Главная
Тень - от низких зарплат
С периодичностью примерно в полгода - уже на протяжении добрых 15 лет! - наши власти начинают бороться с таким негативным явлением, как зарплаты «в конвертах». Если говорить о 2010-м, то под занавес своей деятельности, 2 марта, правительство Тимошенко «отметилось» распоряжением «Об утверждении плана мероприятий по детенизации доходов…», суть которого, если продраться сквозь частокол «изучения вопроса», «усиления» и «совершенствования», сводилась к мониторингу предприятий, имеющих большой оборот, но выплачивающих минимальную зарплату.
Новая власть вбросила для обсуждения сырой и весьма дискуссионный законопроект об индикативных зарплатах (апрель) и взбудоражила общественность заявлением первого зампреда ГНАУ о том, что получатели зарплат «в конвертах» будут привлекаться к ответственности наряду с их работодателями (октябрь). По части системной работы не преуспела и она.
Впрочем, директор Института демографии и социальных исследований НАН Украины, академик НАН Украины Элла ЛИБАНОВА призывает не искать политику там, где ее нет: «технология уборки улиц», то бишь в нашем случае - борьба с тенью, не имеет политической окраски. Желание уйти от налогов, не платить ничего в бюджет, в фонды социального страхования по-человечески, может быть, и понятно, но при наших масштабах оно заводит страну в тупик. Так что самое время поговорить о том, что мы реально можем этому противопоставить.
На налоги неча пенять
- Я на сто процентов уверена в том, что каждое государство, которое делает ставку на дешевую рабочую силу, сегодня обречено, - говорит Элла Марленовна. - Сегодня это возможно только в таких странах, которые являются сырьевыми придатками. Если в государстве производится большая часть добавленной стоимости, то там, соответственно, и заработная плата получается высокая.
Конечно, низкая оплата труда в Украине появилась не из воздуха. Мы ее унаследовали от советской власти. Но при советской власти как искусственно ограничивалась заработная плата, точно так же искусственно ограничивались цены на товары, на услуги, были практически бесплатные жилье, медицина, образование. То есть низкая цена рабочей силы в значительной мере компенсировалась тем, что большую часть благ население получало из фондов общественного потребления либо приобретало товары и услуги по искусственно заниженным дотационным ценам.
Переходя к рыночной экономике, первое, что мы сделали, - это сломали систему общественных фондов потребления и перестали дотировать цены на товары и услуги. Сказали, что будем помогать только бедным, потому что, дотируя цену того же мяса, мы якобы дотируем богатых, которые больше его едят.
Цены, разумеется, повысились. На большинство товаров и услуг они уже приближаются к среднеевропейским. Да, цены существенно ниже на то, что нельзя вывезти из Украины. Например, парикмахерские услуги вывезти нельзя - и их стоимость сравнительно невысока, если конечно, не иметь в виду так называемые статусные салоны. Однако заработная плата в Украине в разы ниже европейской. Даже в относительно благоприятном для Украины 2007 году средняя зарплата в Венгрии была выше нашей (195 евро в месяц) в 3,8 раза, в Эстонии - в 3,6, в Литве и Латвии - соответственно в 2,7 и 2,9, в России - в 2,2, в Польше - вдвое.
К тому же, при всем том, что у нас заработная плата за последнее десятилетие очень сильно выросла - хоть в евро, хоть в долларах, хоть по паритету покупательной способности (ППС), в других странах она тоже росла (в процентом выражении, может быть, и меньше, но в абсолютном выражении - сильнее). Так что отставание Украины по уровню зарплат даже от всех соседних стран увеличилось.
Что из всего этого следует? Работодатель не мотивирован внедрять новые технологии - ему гораздо дешевле нанять массу низкооплачиваемых работников, чем внедрять дорогостоящую технологию и приобретать новое оборудование. Работник не мотивирован хорошо, творчески работать, приобретать новые знания, повышать квалификацию. В массовом сознании укоренилось, что зарплата все равно маленькая и везде примерно одинаковая, хотя в действительности это не совсем так. В результате у очень многих людей формируется установка: чем идти работать на такую маленькую зарплату, лучше я буду получать пособие и что-то делать в теневом секторе.
Получается замкнутый круг. Низкие заработные платы - мало поступлений в социальные фонды и местные бюджеты - очень низкие ставки в здравоохранении и образовании, во всей бюджетной сфере. Местные власти не могут выполнять свои обязанности по благоустройству, водоснабжению, канализации и т.д. Обратившись за услугами в любую коммунальную службу, да в ту же поликлинику, человек видит, как все валится, и задается вопросом - зачем я плачу налоги?
Так низкие заработные платы в значительной мере провоцируют тенизацию. Это очень связанные вещи.
- В массовом сознании все абсолютно не так. В массовом сознании в тенизации виноваты высокие налоги, и уж никак не низкие зарплаты.
- Это ошибка. Вы знаете, какая совокупная ставка налога на доходы и обязательных платежей в фонды социального страхования в Бельгии? 99,8%. В Германии — за 94,8%, Франции - порядка 85%.
Да, у нас едва ли не самый низкий в мире подоходный налог. Поэтому я сделала такой же график без подоходного налога.
Что, Украина сильно выделяется cреди остальных? Так что все эти разговоры о сверхвысоких социальных взносах — сказки бабушки Арины. Да, в Дании социальные платежи ниже, но там очень сильно развито личное добровольное страхование, поэтому обязательное сделали небольшим.
Ведь что происходит на самом деле? Работодатель в принципе не заинтересован платить налоги, это естественно. Но работник — из-за низких зарплат, из-за того, что не получает за счет бюджета тех благ, которые должен получать, — тоже не заинтересован. Получается связка, способствующая тому, что невероятное количество заработных плат находится в тени.
А когда и работодатель, и работник согласны, разорвать этот порочный круг практически невозможно.
— Каковы, на ваш взгляд, масштабы зарплатной тени?
— Думаю, что в тени, в основном, высокие зарплаты так называемых топ-менеджеров. А также зарплаты в малом бизнесе. Но тенизация коснулась все-таки не всех. Не думаю, что она развита в бюджетных отраслях: очень сложно манипулировать бюджетными средствами.
