Главная
Конституционный суд: возвращение статус-кво
В последнюю неделю работы парламента Банковая одержала стратегическую победу: она не только развязала себе руки для дальнейшего вольного обращения с Основным законом, но и обеспечила возвращение полного контроля над Конституционным судом (КС).
13 июля, после продолжительных баталий Верховная Рада приняла новый закон о КС, необходимость которого обусловливалась прошлогодними конституционными изменениями конкурсного порядка формирования этого органа и введением института конституционной жалобы. Широким массам этот закон подавался как продолжение судебной реформы, а на самом деле его целью было совершенно иное.
Правда, Банковой эта победа далась нелегко, поскольку ей пришлось, во-первых, пожертвовать принятием на этой сессии трех критически важных для продолжения реформирования судебной системы процессуальных кодексов, а во-вторых, фактически открыто продемонстрировать обществу свое тесное сотрудничество с представителями власти Януковича — «Оппоблоком» и другими «бывшими» регионалами. Кроме того, надо было преодолеть сопротивление фракций «Батьківщини», «Самопомочі» и «Радикальной партии Ляшко», категорически выступивших против принятия закона о КС в подготовленной АП редакции и не давших за него ни единого голоса. В то же время «Оппоблок» и «Відродження» дали соответственно 25 и 22 голоса, которые и определили нужный результат («за» — 245).
Однако, как говорится, игра стоила свеч. Банковая обеспечила восстановление контроля над КС, без которого невозможно обеспечить президентский приоритет в системе власти, решение задач по ее удержанию и расширение властных возможностей. Насколько известно, одним из сценариев, который провластные политтехнологи отрабатывают на ближайшую перспективу, является переход Украины к парламентской форме правления с избранием президента парламентом. Такой переход требует соответствующих изменений в Конституцию, которые, в свою очередь, могут быть внесены только при наличии положительного заключения КС.
Следует напомнить: в 2003 году Конституционный суд уже давал заключение, что такое «изменение порядка избрания Президента Украины не приводит к отмене или ограничению прав и свобод человека и гражданина», а, следовательно, возможное избрание главы государства Верховной Радой является приемлемым конституционным изменением. В том же году не выражала своих замечаний относительно такой корректировке украинской Конституции и Венецианская комиссия. Но отечественный КС известен своими экзотическими решениями и имеет дурную привычку менять свою позицию. Поэтому, дабы не возникло никаких проблем с заключением относительно изменений Основного закона, состав этого органа должен быть лояльным к политическому руководству государства.
Сверхважный орган
Будучи формально сугубо юридическим органом, КС играет ключевую роль в большой политике. Поскольку, утверждая верховенство Конституции, он определяет границы дозволенного для ключевых политических субъектов — парламента, президента и правительства. Только он может «дать зеленый свет» изменению Конституции и только по его решению могут быть признаны неконституционными акты высших органов власти. Недавно полномочия КС изменились путем введения конституционной жалобы. Однако в целом хорошая идея усиления защиты конституционных прав граждан в наших реалиях и при «умелом» использовании этого института может превратиться в дополнительный инструмент решения политических и бизнесовых вопросов. Можно предполагать, что в результате рассмотрения конституционных жалоб будет сформирована новая судебная практика по всем категориям дел (гражданских, хозяйственных, административных и уголовных), а роль КС в социально-экономических и политических процессах существенным образом усилится. Кроме того, КС станет новым центром влияния на решения судебных дел, поскольку при нынешней разбалансированной судебной системе ее «кураторы» не всегда способны обеспечить надлежащее сопровождение решения нужных дел.
Как гарант Конституции КС находится над всеми органами и должностными лицами государства. Конечно, независимый КС может рассматриваться как препятствие их деятельности, поэтому они хотят как минимум избавиться от его «опеки», как максимум — поставить его себе на службу. К этому стремились все президенты и, судя по решениям КС, чаще всего это им удавалось.
Так, в 2003 г. КС, невзирая на однозначный запрет Конституции, позволил Кучме баллотироваться на третий президентский срок. В 2007 г. Ющенко добился, чтобы его указ о роспуске Верховной Рады и назначении досрочных парламентских выборов так и не был оценен КС на предмет конституционности. Апогея политическое влияние на КС достигло в период правления Януковича — тогда этот орган практически был в его полном подчинении. В 2010 г. решение КС о возможности формирования парламентской коалиции из «тушек» и возвращение Конституции в редакции 1996 г. не только стали «шедевром» толкования Основного закона, но и содействовали узурпации власти президентом, что в дальнейшем привело к трагическим событиям 2013–2014 гг. При президентстве Порошенко КС также не сошел с орбиты Банковой. Все его ключевые решения четко ложились в канву ее интересов — КС освятил все президентские инициативы по изменению Конституции, а также, в угоду политическому руководству, очень оригинально растолковал положение Конституции о следующей очередной сессии парламента.
Восстановление дисбаланса
Чтобы функционировать согласно своему конституционному назначению, КС должен быть независимым органом. Для обеспечения его политической равноудаленности Конституция определяет три субъекта формирования состава КС: президент, парламент и съезд судей назначают по шесть судей КС. Но это не защитило КС от очевидного дисбаланса влияния — он всегда «дрейфовал» вокруг президента. Причем очевидной была такая тенденция: чем увереннее глава государства чувствовал себя в системе власти, тем ближе к нему находился КС. Это и понятно, ведь у такого главы государства появлялось больше возможностей для того чтобы «ориентировать» КС на себя.
Ярко выраженный дисбаланс политического влияния на КС сформировался в 2010 г. с приходом к власти Януковича: сперва из КС «выжили» четырех судей (Дидковского, Джуня, Домбровского и Мачужак), которые были назначены съездом судей и не вызвали доверия у нового правителя, а потом на их место завели четырех специально подобранных судей, в лояльности которых не было никаких сомнений (трое из них входят в состав КС до сих пор — Гультай, Запорожец, Шаптала). Произошло это за несколько дней до печальноизвестного решения КС о возвращении Конституции в редакции 1996 г., что существенным образом расширило полномочия Януковича. В дальнейшем Янукович только усиливал свое влияние на КС, формируя его состав из людей, которым особенно доверял. Так, в 2011 г. регионалы со скандалом провели через парламент Пасенюка. В 2013 г. Янукович своим указом назначил судьями КС Касминина и Тупицкого, а съезд судей делегировал в состав КС Литвинова. Последние три являются судьями КС по сей день.
Сразу после Революции достоинства парламент попытался устранить существующий дисбаланс влияния на КС — 24 февраля 2014 г. он уволил пятерых судей за нарушение присяги (фактически — за содействие в узурпации власти Януковичем), а еще семерых рекомендовал уволить главе государства и съезду судей. Тогда же на вакантные должности ВР назначила четырех новых судей КС — Мельника, Саса, Слиденко и Шевчука. Однако такие кадровые решения не изменили ситуацию в КС существенным образом — поскольку глава государства и съезд судей не прислушались к рекомендациям парламента, то в КС сохранилось большинство судей предыдущей каденции. Более того, избрав главой КС Баулина они вновь взяли управление Конституционным судом под контроль.
