Главная
Иллюзия анонимности. Можно ли сохранить тайну личности в цифровом веке
В августе 2016 года правительство Австралии опубликовало «анонимизированный» набор данных, включающий медицинские платежные записи, в том числе рецепты и учет операций, почти трех миллионов человек.
Имена и другие идентификационные характеристики из записей были удалены ради защиты конфиденциальности, но эта мера оказалась не очень эффективной. Исследователи из Мельбурнского университета вскоре обнаружили, что установить личности людей без их согласия и узнать всю историю болезней довольно легко. Они просто сопоставили имеющиеся данные с другими общедоступными сведеньями: сообщениями о рождении детей у знаменитостей или проведении операций у спортсменов.
Власти убрали данные со своего сайта, но к тому моменту интернет-пользователи успели скачать их 1500 раз.
По хлебным крошкам
Этот кошмар для частной жизни служит одним из многих примеров, когда личности людей восстанавливаются по безобидным «деидентифицированным» фрагментам информации. И ситуация отнюдь не улучшается. Ведь все больше времени мы проводим в Интернете, разбрасывая цифровые «хлебные крошки», по которым нас можно выследить.
В 2017-м году немецкие ученые смогли идентифицировать людей по их «анонимным» действиям в браузере. Ранее в этом месяце исследователи из Университетского колледжа Лондона продемонстрировали, что могут определять отдельных пользователей Twitter, руководствуясь метаданными, связанными с их твитами. Фитнес-приложение Polar раскрыло адреса домов, а в некоторых случаях имена солдат и шпионов.
«Приятно делать вид, что восстановить личности людей трудно, но это легко. То, что мы сделали, по силам любому первокурснику, изучающему теорию анализа и обработки данных», – сказала Ванесса Тиг, один из исследователей Мельбурнского университета.
И ведь проблема отнюдь не нова. Австралийские власти в упомянутом случае фактически прошли по тому же пути, что и комиссия по коллективному страхованию штата Массачусетс еще в 1996-м году. Тогда она опубликовала «анонимизированные» данные о посещении больниц госслужащими. Очевидные идентификаторы, вроде имен, адресов и номеров социального страхования были удалены, а губернатор Ульям Уэлд заверил общественность: конфиденциальность пациентов защищена.
Можно делать вид, что раскрыть тайну личности сложно, но это не так
Латания Суини, которая изучала компьютерные науки, а затем стала главным специалистом по технологиям в Федеральной торговой комиссии, показала, что он глубоко заблуждался. Она нашла медицинские данные самого губернатора. Для этого Суини использовала почтовый индекс и дату рождения Уэлда, взятые из списка избирателей, и знание о том, что он посещал больницу в определенный день после того, как ему поплохело во время публичной церемонии. Полученные сведенья она отправила в офис Уэлда.
Позднее Суини показала, что 87% населения Соединенных Штатов могут быть однозначно идентифицированы по их дате рождения, полу и пятизначному почтовому индексу.
Скажи мне, где ты, и я скажу, кто ты
С развитием технологий возросли и возможности по установлению личности. Так, 5 лет назад специалист по компьютерной защите Ив-Александр де Монтджой продемонстрировал, что людей можно идентифицировать по поведенческим закономерностям, выявленным на основе данных о местоположении мобильных телефонов.
В течение 15 месяцев он анализировал базу данных, содержащую информацию о приблизительном местоположении 1,5 миллионов аппаратов, определенном по сотовым вышкам. В итоге он выяснил, что личности до 95% владельцев телефонов можно установить по четырем единицам наблюдения, связанным с местом и временем. Примерно в 50% случаев хватит и двух единиц.
Причем, получить их не так уж сложно. Достаточно общедоступной информации о домашнем и рабочем адресе и постов в Twitter, сопровожденных геометками.
«Данные о местоположении – как отпечаток пальца. Это часть информации, которая, вероятно, будет существовать в широком диапазоне наборов данных и потенциально может использоваться как глобальный идентификатор», – говорит де Монтджой.
Если дело касается работающих людей, то это просто мечта сталкера.
«Вы передвигаетесь между домом и работой по довольно простым схемам. Обычно человек живет по адресу A и работает по адресу B», – рассказывает Анна Джонстон, директор консалтинговой компании Salinger Privacy.
Данные о местоположении – это как отпечатки пальцев
Данные о местоположении могут порождать и другие риски. Например, публичная карта, опубликованная фитнес-приложением Strava, непреднамеренно создала угрозу национальной безопасности, поскольку выдала локации и перемещения служащих секретных военных баз.
Карты на стол
В 2015 году де Монтджой показал, что можно выловить владельца кредитной карты из моря «анонимизированных» оплат, просто зная некоторое количество покупок, совершенных этим человеком.
Вооружившись только названиями и расположением магазинов, в которых осуществлялись приобретения, а также приблизительными датами и суммами платежей, де Монтджой смог определить личности 94% людей, просмотрев только три транзакции.
