Главная
Крайних есть?
Среди посетителей одной из районных налоговых служб столицы в последние дни особой популярностью пользовалась такая шутка. На вопрос подошедшего к хвосту длиннющей очереди предпринимателя о том, кто же в ней крайний, стоящие чуть ли не хором отвечали: «Все!».
Вполне вероятно, подобная атмосфера царила в большинстве налоговых инспекций, куда до 20 марта каждый работающий предприниматель обязан был подать декларацию о налоге на доходы физических лиц (НДФЛ). Новая форма ежемесячной отчетности для бизнесменов-упрощенцев предусмотрена в Налоговом кодексе. Переложить эти заботы на плечи «приходящих» бухгалтеров, заплатив 500-700 грн., многим мелким предпринимателям оказалось не по карману. Так что большинству из них пришлось освоить тонкости заполнения налоговой декларации, которую даже специалисты-финансового комитета парламента сочли довольно сложным документом. В конечном итоге декларации подали все. Но чтобы сбить ажиотаж, налоговые инспекторы работали допоздна, в том числе и в выходные дни.
Увы, подобные сложности будут повторятся из месяца в месяц. Если только законодатели не подкорректируют Налоговый кодекс, сделав его более лояльным по отношению к наименее защищенной прослойке украинского бизнес-сообщества.
Пошли по статье
В начале 2011-го налоговые инспекторы массово обзванивали предпринимателей, зарегистрированных в Печерском районе, интересуясь, будут ли их «подопечные» работать дальше. Для любопытства у мытарей были веские обстоятельства. По итогам декабря 2010-го — января 2011-го были ликвидированы 36,1 тыс. СПД, еще свыше 67 тыс. предпринимателей подали заявления о прекращении своей деятельности. Это в три раза превосходит показатели за аналогичный период декабрь 2009 г. — январь 2010 г., утверждают в Госкомпредпринимательства.
«С сентября 2010 г. по январь 2011 г., когда шло бурное обсуждение Налогового кодекса, ликвидировано более 230 тысяч физлиц-предпринимателей, которые подали заявление по собственному желанию. Четверть миллиона предпринимателей за полгода оказались на улице, часть уходит «в тень», — утверждает Наталья Королевская, глава комитета ВР по вопросам промышленной, регуляторной политики и предпринимательства.
Истории героев публикаций «ВД» (подробнее — см. «Проще – некуда», «ВД» № 42 2010 г.), увы, лишь подтверждают эту статистику. 2/3 предпринимателей либо уже свернули свою деятельность и подыскивают место работы в качестве наемных сотрудников, либо начали процедуру ликвидации.
Частный предприниматель Маргарита Черненко до недавнего времени оказывала услуги в сфере управленческого консалтинга. Из-за 139 статьи НК, запрещающей юрлицам относить на валовые затраты товары и услуги, приобретенные у «упрощенцев», она все чаще подумывает о ликвидации своего предприятия. «Фактически, деятельность мы не ведем. Наши клиенты сейчас заняты вопросами Налогового кодекса применительно к себе, и зачем компаниям лишняя головная боль, если не понятно, как работать с «упрощенцами»?» — задается вопросами Маргарита Черненко. Альтернатива — переход на общую систему налогообложения — для нее не подойдет, так как ведение полного учета требует привлечения профессионального бухгалтера, что повышает затраты, ставя бизнес на грань выживания. В этом случае «свободное плавание» теряет смысл. Поэтому Маргарита Черненко не исключает, что попробует освоить смежные с консалтингом сферы.
Подобная ситуация и у другого героя прошлогодней публикации «ВД» — консультанта Романа Химича. «Для меня необходимость платить повышенный налог не критична. Критичной станет ситуация, в которой мои клиенты скажут, что не смогут сотрудничать со мной, так как не дозволено относить мои услуги на валовые расходы. Сейчас же у меня ситуация полной неопределенности: клиенты не могут определиться, как работать с малым бизнесом», — резюмирует предприниматель.
По данным Союза предпринимателей малых, средних и приватизированных предприятий Украины, норма 139 статьи НК больше всего затронула бизнес-консультантов, юристов, бухгалтеров, аудиторов, оптовых торговцев, перевозчиков. Насколько сильным оказался удар, станет понятно 1 апреля, когда налоговые службы начнут принимать декларации в соответствии с новыми правилами.
Перекрытая прибыль
В ситуации неопределенности некоторые предприниматели увидели для себя выход в переходе с упрощенной системы учета на общие основания. «Сценарий перехода на общие основания я рассматриваю, так как со следующего года СК переводят на общую систему налогообложения. Пока что страховые агенты могут работать со страховщиками без ограничений. Но с 2012 г. мне, как страховому агенту, будет неудобно работать с СК, т. к. они не смогут относить мои услуги на валовые расходы. Я проконсультировался со специалистами по бухучету, так что у меня есть «аварийный план»: перерегистрируюсь в ООО и буду платить себе минимальную зарплату», — говорит Тимур Шакиров, глава проекта Strahnadzor.ua.
Однако такой сценарий подходит только тем предпринимателям, которые работают «в плюс». Потому как в противном случае, утверждают бизнесмены-собеседники «ВД», в налоговых службах отказываются принимать декларации. «В 2010 г. я перерегистрировался, перейдя с «упрощенки» на общие основания. Бизнес не шел, и я подавал декларации с нулевой прибылью. На третью такую декларацию в налоговой Соломенского района столицы мне прямо сказали: «Закрывайтесь!». Хотя я надеялся, что через какое-то время восстановлю работу с прибылью», — говорит Александр Сохов, киевский бизнесмен, работавший в сфере оптовой торговли и проходящий процедуру ликвидации. «Декларации «с нулем» или «минусом» просто не принимаются. Налоговые службы требуют в любом случае показывать прибыль и уплачивать налог на прибыль, хотя это противоречит здравому смыслу!» — возмущается Вячеслав Быковец, первый вице-президент Союза предпринимателей малых, средних и приватизированных предприятий Украины. Фактически, такие предприниматели оказываются в ситуации когда выбора нет, и вынуждены «закрываться».