Фактически, КС был единственным высшим государственным органом, основу которого в течение трех лет после Революции достоинства составляли люди, входившие в команду президента-беглеца. А еще больший парадокс состоит в том, что они дружно перешли «под крыло» нового хозяина Банковой. Кстати, этот момент во многом объясняет ситуацию как активного голосования бывших регионалов за президентский проект закона о КС в частности, так и существование опасного симбиоза представителей нынешней и предыдущей власти в целом.
Вот как в мае с.г. описывал ситуацию в Конституционном суде судья КС в отставке Джунь: «Сегодня в КСУ только Шевчук, Слиденко, Сас, Мельник и, очевидно, Колесник, действительно независимые судьи. А остальные просто мантиеносцы — клевреты или Порошенко, или Януковича. Кстати, клевреты последнего перешли на полное содержание к Порошенко. Поэтому сейчас в КСУ пятеро судей и десять мантиеносцев… КСУ необходимо срочно и глубоко реформировать, но власть этого не желает».
В начале июня с.г. окончились полномочия судей Баулина и Вдовиченко (рекомендованных парламентом главе государства к увольнению за нарушение присяги еще в феврале 2014 г.). Следовательно, Банковая утратила в КС большинство, необходимое для принятия нужных ей решений. Это требовало срочного кадрового вмешательства для исправления ситуации.
Такую возможность мог обеспечить только новый закон о КС, который должен был прописать порядок предусмотренного Конституцией конкурсного замещения должностей судей КС. Учитывая то, что по новому закону конкурс сведен к сугубо формальной процедуре и позволяет легко провести в КС нужные кадры, преобладающее политическое влияние из одного центра на этот орган будет восстановлено в сжатые сроки. Уже осенью могут быть заполнены по меньшей мере три судейских вакансии, — одна по квоте съезда судей и две по квоте президента (проблемы могут возникнуть только с заполнением двух вакансий по квоте парламента). После этого будет решен важный вопрос о новом председателе КС, должность которого вакантна уже четыре месяца.
Борьба за председателя
По закону полномочия главы КС, кроме представительских функций, в основном сводятся к созыву заседаний суда, председательству на них и распоряжению бюджетными средствами. На практике же он — сверхвлиятельное лицо, от которого зависит распределение дел между судьями, определение приоритетности их рассмотрения, направленность деятельности суда и его секретариата. А главное, по традиции, председатель КС всегда выступал главным коммуникатором с политическим руководством государства и доносил до судей его мнение (просьбу, пожелание, указание — когда как) по актуальным для него вопросам. В обратном направлении он информировал о состоянии дел в суде, «кто чем дышит» и т.п. Через него решались важные для судей вопросы (квартиры, награды, звания). Поэтому выборы председателя обычно проходили по такой схеме: наверху определялись с кандидатурой, а судьи потом «демократически» ее одобряли.
Сейчас должность председателя КС вакантна, и его обязанности исполняет старший по возрасту судья. Но и.о. председателя и полноценный председатель —абсолютно разные вещи. Поэтому сразу после доукомплектования КС «по конкурсу» возникнет вопрос избрания его главы. Точнее, он уже возник, когда в начале мая группа судей инициировала выборы нового председателя. Тогда эта инициатива прошла в СМИ малозаметно. А напрасно, поскольку от ее реализации зависело быть или не быть в Украине Конституционному суду как органу, неотступно стоящему на защите Конституции. Мне тогда пришлось говорить о том, что эта инициатива является попыткой сломать предыдущую негативную практику и самостоятельно определиться с руководителем КС, что стало бы первым шагом к его независимости. Если же все пройдет по традиционному сценарию, то это будет означать продолжение практики выполнения данным органом политических заказов. А следовательно, и дальнейшую деградацию всей системы государственной власти, поскольку КС (если он есть) выступает главным ограничителем ее своеволия и защитой от узурпации.
Но КС не смог реализовать эту инициативу и потерял шанс стать действительно независимым органом. С учетом всего, пауза с избранием нового руководителя КС имеет политический подтекст — Банковая считает, что такие выборы несвоевременны. Причин может быть несколько: 1) ее полностью устраивает временное исполнение обязанностей председателя КС; 2) в нынешнем составе КС у АП нет стопроцентного «своего», кому бы они полностью доверили эту важную сферу. Следовательно, нужный человек будет заведен в КС позже; 3) такой человек в нынешнем КС есть, но для его избрания не хватает голосов. Поэтому выборы будут оттягивать до тех пор, пока существующие вакансии не заполнятся лояльными людьми.
Если говорить о претендентах из действующих судей, то в СМИ назывались три кандидатуры на должность председателя: Мойсик, Кривенко, Шевчук. Опытный политик Мойсик, назначенный президентом Порошенко в 2016 г., в мае уже испытывал свою судьбу, но не набрал необходимого количества голосов. Кривенко также был назначен в прошлом году и сейчас, как старший по возрасту судья КС, исполняет обязанности председателя. Он долгое время работал в Верховном суде, руководил админпалатой и, по логике вещей, шел в КС с прицелом на должность председателя. Однако, то ли по причине нехватки нужного количества голосов, то ли из-за отсутствия согласия свыше, официально на эту должность не выдвигался. Шевчук является одним из самых молодых судей КС, но уже успел поработать судьей Европейского суда по правам человека. Его преимуществами называют хорошее знание международного права, политическую неангажированность, умение продуцировать идеи и воплощать их в судебные решения. Однако такие черты для тех, кто принимает решения по КС, являются скорее недостатком, чем преимуществом. Поэтому при избрании председателем КС он может рассчитывать только на голоса близких по духу коллег, которых сегодня в КС явно недостаточно.
Потенциальные кандидаты на председательство посетили АП, но решение этого вопроса так и не сдвинулось с места. Зная механизм принятия кадровых решений на Банковой, можно предположить, что она пока не определилась с новым руководителем КС, но, скорее всего, это будет кандидатура со стороны, которую должны завести в КС по новому закону.
В политических кругах называют несколько возможных претендентов. В частности, Онищука, который при Ющенко был министром юстиции, а ранее, будучи депутатом, входил во фракции «Наша Украина», «Единая Украина», НДП, ПППУ. При Януковиче он получил должность ректора Национальной школы судей, которую занимает по сей день.
В последнее время начали говорить о заходе в КС заместителя главы АП Филатова. Именно через него происходил непосредственный контакт с КС, и он руководил подготовкой нового закона о Конституционном суде. Филатов в АП отвечает за проведение судебной реформы, с чем сейчас возникли серьезные проблемы: новый ВС не сформирован, процессуальные кодексы не приняты, апелляционные и местные суды пребывают в неопределенном состоянии и страдают от существенного недокомплекта судей. Но у него есть неопровержимое преимущество — долгое время входит в ближайшее окружение президента, который ему доверяет. А, как известно, личное доверие и преданность являются определяющими критериями нынешней кадровой политики. Можно не сомневаться, что при нынешнем составе КС (тем более, с учетом заполнения двух вакансий по президентской квоте) кандидатура Филатова на пост главы КС станет проходной.
Бесспорно, новый закон о Конституционном суде регулирует многие вопросы, необходимые для надлежащей организации и деятельности КС, обеспечения обращения к нему, определения процедуры рассмотрения им дел. То, о чем сказано выше, не указано в законе — оно читается между его строк, определяется тенденциями развития общей ситуации в стране и особенностями реализации государственной власти в нашем государстве. Поэтому приходится констатировать, что вероятнее всего новый закон, к величайшему сожалению, не приведет к появлению в Украине нового Конституционногосуда — независимого и непредвзятого защитника Конституции.
