Главная
Заклятые союзники
Журналистика – это всегда переговоры. Умение объяснять стране страну. Война определяет контур идентичности с фундаментальными вопросами, но даже те, кто дают на них одинаковые ответы – все равно разные и хотят разного. Разговор – это лишь еще одна попытка что-то понять про тех, кто находится внутри этого контура. В тот момент, когда переговоры заканчиваются, швы расходятся.
Проблема в том, что Украина изменилась за три года, а языка описания для новой реальности не появилось. В результате включается логика военного времени – мы начинаем подозревать соседа по окопу в предательстве. И вместо попытки поговорить – делим на сорта. Любой ярлык – это словарный боезапас для победы над компромиссом. Они рождаются из смысловой бедности. Из описательного дефицита. Из готовности сакрализовать отличия в ущерб общему.
До войны весь украинский разрыв проходил по условной линии «пророссийские» VS «проукраинские». А после аннексии Крыма и вторжения на Донбасс ситуация поменялась.
Пророссийский лагерь маргинализировался. Большая часть его избирателей осталась на оккупированных территориях. Его повестка ушла на дно вместе с Майданом и войной. Рассказывать про Таможенный союз и ОДКБ больше некому и не для кого. Публичные спикеры либо сбежали, либо остались на периферии дискуссии.
Проукраинский лагерь, оставшись на рынке ценностного в одиночестве, начал дробиться. Началось расслоение на тех, кого по классификации Ивана Яковины условно можно окрестить леволибералами и праволибералами.
Леволибералы хотят гражданских свобод и демократии. Диалога и децентрализации. Они не признают за государством права регулировать общественную жизнь. Они верят в рынок идей и способность каждого делать рациональный выбор в условиях конкуренции. С подозрением относятся к любым рассуждениям о «сильной руке» и опасаются, что «чрезвычайщина», введенная в условиях войны, может пережить саму войну. Для них государство – это левиафан, которого нужно держать на строгой диете, чтобы его аппетиты не росли.
По другую сторону баррикад – те, кто хотят мобилизации общества. Те, кто считают, что горидевы узлы надо рубить, а не развязывать. Те, кто уверены, что общества бывают инфантильными, а осознанность выбора – удел взрослых. Те, кто убеждены, что повестка военного времени отличается от повестки времени мирного. И что рецепты Украина должна брать не у Дании и Германии, а у Южной Кореи или Израиля.
У каждого лагеря свой набор символов и штандартов. Одни верят в рынок, другие – в регулирование. Для одних ценности всегда важнее государственного интереса. С точки зрения других, в определенные моменты истории ценности могут потесниться ради выживания государства как такого. Одни верят в то, что политическую нацию нужно взращивать дисциплиной. Другие с этим готовы спорить.
Главная проблема именно в том, что коммуникации между лагерями практически нет. Нет даже словаря для описания оппонента. Напротив – включается привычный рефлекс, выработанный за довоенные годы. Когда любой сторонник Украины привык к тому, что не соглашаться с ним может лишь адепт Кремля – явный или латентный. И потому любое расхождение во взглядах рождает обвинения в «проплаченности» или сговоре.
Еще три года назад Украина и Россия напоминали сиамских близнецов: даже после восьмикратного падения совместной торговли РФ остается крупнейшим торговым партнером Киева. Неудивительно, что в биографии почти каждого можно найти компромиссы, неудобные фотографии или компрометирующие строчки в резюме. В ситуации, когда в Украине хватает людей, афиллированных с Кремлем и его повесткой, это рождает атмосферу тотальной подозрительности. Тем более, что каждый пророссийский проект сегодня с готовностью мимикрирует под «оппозиционность».
Проблема в том, что Россия вполне может инвестировать в оба лагеря. Леволибералы удобны тем, что их повестка в условиях войны ведет к разрыхлению общественного, к доминанте частного интереса над коллективным. Правые удобны тем, что их можно использовать для оспаривания государственной монополии Киева на насилие. И дело не только в России – в эти лагеря готовы инвестировать и любые другие игроки, решающие свои собственные шкурные интересы.
