Главная
Как коллекторы долги за интернет «выбивают»
Коллекторы все чаще интересуются долгами украинцев за интернет, мобильную связь и телевидение. Несмотря на небольшой размер среднего долга они готовы браться за каждое дело всерьез и доводить его до суда. Правда, правилам работы с клиентами они только начинают учиться.
Как заработать на интернете
Рост рынков мобильной связи, интернета и телевидения привел к росту абонентских долгов в этой сфере и одновременно – к увеличению интереса коллекторов к таким долгам. Пока они только осваивают этот сегмент, в процессе чего страдают и должники, и репутация телекоммуникационных компаний.
Кроме того, работа с мелкими долгами, каковыми как раз и являются телекоммуникационные, в принципе выглядит сомнительной с точки зрения экономической эффективности. «Это дорого. Именно поэтому и мы, и другие компании отказались от сопровождения долгов неабонентов (т.е. безнадежные долги), и передают их компаниям, которые на этом специализируются и сами рассчитывают рентабельность своих затрат на обслуживание долга», - подтверждает руководитель отдела PR компании «ВОЛЯ» Алина Сигда.
По словам исполнительного директора Ассоциации участников коллекторского бизнеса Украины (АКБУ) Артема Кучина, стоимость покупки долгов в телекоммуникационной сфере не отличается от банковской и составляет примерно 5-10% от размера долга, а комиссионные 15-25%. По данным же руководителя департамента продаж и анализа коллекторской компании «УкрФинансы» Андрея Нижника, такие долги продаются по 10-20%.
Рентабельность же в этом бизнесе, как объясняет А. Кучин, определяется исходя из всего пула, а не из каждого конкретного долга. «Если купили за 5%, то коллектор рассчитывает вернуть хотя бы 10%», - говорит он. И добавляет, что небольшие телекоммуникационные долги – как раз достаточно выгодное приобретение, поскольку их проще вернуть, ведь часто клиенты просто забывают их погасить. Но при этом, по его словам, ниже суммы в 100-300 грн. за один долг коллекторы работать не готовы. «Случается, что коллекторы покупают и более мелкие долги, но лишь как составляющую пула, и с ними не работают, поскольку это экономически не оправданно», - объясняет эксперт.
В то же время, судя по всему, не все коллекторы умеют отделять зерна от плевел – некоторые готовы возиться и с долгами менее 100 грн. Хотя простой подсчет затрат компании на его возвращение показывает, что такие действия экономически неоправданны, и даже решение суда в пользу коллектора не покроет всех издержек.
Так, покупка долга обходится в 10-20 грн., плюс более 10 звонков со стационарного на мобильный телефон (длительностью от 2 до 7 минут) – в 5-15 грн., вдобавок к этому пересылка письма стоит не менее 1,5 грн. Итого уже минимум треть от размера долга. И к этому необходимо еще добавить зарплату сотрудникам, начиная от непосредственно операторов колл-центра и заканчивая уборщиками.
Если же взыскание вступает в стадию личных встреч коллекторов с должниками, затраты на поездки на автомобиле возрастают в разы. Безусловно, общественный транспорт обойдется чуть дешевле, но и это не гарантирует ни возвращения долга, ни положительного экономического эффекта.
Договорные отношения
Кроме того, взыскание долгов через коллекторов сопряжено с рисками для положительной репутации телекоммуникационных компаний. Чаще всего возникают две проблемы – общение в «неприличное» время и предоставление коллекторами неправдивой или неточной информации, в т. ч. запугивание клиентов. Тем самым коллекторы нарушают утвержденный ими самими и АКБУ Кодекс этики и Манифест «ответственного» коллектора.
Согласно указанному манифесту, звонить должникам можно в рабочие дни с 8 утра до 10 вечера и лишь в случае невозможности установить контакт с должником разрешается звонить ему в выходные в аналогичное время. Но сегодня, когда у каждого есть мобильный телефон, по которому коллекторы легко связываются с должниками, звонки по выходным выглядит более чем лишними. К тому же, у клиентов телекоммуникационных компаний именно мобильный телефон и е-мейл являются основными средствами связи, что практически исключает необходимость «вылова» должника на стационарных телефонах.
Кроме того, считается недопустимым сообщение клиенту неправдивой информации о последствиях неуплаты долга. Но бывает, что коллекторы – умышленно или случайно – вводят должников в заблуждение. Например, операторы, которые звонят по долгам компании «ВОЛЯ» сообщают о том, что за неуплату на должника накладываются пени и штрафы, а за подробностями нужно позвонить в саму компанию. Тогда как в вышеуказанных правилах «ВОЛИ» ничего не сказано о каких-либо финансовых санкциях, которые применяются к клиентам.
