Главная
Обнальные схемы под прикрытием сепаратистов
Пока Восток страны раздирают сепаратисты при поддержке российского оружия, украинские политики пытаются урвать побольше от доставшейся внезапно власти. Причем, занимаются решением своих бизнес-вопросов совершенно не таясь.
Последний пример – организованная "Батьківщиной" (руками депутатов Валерия Головко, Вадима Мерикова, Игоря Брыченко, Михаила Апостола и внефракционной Леси Оробец) PR-кампания против УДАРа и фракции Кинаха "Экономическое развитие", цель которой – получить хлебное мест главы Нацкомиссии по финансовым услугам. Судя по всему - не для развития экономики – задача взять под контроль схемы рынка обналички и вывода капитала за рубеж, которые могут принести в карман и партийную кассу сотни миллиардов гривен.
Рынок обналички всегда был одним из самых лакомых кусков теневого бизнеса по-украински. И тот, кто курировал его с первого дня, мог считать себя официальным миллиардером. Благо ежегодно украинский бизнес проводит через обнальные схемы более 20 млрд. долларов – 240 млрд. грн. по нынешнему курсу. 7% организаторам схем по обналичке – это около 17 млрд. грн. дохода, которые распределяются по карманам кураторов этой схемы.
При "семье" обналичкой занималась "Арбузова мама", которой при помощи сына удалось свести количество площадок по обналу и выводу капиталов в оффшоры до 200 штук. При этом организаторы схемы получали около 9% комиссионных, а еще 3% направляли в бюджет – типа выполняли социальную функцию.
После бегства "семьи", рынок обнала снова стал "дикорастущим" - сейчас перевести деньги из наличной в бзналичную форму и наоборот предлагают тысячи площадок, при этом ставки комиссионных упали до 7-9% безо всяких "бюджетных" составляющих.
Конечно, не обходится без "крыши" - курируют обналичку силовики МВД (УБЭП и УБОП), СБУ, Генпрокуратура и "белые воротнички" - Нацбанк в сфере надзора над банками, Миндоходов в лице налогового подразделения и Нацкомфинуслуг в лице департамента по лицензированию и надзору за страховыми компаниями.
У силовиков своя кухня – и там полномочия уже распределены после назначения Генпрокурора и Министра МВД. Нацбанк находится в управлении Арсения Яценюка, а Миндоходов – депутата Виталия Хомутынника. С этих площадок (с ведома или без ведома высокопоставленных кураторов) доходы обнала уже поделены.
Нераспределенным куском обнального пирога осталась Нацкомиссия по финансовым услугам, которая курирует страховой рынок. Его особенностью является возможность перестраховывать риски – направлять часть собранных премий за границу (вывод капитала), либо проводить выплаты возмещений (обналичка). Объем этого сегмента рынка оценивают в 5 млрд. долл. ежегодно.
"Пилить" эти деньги хотят все – квота назначения главы Нацкомфинуслуг стала причиной развернутой PR-кампании, в которой схлестнулись недавние соратники: Батькивщина и УДАР. У Батькивщины уже есть опыт работы с ведомством, которое может влиять на обналичку: нардеп Сергей Буряк от имени БЮТ долгое время рулил налоговой инспекцией страны.
УДАР попрактиковаться в борьбе с обнальными схемами пока не успел.
"Батьківщина" выставляла на пост главы Нацкомфинуслуг Максима Полякова – представителя яценюковского "Фронта Змін", а УДАР при поддержке фракции "Экономическое развитие" Кинаха-Хомутынника (последнему Яценюк дал право рекомендовать главу налогового подразделения Минсдоха) – двигали Андрея Волкова.
Поляков был фаворитом в гонке и даже начал делать ремонт в кабинете главы Нацкомиссии – но оппоненты вытащили на свет скандал по рейдерскому захвату Уманьхлеба, в котором был замешан политик в период оппозиционной работы. Молниеносно созданная в парламенте следственная комиссия и, возможно, другие аргументы убедили Яценюка уволить Полякова и назначить Волкова.
Однако "Батьківщина" с потерей хлебного места не смирилась – и начала отвечать оппонентам их же оружием. Против Волкова развернута массивная PR-кампания, целью которой является его от ставка с поста главы Нацкомиссии. Релизовывают проект – народные депутаты Валерий Головко, Вадим Мериков, Игорь Брыченко, Михаил Апостол, Леся Оробец.
В этой "пятерке" Вадима Мерикова считают близким другом Максима Полякова – именно он координирует деятельность группы, которая пытается обвинить Волкова в том, что Волков, уволенный в 2009 (!) году из "Альфа-банка", имеет связи с ФСБ. С 2009 года Волков, видимо, дожидаясь этой должности, конспирировался и 5 лет проходил подготовку на спецбазах ФСБ. Депутаты даже зарегистрировали специальный проект по созданию следственной комиссии для расследования масштабов ущерба экономике Украины от работы "Альфа-груп" (банк и страховая компания), а также возможных связей с ФСБ России. Ничего более правдоподобного группа депутатов придумать не смогла.
Примечательно, что обоснованием для создания следственной комиссии является как назначение Волкова (интересно, а почему депутаты не обращали внимание на деятельность "Альфы" до попадания экс-сотрудника банка во власть?), так и известный пример борьбы "Альфы" за возврат кредита Завода бетонных конструкций №1 (Новая Каховка). Приводить в качестве примера "ущерба Украине" ситуацию с невозвратом кредита собственником завода Иваном Винником, который разбазарил все имущество ЗБК1, устраивал беготню с феерверками "титушек" вокруг завода в жилетках "Альфа-банка" и не возвращает кредиты целому ряду банков (например, с ним официально судится "ПриватБанк") – как минимум, странно. Как максимум, - выглядит попыткой депутатов заработать на временной следственной комиссии дважды – с потенциальных интересантов в отставке Волкова, и с господина Винника.
Впрочем, понять депутатов можно. Им всем нужны деньги.
Вадим Мериков, мало того, что является другом Полякова и выиграет от его трудоустройства, только недавно прошел в Раду – занял место ушедших в Кабмин представителей "Батьківщини", и всячески должен использовать полученную возможность (время-то идет). Мериков - преподаватель спорта на отделении кикбоксинга в Николаевском государственном педагогическом институте, затем тренер-преподаватель по кикбоксингу в Детско-юношескую спортивную школу № 2. 2001 занимает должность председателя правления ЗАО "Сигма-Спорт" – был депутатом Николаевского горсовета, и поддерживает хорошие отношения с Винником.
Валерий Головко имеет опыт борьбы за активы – его полтавский рынок давно и безуспешно пытаются вернуть в коммунальную собственность.
Так что в инициативе по расследованию деятельности Волкова их всех вряд ли интересует справедливость. Скорее, возможность выслужиться перед партийным начальством и получить право решать вопросы в Нацкомфинуслуг. Место то – хлебное, не меньше, чем Умань.
- Информация о материале
Кого поддержать русским в гражданской войне на Донбассе?
Поскольку время от времени появляющиеся комментарии «что ж вы за русские, если не поддерживаете освободительную борьбу Пономарева», уже немножко надоели, рассказываем, что мы за русские.
С одной стороны, мы такие русские, которые не видят национальной составляющей конфликта. Гражданская война заключается всегда в том, что она не национальная, а наоборот, идеологическая. Вот и эта война тоже не национальная. Русские рубят русских. Просто одни русские считают, как, например, мы, что продаваться антирусской России – это провал и лишение русской нации права на самоопределение в обозримой исторической перспективе. А другие русские считают, что хоть РФ и концлагерь для русских, но задача русских – загнать в этот концлагерь как можно больше народу, потому что русские должны держаться вместе, даже если это место – современная путинская РФ.
С другой стороны, если вы настаиваете, что мы должны обязательно поддержать население Донбасса в его святой освободительной партизанской борьбе, то что ж. Придется так и сделать. Держаться нету больше сил.
Мы мучительно искали, кого бы действительно можно поддержать среди сражающихся на Украине отрядов.
С одной стороны, каждый отряд стоит того, чтобы относиться к нему с уважением. Потому что война – это когда стреляют, и каждый боец с любой стороны отвечает за свой выбор головой. И это серьезно.
С другой стороны, к каждому отряду до последнего времени были претензии.
Батальоны «Днепр» и «Азов» — собраны на деньги Коломойского. Вы отлично стреляете, ребята, и все делаете правильно, но у вас за спиной еврейский олигарх. Который однозначно мечтает о рейдерском захвате Украины. Сейчас нам с ним по дороге, но есть подозрение, что уже через год мы все серьезно пожалеем о том, что ему помогали.
Украинская армия – небоеспособная, немотивированная, под руководством уродов всех сортов. Боевой дух и мотивация к ведению боевых действий чаще всего отсутствует (хотя, конечно, бывают исключения). Сдает бронетехнику, боится открывать огонь.
ДНР Ахметова – наемники и бандиты, работающие в связке с продажными донецкими ментами. Не имеют никаких интересов ни к русским, ни к Украине, ни к ДНР или ЛНР. Люди просто отрабатывают, что им Ринат приказал. Вчера были сепаратистами, сегодня уже патриоты, завтра опять станут сепаратистами, отчего бы и нет.
