратур, а также органов прокурорского самоуправления и квалификационно-дисциплинарной комиссии прокуроров, бесспорно, важные достижения. Но отход следствия от прокуратуры является первостепенным приоритетом в реформировании ведомства. И дело здесь не только в том, что именно концентрация полномочий остается ключевым фактором, порождающим злоупотребления. Дело также в том, что при имеющейся конфигурации следственные подразделения прокуратуры не являются и не могут быть эффективными, поскольку не имеют собственных оперативников и аналитиков, а следственные должности заполняются вчерашними прокурорами.
И к тому же вопрос о какой-либо подготовке именно следственных кадров для прокуратуры уже давно не стоит. «Следственная школа прокуратуры» — в далеком прошлом.
Отделение от прокуратуры следственных подразделений позволит ведомству сконцентрироваться на своих конституционных функциях — процессуальном руководстве и поддержании публичного обвинения, выполнение которых сейчас не отличается качеством. При этом органам прокуратуры придется образовать подразделения, которые будут осуществлять процессуальное руководство в уголовных производствах следователей ГБР.
ГБР — фундамент для реформы СБУ
Органы безопасности всегда были и есть самыми секретными ведомствами. Бесспорно, так и должно быть. Впрочем, проблема Службы безопасности Украины в том, что сегодня это не только контрразведывательный орган. В своей структуре СБУ имеет оперативные подразделения, призванные бороться с коррупцией, а также следственные подразделения, расследующие посягательства на основы национальной безопасности, акты терроризма, преступления против мира, безопасности человечества и международного правопорядка. Правда, следственные подразделения СБУ не могут похвалиться перед обществом хоть какими-нибудь результатами. Кроме того, наиболее резонансные уголовные производства расследует преимущественно военная прокуратура (насколько эффективно — это уже тема другого разговора). Вместе с тем следователи СБУ принимают участие в урегулировании бизнес-конфликтов.
Также следственные подразделения СБУ прославились тем, что вопреки закону содержат задержанных в собственных изоляторах временного содержания. При этом делают это, как и заведено в органах безопасности, тайно. Часто даже адвокаты задержанных не могут увидеться со своими клиентами из-за «контрразведывательного статуса» учреждения, в котором держат их подопечных.
С появлением ГБР насчет подследственности СБУ возникнет острый вопрос. Поскольку реформа службы, которая также уже не первый год откладывается, предусматривает лишение СБУ статуса органа досудебного расследования. Сейчас же передать подследственность службы просто некому.
Что же касается тайных мест содержания, то они должны отойти в прошлое по нескольким причинам. Во-первых, в случае появления ГБР и передачи ему подследственности СБУ сотрудники службы после задержания подозреваемого должны передать его не собственному следственному подразделению, как сейчас, а следователям ГБР. Во-вторых, факты незаконного задержания или содержание людей работниками СБУ будут подследствены именно ГБР с момента его образования. То есть бюро с самого начала будет вынуждено постоянно отслеживать такую активность СБУ, искать и «инспектировать» тайные места содержания.
ГБР — объект «желаний» президента
Понятно, что с такими перспективами ГБР является вызовом президентской власти. Хотя по вполне возможному сценарию бюро, не исключено, может и поддерживать власть офиса на Банковой. Ведь прежде всего оно призвано расследовать преступления должностных лиц самого высокого уровня — экс-президентов, всего состава правительства, первых руководителей ведомств, правоохранителей и судей. Исключение составляет только узкий перечень коррупционных преступлений, принадлежащих к подследственности НАБУ.