Случается, что операторы колл-центров позволяют себе и двусмысленные высказывания. «Приїде наша виїзна група і «гарно з вами поговорить», після чого вам доведеться заплатити», - как-то пригрозили должнику «ВОЛИ» сотрудница «УкрФинансов». Правда, на вопрос, является ли это обещание угрозой физического воздействия, вразумительного ответа не последовало. На сайте компании указано, что среди сотрудников, выезжающих для личной беседы с должником, многие в прошлом работали в силовых органах, в т.ч. милиции. Остается только напомнить, что согласно обнародованным недавно результатам совместного исследования Харьковского института социологических исследований и Харьковской правозащитной группы, каждый 40 секунд в Украине происходит акт незаконного насилия в милиции.
Остается надеяться, что в телекоммуникационных компаниях просто не знают об «изобретениях», которые применяют их контрагенты. Поскольку, по словам А. Сигды, в случае с работой с долгом за комиссионные работа коллекторов жестко контролируется компанией, а каждое слово – строго регламентируется. «При продаже долга мы не имеем возможности влиять на последующие действия и методы работы коллекторов, поскольку они являются владельцами долга», - объясняет она.
Долгов все больше
Пока, по данным экспертов, сегмент телекоммуникационных долгов составляет в среднем 2-5% от всего объема коллекторского рынка и продолжает расти. Хотя, по словам А. Нижника, в портфеле компании доля телекоммуникационных долгов составляет более 20%. При этом он подтвердил, что компания в некотором роде специализируется на таких долгах.
«В частности, «ВОЛЯ» заключила договор и по нему достаточно активно работают. «МТС» работает за комиссионные, но скоро будут продавать долги. Еще несколько операторов планируют отдавать свои долги на аутсорсинг, причем это все достаточно известные компании», - сообщил А. Кучин.
Это означает, что иметь долги за интернет или телевидение украинцам будет все сложнее. В то же время сами коллекторы только осваивают эту сферу. Если с банковскими долгами они уже отработали схемы и методы работы, то особенности телекоммуникационных только изучают. Основная проблема для коллекторов заключается в том, что такие долги небольшие – от нескольких десятков гривень до 200-300 максимум (в среднем 100-150 грн.), а информации по должнику меньше, чем по банковским заемщикам.
Неопределенность вносит и вступивший в силу с 1 января 2011 г. закон о защите персональных данных. В общих чертах, согласно закону, персональные данные о лице (в данном случае – должнике) должны передаваться третьему лицу только с согласия этого лица. Но многими формулировками закона сегодня оказались недовольны и взыскатели долгов, и правозащитники, но именно эта неопределенность позволяет искать сторонам «свою правду».
- Информация о материале
Роман Забзалюк: Налогоплательщики содержат 13 милицейских спецподразделений
Народный депутат, член комитета по вопросам борьбы с оргпреступностью и коррупцией Роман Забзалюк рассказал о том, как милиция дублирует функции армии и СБУ.
- Роман Емельянович, мы сейчас наблюдаем за действиями спецподразделения «Грифон», который охраняет Печерский суд. Раньше об этом подразделении рядовые граждане даже и не слышали…
- Разве только об «Грифон»? В Украине в системе МВД действует 13 спецподразделений! Вообще, МВД перетянуло на себя многие из тех функций, которые в соответствии с Конституцией, должны выполнять Вооруженные силы Украины, СБУ, ГСО и другие формирования силовых структур. Украинцы, как налогоплательщики, должны задаться вопросам: зачем милиции тяжелая бронетанковая техника, спецподразделения, укомплектованные исключительно офицерским составом, среди которых много старших офицеров? А это - десятки тысяч человек.
- 13 спецподразделений?! А чем они занимаются?
- О подразделении быстрого реагирования «Беркут» знают все. Чтобы вы понимали – это настоящая армия. Насчитывает один полк, 7 батальонов и 19 рот. Кстати, кроме стрелкового оружия «Беркут» укомплектован бронетехникой. Не хватает только самолетов.
В системе УБОП существует спецподразделение «Сокол». Спектр его работы тоже весьма широк. Занимается и ликвидацией вооруженных преступных группировок, и борьбой с терроризмом, и освобождением заложников. Подразделения дислоцируются в столице и каждом областном центре. Следует напомнить, что спецподразделение СБУ «Альфа» имеет аналогичные с «Соколом» функции.
В этом контексте не совсем поняло, зачем существует отряд специального назначения и борьбы с терроризмом «Омега», который также выполняет задачи, связанные с противодействием террористическим группировкам. Вообще «Омега» - довольно оригинальное подразделение. В его составе действуют подразделения десантников, боевых пловцов и специалистов по горной подготовке. Укомплектован он исключительно офицерским составом, причем к отбору допускаются офицеры с должностей не ниже командиров рот. Возникает логический вопрос: может у руководства государства существует недоверие к бойцам «Альфа»?