ДНР Гиркина – на их стороне лучшие люди, парадно-выходной казак Бабай, офицер ФСБ Гиркин и безумный террорист Пономарев. Все вместе эти ребята мечтают о том, чтобы РФ ввела войска на Украину. Трудно поддерживать людей, цель которых – ввести на русскую землю путинские войска, чтобы убивать других русских людей только за то, что они ненавидят Путина и георгиевские ленточки.
В общем, до последнего времени позиция у нас была совершенно идентичная традиционной позорной русской интеллигентской позиции — «народ не тот». Кто Путина любит, кто у Коломойского деньги берет, кто и вовсе не русский.
И тут, спасибо судьбе, наконец-то Донбасс устал, что ему помогают все, кто ни попадя, подал свой собственный голос. Наступил день, о котором мечтали все русские националисты, если они, конечно, русские националисты. День, когда простые русские люди Донбасса устали, что по их родной земле туда-сюда носятся малопонятные чужие уроды, поднялись и защищают Донбасс самостоятельно.
Речь о Добровольческом батальоне территориальной обороны Донецкой области «Донбасс», и о его командире Семене Семенченко.
«Захват власти сепаратистами в Великоновоселковском районе Донецкой области. Произошел вчера с участием начальника местной милиции (официально на больничном), председателя райсовета, председателя поссовета, фракции партии Регионов. Начальник милиции — ставленник сына Януковича — Александра. Был снят флаг с районного совета, повешен флаг ДНР. С Донецка были выдвинуты силы народного ополчения ДНР для силового прикрытия акции. Сейчас в районе власти нет- государственные учреждения эвакуируются. Формируется местное народное ополчение ДНР. Люди запуганы. Личный состав местной милиции деморализован и не поддерживает Украину. Власти области бездействуют.»
В ответ на это население Великоновопольского района Донецкой области встало, собралось вместе, организовало группу добровольцев, и теперь отвечает за безопасность на территории района.
Причем война батальона «Донбасс» — не только с сепаратистами. Первым делом ребята зашли к главным врагам народа – к ментам.
«Все работники милиции потерявшие право служить украинскому народу будут разоружены и отправлены по домам. Все чиновники перешедшие на службу ДНР и тем самым потерявшие легитимность будут отстранены от должностей. Вооруженные люди из ополчения ДНР будут блокироваться и, в случае непосредственной угрозы жизни и здоровью граждан, уничтожаться. Для фиксации реальной ситуации в районе мною приглашены и находятся здесь журналисты нескольких телерадиокомпаний. До нормализации ситуации в районе беру ответственность за жизнь и здоровье граждан Украины и поддержание общественного порядка на себя. Командир добровольческого батальона Донбасс Семенченко».
В ответ на это ДНР отправила 30 автомашин и автобусов боевиков ДНР на Великоновоселовку.
Это произошло сегодня ночью. Батальон «Донбасс» был вынужден принять первый серьезный бой. Отряд добровольцев из местного населения, не успевший даже как следует вооружиться, в первый же день своего активного существования был вынужден столкнуться с силами противника, до этого эффективно гонявшими украинскую армию по полям. Другими словами, результат был совершенно предсказуем. И вот он:
«У нас в все в порядке. Взяли пленных. Потерь нет. Большинство колорадов разбегается и сдается в плен после первых же выстрелов. Очень действует простой прием — РГД с выдернутой чекой. Потрясающее изобретение! Быстро приобрело популярность у бойцов. Единственное неудобство, — когда человек начинает засыпать с гранатой в руке. Час ходил, наконец все поотбирал, чтоб не повзрывались нафиг. Конфисковали кучу оружия: сидим как в оружейном магазине. Куча спижженого колорадами с военных складов барахла… Куда девать такое количество патронов на имеющуюся у нас одну СВД и пулеметы, которых у нас нет — не представляю. Сейчас вернулись в расположение в Великоновоселковку. Бойцы отдыхают. Боевой дух высокий. Спим рядом с овцами на сеновале. С земли парит, овцы блеют, колорады с мешками на головах что-то ругаются на своем, колорадском! Всем спать!»
На этом месте должны быть какие-то восхищенные слова. Но у нас их нет, потому что сказанное и сделанное господином Семенченко выше любых слов.
Русские люди Донбасса – это добровольческий батальон «Донбасс». И мы, «Петр и Мазепа», поддерживаем русских людей Донбасса в их лице.
«Гопникам, чеченцам, продажным ментам, разного рода «востокам» и «донецкам»- до скорой встречи».
Ну что ж. Господам Ахметову, Гиркину, Путину и Турчинову, видимо, все-таки придется наконец послушать настоящий Донбасс.
В общем-то главное отличие русских людей из батальона «Донбасс» от боевиков Ахметова и боевиков Гиркина и Пономарева — в отношении к той земле, на которой все происходит, и к тем людям, которые на ней живут. По поведению сразу становится ясно, кто патриот, а кто террорист.
«В великоновоселковском районе отменены занятия в школах и детских садиках.При опросе учителей выяснилось что руководство позвонило им и запугивая правым сектором приказало на работу не выходить. Заведующему районо Власенко немедленно прибыть к командиру батальона Донбасс для дачи обьяснений кто конкретно дает приказы на этот саботаж.В случае неявки будут приняты меры к освобождению Вас от занимаемой должности. Общественность будет оперативно информироваться о развитии этой истории. Твари -регионалы — у вас этот номер не пройдет. украинские дети будут учиться а не плясать под вашу дудку, помогая вам нагнетать недовольства действиями законной украинской власти».
- Информация о материале
Так ли трудно — сделать выбор?
Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколь-нибудь развязности, какая у Бальтазара Бальтазаровича, да, пожалуй, прибавить к этому еще дородности Ивана Павловича — я бы тотчас решилась…
М.В. Гоголь "Женитьба"
На ход и результат президентской кампании влияет множество факторов: от невиданного по масштабам терроризма в форме олигархически-триколорного сепаратизма, многомесячного психологического стресса, вызванного перманентно ожидаемой прямой агрессией РФ на всем протяжении украинско-российской границы — до примитивных, тупых подкупов избирателей и избирательных комиссий домашними и "экзильными" олигархами и циничных фальсификаций результатов голосования. Несмотря на все, избирательный процесс идет в обычном режиме. Наиболее инициативные кандидаты на президентскую должность демонстрируют эрудицию в широком спектре проблем общественного развития, обещают решить все экономические, социальные, военные запросы граждан, включая реформы сельского хозяйства, энергетики, суда, медицины, образования, местного самоуправления и т.д. Некоторые обещают вернуть АРК в лоно Украины чуть ли не до понедельника после инаугурации: только выберите и изберите.
Простой избиратель стал более придирчивым и критичным. Все меньше потенциального "электората" смотрит на кандидатов растерянным взглядом гоголевской Агафьи Тихоновны. Значительная часть граждан полагается в своем выборе на давно внедренные политтехнологами избирательные стереотипы. Здесь доверчивых и не очень, как и раньше, ждут "зубці й держаки виборчих граблів". Сегодня основным орудием презентации кандидатов, их программ, а также средством зомбирования людей говорунами и политическими мошенниками является то, что продуцируется в информационном пространстве из "ящика". Это убедительно подтверждает тотальный "одобрямс" россиянами политики Путина в отношении Украины. Эффективность этого фактора влияния на сознание людей очевидна и на фоне поведения немалой части жителей Донецкого края. Современные средства охоты на избирателя умело нейтрализуют его способность и потребность осознанного выбора. На качество избирателя в значительной степени влияет также отсутствие важного "антидота" — конкретных и понятных публичных ориентиров поиска масштабной личности, способной кардинально изменить общественное восприятие роли президента в государстве.
Мы хотим видеть на должности главы государства человека честного, морального, который будет максимально соответствовать критерию трех П: порядочность, профессиональность и патриотизм. Но недопустимая беспечность и безответственность — не осознавать, что эти президентские выборы являются необходимым инструментом преодоления последствий деятельности свергнутого вчера диктаторского режима. Неосторожное проявление его зверской сущности в ночь на 30 ноября прошлого года натолкнулось на радикальное народное сопротивление и послужило причиной позорного бегства узурпатора. Нынешний акт прямой демократии будет показательным именно в смысле проявления уровня осознания гражданским обществом необходимости бесповоротного движения к правовому государству, окончательному преодолению синдрома "сильной руки". В связи с этим имеет большое значение установление наличия у потенциального государственного лидера достаточных профессиональных качеств: знания в сфере президентских полномочий и демонстрация понимания, какими средствами и методами он планирует их осуществлять. Этого можно достичь при условии, что избиратель сам способен квалифицированно оценивать претендентские демонстрации. Поэтому я предлагаю обращаться при этом к таким ориентирам, своеобразным пробным камням, которые позволят сориентироваться в том, кто перед вами.
