Референдум укрепит власть Януковича и продемонстрирует признаки недобитой демократии. На днях президент Украины Виктор Янукович подчеркнул, что решение о проведении выборов главы государства и парламента в течение одного года, а также продлении полномочий Верховной Рады должен принимать украинский народ.

«Я высказал это как мечту, которую мне хотелось бы осуществить. А способ, каким это можно сделать, — это уже другой вопрос, — сказал он в интервью ВВС. — На мой взгляд, никто, кроме украинского народа, этого не может сделать. А политики должны предложить людям, как это можно сделать. Безусловно, надо, чтобы люди этот вопрос проголосовали».

Речь довольно показательная. В ней стоит обратить внимание на три момента. Первое: проведение выборов президента и парламента в течение одного года — это мечта Виктора Федоровича, которую никто, кроме народа, воплотить не может. Второе: граждане просто обязаны реализовать мечту президента. И третье: способ, коим послушный народ будет осуществлять эти грезы, должны навязать политики.

И тут же Янукович как первый политик страны определил этот способ — он предположил, что вопрос будет вынесен для голосования на всеукраинский референдум.

Это уже второй случай, когда Янукович вдруг проникается желанием проконсультироваться с народом. Первый раз гарант Конституции заявил об идее проведения плебисцита после того, как по его же негласному наставлению был изменен Основной Закон. Сначала он выступил с обращением к народу и прокомментировал события утра, когда Конституцию поменяли безо всякого референдума — решением КС Украины. Янукович тогда заявил, что поддерживает идею проведения плебисцита по Конституции страны. Когда и как будет проходить процедура этого референдума, а также какие вопросы будут на него вынесены, президент не объяснил.

Зачем это президенту?

Возникает резонный вопрос: зачем президенту, получившему с подачи КС всеобъемлющую власть, интересоваться мнением народа?

Для начала разберемся в самом понятии «референдум». Словари на этот счет дают вполне понятное разъяснение: это форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного масштаба. Референдум — важнейший институт прямой демократии.

Между тем история доказала, что референдум для власть имущих является еще и самым действенным и наиболее безопасным способом эксплуатации населения.

Плебисцит в руках конкретного политического деятеля — весьма эффективный инструмент для выполнения его желаний. Однако для достижения необходимого решения на этом инструменте должно играть именно первое лицо государства. Причем, это лицо должно пользоваться высоким уровнем доверия среди населения. С другой стороны, быть популярным необязательно. Например, авторитарный лидер может не иметь необходимого доверия граждан, зато он способен, в случае необходимости, «подкорректировать» волю народа в свою пользу. Если же глава государства и авторитарен, и популярен, ему еще проще воплотить свои желания в жизнь.

Рейтинг президента Януковича на сегодняшний день остается наиболее высоким среди украинских политиков — ему доверяют 43% украинцев. Об этом свидетельствуют данные соцопроса. Иными словами, сейчас у Януковича есть все возможности, чтобы его инициативы на референдуме были одобрены народом. Более того, как показывает опыт, граждане Украины весьма добросовестно и очень дисциплинированно поддерживают то, что им предлагают (навязывают) инициаторы референдума. А примерные вопросы, которые могут быть вынесены на обсуждение, известны: проведение выборов президента и парламента в течение одного года и изменения Конституции. Дело за малым — соответствующей нормативной базой.

Закон есть — закона нет

Нынче организация и проведение плебисцита регламентированы действующим законом Украины «О всеукраинском и местном референдумах» от 3 июля 1991 г.

Этот документ без малого двадцатилетней давности противоречит Конституции, законодательству, здравому смыслу, а местами — и сам себе. Без его совершенствования полноценное осуществление народовластия, по сути, невозможно. Попытки заменить устаревший закон предпринимались неоднократно и всегда завершались провалом.

♦ Наполеон Бонапарт благодаря референдуму 1800 г. расширил свою власть до статуса первого консула. Через два года другой референдум закрепил за ним это звание пожизненно. По сути, Наполеон, опираясь на волю народа, расширил свою власть до масштабов монархии.

♦ В 1934 г. на референдуме 89,9% немецких избирателей одобрили передачу президентских обязанностей канцлеру Адольфу Гитлеру, наделив его колоссальной властью. При абсолютной поддержке населения фюрер легализовал притязания Третьего рейха на Рейнскую область, Рур, Силезию и Судеты, а также оформил выход Германии из Лиги Наций.

♦ В 1958 г. Шарль де Голль вынес на суд французов проект новой Конституции. Народная поддержка в почти 80% ликвидировала парламентскую Четвертую республику и открыла путь президентской Пятой республике. В 1962 г. на еще одном референдуме де Голль узаконил прямые всеобщие выборы президента.

Дальше всех удалось продвинуться представителю Партии регионов, нынешнему министру юстиции Александру Лавриновичу. 5 июня 2009 г. Верховная Рада приняла во втором чтении и в целом его закон «О всеукраинском референдуме». Однако 8 июля 2009 г. закон нарвался на вето тогдашнего президента Виктора Ющенко. После чего 17 ноября 2009 г. ВР не смогла его преодолеть.