Как видно, примеров того, что невозможно анонимизировать данные уровня единичной записи (отдельных лиц), вне зависимости от того, насколько они отредактированы, хватает.
«Возможно, раньше это работало, но больше нет», – подчеркивает де Монтджой.
В руках человека имеется крайне мало инструментов, чтобы защитить себя от вторжения в частную жизнь. Можно уменьшить личную «дорожку из хлебных крошек», платя только наличными и выбросив мобильный телефон, но это не особо практично.
«Если вы хотите быть активным членом общества, у вас нет возможности ограничить объем данных, который высасываются из вас, до ощутимого уровня», — считает специалист по безопасности Крис Викери.
На фоне того, что людей так просто идентифицировать, обещания компаний не передавать личную информацию бессмысленны, а осознанный выбор о предоставлении информированного согласия является сложной задачей. Более того, существуют фирмы, которые специализируются на объединении сведений о пользователях из разных источников для создания виртуальных досье и применения глубинного анализа данных для различных форм влияния.
«Все сводится к хорошему регулированию и надлежащему исполнению», – говорит де Монтджой, добавляя, что европейский Общий регламент защиты данных – это «шаг в правильном направлении».
«Одним из недостатков законодательства о конфиденциальности является то, что оно возлагает слишком большую ответственность на потребителей в условиях, когда они недостаточно хорошо разбираются в рисках, – считает Джонстон. – Гораздо большую юридическую ответственность следует возложить на хранителей данных (правительство, исследователей и компании)».
Де Монтджой остается оптимистом.
«Конфиденциальность не умерла, – полагает он. – Она нужна нам, и мы ее добьемся».
- Информация о материале
Вперед и вверх
Как выглядит путь Украины в семью успешных европейских стран? Можно представлять его себе как автобан с идеальным дорожным покрытием, мощными фонарями и дружественными инспекторами движения на обочине.
Подавляющее большинство нас именно так и делало, хотя на самом деле долгие годы мы не двигались по этому пути вперед, а кружили по кругу. И точно не по европейскому автобану, а по бездорожью «русского мира».
Намного реалистичнее воспринимать этот путь как лестницу, где каждая новая ступенька выше предыдущей. А значит, каждую последующую преодолевать сложнее. Но главная проблема для нас не в том, что сложность постоянно повышается. А в том, чтобы не оглядываться то и дело назад и не сползать вниз, теряя исторические шансы. Иначе говоря, проблема в том, чтобы сделать путь к западной цивилизации необратимым. Не подлежащим ревизии и не предполагающим лицемерных модальностей. Чтобы идти вперед и вверх.
20-й саммит Украина—ЕС и саммит НАТО, состоявшиеся на прошлой неделе в Брюсселе, имели в Украине значительно меньший резонанс, чем история с наказанием хорватских футболистов за лозунг «Слава Украине!» и кампания по обрушению рейтинга страницы FIFA в Facebook. Политическим достижениям сложно конкурировать с футбольными победами за внимание широкой массы, особенно если под политикой понимать не селфи со скотом или покупку нижнего белья, а кропотливую и системную работу. И значение этих саммитов трудно переоценить. Потому что на них Украине удалось преодолеть, по меньшей мере, три ступеньки на пути в Европу. Не такие яркие и понятные, как предоставление безвиза. Но такие, которые будут иметь значительное влияние на будущее отношений Украины и Запада. А следовательно — и на будущее Украины.
Недвусмысленная оценка действий России
В Украине должной оценкой российской агрессии никого не удивишь. Но если смотреть с геополитической перспективы, все не так легко и однозначно. Со времен Евромайдана и начала российской агрессии Кремль задействовал огромные ресурсы, чтобы заблокировать поддержку Украины Западом и разорвать политическую связь Украины с ЕС и НАТО. Трудно даже представить, сколько денег, медийных и политических ресурсов задействовала Россия для реализации этой стратегии. Кибератаки и вмешательство в избирательные процессы, пропаганда в медиа и поддержка политических сил с нужной повесткой дня, спецоперации в информационном пространстве Украины, Европы и США. Гибридная война России против Украины была и есть не только частью войны против всего западного мира, а наиболее дерзким ее направлением — этаким кейсом, который должен был доказать несостоятельность западных ценностей, слабость и хрупкость западной политической организации.
На протяжении последних лет не раз нам казалось, что эта гибридная стратегия действует. Призывы ослабить или вообще отменить санкции из уст отдельных европейских политиков, оскорбительно-некорректное слово «конфликт» для обозначения российской агрессии на Востоке Украины, блокирование ратификации Соглашения об ассоциации со стороны нидерландских политиков и попытки блокировать интеграцию Украины в НАТО со стороны Венгрии… Каждый из этих фактов использовался кремлевской пропагандой и реваншистскими политическими силами в Украине как «доказательство» отстранения Запада от Украины, как очередная «зрада» — с целью взлелеять разочарование европейским выбором и подготовить почву для изменения курса государства.