- Довольно странная ситуация с дублированием функций…
- На самом деле, создается впечатление, что милиция решила принять на себя не только функции спецслужб, но и армии. Например, отряд боевых пловцов «Скат», который входит в состав батальона специального назначения Крымского территориального командования внутренних войск МВД, занимается проведением спецопераций на водных акваториях. Хотя на Черном море существует армейские подразделения боевых пловцов. Наверное «Скат» - гаишники на воде.
В Крыму вообще довольно много разных малоизвестных формирований МВД. Этот и горнострелковая рота «Лаванда», и рота разведки специального назначения «Тень», которые действуют в составе батальона специального назначения части 3009 Крымского территориального командования ВВ МВД. Причем функции данных подразделов довольно размыты. Согласно документам, они обеспечивают наивысший уровень контроля и безопасности. Правда, не совсем понятно, чьей именно безопасности.
Мы уже упоминали и о спецбатальоне судебной милиции «Грифон». Было интересно наблюдать за эволюцией этого подразделения. Сначала создали отдельный взвод, позднее - роту. Постепенно подразделение модернизировалось, охватывая каждый раз все шире круг задач. В настоящее время подразделение составляет батальон.
Также действует спецподразделение охраны «Титан», который входит в структуры ГСО МВД. В сущности, это истинная коммерческая фирма. «Титан» занимается защитой физических лиц, государственной и частной собственности, обеспечением безопасности банковских перевозок. Также осуществляет на договорных началах охрану грузов и обеспечивает защиту физических лиц.
Пару слов можно сказать и о спецподразделении «Скорпион». Это - мобильная часть, которая охраняет АЭС и предназначенная для проведения антитеррористических операций на АЭС и других ядерных объектах, а также для сопровождения опасных грузов. Хотя кроме «Скорпиона» на АЭС действует собственная охрана.
А если к этому списку добавить еще «Барс», «Гепард», «Ягуар», «Тигр», то картина вырисовывается даже для гражданского человека довольно тревожная – а в каком государству мы живем? Кстати, насколько мне известно, Кабмин вынашивает планы относительно создания еще одного военного подразделения для МВД, теперь в виде охраны космической области. Может будут воевать против космических пиратов, ведь с сомалийскими пока не выходит…
- Как Вы считаете, зачем существует такое количество разных спецподразделений?
- Вообще довольно удивительно, что сейчас на фоне тотальной экономии власти на пенсиях и заработных платах гражданам, образования и медицины, науки и культуры, в этом году свыше 14 млрд. гривен пошло на удержание трехсотсорокатысячной системы МВД Украины вместе с ее вспомогательными инфраструктурами. И это, когда наблюдается недостаток финансирования Вооруженных сил. И разве борьба с терроризмом и безопасность стратегических объектов это не функции СБУ? Мне кажется, что такое количество «птичьих» и «кошачих» формирований необходимо власти для того, чтобы осуществлять карательные функции и, в случае чего, превратить таких спецправоохранителей в эффективную репрессивную машину.
- Информация о материале
Сейчас в Украине лучше всего живется мафии и бизнесменам с политиканами
Фонд "Демократические инициативы" в результате социсследования установил мнение украинцев относительно того, кто сейчас играет важную роль в жизни страны. Оказалось, что сейчас "в почете" воры, мошенники, мафия, бизнесмены и политиканы.
Нынешнее время большинство граждан "определяют как время воров, мошенников" (48%), политиканов (44%) и нищих (40%). Об этом сказала на пресс-конференции директор Фонда "Демократические инициативы" Ирина Бекешкина, представляя результаты многолетнего проекта Института социологии НАН Украины "Мониторинг социальных изменений", который был начат в 1992-1994 годы.
Она отметила, что в апреле 2011 года были опрошены 1200 человек по репрезентативной выборке.
По ее словам, с этими оценками солидарны жители всех регионов Украины. Она добавила, что лишь незначительная часть опрошенных определила наше время как время моральных авторитетов (11%), талантов (7,5%) и профессионалов (7%).
Результаты опроса показывают, что ведущую роль в жизни украинского общества играют мафия, преступный мир - 40% опрошенных, предприниматели, бизнесмены - 37%, лидеры политических партий - 31%, чиновники - 30%. По сравнению с 1994 годом уменьшилось признание населением роли рабочих (с 23 до 15%), крестьян (с 21 до 10%), интеллигенции (с 16 до 10%), руководителей государственных предприятий (с 16 до 11%) и сельхозпредприятий (с 11 до 5%).
В то же время роль предпринимателей, бизнесменов в сознании людей возросла с 24 до 37%, лидеров политических партий - с 24 до 31%, мафии, преступного мира - с 34 до 40%.