Не верю, что на крупном предприятии, где заняты 5—6 тыс. человек, может существовать система «конвертов». Да, там тоже выкручиваются, есть схема ухода от социальных отчислений через страховые компании. Заключается, например, страховой договор: если заработная плата работнику задерживается, скажем, на два дня, он получает компенсацию в размере 80% заработка. Зарплата задержалась. Работник получил компенсацию от страховой компании, а потом ему выплачивают еще и задержанную зарплату.
Схема простая, очевидная. Едва ли наши проверяющие органы настолько безграмотны или настолько «заинтересованы», что не видят этой практики. Скрыть это нельзя, страховые договора легко проверяются. Так что если подобные схемы и существуют, то далеко не в таком масштабе, что все 10 млн. наемных работников в Украине получают теневые деньги. На самом деле их получает только топ-часть.
— Весь топ-менеджмент?
— Трудно сказать, весь или не весь. Но большой процент.
По данным экспресс-выпуска Госкомстата, в июне 2010 года зарплату свыше 5 тыс. гривен в стране получали аж 6,1% работников. Ну это же смешно! Поэтому я и говорю: прячут высокие зарплаты.
— Я пытаюсь прикинуть, сколько в стране крупных предприятий с директорами, их замами и главными бухгалтерами. 176 — только банков, 440 — страховых компаний…
— А промышленность? По статистике, только 8,1% занятых в промышленности получали в июне зарплату свыше 5 тыс. грн.!
В сфере финансовой деятельности — 22,1%. При этом 4,5% работников финучреждений получали зарплату ниже прожиточного минимума (884 грн.), почти 9% — до 1 тыс. грн. Да там уборщица больше получает!
Кроме того, по официальным данным, на частных предприятиях зарплата постоянно на 15—20% ниже, чем на государственных. Что, на частных предприятиях менее эффективное производство? Или плохой менеджмент? Тогда кому нужна приватизация?
Во всем мире частный собственник более эффективен, чем государственный, а у нас, получается, он эффективный, но только для себя.
— Как вы оцениваете объемы теневого фонда оплаты труда в стране?
— Мне трудно сказать. Я не знаю, сколько у нас платят. Знаю только, что достаточно много топ-менеджеров едут из Западной Европы работать в Украину. Значит, это выгодно? Приезжают из России — значит, это выгодно?
Мне легче оценить процент наемных работников, получающих зарплату в режиме «белая плюс конверт». Думаю, что примерно 15%. Если бы теневую зарплату платили всем, не было бы особого смысла «темнить». Потому что в теневой экономике нужно и взятки платить, и себя, любимого, не забыть. Там теоретически не может быть высокой зарплаты.
Но эти 15% работников, вполне возможно, получают до 50% общего фонда оплаты труда.
Механизмы на выбор
— От чего зависит зарплатная тень: от смены правительств, от экономического роста, от политических катаклизмов?
— Ни от чего не зависит.
Серьезные, массовые масштабы процесс тенизации приобрел в 90-е годы. Когда работодатель понял, что серьезные санкции ему не грозят, а выгода громадная, поскольку стоимость обналичивания — порядка 10% — гораздо ниже совокупного налога на фонд оплаты труда. (В советские годы были не теневые зарплаты, а полностью теневое производство. Это совсем другая история.)
Уже в 90-е заговорили о детенизации, расширении налогооблагаемой базы. Налоги с населения в ВВП выросли с 3,5% в 1997 году до 5,1% в 2003-м. С 1 января 2004 года в Украине снизили ставку налога на доходы населения до 13%. И получили падение удельного веса этого налога с 5,1 до 3,8%. В 2007-м мы немножко поднялись до 4,8% — главным образом, за счет повышения ставки налога до 15%. Но и сейчас не дотягиваем до 5,1% ВВП, как это было в 2003-м.
Если бы реально происходила детенизация, то доля подоходного налога в ВВП должна была вырасти. Или я что-то неправильно понимаю? А ведь надеялись, что, снизив ставки, расширим налогооблагаемую базу и выведем зарплаты на свет.
— Элла Марленовна, а кому вообще мешает тень? Вы же сами говорите: и работник доволен, и работодатель…
— На самом деле работник недоволен, ведь реальные налоги (со всеми видами поборов) у нас гораздо выше. Возникает вопрос, что лучше — платить нормальный налог или платить все эти взятки?
Или вообще плюнуть на все и уехать на работу за рубеж, что и происходит ежегодно в огромных масштабах. Получается, что бюджетные расходы на подготовку эмигрировавших специалистов не только не компенсируются, но и работают на повышение конкурентоспособности чужих экономик.
— А где гарантия, что когда зарплаты окажутся полностью на свету, взятки исчезнут?
— Это другая тема. Это то, почему я категорически против введения в Украине медицинского страхования.
Ведь что получается? Налоги не платят молодые и здоровые. И они же не сильно-то платят взятки — врачам, например. Дальше продолжать?
Таким образом, тяжесть налогообложения мы переносим с молодых и здоровых (я не говорю, что это обязательно 20-летние — и 40-летние тоже) на тех, кто вынужден платить. Тех, кто болеет, кто вернулся в легальную систему занятости с ее низкими зарплатами, потому что скоро на пенсию.
Мы кричим, что у нас маленькие пенсии, поэтому нужно повышать пенсионный возраст, пенсионный стаж и т.д. На самом деле достаточно было бы высветить большую часть зарплат, чтобы отчислений от них хватило Пенсионному фонду на нормальные пенсии. Если предположить, что порядка 40% фонда заработной платы в тени, значит, Пенсионный фонд недополучает 40% своих потенциальных доходов.
— Но если эти суммы высветить, как это скажется на конкурентоспособности? Ведь есть разница — то ли платить работнику 10 тыс. грн. налом, затрачивая (вместе с обналичиванием) на это 11 тыс. грн., то ли для выплаты 10 тыс. по белому изыскивать (при 56% налогов и сборов) более 15 тыс. грн.