Концентрировано статус президента Украины сформулирован в ст. 102 Конституции: "Президент Украины является главой государства и выступает от его имени. Президент Украины является гарантом государственного суверенитета, территориальной целостности Украины, соблюдения Конституции Украины, прав и свобод человека и гражданина". Ст. 106 и ряд других статей Основного Закона очерчивают полномочия, которыми наделяется первое должностное лицо государства и одновременно — орган государства в пределах определенного Конституцией статуса.
Уместно напомнить, что после восстановления действия Конституции-2004 государственная власть должна функционировать в параметрах парламентско-президентской формы правления. Это означает прежде всего, что все субъекты власти должны действовать исключительно в соответствии с конституционными полномочиями.
Чрезвычайно актуально сегодня понимание как обществом в целом, так и кандидатом на должность президента конституционного определения того, что это лицо "является гарантом соблюдения суверенитета, территориальной целостности Украины". Физический и правовой контроль над территорией АРК утрачен, в ряде городов Донецкой и Луганской областей контроля центральной и местной власти нет. Вооруженные силы РФ маневрируют на угрожающем расстоянии возле украинских границ. Конституция наделила главу государства полномочием обеспечивать государственную независимость, национальную безопасность государства (п.1 ст.106). Он является "Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил Украины; назначает на должности и освобождает от должностей высшее командование Вооруженных Сил Украины, других военных формирований; осуществляет руководство в сферах национальной безопасности и обороны государства (п.17 ст.106)". Президент, руководствуясь законом, принимает решение об общей или частичной мобилизации и введении военного положения в Украине или в отдельных ее местностях в случае угрозы нападения, опасности для государственной независимости Украины (п.20 ст.106), а также имеет полномочия, в случае необходимости, принимать решение о введении в Украине или отдельных ее местностях чрезвычайного положения с последующим утверждением Верховной Радой Украины (п.21 ст.106). Президент вносит в Верховную Раду Украины представление об объявлении состояния войны и, в случае вооруженной агрессии против Украины, принимает решение об использовании Вооруженных Сил Украины и других образованных в соответствии с законами Украины военных формирований (п.19 ст.106). Статус гаранта государственной независимости и безопасности государства подкреплен такими полномочиями президента, как внесение в парламент представления о назначении министра обороны Украины, министра иностранных дел Украины (п.10 ст. 106) и представления о назначении на должность и освобождения от должности главы Службы безопасности Украины (п.14 ст. 106). Непосредственно с этим статусом связано полномочие присваивать высшие воинские звания (п.24 ст.106) и награждать государственными наградами (п.25 ст.106). Президент возглавляет сверхважный конституционный орган, особенно в условиях военного или чрезвычайного положения — Совет национальной безопасности и обороны Украины (СНБОУ) (ст.107).
Рядом необходимых конституционных полномочий обеспечена внешнеэкономическая деятельность президента. В частности, глава государства представляет его в международных отношениях, осуществляет руководство внешнеполитической деятельностью государства, ведет переговоры и заключает международные договоры Украины (п.3 ст.106). Важно в этом контексте полномочие вносить в Верховную Раду Украины представление о назначении министра иностранных дел Украины (п.10 ст.106). Решение о признании иностранных государств принимает президент Украины (п.4 ст.106). Составляющей частью деятельности по руководству внешней политикой государства является прерогатива президента назначать и увольнять глав дипломатических представительств Украины в других государствах и при международных организациях; принимать верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей иностранных государств (п.5 ст.106). Президент присваивает высшие дипломатические ранги (п. 24 ст.106). Формой внешнеполитической деятельности и вместе с тем — средством защиты прав человека являются его полномочия принимать решения о принятии в гражданство Украины и прекращении гражданства Украины, о предоставлении убежища в Украине (п.26 ст.106).
Довольно объемны полномочия президента в его отношениях с Верховной Радой Украины (парламентом).
Президенту принадлежит право законодательной инициативы (ч.1 ст.93). Законопроекты, определенные президентом как неотложные, рассматриваются Верховной Радой Украины во внеочередном порядке (ч.2 ст.93). Глава государства наделен полномочиями подавать в Верховную Раду Украины (ст.154, ч.1 ст.156) законопроекты о внесении изменений в Конституцию. Президент:
— подписывает законы, принятые парламентом (п.29 ст.109) с соблюдением правил, установленных ч. 2, 3 ст.94;
— имеет право вето в отношении принятых Верховной Радой Украины законов (кроме законов о внесении изменений в Конституцию Украины) с последующим возвратом их на повторное рассмотрение парламента (п.30 ст.106). Если закон повторно принят Верховной Радой Украины не менее чем 2/3 от ее конституционного состава, президент обязан его подписать и обнародовать в течение 10 дней (ч.4 ст.94);
— обращается с ежегодным и внеочередными посланиями к Верховной Раде Украины о внутреннем и внешнем положении Украины (п.2 ст.106);
— может требовать созыва внеочередной сессии Верховной Рады Украины (ч.2 ст.83);
— вносит, по предложению депутатских фракций парламента, представление о назначении премьер-министра Украины в срок, не позднее чем на пятнадцатый день после получения такого предложения (п.9 ст.106);
— подает в парламент на назначение на должности и освобождение от должностей членов ЦИК (п.21 ст.85);
— прекращает полномочия Верховной Рады Украины в случаях, предусмотренных Конституцией (п.8 ст.106);
— назначает внеочередные выборы в Верховную Раду Украины в сроки, установленные Конституцией (п.7 ст.106);
— обязан дать ответ на запрос народного депутата, группы народных депутатов или комитета Верховной Рады Украины, предварительно поддержанный не менее 1/3 от конституционного состава Верховной Рады Украины (п.34 ст.85);
— может предложить парламенту рассмотреть вопрос об ответственности Кабинета министров Украины и принять резолюцию недоверия Кабинету министров Украины (ч.1 ст.87);
— подает кандидатуры на должности и освобождение от должностей половины состава Совета Национального банка Украины (п.12 ст.106);
— подает кандидатуру на должность и освобождает от должности председателя Национального банка Украины;
— назначает на должность и освобождает от должности по согласию Верховной Рады Украины (или выражению недоверия) (п.25 ст.85) Генерального прокурора Украины (п.11 ст.106);
— назначает на должности и освобождает от должностей половину состава Национального совета Украины по вопросам телевидения.
Президент имеет возможность непосредственного общения с народом: он может обращаться с посланием к народу (п.2 ст.106). Конституция наделила его полномочиями назначать всеукраинский референдум по изменениям в Конституцию в соответствии со статьей 156 и объявлять всеукраинский референдум по народной инициативе (п.6 ст.106). Президент осуществляет помилование (п.27 ст.106).
Сейчас у президента значительно ограничены возможности непосредственного влияния на деятельность правительства. Важно уже названное полномочие вносить в парламент представление о назначении премьер-министра (п.9 ст.106) и представление о назначении министра обороны и министра иностранных дел (п.10 ст.106). Президент может предлагать Верховной Раде рассмотреть вопрос об ответственности Кабинета министров и принять резолюцию недоверия правительству (ч.1 ст.87). Глава государства наделен полномочиями останавливать действия правительства по мотивам несоответствия Конституции с одновременным обращением в Конституционный суд Украины по поводу их конституционности (п.15 ст.106). У президента остаются полномочия, связанные с АРК (п.16 ст.106, ч.3 ст.136). Он назначает на должности и освобождает от должностей членов местных, государственных администраций по представлению правительства (ч.4 ст.118). Президент обязан реагировать на факты выражения недоверия главам местных государственных администраций областными или районными советами (ч.9,10 ст.118), может отменить решение глав местных государственных администраций (ч.8 ст.118).
Президент сохраняет серьезное влияние на судебную власть и прокуратуру. Он осуществляет первое назначение на должность профессионального судьи (ч.1 ст.128). Президент назначает трех членов Высшего совета юстиции (ч.2 ст.131), шести судей Конституционного суда Украины (п. 22 ст.106, ч.2 ст.148). Президент может обращаться в КСУ по вопросам конституционности актов в соответствии со ст.150, а также о соответствии Конституции действующих международных договоров или тех международных договоров, которые вносятся в парламент для предоставления согласия на их обязательность (ч.1 ст.151).
Изложенное опровергает распространенное утверждение о "слабом президенте" по Конституции в редакции изменений, внесенных в 2004 г. Проблема в болезненном и безнаказанном стремлении занимающих главную государственную должность "подгребать" под себя непринадлежащие им полномочия, независимо от способности их эффективно реализовывать.
Конституционные полномочия президента изложены здесь с целью помочь простому избирателю со знанием дела оценивать соискателей самой высокой государственной должности. Во-первых, они сами должны доподлинно знать конституционные полномочия главы государства. Во-вторых, кандидаты должны убедить соотечественников в том, что способны исполнять президентские полномочия и в случае избрания на должность будут безусловно придерживаться конституционного статуса президента. У гражданина есть ориентиры, позволяющие ему требовать от кандидата обязательных ответов, как минимум, на вопросы: 1). Что кандидат понимает под полномочием президента быть гарантом соблюдения Конституции Украины, прав и свобод человека и гражданина? 2). Как он будет строить отношения с парламентом, с правительством? 3). Какие внешнеполитические ориентиры Украины являются приоритетными? 4). Как будут создаваться дееспособная армия, другие силовые, правоохранительные органы государства?
