Отдельно хотелось бы напомнить эпизод его личного вхождения в публичную политику. ПР, растерявшая в 2005-2006 популярность и авторитет из-за топорного управления «старыми донецкими», из-за примитивного Януковича, который по мнению земляков слишком легко спасовал перед бухгалтером-проповедником, остро нуждалась в новых лидерах. И ставка, сделанная донецкими на Ахметова, сыграла. Молодой успешный бизнесмен, имеющим к тому времени в руках целый букет бюджето- и градообразующих предприятий региона, пленил сердца дончан. Он предстал перед избирателями в роли такого себе «младшего брата» Януковича- такой же немногословный, выходец из простой рабочей семьи, со связями в криминальных кругах, настоящий патриот Донбасса. Легализация Ахметова номером 7 списка ПР на победных для них парламентских выборах-2006 обещала вывести внутреннюю кухню реальных собственников партии на свет. Но чуда не произошло. Мандат депутата Ахметову стал лишь тотемом неприкосновенности.
Даже хлеб заменили зрелищами
Несмотря на никчёмное пребывание в статусе народного избранника (позорное лидерство среди депутатов-прогульщиков с единственным посещением сессий ВРУ 6 созыва), Ахметов за 2006-2010 нарастил свою популярность и влиятельность. Постройка «Донбасс-Арены», спортивные успехи румынско-бразильского «Шахтёра» опровергли заблуждения украинцев о народе Донбасса, как о людях алчных, мечтающих лишь о крохах хлеба насущного. Дончан активно закармливали зрелищами, мифологией русско-украинской стратегической дружбы и фетишизацией русского языка вторым государственным, при этом продолжая «держать в чёрном теле» - огромная часть жителей региона боролась за выживание. Парадоксально, но ПР, будучи по сути криминально-олигархической ОПГ, умудрялась опираться на поддержку пролетариата, мелкой государственной бюрократии и откровенных люмпенов, которые боготворили её лидеров - Януковича и Ахметова. В мировой истории есть одна политическая партия, которая аналогичным же образом объединила капиталы крупнейших немецких промышленников и отряды полуграмотных боевиков - НСДАП. Их фюрер тоже больше кормил народ зомбирующей пропагандой и яркими шоу. «Крепкие хозяйственники из Донбасса» весьма успешно пустили пыль в глаза европейцам, сумев подготовить Украину в ЕВРО-2012. То, что после бурной деятельности куратора проекта Б. Колесникова, страна получила в наследство пустые, никому не нужные терминалы бориспольского и донецкого аэропортов, сверхдорогущую в обслуживании и пустующую «Арену Львов», регулярные аварии корейских поездов и дыру в бюджете, стало проблемой уже новой власти.
Иллюзия ухваченной бороды
На выборах-2010 Ахметов уже не был единственным и главным спонсором Януковича. Тот сделал выводы и начал принимать в предвыборный фонд золотые яйца из разных корзин. Когда же Межигорье было украшено президентским штандартом, Ахметов вообще отошёл от политики. Поддержание «своей» части фракции ПР в Раде (ориентировочно из 50-55 депутатов) было скорее традицией, актом символизма. Он дал путёвку в жизнь многим своим преданным людям, начиная с водителей и охранников, заканчивая юристами и исполнительными директорами его бизнесов. Через «своих» Ахметов практически не проводил каких-либо лоббистских решений, не согласованных с Януковичем. Противоречий между ними не было. Ахметов помогал Александру Януковичу в организации «семейного» бизнеса, в т.ч. в построении австрийских и швейцарских структур. Понимая, насколько многим Януковичи обязаны Ахметову, они не рискнули пойти на ущемления его прав собственности ни в одной компании. Хотя, как утверждают инсайдерские утечки, Ахметов ощущал «ревность» Януковича к размерам его колоссального состояния.