- Информация о материале
Двести с полей: кто заработает на украинских черноземах после отмены моратория на продажу сельхозземель
Если верить Госкомстату, в 2010 году валовой объем сельскохозяйственного производства в Украине составил почти 160 млрд грн, или около $20 млрд. Но эта цифра выглядит впечатляющей только на первый взгляд: если из нее исключить выручку малых предприятий (точной информацией об их производстве Госкомстат не располагает, их реализация рассчитывается по косвенным данным), логистику, складирование, переработку и дотации, итог уменьшится до $9,1 млрд. Чуть более $2,4 млрд из этой суммы приходится на убыточное животноводство (в 2010 году с положительной рентабельностью сработали только производители молока и яиц: +17,7% и +13,1% соответственно). В итоге получится, что основные деньги — $6,7 млрд — аграрии заработали на зерновых.
Но и здесь все не так гладко: если разделить $6,7 млрд на 32 млн га пашни, удельная выручка в среднем составит 200 $/га. Для сравнения: по данным Евростата, польские аграрии зарабатывают на одном гектаре вшестеро больше ($1,2 тыс.), выручка фермерских хозяйств Великобритании ($2 тыс.) превышает украинский показатель десятикратно, французские аграрии выручают в 13 раз больше ($2,6 тыс.).
На этом фоне нормативная оценка стоимости гектара пашни от Госагентства земельных ресурсов Украины — $1,4 тыс. — выглядит изрядно завышенной. Поскольку при валовом доходе 200 $/га и рентабельности растениеводства в 20% до налогообложения, покупка земли в Украине будет окупаться бесконечно. Но на самом деле это не так.
«Землю оценили по урожаю 1984 года, — объясняет Михаил Стадник, глава правления ООО «Стиоми-Холдинг» (Хмельницкая обл.). — Когда проводилось распаевание, за основу брали урожай на каждом конкретном поле и оценивали его по ценам того времени». С тех пор полученная стоимость лишь индексировалась на величину инфляции, если ее годовое значение превышало 10%.
Даже без учета несовершенной методики индексации стоимость земли оказалась изначально заниженной. Дело в том, что, по официальным данным, средняя урожайность зерновых в середине 1980-х годов. составляла немногим более 30 ц/га, то есть была заниженной.
«В прошлом году мы собрали около 68 центнеров пшеницы с гектара», — с гордостью рассказывает фермер Григорий Ткаченко. Правда, по словам агрария, этот урожай стал для него абсолютным рекордом за 10 лет — в среднем урожайность пшеницы на его полях составляет 2–3 тонны с гектара. Но фермерское хозяйство Григория Ткаченко расположено под Черниговом, на бедных землях Надднепрянского Полесья. Когда там собирают 30 центнеров зерна с гектара пашни, урожай — к примеру, на севере Черкасской или на юге Киевской областей — доходит до 60 и даже до 80 ц/га.
По данным Владимира Моргуна, директора Института физиологии растений и генетики НАН Украины, отдельные отечественные агрохозяйства стабильно собирают по 80–100 ц/га. Конечно, такими урожаями могут похвастаться лишь те, кто тщательно следит за севооборотом, вкладывается в селекционные семена и тратится на удобрения. Так в Украине ведут хозяйство лишь полтора десятка крупных агрохолдингов и около 50 тыс. фермерских хозяйств, но на общую статистику их показатели практически не влияют, поскольку суммарно на их долю приходится менее 8 млн га сельхозземель из 40 млн гектаров.
Кстати, по оценке Украинского клуба аграрного бизнеса, инвестиции в «правильное» выращивание зерновых составляют около $1 тыс. в расчете на гектар и окупаются примерно за три-четыре года. Другими словами, чистая прибыль при таком ведении хозяйства превышает 250–300 $/га. Это более чем в десять раз больше официальных цифр Госкомстата и вполне сопоставимо с прибыльностью аграриев из стран Евросоюза.
Исходя из этих показателей, стоимость украинского чернозема должна быть хотя бы на уровне Польши, где за гектар пашни, по данным Евростата, предлагают от $6–9 тыс. Однако для Украины такая цена — во всяком случае сразу после отмены моратория — совершенно нереальна.
По словам Григорий Ткаченко, в его Лукашовке в первые годы после отмены моратория продадут паи от трети до половины бывших колхозников. «Думаю, за гектар пая будут просить $400–500, не больше, — говорит он. — Да больше и не дадут». 10–12 тыс. грн примерно за три гектара пая плюс еще 15–20 тыс. грн за сельскую хату будет достаточно, чтобы перебраться поближе к Чернигову — для многих пожилых сельчан это предел мечтаний.