«Общая система налогообложения для физических лиц-предпринимателей неудобна не столько из-за ставок подоходного налога (15% и 17% для прибыли, превышающей десятикратный размер минимальной заработной платы по состоянию на 1 января отчетного года) и необходимости вести учет затрат, сколько из-за необходимости ежеквартально оплачивать налог авансом (п. 177.5.1 ст.177 НК)», — поясняет Екатерина Гутгарц, партнер «Адвокатского бюро Гутгарца». И, тем не менее, собеседница «ВД» выбрала именно такой путь.
Пропавшая глава
Упрощенная система налогообложения и отчетности субъектов малого бизнеса изначально была одним из самых проблемных разделов Налогового кодекса. Предполагалось, что впоследствии этот формат взаимоотношений между государством и частным бизнесом будет реформирован. В частности, до 1 апреля с. г. президент поручил Кабмину внести в парламент соответствующий законопроект. Для его разработки при Минфине создана рабочая группа, в состав которой вошли как представители власти, так и предпринимательских кругов. А возглавил группу первый замминистра финансов Анатолий Мярковский.
4 февраля на ее заседании принято решение взять за основу вариант законопроекта, разработанного Всеукраинским объединением малого и среднего бизнеса «Фортеця». Документ предполагает сохранение единого налога для юрлиц в размере 3-5% и разделение плательщиков единого налога на три группы, в зависимости от оборота. Однако в каком виде документ выйдет из Минфина, сегодня неясно. Другой участник рабочей группы при Минфине, Вячеслав Быковец, рассказал «ВД», что, по состоянию на 16 марта с.г., никаких конструктивных предложений по корректировке документа, разработанного ВО «Фортеця», чиновники не озвучили. «Принципиальными пунктами обсуждения являются требования к учету, ставкам единого налога и перечню видов деятельности, которым можно работать на едином налоге», — рассказала «ВД» Оксана Продан, член правительственного Координационного совета по вопросам развития малого и среднего предпринимательства.
Еще один законопроект разработан в парламентском комитете по вопросам промышленной, регуляторной политики и предпринимательства, причем вынести его в сессионный зал планируют до 1 апреля с. г. «Мы предлагаем увеличить предельный размер годового оборота, позволяющий работать по упрощенной системе, до 10 млн грн. и разделить всех плательщиков единого налога на несколько категорий.
В зависимости от оборота и условий работы им надо будет платить в бюджет от 20 грн. в месяц до 7% оборота», — говорит Наталья Королевская. Тем временем законодатели пытаются оперативно сгладить огрехи Налогового кодекса.
12 марта в парламенте зарегистрированы два законопроекта «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины»: №8217 — за авторством Виталия Хомутынника (ПР) и №8217-1 — Ксении Ляпиной («Наша Украина»). Первый документ, в случае принятия, освободит предпринимателей, не имеющих штата, от ежемесячной подачи деклараций НДФЛ. Второй законопроект к тому же еще и отменяет ограничения 139 статьи НК, запрещающего юрлицам относить на валовые расходы услуги и товары, приобретенные у «упрощенцев». Оксана Продан, чья версия проекта документа также предполагает отмену 139 статьи НК, утверждает, что «с этой нормой в Минфине предварительно согласились».
В самом же министерстве, по информации источников «ВД», в оценках не столь однозначны. Сохранение существующего порядка взаимодействия юрлиц с «упрощенцами» там считают вопросом принципиальным. В лучшем случае, юрлицам разрешат относить на валовые расходы товары и услуги, приобретенные у ограниченной группы предпринимателей, — так, как сейчас сделано исключение для бизнесменов, предоставляющих услуги в сфере информатизации.
«Скорее всего, законодатели пойдут на постепенное сближение «упрощенки» и основной системы налогообложения. До 70% упрощенцев будут переведены на общие основания в течение трех-пяти лет», — предполагает Александр Жолудь, аналитик МЦПИ. Насколько реалистичны такие прогнозы, станет понятно к лету, когда, по оценкам главы финансового комитета парламента Виталия Хомутынника, будет вынесен окончательный вариант документа, реформирующего «упрощенку».
Штраф в 1 грн.: блеф или реальность?
XX раздел Налогового кодекса устанавливает, что с 1 января по 30 июня 2011 г. штрафные санкции за нарушение налогового законодательства применяются в размере не более 1 гривни за каждое нарушение. Но в ГНСУ такой штраф применяют только в отношении нарушений в вычислениях налоговых обязательств, тогда как за задержку с подачей отчетов санкции применяются в полном размере. В распоряжении «ВД» оказалось соответствующее Письмо ГНСУ, датированное 03.02.2011 г., №2963/7/10-1017/302 за подписью первого заместителя главы, отзывающее Письмо ГНАУ от 31.12.2010 г. №29429/7/10-1017/5190 (относительно применения штрафной санкции в размере не больше 1 гривни). «Несмотря на прямо прописанную норму Налогового кодекса, ГНСУ намерена взимать по 170 грн. за каждую неподанную налоговую декларацию, и 1020 грн. за повторное аналогичное нарушение на протяжении года», — предупреждает Екатерина Гутгарц, партнер «Адвокатского бюро Гутгарца».
- Информация о материале
Почему все обладают чувством юмора, а политики – нет?
Над чем чаще всего смеются украинцы и чем, собственно, наше чувство юмора отличается от других? Известный комедийный актер Виктор Андриенко и социальный психолог Олег Покальчук выяснили, что украинский юмор все же имеет свои отличительные черты.
Об этом они рассказали на пресс-конференции в «Главкоме», посвященной Дню смеха (или Дню дураков – кому как будет угодно).