Ринат продолжал лидировать в сводках Форбс, имея на руках все козыри, но с 2011 года стало окончательно понятно- в Украине стало одним голодным ртом больше. Ненасытная «Семья» бросилась в погоню. Она нарисовала себе новую колоду и пошла раскатывать лохов по-чёрному. «Стахановские» темпы её «отжима, отмыва и распила» затмили ахметовские в разы. На фоне младореформаторов Януковича Ахметов выглядел чуть ли не умеренным консерватором, бдящим о реальном секторе экономики. И в значительной степени это было правдой. И созданный ДТЭК, и приватизированные ресурсоснабжающие компании, и металлургия, и банковская группа Ахметова уже давно были формально очищены от каких-либо возможных юридических претензий, интегрированы в систему международных обязательств и активно занимались public relations. В то время, когда за беспредельщиками из «Семьи» со всех сторон тянулся шлейф наглого рэйдерства, неприкрытой контрабанды и бюджетного грабежа, результатами которых стало разрушение экономики страны, доведения до преддефолтного уровня госфинансов уже к сентябрю 2013.
Трудно поддаётся диагностирование мотивации Ахметова в вопросах ассоциирования с ЕС. Теоретически, его предприятия сырьевого экспорта получили бы больше плюсов в ЕС, нежели в ТС. Но, как показали последующие события, нет смысла глубокого копать в эту тему. Решения по этому вопросу за Януковича принимали в Кремле. Ахметов, давно отошедший от публичной политики, точно не имел решающего влияния на принятие решения. В связке «ведущий и ведомый» произошла смена ролей. «Ахметовская» группа депутатов ВРУ вынужденно шла в фарватере решений, которые в Украинедавно озвучивал только один человек- В. Янукович. К осени 2013 года они оба достигли апогея своих возможностей, рыночная стоимость Ахметова была пиковой. Майдан свергнет обоих с пьедестала, доказав, что ещё никому не удавалось ухватить Бога за бороду.
Проваленный экзамен Майдана
Чтобы не вдаваться в конспирологические рассуждения вокруг такого масштабного события как ЕвроМайдан, переросшего в Революцию Достоинства, остановимся лишь на ключевых моментах реакции нашего героя. Доказательств тому мало, т.к. внутриполитический PR Ахметова давно выглядит аскетичным, но по ощущениям автора олигарх искренне хотел, чтобы Янукович пошёл на уступки оппозиции и конфликт был разрешён мирным путём. И дело здесь не в редких и лаконичных брифах, которые в дни самых напряжённых противостояний распространяла его пресс-служба. Дело даже не в том, что возросший риск введения Западом санкций и блокирования выведенных олигархических капиталов из Украины мог бы ударить и по нему в первую очередь. Скорее, это вопрос мировозренческого выбора. Если сравнить Ахметова с Пинчуком, употребившим заработанные миллиарды на благотворительность, меценатство, близкие знакомства со звёздами искусства, шоу-бизнеса, мировой политики, если сравнить Ахметова с Фирташем, давно и плотно работавшим в связке с кремлёвскими бизнесменами, выступая зиц-председателем их компаний, то Ринат Леонидович был похож на провинциала, накосившего по случаю когда-то бабла и скромно разделяющего радости с чумазыми земляками под гимн любимого футбольного клуба. Да, он отхватил огромнейшую квартиру в Лондоне. Да, по слухам, его жена давно оформляла гражданство Великой Британии. Но он оставался единственным олигархом-учредителем власти, который даже не переехал на ПМЖ в Киев. Из тех бизнесменов, которые любят для своих денег тишину, Ахметов был явно самым бесшумным. Со времён реприватизации «Криворожстали» и «Днепроэнерго» Ахметов практически отошёл от каких-либо резонансных проблем, связанных с перераспределением собственности. Когда же под давлением украинской общественности, глядя на кровавые киевские трагедии января 2014г, полусонный Запад наконец-то начал запугивать украинских олигархов санкциями, в т.ч. и Ахметова, он точно понял, что нужно хотя бы публично дистанцироваться от режима Януковича. Иначе курс его акций упадёт слишком низко.
В тот момент возникает первое принципиальное противоречие в восприятии Ахметова участниками Революции. С одной стороны, народ активно апеллирует к нему, как одному из держателей «контрольного пакета» ПР, крупнейшему промышленнику и работодателю, призывая его повлиять на взбесившегося тирана Януковича и его силовой блок. С другой стороны, Майдан декларирует одними из условий реформирования Украины деолигархизацию власти, разрушение монополии ПР и перестройку системы бюджетообразования, основой которой должна стать переориентация уплаты налогов главными олигархическими ФПГ на казначейские счета Минфина, а не в заморские оффшоры. Ахметов не настолько стал за эти годы белым и пушистым, чтобы собственноручно рубить под собой сук, которых он же и взрастил. Ахметов захотел получить «мягкого», слабого президента, даже допуская замену Януковича, перспективы перевыборов которого на более-менее честных выборах 2015 года таяли с каждым днём. Поэтому и пошёл публично на некоторое ослабление его поддержки.