При этом ГБР должно расследовать и преступления, совершенные руководством Национального антикоррупционного бюро и Специализированной антикоррупционной прокуратуры, а также подавляющего большинства руководителей других правоохранительных органов, налоговиков, таможенников и др. В этом как раз и заключается главная угроза для новообразованных антикоррупционных органов. Точнее, только для одного из них — Национального антикоррупционного бюро Украины и его руководителя Артема Сытника, который, в отличие от руководителя САП, не испытывает пиетета к руководству государства. Подчиненные Сытника без привязки к финансово-промышленным группам расследуют все, что попадает им в руки. А следовательно, они не поддаются давлению. Продвижение их расследований можно разве что притормозить через процессуальное руководство, осуществляемое лояльным к главе государства Назаром Холодницким.
Поэтому если ГБР будет находиться под политическим влиянием окружения Петра Порошенко, то у последнего будет возможность не только держать на крючке своих оппонентов и соратников, но и заблокировать работу НАБУ и САП.
Вспомним и о том, что к подследственности ГБР отнесены военные преступления, ныне расследуемые военной прокуратурой. Это подразделение Генпрокуратуры возглавляет главный претендент на должность директора бюро Анатолий Матиос.
При этом военная прокуратура расследует не только факты агрессии РФ и преступления, совершенные в зоне АТО подчиненными ставленника Порошенко министра обороны Степана Полторака. Они действуют значительно шире, взаимодействуя едва ли не со всеми правоохранительными органами в Украине. Об активизации Матиоса в политической плоскости не говорит только ленивый, как и не молчат о его огромном желании договориться со всеми политическими группами, влияющими на решение конкурсной комиссии. Говорят, «Народный фронт» уже согласился поддержать генерала.
Конкуренткой Матиоса небезосновательно считается Ольга Варченко. Молодая, амбициозная, она работает в департаменте по расследованию особо важных дел в сфере экономики Генпрокуратуры с самого начала. Ее «ахиллесовой пятой» является потенциальная связь с куратором от Порошенко в правоохранительной и судебной сферах, влиятельным нардепом Александром Грановским. Во время одного из интервью она подтвердила знакомство с последним. Правда, источники также утверждают, что она, скорее всего, станет заместительницей у «военного генерала» или другого топ-претендента — Алексея Горащенкова.
Алексей Горащенков является подчиненным президента Порошенко и одним из руководителей департамента президентской администрации. Примечательно, что Горащенков не только был сопредседателем конкурса по избранию руководства НАПК — он и в дальнейшем остается «уполномоченным лицом» от главы государства в коммуникации с агентством. Иными словами, именно Горащенков курирует от АП «творческий беспорядок», создавая преграды не только для проверки е-деклараций, но и функционирования НАПК в целом.
Как не отдать «дамоклов меч» в лихие руки?
Процесс образования ГБР с момента избрания главы и двух его заместителей только начнется — на конкурсной основе надо будет набрать других работников. И к тому же профильным законом предусмотрено еще 7 территориальных управлений ГБР.
Важно понимать, что отойти от расширенной репрезентации по территории всей Украины бюро не сможет. Идти путем, избранным НАБУ и НАПК, у руководителей ГБР также не получится. Напомним, что антикоррупционные органы образованы как центральные аппараты, а территориальные управления не образованы вообще (НАПК), или образованы выборочно (НАБУ).
Дело в том, что НАБУ и НАПК работают с новыми делами. Бюро же придется принять наследство «прокурорского следствия». Причем сразу. Поскольку в соответствии с последними конституционными изменениями прокуратура продолжает выполнять в соответствии с действующими законами функцию досудебного расследования до начала функционирования ГБР.
Конкурсный набор сотрудников является архиважным этапом. Не менее важным, чем конкурсный отбор руководства ГБР. Недавний опыт показывает, что довольно успешно его провели только во время создания НАБУ. В ситуации с НАПК, например, все прошло не так хорошо. Словом, опыта хватает, а следовательно, надо умело им воспользоваться, чтобы, наконец, отфильтровать недобросовестные и откровенно слабые кадры.
