Среди посетителей одной из районных налоговых служб столицы в последние дни особой популярностью пользовалась такая шутка. На вопрос подошедшего к хвосту длиннющей очереди предпринимателя о том, кто же в ней крайний, стоящие чуть ли не хором отвечали: «Все!».
Вполне вероятно, подобная атмосфера царила в большинстве налоговых инспекций, куда до 20 марта каждый работающий предприниматель обязан был подать декларацию о налоге на доходы физических лиц (НДФЛ). Новая форма ежемесячной отчетности для бизнесменов-упрощенцев предусмотрена в Налоговом кодексе. Переложить эти заботы на плечи «приходящих» бухгалтеров, заплатив 500-700 грн., многим мелким предпринимателям оказалось не по карману. Так что большинству из них пришлось освоить тонкости заполнения налоговой декларации, которую даже специалисты-финансового комитета парламента сочли довольно сложным документом. В конечном итоге декларации подали все. Но чтобы сбить ажиотаж, налоговые инспекторы работали допоздна, в том числе и в выходные дни.
Увы, подобные сложности будут повторятся из месяца в месяц. Если только законодатели не подкорректируют Налоговый кодекс, сделав его более лояльным по отношению к наименее защищенной прослойке украинского бизнес-сообщества.
Пошли по статье
В начале 2011-го налоговые инспекторы массово обзванивали предпринимателей, зарегистрированных в Печерском районе, интересуясь, будут ли их «подопечные» работать дальше. Для любопытства у мытарей были веские обстоятельства. По итогам декабря 2010-го — января 2011-го были ликвидированы 36,1 тыс. СПД, еще свыше 67 тыс. предпринимателей подали заявления о прекращении своей деятельности. Это в три раза превосходит показатели за аналогичный период декабрь 2009 г. — январь 2010 г., утверждают в Госкомпредпринимательства.
«С сентября 2010 г. по январь 2011 г., когда шло бурное обсуждение Налогового кодекса, ликвидировано более 230 тысяч физлиц-предпринимателей, которые подали заявление по собственному желанию. Четверть миллиона предпринимателей за полгода оказались на улице, часть уходит «в тень», — утверждает Наталья Королевская, глава комитета ВР по вопросам промышленной, регуляторной политики и предпринимательства.
Истории героев публикаций «ВД» (подробнее — см. «Проще – некуда», «ВД» № 42 2010 г.), увы, лишь подтверждают эту статистику. 2/3 предпринимателей либо уже свернули свою деятельность и подыскивают место работы в качестве наемных сотрудников, либо начали процедуру ликвидации.
Частный предприниматель Маргарита Черненко до недавнего времени оказывала услуги в сфере управленческого консалтинга. Из-за 139 статьи НК, запрещающей юрлицам относить на валовые затраты товары и услуги, приобретенные у «упрощенцев», она все чаще подумывает о ликвидации своего предприятия. «Фактически, деятельность мы не ведем. Наши клиенты сейчас заняты вопросами Налогового кодекса применительно к себе, и зачем компаниям лишняя головная боль, если не понятно, как работать с «упрощенцами»?» — задается вопросами Маргарита Черненко. Альтернатива — переход на общую систему налогообложения — для нее не подойдет, так как ведение полного учета требует привлечения профессионального бухгалтера, что повышает затраты, ставя бизнес на грань выживания. В этом случае «свободное плавание» теряет смысл. Поэтому Маргарита Черненко не исключает, что попробует освоить смежные с консалтингом сферы.
Подобная ситуация и у другого героя прошлогодней публикации «ВД» — консультанта Романа Химича. «Для меня необходимость платить повышенный налог не критична. Критичной станет ситуация, в которой мои клиенты скажут, что не смогут сотрудничать со мной, так как не дозволено относить мои услуги на валовые расходы. Сейчас же у меня ситуация полной неопределенности: клиенты не могут определиться, как работать с малым бизнесом», — резюмирует предприниматель.
По данным Союза предпринимателей малых, средних и приватизированных предприятий Украины, норма 139 статьи НК больше всего затронула бизнес-консультантов, юристов, бухгалтеров, аудиторов, оптовых торговцев, перевозчиков. Насколько сильным оказался удар, станет понятно 1 апреля, когда налоговые службы начнут принимать декларации в соответствии с новыми правилами.
Перекрытая прибыль
В ситуации неопределенности некоторые предприниматели увидели для себя выход в переходе с упрощенной системы учета на общие основания. «Сценарий перехода на общие основания я рассматриваю, так как со следующего года СК переводят на общую систему налогообложения. Пока что страховые агенты могут работать со страховщиками без ограничений. Но с 2012 г. мне, как страховому агенту, будет неудобно работать с СК, т. к. они не смогут относить мои услуги на валовые расходы. Я проконсультировался со специалистами по бухучету, так что у меня есть «аварийный план»: перерегистрируюсь в ООО и буду платить себе минимальную зарплату», — говорит Тимур Шакиров, глава проекта Strahnadzor.ua.
Однако такой сценарий подходит только тем предпринимателям, которые работают «в плюс». Потому как в противном случае, утверждают бизнесмены-собеседники «ВД», в налоговых службах отказываются принимать декларации. «В 2010 г. я перерегистрировался, перейдя с «упрощенки» на общие основания. Бизнес не шел, и я подавал декларации с нулевой прибылью. На третью такую декларацию в налоговой Соломенского района столицы мне прямо сказали: «Закрывайтесь!». Хотя я надеялся, что через какое-то время восстановлю работу с прибылью», — говорит Александр Сохов, киевский бизнесмен, работавший в сфере оптовой торговли и проходящий процедуру ликвидации. «Декларации «с нулем» или «минусом» просто не принимаются. Налоговые службы требуют в любом случае показывать прибыль и уплачивать налог на прибыль, хотя это противоречит здравому смыслу!» — возмущается Вячеслав Быковец, первый вице-президент Союза предпринимателей малых, средних и приватизированных предприятий Украины. Фактически, такие предприниматели оказываются в ситуации когда выбора нет, и вынуждены «закрываться».