— Так вот, есть предложение — перенести часть взносов на социальное страхование на работника. Да, бесспорно, это ни в коем случае нельзя делать на фазе экономического спада или стагнации. Но такие вопросы за два месяца не решаются, и если подъем начнется через два года, то эти два года надо использовать на подготовку законодательной и нормативной базы.
— И что даст перенос части налогов от работодателя к работнику?
— Сразу не даст ничего. В принципе, работодатель должен адекватно увеличить заработную плату. Но поскольку зарплата в условиях подъема все-таки растет, то увеличивать можно не в полной мере — все остальное сделает экономический рост.
Если работодателю оставить, допустим, 20 или 25% взносов в социальные фонды вместо нынешних 37%, то разница между стоимостью обналичивания и этой величиной будет гораздо меньше.
— Но в доходе потеряет работник — ему придется платить большие налоги.
— Поэтому я и говорю, что перенос части налогов к работнику возможен только тогда, когда быстро растет заработная плата.
Противодействует тенизации и установление «потолка» взносов на социальное страхование — сегодня это 13 тыс. 605 грн., или 15 минимальных зарплат.
— Но статистикой это не очень-то подтверждается.
— С 5 тыс. грн. — платили бы. С 13,6 тыс. — «жаба давит».
— Пока мы говорим в основном о мерах на перспективу. А что реально уже сейчас?
— Как это ни парадоксально, методом детенизации является рост минимальной заработной платы. Потому что во многих фирмах официальную заработную плату платят на уровне минимальной.
Единственное, что не могу доказать нашим правительствам, — нельзя повышать МЗП с 1 января. Нельзя!
Повышение минимальной заработной платы требует больших бюджетных затрат. Частично эти затраты компенсируются поступлением средств из частного сектора, но в январе повышение поступлений невозможно даже теоретически — страна полмесяца гуляет. Поэтому повышать минимальную заработную плату следует с февраля (а лучше — с декабря, когда зарплаты традиционно самые высокие).
— Я так понимаю, при правильном подходе можно вообще обойтись минимальной заработной платой и не вводить индикативную?
— Можно. На самом деле минимальная заработная плата очень по-разному формируется. Например, в Германии она дифференцирована по отраслям. Если бы мы смогли сделать дифференцированную минимальную зарплату, это был бы фактически аналог индикативной. Но у нас МЗП одинакова во всех отраслях. Хотя экономические возможности сельхозпредприятия и, к примеру, страховой компании несравнимы.
— Какой должна быть сейчас МЗП?
— Не готова сказать — все зависит от очень многих факторов. Но, думаю, что в два раза против нынешней ее повышать надо. Минимальная заработная плата должна обеспечить человеку возможность воспроизводства рабочей силы.
— Какие еще могут быть инструменты детенизации оплаты труда?
— Можно выделить несколько групп инструментов: финансовые, административные, конкурентные, организационно-информационные. Но если вы хотите знать мою точку зрения, то самые сильные, самые действенные рычаги — моральные. Если мы сможем сделать так, чтобы в Украине было стыдно платить копеечную зарплату, тогда что-то сдвинется с места.
У нас в институте работает Надежда Николаевна Деева, бывший начальник финуправления, замгубернатора по экономике, а потом и губернатор Днепропетровской области. И она рассказывала мне, как организовывалось в области это самое моральное влияние.
Идут на государственном телеканале областные новости. Пустили бегущей строкой: на таком-то предприятии, где объемы производства такие-то, самая низкая в регионе заработная плата. Такое-то предприятие не перечислило деньги в Пенсионный фонд, из-за этого столько-то людей могут не получить пенсию. Только моральное влияние, а какой эффект: в 2007 году против 2006-го поступление налога с доходов физлиц на Днепропетровщине выросло в полтора раза.
Я абсолютно убеждена: чтобы добиться серьезного повышения заработной платы, надо объяснить необходимость этого капитанам бизнеса. Собрать 50 человек — хозяев самых крупных предприятий и договориться с ними. Не нужно договариваться со всеми. Потому что экономика — это сосуды сообщающиеся.Конечно, придется использовать административные рычаги, как это плохо ни звучит. Например, объяснять: либо вы это делаете, либо налоговая вас будет «пасти» по полной программе.
Ведь как минимальная зарплата в той же Германии устанавливается? Профсоюзы, работодатели, государство договариваются. В Украине такого нет. Я несколько лет назад делала исследование для МОТ, в рамках которого анализировала содержание колдоговоров. Что там гарантируется в области оплаты труда? Во многих случаях заработная плата на уровне минимальной. Что это дает в плане усиления социальных гарантий?
Кто возьмется?
— В принципе это могут делать либо профсоюзы, либо иные профессиональные «агенты влияния»…
— Например, такую роль могут играть саморегулируемые организации (СРО), особенно для предприятий среднего бизнеса. Надо развивать публично-приватное партнерство таким образом, чтобы передавать новообразованным структурам гражданского общества, которые будут действовать на рынке, часть контрольных полномочий.
Если СРО облегчает каким-то образом предприятиям ведение бизнеса, то она может потребовать, чтоб у ее участников и заработная плата была не ниже определенного уровня.
— А как насчет такой часто дискутируемой темы, как поэтапное повышение удельного веса заработной платы в себестоимости продукции?
— Что мне в этом не нравится? То же самое, что и в повышении единой по стране минимальной заработной платы. Структура себестоимости в разных отраслях не может быть одинаковой, и доля заработной платы в себестоимости одних товаров может превышать аналогичный показатель по другим в несколько раз. Это первое. Второе. Чтобы воспользоваться этим механизмом, работодатель должен полностью открыть себестоимость. Я не уверена, что это не коммерческая тайна. Но если действовать через отраслевые саморегулируемые организации — тогда можно.
— Мы опять выходим на структуры гражданского общества, которого нет.
— Зародыши гражданского общества есть. На самом деле люди во многих случаях просто не понимают, ради чего им надо объединяться. Например, если мне предлагают пойти на Майдан или под Кабмин и покричать: «В науке низкая зарплата!», то я не пойду. А если мне предложат механизм, с помощью которого можно добиться повышения заработной платы, то я вступлю в эту организацию и буду работать.
— Каким может быть этот механизм? Что можно сделать уже в 2011—2012 годах, чтобы развернуть этот процесс в нужном направлении?