Но все это не отменяет главного. А именно: украинский лагерь утратил монолитность. Ту самую, что была характерна для него двадцать три постсоветских года. Ту самую, которая рождалась в борьбе с теми, кто видел Украину российской колонией.
Война отменила старые дискуссии и родила новые. Переговоры с теми, кто видел Украину российской – закончились. Теперь придется вести их с теми, у кого для Украины есть разные рецепты. И в этой новой реальности придется учиться выживать.
Но другой реальности у истории для нас нет.
- Информация о материале
Кремль дал новый сигнал по Донбассу: Украина должна звонить во все колокола
В Российской Федерации отменили ограничение в 90 дней на время пребывания в стране для жителей оккупированных районов Донбасса. Для всех остальных украинцев миграционные правила останутся прежними. Чего такими методами добивается Кремль и как Украина должна отреагировать на новый сигнал РФ в отношении ОРДЛО, «Апострофу» рассказал военный эксперт Олег Жданов.
Российская Федерация этими действиями показывает, во-первых, свою лояльность к «гражданам» ЛДНР, а во-вторых (и это самое главное), она таким образом показывает свое покровительство над «республиками» всем на международной арене, показывает, что она поддерживает эти новообразования и что эти новообразования - интересы России. Это сигнал для нас, это сигнал для «нормандского формата» и для Соединенных Штатов Америки, особенно после того, как [пресс-секретарь президента России] Дмитрий Песков буквально пару дней назад оправдывался в очередной раз, что мы не можем вывести войска с Донбасса, потому что «нас там нет». А в США то уже прекрасно владеют обстановкой, поэтому они требуют выполнения «Минска». А те говорят, что «ихтамнет», но при этом демонстрируют, что будут поддерживать ЛДНР, что они их не бросают.
Как США нам дают сигнал, что они нас не бросают, точно так же и Россия посылает такой сигнал [оккупированным территориям]. Только у них рычаги другие: то «паспорта» они признают ЛДНР, теперь они отменили миграционный режим на территории РФ. Сделать широкий жест и, допустим, кредитовать ЛДНР на триллион рублей – этого Россия себе позволить не может, а вот такие вещи делать готова.
Для жителей ОРДЛО это показатель внимания, а для международного сообщества – показатель того, что Россия эти «республики» ни в коем случае не бросит, что они находятся под покровительством России, она будет ними заниматься и стоять на страже их интересов.
У Путина ведь такой принцип работы и такой имидж, что он не может идти назад, он не может остановиться, ему надо все время идти вперед, он стал заложником собственной ситуации, когда уже она управляет им, а не он ситуацией.
С одной стороны, он бы очень хотел отмежеваться от этих «республик» и уже как-нибудь их спихнуть. Учитывая, что есть «Минск», и что наш президент Петр Порошенко возвел его в ранг святого писания, Путина бы это все устраивало, но на него очень сильно давят внешние факторы, в том числе и закон о санкциях [США], который для российской элиты просто катастрофический. Через 180 дней счета, в том числе и Путина, если их найдут (а я не сомневаюсь, что их найдут), будут арестованы по статье «незаконное отмывание денег». И сейчас вся элита задумалась, чьи счета начнут арестовывать, что делать дальше, они начинают как-то суетиться, как-то пытаться отвлечь внимание.
Конечно, Украина должна отреагировать на такие действия России. Она должна звонить во все колокола, начиная от ноты протеста, заканчивая подачей заявления на резолюцию ООН. Неважно, примут ее или нет, наша задача – отреагировать. А пока получается, что даже Запад – и тот со своей аморфностью – реагирует намного интенсивнее на выпады РФ в отношении конфликта на Востоке Украины и аннексии Крыма, чем сама Украина.
- Информация о материале
Доходы бюджета и экономический рост: стоит ли надеяться на чудо?
За первое полугодие 2017-го доходы госбюджета Украины увеличились на 49%. Налоговые доходы, обеспечивающие основную часть бюджетных поступлений, выросли на 26%, таможенные — на 18. Это связано с оживлением экономики: за первый квартал 2017 г. ВВП страны вырос на 3% к аналогичному прошлогоднему периоду. Тем не менее к цифрам, связанным с ростом ВВП и бюджетных доходов, следует относиться осторожно, не впадая в безудержный оптимизм.