Надежным и уже проверенным фактором качественного конкурсного отбора в ГБР должен стать механизм общественного контроля. Соответствующие нормы в профильном законе четко выписаны, надо только их грамотно имплементировать. Как минимум, в отборочные комиссии должны быть включены представители активной общественности, как это сделано в НАБУ, и максимально публично проведена кампания по набору кадров в бюро. К сожалению, нынешнее положение вещей совершенно не радует как привлечением общественности (поскольку 9 из 9 членов конкурсной комиссии прямо зависят от политических групп), так и прозрачностью деятельности в целом.
С другой стороны, если действующая конкурсная комиссия все же вернется к работе и по политическим соображениям предоставит преимущество какому-то из кандидатов, переход к образованию ГБР не будет иметь смысла. Ведь политически ангажированный кандидат организует очередное НАПК. Но если это агентство имеет лишь превентивные функции, ГБР станет «карающим мечом» против политических оппонентов, нелояльных соратников и даже общественных активистов.
И чтобы этого не произошло, конкурсный отбор директора требует не меньшего уровня внимания ключевых сил — международных доноров, общественного сектора и т.п. Новообразованные правоохранительные органы — как рассада, которая на первых этапах требует максимального внимания, специальной «грунтовой смеси» (честного конкурса), освещения (публичности), температуры (определенного уровня критики) и полива (признания первых достижений).
Пока уже провалились с качеством ингредиентов для «смеси» (членами комиссии), куда сначала помещают рассаду. И поэтому попытаемся спасти ситуацию через три других фактора — публичность, критику и, только после нескольких месяцев работы, — признание первых достижений. Иначе этот конкурс следует отменять и начинать широкомасштабную кампанию по его перезапуску, ибо не хотелось бы иметь столь мощный правоохранительный орган в руках президента или кого-либо из его ближайшего окружения.
- Информация о материале
Харківські правоохоронці підозрюють дорожників Кернеса у «розпилі» коштів на ремонті проспекту Перемоги
Харківські правоохоронці підозрюють чиновників Департаменту будівництва та шляхового господарства, службових осіб КП «Шляхрембуд» та приватних підприємств у зловживанні службовим становищем та розкраданні коштів під час ремонту дороги на проспекті Перемоги.
Про це стало відомо з ухвали Дзержинського районного суду міста Харкова від 09 червня 2017 року.
Нагадаємо, що влітку 2015 року Департамент уклав угоди з ПП «ПВКП «Укрєвробуд 2013» на реконструкцію проспекту Перемоги загальну суму 67,03 млн. грн. У «Віснику державного закупівель» є інформація щодо виконання цим підприємством договорів на загальну суму лише 9,91 млн. грн. термін договорів завершився 23 березня 2016 року, хоча планувалося, що роботи мають бути виконані до кінця 2017 року.
В 2016 році Департамент будівництва та шляхового господарства Харківської міськради уклав угоди з ТОВ «Вега-Буд» щодо капітального ремонту проспекту Перемоги загальною вартістю 47,42 млн грн.
Тендер провели по коректованій документації. Роботи потрібно виконати до кінця 2018 року. Заплановано провести капітальний ремонт трьох ділянок проспекту Перемоги: від вул. Клочківської до ХІБС за адресою просп. Перемоги, 55 (вартість робіт – 17,08 млн грн.), від ХІБС до зупинки громадського транспорту «Шкільна» (21,27 млн грн). та від зупинки громадського транспорту «Шкільна» до кола трамваю (9,07 млн грн).
Правоохоронці встановили, що протягом 2015-2017 років, службові особи Департаменту, зловживаючи службовим становищем, діючи за попередньою змовою з службовими особами КП «Шляхрембуд, ПП ПВКП «Укрєвробуд 2013» та ТОВ «Вега-Буд» та субпідрядними організаціями, шляхом завищення вартості будівельних матеріалів та робіт,здійснили привласнення та розтрату бюджетних коштів, чим спричинили збитки в великих розмірах.
Зараз суд надав дозвіл слідчим на проведення експертиз щодо якості виконаних робіт.