«Общая система налогообложения для физических лиц-предпринимателей неудобна не столько из-за ставок подоходного налога (15% и 17% для прибыли, превышающей десятикратный размер минимальной заработной платы по состоянию на 1 января отчетного года) и необходимости вести учет затрат, сколько из-за необходимости ежеквартально оплачивать налог авансом (п. 177.5.1 ст.177 НК)», — поясняет Екатерина Гутгарц, партнер «Адвокатского бюро Гутгарца». И, тем не менее, собеседница «ВД» выбрала именно такой путь.
Пропавшая глава
Упрощенная система налогообложения и отчетности субъектов малого бизнеса изначально была одним из самых проблемных разделов Налогового кодекса. Предполагалось, что впоследствии этот формат взаимоотношений между государством и частным бизнесом будет реформирован. В частности, до 1 апреля с. г. президент поручил Кабмину внести в парламент соответствующий законопроект. Для его разработки при Минфине создана рабочая группа, в состав которой вошли как представители власти, так и предпринимательских кругов. А возглавил группу первый замминистра финансов Анатолий Мярковский.
4 февраля на ее заседании принято решение взять за основу вариант законопроекта, разработанного Всеукраинским объединением малого и среднего бизнеса «Фортеця». Документ предполагает сохранение единого налога для юрлиц в размере 3-5% и разделение плательщиков единого налога на три группы, в зависимости от оборота. Однако в каком виде документ выйдет из Минфина, сегодня неясно. Другой участник рабочей группы при Минфине, Вячеслав Быковец, рассказал «ВД», что, по состоянию на 16 марта с.г., никаких конструктивных предложений по корректировке документа, разработанного ВО «Фортеця», чиновники не озвучили. «Принципиальными пунктами обсуждения являются требования к учету, ставкам единого налога и перечню видов деятельности, которым можно работать на едином налоге», — рассказала «ВД» Оксана Продан, член правительственного Координационного совета по вопросам развития малого и среднего предпринимательства.
Еще один законопроект разработан в парламентском комитете по вопросам промышленной, регуляторной политики и предпринимательства, причем вынести его в сессионный зал планируют до 1 апреля с. г. «Мы предлагаем увеличить предельный размер годового оборота, позволяющий работать по упрощенной системе, до 10 млн грн. и разделить всех плательщиков единого налога на несколько категорий.
В зависимости от оборота и условий работы им надо будет платить в бюджет от 20 грн. в месяц до 7% оборота», — говорит Наталья Королевская. Тем временем законодатели пытаются оперативно сгладить огрехи Налогового кодекса.
12 марта в парламенте зарегистрированы два законопроекта «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины»: №8217 — за авторством Виталия Хомутынника (ПР) и №8217-1 — Ксении Ляпиной («Наша Украина»). Первый документ, в случае принятия, освободит предпринимателей, не имеющих штата, от ежемесячной подачи деклараций НДФЛ. Второй законопроект к тому же еще и отменяет ограничения 139 статьи НК, запрещающего юрлицам относить на валовые расходы услуги и товары, приобретенные у «упрощенцев». Оксана Продан, чья версия проекта документа также предполагает отмену 139 статьи НК, утверждает, что «с этой нормой в Минфине предварительно согласились».
В самом же министерстве, по информации источников «ВД», в оценках не столь однозначны. Сохранение существующего порядка взаимодействия юрлиц с «упрощенцами» там считают вопросом принципиальным. В лучшем случае, юрлицам разрешат относить на валовые расходы товары и услуги, приобретенные у ограниченной группы предпринимателей, — так, как сейчас сделано исключение для бизнесменов, предоставляющих услуги в сфере информатизации.
«Скорее всего, законодатели пойдут на постепенное сближение «упрощенки» и основной системы налогообложения. До 70% упрощенцев будут переведены на общие основания в течение трех-пяти лет», — предполагает Александр Жолудь, аналитик МЦПИ. Насколько реалистичны такие прогнозы, станет понятно к лету, когда, по оценкам главы финансового комитета парламента Виталия Хомутынника, будет вынесен окончательный вариант документа, реформирующего «упрощенку».
Штраф в 1 грн.: блеф или реальность?
XX раздел Налогового кодекса устанавливает, что с 1 января по 30 июня 2011 г. штрафные санкции за нарушение налогового законодательства применяются в размере не более 1 гривни за каждое нарушение. Но в ГНСУ такой штраф применяют только в отношении нарушений в вычислениях налоговых обязательств, тогда как за задержку с подачей отчетов санкции применяются в полном размере. В распоряжении «ВД» оказалось соответствующее Письмо ГНСУ, датированное 03.02.2011 г., №2963/7/10-1017/302 за подписью первого заместителя главы, отзывающее Письмо ГНАУ от 31.12.2010 г. №29429/7/10-1017/5190 (относительно применения штрафной санкции в размере не больше 1 гривни). «Несмотря на прямо прописанную норму Налогового кодекса, ГНСУ намерена взимать по 170 грн. за каждую неподанную налоговую декларацию, и 1020 грн. за повторное аналогичное нарушение на протяжении года», — предупреждает Екатерина Гутгарц, партнер «Адвокатского бюро Гутгарца».