— Помочь — хотя бы отчасти — может введение единой социальной карты, в которой фиксируется, например, сумма взносов в фонды социального страхования и соответствующий набор бесплатных услуг.
— Большой, затратный механизм. Кто-то освоит очень большие деньги в ходе его запуска.
— На самом деле он не такой уж большой. Зато его внедрение позволит, кроме всего прочего, обеспечить сопоставимость двух самых главных баз данных — Пенсионного фонда и налоговой. А также «устаканить» качество и объем предоставляемых льгот.
Социальная карта придумана не только для того, чтобы обеспечить более высокие взносы в социальные фонды. Она может решать целый комплекс вопросов, если ее грамотно внедрить. Постановление о проведении эксперимента по внедрению карты в Киеве, Харьковской и Черновицкой областях есть, посмотрим, что будет дальше.
— Вопрос на засыпку: правильно ли, что во всех комментариях детенизация зарплат рассматривается исключительно как задача налоговой?
— То, что налоговая должна этим заниматься, вне всякого сомнения. Но нельзя забывать, что налоговая занимается доходами преимущественно государственного, а не местных бюджетов. Она не контролирует процесс начисления заработной платы. Формально перечисления в фонды социального страхования контролируются самими этими фондами, но у них нет действенных рычагов контроля и воздействия.
Поэтому в порядке дискуссии высказывается предложение — создать при вице-премьере по экономике экспертную группу, которая бы постоянно занималась анализом заработной платы. Сегодня в стране этим никто не занимается. Эксперты должны дать надлежащую информацию, а решение будет принимать вице-премьер (или, как вариант, премьер).
Там не надо много людей — достаточно двух-трех человек. Но необходимо, чтобы поступала информация из налоговой, Пенсионного фонда и в разрезе предприятий. Ее можно обезличить так, чтобы не было никакого нарушения коммерческой тайны.
— Я не верю во всяческие новообразованные комиссии, группы при вице-премьере и пр. Создавать группу по каждой из 30—40 проблем просто немыслимо. Кто конкретно должен заниматься проблематикой детенизации?
— Правительство, а кто же еще? Если идет работа по преодолению коррупции, то детенизацию заработной платы вполне можно рассматривать как одну из ее составляющих.
Высокая заработная плата — сама по себе сильное антикоррупционное средство. С другой стороны, уничтожая коррупцию и связанные с ней платежи, можно рассчитывать и на детенизацию. Нужно учесть, что далеко не все предприниматели так уж сильно хотят работать в тени. Они вынуждены это делать потому, что надо платить взятки. Кстати, именно за счет коррупционных платежей и формируются сверхвысокие поборы с бизнеса, а никак не за счет официальных налогов (впрочем, об этом мы уже говорили). То есть успешная борьба с коррупцией создает предпосылки, чтобы хоть часть людей начала работать честно.
Если эксперимент с социальной картой будет удачен, можно ожидать каких-то сдвигов. Но быстро не будет — будет медленный и тяжелый процесс.
— Медленный — потому что в бюджетной сфере действует запрет от МВФ на повышение заработных плат, и государство не имеет, так сказать, морального права требовать от бизнеса повышения зарплат?
— Но мы можем вводить индикативную зарплату во внебюджетной сфере, с дифференциацией по отраслям. Можем минимизировать наличное денежное обращение и ввести запрет на приобретение за наличные любых товаров стоимостью от 50 тыс. грн. Возможно, даже 10 или 5 тыс. грн. — речь идет о тех товарах, которые не покупаются на фермерском рынке.
Если в стране будет доминировать безналичный оборот, то появление денег из «конвертов» неминуемо вызовет вопросы. А банки на прямые нарушения легко не пойдут.
Одновременно нужно вводить декларацию о расходах. С постепенным расширением круга тех, кто ее подает. Для начала — заставить хотя бы владельцев крупных предприятий декларировать свои расходы. Это не есть проблема на самом деле.
А поскольку предпринимателям нужны какие-то «пряники», то предлагается ввести амнистию на год и освобождение от налоговых проверок тех предприятий, где произошло резкое повышение заработной платы.
Есть предприятия-монополисты. Антимонопольный комитет обязан анализировать удельный вес зарплаты в себестоимости их продукции и делать соответствующие выводы? Обязан! Но это не делается.
Все стремятся получить госзаказ. Можно уровень заработной платы сделать одним из условий получения госзаказа? Легко! И, кроме того, составить реестр добросовестных плательщиков взносов в социальные фонды, плательщиков высоких зарплат и т.п., внесение в который будет давать предприятию определенные преимущества при получении госзаказа.
Мы говорили о «хороших практиках» в Днепропетровской области. В каждой области есть свои. Можно составить портфель «хороших практик» с тем, чтобы собрать руководителей местных органов власти и рассказать им о них. Ведь вся прелесть в том, что, по большому счету, в детенизации зарплат должна быть заинтересована прежде всего местная власть.
Очень серьезный вопрос — целесообразность существования налоговой льготы в ее нынешнем виде. Во многих странах мира считается, что налоговая льгота — это плохо, потому что если человек не платит налоги, это не дает ему возможности требовать от чиновника выполнения его обязанностей. Я абсолютно убеждена, что нужно возвращать прогрессивную шкалу налогообложения — скажем, 5, 10, 15, 20 и 25%. Чтобы люди с низкими доходами все равно участвовали в содержании власти, но платили немного.
— Знаете, к чему приведет такая шкала? Все будут платить 5%.
— Не будут. Ну, не бывает такого, чтобы богатый платил столько же, сколько бедный. Но нынче предлагаемые 15 и 17% — разве это прогрессивная шкала?
— Какие из западных практик выведения зарплат из тени наиболее приемлемы для Украины?
— Индикативные зарплаты вводились в Болгарии, и они оказали свое влияние. Но там индикативная зарплата — скорее, сумма, с которой уплачивались взносы в социальные фонды.
В Венгрии пошли на резкое повышение минимальной заработной платы, и там, грубо говоря, на
6 грн. затрат 4 грн. получили обратно, через налоговые поступления. Так что никаких больших потерь для бюджета не было.