ПП ПВКП «Укрєвробуд 2013» зареєстрованн в м.Орджонікідзе Дніпропетровської області на Артуріка Фтояна. В червні 2015 року Фтоян був засуджений за підроблення документів під час проведення конкурсу на вулиці Шевченка в м. Нікополі, Дніпропетровської області. Тоді він підробив довідку про наявність у підприємства обладнання та матеріально-технічної бази.
ТОВ «Вега-Буд» зареєстровано на Сергія Колесника, який з 2005 року є директором фірми. До липня 2012 року власниками «Вега-Буд» були Ганжа Оксана Віталіїївна і Золотарьова Лілія Михайлівна. На Сергія Колесника також записана частка у ТДВ «Спецбуд-3», яким керує депутат Харківської міськради від партії «Відродження» Віталій Ганжа.
Депутатом міськради від «Відродження» також є й директор Департаменту будівництва та шляхового господарства Володимир Чумаков.
- Информация о материале
Фальсификации истории или как Россия борется с «реабилитацией нацизма»
В каждом обществе историческое образование и пропаганда исторических знаний находятся под опекой государства. Последнее через отношение к прошлому определяет перспективы своего будущего. В России историческая наука уже давно стала инструментом информационного влияния на массовое сознание. Причем такому влиянию подвержены все возрастные аудитории: в школе детей учат по «правильным» учебникам, а для взрослых сформировано культурное поле в виде художественных фильмов, исторических названий улиц или праздничных дат, а российские учёные-историки сами стали инструментарием информационно-пропагандистского арсенала Кремля.
Как известно, 17 апреля 2014 года президент РФ В.Путин провозгласил, что Харьков, Луганск, Донецк, Херсон, Николаев и Одесса не входили в состав Украины в царские времена и были подарены большевиками в 20-е годы. Через несколько месяцев Институт российской истории начал работу над учебником по истории Новороссии, который в дальнейшем стал массово завозиться на Донбасс в «гуманитарных конвоях» и стал основой для изучения истории по новой учебной программе в оккупационной зоне. В них нет упоминаний о терроре СССР во времена правления И.Сталина, не сообщается о Голодоморе 1932-1932 гг. и о многих других событиях. Как ловко подметил российский писатель Виктор Ерофеев, история в РФ — это не наука, а наступательное оружие.
В самой России уже давно не воспринимают Украину как независимую страну. Широко известны слова Путина, сказанные им ещё в апреле 2008 г. о том, что «Украина — это даже не государство! Часть ее территории — это Восточная Европа, а часть, и значительная, подаренная нами!» С определенной периодичностью в российских источниках публиковались заказные материалы о возможном расчленении Украины на несколько отдельных регионов. Для таких заказных публикаций привлекались историки, публицисты, политические деятели, журналисты. Первое серьёзное оживление было отмечено в 2004 г., во время президентских выборов. Тогда была зафиксирована попытка создания восточной автономии Украины. Первая половина 2014 г. была особенно результативна на кремлёвские откровения по поводу «распада Украины». Диапазон авторов оказался неимоверно широк — от думских депутатов и телеведущих до блогеров и троллей. Тема не сходила со страниц новостей.
Ещё в апреле 2009 г. депутатская группа при активном участии Константина Затулина, который в 2014 г. стал одним из организаторов «русской весны», внесла проект Федерального закона «О противодействии реабилитации в новых независимых государствах на территории бывшего СССР нацизма, нацистских преступников и их пособников». Понятие «реабилитация нацизма» толкуется очень широко. Под него вполне можно подвести не только политиков, но и авторов научных исследований в России и странах постсоветского пространства, несогласных с официальной точкой зрения. Предусмотрено крупный штраф или тюремное заключение от 3 до 5 лет. Проект не стал законом. Но не было никакой гарантии, что его вообще не будет. Причём сегодня они примут закон, направленный на «правильное освещение» истории Второй мировой войны, завтра дело дойдёт до других страниц «общей истории».