Эволюция украинского юмора
«В принципе, украинцы смеются над тем, над чем и более-менее белые европейцы, – говорит социальный психолог Олег Покальчук. – Если сравнивать – в работе Фрейда, например, доказывается, что у китайцев вообще нет чувства юмора. Они могут воспринимать событийный, но не словесный юмор. Эволюция украинского юмора шла от иронии до сарказма по мере того, как общесоциальная ситуация становилась все менее понятной простому гражданину. И тут возникает вполне закономерная реакция на абсурд. Почему шутка может быть понятной – потому что она отображает некие закономерности непонятного, странного».
«Кроме того, юмор очень зависит от языка, – продолжил он. – Ведь на русском и украинском языках по типу эмоционального воспроизводства мира юмор может быть подобным, а по типу культурных интерпретаций – разным».
В то же время политический анекдот был навязан украинцам еще в советские времена и не является для нас природным. Покальчук считает, что украинцы гораздо охотнее будут смеяться, например, над пьяницами. Но это будет совсем не злой смех, ведь все мы склонны к самоиронии.
«Такой жанр, как политический анекдот, который существовал еще в советские времена, он включен в мировоззрение украинцев, но не есть ключевым и природным. Посмотрите на фольклор – это темы алкоголя, секса, смешных ситуаций, но, в принципе, украинский юмор не злой по своей природе. Он склонен к самоиронии, но может перерастать и в сарказм», – отметил психолог.
Такая склонность и умение украинцев самоиронизировать часто помогают нам выжить в самых сложных жизненных ситуациях, уверен психолог.
«Настоящие украинцы – они ироничные, они умеют над собой смеяться. И такие ситуации, когда, казалось бы, уже все, но мы смеемся, я думаю, они нацию спасут», – считает он.
Вообще, смех, чувство юмора являются некой подсознательной защитной реакцией организма. Чем лучше и выше чувство юмора у человека, тем легче и быстрее его психика будет справляться с эмоциональной нагрузкой и стрессами. И наоборот – если человек живет в состоянии постоянного стресса, то должен срабатывать этот защитный механизм. Возможно, с этой закономерностью и связано распространенное мнение, что смех продлевает жизнь?
«Юмор, сатира и ирония – это метод психологической защиты, на инстинктивном уровне – метод борьбы с неврозами, поэтому чем выше чувство юмора, тем больше человек готов к невротической нагрузке. И наоборот – чем в более невротической среде человек живет, тем быстрее включаются эти механизмы», – подчеркивает психолог.
Чувство юмора – показатель психического здоровья
Единственные, у кого, скорее всего, напрочь отсутствует чувство юмора – это политики и высокопоставленные чиновники, уверен Покальчук. Хорошо, что некоторые из них еще способны на сарказм. Но если высокая должность сделала из человека зажатого чинушу, скрывающего свои комплексы за стеной пафоса, то это уже очень неутешительный диагноз.
«Наши политики очень серьезные люди. Для меня лично чувство юмора является индикатором психического здоровья. Если человек способен только на сарказм – то есть на замещение иронии и юмора сарказмом, то очевидно, что у него есть какой-то комплекс, который он за ним скрывает. Если же нет и этого, то это очень тревожный сигнал. И если посмотреть на всех серьезнейших пафосных людей, которые нами управляют, то возникают очень серьезные вопросы. Человек, который твердый и недвижимый, он зажат какими-то комплексами», – уверен психолог.
Главная причина отсутствия чувства юмора у отечественных политиков – это нелегкий и тернистый путь, который пришлось преодолеть им на пути к известности и богатству. А многим из них просто есть что скрывать, уверен Покальчук, и именно поэтому на людях они должны быть серьезными – чтобы не выдать невзначай то, что руководит ими на самом деле.
«Наши политики в большинстве сформировались в результате стрессов, фрустраций лет двадцать назад. Понимаете, «воровал-воровал, а вдруг придут и заберут?» – это у них обычная проблема. Поэтому они очень серьезные, им нужно держать лицо. И ключевым мотивом их поведения есть страх. А ирония и юмор – это легкость поведения, это значит, что у человека нет ничего такого, чтобы оглядываться или каждый вечер ложиться спать и смотреть, выставлена ли охрана. Они боятся, а выдают это за такую браваду», – выдал главный секрет украинского политикума психолог.
Не заморачивайтесь – и будете долго жить!
Но лицемерие политиков и власти – это вовсе не повод грустить и впадать в депрессию, ожидая очередного подвоха. Смех – на все ответ, он успокаивает и расслабляет, помогает легче перенести жизненные трудности, уверен мэтр отечественного юмора, актер Виктор Андриенко.
На вопрос журналистов о том, продлевает ли смех жизнь, он как всегда с юмором ответил: «Ну уж точно не укорачивает, если судить по моей лысине и седым волосам».
А если серьезно, то актер не раз сталкивался с таким, скорее, терапевтическим действием юмора, которое он сам наблюдал у зрителя.
«Расскажу один пример из жизни. Мы работали в одном городе, два часа были на сцене, после чего к нам подошла женщина, которая сказала: «Ой, ребята, вам такое спасибо. Я даже не знаю, зачем я купила этот билет, но я его купила. Но я смеялась, и завтра я благодаря вам я переживу еще один этап своей жизни – завтра будут судить убийцу моего сына». И ты понимаешь, что девчонке 25 лет, ты понимаешь, сколько лет ее сыну. И вот, продлеваем мы жизнь или нет? И я знаю много таких эпизодов, которые мне рассказывают уже через 15 лет, через 10, когда человек хотел покончить с собой, но увидел нашу передачу и передумал. Ну, он остался один, все вокруг него умерли, и он нам сказал, что благодаря нашим программам «Мамаду» и «Веселый Квартет» он остался жить. И сейчас он известный художник, человек пошел дальше и сегодня расписывает церкви. И я уверен, что все ребята, которые работают в юморе, они могут очень много примеров дать», – рассказал знаменитый «долгоносик».