Многие уже сейчас растерянно констатируют наличие реального риска попасть в неизбежную шварцовскую ловушку с победой над драконом при очевидном непонимании этой опасности значительной частью общества. Возможность в очередной раз обмануться всегда с нами. В любом случае мы получим либо законопослушного руководителя государства, либо же — очередного потенциального узурпатора. Сделав выбор, нам придется его принять, а приняв — взять на себя ответственность за его последствия.
- Информация о материале
Разграбление Украины
Пока я ходил по Донецку, в голове у меня среди прочих настойчиво крутился один вопрос. Как так произошло, что жители ухоженного города с хорошими дорогами, европейским футбольным стадионом и бизнес-центрами из стекла и стали в один прекрасный день берут автоматы и выходят на улицы. Что может привести к такой деградации общества?
Уже в Москве я начал разбираться в финансовых делах прежней украинской власти, и на третий день мне самому захотелось взять в руки автомат.
Все началось с того, что Янукович отказался подписать соглашение об ассоциации с ЕС, и возмущенные люди вышли на Майдан. Им год рассказывали, как они дружно пойдут в Европу, а потом внезапно предложили пойти в другое место.
Дело в том, что Янукович не собирался ничего подписывать. Подписание договора об ассоциации положило бы конец всем финансовым схемам ограбления Украины. Схем этих было много, а их масштабы и наглость поистине беспрецедентны.
Схема 1: Шах и мат, шахтеры!
Когда донецкие бойцы Беркута отказывались слушать жителей Львова под предлогом «мы вас кормим», они были немного неправы. Как обычно происходит у нас и наших соседей, «немного» в данном случае значит вообще нихера не правы. В этот момент они повторяли фразу, выученную из телевизора, и являли собой жертв пропаганды. «Восток кормит Запад» - это такая же правда, как «хвост виляет собакой».
Львовская область — прибыльная, то есть перечисляет в бюджет больше, чем получает. Донецкая же — дотационная.
В последние годы на поддержку убыточных государственных шахт области ежегодно выделялось 12-14 млрд. грн. в год. По тогдашнему курсу это $1,5-1,75 млрд.
Эти субсидии распиливались как минимум наполовину, а как максимум чуть менее чем полностью. Официально шахты были нерентабельными. Себестоимость добычи превышала стоимость угля на рынке в несколько раз. Разницу компенсировало государство. Что не мешало частным шахтам быть рентабельными, а работникам государственных влачить жалкое существование.
Руководители государственных шахт завышали и объем и себестоимость продукции и перепродавали нелегальный уголь, добытый из так называемых «копанок», а контролирующие органы работали по принципу «верю всякому зверю» и ничего особо не проверяли.
Вот что рассказал «депутат-горняк» Михаил Волынец изданию argumentua.com в интервью, которое называется «Сила Партии регионов — в преобразовании дотаций шахтам на доходы в своих карманах»:
Какие еще схемы применяют для преобразования дотаций на собственные доходы?
Еще одна схема — использование в легальной торговле угля с теневого рынка. Это уголь из нелегальных «копанок», расположение абсолютного большинства которых, безусловно, хорошо известно правоохранительным органам на Донбассе, но закрывают их нечасто. Скорее, для галочки в статистике. Затраты на добычу тонны «копанкового» угля рабским трудом нелегальных работников могут составлять 50 — 100 грн., но его продает как свой шахта, в которой затраты на тонну — 1200 грн. Нынешняя цена реализации этого угля — примерно 750 грн., так что, 450 грн. шахте покрывает государство.
Итак, на каждой тонне угля из нелегальных «копанок» народную казну обворовывают на эти 350 — 400 грн. завышения себестоимости. Объем теневого угольного рынка ныне составляет около 5 млн. тонн в год — так из госбюджета только по этой одной схеме вымывают миллиарды! (около $200 млн. в год по тогдашнему курсу гривны - Kermlinrussia). Притом добытый кустарями в «копанках» уголь некачественный, оно плохо горит, имеет низкую теплотворность.
Сколько людей задействованы на нелегальных «копанках»?
Около 70 тысяч жителей Донбасса работают в «норах» (так еще называют «копанки») — без трудовой книжки и социального пакета. Здесь используют копеечный детский труд (детвора эта не знает, что такое школа), здесь непрерывный поток смертей. Недавно я летел самолетом из Луганска. Сверху выглядит, будто над Луной летишь.
Копанки и завышение стоимости — далеко не единственный способ украсть большую часть дотаций. Есть еще схема с заработком на поставках горнодобывающего оборудования, которое производится преимущественно компанией Ахметова Corum.
Так вот: по соглашению об ассоциации с ЕС Украина должна была прекратить субсидирование убыточных шахт. И если для экономики Украины это было бы неплохо, то сын президента Александр Янукович не досчитался бы нескольких сот миллионов долларов в год. Тот же депутат-горняк говорит, что существенная часть субсидируемых шахт контролируется компанией «Донбасский расчетно-финансовый центр», которая принадлежит Януковичу-младшему. Янукович поставляет им оборудование, а потом получает уголь на реализацию.
Между родной Украиной и родной кровинушкой Янукович выбрал последнюю.
Соглашение было обречено. Это все довольно отвратительно, потому что даже Россия с ее беспределом и коррупцией нашла в себе силы закрыть такие шахты и не использовать нищих шахтеров для разворовывания бюджета.
Схема 2: Мирный атом в руках охуевших мудаков
Согласно Блумбергу, 80% состояния 84-го в мире и самого богатого бизнесмена Украины Рината Ахметова приходится на металлургическую компанию Метинвест и энергетическую ДТЭК.
Последняя — это вертикально-интегрированный холдинг, который объединяет всю цепочку от добычи угля до производства и продажи электроэнергии. ДТЭК контролирует почти все украинские Облэнерго – Донецкоблэнерго, Днепрэнерго, Киевэнерго, Крымэнерго и т.д. Большую часть из них он приобрел во время правления Януковича. По разным оценкам, Ахметов контролирует от 54% до 67% тепловой генерации Украины.
Также в компанию входит большая часть частных шахт Украины, которые в отличие от государственных, прибыльны. Кстати, целую пачку неплохих шахт -«Добропольеуголь», «Ровенькиантрацит» и «Свердловантрацит» Ахметов получил в 2010-2011 гг., когда Янукович стал президентом. Причем арендовал на 49 лет. То есть, получил бесплатно, не покупая их и не становясь героем скандала из-за приобретения по заниженной цене.
Как Ринат Леонидович сделал шахты прибыльными? Рентабельность шахт обеспечивается на конце цепочки — при продаже электроэнергии. Ахметов нашел способ продавать электроэнергию дорого.
Украине досталась в наследство советская система балансировки тарифов. Электроэнергия от ТЭЦ, АЭС и ГЭС сливается в один котел – Государственное предприятие «Энергорынок».
Янукович с Ахметовым превратили ГП Энергорынок в офигенный инструмент перераспределения прибыли от государственных АЭС к частным ТЭЦ.
Большую часть украинской электроэнергии производят АЭС — 43% в первые 10 месяцев 2013 года. В 2012 году их доля была еще больше — 47%. При этом АЭС получили всего 23% денег.
Как? Очень просто. ГП Энергорынок во время правления Януковича покупал энергию АЭС за 20-23 коп. за КВт*ч. У ГЭС — за 26-27коп., а у ТЭЦ Ахметова – за 55-70 коп. Атомщикам Энергорынок платежи часто задерживает, а компании ДТЭК почти всегда платит вовремя.
Вдобавок регулятор еще и искусственно ограничивает выработку АЭС. Загрузка украинских АЭС сегодня рекордно низка – 67,7% в 2013 году, хотя норма – выше 90%. В 2013 году АЭС недовыработали 8 млрд. КВт*ч электроэнергии.
Если совсем по простому, то выбирая между тем, покупать дешевую энергию у государственных АЭС или дорогую у Ахметовских ТЭЦ, украинская госкомпания выбирает дорогую энергию Ахметова. Ринат Леонидович получает сверхприбыль, а все потребители Украины – более дорогую электроэнергию.
Хотя стоп. Не все. Например, металлургический холдинг Рината Ахметова Метинвест покупает электроэнергию по льготному тарифу напрямую у атомных станций.
В итоге украинский «Энергоатом» стал убыточным. Если в 2009-2011 он получал $102-290 млн. прибыли, то в 2012 его убыток составил $329 млн.., а за 9 месяцев 2013 года - $567 млн.
Из-за колоссальных убытков у Энергоатома нет денег на проведение мероприятий по ядерной безопасности. Он не может инвестировать в новые мощности и продление срока службы старых. У него нет денег на строительство нормального хранилища отработанного топлива.