На проходившем в нашем институте круглом столе резонно отмечалось: до тех пор, пока не будут прозрачными доходы верхушки, ничего не будет. В массовом сознании ничего не изменится.
Вы не верите, что это реально? Скажу так. Было Чикаго начала прошлого века. Справились они с этим? Справились. Значит, было бы желание.
- Информация о материале
Самосуд становится неотъемлемой частью отечественной Фемиды
Самосуд становится неотъемлемой частью отечественной Фемиды. Люди государству не доверяют, и наказывают преступников собственными силами. Кто собирает толпу, а кто в одиночку. Бьют нахальных водителей, защищая своих детей, убивают педофилов. А как на это реагирует уголовный кодекс - узнавали наши корреспонденты.
На первый вигляд, обычная драка. На самом деле, дубасят автоворов, что крутился возле иномарки на стоянке. Двое прохожих решили наказать наглеца. Кулаками и металлическими трубами. Милиционеров не вызвали. Их выбор - суд Линча.
Ярослав Моргун, психолог:
- Мотивами самосуда могут выступать различные формы - это стремление восстановить справедливость, покарать виновного, отомстить, оградить общество от рецидива в дальнейшем.
Еще один важный мотив - недоверие к государству и всем его органам правосудия.
Юрист:
- Люди уже не верят, и понимают: не работает пока так, как должно быть.
Такое случилось в конце сентября в Одессе.
Избивают водителя вот этого джипа. Он вел автомобиль навеселе, не справился с управлением и влетел на тротуар. Под колесами автомобиля оказалась женщина. Вместо того, чтобы помогать пострадавшей, водитель вместе с пассажиром спрятали в багажник номерные знаки. И взялись ругать толпу. Очевидцы не стерпели и решили проучить наглецов.
Эдуард Багиров, правозащитник:
- Люди это видят, вот он наезд совершил, убил одного, двоих, троих. Папенькин сынок, олигарх, депутат - и всё, правосудие не работает, и человек понимает: пока вот здесь ты его не накажешь, не забьешь руками или ногами, он завтра выкрутится.
Но вот статьи, оправдывающей самосуд, в уголовном кодексе нет. Для украинской Фемиды это также преступление.
Елена Ткаченко, корреспондентка:
- Прагнуть до справедливості, та все одно поповнюють міліційну статистику. Вчинити самосуд проти людини, хоч і вбивці, крадія, або гвалтівника - то протизаконно. Можна і за грати потрапити.
Так ожидает приговора суда тридцатипятилетний житель Черниговщины. Он забил до смерти педофила, который приставал к его маленьким детям.
Сергей Середа, руководитель сектора Черниговского РО милиции:
- Он нанес два удара в голову, и многочисленные в область живота. Были приняты все меры по его задержанию. На данный час возбуждено уголовное дело. Санкция статьи - от 7 до 12 лет лишения свободы.
Но встречи со слугами Фемиды подозреваемый ожидает дома. Из-за решетки его отпустили под обязательство о невыезде.
Владимир Билык, правозащитник:
- Людина дійсно порушила закон, він наніс тяжкі тілесні, що потягнули смерть. Однак тут є чимало пом'якшуючих обставин. По-перше, чоловік діяв у стані афекту, захищав власну дитину. По-друге, він щиросердно розкаявся. Це обов'язково має урахувати суд.
Но и мстить самостоятельно решится не каждый. Вот толпой - дело другое. Об эффекте толпы знают в Китае. Двух малолетних воров там едва не растерзали целым базаром. Вот видео с камеры наблюдения. Злоумышленники на мопеде забирают у женщины сумку. Из кадра исчезают. Видно только, что пострадавшая побежала за ними, а следом - и свидетели происшествия. Догнали ли они грабителей? Дальше без комментариев.
Возможно, на преступный путь в будущем эти юноши больше и не станут. Но специалисты говорят: всех все равно не воспитать. А вот собственной свободой можно и поплатиться. Поэтому советуют не рисковать. Хотя бы и во имя справедливости.
- Информация о материале
Украина: зомби, призраки и прочие избиратели заработали на этих выборах
Ну никак не успокоится «ридна ненька Украина». От выборов до выборов шумят-гудят митинги, оппозиция ругается с властью, крупные партии швыряют друг в друга помет и банановые шкурки, мелкие – кусают за ноги крупных, а претендующие на роль «руководящих и направляющих» регионалы нет-нет да и схватываются меж собой.
И то сказать, реальных противников у них пока нет, благодаря разброду и шатаниям в рядах блока Тимошенко. А также простенькому, по-донецки «деловому» конституционному перевороту, устроенному лично президентом.
Теоретически, теперь он может не бояться оппозиционеров: новый закон о выборах позволяет Партии регионов делать все, что ее левая нога хочет: формировать избирательные комиссии «по своему образу и подобию», перебрасывать в «неблагонадежные» округа толпы верноподданных избирателей, вымарывать из списков избирателей тех, кто явно проголосует «не так», и многое-многое другое. Так что, по большому счету, оппозиционерам вообще не стоило тратиться на этот раз на предвыборные кампании: эти деньги себя не оправдают ни под каким видом.
Тем не менее, Украине по части избирательных практик пока далеко до России, а Виктор Федорович – все еще не Владимир Владимирович (тм).
В РФ местные выборы давно уже не событие. Там побеждает, в основном, партия власти, набирая количество голосов, достаточное для победы, но недостаточное, чтобы чувствовать себя «царями горы» — независимыми от «вертикали» и московских благодетелей. За ними непременно идет «партия полувласти», «разрешенные» оппозиционеры. Остальные в игру если и принимаются, то весят немного.
Украинская демократия еще не успела стать «суверенной», так что политический ландшафт здесь покуда не устоялся. Партия власти пока еще не чувствует себя властью, несмотря на все те веселые штуки, что она успела под руководством своего дважды несудимого гуру проделать с Конституцией.