В целом, чтобы сохранить хорошее настроение или создать его самому, можно воспользоваться довольно старыми, но вполне действенными методами актеров – например, подойти к зеркалу и улыбнуться самому себе. Если же говорить о способе жизни, то нужно попросту не обращать внимания на весь негатив, окружающий вас и исходящий от людей вокруг. Плюс постоянное усвоение всего позитивного, и результат гарантирован, считает Олег Покальчук. Ведь любая позитивная реакция повышает защитные силы организма, то есть иммунитет.
«Не заморачивайтесь – и будете жить дольше», – подвел черту под темой встречи психолог.
- Информация о материале
Энергорынок: черная дыра по-украински
Украина производит значительно больше электроэнергии, чем потребляет. Объем производства электроэнергии электростанциями, входящими в Объединенную энергетическую систему (ОЭС) Украины, в феврале 2011 г. составил 17 млрд. 378 млн. кВт/ч., что, по сравнению с показателем 2010 г., на 1 млрд. 24 млн. кВт/ч. или на 6,3% больше. Об этом сообщила пресс-служба Министерства энергетики и угольной промышленности. Но и в прошлом году, за январь-ноябрь 2010 года, производство электроэнергии увеличено на 6,5% — до 80,661 млрд. кВт/ч. При этом, Национальной комиссией регулирования электроэнергетики Украины (НКРЭ) принято решение о повышении на 15% тарифов на электрическую энергию для населения с 1 апреля 2011 г. Планируется повышение тарифов и на август. О ситуации на энергорынке страны мы говорим с экспертом Фонда общественной безопасности Юрием Гаврилечко. Беседовала Марина Щербакова.
Украина полностью обеспечивает себя электроэнергией, излишки произведенной электроэнергии продает. Несмотря на это, наша страна закупает электроэнергию у России. Зачем?
Украина, на самом деле, энергопрофицитное государство, производит электроэнергии больше необходимого и экспортирует ее в пять европейских государств. Почему закупается электроэнергия в России? Тут, кстати, много неясного, много гипотез. Но я могу привести вот такие факты. Частичный импорт электроэнергии из России можно пояснить как техническими причинами (включенность украинской системы ЛЭП в общую с российской еще со времен СССР), так и целью повышения темпов накопления топлива на складах украинских ТЭС.
С другой стороны, с ноября 2006 по сентябрь 2007 года Украина экспортировала электроэнергию в Россию. За этот период объем экспорта составил 1,464 МВт/ч. С сентября 2008 года такие поставки были возобновлены в очень незначительном объеме — до 500 МВт/ч. Такой объем вряд ли как-то может повлиять на цену электроэнергии внутри страны, так как составляет менее 1% от производимой за год электроэнергии.
В каком объеме Украина производит и в какие страны продает электроэнергию? Ряд экспертов утверждают, что цены для украинских потребителей выше, чем для зарубежных. Так ли это?
Согласно официальной статистике, в 2010 году энергогенерирующие компании и электростанции НАК «Энергетическая компания Украины» произвели 67,6 млрд. кВт/ч. электроэнергии, — это на 7,7% больше, чем в 2009 году. В том числе тепловые электростанции энергогенерирующих компаний НАК в 2010 году произвели 49,7 млрд. кВт/ч. электроэнергии (26,5% общегосударственного производства), что на 5,4% больше, чем в 2009.
Теплоэлектроцентрали за 2010 год произвели 5,2 млрд. кВт/ч., и опять больше на 25,3%, чем в 2009. Гидроэлектростанции за 2010 год произвели 12,7 млрд. кВт/ч., что на 10,4% больше, чем за 2009 год. Доля электроэнергии, произведенной на АЭС, входящих в ГП «НАЭК “Энергоатом”», в 2010 году составила 47,5% от общего объема производства. В настоящее время стоимость киловатт-часа, произведенного тепловыми электростанциями в Украине, превышает стоимость киловатт-часа на АЭС в 2,75 раза.
Относительно цен и тарифов — здесь наиболее достоверную информацию недавно предоставил директор Института города Александр Сергиенко. Приведу цитату: «Цена производства электроэнергии для ГП «НАЭК “Энергоатом”» составляет 18 копеек за 1 кВт».
Отечественное электричество в Европе конкурентоспособно, и именно поэтому ЕС активно пытается выбросить Украину со своего энергорынка, что и подтвердила прошлогодняя приостановка экспорта электроэнергии на Запад. Однако дальнейшее развитие отрасли напрямую связано с атомной энергетикой. Все сказки о том, что альтернативные источники энергии, такие как, к примеру, ветроэнергетика, смогут заменить мощности АЭС, являются ненаучной фантастикой. Их можно использовать в лучшем случае для частных потребителей, использующих малые мощности и не критично относящихся к постоянству параметров потребляемого тока. Для промышленности, на данном этапе, нет иных альтернатив. Электроэнергия, производимая на ТЭС и ГЭС — намного дороже, чем на АЭС. Термоядерные же станции пока относятся к области теоретических разработок.
Продает же Украина электроэнергию по разным ценам. К примеру, в прошлом году цена для Беларуси была примерно 32 копейки за 1 кВт. В это время цены для населения были ниже, а для промышленных предприятий — выше. Объем продаж по отношению к произведенной электроэнергии был небольшим — порядка 3–4 млрд. кВт.
По информации ПРАЙМ-ТАСС Украина сократила экспорт электроэнергии в январе-феврале 2011 г. по сравнению с соответствующим периодом 2010 г. на 37,7% — до 614,7 млн. кВт/ч. Объем экспорта в Белоруссию за 2 месяца составил 264,5 млн. кВт/ч. (в январе-феврале 2010 г. — 466,8 млн. кВт/ч. (- 43,3%), доля страны в общем объеме поставок снизилась до 43% с 47,3%. Экспорт в Словакию возрос на 12% — до 257,1 млн. кВт/ч., доля страны возросла до 41,8% с 23,3%. Поставки в Венгрию были сокращены на 59,8% — до 91 млн. кВт/ч., до 14,8% с 23% по инициативе венгерской стороны. Поставки в Румынию приостановлены, за 2 месяца прошлого года туда было поставлено 61,6 млн. кВт/ч. Объем экспорт в Молдавию составил 2,1 млн. кВт/ч. (в прошлом году — 1,4 млн. кВт/ч.)