«Сейчас есть 40 млн га земли, которая будет продаваться. Если сегодня эти 40 млн начать продавать на внутреннем рынке — какой будет цена этой земли? Она будет низкой. Рыночной цены не будет, — уверен Михаил Стадник. — Максимум земля сельхозназначения после отмены моратория будет стоить 500–600 $/га. А возможно, будет еще меньше».
О «внутреннем рынке» глава Стиоми-Холдинг упоминает неслучайно. Одним из главных условий отмены моратория в правительственном законопроекте прописана продажа земли исключительно гражданам Украины. Хотя логика такого запрета выглядит сомнительной — иностранным агрохолдингам, заинтересованным в украинских черноземах, обойти это ограничение будет достаточно просто. Правда, на это уйдет время, за которое крупные отечественные сельхозпредприятия смогут с минимальными затратами увеличить и без того крупные земельные банки.
Еще весной этого года одним из крупнейших украинских землевладельцев был Ринат Ахметов: его сельскохозяйственные предприятия («Ильич-Агро», агрокомбинат «Слобожанщина») в сумме контролировали более 225 тыс. га. ПриватАгроХолдинг Игоря Коломойского располагал сельхозземлями площадью 150 тыс. га. Свыше 80 тыс. га обрабатывали сельхозпредприятия Петра Порошенко. После отмены моратория площадь подконтрольных им сельхозземель только увеличится, а созданные на пока еще арендуемых землях агропредприятия выкупят у крестьян паи, что автоматически увеличит их прибыльность.
«Сейчас земельный банк сам по себе, как это было в 2007–2008 годах, иностранцам малоинтересен, — рассказывал Контрактам в феврале аналитик BG Capital Дмитрий Ушенко. — Они ориентируются на работающий бизнес и его способность генерировать стабильный денежный поток».
Даже при нынешних урожайности и доходности крупные украинские агропредприятия зарабатывают не намного меньше европейских коллег. Продажа такого бизнеса сразу после отмены моратория — с учетом низкой стоимости земли на начальном этапе становления рынка — способна принести несколько тысяч процентов прибыли. В ближайшие годы эта цифра будет только увеличиваться — до тех пор, пока стоимость украинских сельхозземель не вырастет до среднеевропейских $6–10 тыс. за гектар.
- Информация о материале
Тарифы взвинтят по-тихому
У руководства едва созданной комиссии по коммунальным тарифам сегодня нет ни малейшего желания раскрывать карты. Но между фразами чувствуется – повышать будут. Без шума.
Первая пресс-конференция руководства Национальной комиссии регулирования рынка коммунальных услуг, – именно той, которая должна привести тарифы на «коммуналку» к «экономически обоснованному» уровню, – началась и закончилась ожидаемо. Словами главы новосозданного регулятора Валерия Саратова главный месседж встречи с журналистами звучал следующим образом: «Мы уже выходим на круг: вы задаете вопрос, а мы все равно не даем конкретики». Это Валерий Владимирович ответил на один из вопросов журналистов, которые безрезультатно пытались понять ненужную в таком деле, как тарифообразование, конкретику: когда, где, в какую сторону, на сколько.
К слову, проблемы с этой комиссией начались практически с момента принятия соответствующего закона летом 2010-го. И как уже видно сегодня – имеют те же шансы на благополучное разрешение, что и нынешнее состояние коммунальных сетей в Украине. И речь даже не о том, что регулятор должен был начать работу с 1 января текущего года. В качестве мало кому понятной «многоходовки» Президент сначала уволил Саратова с должности главы Севастопольской городской государственной администрации в наказание за завышенные тарифы по «коммуналке» – это было в первый день лета. А в середине лета назначил главой Нацкомиссии регулирования рынка коммунальных услуг. Причем с предыдущей должности Валерий Владимирович полетел благодаря «лестной» характеристике со стороны премьер-министра Николая Азарова.
«В Севастополе «Севтеплоэнерго» повысило тариф на услуги теплоснабжения в три раза! При этом тариф по-прежнему не покрывает себестоимость теплоэнергии, которая намного превышает среднюю по Украине. И это в южном компактном городе! Одновременно задолженность севастопольских теплоэнергетиков за газ достигла 117 млн. грн., за электроэнергию — 7 млн.! Такое возможно только в условиях полной бесхозяйственности и безответственности! Глава администрации Саратов самовольно согласовал такое решение, пошел на поводу у руководства коммунального предприятия — явно во вред людям».
После этих слов премьера первое, что сделал Янукович – подписал указ об увольнении Саратова. Правда, потом ему ничего не помешало назначить то же лицо на должность, отвечающую за тарифы по всей стране, а не в «южном компактном городе».
Зная эту предысторию, становиться легче понять, позицию и ответы Саратова на вопросы журналистов касательно будущего повышения тарифов на «коммуналку».