С началом украино-российской войны борьба с «реабилитацией нацизма» вышла на новый уровень. Известен пример, когда российский профессор Андрей Зубов был уволен с работы только за то, что 1 марта 2014 г. в газете «Ведомости» опубликовал статью, где сравнил оккупацию Крыма с действиями Гитлера по отношению к Австрии и Чехословакии в 1938 году. Другой пример, когда петербургский историк Кирилл Александров был подвергнут нападкам за защиту докторской диссертации, посвященной власовскому движению во время Второй мировой войны. Диссертацию он защитил, но произошло это под беспрецедентным давлением: директора института вызвали в прокуратуру, в зал, где проходила защита, набились десятки людей, которые явно не имели отношения к науке, и выкрикивали всякие безобразия. Организация «Народный собор», которую возглавляет помощник одиозного депутата Милонова Николай Артюх, направила в прокуратуру материалы, обвинявшие Александрова в «реабилитации нацизма» и «призывах к разжиганию агрессивной войны».
Создание мифа об искусственности украинского государства стало неотъемлемым элементом введения гибридной войны против Украины, которую Россия начала задолго до 2014 г. Йозеф Геббельс как-то сказал, что «если отнять у народа историю — через поколение он превратится в толпу, а ещё через поколение им можно управлять, как стадом». Именно поэтому первый удар РФ был направлен на уничтожение украинской истории, восстановление российской цензуры на украинские книги. Для формирования мифа об «искусственном образовании Украины» были привлечены:
— украинские СМИ пророссийской направленности и отдельные пророссийские группы внутри украинской аудитории. Свободно выходили написанные в имперских традициях книги российских псевдоисториков и различных сомнительных деятелей, например, одного из идеологов «русского мира», широко известного в Московии борца с англосаксами и майданами Николая Старикова, которого в самой РФ настоящие историки подняли на смех, обвинив в фальсификациях и отсутствии элементарных знаний истории;
– украинские неправительственные организации с российским финансированием и отдельные сомнительные личности. Как тут не вспомнить скандально известного своими украинофобскими заявлениями в СМИ журналиста Олеся Бузину, который, среди прочего, состоял в финансируемой Кремлём партии «Русский блок», которая выступала опорой РФ во время оккупации Крыма и Донбасса. Он также был автором скандальных книг «Воскрешение Малороссии», «Вурдалак Тарас Шевченко», «Верните женщинам гаремы» и других. С началом войны неоднократно приглашался в качестве эксперта на эфиры запрещённых в Украине российских телеканалов.
Но главными, безусловно, были действия военно-политического руководства России для оказания на Украину давления политического, военного, дипломатического, финансового, экономического, социального характера в рамках достижения поставленных целей.
Ещё в годы правления Кучмы Москва, выразив недовольство первыми украинскими учебниками по истории Украины, потребовала совместного их редактирования. Требование Москвы получило поддержку Совета ветеранов Украины, возглавляемого генералом Иваном Герасимовым. Совет обратился к руководству Украины с требованием наложить мораторий на публикацию работ отечественных историков до полного согласования их концепции с российской и беларуской сторонами. В мае 2002 г. была создана украинско-российская рабочая группа для разработки новых учебников по истории Украины и России. Эту группу возглавляли вице-премьеры обоих государств — со стороны РФ Валентина Матвиенко, а со стороны Украины Владимир Семиноженко. Поводом для «согласования» была объявлена «общая история» Украины и России. Таким термином российские эксперты характеризуют период пребывания Украины и других постсоветских стран в составе Московского царства — Российской империи — Советского Союза.