Национальной комиссией регулирования электроэнергетики Украины (НКРЭ) принято решение о повышении на 15% тарифов на электрическую энергию для населения с 1 апреля 2011 г. Имеет ли НКРЭ на это право?
Да. НКРЭ может и дальше повышать тарифы. Мало того, поскольку Кабмин делает вид, что активно изыскивает новые источники доходов в бюджет, то следующее повышение цен запланировано на август 2011 года. Об этом сказано в обосновании проекта Прогнозного баланса электроэнергии, топлива и расходов энергогенерирующих компаний ТЭС на 2011 год. Таким образом, в результате двухэтапного повышения тарифы на электроэнергию с августа 2011 года могут составить:
– для городского населения (без электрических плит) — до 67,72 коп. за КВт/ч.;
– для населения, использующего электроплиты — 52,04 коп. за кВт/ч.;
– для сельского населения — 62,55 коп. за кВт/ч. (цены указаны с НДС).
По мнению чиновников, предложенное повышение цен на электроэнергию для населения предусматривает существенное сокращение перекрестного субсидирования в отрасли, а также сохранение на приемлемом уровне роста розничных тарифов на электроэнергию для промышленных предприятий.
Однако все разговоры о том, что государство субсидирует частных потребителей, является ложью. Ничего подобного не происходит и не происходило. Государство субсидирует облэнерго, которые в Украине являются наполовину частными структурами. Причем ни малейшего экономического смысла в этом нет, так как продажа электроэнергии населению является очень и очень прибыльным занятием. Давайте посчитаем: как говорилось выше, при отпускной цене электроэнергии в 18 копеек за 1 кВт., при существовавших тарифах в уровне 24,36 коп. за кВт/ч., для сельского населения — 22,5 коп. за кВт/ч., для населения, использующего электроплиты — 18,72 коп. за кВт/ч. Посчитали? При повышении же тарифов до до 36 коп. (при потреблении свыше 150 кВт. в месяц), по подсчетам директора Института города А. Сергиенко, на повышении тарифов на электроэнергию для населения облэнерго заработают от 18 до 34 миллиардов гривен. Действительно, продажа электроэнергии населению — очень прибыльный бизнес.
Присутствует ли тут коррупционная составляющая?
По моему мнению, однозначно, присутствует. Она заключается в том, что повышаются не отпускные цены энергогенерирующих компаний (они-то остаются на прежнем уровне), а тарифы для населения. За счет повышения тарифов для населения будут расти доходы и чистая прибыль энергораспределяющих и продающих компаний, которые — в отличие от АЭС, ГЭС и ТЭС — являются частными. Следовательно, вместо наполнения бюджета за счет увеличения прибыли государственных компаний, при повышении тарифов для населения лоббируются интересы частных коммерческих структур.
Также не следует забывать о том, что нынешний Кабмин идет по пути своих предшественников и собирается продать госпакеты акций облэнерго. Правда, следует отметить, что в планах Правительства — оставить в собственности государства 25% акций, в то время как Кабмин Тимошенко собирался уменьшить госдолю в акциях облэнерго до 10%.
С точки зрения права: надо ли компании согласовывать повышение цен (любых) с правительством, населением, АМК…
Если это государственная компания, тогда да. Если частная — нет. В том-то и проблема, что производят электроэнергию государственные компании и как раз им от повышения тарифов ни копейки не перепадает, поскольку вся прибыль оседает в карманах компаний-продавцов, которые являются частными. К примеру, по данным Корреспондент.net, в январе-сентябре 2010 г. компания «Днепроэнерго» получила чистую прибыль в размере 226,352 млн. грн., тогда как девять месяцев 2009 г. она завершила с чистым убытком 257,082 млн. грн. Компания «Киевэнерго» за девять месяцев 2010 г. увеличила чистую прибыль до 641,6 млн. грн. ($81 млн.) с 530,1 млн. грн. за аналогичный период 2009 г. Компания «Центрэнерго» закончила январь-сентябрь 2010 г. с чистой прибылью 82,883 млн. грн., увеличив чистый доход на 36,4%, или на 1 120,055 млн. грн. по сравнению с аналогичным периодом 2009 г.
При этом информации о том, какую прибыль получили АЭС, ГЭС и ТЭС, мне найти не удалось. Хотя такие данные наверняка есть в Минтопэнерго.
В текущем году Украина намерена выставить на приватизацию две тепловые энергогенерирующие компании и 5–6 компаний, занимающихся поставками энергии (облэнерго). Что получит население от этих процессов?
Очередное повышении цен на пустом месте безо всякого экономического обоснования. Нет ни малейшей необходимости в такой приватизации, так как и ТЭС, и облэнерого — прибыльные компании. Облэнерго же можно назвать суперприбыльными. И каждое очередное повышение тарифов делает облэнерго еще более прибыльными, так как никаких дополнительных расходов облэнерго не несут, а маржинальная прибыль растет.
Кредиты под Евро-2012, привлекаемые энергоснабжающими компаниями, с разрешения НКРЭ, будут заложены в коммунальные тарифы. Как это объяснить?
Тут сложно дать экспертный комментарий, так как для четкого определения подобного «фокуса» нужен юрист. По моему мнению, даже постановка вопроса в таком ключе очень напоминает мошенничество, поскольку финальная стадия чемпионата мира по футболу в 2012 году не имеет ни малейшего отношения ни к электрогенерации, ни к продаже электроэнергии в принципе. С тем же успехом можно было привлекать кредиты в связи с пятнами на солнце, глобальным потеплением или в честь дня рожденья Крокодила Гены.