«Наша задача сегодня – тарифы посчитать. Какие будут действия правительства и Президента – я не могу сейчас сказать. Вы поймите главное, где будет компенсация, повышение каких-то цен – я не знаю. Я еще раз говорю – это не вопрос комиссии. Мы – экономисты. Мы посчитали и сделали. Но эту проблему великолепно понимает Президент. Просто великолепно. Я когда его слушал, – он с нами час беседовал, – он эту проблему великолепно понимает», – продолжает руководитель органа, который по закону обязан еще и устанавливать тарифы для подчиненных ему предприятий-лицензиатов. Глава комиссии, призванной решить раз и навсегда все разночтения в тарифном вопросе. В масштабах страны.
Примерно в таком вот духе, – без конкретики («то, что мы сегодня делаем – вот это конкретно» – слова главы комиссии), – Саратов покинул журналистов. Однако остался его заместитель – Юрий Хиврич. В прошлом – министр по вопросам жилищно-коммунального хозяйства (после Админреформы превратился в первого зама Виктора Тихонова, а 1 июня был уволен вместе с Саратовым. Если верить премьер-министру: также не справился с «тарифным вопросом»).
Юрий Егорович честно признался, – правда, уже в лифте (его срочно вызвал к себе Саратов), – тарифы повышаться будут. Звучало это с надеждой на понимание ситуации: «Одно хочу сказать – правильно председатель (Саратов – Ред.) сказал, что тарифы в последний раз поднимались в 2008 году. А за это время практически на 35-40% поднялась электроэнергия. Она только в этом году на 20% поднялась. И за это время, вы видите сами, – на 50% поднялся газ. И мы пока не урегулировали этот вопрос. Вы меня поняли… Да?», – закончил он.
И действительно все стало понятно. И то, как первый вице-премьер Андрей Клюев (сразу же после увольнения Саратова и Хиврича в июне) говорил о том, что к отопительному сезону должны быть введены единые «деревянные» тарифы на «коммуналку» по всей стране. И то, как Президент всю весну на телекамеры отчитывал премьера по поводу несправедливых тарифов. И то, как сам Виктор Федорович еще в минувшем году говорил о наболевшем «тарифном вопросе». И даже аналогичные разговоры представителей ушедшей власти. Видимо, роковая для любых чиновников и политиков ноша с аббревиатурой «ЖКХ» в нынешних украинских реалиях и в правду остается ни для кого не подъемной. Поэтому и остается: говорить о понимании проблемы Президентом, уходить от любой конкретики, а после отмашки сверху желательно без лишнего шума повышать тарифы и заходить на начало очередного круга.
- Информация о материале
20 главных дел Украины: кого и за что на самом деле сажают
Хотя мало кто верит в то, что в Украине идет реальная борьба с коррупцией, количество уголовных дел против бывших и нынешних вип-чиновников впечатляет. Правда, пропорции неравнозначны: хотя власть говорит о сотнях дел против ныне действующих чиновников, в основном, они касаются не высшего эшелона. Это, конечно, можно объяснить тем, что нынешние випы у руля всего полтора года, да и ведут себя осторожнее, но факт остается фактом: из 20 человек от зама министра и выше, информацию о которых собрала «Сегодня», лишь трое представляют нынешнюю власть. Хотя и трое - уже немало, учитывая, что за время независимости действующие чиновники такого уровня за решетку не попадали вообще.
Что касается дел против бывшей власти, то силовые органы утверждают, что идет борьба с коррупцией. Оппозиция говорит о том, что это политические репрессии и элемент запугивания, а также избирательное правосудие. Мол, может быть, бывшая власть и коррумпированная, но точно так же, как и нынешняя - но против нынешней дел мало. Впрочем, даже в таком случае у всех этих дел есть одно неоспоримое преимущество - за коррупцию в стране начали судить крупную рыбу. И это должны помнить и нынешние правители: если власть поменяется, новые правители с большой долей вероятности попытаются их также привлечь на скамью подсудимых. А значит надо иногда и честь знать.
К слову, в среде чиновников есть некоторое беспокойство в связи со вступлением в силу нового закона о коррупции. Мол, пока ничего особо не поменялось, но через какое-то время, когда в верхах потребуют «статистику» по коррупции, «органы» обрушат на бюрократию свой карающий меч и полетит много голов. Но это в будущем. Пока же разберемся, что происходит сейчас.