Если на Украине произойдет новый Чернобыль, вы знаете кто виноват. Даже если мирный атом будет вести себя прилично, в 2019 году истекает срок эксплуатации 10 из 15 энергоблоков украинских АЭС, и тогда страна погрузится во тьму в вульгарном смысле слова.
Почему бы просто не отдать Ахметову атомные станции? Он бы загрузил их на полную мощность, поднял тарифы и тогда у страны была хотя бы более дешевая энергия.
Нет, так нельзя. В конце концов, Виктор Федорович и Ринат Леонидович —приличные уважаемые люди. Просто забрать нельзя. Сейчас же не лихие 90-е. А вот спасти, выкупить тонущий и умирающий Энергоатом и возродить его — можно.
Дело в том, что атомные станции, видимо, усердно банкротились как раз для того, чтобы однажды Ахметов их выкупил. Очень дешево. Одно дело, когда ты покупаешь концерн, который приносит $290 млн., совсем другое — терпящий колоссальные убытки в $600 млн. Тут тебе государство еще и приплатить должно за то, что ты благородно избавляешь страну от такой обузы.
В 2012 году Федорыч поручил преобразовать государственный Энергоатом в корпорацию, а заодно и компанию «Укрэнерго», владеющую сетями электропередач, чтобы Ахметов, который экспортирует энергию в Европу, получил бы еще и сети, по которым он эту энергию экспортирует. Атомные станции ему бы сильно пригодились, потому что Россия уже тогда планировала построить АЭС в Белоруссии и Венгрии, и Ринат понимал, что его тепловая энергия станет неконкурентоспособной. А такого Януковича, чтобы установить правильные тарифы уже на европейском рынке, не будет.
Ахметов был не единственным, кто заработал на перекосах рынка электроэнергии. Особенно впечатляет опыт Украины по внедрению «зеленого тарифа». Так получилось, что почти все станции, работающие на возобновляемых источниках энергии, построили еще одни друзья президента Януковича – братья Клюевы. Для них был установлен тариф, который превышал в два раза даже европейский.
Один киловатт братьев Клюевых ГП Энергорынок покупало в 25 раз дороже, чем у атомных станций.
Объем перекрестного субсидирования составлял около $5 млрд. в год, а потери экономики – еще больше. И даже не хочется считать, каков будет их объем, когда в 2019 году остановится 10 энергоблоков украинских АЭС.
Как это ни странно, но в нынешней ситуации спасителем могла бы стать Россия, потому что атомная энергетика фактически общая, и технологии одни и те же. Но Россию тоже возглавляет тупой мудак, который любит чуть что устраивать маски-шоу.
Причем, если в конце 90-х-начале 2000-х эти маски-шоу захватывали коммерческие компании, то спустя 15 лет – уже целые регионы соседних стран.
Теперь Украина скорее замерзнет, чем пустит Россию в свою атомную энергетику.
Ограбление атомной энергетики – это еще один удар по тезису «Восток кормит Запад». На Украине после потери Крыма и Севастополя осталось 25 регионов. Из них всего семь – доноры. Это Полтавская, Днепропетровская, Львовская, Харьковская, Сумская и Черкасская области. Но, например, одна из западных областей, Ровенская, убыточна лишь на $1 млн. в год. Если представить, что схем больше нет, Донецк становится еще более дотационным, а Ровенская АЭС превращает свою область в донора.
Схема 3. Транзитный пассажир
Двадцатисемилетний Сергей Курченко во время правления Януковича стремительно стал долларовым миллиардером на операциях с нефтью и газом.
О его схемах мне рассказал человек, работавший губернатором при Януковиче. В 2011 году ВНЕЗАПНО объем ввоза нефтепродуктов в Украину снизился на 30% по сравнению с предыдущим годом. На самом деле, он, конечно, не снизился. Нефтепродукты просто оформлялись как транзит. Цистерна приезжала на базу, откуда топливо и нефтепродукты разъезжались по розничным покупателям. С базы цистерна, уже пустая, ехала в Одесский порт, из которого время от времени выходили танкеры, перевозящие транзитом ёбаное ничего.
«В какой-то момент я понял, что у меня в области за два дня появился нефтеперерабатывающий завод», - сказал бывший губернатор. Производства нет, а бензин для заправок откуда-то берется.
- Почему вы это не остановили? - спросил я.
- Потому что я привык заниматься только тем, на что могу повлиять, — ответил бывший губернатор.
- То есть вы понимали, что все это крышует Янукович?
- Да. Янукович, конечно, сдоил корову на нет.
Пошлины на энергоносители – один из основных источников пополнения украинского бюджета. Курченко их не платил, и это позволяло ему уничтожать конкурентов демпингом. Об этом украинский Forbes писал еще до того, как Курченко купил за $500 млн Украинский медиа-холдинг, в который входило издание.
Стоимость схем
Мне сложно оценить, во сколько обходились Украине схемы друзей Януковича. Только те, что я описал, тянут на $8-9 млрд. долл. в год. Думаю, это далеко не все. Номинальный ВВП Украины составляет $175 млрд. в год. Получается, что шайка коррупционеров во главе государства стоила своей стране от 5 до 10% ВВП. В относительном выражении это даже больше, чем обходятся России друзья Путина. Поэтому и коллапс наступил намного более серьезный.
Молчание Ринат
«А Ахметов почему молчит»? Этот вопрос очень популярен среди нынешней украинской элиты. Считается, что Ахметов самоустранился и не вступает в конфликт ни на чьей стороне. И что если бы он захотел, то Донецкая народная республика прекратила бы свое существование в течение двух дней. Ахметова часто называют Донецким Путиным.
У Рината следующие причины молчать:
- С Януковичем его компания СКМ стоит $20-30 млрд., а без Януковича – дай бог $3-4 млрд. Кто-то называл Мариуполь алмазом в короне Ахметова, потому что именно там расположены его металлургические заводы, но настоящим алмазом, конечно же, был Янукович в кресле президента.
- От 30 до 40% металлургической продукции предприятий Ахметова экспортируется в Россию, и по словам самого олигарха, Путин одним щелчком пальцев может сделать так, что ему придется уволить 300 тыс. человек. Ахметов — единственный украинский олигарх, который не пострадал от российской власти. Порошенко давили Роспотребнадзором и закрывали счета, у Коломойского отжали Москомприватбанк. Ахметов же до сих пор владеет связью и энергетикой Крыма – компаниями Крымэнерго и крымским подразделением Укртелекома, а министр российского правительства по делам Крыма Олег Савельев заявляет, что никакой национализации этих компаний не будет.
- Наконец, не исключено, что сам Ахметов и инициировал всю движуху с Донецкой народной республикой, чтобы шантажировать новые киевские власти ради сохранения преференций, полученных при Януковиче.
Обращение к повстанцам
Я даже немного сочувствую ребятам из Донецкой народной республики. Когда вы с автоматами в руках экспроприируете вашу гордость – шахты и заводы Донбасса, то обнаружите, что без схем по ограблению атомной энергетики и бюджета, они не стоят ничего. Еще должны останетесь.
Слова примирения
Друзья из Киева и Донецка. У вас там две революции. В Киеве – февраль 1917. Победила вроде бы буржуазия и творческая интеллигенция, а в правительстве оказались сплошь вчерашние феодалы, вдобавок еще и слабые и нерешительные.
В Донецке же я наблюдал собственными глазами октябрь семнадцатого. Интеллигенция в ужасе трясется или бежит из города, собирая вещи ночью за 10 минут. Феодалы со страхом взирают на происходящее из верхних окон гостиницы Донбасс-палас. По улицам ходят вооруженные представители пролетариата, криминалитета и деклассированных элементов. Они явно пользуются поддержкой значительной части населения (думаю, 30-40%), которая во время референдума испытывала невероятный эмоциональный подъем, предвидя возвращение в Россию, а точнее в СССР, потому что в современной России эти люди никогда не жили.
Но энергия обеих ваших революций берется из недовольства одними и теми же мудаками, которые нагло и беспринципно все последние годы грабили вашу страну. Когда в двух городах говорят «Киев не слышит Донбасс» или «Донецкие совсем охуели», правы и те, и другие.
При Януковиче в Киеве, действительно, сидели донецкие, которые охуели и которые не слышали Донбасс, а использовали его жителей как гномиков, которые что-нибудь в шахтах накопают, чтобы можно было попилить на этом деньги.
P.S. Если власти вашей страны упорно рассказывают, что кто-то вас кормит, например, экспорт пресной воды, рыбьего жира, кокаина или нефтяная труба, не исключено, что вас просто зомбируют, чтобы использовать это для перераспределения огромных финансовых потоков на государственном уровне. Мы не намекаем ни какую конкретную страну, но вдруг у вас возникли ассоциации.
- Информация о материале
Я бы снизил накал страстей, у Путина - кишка тонка
Санкции Запада в отношении представителей российского руководства и близкого окружения президента Владимира Путина являются действенным инструментом, считает российский политолог Дмитрий Орешкин. По его мнению, они действуют и скажутся в долгосрочной перспективе, радикального же эффекта в ближайшее время от них ожидать не стоит. И введение санкций уже приостановило В. Путина на Украине. «Если бы их не было, он бы двинулся дальше», - уверен политолог.