При этом надо четко сознавать, что независимый суд, в частности конституционный, является непременным условием и залогом утверждения демократии и правового государства. Проведение судебной реформы «под себя», с игнорированием принципа независимости судебной власти, разрушает демократические и правовые основы функционирования общества, создает условия для узурпации власти. Украина не может еще раз допустить то, что она пережила при Януковиче, и что пришлось исправлять с большими потерями и тяжелыми последствиями. На днях три бывших польских президента и известные общественные деятели публично выступили против проводимой в Польше судебной реформы, увидев в ней угрозу уничтожения независимости судов и возможность установления диктатуры. Сейчас в Украине идет более масштабная судебная реформа. Но никто с такими заявлениями не выступает. Потому, что она не несет в себе такую угрозу, или потому, что некому выступить?
- Информация о материале
Раде волю! Почему украинский парламент у большинства граждан ассоциируется с цирком
«Прошу поддержать продолжение работы до 9 часов…Коллеги, давайте до 7 часов… Прошу ещё раз проголосовать. Давайте до 8 часов…» — торговался с депутатами в предпоследний день работы шестой сессии парламента, 13 июля, спикер Андрей Парубий. Сошлись на восьми часах — нардепы через силу проголосовали за то, чтобы поработать на два часа дольше положенного. На следующий день сессию закрыли, и все разлетелись до осени. О пафосных тезисах вроде «парламент воюющей страны не имеет права на долгий отдых» позабыли. В кулуарах чаще говорили о том, что «Мальдивы сами себя не посетят».
Эта ситуация, да и в целом последняя неделя работы парламента очень показательны. Работать депутаты откровенно не хотят, хотя из-под палки всё же способны принимать определённые решения. Наибольший интерес у них вызывает решение «внутренних» вопросов — вроде снятия с коллег неприкосновенности. О коалиционном соглашении и координации действий между Верховной Радой и правительством больше никто не вспоминает — все решения принимаются ситуационно. Например, 13 июля премьерский проект изменений в госбюджет не поддержала половина «родной» фракции БПП, зато своё плечо подставил Оппозиционный блок, де-факто давно превратившийся в члена коалиции. В итоге набрались как раз нужные 226 за.
На троечку
От шестой сессии парламента, начавшейся в феврале, ожидали многого. Прежде всего начала той самой «эпохи реформ», о которой давным-давно заявил президент. Среди главных направлений — пенсионная, медицинская, образовательная, земельная реформы, изменения в закон о выборах депутатов, ротация засидевшегося состава Центризбиркома.
По факту добиться хоть каких-то подвижек вроде голосования в первом чтении смогли лишь по отдельным направлениям. До многих реформ Рада не добралась вовсе, а количество проблемных кадровых вопросов только увеличилось.
Первая половина сессии, до пасхально-майских четырёхнедельных каникул, и вовсе выдалась откровенно скучной. «Под куполом» вяло рассматривали проходные законопроекты. Главной темой обсуждений стало будущее правительства Владимира Гройсмана, чей годичной срок пребывания на должности заканчивался в середине апреля. Вполне естественно, что поползли слухи о его замене. Дело не в том, что Гройсман оказался плохим премьером или слабым руководителем. Просто за год на посту премьера он приобрёл собственный политический имидж, сумев записать на свой счёт повышение минимальной зарплаты и найти общий язык с депутатами. В первую очередь это касается «Народного фронта», тёплые отношения с которым в последние месяцы стали настолько заметны, что на них премьеру с упрёком указали в «материнской» фракции Блока Порошенко. Такая самостоятельность Гройсмана вызывала большие опасения у главы государства, но оказалось, что найти замену пока не выходит. Поэтому премьерское кресло Гройсман сохранит минимум до нового года. После того как всем стало понятно, что правительственного кризиса образца весны 2016 года не будет, меньше стали говорить и о досрочных парламентских выборах. И хотя в украинских реалиях внезапная перезагрузка Верховной Рады всегда возможна, прежде всего как способ выпустить пар в случае неожиданных проблем в экономике или на фронте, нынешнему созыву ВР пока ничего не угрожает.
После того как судьба Кабмина и самого парламента стала более определённой, появился шанс на то, что у депутатов таки дойдут руки до реформ. Как нельзя кстати подвернулись и продолжительные майские каникулы, за время которых можно было согласовать позиции по всем конфликтным вопросам. Сделать этого обещали лидеры БПП и НФ. Но не получилось. В итоге реформаторские потуги парламентариев едва дотягивают до троечки.
Пустые кресла
В первом чтении депутаты приняли пенсионную реформу в её правительственном варианте. От прямого повышения пенсионного возраста Кабмин отказался, явно опасаясь неродного недовольства. Вместо этого возраст выхода на заслуженный отдых поднимут косвенно, путём увеличения необходимого для получения выплат страхового стажа. Чтобы подсластить пилюлю, Гройсман пообещал провести «осовременивание» пенсий, то есть поднять их на несколько сотен гривен. Во время второго чтения законопроекта дебаты наверняка будут жаркими, ведь различные оппозиционные группы пообещали дать голоса за только в случае учёта их поправок, а они полностью выхолащивают смысл реформы, которую и так сложно назвать революционной.
С ещё большими боями даётся депутатам реформа медицины, которую продвигает профильный и. о. министра Ульяна Супрун. Её суть — введение принципа «деньги ходят за пациентом» и право граждан самостоятельно выбирать себе врача — не нашла понимания у различных околомедицинских групп влияния в Раде, в первую очередь у главы Комитета здравоохранения Ольги Богомолец, которая даже отказалась подписывать комитетское заключение по законопроекту. В итоге медреформу проголосовали лишь в первом чтении, да и то не без кнопкодавства. Ко второму чтению депутаты подали сотни поправок, которые, как и в случае с пенсионной реформой, полностью меняют смысл документа.
По сути, на этом пресловутые «системные реформы» в исполнении парламента закончились. Так, вообще не дошли руки до земельной реформы, против которой в Раде сформировалась отдельная коалиция во главе с «Батькивщиной». Последняя который месяц пытается организовать по этому вопросу всеукраинский референдум. Шансы на принятие земельной реформы, пусть и в компромиссном варианте, ничтожно малы.
Не изменили нардепы и правила выборов в парламент, хотя на словах подавляющее большинство депутатов выступает за переход к пропорциональной системе с открытыми списками. На деле же они боятся даже приступать к этому вопросу, пока не будет полной уверенности в дате следующих выборов. Вот тогда и начнутся торги. В любом случае половина парламента, состоящая из мажоритарщиков, проголосует за пропорционалку, только если будет уверена в проходном месте в чьём-то списке — иначе зачем многие из них годами «прикармливали» жителей своих округов и местные элиты?