Но принятые в Брюсселе итоговые декларации двух мощных саммитов, как минимум, усложнили дальнейшую реализацию этой стратегии. В декларациях были в который раз подтверждены и зафиксированы ключевые тезисы о поддержке Украины и осуждении действий России. Российская агрессия была названа агрессией, аннексия Крыма — аннексией. Итоговая декларация саммита Украина — ЕС зафиксировала нарушение прав человека в Крыму и впервые в нее были включены фамилии украинских политзаключенных — заложников путинского режима. ЕС указал на ответственность России за выполнение Минских договоренностей и документально подтвердил, что санкции относительно России будут действовать вплоть до полного выполнения этих договоренностей. Отдельным пунктом Россию призвали взять на себя ответственность за сбитый самолет рейса MH17. Откровенной была и декларация НАТО: действия России в ней расценены как агрессивные и «подрывающие евроатлантическую безопасность и международный порядок, основанный на правилах», а свободная и сильная Украина признана «ключевой для евроатлантической безопасности».
Таким образом, Запад остался на принципиальных, ценностных позициях в оценке действий России — без намека на какие-либо компромиссы, модальности и возможности двузначных толкований. Условная «партия умиротворения агрессора», которая становилась все более влиятельной в Европе на протяжении последних двух лет, отступила. Очевидно, это не окончательное ее поражение. Но все же ощутимое.
Наиболее ярко это проявилось в формулировках относительно интеграционных перспектив Украины. Еще накануне саммитов казалось, что откровенная позиция Венгрии и скрытая позиция еще нескольких европейских стран относительно блокирования европейских и евроатлантических устремлений Украины снова загонит ситуацию в тупик, как это было во время прошлогоднего саммита Украина—ЕС. Но сопротивление «украиноскептиков» удалось преодолеть. В итоговой декларации ЕС подтвердил европейские устремления и приветствовал европейский выбор Украины. Евроатлантические стремления были подтверждены в итоговой резолюции саммита НАТО. Оба саммита показали, что в вопросе евроатлантических устремлений Украины Запад способен к консолидации — несмотря на расхождения и кризисные процессы в отношениях между партнерами.
Прекратятся ли в результате этих решений гибридные атаки Кремля на Украину, в том числе на ее ценностное единство с Западом? Нет. Именно поэтому не следует расслабляться ни Украине, ни ее друзьям на Западе. Вместе с тем итоги саммитов в Брюсселе доказали: геополитическая цена, которую должен платить Кремль за реализацию своей стратегии относительно Украины, оказалась выше, чем он рассчитывал.
Оценка украинских реформ
Наверное, впервые итоговая декларация саммита Украина—ЕС содержит такой полный и впечатляющий список того, что было сделано, да еще и с особым упором на прогресс, достигнутый с момента прошлогоднего саммита. Децентрализация и государственное управление, госзакупки и охрана окружающей среды, прозрачность государственных предприятий и закон о нацбезопасности, начало реформирования систем здравоохранения и пенсионного обеспечения — все эти и другие реформы отражены в итоговом документе.
На первый взгляд, простой перечень реформ выглядит как техническое соответствие дипломатическому стандарту и не дает Украине ничего, кроме констатации факта. Но не все так просто.
Во-первых, этот перечень фиксирует широкий масштаб трансформации Украины, которая охватывает реформы по всему фронту. Во-вторых, документ легитимирует реформы в глазах международных организаций и инвесторов, подтверждает соответствие реформаторского курса задачам европейской интеграции. Наконец, документ фиксирует темп преобразований. Как известно, абсолютному большинству украинцев он кажется медленным. Но европейцев он действительно поражает. В частных разговорах европейские политики уже давно признают, что такого масштабного реформирования, да еще в условиях войны, они еще не видели. Именно поэтому в декларации делается акцент на недопустимости снижения темпа, в том числе в течение будущего предвыборного периода. Это важное предостережение против блокирования или замедления реформ, необходимых для эффективной евроинтеграции, которое, к сожалению, вполне возможно уже в следующем политическом сезоне. Ведь политические силы начнут отчаянную борьбу за будущие голоса избирателей, а градус популизма будет зашкаливать.
Зеленый свет для механизма секторальной евроинтеграции
Накануне саммита украинская сторона предложила Евросоюзу механизм интеграции в нескольких приоритетных направлениях: энергетический и цифровой рынки, таможенная сфера, а также юстиция, свобода и безопасность. Механизм похож на тот, который применялся во время выполнения требований для предоставления безвизового режима. Он должен конкретизировать перечень решений, которые Украине следует принять, предусматривать общую работу учреждений Киева и Брюсселя над разработкой этого перечня и мониторингом выполнения требований. Будет содержать он и конечную цель — присоединение к тем или иным секторальным соглашениям и конвенциям ЕС. Например, интеграцию в европейский энергорынок и единый цифровой рынок Евросоюза де-факто. После политического одобрения на саммите органы ассоциации должны разработать, согласовать и окончательно одобрить этот механизм. Так что же он дает Украине?