Мелкие поводы
Первое, что бросается в глаза при анализе ряда дел против оппозиции, - это довольно мелкие поводы. Например, Юрия Луценко обвиняют в незаконном продвижении по службе своего водителя (при этом в отношении Юрия Витальевича ходили слухи о намного более серьезных преступлениях). Макаренко и Диденко просто попали под раздачу за то, что выполняли указания премьера Юлии Тимошенко по изъятию газа у «РосУкрЭнерго». Хотя, например, господин Макаренко возглавлял таможню - одно из самых коррумпированных ведомств в государстве. Довольно странно, что ничего более серьезного на него так и не накопали.
Исключение составляют экс-министр экономики Данилишин и бывшие руководители Госкомрезерва и ряд других министров. Против них обвинения как раз серьезные и профильно-коррупционные (Данилишина обвиняют в нарушениях во время проведения тендеров с одним участником, а «резервников» - в разворовывании «закромов Родины»).
Как пояснил нам один из видных представителей действующей власти, за мелочи «хватают» потому, что именно по этим моментам собрана доказательная база. А более серьезное - недоказуемо. «Тем более, что за последние лет пять правоохранительные органы основательно деградировали и с трудом поднимают какие-то серьезные задачи», - говорит политик. Кроме того, как говорят злые языки, наша элита (как провластная, так и оппозиционная) настолько взаимосвязана в плане коррупции, что раскрытие по-настоящему серьезных схем прежней власти автоматически ударит и по некоторым представителям нынешней.
Кому что?
Пример экс-замглавы Госкомрезерва Синьковского, который получил 10 лет, показывает: большинству обвиняемых светят реальные сроки, причем немаленькие. Что касается «жертв обстоятельств» вроде Макаренко и Диденко, то здесь - ввиду отсутствия личной заинтересованности - возможны варианты: либо реальный срок, либо с отсрочкой исполнения. Тюремный срок вполне может быть «выписан» и для Юрия Луценко. А вот что касается «подсудимой №1» Юлии Тимошенко, то в последнее время все чаще стали говорить о том, что ее тоже посадят, но политолог Михаил Погребинский с этим не согласен: «Допускаю, что реальный, но мягкий срок получит Луценко, но в отношении Тимошенко - не верю. Да, она провоцирует власть на арест, но не думаю, что власть пойдет на это. В полномочиях судьи - вынести приговор ниже минимальной планки, и для власти выгоднее, чтобы Тимошенко получила условный срок».
«Нужно разобраться и с нынешними»
Политические мотивы порой видят и в делах, которые заводят против представителей нынешней власти. Кроме того, оппозиция говорит, что некоторых нынешних чиновников (из числа наименее политически влиятельных) берут специально, чтобы показать борьбу с коррупцией - мол, не только бывших сажают.
Впрочем, четкие политические моменты можно усмотреть лишь в случае с бывшим хозяином Крыма Гриценко: как магнит для всех недовольных нынешней крымской властью он, естественно, не может устраивать нынешнюю команду. Но даже в этом случае никто не берется говорить о чисто политических репрессиях - уж слишком много сказано о махинациях с крымской землей.
Что касается председателя Союза левых сил Василия Волги, то здесь хоть ситуация и спорная, но далекая от политики: Волгу обвиняют во взятках (причем даже неофициально говорят, что «Вася слишком много хапал»), а сторонники Волги говорят, что стали жертвой козней со стороны мошенников из кредитных союзов, с которыми вел войну, а его место в Госфинуслуг освобождают под кого-то другого.
С другой стороны, ощущение тотальной борьбы с коррупцией пока действительно отсутствует. В то время как одних чиновников сажают за сомнительные тендеры, появляется информация о новых сомнительных тендерах - и никаких последствий она за собой не несет.
«Тот же Данилишин вообще не воспринимался как политик, да и с бывшими руководителями Госрезерва, уверен, не все в порядке. Однако власти, чтобы не было ореола политических репрессий, нужно разобраться и с сегодняшними тендерами, и с тем, что творилось в госрезерве до и после Поживанова», - советует политолог Владимир Фесенко.
Уголовные дела против власти: ТОП-20
Бывшая власть
Юлия Тимошенко, премьер-министр в 2007-2010
Обвинение: превысила полномочия, единолично дав директивы на подписание газового контракта, который привел к ущербу для государства на 1,5 млрд гривен. Грозит лишение свободы от 7 до 10 лет.
Сейчас: под подпиской о невыезде, идет суд. После этого еще должны состояться суды по нецелевому использованию денег Киотского протокола и закупке некондиционных машин скорой помощи.
Юрий Луценко, глава МВД в 2007-2010
Обвинение: нанесение ущерба государству в размере 978 тысяч грн. (незаконное предоставление квартиры сотруднику, выделение средств на празднование Дня милиции). Грозит лишение свободы от 7 до 10 лет.
Сейчас: находится в СИЗО, идет суд.
Богдан Данилишин, глава Минэкономики в 2007-2010
Обвинение: одобрил процедуру закупок у одного участника, которая привела к ущербу для государства в размере 4,5 млн грн. Грозит от 5 до 10 лет.