Полным провалом закончилось рассмотрение кадровых вопросов. Вернее, и самого рассмотрения не было — депутаты переносили голосования по открытым вакансиям, но дойти до них не успели. Зато количество самих вакансий растёт. Уже третий год на слуху перезагрузка Центральной избирательной комиссии. Но по этому вопросу продолжаются бесконечные вялые «консультации». Ждут своих руководителей Счётная палата, Нацбанк, Фонд госимущества. После истории с Романом Насировым вакантным стало место и главы Фискальной службы, но здесь задержка скорее за правительством и лично премьером Гройсманом, которого совершенно устраивает нынешний исполняющий обязанности главы ГФС Мирослав Продан. По состоянию на начало сессии полноценного главы не было у одного министерства — с лета прошлого года с приставкой «и. о.» работает вышеупомянутая Ульяна Супрун, руководящая Минздравом. Теперь же, на конец сессии, таких министерств три — в отставку подали министр агрополитики Тарас Кутовый и министр информационной политики Юрий Стець.
Парламент принял лишь ряд символических решений. В отсутствие других громких успехов именно на них в своей речи по случаю окончания сессии обратил особое внимание спикер Андрей Парубий. Это введение обязательных квот на украинский язык для телеканалов, запрет георгиевской ленты и закрепление курса на вступление Украины в НАТО. Эти новшества вызвали острую дискуссию в обществе, но патриотическая часть социума восприняла их однозначно позитивно. Впрочем, остановить сползание парламента в имиджевую бездну такие точечные решения не смогли.
Прежде всего речь о посещаемости. Верховная Рада по факту работает всего два с половиной дня в неделю (то есть в среднем пять дней в месяц), по вторникам и четвергам. Иногда нардепов удаётся собрать в зале и в пятницу. Сфотографировать ряды пустых депутатских кресел — значит, гарантированно собрать сотни возмущённых лайков и комментариев в «Фейсбуке», чем пользуются некоторые находчивые депутаты. Как заставить парламентариев ходить на работу, пока никто не придумал. Реформа самой Верховной Рады и переписывание её Регламента по советам европейцев остались на бумаге. К примеру, депутатская группа «Воля народа» существует вопреки Регламенту. В её составе всего 17 парламентариев, тогда как по закону их должно быть не меньше, чем в наименьшей фракции. Сейчас это 20 депутатов. О роспуске «Воли народа» глава парламента Андрей Парубий должен был объявить ещё в конце 2016 года, но до сих пор этого не сделал. В то же время депутатам-прогульщикам не платят зарплату, а их списки регулярно публикуют в газете «Голос Украины», но на такие мелочи они особого внимания не обращают.
В то же время народные избранники, которые всё же добирались до рабочих мест, особых представлений в течение всей шестой сессии ВР не устраивали: никто не бросался яйцами, не обливался водой, не ел землю, не было даже ни одной хорошей драки в формате «фракция на фракцию». Единственное, что можно вспомнить, — потасовка между депутатами от БПП Сергеем Лещенко, Олегом Барной и Иваном Мельничуком. Двое последних обиделись на Лещенко за то, что он критиковал их в «Фейсбуке». В результате порвали ему пиджак, а интеллигентный еврооптимист Лещенко неожиданно для всех даже пытался дать сдачи обидчикам. Но по меркам украинского парламента этот эпизод ничтожен.
Зато мощный удар по имиджу нардепов последовал извне — постаралось трио правоохранительных органов: Генпрокуратура, САП и НАБУ. Рассмотрение шести представлений ГПУ о снятии с депутатов неприкосновенности стало, пожалуй, самым запоминающимся моментом сессии. Без малого две недели страна смаковала подробности коррупционных схем и нажитого непонятным путём депутатского имущества. Сами парламентарии проявили невероятную корпоративную солидарность, которую генпрокурор Юрий Луценко метко назвал «депутатской самообороной». Вспоминать о том, что десять лет назад в случае победы на выборах лидер «Народной самообороны» Луценко обещал снять депутатскую неприкосновенность со всех, сам генпрокурор не любит.
Цепляясь за свой особый статус, депутаты не гнушались расписывать собственные геройства на Майдане и фронте и пытались разжалобить коллег рассказами о пропавшем у кормящей жены молоке. В итоге под нажимом прокуроров, общества и видеодоказательств народные депутаты «сдали» четверых из шести коллег, а задержать и арестовать позволили лишь одного, Михаила Добкина, — уж слишком показался он одиозен. Это многодневное позорище опустило имидж парламента на самое дно, но, судя по всему, история не окончена — на осень ГПУ обещает десятки новых представлений на снятие с депутатов неприкосновенности. Образ коррупционного притона прирастает к Верховной Раде намертво.
Болотные жители
В отличие от времён Леонида Кучмы и Виктора Ющенко, институционального противостояния по линии «президент — парламент» не наблюдается. Нынешняя ВР — это скорее болото, в котором все со всеми одновременно дружат и враждуют. Яркий пример — поведение радикалов Олега Ляшко, которые сначала изо всех сил чихвостят главного оппонента власти Юлию Тимошенко, потом чихвостят саму власть, а потом отдают голоса за нужные власти законы.
В состоянии болота Рада останется и после возобновления работы осенью. Разговоры о подписании нового коалиционного соглашения и перезагрузке парламента с минимальными потерями, похоже, так и останутся разговорами. Постоянные и ситуативные группы внутри той же фракции БПП скорее найдут общий язык с номинальной оппозицией, чем между собой. А на вопрос о том, существует ли вообще парламентская коалиция и сколько же депутатов в неё входит, так и не найдётся ответа.
Новые представления от Генпрокуратуры актуализируют тему отмены депутатской неприкосновенности как таковой — может, проще один раз изменить Конституцию, чем снимать неприкосновенность с каждого народного депутата отдельно. Рассмотрение нескольких десятков представлений от ГПУ займёт Раду минимум на месяц-полтора, тут уж будет не до реформ. Зато темы пенсий, земли, медицины, Донбасса наверняка спровоцируют отдельные парламентские кризисы. То же касается и кадровых назначений. Например, нынешний состав ЦИК вполне может дотянуть до следующих всеукраинских выборов, ведь на переправе коней не меняют, а тем более объезженных.
Поэтому до бурного законотворчества руки у депутатов опять не дойдут. Да и особого интереса к непосредственной работе у них не будет. История Борислава Розенблата и Максима Полякова показывает, что парламент остаётся очень прибыльным местом. С другой стороны, инкриминируемый Полякову размер взятки в семь с половиной тысяч долларов у бывалых парламентариев вызывает улыбку. В былые годы с такой суммой к приличному депутату постеснялись бы даже подойти. Так что смысла работать и перерабатывать у народных избранников нет, осенью 2014-го, во время выборов, многие из них явно представляли своё будущее в более радужном свете.
Похоже, украинский парламент разработал собственный метод антикризисного управления. Вместо того чтобы решать возникшую проблему, он ждёт, пока появится проблема новая и о старой все позабудут. Такой подход, возможно, устраивает саму Верховную Раду, превратившуюся в вещь в себе, но явно не устраивает страну.
Топ-5 законов, которые положительно повлияют на жизнь страны
О национальном приоритете вступления Украины в НАТО. В начале июня депутаты приняли Закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины о внешнеэкономическом курсе страны», который одним из национальных приоритетов закрепил курс Украины на членство в НАТО. Теперь наше государство будет уделять больше внимания комплексным реформам в сфере безопасности и обороны, чтобы соответствовать стандартам стран — участниц Альянса.