Во-первых, он позволит нам двигаться по пути секторальной интеграции, имея реальную дорожную карту реформ и решений. Во-вторых, он предполагает взаимные политические обязательства и вместе с тем четкие процедуры с обеих сторон, которые обеспечат выполнение этих обязательств. В-третьих, такой механизм станет своеобразной страховкой от политических колебаний относительно евроинтеграции Украины — как в самой Украине, так и в ЕС. Дорожную карту с четким перечнем решений, сроков и четкой конечной целью сложно отменить и игнорировать, а произвольно толковать вообще невозможно. При таком подходе европейцы не смогут по тем или иным политическим соображениям увеличивать объем мер, необходимых для достижения конечной цели. А украинские политики не смогут изобретать аргументы для уклонения, бездеятельности и самоуспокоения. В-четвертых, четкие цели и понятные преимущества от де-факто интеграции. В-пятых, успешное воплощение этих механизмов может стать основой для распространения их на другие секторы интеграции.
Наконец, такой механизм позволит нам достичь большего (доступ к рынкам, синхронизация процедур, лучшая защита от различных угроз), не выходя за пределы правового поля Соглашения об ассоциации (через обновление приложений к соглашению) и не требуя от европейцев подписания каких-то новых документов, которые в текущей атмосфере европейской политики могут стать раздражающими для избирателя, а следовательно — проблемными для политиков.
Но главное в том, что политическое одобрение разработки механизма секторальной интеграции на 20-м, юбилейном, саммите в Брюсселе фактически создает возможности для процедурной основы необратимости евроинтеграционных реформ. Ведь он предусматривает разработку взаимных обязательств относительно воплощения конкретных мер, независимо от того, какие политические силы находятся у руководства законодательной или исполнительной власти.
Именно непрерывность и преемственность курса на европейскую и евроатлантическую интеграцию — наибольшая надежда и наибольшая проблема украинского политического настоящего. Надежда — потому что европейская и евроатлантическая интеграция является, возможно, и не стопроцентной, но единственной реальной альтернативой возврату под зонтик «русского мира». Проблема — потому что в случае замедления, остановки или разворота этого процесса другого шанса реализовать цивилизационный выбор украинского народа у нас может и не быть. А риск торможения остается, ведь такая остановка и даже такой разворот до сих пор пребывают в повестке дня ряда политических сил в Украине.
Мы сделали большой шаг в направлении необратимости евроинтеграционных процессов. Но, конечно же, недостаточный.
Насущной необходимостью для Украины является всеобъемлющий политический консенсус относительно евроинтеграции. Вывод ее за скобки каких-либо политических конфликтов и противостояний. Я еще раз в этом убедилась на этапе подготовки к саммитам. Ведь перечисленные выше достижения были бы невозможными без общей работы и скоординированных усилий президента, правительства и Верховной Рады, отдельных министерств и должностных лиц. Я уверена, что только такой консенсус будет способствовать стремительному развитию Украины. Надеюсь, что этот консенсус будет сохранен — как в исполнительной власти, так и в высшем законодательном органе.
Показателем способности отечественных политиков к такому консенсусу должна стать не только практика зеленого света для евроинтеграционных проектов (благодаря этой практике, напомню, стало возможным предоставление безвизового режима с ЕС), но и более серьезный и значимый шаг — преобразование устремления Украины в ЕС и НАТО в норму действующей Конституции Украины. Это может и должно стать задачей Рады на ближайший политический сезон, экзаменом на способность политиков думать как государственные деятели — не перспективой следующих выборов, а перспективой следующих поколений.
Мы должны хорошо осознать сигнал, который нам дал Запад на саммитах в Брюсселе. Запад признал наши устремления стать полноправной частью свободного мира. На это решение не имеет права влиять никакая третья сторона. Теперь мяч на нашей стороне. Будем ли мы с этим мячом одерживать победу за победой, играя на поле евроинтеграции как команда? Будем ли отфутболивать его, перекладывая друг на друга ответственность за будущее Украины? Ответы на эти вопросы зависят исключительно от нас. Но мы должны помнить, что движение вперед и вверх требует незаурядных усилий, выдержки и мотивации.
- Информация о материале
«УЗ» дозволила «прокладкам» з кримінальним шлейфом розіграти на запчастинах чергові 45 мільйонів
Філія «Панютинський вагоноремонтний завод» ПАТ «Укрзалізниця» (Лозова, Харківська обл.) в червні уклала угоду з ТОВ «Стар Пак Груп» на постачання запасних частин до вантажних вагонів на 45,33 млн грн.
Про це пише »Залізниця без корупції» з посиланням на дані системи «Прозорро».
Замовник об’єднав комплектуючі автозчепних пристроїв вагонів від різних виробників в один лот.
Єдиним конкурентом переможця ТОВ «Компанія Віс Груп Плюс», яке виставило ідентичну ціну. Під час торгів фірми свої пропозиції не знижували, а «Стар Пак Груп» стала переможцем завдяки раніше завантаженій до «Прозорро» тендерній документації.