Сейчас: находится в Чехии, где получил политическое убежище, идет следствие.
Виктор Бондарь, министр транспорта в 2005-2006
Обвинение: дал разрешение на строительство на гостерритории, которое привело к убыткам государства на 5,5 млн грн. Грозит от 5 до 10 лет.
Сейчас: находится на подписке о невыезде
Георгий Филипчук, глава Минэкологии в 2007-2010
Обвинение: нецелевое использование денег Киотского протокола, грозит от 3 до 6 лет.
Сейчас: находится в СИЗО, следствие закончено, дело передано в суд.
Валерий Иващенко, и. о. министра обороны в 2009-2010
Обвинение: дал разрешение на незаконную приватизацию госпредприятия, грозит от 3 до 6 лет.
Сейчас: находится в СИЗО, дело передано в суд.
Евгений Корнейчук, первый замминистра юстиции в 2007-2010
Обвинение: дал разрешение на проведение сомнительного тендера по юридическому обслуживанию «Нефтегаза», что привело к ущербу в 1,5 млн грн.
Сейчас: отпущен на подписку о невыезде, идет следствие, дело может быть закрыто.
Александр Давыдов, замминистра транспорта в 2008-2010
Обвинение: лоббирование интересов одной из авиакомпаний, грозит от 3 до 6 лет.
Сейчас: находится на подписке о невыезде, дело передано в суд.
Владимир Работнев, замминистра транспорта в 2009
Обвинение: разглашение гостайны в коммерческих целях, грозит от 5 до 8 лет.
Сейчас: находится на подписке о невыезде, дело передано в суд.
Михаил Поживанов, глава Госкомрезерва в 2008-2010
Обвинение: закупка нефтепродуктов в госрезерв по завышенным ценам, ущерб государству - 35 млн грн., грозит от 5 до 10 лет.
Сейчас: находится в Австрии, где попросил политического убежища, идет следствие.
Татьяна Слюз, глава Госказначейства в 2007-2010
Обвинение: нецелевое использование денег Киотского протокола, грозит от 3 до 6 лет.
Сейчас: находится в розыске, идет следствие.
Анатолий Макаренко, глава таможни в 2009-2010
Обвинение: дал команду растаможить принадлежащие «РосУкрЭнерго» 11 млрд «кубов» газа. Грозит от 7 до 10 лет.
Сейчас: находится в СИЗО, идет следствие.
Игорь Диденко, первый зампредседателя «Нефтегаза» в 2008-2010
Обвинение: подписал договор о продаже принадлежащих «РосУкрЭнерго» 11 млрд «кубов» газа. Грозит от 5 до 10 лет.
Сейчас: находится в СИЗО, дело передано в суд.
Николай Синьковский, замглавы Госкомрезерва в 2007-2010
Обвинение: хищение госсредств на сумму 500 млн грн.
Сейчас: по приговору суда получил 10 лет.
Валерий Никитин, замглавы Госкомрезерва в 2008-2010
Обвинение: хищение госсредств на сумму 243 млн грн. при закупке сахара в госрезерв.
Сейчас: находится в СИЗО, идет следствие.
Николай Петренко, директор «Укрмедпостач»
Обвинение: закупка некондиционных машин скорой помощи, ущерб на 500 тысяч грн.
Сейчас: находится в СИЗО, идет следствие.
Виктор Колбун, зампредседателя главы правления Пенсионного фонда в 2008-2010
Обвинение: заключил договор с фиктивной компанией, ущерб 6 млн грн., грозит от 5 до 10 лет.
Сейчас: находится в СИЗО, следствие закончено, дело передано в суд.
Нынешняя власть
Василий Волга, председатель госкомиссии по регулированию рынков финансовых услуг Украины в 2010-2011
Обвинение: вымогательство и получение взятки в $500 тысяч, грозит от 8 до 12 лет.
Сейчас: находится в СИЗО СБУ, ведется следствие.
Анатолий Гриценко, председатель Верховного Совета Крыма в 2006-2010
Обвинение: противоправное прекращение совхозу «Азовский» права пользования участком площадью 4,8 тысяч га, превышение власти при выделении земель коммерческому предприятию и нарушение порядка выплаты матпомощи. Ущерб около 25 млн грн. Грозит от 7 до 10 лет.
Сейчас: находится в СИЗО, следствие закончено, дело передали в суд.
Богдан Преснер, замминистра экологии в 2010
Обвинение: получение взятки за содействие в назначении на должность руководителя областного уровня, составляла $200 тысяч, грозит от 8 до 12 лет.
Сейчас: находится в СИЗО, дело передано в суд.
- Информация о материале
Страница 1738 из 2102