О гуманном отношении к животным. Парламент 257-ю голосами поддержал закон о введении криминальной ответственности за жестокое обращение с животными. Теперь штраф за издевательства над ними увеличился с 9–20 до 200–500 необлагаемых минимумов доходов граждан. А за издевательство над позвоночными животными теперь можно загреметь за решётку на 3 года. Если же в результате таких действий животное погибло, то любоваться небом в клеточку убийца будет от 5 до 8 лет.
Об отмене печатей на документах. В конце марта депутаты приняли закон, отменяющий обязательное использование печатей на документах. Теперь применять в своей деятельности печати компании могут лишь при желании, их отсутствие не станет поводом для признания документов недействительными. При этом вводится административная ответственность за вымогательство государственными органами печатей на официальных бумагах.
Об украинском языке на телевидении. Верховная Рада в конце мая поддержала законопроект о языковых квотах на телевидении. Согласно документу доля передач или фильмов на украинском языке должна быть не меньше 75% с 7:00 до 22:00. Отдельно в законе прописана необходимость трансляции новостей на государственном языке не меньше 75% времени продолжительности всего выпуска. Документ вступит в силу 13 октября 2017 года.
Об упрощении учёбы для детей с особенностями развития. Парламент принял законопроект о развития инклюзивного образования в Украине. Это значит, что теперь обычные общеобразовательные школы не имеют права отказывать в приёме детям с особыми потребностями. Закон позволит таким деткам учиться наравне со всеми непосредственно по месту жительства. Подписанный президентом Петром Порошенко документ вступил в силу 8 июля этого года.
Топ-5 самых странных законопроектов, зарегистрированных в Раде за эту сессию
Добровольно-принудительный гимн. Придерживаясь лучших традиций ура-патриотизма, народный депутат Сергей Каплин в ноябре прошлого года зарегистрировал законопроект, которым предлагает включать в эфирах радиостанций и телеканалов гимн Украины. Дважды в день — по утрам и вечерам. По мнению парламентария, это позволит в сложные для страны времена объединить нацию и усилить любовь к стране.
Парламентская молитва. Перед уходом Верховной Рады на летние каникулы группа депутатов, известных своей религиозностью, зарегистрировала законопроект, не вызвавший в СМИ и социальных сетях ничего, кроме шуток и иронии. Парламентарии предлагают коллегам узаконить коллективное чтение молитвы «Отче наш» каждый раз после открытия пленарных заседаний Верховной Рады.
Рожать всем. В последние годы запрет абортов становится мировой тенденцией. Осенью 2016-го соседнюю Польшу охватили масштабные протесты на этой почве. Теперь отнять право у украинских женщин самостоятельно решать, рожать или нет, предлагают и украинские парламентарии. Депутат Дмитрий Голубов весной зарегистрировал законопроект, в котором говорится, что прерывать беременность можно только из-за медицинских показаний или если ребёнка зачали в результате изнасилования. Его коллеги по Раде к рассмотрению данной инициативы пока не приступили.
Закрыть всё. Депутаты из парламентского Комитета по нацбезопасности в целях защиты информационного пространства страны предложили своим коллегам разрешить Службе безопасности Украины без решения суда блокировать доступ к сайтам с помощью провайдеров. Достаточным основанием для запрета сайта, по мнению депутатов, должно стать решение прокурора или следователя. Критики законопроекта назвали его «диктаторским» и ущемляющим свободу слова в стране. Пока что внести документ в повестку дня парламентарии не смогли.
Просрочил — в тюрьму. Депутат от Радикальной партии Юрий Чижмарь решил бороться с коррупцией по-своему. Он предложил ввести криминальную ответственность за нарушение сроков выдачи документов или предоставления административных услуг. Депутат хочет, чтобы за не вовремя выданный паспорт человеку грозил срок до 3 лет. Чижмарь убеждён, что боязнь попасть за решётку дисциплинирует работников админучреждений и уменьшит коррупционную составляющую в этой сфере.
- Информация о материале
Фірма, яку підозрювали у привласненні грошей «Електроважмашу», отримає від нього ще 100 мільйонів
ДП «Електроважмаш» 5 липня уклало три угоди з ТОВ «Науково-виробниче підприємство «Укрпромвпровадження» про поставку ізоляційного приладдя тощо на загальну суму 100,44 млн грн. Про це повідомляється у системі «Прозорро«.
Замовили склотекстоліту СТЕФ-І, СТЕФ-У, КАСТ-В, СТЕФ-П і СТЕФ-ПВ у середньому по 228 грн./кг на 49,68 млн грн., слюдопластової стрічки, міканіту, слюдопласту і мікастрічок на 46,85 млн грн., а також азбестової гальмової стрічки, азбестової тканини, набики, азбестового шнура і шнура-панчохи на 3,91 млн грн.
Точну кількість окремих виробів і ціни за одиницю не оприлюднили. Договори діятимуть до 22 червня 2018 року.
«НВП «Укрпромвпровадження» належить Тетяні Мельник, Сергію Кошику, росіянину Михайлу Тарасову та Володимиру Капирулі.
Син останнього Михайло Капируля донедавна володів ТОВ «Іст Лоуд Груп», яке теж є постачальником «Електроважмашу». Однак нині цю фірму переоформлено на директора Катерину Варламову з Донецька.
Крім того, раніше Капіруля-молодший був бізнес-партнером по ТОВ «Контракт-Авто» Вячеслава Баталова, засновника ще одного частого підрядника заводу – ТОВ «Маркетінвестгруп». Згодом «Контракт-Авто» переписали на Руслана Пришупу з Чернігова, а зараз засновником є керівник Ігор Целовальников.
Нагадаємо, прокуратура підозрює службових осіб «НВП «Укрпромвпровадження» у привласненні коштів «Електроважмашу» під час закупівель на 47,12 млн грн. Йшлося про товар, який за ланцюгом постачався від фіктивних підприємств. У квітні арешт із рахунків компанії було знято.
Нагадаємо, у червні «Електроважмаш» замовив нинішньому постачальнику ізоляції на 78,48 млн грн.
- Информация о материале
Между партиями Порошенко и Яценюка проблемы, а насчет Рады осталась лишь одна надежда
На протяжении политического сезона Верховная Рада не смогла продемонстрировать эффективную работу и принять необходимые для масштабных реформ законопроекты. Это связано как с отсутствием в бюджете средств, необходимых для финансирования реформ, так и с попыткой власти сохранить старую систему. Оппозиция вместо того, чтобы контролировать работу власти, регистрирует множество законопроектов, которые не имеют смысла и нужны только для пиара их авторов. Последняя надежда общества в отношении ВР - то, что она начнет лучше работать с приближением выборов.
В течение первого полугодия этого года Верховная Рада работала умеренно и в основном принимала законопроекты, которые касаются молодежной, промышленной, бюджетной политики и децентрализации. Ударно Рада работала только в последнюю неделю сессии, когда депутатам удалось в первом чтении принять законопроекты из пакетов медицинской, пенсионной, судебной реформ и закон о Конституционном суде, который должен довольно кардинально реформировать эту структуру. Оппоненты обвиняют президента в попытке монополизировать Конституционный суд. Кроме того, там был спорный пункт о назначении омбудсмена путем открытого голосования, что противоречит установкам Верховного комиссара ООН по правам человека. Ранее Верховная Рада выбирала уполномоченного по правам человека путем тайного голосования. В новую редакцию закона о Конституционном суде внесли норму об избрании омбудсмена путем открытого голосования. Это фактически является признаком усиления политического давления. Ранее депутаты не несли ответственности за личное голосование, зато сейчас это будет очевидным.