То, что российский президент начал перестановки в верховных слоях руководства, по мнению собеседника DELFI, означает, что он боится заговора элит против себя. Кроме того, политолог уверен, что российское руководство не планирует присоединение территорий на востоке Украины, и подобных действий в отношении других своих соседей. «Нет ресурсов, просто кишка тонка», - полагает российский эксперт.
Санкции остановили Путина
С санкциями в отношении России есть проблемы, признает Д. Орешкин: «Они эффективнее, когда они являются потенциальной угрозой, чем когда они уже заявлены. Когда они заявлены, делать уже нечего, к ним приспосабливаются. Когда ты их опасаешься, расчитываешь шаги на ближайшей будущее, то учитываешь будут эти санкции или нет».
«Путин расчитывал, что Запад испугается, исходя из рациональных соображений - бизнес, нефть, газ и т.д. Даже те санкции, которые уже обозначены в некотором смысле его приостановили. Если бы этого не было, он бы двинулся дальше. Мы видим, что он остановился», - ответил политолог на вопрос о действенности санкций стран Запада в отношении российского руководства.
По его словам, сейчас видно, что регулярных войск Кремль вводить на территорию Украины не хочет, чтобы была возможность формально держаться в стороне. «Хотя все понимают, что за этим стоит, - уточняет он. - И есть некая система прокладок. Прямо по-сталински или по-брежневски он (В. Путин - DELFI) войска вводить не будет».
Вторая проблема, которая возникает с санкциями — это время, поскольку они имеют особенность действовать на протяжении времени, полагает Д. Орешкин.
«Если сейчас остановился обмен в технологическом пространстве, то сейчас это не скажется, скажется через год, когда возникнет дефицит в каких-то комплектующих в оборонном комплексе и других отраслях. Через два года это скажется еще сильнее. Быстрой отдачи от санкций ждать нерационально», - подчеркивает собеседник DELFI, который посещал Вильнюс для участия в интеллектуальном форуме, организованном Центром восточно-европейских исследований.
Кроме того, Д. Орешкин обращает внимание на то, что Запад научился пользоваться инструментом санкций, поскольку «они уже являются не страновыми, а персональными, точечными».
«Одно дело санкции против всей России, что конечно большинство населения воспринимает как выпад против себя. Другое дело, против Роттенберга, Сечина и т.д., - указывает политолог. - В этом смысле, думаю, у Запада появился опыт введения таких санкций и его инструментарий стал эффективнее».
Поэтому радикально санкции не работают, однако в долгосрочной перспективе «работают, и работают еще как», резюмировал Д. Орешкин,
Нужно наказать пропагандистов
Кроме того, политолог напомнил слова одного из участников дискуссии в Вильнюсе о том, что нужно ввести санкции в отношении российских пропагандистов, которых недавно наградил Владимир Путин за работу в ходе аннексии Крыма.
«Действительно, эти «300 спартанцев», если бы их лишили возможности выезжать в Европу, были бы очень расстроены, потому что они привыкли туда приезжать», - считает он.
Наконец, разрыв между риторикой российских чиновников о том, что санкции Запада их особенно не волнуют, и реальным положением вещей, по мнению Д. Орешкина, очевиден.
«Уже то, что В. Путин начал перестановки в верховных слоях, означает, что он боится заговора элит против себя», - считает он.
На вопрос о том, насколько крепка опора В. Путина среди элит, Д. Орешкин отметил, что согласно опросу «Левада-центра», всего около 30% принимающих решения людей, управленцев поддерживают президента, «поскольку они понимают, что платить (за действия руководства - DELFI) придется им».
«Они понимают, что будут трудности c финансированием проектов, привлечением инвестиций, ведь отток капитала — очевидное явление. И этот процесс продолжается, и люди уезжают», - говорит он и добавляет, что россияне уже активно реагируют на ситуацию.
«Люди покупают жилье, потому есть семейная жизнь, нужно выводить деньги и вывозить семью. Россия сейчас будет испытывать дефицит денег, людей, но это опять же не завтра проявится», - продолжает политолог.
Новые территории или очаги нестабильности?
Отвечая на этот вопрос, Д. Орешкин отметил, что по «советской системе ценностей, В. Путин, конечно, присоединил бы территории». «Но он прагматик и когда чувствует жесткое сопротивление, то вынужден останавливаться», - говорит политолог.
По его словам, у В. Путина есть много проблемных территорий, являющихся черными дырами в экономическом плане.
«Я думаю, что В. Путин в широком смысле слова — политический лузер. Это в наших СМИ пропагандой все переворачивается наизнанку, но история с Украиной начиналась с того, что В. Путин планировал всю страну взять под контроль и включить в Таможенный союз. Этого не получилось. Уйти просто так оттуда он не мог, пришлось в качестве компенсации взять Крым. Естественно, все забыли историю с Евразийским союзом», - напомнил политолог.
Он также предложил вспомнить о недавнем саммите заседании Высшего евразийского экономического совета в Минске. По словам политолога, в России об этом ничего не говорят: «Это значит, что В. Путин пытался заручиться поддержкой (Н. Назарбаева, А.Лукашенко — DELFI) и не заручился, в противном случае об этом трубили бы во все фанфары».
«Значит, В. Путин, как это ни странно, ведет не наступательную, а оборонительную стратегию. Он отступает с Украины, но просто так уйти не может. Он откусил Крым, но это проблема двоякая», - уверен эксперт.
Крым и Приднестровье
Крым, по словам собеседника, целиком зависит от привозного сырья, воды и электричества с Украины, и если она контролирует Одесскую и Херсонские области, даже без Луганска и Донецка, то прямого сухопутного коридора нет.
«Возить сырье и продукцию на кораблях невозможно, несмотря на утверждения пропаганды. В сумме все портовые мощности Крыма составляют одну десятую от мощности Новороссийского порта. Возить сырьевую продукцию по морю — долго, трудно и практически невозможно», - суммирует он.
Трудная ситуация для России возникает и с Приднестровьем, поскольку сейчас эта территория зажата между недружественной России Молдовой и Украиной, отмечает политолог.
«Теперь это эксклав, который висит на шее у России в экономическом и стратегическом отношении. Так что сейчас появились две очень тяжелых гири на шее — Крым и Приднестровье. Третьей, если дело пойдет дальше, может стать Донбасс. Поэтому, я думаю, дальше дело не пойдет. Донбасс присоединяться не будет, не зря В. Путин очень аккуратно отнесся к референдуму. Просто это не по карману, соотвественно ресурсов на то, чтобы улучшить там ситуацию нет. Ресурсы есть только на то, чтобы дестабилизировать ситуацию. Это дешевле», - уверен Д. Орешкин.
«Я думаю, что присоединять не будут, будут создавать буферную зону. Так что В. Путин будет держать в теле Украины луганско-донецкий нарыв, чтобы использовать его как переговорную позицию, душить газом, но вторгаться туда не в его интересах», - заключил он.
Спокоен за Прибалтику
В связи со своей уверенностью в том, что российское руководство не будет присоединять украинские территории, Д. Орешкин спокоен и за страны Балтии, несмотря на то, что и здесь со стороны России проводилось зондирование ситуации.
«Были попытки зондирования ситуации, можно ли ее «оттяпать», попытки показали, что нет ни социальной поддержки, ни чего-либо другого. Примерно в марте приезжали люди и зондировали почву в Латвии и Эстонии, и получили отказ от тех, на кого хотели опереться. Это нереально, можно разбомбить эту территорию, но присоединить нельзя», - уверен эксперт.
Д.Орешкин также полагает, что реакция на действия Кремля - слишком болезненная.
«Мы думаем, что страшнее В.Путина опасности нет, но нужно оценивать ресурсы. А ресурсы весьма ограничены, и, по-видимому, будут уменьшаться в перспективе из-за санкций, неэффективности экономики. Вся бурная пена, которая сейчас появилась, в значительной степени мне кажется пиар-эффектом. Через полгода на востоке Украины начнут задавать вопросы. Так что я бы снизил накал страстей, потому что у Кремля, грубо говоря, кишка тонка».