Любые попытки дополнительно увеличить тарифы, когда прибыльность бизнеса по продаже электроэнергии населению с августа 2011 года будет превышать 300%, однозначно свидетельствуют о попытках заработать деньги «из воздуха». Вспомним классика: «Обеспечьте капиталу 10% прибыли, и капитал согласен на всякое применение, при 20% он становится оживленным, при 50% положительно готов сломать себе голову, при 100% он попирает все человеческие законы, при 300% нет такого преступления, на которое он не рискнул бы пойти, хотя бы под страхом виселицы». Эти слова Маркса сегодня актуальны как никогда раньше.
- Информация о материале
Ложка меда в старых мехах?
Нет в отечественной правовой системе более многострадального документа, чем закон о выборах высшего представительского органа.
Об истории правил избрания украинского парламента можно написать целую сагу. Еще в далеком 1989 г. увидел свет Закон «О выборах народных депутатов УССР», утвердивший проведение выборов по 450 одномандатным округам. Спустя четыре года, осенью 93-го, акт модернизировали, приведя в соответствие с новыми, суверенными реалиями, однако сама избирательная модель существенных изменений не претерпела. В течение последующих четырех лет в закон регулярно вносили уточнения. Наконец, в сентябре 97-го после долгих продолжительных споров была внедрена новая, смешанная схема. В соответствии с ней половина парламента избиралась в мажоритарных округах, половина попадала в депутатское собрание по спискам партий и блоков, для которых был установлен 4-процентный барьер. Но уже в мае 99-го появляется новый законопроект, предполагающий введение чистой «пропорционалки». Дважды, в январе и в марте 2001 г., Рада одобряла закон, разрешающий участие в кампаниях исключительно политическим организациям. Еще дважды, в июне и июле того же года, ВР голосовала за модель, при которой 75% депутатских мандатов отдавались партийным выдвиженцам и только 25% — «мажоритарщикам». Во всех случаях утвержденные парламентом акты наталкивались на президентское вето. И только в 2004 г. чистая «пропорционалка» была не только узаконена. В 2011-м она, судя по всему, прикажет долго жить.
Если мне не изменяет память, в числе тех, кто тогда поддерживал жесткую избирательную модель, был и нынешний министр юстиции Александр Лавринович. Сейчас он утверждает, что эта схема «не просто не идеальна, она — из прошлого столетия». Именно Александр Владимирович возглавляет рабочую группу по вопросам совершенствования законодательства о выборах, и под его руководством прошли четыре заседания, в ходе которых были согласованы некоторые положения в очередной раз обновляемого закона о выборах парламента. Как будет выглядеть закон в целом и когда именно он появится, не берутся судить даже члены рабочей группы.
Цельного проекта, по сути, нет. Есть предположения и прогнозы. Допускается, что за прообраз нового нормативного акта будет взят недавно принятый закон о выборах депутатов местных советов. И что в разрабатываемый документ перекочуют некоторые нормы из старого пропорционального закона. Очевидно, у Лавриновича есть систематизированные наработки, но пока он не спешит ими делиться.
Почему? Возможно, потому, что принципиально не решен ключевой вопрос — о модели будущих выборов. По словам большинства экспертов, с высокой степенью вероятности в новый избирательный устав будет заложена смешанная модель — 50% будущих парламентариев пройдут в ВР через горнило мажоритарных выборов, еще 50% — через сито партийных списков. Каким будет «фильтр» — 3% или 4%, обсуждается. Подобные вещи всегда являются предметом интенсивных политических торгов. Будут ли принимать участие в гонке партийные блоки, не дебатируется — лицензию на участие в праздниках волеизъявления станут выдавать исключительно партиям.
На чем основывается уверенность тех, кто прогнозируют, что будущие выборы будут «смешанными»? Во-первых, на неоднократных соответствующих заверениях как Лавриновича, так и его патрона Януковича. Во-вторых, на логике. Чистая «мажоритарка» — проект куда более затратный и хлопотный, в этом случае власти придется не только удовлетворять аппетиты конкретных персон, но и решать проблемы целых округов. К тому же последние выборы доказали, что именно комбинированная модель позволяет правящей партии добиваться максимального успеха. Наличие пропорциональной составляющей позволяет ей выжимать максимум возможного в лояльных (подконтрольных) регионах. А в регионах проблемных она может компенсировать потери за счет «мажоритарщиков». При этом власть может не утруждать себя выдвижением своих людей в каждом из одномандатных округов. Поскольку может позволить себе «прикупить» необходимое количество «тушек». Не будем забывать и о том, что выиграть «мажоритарку» способен далеко не каждый. Поэтому нужных и неярких будут «заводить» через партийный список, а влиятельных, харизматичных и состоятельных станут «десантировать» в округа. И последнее: уход в жесткую «мажоритарку» едва ли будет с пониманием встречен на Западе, с мнением которого официальный Киев должен хоть как-то считаться. Категоричный отказ от партийного компонента может восприниматься как посягательство на демократию. Да и рассказывать о «европеизации» законодательства после этого будет как-то не с руки. Дело в том, что из 27 государств ЕС 19 используют пропорциональную модель. Да-да, ту самую, из прошлого столетия. Для избрания нижних палат законодательного собрания в полном объеме используют «мажоритарку» только два государства — Великобритания и Франция. А мы же вроде не позже чем в 2012-м собираемся быть в ЕС — так ведь, Николай Янович?
Одним словом, смешанная модель на сегодня выглядит более приоритетной. Но вопрос, насколько можно судить, не решен окончательно. По некоторым сведениям, губернаторы как минимум трех областей получили вводную из центра — начинать готовиться к парламентским выборам на мажоритарной основе. Кроме того, Александр Лавринович якобы недавно оговорился, что в будущем парламенте мажоритарщиков будет не менее половины. Наши источники на Банковой берутся утверждать: Янукович до сих пор не решил, какая схема дешевле и надежнее. Хотя вроде бы и склоняется к смешанной.
Предположительно, окончательный вид законопроект приобретет к концу мая. После чего он будет внесен в парламент от имени гаранта.
Что именно согласовано рабочей группой на сегодняшний день? Признаться, не слишком много.
