Воздушные Силы во время активной фазы военного конфликта на Востоке Украины стали решающим аргументом против бандформирований в Донецкой и Луганской областях. Применение истребителей МиГ-29, штурмовиков Су-25 и даже фронтовых бомбардировщиков Су-24 нередко ломало все планы боевиков и наносило непоправимый урон их соединениям. Неслучайно одним из главных их требований во время Минских переговоров стало исключение применения украинской боевой авиации.
Именно благодаря героизму лётчиков и профессионализму наземного персонала удалось сохранить жизнь множеству украинских воинов и остановить продвижение противника вдоль побережья Азовского моря вплоть до полуострова Крым. Украинская авиация совершала десятки боевых вылетов в день и наносила удары по позициям боевиков, укреплённым районам или скоплениями живой силы и бронетехники врага. Но стоит отметить, что реальные боевые действия показали множество проблем, связанных прежде всего с состоянием авиационной техники.
Руководство страны, изучив опыт применения украинской боевой авиации на Востоке Украины и ряд примеров из недавних локальных конфликтов в Сирии и Ираке, приняло решение о поэтапной модернизации всего парка боевой авиации. Весь план по обновлению Воздушных Сил (ВС) Украины разделили на три этапа разной продолжительности.
Условно первый этап представляет собой бюджетную модернизацию и капитальный ремонт имеющейся авиационной техники собственными силами. Работы в этом направлении уже ведутся и представляют собой восстановление боевой готовности соединений истребительной, фронтовой бомбардировочной и штурмовой авиации. Самолёты Су-27 и МиГ-29 проходят восстановительный ремонт с частичной модернизацией путем установки нового бортового оборудования, в том числе новых систем для навигации украинского производства, систем связи и обмена данных с землёй. Истребители после модернизации получают обозначение МиГ-29УМ1 и Су-27-1М соответственно. Штурмовики Су-25 и фронтовые бомбардировщики также проходят обновление по схожему сценарию. На самолётах производится капитальный ремонт и установка комплекта дополнительного оборудования. Решение о частичной модернизации обусловлено прежде всего экономией бюджетных средств, ввиду высокой стоимости более кардинальных предложений по модернизации самолётов. На первом этапе предполагается увеличить общее число боеготовых самолетов и повысить уровень готовности парка боевой авиации до 70% от общей численности. Первый этап ориентировочно должен занять порядка 7 лет и продолжится до 2022 года.
На втором этапе модернизации ВС Украины предусматривается кардинальная модернизация дальних истребителей Су-27 и фронтовых истребителей МиГ-29 путём установки нового прицельно-навигационного комплекса, спутниковой навигационной системы, комплекса обмена данными в реальном времени. Предполагается, что кардинальная модернизация позволит самолетам продолжить срок эксплуатации и расширит их боевые возможности, в том числе и за счёт возможности применения новых типов вооружения класса «воздух-поверхность» и «воздух-корабль».
Во флоте украинской боевой авиации впервые могут появиться самолёты, способные наносить высокоточные ракетные удары по кораблям вероятного противника. Предполагается, что к тому моменту уже будет готов проект противокорабельной ракеты воздушного базирования, разрабатываемый в рамках опытно-конструкторских работ под шифром «Нептун». Что же касается судьбы фронтовых бомбардировщиков типа Су-24, то часть их боевых задач планируется передать уже многоцелевым модернизированным самолетам МиГ-29 и ударным беспилотным аппаратам тактического уровня, которые сейчас также активно разрабатываются специалистами государственного концерна «Укроборонпром». В отношении штурмовиков Су-25 окончательного решения ещё не принято, но предполагается, что самолеты будут оснащены новым комплексом защиты от ПЗРК и систем противовоздушной обороны малого радиуса действия.
Параллельно с кардинальной модернизацией планируется проведение ряда опытно-конструкторских работ по созданию нового лёгкого учебно-боевого самолёта и лёгкого истребителя в кооперации со всеми ведущими оборонными предприятиями Украины и рядом иностранных партнеров. Помимо этого, возможна закупка истребителей четвёртого поколения. В случае благоприятного развития экономической ситуации в стране, возможно заключение ряда контрактов на поставку самолётов типа F-16 из резервов вооруженных сил США или же стран-партнёров. Данное решение позволит ускорить переход национальных вооруженных сил на стандарты НАТО и подготовит лётный состав и наземный персонал. Ориентировочно второй этап общей модернизации ВС Украины может занять около 10 лет.
Третий этап рассматривается как момент кардинальной реформы украинских вооружённых сил и во многом будет зависеть от политической и экономической ситуации как в самой Украине, так и в мире в целом. Ожидается, что после 2025 года украинские Вооруженные силы будут нуждаться в современных лёгких ударных самолётах для замены штурмовиков Су-25 и учебно-тренировочных самолётов L-39 и частично истребителя МиГ-29.
В этот период ожидается уже начало серийного производства нового украинского лёгкого боевого самолёта. В середине 2016 года был представлен аванпроект нового двухдвигательного многоцелевого украинского истребителя, получившего название ЛБЛ (Легкий Бойовий Літак). Новый самолёт будет создан на базе разработок специалистов из Запорожского машиностроительного конструкторского бюро «Прогресс» имени академика А.Г.Ивченко и Государственного предприятия «Антонов», при непосредственном участии ряда иностранных партнёров. Так планер, ряд критически важных компонентов и силовая установка будут украинские, а бортовое оборудование и системы управления — иностранного производства. Проект создания нового лёгкого боевого самолёта уже поддержал лично Президент Украины Петр Порошенко и секретарь Совета национальной безопасности и обороны Александр Турчинов. Новый самолёт сможет заменить сразу несколько летательных аппаратов в составе ВС Украины и значительно сократить расходы на подготовку лётного состава и материально-техническое обеспечение.
Что же касается тяжёлого истребителя для замены Су-27, то прорабатывается вариант участия в международном проекте по созданию нового многоцелевого ударного авиационного комплекса или же покупки лицензии на выпуск уже имеющихся самолётов данного класса. Мощный авиационный фронтовой комплекс, способный противостоять перспективным самолётам потенциального противника, будет играть важную роль в повышении обороноспособности страны. Самолёты данного класса представляют собой венец технологий и научного прогресса, и разработать самостоятельно тяжёлый истребитель Украина будет не способна. К сожалению, данный вопрос является наиболее болезненным для украинских воздушных сил, так как его решение зависит не только от экономической ситуации в самой стране, но и от политической конъюнктуры в мире в целом.
В итоге можно заявить, что украинские Воздушные Силы ждёт довольно непростой этап становления, который будет остро зависеть от политической ситуации как в самой стране, так и в мире в целом. При этом с уверенностью можно утверждать, что именно сейчас важна воля и решительность первых лиц государства в процессе строительства новых Воздушных Сил Украины, результатом работы которых может стать появление надёжного и современного воздушного щита уже после 2025 года, иначе государство может оказаться беззащитным перед лицом агрессии со стороны потенциального противника.