Этому способствовали определенные кулуарные договоренности и отсутствие доверия между ключевыми коалиционными фракциями в парламенте - «Народным фронтом» Арсения Яценюка и «Блоком Петра Порошенко». НФ требовал именно такого формата избрания омбудсмена, поскольку ключевой кандидат на эту должность - нардеп от «Народного фронта» Людмила Денисова. Грубо говоря, это делалось, чтобы БПП не предал, не совершил маневр и не назначил своего представителя на должность омбудсмена. Такая внутренняя кухня там имела место.
Однако Верховная Рада не дошла до рассмотрения законопроектов, имеющих отношение к образовательной и земельной реформам. Также на этой сессии не было ни одного законопроекта по избирательной реформе. Нардепы не приняли ни одного законодательного акта, который бы запустил процесс масштабной приватизации в стране.
На самом деле, причины очевидны. На реформу образования нет средств, по подсчетам премьер-министра Владимира Гройсмана, эта сумма составляет $3 миллиарда. Относительно приватизации, то понятно, что транспарентная приватизация перекроет контроль финансовых потоков политическим силам, каждая из которых имеет своего куратора и свой менеджмент на государственных предприятиях.
Относительно избирательной реформы, то понятно, что провластным силам в парламенте она невыгодна. Ибо в любом случае будет акцентироваться внимание на отмене мажоритарной составляющей избирательной системы, а именно провластные партии всегда получают наибольшее количество мандатов благодаря мажоритарной системе.
Наиболее резонансными были законопроекты об интеграции Украины в НАТО и отмене так называемого «закона Савченко», принятие законопроекта о рынке электроэнергии, о едином реестре военнообязанных и тому подобное.
Одним из крупнейших провалов в работе Рады стал кадровый вопрос. Не состоялось ни одного назначения по ключевым постам, которые сегодня в стране являются вакантными. В частности, вакантной остается должность главы Нацбанка - Валерия Гонтарева написала заявление об отставке, но никаких кадровых назначений мы до сих пор не увидели. К тому же уже прошло три года с того момента, как закончился срок полномочий председателя Центральной избирательной комиссии и большинства ее членов. Девять членов Счетной платы, в том числе ее председатель, также не назначены - Верховная Рада в июне объявила повторный конкурс. Интересный момент в том, что права этого органа расширились, вследствие чего происходит кулуарная борьба за контроль над Счетной палатой, поэтому нет никаких назначений.
Остаются вакантными три должности в правительстве - министра здравоохранения (Ульяна Супрун с 1 августа 2016 года временно исполняет обязанности главы Минздрава), министра информационной политики (31 мая 2017 года глава МИП Юрий Стець подал в отставку), министра аграрной политики (23 мая 2017 года глава Минагрополитики и продовольствия Тарас Кутовой подал в отставку).
Не предназначены некоторые члены Конституционного суда. Кроме того, мы знаем, что парламент не назначил аудитора НАБУ.
С одной стороны, понятно: чтобы сделать соответствующие назначения, нужно долго торговаться и проводить сложные переговоры, что достаточно сложно в условиях той конъюнктуры, которая сложилась в парламенте. С другой стороны, вакантность некоторых должностей выгодна президенту, например, в Конституционном суде и ЦИК. Это дает возможность давить на этих людей, держать их на крючке и стимулировать их принимать необходимые президенту решения.
Главным событием сезона стало голосование и дебаты о снятии депутатской неприкосновенности и привлечении к уголовной ответственности депутатов. На самом деле, рассмотрение этого вопроса было достаточно систематическим, а результаты голосования - ожидаемыми. Верховная Рада не могла защитить всех своих коллег и не принять решение (о лишении неприкосновенности) по всем депутатам - это была бы полная дискредитация высшего законодательного органа. С другой стороны, голосование за всех создало бы опасный прецедент для дальнейших чисток в парламенте. Поэтому ни по одному депутату, кроме Михаила Добкина («Оппозиционный блок»), не было принято решения об аресте и задержании. А это ключевой пункт во всем процессе расследования. Если ВР не дает разрешения на задержание и арест, то депутаты могут влиять на свидетелей и выезжать за границу - их ничто не ограничивает.
Очищение парламента - дело нужное. В рамках масштабной борьбы с коррупцией НАБУ показывает свою работу, Генпрокуратура - свою, генпрокурор Юрий Луценко получает свои дивиденды. Но вынесение этих вопросов в саму фабулу рассмотрения ключевых для страны законопроектов было недостаточно удачным из-за того, что отвлекло внимание общественности и политиков, заняло много времени и отвлекло внимание от обсуждения и принятия сверхважных и реформаторских законопроектов - медицинской, образовательной и земельной реформ.
Голосование показало, что в стране назрело решение об упрощении привлечения депутатов к уголовной ответственности. В нынешнем виде это очень сложный и длительный процесс, что ограничивает возможности правоохранительных органов. С другой стороны, возникает вопрос, что делать с депутатской неприкосновенностью. В стране преобладает мнение, что ее вообще нужно отменять - это базовое требование общественности и самих нардепов. Однако практика существования депутатского иммунитета является достаточно распространенной гарантией выполнения депутатских обязательств в развитых странах. Другое дело - объемы этого иммунитета. Например, можно предусмотреть задержание депутата на месте совершения преступления. Можно информировать об этом спикера парламента, как это делается, например, в Финляндии. Можно закрепить индемнитет - депутат не несет ответственности за свои решения и высказывания в парламенте во время выполнения служебных обязанностей. Такого объема депутатской безответственности, как у нас, нет ни в одной развитой стране мира.
Еще один интересный момент, который зафиксировала кампания по снятию депутатской неприкосновенности - сопротивления со стороны Комитета по вопросам Регламента и организации работы Верховной Рады не было лишь в случае рассмотрения представления на снятие неприкосновенности с нардепа Борислава Розенблата. Не было потому, что это дело НАБУ расследовало вместе с детективами ФБР, и там собрали весьма впечатляющую доказательную базу. Безусловно, все материалы, которые продемонстрировали, не вызывали сомнения. Это определенный урок для НАБУ - чтобы без особых препятствий достигать цели, привлекать депутатов к ответственности, нужно создавать огромную доказательную базу. Они имеют такую возможность - сотрудничество с ФБР и Интерполом, а также другими ведущими правоохранительными учреждениями мира.
Сопротивления со стороны Комитета по вопросам Регламента и организации работы Верховной Рады не было лишь в случае рассмотрения представления на снятие неприкосновенности с нардепа Борислава Розенблата. Фото: УНИАН
Подводя итоги политического сезона, следует обратить внимание на работу самого парламента. Статистика здесь удручающая - 45% народных депутатов посетили меньше половины всех пленарных заседаний и проголосовали меньше, чем за половину всех законопроектов. Коэффициент полезного действия нардепов является крайне низким. Также депутаты злоупотребляют своим показательным законотворчеством - с февраля по июль они зарегистрировали 605 законопроектов. Это так называемый законодательный спам - законопроекты, которые являются второстепенными. Следует обратить внимание на существование еще одной проблемы - Верховная Рада не имеет четкой стратегии принятия законодательных актов. Депутаты регистрируют в комитетах все, что пожелают. Большинство законопроектов регистрирует оппозиционный лагерь, чтобы продемонстрировать свою активность и пропиариться. Иногда таким образом депутаты пытаются саботировать работу Рады. Например, к такой тактике прибегла фракция «Батькивщина» - во время обсуждения законопроекта о Конституционном суде они внесли в этот документ десятки правок, чтобы затянуть его рассмотрение и заблокировать его прохождение.
