Вслед за внедрением особого контроля над пересечением государственной границы гражданами РФ в Украине решили ужесточить наказание для россиян за незаконное проникновение на территорию страны. В Верховной Раде предлагают граждан страны-агрессора за такие действия сажать в тюрьму. Для чего нужны подобные меры и поможет ли это обезопасить государство?

Законопроект №7017 в Верховной Раде зарегистрировали глава фракции «Блок Петра Порошенко», нардеп Артур Герасимов и представитель президента в парламенте, нардеп Ирина Луценко. Законопроект предполагает введение наказания в виде лишения свободы на срок до 3 лет для граждан страны-агрессора или других лиц, действовавших в интересах страны-агрессора, за незаконное пересечение украинской границы, за повторное пересечение – до 5 лет лишения свободы. Жестче всего хотят карать за пересечение границы с оружием – до 8 лет тюрьмы. «Проект разработан с целью содействия обеспечению защиты суверенитета и территориальной целостности Украины путем криминализации незаконного пересечения государственной границы представителями государства-агрессора», - говорится в пояснительной записке к документу.

Его авторы напоминают, что до 2004 года законодательство Украины предусматривало уголовную ответственность за незаконное пересечение госграницы, но в 2004-м соответствующую статью (331) Уголовного кодекса исключили, и сейчас украинское законодательство предусматривает только административную ответственность за подобные действия: 1700-3400 грн штрафа или админарест до 15 суток, а в случае нарушения группой или повторного нарушения в течение года – штраф от 3400 до 8500 грн.

В политикуме и экспертном сообществе мнения относительно новой инициативы разделились. Так, по словам нардепа от «Народного фронта» Дмитрия Тымчука, такой шаг – вполне оправданный, учитывая нынешние отношения между РФ и Украиной. «На Донбассе незаконно перешедшие границу россияне захватывали сначала административные здания, а затем уже в виде вооруженных формирований действовали против Вооруженных сил Украины, поэтому такие инициативы в нынешних условиях можно считать вполне оправданными. Мы имеем налицо факт агрессии России против Украины, то есть статус РФ и наших отношений с ней – это особый вопрос. Военнослужащие РФ, российские наемники, которые сейчас едут на Донбасс, должны знать, что они автоматически, пересекая границу Украины, пускай даже участок, который не контролируется Украиной, нарушают украинское законодательство – и уже не в плане административной ответственности. То есть они по факту становятся уголовными преступниками», - прокомментировал Тымчук «Апострофу».

Однако, по мнению экс-главы Службы внешней разведки Украины Николая Маломужа, такие меры будут малоэффективными, так как спецслужбы России все равно найдут способ проникнуть в Украину. «Такие действия ничего не дадут практически, так как спецслужбы РФ все равно смогут проникнуть в Украину, они все равно найдут те форматы, которые позволят им подделать документы об украинском гражданстве, оформить визы, если нужно будет. Кроме того, будут ответные действия в отношении украинских граждан, а у нас находится, по открытым данным, около 3 миллионов украинцев в России. Понятно, что не все будут соответственно оформлять документы, и это также будет использоваться спецслужбами, пограничниками и полицией для их преследования», - выразил он свое мнение «Апострофу».

«Здесь была бы более эффективная форма – это целевая работа, по конкретным гражданам России, подозреваемым в совершении каких-то террористических актов или проникновении на нашу территорию, это должна быть работа пограничников, СБУ, разведки, полиции, а только лишь запреты ничего не дадут», - уверен Маломуж.

Экс-глава Главного следственного управления Службы безопасности Украины генерал-майор Василий Вовк обращает внимание на то, что подобные меры будет тяжело реализовать на практике, ведь около 400 км украинско-российской границы пребывает под контролем боевиков на Донбассе.

«Кто и каким образом будет фиксировать? Зачем делать мертворожденную статью в Уголовном кодексе? – говорит Вовк «Апострофу». – Никакого отношения к борьбе с терроризмом это не имеет и не может иметь, как и ранее анонсированные меры по электронному реестру россиян. Все это – пиар-ходы, которые к нормотворчеству, к предупреждению терроризма не имеют никакого отношения. И я бы просил народных депутатов не позориться и не голосовать за этот законопроект. Борьба с терроризмом – это специфическая борьба, в которой должна быть агентурная сеть, хорошая оперативная информация. Если она есть, то не нужны никакие согласования въезда, не нужна никакая ответственность за незаконное пересечение границы».

Также генерал-майор СБУ считает неправильным введение особого наказания исключительно для граждан Российской Федерации.

«Это нонсенс в нормотворчестве, чтобы несли уголовное наказание исключительно граждане одной из стран. Если есть нарушения, то, к какой стране бы ни принадлежал человек, он должен нести ответственность, поэтому эта инициатива совершенно не выдерживает никакой критики. И у нас уже была уголовная ответственность с тем же сроком тюрьмы за незаконное пересечение границы, и мы ее убрали, учитывая наши попытки идти в Европу», - заявил Вовк.

Юрист-международник Андрей Бузаров соглашается, что не совсем корректно вводить подобные меры только против россиян, хотя отмечает, что такие методы допустимы в условиях войны.

«С точки зрения международного права, исходя из интересов национальной безопасности – да, это оправданно. Например, Дональд Трамп инициировал законопроект, который запрещает гражданам 7 государств въезжать на определенный период в США, и, в конце концов, Верховный суд признал, что этот указ был законным. Поэтому в сложившихся условиях мы тоже можем принимать подобные меры», - отметил он в комментарии «Апострофу».

Эксперт напомнил, что граждане других государств и так несут наказание за незаконное пересечение украинской границы – но административное, а не уголовное. «Очевидно, здесь предпринимаются попытки того, чтобы минимизировать проникновение граждан со стороны зоны АТО, со стороны Донбасса. В таком случае к ним должны быть применены соответствующие меры уголовного наказания в виде лишения свободы», - заключил Бузаров.