Основными драйверами роста стали отрасли производства, работающие преимущественно на внутренний рынок, соответственно, плавное укрепление курса гривни к доллару на 0,3% в первом квартале оказало положительное воздействие на рост. Однако эти тенденции не выглядят устойчивыми. Так, Национальный банк Украины недавно объявил, что снижает прогноз по темпам роста национального ВВП в текущем году с 1,9 до 1,6%. Более того, еще в мае текущего года о том, что темпы экономического роста в Украине могут оказаться ниже прогнозируемых, предупредило международное рейтинговое агентство Fitch. На первый взгляд, сильная статистика по бюджетным доходам опровергает эти прогнозы, ведь их рост есть функция, прежде всего, таких переменных, как экономический рост и собираемость налогов. Однако статистика отражает прошлые результаты, а результаты прошлых временных периодов не могут механически экстраполироваться на будущее. Так, рост бюджетных доходов за первое полугодие в основном был связан с сильными экономическими показателями по ВВП в первом квартале, а уже во втором появилась тенденция к замедлению роста, на что обратили внимание и Нацбанк, и эксперты глобальных рейтинговых агентств.
В первом квартале промышленное производство сократилось, по данным Госстата, на 0,7%. Однако не все отрасли показали снижение. Наибольший рост в первой четверти года наблюдался в перерабатывающем секторе — легкой промышленности, деревообработке, некоторых видах химической, пищевой промышленности, машиностроении. Сектор услуг пока не начал восстанавливаться на докризисном уровне, а вот сектор розничной торговли за первый квартал вырос на 3%, строительство — почти на 19%. Определенную поддержку промышленности оказали и военные заказы (как тут не вспомнить горькое изречение — «кому война, а кому мать родна»). Тормозили рост украинской промышленности такие отрасли, как нефтепереработка, добыча полезных ископаемых, производство электроэнергии. Во втором квартале негативные тенденции в промышленности продолжались. Это связано и с блокадой ряда районов Донбасса, и с разрывом экономических связей с энергетикой, металлургической и транспортной отраслями России и ряда стран СНГ. А холодное лето текущего года может также оказать негативное влияние и на сельское хозяйство, что приведет к сокращению не только его производства, но и доходов госбюджета, поскольку экспорт тоже будет сокращаться из-за снижения урожая. Таким образом, на фоне неблагоприятных тенденций в экономике в третьем квартале доходы бюджета могут сократиться.
Если в начале года достаточно бурно росли продажи, в том числе экспортные поставки растительного масла, растительных жиров и масложировой продукции, то во втором и третьем кварталах из-за холодного лета урожай может начать сокращаться, и, соответственно, это скажется и на пищевой промышленности. За первые три месяца этого года бурный рост (на 28%) показали экспортные продажи, тогда как импорт вырос на 25,4%. В результате первый квартал завершился с профицитом торгового баланса в размере 106,2 млн долл. Для Украины как страны со значительной долей внешней торговли большое значение имеет профицит торгового баланса. Однако этот показатель, на мой взгляд, мог бы быть больше, если бы не наблюдавшееся укрепление обменного курса гривни.
Полагаю, что, если курс гривни в текущем году в соответствии с прогнозом правительства будет ослабляться по сравнению с текущими уровнями, это сможет оказать поддержку экономическому росту, прежде всего, в отраслях-экспортерах. Напомню, что согласно официальному прогнозу средний курс гривни к доллару в 2017 г. должен составить 27,8 грн/долл., тогда как в настоящее время он находится в пределах 25,8–26,2 грн/долл.