«Компанія Віс Груп Плюс» традиційний спаринг-партнер «Стар Пак Груп» і постійно пропонує схожу ціну, але пограє через більш пізню подачу документів.
У порівнянні з попередніми закупівлями, вартість згаданих комплектуючих за півроку подорожчала на 16%.
«Стар Парк Груп» почала приймати участь в тендерах з початку 2018 року. При цьому фірма є фігурантом кримінальної справи правоохоронців про розкрадання коштів на постачанні запчастин залізниці.
Минулого року всі тендери на постачання аналогічних комплектуючих для підприємств «УЗ» на суму близько 400 млн грн. розігрували ТОВ «Українська машинобудівельна техніка», ТОВ «Українська великовантажна техніка» та ТОВ «Технорейлгруп». При цьому «Дніпродзержинський сталеварний завод» на тендерах залізниці пропонував ціни на 45% нижче від згаданих посередників, але був дискваліфікований замовником з формальних підстав.
В 2017 році поліція не знайшла за місцем реєстрації в Сумах «Українська машинобудівельна техніка», також не було знайдено ознак реального існування фірми. яку правоохоронці охарактеризували як фіктивну. Пізніше Служба безпеки України провела ряд розшукових дій та виявила підпільний цех з виробництва запчастин до вантажних вагонів, які виготовлялися з порушенням технологій або в результаті часткового відновлення непридатних б/в запчастин. Пізніше ці запчастини були реалізовані «УЗ» для збирання нових вантажних вагонів.
Після відкриття кримінальних справ всі три компанії зникають з тендерів «УЗ». А під час обшуків в офісному приміщенні в Кам’янському (Дніпропетровська обл.) разом з документами ТОВ «Українська великовантажна техніка» та ТОВ «Технорейлгруп» були знайдені і документи «Стар Пак Груп».
Фірма зареєстрована в Дніпрі в листопаді 2016 року, за адресою масової реєстрації – пр-т Слобожанський, 29, оф №225. Згідно з довідкою про наявність працівників, персонал «Стар Пак Груп» складається з чотирьох людей, враховуючи її засновника та директора Костянтина Кольцова. З обладнання у фірми – офісні меблі і комп’ютерна техніка.
«Стар Пак Груп» 14 разів брала участь в державних тендерах і щоразу виходила з них переможцем. Всі контракти було підписано виключно з «Панютинським вагоноремонтним заводом», загальна їх сума вже перевищує 97 млн грн.
- Информация о материале
Законопроект «Маски-шоу стоп-2»: бизнес указал на слабость новых инструментов
Плодимые Министерством юстиции законопроекты о защите бизнеса от произвола силовых структур, известные в народе как «маски-шоу стоп», не решают принципиальные моменты проблемы, поэтому остаются неэффективными. Об этом заявили представители бизнеса во время обсуждения в Федерации работодателей Украины новых законодательных инициатив правительства.
В частности, по мнению заместителя главы ФРУ Владимира Цыбульского, представители правоохранительных органов, особенно, ГПУ и СБУ, имеют немалые возможности, чтобы блокировать работу успешных предприятий. Особой любовью у силовиков пользуется ст. 212 Уголовного Кодекса (Уклонение от уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей). Именно по ней возбуждается большинство фейковых уголовных производств, гарантированно дающих право «кошмарить» бизнес.
Но самое главное, как считает Владимир Цыбульский, никто из правоохранителей не несет ответственности за свои неправомерные действия.
«Силовики на две недели через суд арестовали счета крупного агрохолдинга. От такого шага он несет убытки свыше 90 миллионов долларов США. Потом выясняется, что никаких нарушений нет. Уголовное дело закрывается, но за нанесенный ущерб никто ответственности не несет, даже дисциплинарной, я уже не говорю о возврате потерянных средств», – констатирует замглавы ФРУ.
Присутствующая на заседании заместитель министра юстиции Елена Сукманова согласилась, что после принятия закона «Маски-шоу стоп-1», работа органов следствия кардинально не изменилась. По-прежнему, досудебное расследование начинается, как правило, с обысков. Именно там, а не на основе заранее собранных материалов, пытаются найти обоснование подозрению в совершении преступления. Во многих областях, в том числе и Киеве, фиксация обысков с помощью технических средств используется только в редких случаях. По прежнему, изымают компьютерную технику и финансовую документацию, чем парализуют деятельность бизнес-структур.
«К сожалению, и следственные судьи не особо вникают в суть представляемых органами следствия ходатайств, и принимают определения даже при отсутствии авторов ходатайств», - отмечает Елена Сукманова.
И все же, замминистра называет новый законопроект № 8490 »О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по совершенствованию обеспечения соблюдения прав участников уголовного судопроизводства и других лиц правоохранительными органами при осуществлении досудебного расследования» шагом вперед.