Сохранены существующие преференции для партий, имеющих парламентские фракции. Их представители обязательно будут включаться в состав избирательных комиссий. Все прочие партии могут рассчитывать на места в окружных и участковых комиссиях только после жеребьевки, если повезет. Дискриминация? Да. Но логика в подобном решении все же присутствует. Во-первых, с формирования комиссий начинается избирательный процесс. А партий в стране очень много, и кто из них решит принять участие в выборах, до определенного времени не известно. В этом случае в ОИК и УИК могут попасть представители структур, не принимающих участия в кампании. Шанс, что эти структуры будут «продавать» места в комиссиях, весьма велик. Во-вторых, далеко не каждая политсила в состоянии набрать необходимое количество квалицифицированных кадров. В-третьих, желание структурировать политическую систему и упростить процесс организации выборов объяснимо. Но вопросы остаются. Особенно, когда при власти команда, не слишком отягощенная демократическими условностями.
Не совсем ясно, что именно понимать под «парламентскими партиями». Не возникает вопросов с Партией Регионов и КПУ. А что делать с БЮТ и «НУ—НС», сформированными различными организациями? Было предложение наделить преференциями только те «блочные» партии, которые имеют свои объединения в Раде. Но окончательного решения нет.
Есть еще одна спорная норма. Предполагается, что все заграничные избирательные участки будут включаться в состав одного «мажоритарного» округа, который условно «пропишут» по адресу Министерства иностранных дел. С точки зрения организации процесса, ход понятный. С правовой — не совсем. Дело в том, что отныне округа будут «нарезаться», исходя из приблизительной численности избирателей, а не отталкиваясь от количества избирательных участков. Но «мидовский» округ явно будет стоять особняком. По самым скромным прикидкам, за пределами Родины — двести тысяч избирателей, больше, чем в любом другом, так сказать, «исконном». С юридической точки зрения — непорядок. Да и непонятно, как кандидаты, выдвинутые в этом «виртуальном» округе будут вести агитацию и встречаться с избирателями.
Не до конца понятен вопрос с субъектами выдвижения кандидатов. Изначально предполагалось, что этим правом будут наделяться только партии. Но теперь, вроде бы, власть согласилась и на самовыдвижение. Ей это даже выгоднее — часть заранее, втихую «прикормленных» выдвиженцев в сознании избирателей не будет ассоциироваться с ПР. Но окончательно вопрос не закрыт.
Не понятно, будет ли позволено кандидатам одновременно выдвигаться и в одномандатном округе, и по партийному списку. На местных выборах это разрешалось. Но противники такой схемы ссылаются на давнее решение Конституционного суда, запретившего подобное, дай Бог памяти, в году 98-м. Знатоки считают это решение преюдициальным, то есть обязательным для любых выборов народных депутатов.
Принципиально важным является согласованное решении об обязательном кворуме: заседание избирательной комиссии будет являться правомочным, если на нем присутствуют не менее половины ее членов. Предварительно согласованы еще три существенные нормы. Во-первых, ошибка в сведениях, подаваемых кандидатом, не будет являться поводом для его снятия с регистрации. Во-вторых, повторное предупреждение, выносимое ЦИК кандидату, не будет означать автоматического снятия с пробега. (До сих пор эти нормы были эффективным оружием борьбы с неугодными политиками). В-третьих, от процесса внесения изменений в списки избирателей в день голосования будут отстранены избиркомы, это будет осуществляться только путем судебных решений. Наконец, принято решение об уравнивании прав наблюдателей от политических партий и общественных организаций.
Но это — ложки меда. В бочке, на дне которой — кот в мешке. Каким будет закон в целом, по-прежнему не ясно.
Может быть, процессу придаст ускорение г-жа Ставнийчук, чей приход на Банковую ожидается со дня на день? Они так мило спорили с Лавриновичем последние месяцы…
И еще одно. В суете как-то забылось, что только ленивый еще полгода назад не агитировал за открытые партийные списки. Которые позволят избирателям непосредственно влиять на процесс выдвижения партийных кандидатов. Что за это выступали и представители ПР, и депутаты от БЮТ, и левые, и правые. И лично Лавринович. А нынче об этом ни гу-гу. Что так?
- Информация о материале
Украинцам продают угольную "бодягу" под видом 95-го бензина
На автозаправках Украины все чаще продают не качественное топливо, а фальсификат, который не соответствует никаким стандартам. Об этом сообщили в Комитете защиты потребителей нефтепродуктов после проверок качества топлива на автозаправочных станциях.
По словам руководителя организации Андрея Пасишника, на нескольких АЗС комитет обнаружил, что под названием "бензин А-95" продавался побочный продукт коксохимического производства, фактически переработки угля. Конечно, его можно разбавить газовым конденсатом или стабильным бензином, и по октановому числу получить А-92 или А-95. Но ни фракционный состав, ни химические и физические показатели не соответствуют никаким стандартам", - заметил эксперт.
Пасишник заметил, что некачественное топливо реализуется, в первую очередь, на редких заправках под малоизвестными брендами. Но также "бодягой" нередко грешат и крупные автозаправочные сети, причем даже те, названия которых на слуху.
"Такая ситуация сложилась из-за отсутствия государственного контроля качества - на эти цели в течение нескольких лет просто не выделялись средства, поэтому сейчас существует угроза того, что, заправившись на какой-то АЗС, автолюбитель может испортить себе двигатель, причем доказать, что виновата именно заправка, в суде будет практически нереально", - сказал глава комитета.
Пасишник также порекомендовал, чтобы избежать подобных инцидентов, нужно заправляться в брендовых сетях АЗС, которые имеют собственную отлаженную систему контроля качества нефтепродуктов. Там шанс "отравить" автомобиль также есть, но значительно ниже чем на единичных неизвестных заправках.
В то же время Пасишник подчеркнул, что реализации некачественных нефтепродуктов на АЗС способствует инициированный правительством перенос сроков введения стандартов качества Евро-4 и Евро-5.