Более того, регионалы-олигархи из Донецка, Днепропетровска и прочих «твердокаменных» оплотов нынешнего президента сделали ошибку, неожиданно обрушившись на своих же соратников из Крыма, Одессы и иных южных областей. По сведениям украинской прессы, здесь проходит массированное «вымывание» местных кадров и замена их надежными «донецкими» товарищами. Крымчане, немало сделавшие для президентства Януковича, обиделись, что их теснят с насиженных мест. А на западе и в центре задумались, не поступят ли «донецкие» так же и с ними.
По Киеву ходит анекдот: «Виктор Федорович, а ты бы смог всей Европой командовать? – Нет, Европой не смог бы – «донецких» не хватит». Однако это справедливо и для Украины: «донецких» не хватит, чтобы командовать большинством областей. Именно этим и обусловлен накал нынешней борьбы.
В западных областях у оппозиции весьма неплохие шансы. Что касается восточных – то Тимошенко недавно признала: коммунальные выборы для нее потеряны. Не потому, что ее здесь так уж не любят – Януковича тоже. Но админресурс у «регионалов» тут слишком велик.
Наверное, руководство страны хихикало в кулак, назначая местные выборы на Хэллоуин. Ведь в воскресенье 31 октября к урнам сойдутся «зомби» — избиратели, которые теперь, согласно новому законодательству, имеют возможность проголосовать в любых округах, независимо от места жительства.
Если верить СМИ, с киевскими пенсионерами работу уже провели. За сто гривен «на нос» их погрузят в автобусы и с песнями повезут в соседние области, где потребуется обеспечить бурную поддержку Партии регионов.
Более того – пенсионеры-«зомби», если проявят достаточно шустрости, могут успеть поработать еще и «оборотнями», за день оперативно обернувшись туда и обратно и проголосовав еще и по месту собственной прописки.
Кроме этих персонажей, не следует забывать также и об «избирателях-призраках». Эта практика уже была широко применена во время президентских выборов: речь идет о «мертвых душах», избирателях «с кладбища».
Так что европейским наблюдателям, уже успевшим съехаться на очередные украинские выборы, предстоит увидеть привычную для старушки-Европы картину: в Хэллоуин по улицам будут бродить персонажи ночных кошмаров, с украинской практичностью превращающие выходной день в дополнительный заработок. Остается лишь надеяться, что потом ни им, ни украинцам не приснятся страшные сны.
- Информация о материале
Услышь, правительство!..
Украинский мелкий бизнес выступил с требованием к Верховной Раде принять мораторий на утверждение проекта Налогового кодекса, подготовленного правительством Николая Азарова. У парламента бурлил митинг, на котором свое мнение о налоговых новациях высказывали не только киевские предприниматели, но и их многочисленные коллеги из других городов. Одновременно протесты шли и в регионах, в частности, во Львове и в Полтавской области. Чего стоят плакаты с надписями: «Налоговый кодекс Азарова — венок на могилу малого и среднего бизнеса», «Где каникулы для малого бизнеса?», «Нет налоговому террору!» Предприниматели заявляют, что 16 ноября (на этот день назначено рассмотрение проекта кодекса во втором чтении) они готовы вновь выехать в Киев, чтобы пикетировать Верховную Раду.
Малый бизнес пользуется морально-политической поддержкой оппозиции, которая утверждает, что Налоговый кодекс будет способствовать дальнейшей тенизации экономики. Министр финансов оппозиционного правительства, народный депутат Украины Андрей Сенченко говорит «о налоговом терроре со стороны правительства Азарова, который увеличил теневой сектор».
Но хуже всего, что новеллы Налогового кодекса раскололи украинское бизнес-сообщество. Так, директор компании «Стройцентр» (г. Днепропетровск) Дмитрий Левчинский сказал «Дню», что для него в новом кодексе самой большой проблемой является НДС, который остается практически таким же, как и прежде, — коррупционным налогом, блокирующим возможности для экспорта отечественных товаров. «Фактически это налог с оборота, но платится он не всеми, а избирательно», — говорит предприниматель, относящий себя к среднему бизнесу. Что касается малого бизнеса и его требований, то, по мнению Левчинского, эти нормы нужно совершенствовать. Однако он утверждает, что новации к «упрощенке» придумали не только налоговики: средний бизнес уже давно и настойчиво добивался, чтобы эту систему, создающую неравноправную конкуренцию, или ликвидировали, или существенно изменили. «На упрощенной системе работали миллион реальных «упрощенцев» и два миллиона якобы предпринимателей, использовавшихся для минимизации налогообложения крупными корпорациями», — констатирует директор «Стройцентра».
И действительно, реальным упрощенцам, мелкому бизнесу приходится страдать из-за тех, кто работает под этой маской. Частный предприниматель Татьяна Галицкая сказала «Дню», что она, как и ее коллеги, перед Верховной Радой тоже протестует против Налогового кодекса. «Мы требуем, — говорит она, — пускай все остается так, как было — фиксированный налог или единый. Ничего не нужно изменять — пусть все будет так, как есть. Мы привыкли к такому налогу и на это рассчитываем. Такой налог мы еще можем потянуть, а предлагаемых в Налогом кодексе нововведений мы не потянем...»
- Информация о материале
Как быстро и правильно ликвидировать СПД-физлицо
Кто-то из предпринимателей-физлиц из-за вводимых ограничений будет вынужден перейти с упрощенной системы на общую. Но большинству придется прекратить деятельность в виде СПД-физлиц и продолжить бизнес в рамках вновь открытых юрлиц -- ЧП и ООО. Вот это большинство и столкнется с неприятной и недешевой процедурой закрытия СПД-физлица.
"В свое время на то, что бы зарегистрироваться частным предпринимателем, у меня ушла одна неделя. Однако когда дело дошло до закрытия, все превратилось в марафонский забег марафонца по кабинетам разных инстанций, расположенным в разных районах города", -- рассказал "Деньгам" предприниматель Сергей.
Действительно, легким его опыт не назовешь. Пока бизнесмен собирал справки в одном месте, в другом их срок уже заканчивался, и все приходилось начинать по новой. Чиновники цеплялись к каждой букве и цифре в документах и явно намекали на возможность "решить вопрос" за деньги. "В конце концов, через три месяца я сломался и обратился к юристам. Они все быстро сделали по своим каналам, и меня, наконец, исключили из реестра ", -- резюмирует Сергей.