Впрочем, лето является традиционным периодом укрепления украинской валюты, а осенью тенденция зачастую разворачивается вспять, так что для отраслей-экспортеров, как говорится, еще не вечер. Однако если гривня все-таки продолжит укрепляться, то это негативно скажется на экспортоориентированной украинской промышленности. Тем не менее агентство Fitch, несмотря на обеспокоенность замедлением роста экономики Украины в текущем году, видит будущие точки роста экономики страны в увеличении инвестиций в основной капитал и восстановлении потребительского спроса в 2018–2019 гг. за счет низкой инфляции и повышения зарплат и иных доходов населения. Исходя из этих предположений, Национальный банк если ориентируется на укрепление гривни в целях сдерживания инфляции и поддержки не экспортирующих свою продукцию отраслей и потребительского спроса, поступает в целом правильно.
Можно отметить, что смягчение денежно-кредитной политики не всегда означает рост инфляции, если происходит постепенно, например, за счет умеренного снижения процентной ставки. Так что рецепты для стимулирования будущего роста имеются, есть также и положительный зарубежный опыт, важно только выбрать именно тот опыт, который наиболее подходит для украинской специфики. Каким путем пойдет правительство, пока неясно.
Следует также отметить, что страны-реципиенты помощи от МВФ, как правило, в число мировых лидеров по уровню жизни населения не входят, а экономическое чудо имело место как раз в тех странах, которые выбирали собственный путь развития и обходились без внешней опеки МВФ. Украина сегодня не в их числе, поэтому не стоит надеяться на чудо. По нашим ожиданиям, в текущем году рост ВВП Украины вероятен на уровне не выше 2%.
- Информация о материале
«Київметробуд» вперше виграв тендер на будівництво метро в Харкові за 99 мільйонів
КП «Харківська дирекція будівництва метрополітену» 4 серпня за результатами тендеру замовило ПАТ «Київметробуд» спорудження тунелів на 98,71 млн грн. Про це повідомляється у системі «Прозорро».
До 15 серпня 2018 року по просп. Людвіга Свободи на розі просп. Лозовенківського відкритим способом збудують тунелі з’єднувальної гілки на ПК 00+06 – ПК 02+08 до третьої лінії метрополітену в рамках будівництва електродепо «Олексіївське».
«Київметробуд», який належить гендиректору Володимир Петренку та голові наглядової ради росіянину Сергію Кияшку, вперше виграв тендер на будівництво метрополітену в Харкові.
Ціна угоди на вісім відсотків нижча від очікуваної вартості закупівлі в 106,80 млн грн.
Київська фірма виграла торги у трьох місцевих конкурентів: ТДВ «Житлобуд-2», ТОВ «Спецбудмонтаж-Україна» і ПрАТ СБМУ «Тунельбуд».
Саме «Тунельбуд» раніше був підрядником будівництва Харківського метро. Однак у 2016 році поліція порушила кримінальне провадження щодо нього та нинішнього замовника. Їхніх посадовців підозрювали у змові для привласнення державних коштів, виділених у 2014 році на будівництво ділянки метро вартістю 324,55 млн грн. Відтоді дані в судовому реєстрі по цьому провадженню не оновлювались.
За підсумковою відомістю ресурсів «Київметробуду», гарячекатана арматурна сталь різних класів і діаметрів коштує 13 600 грн./т, що загалом відповідає ринку(тут і далі тендерні ціни вказано без ПДВ і доставки).
Пісок природний рядовий замовили по 150 грн./куб. м, тоді як його ринкова ціна без доставки і ПДВ в середньому не перевищує 100 грн./куб. м.
Бетон С25/30 коштує 1 150 грн./куб. м. У Харкові його можна знайти у продажу по 1 450-1 520 грн./куб. м із ПДВ, що без урахування податку становить 1 208-1 267 грн./куб. м. А в Києві його різновиди продаються по 1 193-1 389 грн./куб. м без ПДВ і доставки.
Асфальтобетон пористий дрібнозернистий марки 1 коштує 1 150 грн./т. У квітні його продавали гуртом по 1 408-1 410 грн./т.