При Кучме идея «согласования» не получила поддержки профессиональных историков Украины и учительской общественности, был создан Комитет в защиту украинской истории, почётным президентом которого согласился стать известный историк Ярослав Дашкевич. Появилось открытое письмо президенту Кучме, премьер-министру Кинаху и председателю Верховной Рады Литвину «по поводу угрозы политического пересмотра украинских учебников». В нём ведущие украинские историки, деятели культуры и искусств, многочисленные представители общественности заявили: «Мы настаиваем на роспуске упомянутой украинско-российской рабочей группы, поскольку пересмотр освещения истории в украинских учебниках в угоду политической конъюнктуре нынешних украинско-российских отношений считаем недопустимым».
Во время президентства В.Ющенко со стороны пророссийских политических сил постоянно звучали призывы «не переписывать историю» и «исправить» учебники. Попытки возродить советскую концепцию истории Украины стали еще наглее, когда в 2007 г. на парламентских выборах победила Партия регионов и премьер-министром стал В.Янукович. 19 декабря 2007 г. известный своими украинофобскими выступлениями регионал, нардеп В.Колесниченко обратился через газету «Сегодня» к другому члену ПР — вице-премьеру в правительстве Януковича Дмитрию Табачнику — с открытым письмом «Уроки лицемерия для «маленьких украинцев»«, в котором призвал изменить содержание учебников. При этом он предложил, чтобы Юг и Восток учились по одним учебникам, Центр и Запад — по другим. Не надо быть проницательным аналитиком, чтобы понять истинную цель этого пророссийского политика: призыв к разжиганию межнациональной розни и расчленение Украины. В то же время в России, как заявил Путин в марте 2013 г., выступая на конференции Всероссийского народного фронта, это совершенно недопустимо: «Если мы будем на востоке изучать одну историю, на Урале — другую, а в европейской части — третью, это в целом может разрушить… единый гуманитарный простор нашей многонациональной нации».
Критика украинских учебников особенно усилилась после прихода к власти Януковича. Вспомнили идею «исправления», «согласования» и даже «совместного учебника». Уже 13 мая 2010 г. СМИ сообщили о договоренности между министрами образования РФ и Украины о создании совместного учебного пособия для учителей истории Украины и России. Министром образования Украины в то время был Дмитрий Табачник. Это был радикальный пророссийский политик, который «прославился» множеством антиукраинских и даже ксенофобских высказываний. Показательным выглядит также тот факт, что к созданию новых учебников не был допущен ни один из авторов первых украинских учебников.
С помощью специально подобранной рабочей группы по разработке учебных программ по истории в 2012 г. были внесены изменения в программы по истории Украины для 5–9 классов. Проанализировав программу, кандидат педагогических наук Сергей Терно констатировал: «Вместо Киевской державы» — «киевские князья»; вместо «Козацкой республики и Украинского козацкого государства» — «Украинское казачество в битвах и походах»; вместо «Возрождения украинского государства в 1917-1920 гг.» — «Украинцы в революции 1917-1920 гг.» и др. Таким образом, исчезает понятие «Украинское государство», вместо него возникают отдельные обезличенные фигуры князей, козаков и т.п.»
Текст новой редакции программы внушал мысль, что не было никакой украинского государства, не было выдающихся украинцев, которые отстаивали идею государственности. А само государство появилось только в 1991 г. с провозглашением независимости, что порождает ощущение искусственности и случайности этого события. А по закономерностям восприятия, первое впечатление часто бывает самым сильным и нередко определяет всё дальнейшее восприятие истории Украины.
Историческая наука оказывает влияние на социальную память, главным образом, через массовое историческое образование. События последних лет убеждают, что фальсификация истории остаётся одним из важнейших инструментов информационной войны. При этом, технологии конструирования необходимых представлений и их внедрения в общественное сознание применяются как на исторических событиях прошлого, так и в разрезе современных событий. Как писал Джордж Оруэлл в своем известном романе «1984»: «кто контролирует прошлое, тот контролирует будущее. Кто контролирует настоящее, контролирует прошлое».
- Информация о материале
Страница 256 из 2102