О том, что "вход -- рубль, выход -- два", частные предприниматели с опытом знают не понаслышке. Поэтому всем, кто задумал закрываться, лучше начинать этот процесс заранее. Задолго до 1 января 2011 года, когда, по идее, должен вступить в силу злополучный Налоговый кодекс.
Семь кругов
Процесс закрытия четко регламентирован законом и состоит из двух этапов. Для закрытия СПД-физлица необходимо обратиться в райгосадминистрацию по месту регистрации и написать заявление о прекращении деятельности. Далее нужно будет опубликовать решение о закрытии в газете государственного предприятия "Информационно-ресурсный центр". Квитанцию об оплате объявления нужно будет приложить к заявлению. После этого регистратор внесет уточнение в Единый государственный реестр юрлиц и СПД-физлиц о том, что предприниматель находится в стадии прекращения деятельности. Все вышеописанное -- первый этап и самая легкая часть процедуры.
А вот дальше начинается самое неприятное. Предпринимателю нужно собрать справки об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов. Нужно будет обойти налоговую инспекцию, пенсионный и все социальные страховые фонды. В налоговой у СПД-физлиц проверяют отчеты и оформляют акт о налоговой проверке, в котором должно быть указано, что нарушений не обнаружено. Потом предпринимателю должны выдать справку об отсутствии задолженности по уплате налогов. Справка действительна только в течение нескольких месяцев, поэтому со сбором остальных документов затягивать не нужно.
Предпринимателю также придется закрыть расчетные счета СПД в банке и уничтожить печати и штампы, если таковые были в свое время изготовлены.
По разным оценкам, на получение справок в Пенсионном фонде уходит от одной недели до месяца. Трудности могут возникнуть у тех, кто ранее не подавал отчетность в ПФ либо имеет задолженность по уплате сборов. Кстати, справка ПФ также имеет ограниченный срок "годности" -- один месяц. По истечении срока придется явиться за новой.
Если предприниматель работает без сотрудников, нужно получить справку в центре занятости о том, что СПД не зарегистрирован как плательщик страховых взносов. На основании этого документа в Фонде социального страхования по временной утрате работоспособности и Фонде социального страхования от несчастных случаев на производстве берутся справки о том, что предприниматель не стоял на учете. Если сотрудники есть -- нужно еще получить справки об отсутствии долгов. "В случае наличия задолженности перед Фондами социального страхования, ФЛП необходимо потерпеть до нового года, когда вступят в силу изменения в закон о госрегистрации. Изменения исключают требование подавать государственному регистратору уведомления фондов об отсутствии задолженности перед ними", -- советует юрист ЮФ ILF Андрей Лесковский.
После сбора всех необходимых документов (см. "Как закрыться") нужно приехать в свой родной отдел регистрации предпринимателей. Сделать это можно не ранее чем через два месяца после публикации объявления о закрытии. После этого победителя марафона ждет приз -- у него забирают свидетельство о регистрации и его исключают из госреестра. Проверить свой статус можно на сайте ДП «Інформаційно-ресурсний центр». Если напротив фамилии в графе "статус субъекта предпринимательской деятельности" значится "Припинено", значит -- все в порядке.
Закрыть через суд
После того как предприниматель подал весь пакет документов, его должны закрыть в течение двух дней. Такой срок установлен в Законе "О государственной регистрации юрлиц и субъектов предпринимательства -- физлиц". Но если документы не отвечают требованиям или поданы не в полном объеме, процедура может и затянуться.
В большинстве случаев проблема состоит в наличии задолженностей перед бюджетом (в том числе -- неуплате штрафов за неподачу отчетности).
Юристы советуют: если есть "невозвратный" долг перед налоговой, то ЧП лучше пождать, пока налоговики сами инициируют процедуру банкротства в суде, и уже на стадиях разбирательства и ликвидации реализовать часть имущества для погашения долга. Как правило, такого имущества, по понятным причинам, бывает недостаточно, и остальные долги просто списываются. Однако если имущество налицо в избытке, а на судебные процессы с налоговиками нет времени, такой вариант не подходит.
Если есть долги, подать в суд о признании себя банкротом можно и самостоятельно. Но это также существенно затянет процедуру -- минимум на полгода и повлечет дополнительные расходы на услуги юристов (минимум 10--15 тыс. грн).
Более быстрый путь -- отмена госрегистрации через суд. Инициировать такой иск налоговая может, если СПД в течение года не подавал налоговые отчеты, несвоевременно уведомил (или вообще не уведомил) о смене адреса или названия. В этом случае предпринимателю и делать ничего не надо. В суде будет принято решение, и оно станет основанием для закрытия. Такой способ удобен для "нулевок" -- ЧП, которые не ведут свою деятельность. Правда, на закрытое через суд СПД "повесят" судебные расходы и штрафы за неподачу отчетности, так что дешевым этот способ не назовешь.
Как ни крути, но самый быстрый путь для закрывающихся -- обратиться к юристам, которые специализируются на ликвидации предприятий. Услуга будет стоить от 1500 до 2000 грн, но уже через два месяца можно будет забыть о походах в налоговую и спать спокойно.
Как закрыться
Какие документы нужны для закрытия СПД?
На первом этапе
Заявление о прекращении предпринимательской деятельности
Квитанция об оплате сообщения в СМИ о закрытии СПД
На втором этапе (через два месяца со дня публикации):
Заполненная регистрационная карточка на проведение госрегистрации прекращения предпринимательской деятельности
Свидетельство о госрегистрации СПД
Справка из налоговой об отсутствии задолженности по налогам
Справка из Пенсионного фонда об отсутствии задолженности
Справки из фондов соцстрахования про отсутствие задолженности
Куда переводить деньги о публикации объявления о закрытии СПД?
Реквизиты ГП «Информационно-ресурсный центр»
ЄДРПОУ 33499803
Р/р 26003301812 в «Ощадний банк України» в Киеве МФО 300465
ИНН 334998026552, номер свидетельства НДС 100292612
Резюме: Беготня по кабинетам в течение минимум 2--6 месяцев -- вот что ждет СПД-физлицо, которое решит закрыться. Ускорить процедуру можно только в том случае, если нет долгов перед бюджетом.