- Информация о материале
Инфляция Ахметова
Однажды Лейба Бронштейн, больше известный миру под никнеймом Лев Троцкий, пребывая уже в мексиканском изгнании, вспоминал о событиях 1918 года, когда новая Советская власть сжалась в России до размеров нескольких губерний под давлением наступавшей со всех сторон разношёрстной контрреволюции. Молодую Красную Республику на свой лад и каждый со своего направления пытались уничтожить и Деникин с Вооружёнными силами Юга России, и незнавший пощады к большевикам адмиралъ Колчакъ, и мародёрствующие интервенты, прибывшие в Одессу чуть-чуть пограбить вольный портовый город, и немецкие оккупанты, отхватившие часть Украины, инационально-освободительное движение самих украинцев, и просто бесчисленные банды всей цветовой гаммы.,,свидетельские показания трупов, и горячие сводки расстрельных 1990-ых. Прямых свидетелей предпринимательского гения Рината, который за 7-8 лет сконцентрировал в своих руках главные промпредприятия Донбасса, на удивление нет. Не слушать же нам сказки его ближайшего друга и бизнес-партнёра Бориса Колесникова. Янукович умел крыть матом подчинённых, иногда скрепляя отданные приказы фирменным ударом по печени. Ринат умело собирал весь Донбасс под крышу управляющей компании из трёх букв, отбрасывая будущему межигорскому властелину долю малую. То, что многие руководители донецких заводов и компаний в это же время уходили в лучший мир, совпадение исключительно случайное. К началу 2000-ых тандемократия по-донецки зачистила всю конкурентную среду, взяв под контроль крупнейшие промпредприятия Донбасса. Политическим прикрытием проекта стала сформированная Партия регионов. После Майдана-2004 Ахметов почти полгода живёт за границей, фактически скрываясь от возможного криминального преследования. БТРы, посланные министром МВД Луценком, окружают его резиденцию, выстроенную на заповедной территории Донецкого ботанического сада. Б. Колесников оттягивается в СИЗО, отбиваясь от обвинений в сепаратизме. Янукович имеет крайне бледный вид на фоне полнейшей неспособности работать публичным политиком. Казалось бы, ещё годик и о партии нескольких донецких районов можно будет забыть. Но вскоре выяснилось, не так страшен Ющенко, как его предвыборные обещания. «Универсал» Мыздобула, возомнившего себя Гетьманом всея Украины, вернул Януковича с политической помойки. Уголовные дела против верхушки ПР и аффилированных к ним бандитам, которые весьма обоснованно обвинялись в убийствах и вымогательствах, были развалены стараниями ГПУ и вмешательством хоруживського пчеловода. Из той старой истории нам главное не забывать- заплатили за реабилитацию ПР, за возврат Януковича в политику и за включение полноценного режима «Стоп» по объявленным в ходе Помаранчевой Революции лозунгам «Бандитам - тюрьмы», процессам реприватизации промпредприятий Донбасса, «отжатым» и «хитроприватизированным», именно Ахметов и Колесников. Внешне всё выглядело более чем благородно - пацаны стали основными спонсорами ющенковского дерибан-проекта «Больница будущего». Остегнув пламенному борцу с коррупциейЮлией Тимошенко, донецкие бизнесмены получили в его лице надёжного союзника. Ахметову, пользуясь близкой ему терминологией картёжника, снова пошла масть.
Отдельно хотелось бы напомнить эпизод его личного вхождения в публичную политику. ПР, растерявшая в 2005-2006 популярность и авторитет из-за топорного управления «старыми донецкими», из-за примитивного Януковича, который по мнению земляков слишком легко спасовал перед бухгалтером-проповедником, остро нуждалась в новых лидерах. И ставка, сделанная донецкими на Ахметова, сыграла. Молодой успешный бизнесмен, имеющим к тому времени в руках целый букет бюджето- и градообразующих предприятий региона, пленил сердца дончан. Он предстал перед избирателями в роли такого себе «младшего брата» Януковича- такой же немногословный, выходец из простой рабочей семьи, со связями в криминальных кругах, настоящий патриот Донбасса. Легализация Ахметова номером 7 списка ПР на победных для них парламентских выборах-2006 обещала вывести внутреннюю кухню реальных собственников партии на свет. Но чуда не произошло. Мандат депутата Ахметову стал лишь тотемом неприкосновенности.
Даже хлеб заменили зрелищами
Несмотря на никчёмное пребывание в статусе народного избранника (позорное лидерство среди депутатов-прогульщиков с единственным посещением сессий ВРУ 6 созыва), Ахметов за 2006-2010 нарастил свою популярность и влиятельность. Постройка «Донбасс-Арены», спортивные успехи румынско-бразильского «Шахтёра» опровергли заблуждения украинцев о народе Донбасса, как о людях алчных, мечтающих лишь о крохах хлеба насущного. Дончан активно закармливали зрелищами, мифологией русско-украинской стратегической дружбы и фетишизацией русского языка вторым государственным, при этом продолжая «держать в чёрном теле» - огромная часть жителей региона боролась за выживание. Парадоксально, но ПР, будучи по сути криминально-олигархической ОПГ, умудрялась опираться на поддержку пролетариата, мелкой государственной бюрократии и откровенных люмпенов, которые боготворили её лидеров - Януковича и Ахметова. В мировой истории есть одна политическая партия, которая аналогичным же образом объединила капиталы крупнейших немецких промышленников и отряды полуграмотных боевиков - НСДАП. Их фюрер тоже больше кормил народ зомбирующей пропагандой и яркими шоу. «Крепкие хозяйственники из Донбасса» весьма успешно пустили пыль в глаза европейцам, сумев подготовить Украину в ЕВРО-2012. То, что после бурной деятельности куратора проекта Б. Колесникова, страна получила в наследство пустые, никому не нужные терминалы бориспольского и донецкого аэропортов, сверхдорогущую в обслуживании и пустующую «Арену Львов», регулярные аварии корейских поездов и дыру в бюджете, стало проблемой уже новой власти.
Иллюзия ухваченной бороды
На выборах-2010 Ахметов уже не был единственным и главным спонсором Януковича. Тот сделал выводы и начал принимать в предвыборный фонд золотые яйца из разных корзин. Когда же Межигорье было украшено президентским штандартом, Ахметов вообще отошёл от политики. Поддержание «своей» части фракции ПР в Раде (ориентировочно из 50-55 депутатов) было скорее традицией, актом символизма. Он дал путёвку в жизнь многим своим преданным людям, начиная с водителей и охранников, заканчивая юристами и исполнительными директорами его бизнесов. Через «своих» Ахметов практически не проводил каких-либо лоббистских решений, не согласованных с Януковичем. Противоречий между ними не было. Ахметов помогал Александру Януковичу в организации «семейного» бизнеса, в т.ч. в построении австрийских и швейцарских структур. Понимая, насколько многим Януковичи обязаны Ахметову, они не рискнули пойти на ущемления его прав собственности ни в одной компании. Хотя, как утверждают инсайдерские утечки, Ахметов ощущал «ревность» Януковича к размерам его колоссального состояния.
Ринат продолжал лидировать в сводках Форбс, имея на руках все козыри, но с 2011 года стало окончательно понятно- в Украине стало одним голодным ртом больше. Ненасытная «Семья» бросилась в погоню. Она нарисовала себе новую колоду и пошла раскатывать лохов по-чёрному. «Стахановские» темпы её «отжима, отмыва и распила» затмили ахметовские в разы. На фоне младореформаторов Януковича Ахметов выглядел чуть ли не умеренным консерватором, бдящим о реальном секторе экономики. И в значительной степени это было правдой. И созданный ДТЭК, и приватизированные ресурсоснабжающие компании, и металлургия, и банковская группа Ахметова уже давно были формально очищены от каких-либо возможных юридических претензий, интегрированы в систему международных обязательств и активно занимались public relations. В то время, когда за беспредельщиками из «Семьи» со всех сторон тянулся шлейф наглого рэйдерства, неприкрытой контрабанды и бюджетного грабежа, результатами которых стало разрушение экономики страны, доведения до преддефолтного уровня госфинансов уже к сентябрю 2013.
Трудно поддаётся диагностирование мотивации Ахметова в вопросах ассоциирования с ЕС. Теоретически, его предприятия сырьевого экспорта получили бы больше плюсов в ЕС, нежели в ТС. Но, как показали последующие события, нет смысла глубокого копать в эту тему. Решения по этому вопросу за Януковича принимали в Кремле. Ахметов, давно отошедший от публичной политики, точно не имел решающего влияния на принятие решения. В связке «ведущий и ведомый» произошла смена ролей. «Ахметовская» группа депутатов ВРУ вынужденно шла в фарватере решений, которые в Украинедавно озвучивал только один человек- В. Янукович. К осени 2013 года они оба достигли апогея своих возможностей, рыночная стоимость Ахметова была пиковой. Майдан свергнет обоих с пьедестала, доказав, что ещё никому не удавалось ухватить Бога за бороду.