Щебінь М1000 5-10 мм замовили по 436 грн./куб. м. У червні на дорожньому тендері Івано-Франківської САД він коштував 350 грн./куб. м. Прямокутні дорожні плити ПДН 2х6х0,14 під навантаження 30 т купили по 490 грн./шт. Металоконструкції двох перегінних затворів 3Т-П-0411А (9,8 т) обійдуться у 1,55 млн грн./шт., а двох вентиляційних затворів ЗТ-В-0403 (0,995 т) – у 290 тис грн./шт.
Крім того, робота бульдозера потужністю 79 кВт (130 к. с.) коштує 287 грн./маш.-год. На липневому тендері Філії «Вільногірський ГМК» ПАТ «ОГХК» та на травневому тендері КП «Донецький регіональний центр поводження з відходами» Донецької облради вона коштувала на третину дешевше – 206 грн./маш.-год.
Перелік вживаних матеріалів замовника наведено у таблиці нижче. Послуги частини будівельної техніки переможцю надаватиме ПрАТ «Метробуд».
Цьогоріч передбачено фінансування в розмірі 67,76 млн грн.
На заробітну плату піде 5,15 млн грн., тобто п’ять відсотків загальної вартості підряду. На прибуток відведено ще два відсотки – 1,91 млн грн.
Довідково:
Нині акціонерами «Київметробуду» є:
15% – кіпрський офшор «Березаніа Холдинг Лтд» («Berezaniaholding Ltd»),
23% – вірґінський офшор «Вантаріс Лтд» («Vantaris Ltd»),
23% – ПрАТ «Інтровест» тих же Петренка і Кияшка разом з Андрієм Кравцем,
23% – ПрАТ «Вестінтро» Петренка, Кияшка і Кравця.
| Найменування матеріалів | Одиниця виміру | Кількість, од. | Ціна, грн./од. | Вартість, грн. |
| Балка 50Б1 б/в | т | 3,70 | 9 240,00 | 34 182,46 |
| Балка 50Б2 б/в | т | 2,57 | 7 000,00 | 17 990,00 |
| Балка 55Б1 б/в | т | 180,93 | 5 264,04 | 952 429,23 |
| Балка 60Б1 б/в | т | 294,16 | 7 591,54 | 2 233 089,40 |
| Балка 60Б2 б/в | т | 1,69 | 7 000,00 | 11 836,30 |
| Балка 60Ш1 б/в | т | 6,53 | 7 000,00 | 45 710,00 |
| Балка 70Б1 б/в | т | 35,25 | 5 073,38 | 178 846,14 |
| Дошка 50мм б/в | куб. м | 4,55 | 1 624,47 | 7 391,33 |
| Дошка 40мм б/в | куб. м | 1,30 | 1 266,61 | 1 646,59 |
| Плити дорожні 6,0мх1,2мх0,2м б/в | шт. | 30,00 | 2 083,20 | 62 496,00 |
| Плити дорожні 6,0мх1,5мх0,2м б/в | шт. | 6,00 | 2 213,40 | 13 280,40 |
| Плити дорожні 6,0мх2,0мх0,14м б/в | шт. | 20,00 | 4 528,13 | 90 562,50 |
| Труба 0.630 х 8мм б/в | т | 26,67 | 7 674,94 | 204 664,53 |
- Информация о материале
Какое будущее ждёт ВС Украины
Воздушные Силы во время активной фазы военного конфликта на Востоке Украины стали решающим аргументом против бандформирований в Донецкой и Луганской областях. Применение истребителей МиГ-29, штурмовиков Су-25 и даже фронтовых бомбардировщиков Су-24 нередко ломало все планы боевиков и наносило непоправимый урон их соединениям. Неслучайно одним из главных их требований во время Минских переговоров стало исключение применения украинской боевой авиации.
Именно благодаря героизму лётчиков и профессионализму наземного персонала удалось сохранить жизнь множеству украинских воинов и остановить продвижение противника вдоль побережья Азовского моря вплоть до полуострова Крым. Украинская авиация совершала десятки боевых вылетов в день и наносила удары по позициям боевиков, укреплённым районам или скоплениями живой силы и бронетехники врага. Но стоит отметить, что реальные боевые действия показали множество проблем, связанных прежде всего с состоянием авиационной техники.