Напомним, по оценкам участников рынка и экспертов, от 20% до 40% всех нефтепродуктов, реализуемых на отечественных АЗС, - фальсификат. Особенно часто некачественное топливо встречается на небрендированных станциях.
Ранее Антимонопольный комитет сообщил о намерении штрафовать нефтетрейдеров за реализацию некачественного топлива.
- Информация о материале
Уроки истории: кто ответит за базар
Революция в Тунисе начиналась с городского рынка. В Украине с базаров стартовал передел собственности, который продолжается и поныне.
Предки граждан Украины вели себя в базарном деле гораздо толерантнее, чем наши современники. Рейдерских захватов не наблюдалось, а серьезная бандитская разборка случилась лишь раз, и то по благородному поводу и не на нашей территории.
Оказывается, еще в первом тысячелетии нашей эры торговые отношения на отдельно взятой территории происходили вполне цивилизованно. Ромеям (поданные императора Византии) позволено было ходить на своих галерах вплоть до днепровских порогов, где их ждали со связками мехов и кругами воска наши тогдашние «челночники». А, по наблюдениям арабского хрониста Ибн-Хордадбеха, внесенных в “Книгу путей и царств”, древнерусские купцы (то есть, уже серьезные экспортеры, а не разнообразная предпринимательская мелочь) из самых отдаленных земель привозили свои товары к Черному морю.
Аппетит приходит во время еды, и со временем наши пращуры решили, что торговать с ромеями гораздо выгоднее на их территории, а не где-то в районе будущего Николаева. Идея была реализована, и в Царьград потянулись славянские негоцианты, где их ждал неприятный сюрприз. Говорят, что с экспортерами с берегов Днепра и Днестра жители Константинополя начали вести себя не по-христиански. Византийский историк Фотий писал о проблемах наших коммерсантов так: «Тех, которые должны нам нечто малое и незначительное, мы жестоко истязали и наказывали… и не обращали внимания на маловажность и незначительность в сравнении с нашими долгами, но, получая себе человеколюбивые прощения многого и великого, других за малое бесчеловечно ввергали в рабство». На выручку соотечественникам поспешила карательная экспедиция, этакий 7-й флот времен 860 года. Пока император Михаил Третий где-то воевал с арабами, князь Олег с представителями «торговой миссии» в популярной форме объяснил, что обижать соплеменников нельзя. Попутно было вырезано население предместий столицы самого могущественного государства. Сам Константинополь Олег брать не стал, намекнув, таким образом, что «лучшее, конечно, впереди». Очевидно, именно тогда появилась крылатая фраза «За базар надо отвечать». Звероподобная рать Олега произвела неизгладимое впечатление на ромеев, и в дальнейшем базарные дела для древнерусских купцов шли без особых проблем. Их даже пускали в местные термы, что было высшим выражением почета.
В самой же Древней Руси тех времен на базарах был воплощен библейский девиз от апостола Павла: «нет ни эллина, ни иудея, ни варвара, ни скифа». На базарах Киева, Новгорода, Чернигова, Галича были равны все (естественно, учитывался размер кошелька). Несколько выходили из рамок варяги, которые время от времени чинили непотребное (кстати, по одной из филологических версий галицкое «варьят», то есть, человек находящийся в психически неадекватном состоянии происходит именно от «варяг»). Но и представителей тогдашнего Запада угомонили довольно быстро и бесцеремонно. Например, в Новгороде, если в компетентные органы жаловался варяжский гражданин, то ему нужно было привести с собой свидетеля, жалобе славянина верили на слово.
Кстати, каждый раз, когда менялась в Украине правящая элита, бессменным оставалось правило – базар должен работать спокойно. И поддерживать порядок должны были городские власти. Например, во Львове этим занимались члены городской стражи, так называемые, цепаки. Здоровые мужики были вооружены цепами, утыканными железными наконечниками, что-то наподобие немецкого моргенштерна. Народ в то время был настолько законопослушен, что «правоохоронців» для благого дела цепаков хватало всего шесть-восемь штук.
А вот в Одессе порядок поддерживали на рынке с помощью "специально обученного" человека. Краевед и почетный член Одесского городского общества коллекционеров Анатолий Прихоцкий вспоминает об отчете г-на Лорера (Городское управление), согласно которому уже в 1797 голу «Всякий базар» (тогда Русский и Греческий) имел своего смотрителя или, так называемого «базарного», обязанности которого определялись особой инструкцией Городского управления. В 1798 году взамен смотрителей учреждены должности базарных надзирателей, на которых возлагалось наблюдение за тем, чтобы не было перекупа, дороговизны жизненных припасов и других злоупотреблений, как на городских рынках, так и при таможне. Желая удешевить цены на жизненные припасы, Городское управление в 1797 году заключило контракт с купцом Филиповым, предоставляя ему монополию “иметь разницу” и “чинить продажу” мяса самого хорошего качества, “дабы покупщики не имели жалоб”, с правом продавать во время постов не дороже чем по 4-5 копеек за фунт (400 гр) баранины и 3-4 копейки за фунт говядины. Такса на жизненные припасы была отменена Городской думой в 1860 году. С введением Городового Положения в 1863 году организована торговая полиция. В состав ее входили торговая депутация, торговые, базарные и рыночные смотрители, торговые старосты. На них возлагались специальные обязанности следить за порядком торговли на рынках. Смотрители были лицами выборными и избирались из купеческого и мещанского сословий». О каких рейдерских захватах при таком раскладе сил может идти речь?
Хотя немного крови все-таки было пролито на базарах и в те времена. Вот Харьковский Благовещенский базар отличался не только изобилием, но и тем, что в середине XIX века рядом с ним проводились кулачные бои.
Вот вкратце такими историями и баловала, и продолжает баловать украинская история. А ведь есть еще новейшая история из Северной Африки. Революция в Тунисе началась на базаре, где местному торговцу запретили реализовать фрукт, а он в знак протеста себя подпалил. До сих пор арабский мир потушить не могут.
- Информация о материале
Страница 1825 из 2102