Все это свидетельствует о кризисе парламентаризма в стране и ведет к тому, что, по самым оптимистическим соцопросам, парламенту сегодня доверяют несколько процентов граждан. Сохранение тенденции девальвации доверия к парламенту только углубит кризис парламентаризма. Также не следует надеяться на какие-то инструментальные способы решения этой проблемы - внедрение механизмов дисциплинарной ответственности не изменит ситуацию. Легких путей преодоления этих проблем не существует. Единственное, на что стоит надеяться украинскому обществу, - мобилизация и консолидация провластных сил с приближением предвыборного цикла.
- Информация о материале
Кінець «газових колгоспів»
До недавнього часу облгази старанно заганяли українців у «газові колгоспи» — ситуацію, коли є будинковий облік газу, однак відсутній поквартирний облік.
При цьому місцеві газові монополісти не гребували незаконним встановленням будинкових лічильників на чужій власності — стінах будинку — без будь-якого проекту чи узгодження із власниками. Тих же власників будинків, що вимагали узгоджень та проектів, часто просто відключали від постачання газу, вимагаючи згоди на встановлення газових лічильників.
Ті ж будинки, де було встановлено будинковий лічильник і не було індивідуального, зустрілись із проблемою переплати за газ дисциплінованими споживачами. Адже мешканці, що економили газ платили за себе і за тих, хто обігрівав квартиру від плити або зовсім не слідкував за своїми витратами блакитного палива.
Про економію газу в таких умовах не може бути й мови, адже «колгосп» просто демотивує економити.
При цьому монополісти всіляко знеохочують встановлення індивідуальних лічильників, посилаючись на найрізноманітніші відмовки про те, що індивідуальний облік не передбачений їх інвестпрограмою.
Перешкоди створюються навіть для тих споживачів, що намагались встановити лічильник за свій рахунок. Облгази намагаються їм нав'язати конкретну марку та модель лічильника і всіляко затягують його встановлення.
Одне із останніх повідомлень від НКРЕКП поклало край такій поведінці облгазів. У своїй роз'яснювальній записці регулятор повідомив, що споживач має право за свій власний рахунок придбати та встановити газовий лічильник для своєї квартири.
Право на облік
Якщо здійснює державне регулювання у сфері енергетики та комунальних послуг, кожен побутовий споживач природного газу має право за власний рахунок придбати лічильник газу, обравши його тип та марку.
Зазначається що нав'язування оператором газоразподільних мереж споживачеві блакитного палива лічильника певного марки та типу є порушенням ліцензійних умов.
Для встановлення лічильника за всласні кошти споживачеві потрібно зробити декілька кроків.
По-перше, звернутись до оператора газорозподільної системи (ГРМ) та узгодити порядок таких дій як видача технічних умов, погодження проекту тощо.
По-друге, фізичне встановлення лічильника. Може бути здійснене будь-яким підприємством, яке має право на виконання таких робіт.
По-третє, після того, як роботи із встановлення лічильника газу були завершені, споживачеві необхідно звернутися до оператора ГРМ для проведення первинного обстеження вузла обліку, ввести лічильник газу в експлуатацію та здійснити його опломбування.
Розміри і типи
В Україні побутовому споживачеві доступні побутові лічильники газу мембранного або роторного типорозміру 1.6, 2.5, 4, 6, 10 (типорозмір означає номінальну пропускну здатність лічильника).
Підбір типорозміру лічильника проводиться на етапі проектування в залежності від витрат газу встановленого (або такого, що проектується) газового обладнання. Інформація щодо витрат газу вказується в паспорті та залежить від потужності кожного газового приладу.
Наприклад, газові плити, залежності від моделі мають витрату газу 1,2 - 1,5 куб м/год. Газові проточні водонагрівачі (колонки) – 1,5-3 куб м/год. Опалювальні прилади, в залежності від теплової потужності, від 0,9 до 6 куб м/год.
- Информация о материале
Найдут и посадят. Когда и как накажут виновных в гибели рейса MH17
Накануне третьей годовщины со дня трагедии родственники погибших установили напротив посольства России в Гааге скамейку с мемориальной доской, где по-английски написано: «Ждём ответственности и полной ясности. Светлой памяти пассажиров и экипажа MalaysiaAirlines MH17 17 июля 2014». И ниже по-русски: «Человечность выше политики». Увы, гипотеза насчёт человечности остаётся недоказанной. К людям, прождавшим на скамейке хоть какой-то реакции, из посольства никто не вышел. Проигнорировать решения суда, который состоится, как договорились страны, чьи граждане стали жертвами, в Нидерландах по местному законодательству, будет сложнее.
«Чёрный лебедь»
17 июля 2014 года очень показательный во многих отношениях день для Владимира Путина. Он встретил его в Бразилии, где прошёл саммит БРИКС — помните, была несколько лет назад идея-фикс у российского руководства создать и возглавить альтернативный глобальный союз из России, Китая, Бразилии, Индии и примкнувшей к ним ЮАР? Три года спустя даже следа не осталось от тех нездоровых фантазий. А тогда российский президент был уверен в себе и дерзок. Путин на итоговой пресс-конференции попенял США на непрофессиональную внешнюю политику, всюду порождающую проблемы, в том числе и в Украине. Всё должно решаться на основе права, иначе, витийствовал глава Кремля, кровь солдат и слёзы матерей, вдов и сирот окажутся на руках тех, кто отказался от этого принципа.
На пресс-конференции в Бразилии произошёл эпизод, который задним числом воспринимается символично, если не зловеще. Путину задали вопрос о катастрофе в московском метро 15 июля. Тот вспомнил своё юридическое образование и, помимо прочего, сказал: «Ответственность всегда персонифицированная. Есть классический хороший пример из уголовного права, называется «трагедия на охоте». Когда два стрелка стреляют в куст, полагая, что там дичь, и случайно убивают человека. Поскольку экспертиза не могла установить, кто именно, оба освобождаются от ответственности». Что дёрнуло президента рассуждать о «трагедии на охоте» и вопросе ответственности, попробуй сейчас догадайся. Но спустя какое-то время после того, как в 16:20 по местному времени был сбит боинг, президенту России сообщили о настоящей трагедии «на охоте». Он в это время находился, очевидно, на борту самолёта где-то над Атлантикой, возвращаясь в Москву.
И по тому, каким подавленным Путин выглядел на срочно созванном после полуночи «совещании по экономике», и по тому, что с этого явно придуманного совещания была организована чрезвычайная прямая трансляция его заявления о сбитом самолёте, да и по тому, что вообще президент России зачем-то кинулся комментировать катастрофу, произошедшую в небе соседнего государства, можно судить, насколько неожиданным и тяжёлым ударом оказалось произошедшее для Кремля.