Руководство страны, изучив опыт применения украинской боевой авиации на Востоке Украины и ряд примеров из недавних локальных конфликтов в Сирии и Ираке, приняло решение о поэтапной модернизации всего парка боевой авиации. Весь план по обновлению Воздушных Сил (ВС) Украины разделили на три этапа разной продолжительности.
Условно первый этап представляет собой бюджетную модернизацию и капитальный ремонт имеющейся авиационной техники собственными силами. Работы в этом направлении уже ведутся и представляют собой восстановление боевой готовности соединений истребительной, фронтовой бомбардировочной и штурмовой авиации. Самолёты Су-27 и МиГ-29 проходят восстановительный ремонт с частичной модернизацией путем установки нового бортового оборудования, в том числе новых систем для навигации украинского производства, систем связи и обмена данных с землёй. Истребители после модернизации получают обозначение МиГ-29УМ1 и Су-27-1М соответственно. Штурмовики Су-25 и фронтовые бомбардировщики также проходят обновление по схожему сценарию. На самолётах производится капитальный ремонт и установка комплекта дополнительного оборудования. Решение о частичной модернизации обусловлено прежде всего экономией бюджетных средств, ввиду высокой стоимости более кардинальных предложений по модернизации самолётов. На первом этапе предполагается увеличить общее число боеготовых самолетов и повысить уровень готовности парка боевой авиации до 70% от общей численности. Первый этап ориентировочно должен занять порядка 7 лет и продолжится до 2022 года.
На втором этапе модернизации ВС Украины предусматривается кардинальная модернизация дальних истребителей Су-27 и фронтовых истребителей МиГ-29 путём установки нового прицельно-навигационного комплекса, спутниковой навигационной системы, комплекса обмена данными в реальном времени. Предполагается, что кардинальная модернизация позволит самолетам продолжить срок эксплуатации и расширит их боевые возможности, в том числе и за счёт возможности применения новых типов вооружения класса «воздух-поверхность» и «воздух-корабль».
Во флоте украинской боевой авиации впервые могут появиться самолёты, способные наносить высокоточные ракетные удары по кораблям вероятного противника. Предполагается, что к тому моменту уже будет готов проект противокорабельной ракеты воздушного базирования, разрабатываемый в рамках опытно-конструкторских работ под шифром «Нептун». Что же касается судьбы фронтовых бомбардировщиков типа Су-24, то часть их боевых задач планируется передать уже многоцелевым модернизированным самолетам МиГ-29 и ударным беспилотным аппаратам тактического уровня, которые сейчас также активно разрабатываются специалистами государственного концерна «Укроборонпром». В отношении штурмовиков Су-25 окончательного решения ещё не принято, но предполагается, что самолеты будут оснащены новым комплексом защиты от ПЗРК и систем противовоздушной обороны малого радиуса действия.
Параллельно с кардинальной модернизацией планируется проведение ряда опытно-конструкторских работ по созданию нового лёгкого учебно-боевого самолёта и лёгкого истребителя в кооперации со всеми ведущими оборонными предприятиями Украины и рядом иностранных партнеров. Помимо этого, возможна закупка истребителей четвёртого поколения. В случае благоприятного развития экономической ситуации в стране, возможно заключение ряда контрактов на поставку самолётов типа F-16 из резервов вооруженных сил США или же стран-партнёров. Данное решение позволит ускорить переход национальных вооруженных сил на стандарты НАТО и подготовит лётный состав и наземный персонал. Ориентировочно второй этап общей модернизации ВС Украины может занять около 10 лет.
Третий этап рассматривается как момент кардинальной реформы украинских вооружённых сил и во многом будет зависеть от политической и экономической ситуации как в самой Украине, так и в мире в целом. Ожидается, что после 2025 года украинские Вооруженные силы будут нуждаться в современных лёгких ударных самолётах для замены штурмовиков Су-25 и учебно-тренировочных самолётов L-39 и частично истребителя МиГ-29.