Преимуществом нового законопроекта, который уже назвали «Маски-шоу стоп-2», она считает предоставленную возможность участникам уголовного производства заявлять ходатайства следователю, прокурору о закрытии уголовного производства, если:
- существует не отмененное постановление следователя, прокурора о прекращении уголовного производства;
- вступление в силу закона, которым отменена уголовная ответственность за деяние, совершенное лицом или относительно налоговых обязательств лица, совершившего действия, предусмотренные статьей 212 УК;
- достижение налогового компромисса.
В случае отказа в удовлетворении ходатайства, лицо может обратиться с жалобой к следственному судье. При этом предусмотрено, что решение следственного судьи об отказе в удовлетворении соответствующей жалобы может быть обжаловано в апелляционном порядке.
Через суд также можно закрыть уголовное производство, если истекли сроки досудебного расследования.
Но основное достижение данного законопроекта – это введение в Уголовный процессуальный кодекс нормы о том, что в отношении следователей и прокуроров, не желающих закрывать уголовное производство, в котором отсутствует состав и факт уголовного правонарушения, может быть проведено служебное и дисциплинарное расследование.
Определение следственного судьи о неправомерных действиях (бездействии) силовиков направляется их руководителям, которые обязаны провести расследования. По их итогам принимается решение о привлечении нерадивого следователя или прокурора к ответственности, включая и материальную.
Адвокаты, представляющие в судах интересы предпринимателей, скептически отнеслись к данному «достижению».
По мнению адвоката Виталия Павленко, доказать в суде неправомерность действий прокурора или следователя не представляется возможным, ведь тот же суд узаконил их действия в досудебном расследовании своими одобряющими определениями.
«Нужно вернуться к старой норме УПК до 2016 года, когда арест средств и другие следственные мероприятия были возможны только после предъявления подозрения», - уверен практик.
Также правовое сообщество не увидело в новом законопроекте никакого реального механизма возмещения юридическим лицом с органа досудебного расследования причиненных им убытков.
Федерация работодателей, Совет бизнес-омбудсмена и представители Министерства юстиции Украины заявили, что попытаются наполнить законопроект конкретным смыслом, который, возможно, остановит произвол силовых структур.
Но, как показывает практика, на этом решение проблемы с силовиками не закончится. Очевидно, нас ждут «Маски-шоу стоп»-3, 4, и т.д.
- Информация о материале
Как запустить бизнес в условиях высокой конкуренции
Рано или поздно у любого состоявшегося профессионала и труженика возникает вопрос: «Я так и буду всю жизнь пахать на «дядю» или, может, окунуться в прелестный мир бизнеса и предпринимательства, который сулит доходы, не ограниченные рамками зарплаты, и манит свободой?».
Конечно, в современном мире адекватный человек понимает, что не все так просто. Почитав множество статей о провалах бизнесменов и их мытарствах, он боится стать на путь предпринимательства. Однако вкус свободы манит, и многие специалисты из найма уходят в свободное плаванье. Я — один из них.
Хочу поделиться собственным опытом, теми положительными методами и этапами, которые помогли мне перейти в статус бизнесмена.
С чего все начинается? Конечно, с идеи. У вас зарождается мысль о бизнесе на основе вашего опыта и, в основном, в сфере, в которой вы работаете. Это отлично, поскольку здесь у вас есть определенное преимущество — компетенция.
Выбор ниши — невероятно важная вещь. На эту тему есть множество видео и текстов. Главное — ниша должна вам нравиться и в ней должен быть спрос. Мой выбор был немного сложнее, поскольку рынок в моей нише — электромобили — только начал формироваться и это создавало дополнительный барьер.
С другой стороны, если выбрать «красный океан», то барьер также очень высок из-за высокой конкуренции и, соответственно, необходимости больших инвестиций.
После долгих раздумий вы определяетесь. Дальше — главный вопрос: где взять инвестиции для запуска? Многие из вас прочитают уйму умных статей и книг по поиску инвесторов. К сожалению, большинство из них рассчитаны на развитые рынки США и Европы и не всегда эти методы работают в Украине.
Однако основные законы привлечения капитала одинаковы везде. Тут наступает время подготовки презентационных материалов для потенциальных инвесторов. В этой сфере давно сформированы свои законы и целое стартап-сообщество.
Базовым является наличие презентации на десять слайдов и резюме на одну-две страницы. Если ваш проект связан с запуском нового продукта, то в идеале нужно иметь прототип или образец. Также очень важно наличие финансовой модели проекта. Даже если вы не дипломированный финансист, это не проблема.
Можно найти на фрилансе или по рекомендациям человека, который обличит ваш проект в цифры и показатели. Это повысит ваш уровень в глазах инвесторов, поскольку они в первую очередь смотрят на цифры.
После подготовки материалов покажите их нескольким знакомым, которых вы считаете экспертами. Получите от них обратную связь и сделайте корректировки. Также есть много шаблонов и моделей для оформления бизнес-предложений.
Теперь вы вооружены материалами и можете уверенно проводить встречи и презентации. На этой стадии или еще раньше рекомендую найти наставника или ментора. Это должен быть человек с опытом в бизнесе, который согласится вас консультировать и поддерживать. Найти такого человека тяжело, но возможно.