В апреле с.г. в ВР был зарегистрирован новый проект закона «О всеукраинском референдуме» пера доселе неизвестного депутата-регионала Дмитрия Шпенова. Представители Партии регионов тогда заговорили о необходимости его скорейшего принятия. Формально это объяснялось желанием усовершенствовать соответствующее законодательство. Фактически — для отмены политреформы-2004. Изюминка документа в том, что результаты плебисцита имеют высшую силу, обязательны к выполнению и не нуждаются в утверждении ВР. Референдум может принимать, отменять любые законы, кроме фискальных, а также утверждать или отменять определенные нормы Конституции. Кроме этого, по «воле народа» могут быть вынесены на голосование вопросы об изменении территории Украины. Любое решение референдума мгновенно вступает в силу и не подлежит обжалованию.

Уже в июне законопроект приняли в первом чтении, однако затем он был отправлен на повторное, второе, чтение. Именно после провала в парламенте этого революционного законопроекта, которым почетное право наделить Януковича дополнительной властью предоставлялось народу, регионалы пошли другим путем. Но к той же цели. В этом подсобил Конституционный суд, вернув в действие Основной Закон 1996 г. Одновременно отпала и необходимость принятия закона «О всеукраинском референдуме». К слову, почувствуйте разницу — прежний, всеми раскритикованный закон 1991 г. назывался «О всеукраинском и местном референдуме». В новом о местных референдумах ни слова. А как же интересы регионов, о которых обещала печься одноименная партия Януковича? Между тем в Европе гораздо большее значение придается не общенациональным, а местным референдумам, позволяющим населению непосредственно влиять на разрешение насущных проблем. Ну да Бог с ней, с Европой.

Судя по недавним словам Януковича, идея проведения референдума не канула в Лету. Президенту он нужен для того, чтобы укрепить свою власть и показать, что в стране после восстановления Конституции 1996 г. якобы остались признаки демократии. Стало быть, уже вскоре парламент может вернуться к рассмотрению законопроекта Шпенова.

Согласно ему, теперь инициировать референдум сможет не только президент или парламент, но и группа активистов из 500 человек. Однако реальную возможность провести референдум будет иметь только власть, поскольку для его организации, по законопроекту Шпенова, инициативная группа на протяжении 40 дней должна собрать не менее трех миллионов подписей не менее чем в 2/3 областей и не менее чем по 100 тыс голосов в каждой.

А собрать 75 тыс автографов в сутки без проблем способна власть и только власть. Проверить же три миллиона подписей за семь дней (даже выборочно) не способен никто. С привязкой к нашим реалиям это будет означать, что ЦИК физически не сможет (даже если захочет) оценить, насколько добросовестно власть собрала свои три миллиона росчерков. И здесь открывается обширнейшее поле для манипуляций и «корректировки» результатов.

Беглый анализ закона Шпенова дает основания утверждать, что он писался не только для отмены политреформы. Он гораздо сложнее, ибо позволяет вовсе исключить парламент из законодательного процесса. Без всякой ВР власть через «инициативные группы» может все, что угодно, и принять, и отменить, и поправить. Выйдет и быстрее, и, пожалуй, дешевле.

Если референдум случится в обозримом будущем (пока сохраняется уровень доверия к Януковичу), акция обречена на успех. Высокий рейтинг и низкая явка — две главные составляющие успеха. Те, кто верят в президента, отправятся на участки и поддержат все его прихоти. Большинство из тех, кто не верит, пожалуй, останутся дома. Порог же явки для референдума в новом законе не обозначен. Кто придет — тот, стало быть, народ.

Плебисциты в Украине

В нашей стране референдумы проводились дважды. Первый — в 1991 г. На нем рассматривался вопрос о независимости Украины. В результате украинский народ поддержал выход из СССР и создание независимого государства. Акт провозглашения независимости поддержали 90,32 % граждан, с легкой руки идейного вдохновителя мероприятия Леонида Кравчука (на то время председателя ВС).

Интересно, что за несколько месяцев до этого, на всесоюзном референдуме 17 марта 1991 г., инициированном президентом СССР Михаилом Горбачевым, более 22 млн жителей УССР (70,2% от общего числа) одобрили идею «сохранения СССР как обновленной федерации равноправных суверенных республик». Причем более 25 млн (80,2%) высказались за вхождение Украины в обновленный Союз.

Всеукраинский референдум в 2000 г. — по поводу внесения изменений в Конституцию Украины. Формальный инициатор — народ. Истинный — тогдашний президент Леонид Кучма. Успех был налицо: 90% согласились с необходимостью сокращения количества парламентариев, 89% высказались за отмену депутатской неприкосновенности, 85% посчитали, что президент должен иметь дополнительные возможности для роспуска парламента, 82% поддержали идею возникновения второй палаты парламента.

Абсолютно все «одобрямсы» народа предполагали внесение изменений в Конституцию. Результаты референдума перенаправили в ВР, где их благополучно… похоронили.

Кучма любил пригрозить своим оппонентам референдумом. В 1995-м он шантажировал ВР намерением провести всенародный опрос о доверии граждан президенту и парламенту. Депутаты обеспокоились и одобрили выгодный для главы государства Конституционный договор. Через год Леонид Данилович использовал тот же прием. Указ о проведении референдума, на который предлагалось вынести текст Основного Закона, «простимулировал» принятие Конституции. Последнюю попытку прибегнуть к помощи населения Кучма предпринял в 2003-м. Тогда он рассчитывал при поддержке народа легализовать собственное видение политреформы. Но от своего намерения тогдашний президент отказался.

Ющенко за годы своего правления о референдуме вспоминал еще чаще. Темой его множественных спичей были три возможных темы: об отношении к Основному Закону вообще и политреформам в частности; о возможности присоединения к НАТО и ЕЭП; непосредственное принятие народом изменений в Конституцию (читай — новой Конституции).