В этот период ожидается уже начало серийного производства нового украинского лёгкого боевого самолёта. В середине 2016 года был представлен аванпроект нового двухдвигательного многоцелевого украинского истребителя, получившего название ЛБЛ (Легкий Бойовий Літак). Новый самолёт будет создан на базе разработок специалистов из Запорожского машиностроительного конструкторского бюро «Прогресс» имени академика А.Г.Ивченко и Государственного предприятия «Антонов», при непосредственном участии ряда иностранных партнёров. Так планер, ряд критически важных компонентов и силовая установка будут украинские, а бортовое оборудование и системы управления — иностранного производства. Проект создания нового лёгкого боевого самолёта уже поддержал лично Президент Украины Петр Порошенко и секретарь Совета национальной безопасности и обороны Александр Турчинов. Новый самолёт сможет заменить сразу несколько летательных аппаратов в составе ВС Украины и значительно сократить расходы на подготовку лётного состава и материально-техническое обеспечение.
Что же касается тяжёлого истребителя для замены Су-27, то прорабатывается вариант участия в международном проекте по созданию нового многоцелевого ударного авиационного комплекса или же покупки лицензии на выпуск уже имеющихся самолётов данного класса. Мощный авиационный фронтовой комплекс, способный противостоять перспективным самолётам потенциального противника, будет играть важную роль в повышении обороноспособности страны. Самолёты данного класса представляют собой венец технологий и научного прогресса, и разработать самостоятельно тяжёлый истребитель Украина будет не способна. К сожалению, данный вопрос является наиболее болезненным для украинских воздушных сил, так как его решение зависит не только от экономической ситуации в самой стране, но и от политической конъюнктуры в мире в целом.
В итоге можно заявить, что украинские Воздушные Силы ждёт довольно непростой этап становления, который будет остро зависеть от политической ситуации как в самой стране, так и в мире в целом. При этом с уверенностью можно утверждать, что именно сейчас важна воля и решительность первых лиц государства в процессе строительства новых Воздушных Сил Украины, результатом работы которых может стать появление надёжного и современного воздушного щита уже после 2025 года, иначе государство может оказаться беззащитным перед лицом агрессии со стороны потенциального противника.
- Информация о материале
В Украине придумали новое наказание для россиян: что из этого выйдет
Вслед за внедрением особого контроля над пересечением государственной границы гражданами РФ в Украине решили ужесточить наказание для россиян за незаконное проникновение на территорию страны. В Верховной Раде предлагают граждан страны-агрессора за такие действия сажать в тюрьму. Для чего нужны подобные меры и поможет ли это обезопасить государство?
Законопроект №7017 в Верховной Раде зарегистрировали глава фракции «Блок Петра Порошенко», нардеп Артур Герасимов и представитель президента в парламенте, нардеп Ирина Луценко. Законопроект предполагает введение наказания в виде лишения свободы на срок до 3 лет для граждан страны-агрессора или других лиц, действовавших в интересах страны-агрессора, за незаконное пересечение украинской границы, за повторное пересечение – до 5 лет лишения свободы. Жестче всего хотят карать за пересечение границы с оружием – до 8 лет тюрьмы. «Проект разработан с целью содействия обеспечению защиты суверенитета и территориальной целостности Украины путем криминализации незаконного пересечения государственной границы представителями государства-агрессора», - говорится в пояснительной записке к документу.
Его авторы напоминают, что до 2004 года законодательство Украины предусматривало уголовную ответственность за незаконное пересечение госграницы, но в 2004-м соответствующую статью (331) Уголовного кодекса исключили, и сейчас украинское законодательство предусматривает только административную ответственность за подобные действия: 1700-3400 грн штрафа или админарест до 15 суток, а в случае нарушения группой или повторного нарушения в течение года – штраф от 3400 до 8500 грн.