Проваленный экзамен Майдана
Чтобы не вдаваться в конспирологические рассуждения вокруг такого масштабного события как ЕвроМайдан, переросшего в Революцию Достоинства, остановимся лишь на ключевых моментах реакции нашего героя. Доказательств тому мало, т.к. внутриполитический PR Ахметова давно выглядит аскетичным, но по ощущениям автора олигарх искренне хотел, чтобы Янукович пошёл на уступки оппозиции и конфликт был разрешён мирным путём. И дело здесь не в редких и лаконичных брифах, которые в дни самых напряжённых противостояний распространяла его пресс-служба. Дело даже не в том, что возросший риск введения Западом санкций и блокирования выведенных олигархических капиталов из Украины мог бы ударить и по нему в первую очередь. Скорее, это вопрос мировозренческого выбора. Если сравнить Ахметова с Пинчуком, употребившим заработанные миллиарды на благотворительность, меценатство, близкие знакомства со звёздами искусства, шоу-бизнеса, мировой политики, если сравнить Ахметова с Фирташем, давно и плотно работавшим в связке с кремлёвскими бизнесменами, выступая зиц-председателем их компаний, то Ринат Леонидович был похож на провинциала, накосившего по случаю когда-то бабла и скромно разделяющего радости с чумазыми земляками под гимн любимого футбольного клуба. Да, он отхватил огромнейшую квартиру в Лондоне. Да, по слухам, его жена давно оформляла гражданство Великой Британии. Но он оставался единственным олигархом-учредителем власти, который даже не переехал на ПМЖ в Киев. Из тех бизнесменов, которые любят для своих денег тишину, Ахметов был явно самым бесшумным. Со времён реприватизации «Криворожстали» и «Днепроэнерго» Ахметов практически отошёл от каких-либо резонансных проблем, связанных с перераспределением собственности. Когда же под давлением украинской общественности, глядя на кровавые киевские трагедии января 2014г, полусонный Запад наконец-то начал запугивать украинских олигархов санкциями, в т.ч. и Ахметова, он точно понял, что нужно хотя бы публично дистанцироваться от режима Януковича. Иначе курс его акций упадёт слишком низко.
В тот момент возникает первое принципиальное противоречие в восприятии Ахметова участниками Революции. С одной стороны, народ активно апеллирует к нему, как одному из держателей «контрольного пакета» ПР, крупнейшему промышленнику и работодателю, призывая его повлиять на взбесившегося тирана Януковича и его силовой блок. С другой стороны, Майдан декларирует одними из условий реформирования Украины деолигархизацию власти, разрушение монополии ПР и перестройку системы бюджетообразования, основой которой должна стать переориентация уплаты налогов главными олигархическими ФПГ на казначейские счета Минфина, а не в заморские оффшоры. Ахметов не настолько стал за эти годы белым и пушистым, чтобы собственноручно рубить под собой сук, которых он же и взрастил. Ахметов захотел получить «мягкого», слабого президента, даже допуская замену Януковича, перспективы перевыборов которого на более-менее честных выборах 2015 года таяли с каждым днём. Поэтому и пошёл публично на некоторое ослабление его поддержки.
Бегство Януковича и ближайших его подельников из Киева наверняка стало неожиданной новостью и для Ахметова, и для подавляющей части руководителей ПР. Сейчас мы уже понимаем всю мотивацию поступков Януковича, которая ежедневно диктовалась из Кремля. За исключением одного момента- кто дал решающий совет Януковичу не выступать на харьковском съезде «Украинского фронта». Решение никак не могло быть принято такими мелкими сошками как Добкин и Кернес. Это могли быть только Путин или Ахметов. Если верить заявлению последнего, которое последовало позже, о том, что он просил Януковича во время встречи 22 февраля в Донецке уйти в отставку, то Ахметов вольно или невольно мог поспособствовать мирной передачи власти. Глубоко ошибаются те, кто ждал от харьковского съезда провозглашения Юго-Восточной народной республики, это был однозначно тупиковый ход. Но вот интерпретация бегства высшего руководства страны из столицы по причине государственного переворота именно с территории Украины, а не из Ростова (как это будет сделано позже), могло быть поставить жирный вопрос о формировании нового большинства в Раде и легитимности перехода власти.
Было ли подобное отношение к Майдану и уходу Януковича решением Ахметова, как патриота и государственника? Точно нет. Исключительно как хладнокровного и циничного бизнесмена. Ни он, ни подконтрольные ему депутаты даже пальцем не пошевелили, чтобы не допустить беспрецендентно наглой фальсификации голосования ВРУ за пакет «диктаторских законов» 16 января. Даже когда пролилась первая кровь на Грушевского, а по столице и в регионах пошла волна жесточайших репрессий против активистов Майдана, ни он, ни его группа во власти не сделали ничего, чтобы остановить эскалацию насилия. Даже в качестве собственника футбольного клуба «Шахтёр» Ахметов не сделал ничего, чтобы оградить своих «ультрас», выступивших на защиту донецких майдановцев, от насилия и преследований со стороны местных бандитов. По мнению автора, 29 января, когда Янукович вынужденно посетил ВРУ, пройдя по подземному тоннелю, чтобы лично нажать на взбунтовавшихся под давлением улицы и мирового сообщества части депутатов ПР, чтобы путём прямых угроз заставить их проголосовать за его редакцию амнистии, именно тогда впервые состоялась публичная казнь «коллективного Ахметова», оказалось, что владелец казино, в котором Ринат Леонидович пытается провернуть старые картёжные разводки, давно сменился. Путин «выиграл» значительную часть поддержки населения Донбасса исключительно на медийных фокусах и страшилках телевизионной «киселёвщины», подобно тому, как завоеватели из Европы прибирали к рукам земли Нового Света и целые острова, выменивая их у недоразвитых туземцев на яркие стеклянные бусы. Пока Ахметов передёргивал козыри в рукаве, надеясь на неизбежный для карточной игры фарт, Путин уже давно играл в шахматы и просчитывал комбинации на несколько ходов наперёд. Ахметов так и не понял, что многие годы играл не он- играли его.
Именно в таком триедином ракурсе необходимо понимать всё происходящее на Востоке. Сегодня уже понятно, что вероятность реализации путинских Планов А (прямая военная интервенция), то остальную часть Украины подобный уровень диалога это шокировало. Ахметову нужно было общаться с новой властью на языке сотрудничества, работать в связке с Тарутой, настоящим управленцем с интеллектом, а не давать волю люмпенам и бандитам. После того, как местные структуры МВД и СБУ, которые давно сидели на зарплате у януковичей, сдались сотне заброшенных из России боевиков, совокупный рейтинг влиятельности Ахметова впервые за 15 лет увидел ноль в конце тоннеля. И дело здесь не в признании Губарева о том, что именно Ахметов финансировал сепаратистов. Губарев- идейный украинофоб и русский фашист с мозгами, промытыми РНЕ, он ненадёжный источник информации. Его заявление может быть инспирировано как Кремлём, который начал «мочить» Ахметова, учуяв его выбор в пользу единства Украины, так даже и СБУ, которое могло отыскать слабые точки Губарева и надавить на них во время пребывания в СИЗО.
Возвращаясь к идее провозглашения олигарха «народным Царём», необходимо чётко определить границы красных флажков, в которые реалии загналивчерашнего вершителя судеб.
...Подбивая итоги, сделаем очевидный вывод. Вторым и единственно-правильным вариантом поведения Ахметова может стать только полный разворот своей политики от поддержания на плаву политического трупа Партии регионов. Не на словах, а на деле полноценное содействие Киеву в успешном проведении АТО исключительно по отношению к террористам и вооружённым боевикам. Поддержка и реализация амнистии по отношению к мирным гражданам Донбасса, которые одурманены пропагандистским враньём, обмануты, поддерживали сепаратизм, но не совершили криминальных преступлений. Всестороння поддержка армии и реформирования МВД, которые станут гарантами территориальной целостности Украины, обеспечат в Донбассе ту самую тишину, о которой мечтает рыжеволосый любитель футбола, тем самым давая достойный ответ «зарвавшемуся популисту Коломойскому». Повторить путь настоящих меценатов, которые не строили стадионы, чтобы зарабатывать на торговле бразильскими юношами, а открывали музеи, как Третьяков или Ханенко, строили больницы, детские дома и институтские корпуса, как Терещенко и Бродский, возводили театры, как Морозов, или жертвовали на научные изыскания как Гейтс. Если хотите, Ахметов мог бы предложить Киеву стать «украинским экономическим Кадыровым». При этом отбросив всё криминально-идеологическое говно-наслоение, присущее этому одиозному персонажу. Такое сравнение дано лишь для наглядности. Киеву в Донбассе жизненно необходим игрок, пусть даже растерявший львиную долю влияния, но при определённых условиях способный обеспечить поддержкой и ресурсами новую власть. Иначе Ахметову придётся вести переговоры с террористами вроде «Абвера» или люмпенами вроде Пономарёва, за спинами которых маячит рука Путина.
Второй вариант убыточен. Труден. Он разрушает всю систему, которую ПР так тщательно выстраивала сначала в Донбассе, а потом пыталась скопировать на всю страну. «Совокупный капитал влияния» Ахметова был явно переоценен. Сейчас деяния террористов, которым потворствуют ставленники ПР, сняли «розовые очки» даже у многих дончан. Ахметов стремительно обесценивается. Его политическое влияние разрушается инфляцией бездействия, двурушничества и неповоротливостью большого шкафа, в котором подозревается наличие многочисленных скелетов прошлого.
Говорят, что большой шкаф громче падает. Если Ахметов не бросит его в ритуальный костёр легализации своего бизнеса, отторжения криминально-мафиозных способов работы Партии регионов, то он очень скоро может оказать полноценным собственником лишь на территории особняка в Донецком ботаническом саду. С разрушенными войной предприятиями, с неотбеленной до конца репутацией, в окружении орды голодных и нищих бандитов, терроризирующих Донбасс.
-
Информация о материале
-
Страница 1040 из 2102