Бегство Януковича и ближайших его подельников из Киева наверняка стало неожиданной новостью и для Ахметова, и для подавляющей части руководителей ПР. Сейчас мы уже понимаем всю мотивацию поступков Януковича, которая ежедневно диктовалась из Кремля. За исключением одного момента- кто дал решающий совет Януковичу не выступать на харьковском съезде «Украинского фронта». Решение никак не могло быть принято такими мелкими сошками как Добкин и Кернес. Это могли быть только Путин или Ахметов. Если верить заявлению последнего, которое последовало позже, о том, что он просил Януковича во время встречи 22 февраля в Донецке уйти в отставку, то Ахметов вольно или невольно мог поспособствовать мирной передачи власти. Глубоко ошибаются те, кто ждал от харьковского съезда провозглашения Юго-Восточной народной республики, это был однозначно тупиковый ход. Но вот интерпретация бегства высшего руководства страны из столицы по причине государственного переворота именно с территории Украины, а не из Ростова (как это будет сделано позже), могло быть поставить жирный вопрос о формировании нового большинства в Раде и легитимности перехода власти.
Возвращаясь к идее провозглашения олигарха «народным Царём», необходимо чётко определить границы красных флажков, в которые реалии загналивчерашнего вершителя судеб.
...Подбивая итоги, сделаем очевидный вывод. Вторым и единственно-правильным вариантом поведения Ахметова может стать только полный разворот своей политики от поддержания на плаву политического трупа Партии регионов. Не на словах, а на деле полноценное содействие Киеву в успешном проведении АТО исключительно по отношению к террористам и вооружённым боевикам. Поддержка и реализация амнистии по отношению к мирным гражданам Донбасса, которые одурманены пропагандистским враньём, обмануты, поддерживали сепаратизм, но не совершили криминальных преступлений. Всестороння поддержка армии и реформирования МВД, которые станут гарантами территориальной целостности Украины, обеспечат в Донбассе ту самую тишину, о которой мечтает рыжеволосый любитель футбола, тем самым давая достойный ответ «зарвавшемуся популисту Коломойскому». Повторить путь настоящих меценатов, которые не строили стадионы, чтобы зарабатывать на торговле бразильскими юношами, а открывали музеи, как Третьяков или Ханенко, строили больницы, детские дома и институтские корпуса, как Терещенко и Бродский, возводили театры, как Морозов, или жертвовали на научные изыскания как Гейтс. Если хотите, Ахметов мог бы предложить Киеву стать «украинским экономическим Кадыровым». При этом отбросив всё криминально-идеологическое говно-наслоение, присущее этому одиозному персонажу. Такое сравнение дано лишь для наглядности. Киеву в Донбассе жизненно необходим игрок, пусть даже растерявший львиную долю влияния, но при определённых условиях способный обеспечить поддержкой и ресурсами новую власть. Иначе Ахметову придётся вести переговоры с террористами вроде «Абвера» или люмпенами вроде Пономарёва, за спинами которых маячит рука Путина.
Второй вариант убыточен. Труден. Он разрушает всю систему, которую ПР так тщательно выстраивала сначала в Донбассе, а потом пыталась скопировать на всю страну. «Совокупный капитал влияния» Ахметова был явно переоценен. Сейчас деяния террористов, которым потворствуют ставленники ПР, сняли «розовые очки» даже у многих дончан. Ахметов стремительно обесценивается. Его политическое влияние разрушается инфляцией бездействия, двурушничества и неповоротливостью большого шкафа, в котором подозревается наличие многочисленных скелетов прошлого.
Говорят, что большой шкаф громче падает. Если Ахметов не бросит его в ритуальный костёр легализации своего бизнеса, отторжения криминально-мафиозных способов работы Партии регионов, то он очень скоро может оказать полноценным собственником лишь на территории особняка в Донецком ботаническом саду. С разрушенными войной предприятиями, с неотбеленной до конца репутацией, в окружении орды голодных и нищих бандитов, терроризирующих Донбасс.