- Информация о материале
Способ избавиться от плохих услуг ЖЭКа
ЖЭК-потрошитель», «БЛЭК-ЖЭК» — как только не обзывают граждане жилищно-эксплутационные организации, переданные нам в наследство как атавизм от «совковых» времен. Но когда мы с благодарностью получали в наем квартиры от государства, можно было терпеть халатное отношение ЖЭКа к состоянию своего дома. Сегодня, являясь собственниками квартир и совладельцами многоквартирных домов, разумные и неленивые граждане начали активно отказываться от услуг ЖЭКов, нанимая по собственному усмотрению частные организации для обслуживания своих домов.
Как это реально работает? Через создание ОСМД – организации совладельцев многоквартирных домов, которые передают обслуживание своих домов избранным им компаниям и контролируют выполнение прав и обязанностей сторонами.
Дом высокой культуры и быта
Статус и деятельность ОСМД регулируется одноименным Законом. Согласно п. 8 ч. 1 ст. 1 ЗУ «Об объединении совладельцев многоквартирного дома», ОСМД — юридическое лицо, созданное владельцами для содействия использованию их собственного имущества и управления, содержания и использования неделимого и общего имущества.
Основная деятельность объединения заключается в осуществлении функций, которые обеспечивают реализацию прав владельцев помещений на владение и пользование общим имуществом членов объединения, надлежащее содержание дома и придомовой территории, содействие членам объединения в получении жилищно-коммунальных и других услуг надлежащего качества по обоснованным ценам и выполнение ими своих обязательств, связанных с деятельностью объединения. Объединение отвечает по своим обязательствам средствами и имуществом объединения, от своего имени приобретает имущественные и неимущественные права и обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде (причем именно на стороне жильцов).
Как создать ОСМД
Для создания ОСМД инициативная группа в составе не менее трех владельцев квартир или нежилых помещений созывает учредительные собрания. Не позднее чем за 14 дней до проведения учредительного собрания всех его участников под расписку или рекомендованным письмом необходимо уведомить о дате, месте, времени его проведения и повестке дня. Решение о создании ОСМД считается принятым, если на собрании присутствовало более 50% владельцев жилья и за него проголосовали не менее двух третей присутствующих. На первом собрании утверждается Устав организации.
После принятия решения о создании ОСМД необходимо его зарегистрировать в исполнительном комитете соответствующего органа местного самоуправления. ОСМД считается созданным с момента выдачи свидетельства о государственной регистрации. Оформление и регистрация всех документов осуществляются бесплатно.
Высшим органом управления является общее собрание жильцов, к исключительной компетенции которого принадлежат утверждение устава, внесение в него изменений; избрание членов правления; решение вопроса об использовании объектов, которые находятся в общей собственности; утверждение сметы, баланса ОСМД и годового отчета; определение размеров взносов и платежей членами кондоминиума; принятие решения о реконструкции и ремонте дома или о возведении хозяйственных сооружений; определение ограничений на пользование объектами, которые находятся в общей собственности; принятие решений о передаче в аренду объектов, которые находятся в общей собственности; утверждение соглашений о создании обществ или об участии в них.
Для руководства текущей деятельностью ОСМД избирается правление. Оно является исполнительным органом кондоминиума и подотчетно общим собраниям, которые устанавливают порядок избрания и отзыва членов правления, их количественный состав и сроки избрания. Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью правления на общих собраниях из числа членов ОСМД избирается ревизионная комиссия (ревизор) или принимается решение о привлечении аудитора.
ОСМД после приобретения статуса юридического лица может принять на собственный баланс весь жилищный комплекс; по договору с предыдущим собственником оставить его балансодержателем всего жилищного комплекса или его части; заключить договор с любым юридическим лицом, устав которого предусматривает такую деятельность, о передаче ему на баланс всего жилищного комплекса или его части.
Контроль за качеством услуг ЖКХ
Перефразируя афоризм французского писателя Жюля Ренара, можно сделать однозначный вывод: будучи членом ОСМД или потребляя услуги ЖЭКа, платить за коммунальные услуги все равно нужно. Только вот в составе кондоминиума этот процесс выглядит намного органичнее и правильнее. И проконтролировать расход средств будет проще.
После регистрации кондоминиум открывает свой счет в банке, на который будет поступать квартплата от всех его членов. Эти средства могут расходоваться исключительно по усмотрению жильцов дома. Субсидии и льготы, которые выделяются гражданам Украины из государственного бюджета, сохраняются и перечисляются на счет ОСМД с момента его образования. Государственные дотации на содержание и обслуживание приватизированных зданий также по закону не отменяются.
Какая организация будет обслуживать дом, решает общее собрание жильцов: можно заключить договор с частными предприятиями по бытовому обслуживанию жилого фонда, можно с любым ЖЭКом. С организациями, которые поставляют газ, воду и тепло, занимаются вывозом мусора, ОСМД необходимо заключить прямые договора. При наличии технической возможности проведения поквартирного учета потребления водо-, тепло-, газо-, электроснабжения и других услуг владельцы жилых и нежилых помещений могут перечислять средства непосредственно предприятиям и организациям, которые предоставляют эти услуги, или согласно заключенным договорам – на счет ОСМД для накопления и следующего пересчета. При отсутствии отмеченной технической возможности управитель обязан за счет средств балансодержателя установить общедомовые приборы учета.
Если правление кондоминиума самостоятельно осуществляет функции управителя, то по договору с поставщиками коммунальных услуг оно может быть коллективным заказчиком (абонентом) таких услуг. В этом случае ОСМД несет полную ответственность за своевременную оплату фактически употребленных его членами коммунальных услуг.
Владельцы квартир, помещений, не оборудованных приборами учета, обязаны заключить договор об обслуживании и оплате коммунальных услуг с управителем, даже если они не являются членами ОСМД. Отказ от этого или неуплата счетов не допускаются. Такие действия являются нарушением прав других членов ОСМД и основанием для обращения в суд о взыскании задолженности в принудительном порядке.
- Информация о материале
Страница 1926 из 2102