В политикуме и экспертном сообществе мнения относительно новой инициативы разделились. Так, по словам нардепа от «Народного фронта» Дмитрия Тымчука, такой шаг – вполне оправданный, учитывая нынешние отношения между РФ и Украиной. «На Донбассе незаконно перешедшие границу россияне захватывали сначала административные здания, а затем уже в виде вооруженных формирований действовали против Вооруженных сил Украины, поэтому такие инициативы в нынешних условиях можно считать вполне оправданными. Мы имеем налицо факт агрессии России против Украины, то есть статус РФ и наших отношений с ней – это особый вопрос. Военнослужащие РФ, российские наемники, которые сейчас едут на Донбасс, должны знать, что они автоматически, пересекая границу Украины, пускай даже участок, который не контролируется Украиной, нарушают украинское законодательство – и уже не в плане административной ответственности. То есть они по факту становятся уголовными преступниками», - прокомментировал Тымчук «Апострофу».
Однако, по мнению экс-главы Службы внешней разведки Украины Николая Маломужа, такие меры будут малоэффективными, так как спецслужбы России все равно найдут способ проникнуть в Украину. «Такие действия ничего не дадут практически, так как спецслужбы РФ все равно смогут проникнуть в Украину, они все равно найдут те форматы, которые позволят им подделать документы об украинском гражданстве, оформить визы, если нужно будет. Кроме того, будут ответные действия в отношении украинских граждан, а у нас находится, по открытым данным, около 3 миллионов украинцев в России. Понятно, что не все будут соответственно оформлять документы, и это также будет использоваться спецслужбами, пограничниками и полицией для их преследования», - выразил он свое мнение «Апострофу».
«Здесь была бы более эффективная форма – это целевая работа, по конкретным гражданам России, подозреваемым в совершении каких-то террористических актов или проникновении на нашу территорию, это должна быть работа пограничников, СБУ, разведки, полиции, а только лишь запреты ничего не дадут», - уверен Маломуж.
Экс-глава Главного следственного управления Службы безопасности Украины генерал-майор Василий Вовк обращает внимание на то, что подобные меры будет тяжело реализовать на практике, ведь около 400 км украинско-российской границы пребывает под контролем боевиков на Донбассе.
«Кто и каким образом будет фиксировать? Зачем делать мертворожденную статью в Уголовном кодексе? – говорит Вовк «Апострофу». – Никакого отношения к борьбе с терроризмом это не имеет и не может иметь, как и ранее анонсированные меры по электронному реестру россиян. Все это – пиар-ходы, которые к нормотворчеству, к предупреждению терроризма не имеют никакого отношения. И я бы просил народных депутатов не позориться и не голосовать за этот законопроект. Борьба с терроризмом – это специфическая борьба, в которой должна быть агентурная сеть, хорошая оперативная информация. Если она есть, то не нужны никакие согласования въезда, не нужна никакая ответственность за незаконное пересечение границы».
Также генерал-майор СБУ считает неправильным введение особого наказания исключительно для граждан Российской Федерации.
«Это нонсенс в нормотворчестве, чтобы несли уголовное наказание исключительно граждане одной из стран. Если есть нарушения, то, к какой стране бы ни принадлежал человек, он должен нести ответственность, поэтому эта инициатива совершенно не выдерживает никакой критики. И у нас уже была уголовная ответственность с тем же сроком тюрьмы за незаконное пересечение границы, и мы ее убрали, учитывая наши попытки идти в Европу», - заявил Вовк.
Юрист-международник Андрей Бузаров соглашается, что не совсем корректно вводить подобные меры только против россиян, хотя отмечает, что такие методы допустимы в условиях войны.
«С точки зрения международного права, исходя из интересов национальной безопасности – да, это оправданно. Например, Дональд Трамп инициировал законопроект, который запрещает гражданам 7 государств въезжать на определенный период в США, и, в конце концов, Верховный суд признал, что этот указ был законным. Поэтому в сложившихся условиях мы тоже можем принимать подобные меры», - отметил он в комментарии «Апострофу».
Эксперт напомнил, что граждане других государств и так несут наказание за незаконное пересечение украинской границы – но административное, а не уголовное. «Очевидно, здесь предпринимаются попытки того, чтобы минимизировать проникновение граждан со стороны зоны АТО, со стороны Донбасса. В таком случае к ним должны быть применены соответствующие меры уголовного наказания в виде лишения свободы», - заключил Бузаров.
- Информация о материале
Страница 229 из 2102