Из находившихся на борту боинга 283 пассажиров и 15 членов экипажа никто не принадлежал к какой-либо из сторон войны, развернувшейся на земле, куда рухнул самолёт. Большей частью жертвами стали граждане Западной Европы — 193 подданных Нидерландов, десять подданных Великобритании, четверо немцев и столько же бельгийцев. Кроме того, погибли граждане Малайзии (43 человека), Австралии (27), Индонезии (12), Филиппин (трое), один канадец и один новозеландец. У двоих погибших было двойное гражданство, и задетыми оказались также ЮАР и США. Всего двенадцать стран были внезапно непосредственно задеты этим массовым убийством. Путину было из-за чего побледнеть.
Опасный зазор
Риторическая реакция на гибель MH17 поначалу действительно была жёсткая, высказались все ведущие международные организации, лидеры стран, чьи граждане погибли, 21 июля Совбез ООН принял резолюцию, призвавшую к всестороннему расследованию и наказанию виновных. При этом никто не сомневался в том, кто несёт ответственность за происшедшее. Казалось, наметился психологический перелом в отношении мира к тому, что творит Россия, и будут предприняты шаги, которые позволят её остановить.
Увы, этого не случилось. Более того, неспособность международного сообщества адекватно — быстро, решительно и убедительно — среагировать на трагедию окончательно развязала руки Кремлю, и спустя месяц последовало открытое вторжение в Донбасс. Слабость Запада словно провоцировала Россию дёргать его за хвост и усы, устраивая информационные и хакерские набеги на внутреннее политическое пространство ведущих стран НАТО. В зазор между преступлением и наказанием вошло много других злодеяний, инициированных кремлёвским руководством, жертвами которых стали тысячи людей.
В то же время уверенность обнаглевшего Кремля в безнаказанности была преждевременной. Запущенная юридическая машина набрала неумолимые обороты. Объединённая следственная группа (JIT), куда вошли представители пяти наиболее пострадавших стран — Нидерландов, Малайзии, Австралии и Бельгии, а также специалисты из Украины, работает для внешнего наблюдателя мучительно медленно. Первый доклад был обнародован лишь 28 сентября 2016 года, и он касался исключительно технического анализа трагедии. Все ждут скорых разоблачительных результатов, но тщательность и основательность работы следователей — залог успеха обвинителей в суде и гарантия, что никто не уйдёт ненаказанным.
Кстати, подобный зазор сейчас существует и в деле о вмешательстве России в президентскую кампанию в США. Комиссия Боба Мюллера и сенатские комитеты окончательно сформулируют свои выводы ещё очень нескоро, возможно, даже не через год. Это вовсе не означает, что русским всё сойдет с рук, как раз наоборот. Выводы следствия ещё раз вернут всех назад к обстоятельствам преступления, и наказание последует уже на новом международном фоне и в иной внутренней ситуации в России, наверняка более сложной, чем на момент криминального акта.
Уже скоро
Если первый доклад JIT приводил доказательства того, что боинг был сбит ракетой 9М38 ЗРК «Бук», а сам комплекс, принадлежащий российской 53-й зенитно-ракетной бригаде, специально перебрасывался через российско-украинскую границу, а затем обратно, то следующие выводы, которыми обещало поделиться следствие, должны касаться непосредственно участников этой операции — по сути, будущих обвиняемых. Ещё в прошлом году генеральный прокурор Нидерландов Фред Вестербеке заявил, что следователям известны личности около ста подозреваемых. Завершение этой работы будет означать переход к новой, судебной стадии разбирательства.
О том, что это произойдёт уже достаточно быстро, заявил, например, Тйибба Йостр, возглавляющий расследование Совета по безопасности полётов Нидерландов: «Я не думаю, что кто-то в ближайшее время отправится в тюрьму, но думаю, что правда скоро станет известна». Такие же надежды выразил ещё один инсайдер — министр транспорта Малайзии Лиоу Тионг Лай во время мемориальной службы по погибшим в рейсе MH17 соотечественникам: «Надеемся, что к концу года или в начале следующего мы сможем принять решение о том, кого мы действительно можем привлечь к судебной ответственности».
Об этом же свидетельствует решение, принятое 5 июля Объединённой следственной группой, передать дело в суд Нидерландов. Создание международного трибунала потребовало бы дополнительных организационных и финансовых усилий от стран, заинтересованных в процессе, и затянулось бы по времени. А суд Нидерландов как страны, потерявшей наибольшее количество граждан, может приступить к рассмотрению дела сразу, не откладывая. Высокая репутация правовой системы этой страны не подвергается сомнению международным сообществом, а Россия будет ставить под сомнение решение любой судебной инстанции: 29 июля 2015 года она наложила вето на резолюцию Совета безопасности ООН о создании международного трибунала по делу о гибели пассажирского боинга в небе над Донбассом.
Тень. Журнал Time вышел с этой обложкой в июле 2014-го. «Запад проигрывает опасную путинскую игру» — написано под словами «Холодная война II»
Кто сядет?
Это самый сложный вопрос во всём деле. Использование штатного армейского зенитно-ракетного комплекса на территории другой страны подразумевает, что приказы отдавались по военной вертикали, которая замыкается на министре обороны Сергее Шойгу и главнокомандующем Владимире Путине. Кто бы непосредственно ни нажимал кнопку пуска, он так или иначе действовал по приказу сверху.
Прецедентом считается теракт над Локерби, когда агенты ливийских спецслужб 21 декабря 1988 года взорвали над Шотландией пассажирский боинг компании Pan American. Погибло 270 человек. Расследование вели ФБР и шотландская полиция, оно заняло три года. В 1999 году лидер Ливии Муаммар Каддафи согласился выдать двух подозреваемых шотландскому суду. В 2003 году Ливия выплатила по десять миллионов долларов семьям погибших в обмен на снятие со страны экономических санкций. Никто из высшего руководства Ливии за содеянное не ответил.
На выдачу исполнителей Кремль вряд ли пойдёт, чтобы они не наговорили лишнего. Про организаторов и речи быть не может: уже сейчас на всех углах российская пропаганда называет расследование политически ангажированным. Но, отказавшись от сотрудничества с судом, Россия нарушит международные обязательства и попадёт под новые санкции. Возможно, как в ливийском случае, проблему частично попытаются решить за счёт материальных компенсаций семьям жертв, но не факт, потому что это означало бы частичное признание своей вины.
Не исключено, что кое-кто из подозреваемых необъяснимо пропадёт из виду. Так, 10 мая 2017 года в Москве был арестован якобы за незаконное хранение оружия полковник Главного управления Генштаба ВС РФ (прежде ГРУ) Василий Геранин. Геранин фигурировал на одной из записей радиоперехвата СБУ 17 июля, когда ему отчитывался о сбитом самолёте Игорь Безлер, один из командиров сепаратистов. Информация об аресте Геранина была вычищена задним числом с сайтов, её разместивших, но её успели заметить и зафиксировать волонтёры из международного разведывательного сообщества Inform Napalm.
Можно не сомневаться в одном: решение суда по делу о сбитом боинге повиснет над Россией как дамоклов меч, и его острие будет больно ощущаться всякий раз, когда эта слетевшая с катушек страна решит в очередной раз «встать с колен». Уйти от ответа не выйдет, не тот случай.
- Информация о материале
Страница 242 из 2102
