Пока Восток страны раздирают сепаратисты при поддержке российского оружия, украинские политики пытаются урвать побольше от доставшейся внезапно власти. Причем, занимаются решением своих бизнес-вопросов совершенно не таясь.

Последний пример – организованная "Батьківщиной" (руками депутатов Валерия Головко, Вадима Мерикова, Игоря Брыченко, Михаила Апостола и внефракционной Леси Оробец) PR-кампания против УДАРа и фракции Кинаха "Экономическое развитие", цель которой – получить хлебное мест главы Нацкомиссии по финансовым услугам. Судя по всему - не для развития экономики – задача взять под контроль схемы рынка обналички и вывода капитала за рубеж, которые могут принести в карман и партийную кассу сотни миллиардов гривен.

Рынок обналички всегда был одним из самых лакомых кусков теневого бизнеса по-украински. И тот, кто курировал его с первого дня, мог считать себя официальным миллиардером. Благо ежегодно украинский бизнес проводит через обнальные схемы более 20 млрд. долларов – 240 млрд. грн. по нынешнему курсу. 7% организаторам схем по обналичке – это около 17 млрд. грн. дохода, которые распределяются по карманам кураторов этой схемы.

При "семье" обналичкой занималась "Арбузова мама", которой при помощи сына удалось свести количество площадок по обналу и выводу капиталов в оффшоры до 200 штук. При этом организаторы схемы получали около 9% комиссионных, а еще 3% направляли в бюджет – типа выполняли социальную функцию.

После бегства "семьи", рынок обнала снова стал "дикорастущим" - сейчас перевести деньги из наличной в бзналичную форму и наоборот предлагают тысячи площадок, при этом ставки комиссионных упали до 7-9% безо всяких "бюджетных" составляющих.

Конечно, не обходится без "крыши" - курируют обналичку силовики МВД (УБЭП и УБОП), СБУ, Генпрокуратура и "белые воротнички" - Нацбанк в сфере надзора над банками, Миндоходов в лице налогового подразделения и Нацкомфинуслуг в лице департамента по лицензированию и надзору за страховыми компаниями.

У силовиков своя кухня – и там полномочия уже распределены после назначения Генпрокурора и Министра МВД. Нацбанк находится в управлении Арсения Яценюка, а Миндоходов – депутата Виталия Хомутынника. С этих площадок (с ведома или без ведома высокопоставленных кураторов) доходы обнала уже поделены.

Нераспределенным куском обнального пирога осталась Нацкомиссия по финансовым услугам, которая курирует страховой рынок. Его особенностью является возможность перестраховывать риски – направлять часть собранных премий за границу (вывод капитала), либо проводить выплаты возмещений (обналичка). Объем этого сегмента рынка оценивают в 5 млрд. долл. ежегодно.

"Пилить" эти деньги хотят все – квота назначения главы Нацкомфинуслуг стала причиной развернутой PR-кампании, в которой схлестнулись недавние соратники: Батькивщина и УДАР. У Батькивщины уже есть опыт работы с ведомством, которое может влиять на обналичку: нардеп Сергей Буряк от имени БЮТ долгое время рулил налоговой инспекцией страны.

УДАР попрактиковаться в борьбе с обнальными схемами пока не успел.

"Батьківщина" выставляла на пост главы Нацкомфинуслуг Максима Полякова – представителя яценюковского "Фронта Змін", а УДАР при поддержке фракции "Экономическое развитие" Кинаха-Хомутынника (последнему Яценюк дал право рекомендовать главу налогового подразделения Минсдоха) – двигали Андрея Волкова.

Поляков был фаворитом в гонке и даже начал делать ремонт в кабинете главы Нацкомиссии – но оппоненты вытащили на свет скандал по рейдерскому захвату Уманьхлеба, в котором был замешан политик в период оппозиционной работы. Молниеносно созданная в парламенте следственная комиссия и, возможно, другие аргументы убедили Яценюка уволить Полякова и назначить Волкова.

Однако "Батьківщина" с потерей хлебного места не смирилась – и начала отвечать оппонентам их же оружием. Против Волкова развернута массивная PR-кампания, целью которой является его от ставка с поста главы Нацкомиссии. Релизовывают проект – народные депутаты Валерий Головко, Вадим Мериков, Игорь Брыченко, Михаил Апостол, Леся Оробец.

В этой "пятерке" Вадима Мерикова считают близким другом Максима Полякова – именно он координирует деятельность группы, которая пытается обвинить Волкова в том, что Волков, уволенный в 2009 (!) году из "Альфа-банка", имеет связи с ФСБ. С 2009 года Волков, видимо, дожидаясь этой должности, конспирировался и 5 лет проходил подготовку на спецбазах ФСБ. Депутаты даже зарегистрировали специальный проект по созданию следственной комиссии для расследования масштабов ущерба экономике Украины от работы "Альфа-груп" (банк и страховая компания), а также возможных связей с ФСБ России. Ничего более правдоподобного группа депутатов придумать не смогла.

Примечательно, что обоснованием для создания следственной комиссии является как назначение Волкова (интересно, а почему депутаты не обращали внимание на деятельность "Альфы" до попадания экс-сотрудника банка во власть?), так и известный пример борьбы "Альфы" за возврат кредита Завода бетонных конструкций №1 (Новая Каховка). Приводить в качестве примера "ущерба Украине" ситуацию с невозвратом кредита собственником завода Иваном Винником, который разбазарил все имущество ЗБК1, устраивал беготню с феерверками "титушек" вокруг завода в жилетках "Альфа-банка" и не возвращает кредиты целому ряду банков (например, с ним официально судится "ПриватБанк") – как минимум, странно. Как максимум, - выглядит попыткой депутатов заработать на временной следственной комиссии дважды – с потенциальных интересантов в отставке Волкова, и с господина Винника.

Впрочем, понять депутатов можно. Им всем нужны деньги.

Вадим Мериков, мало того, что является другом Полякова и выиграет от его трудоустройства, только недавно прошел в Раду – занял место ушедших в Кабмин представителей "Батьківщини", и всячески должен использовать полученную возможность (время-то идет). Мериков - преподаватель спорта на отделении кикбоксинга в Николаевском государственном педагогическом институте, затем тренер-преподаватель по кикбоксингу в Детско-юношескую спортивную школу № 2. 2001 занимает должность председателя правления ЗАО "Сигма-Спорт" – был депутатом Николаевского горсовета, и поддерживает хорошие отношения с Винником.

Валерий Головко имеет опыт борьбы за активы – его полтавский рынок давно и безуспешно пытаются вернуть в коммунальную собственность.

Так что в инициативе по расследованию деятельности Волкова их всех вряд ли интересует справедливость. Скорее, возможность выслужиться перед партийным начальством и получить право решать вопросы в Нацкомфинуслуг. Место то – хлебное, не меньше, чем Умань.