Ваша задача — достучаться до максимального количества потенциальных инвесторов. Тут стоит разобраться, кто такие инвесторы и где их искать. По личному опыту готов сказать, что у нас в стране не каждый человек с деньгами, называющий себя инвестором, является таковым.
Очень много частных лиц с капиталом — бизнес-ангелы — являются кредиторами, поскольку одним из условий инвестирования ставят гарантированный возврат инвестиции и даже требуют залог. Это довольно часто можно услышать при общении. Такие «инвесторы» — не наш выбор.
Для успеха проекта важно найти инвестора-партнера, который разделяет ценности вашего бизнеса и понимает риски. На раннем этапе инвесторами будут, скорее всего, ваши друзья и родственники — люди, готовые рисковать. В дальнейшем уже подключаются венчурные инвесторы, фонды и банки.
На старте вы столкнетесь с тотальной нехваткой ресурсов, и это не всегда могут быть деньги. Для запуска проекта в начале особо много денег не надо, если вы, конечно, не строите очередной андронный коллайдер.
Основной ресурс — это команда и люди с компетенциями, поэтому вашими инвесторами могут быть и просто сотрудники команды, которые вкладывают свое время в проект. За это они получают долю в бизнесе.
Известна история компании Microsoft, в которой секретарши, пришедшие на работу на старте компании, имели пакеты акций на миллионы долларов. Так что на старте важно «продать» ваш проект не только инвесторам с деньгами, но и вашей команде, которая будет его реализовывать.
Многие инвесторы при выборе проекта обращают внимание не столько на идею, сколько на команду — ее компетенции и способность запустить стартап.
Важный этап на старте бизнеса — привлечение безвозмездного финансирования в виде всевозможных грантов. Это финансирование, даже если оно покрывает небольшую долю затрат на запуск, сильно влияет на положительную оценку проекта в дальнейшем. Инвесторы склонны прислушиваться к другим экспертам.
Сейчас проводится много конкурсов и мероприятий для стартапов, где можно получить грант, презентовать проект перед реальными инвесторами, найти менторов и сотрудников. Сейчас это лучший способ запустить проект и найти партнеров. Примером таких площадок может служить платформа Startup.network.
Очень важно привлечь в проект не одного ключевого инвестора, а минимум двух. В любом случае решение о финансировании принимает конкретный человек и ему будет спокойнее разделить риск с минимум еще одним ключевым партнером.
В этой статье мы не будем углубляться в процесс структурирования сделки между партнерами. Отмечу лишь, что это важнейший этап запуска бизнеса. От того, как вы договоритесь с инвесторами «на берегу», зависит успех проекта.
Вполне нормально продолжать свою текущую рабочую деятельность — вам надо оплачивать счета и обеспечивать семью. Однако вы должны понимать, что только на 100% отдавшись проекту, а еще лучше — на 110%, вы сможете взлететь.
Тут стоит взять пример из авиации. Пилот не пробует чуток дать усилие при взлете, а врубает двигатели на максимум. Точку разрыва и выхода в свободное плаванье вы определяете сами, это зависит от вашего проекта.
Если структурировать сказанное выше, то получится такой алгоритм действий.
- 1. Определите свои компетенции и сильные стороны.
- 2. Выберите нишу, исходя из того, чем хотите заниматься и есть ли там рынок.
- 3. Изложите свой бизнес-план в цифрах и презентации доступно и просто.
- 4. Выступайте и презентуйте свой проект на мероприятиях.
- 5. Найдите ментора или наставника.
- 6. Подключайте креативное финансирование и гранты.
- 7. Создайте команду единомышленников для реализации проекта.
- 8. Выбирайте инвесторов-партнеров, которые вам подходят.
- 9. Тестируйте свой продукт или услугу, корректируйте их по результатам обратной связи с клиентами.
- 10. Развивайтесь и обучайтесь.
Давайте подытожим. Запуск собственного бизнеса с нуля — это не утопия. Бесчисленное число предпринимателей сделало это и этими «историями успеха» пестрят просторы интернета. Однако давайте будем реалистами. За этими историями взлетов лежит бесчисленное количество разбитых проектов и планов.
По статистике, только 5% компаний преодолевают пятилетний рубеж. СМИ и YouTube не любят неудачников и не будут рассказывать о факапах, хотя в последнее время в этом плане есть просвет. Многие начинают делиться историями «неуспеха», чтобы другие не совершали похожие ошибки.
Если у вас есть предпринимательский дух и вы не боитесь трансформировать негативный опыт в успех, то смело стартуйте и запускайте классные проекты.
Олег Маслов, основатель компании-импортера электромобилей «Грин вилс»
- Информация о материале
Вдоль или поперек. Украинцам на местных выборах нужна двухпартийная система
Любите ли вы выборы так, как люблю я? Нет? А зря. Тот же театр, только с куда более дорогими билетами. И дешевыми актерами. Не надо рвать на себе волосы, и причитать об упадке нравов.
Старожилы помнят, еще пару тысяч лет назад, в Риме, родине нашей демократической системы, были те же проблемы. Не из кого выбирать, все негодяи, тотальный подкуп, плебс, схвативший бесплатный хлеб, и приведший к власти самого оголтелого горлопана. И ничего с тех пор не изменилось, и выхода нет, и круг замкнут, и чтобы перебить его, горлопана, надо дать и пообещать больше, а чтобы дать, надо украсть. И так взвинчивается эта спираль вранья, подачек и воровства, бесконечно, пока не лопнет со звоном, рассыпавшись осколками экономики.
Грустно? Ну, а как вы хотели, демократия ужасная вещь, лучше которой никто ничего не придумал. Очень спорят, как выбирать. По партиям? Ибо подкупают мажоритарщиков. Подкупают. Но вдумайтесь, мы ведь сразу упираемся в то, что гражданин быть избранным не может. Если не идет от партии. А партии наши, вы сами видели, звать будут, умолять, а приличный человек триста раз подумает и откажет. Не отмоешься за всю жизнь потом.
Мажоритарка? Хм. Олигархи скупят мажоритарщиков, как танцовщиц в стриптиз баре разберут, умных, красивых, поштучно и коллективами. И все будут счастливы, но зачем тогда выбирать кого-то, пусть олигархи сами рулят, из них и выберем. Хотите такого? Я нет. Что может быть более жалким и примитивным? Ничего. Ничего, кроме смешанной системы. Которая и преимуществ не дает, и пороки обеих предыдущих в себя впитывает и умножает стократно. Нет выхода, получается? Не знаю. Знаю другое.
А давайте представим, что мы не хотим играть в дурацкую игру все вместе. Хотим просто жить, интересуясь не глобальными проблемами, решить которые не можем никак, а мелкими. Радиусом от 5 до 30 километров.
Представьте себе, крошечный городок. Тысяч двадцать жителей. Наступают выборы в местные советы. И весь городок, глушь глухая и провинция дремучая, должен проникнуться, определиться и разделиться. На сторонников БЮТ, БПП и прочих Самопомощей. Условно называю, неважно. Смогут? Запросто. К утру будут рвать друг друга на части за вождей, имена которых узнали вчера. Нужно ли это? Никому не нужно. Нет большей дури, чем выборы в местные советы по политическому признаку.
В каждом городе, каждом селе, должны быть всего две партии. Партия тех, кто хочет строить мост вдоль реки и тех, кто хочет строить его поперек.
Партия тех, кто хочет разбить парки и тех, кто хочет настроить стадионов. Партия тех, кто хочет самый крутой в мире хлев, и тех, кто хочет самый большой в области элеватор. И не будет проданных франшиз. И не будут местные проходимцы пролезать под партийными брендами. И не смогут политсилы шантажировать мэров голосами своих депутатов. Ничего этого не будет. В теории, конечно, но мы ведь о теории.
Спасемся городами. Городами, живущими деньгами своих граждан, бюджетами, их интересами и их волей. Можно ли так? Можно.
Я политизирован, очень политизирован, хоть и нет политсилы, которую готов бы был поддержать. Но вся политизированность моя улетучивается, когда я думаю о своем Городе. Меня не интересует ни успешность- неуспешность Майдана, ни реванш Антимайдана, ни европейская устремленность ни атлантическая интуитивность. Меня интересует туризм.
Город не туристический - не едут люди. Не едут люди - нет инвестиций - нет инвестиций - не едут люди. Круг, как всегда. Я готов выбирать между концепциями. Достроим метро, и разгрузим проспект, или прекратим, и затопим. Вместе с шансами разгрузить проспект. И мне для этого выбора, триста лет не нужна руководящая роль партии, любой партии, хоть с рейтингом 3%, хоть 7,5. Они хотят откусить от Города всё, что он может им дать, высосать и высушить. А я хочу, чтобы они кусали и сушили сами себя.
Уверен, у каждого есть представление о том, чего хочется. Чего нужно. Чего можно. В своем городе. Понимаете, когда есть мост, по нему едут все: и красные, и белые, и левые и правые. А когда его нет, не едет никто. Вот и вся суть споров. Никто не предлагает местные партии для городов. Абсолютно аполитичные. Свои, без всяких прицелов и мечтаний вырасти и взбираться на Олимп. А зачем Олимп? Ну победили наши в столице, и? Дважды и трижды. С отрывом и размахом. И? Какое до этого дело конкретному горожанину? Никакого. Кто бы ни был нашим. Так, тщеславие потешить. Но думкой то богатеют дурни.
Обидно, застрять в дураках. Нам бы стоило попробовать. На местном уровне, в состязании местных элит что-то найти. Нет местных элит? Появятся. Как только мы придем к тому, что нас интересуют они, а не покорение воздушных замков Столицы.
- Информация о материале
Страница 24 из 2102
