Главная
Совсем один
Премьер-министр Украины Николай Азаров без каких-либо результатов съездил в Брюссель. Президент Украины Виктор Янукович без каких-либо результатов съездил в Москву. Я рискну назвать оба этих визита настоящими внешнеполитическими достижениями – просто потому, что в наше время отсутствие результата для украинского руководства уже большой успех. Азарову не говорили о новых санкциях против Украины и о возможности составления списков тех, кто участвует в политических репрессиях и преследованиях оппозиционеров – замечательно! От Януковича не требовали в Москве новых уступок, кроме ратификации выгодного для России договора о зоне свободной торговли с СНГ – чудесно! Значит, есть еще несколько месяцев пообогащаться – а больше-то им ничего и не нужно.
Говоря о нескольких месяцах, я не оговорился. Когда накануне процесса над Юлией Тимошенко некоторые украинские журналисты и эксперты говорили о грядущей международной изоляции страны и ее непоправимых последствиях, над нами посмеивались и во власти, и в оппозиции. Во власти – потому что были убеждены в том, что на Западе руководствуются исключительно интересами политической целесообразности и ради «неотдачи» Украины России простят Януковичу всё. В оппозиции – потому что не верили, что власть зайдет так далеко и не понимали, почему именно ситуация с Тимошенко должна будет вызвать столь острую реакцию. Ведь арест бывшего министра внутренних дел Юрия Луценко и других представителей правительства Тимошенко ни к каким серьезным изменениям в диалоге не привел.
Даже сегодня, когда изоляция – это уже не призрак, а процесс, мы сталкиваемся с совершенно неадекватной реакцией, причем не только со стороны политической элиты, но и со стороны общественности. Эта реакция – сама по себе признак серьезной нравственной болезни, доказывающей, почему Украина была обречена на авторитаризм после последних президентских выборов. У Тимошенко есть сторонники, уверенные, что вопрос – исключительно в ее освобождении, потому что она – лидер нации.
Эти люди не стесняются упрекать тех, кто требует освобождения бывшего премьера из-за незаконности ее осуждения в «гнилом либерализме» и утверждают, что если бы Тимошенко при схожих обстоятельствах посадила бы Януковича, то лучшего исхода для страны и не было бы. Есть «объективисты», подчеркивающие, что хотели бы видеть Тимошенко на свободе – но почему же одну ее? Ведь все дело в несовершенстве украинской судебной системы, которую сама Тимошенко и создала (будто при Кучме система была другой) или, в лучшем случае, не изменила (будто в неизменении этой системы была заинтересована она одна). А те, кто требует освобождения Тимошенко, просто содействуют ее приходу к власти – и новому авторитаризму. Наконец, есть еще одна часть наших граждан, уверенна, что Тимошенко должна сидеть просто потому, что она – воровка, а что ей там «припаяли» – дело третье. Эта достаточно большая часть общества с криминальным мышлением подразделяется на тех, кто считает, что рядом с Тимошенко должен сидеть Янукович, что рядом с Тимошенко должен сидеть Ющенко, что рядом с Тимошенко должны сидеть все... Но, собственно, анализировать эти различия неважно. Потому что наших сограждан разъединяют лишь акценты, а вот объединяет гораздо большее – презрение к праву.
Осталось лишь объяснить, почему Западу так нужна именно Тимошенко. Неужели западные политики так циничны, неужто они не понимают, что наши суды принимают неправовые решения по многим другим делам, что украинский гражданин катастрофически незащищен? Да нет, конечно. Всё они прекрасно понимают. И про Советский Союз они тоже всё прекрасно понимали. Но защищали, прежде всего, диссидентов, потому что эти люди сидели по политическим статьям и были оппонентами власти, а не просто страдальцами. И на встречах с советскими генсеками предоставляли им список конкретных людей, а не требования прекратить контролировать суды. И возмущались конкретными статьями Уголовного кодекса – а не звонками партийных секретарей судьям. Потому что понимали, что саму систему могут изменить только граждане, а задача цивилизованного мира – помешать системе уничтожать тех, кто может составить ей альтернативу.
Если кто забыл: за Тимошенко проголосовало чуть меньше людей, чем за Януковича, именно поэтому на Западе требуют не просто ее освобождения, но и допуска к выборам. Если кто забыл: Тимошенко сидит не по обвинениям в коррупции, а по откровенно политической статье, которую наша власть всё «забывает» декриминализовать. Если кто забыл: в осуждении Тимошенко западные политики усматривают именно попытку лишить граждан права на свободный выбор. И именно этими обстоятельствами дело Тимошенко отличается от дела Луценко – хотя, я думаю, ни у кого ни в нашей стране, ни на Западе нет сомнений, что осуждение бывшего министра внутренних дел имеет такое же отношение к закону, как судья Вовк к балету. Но Запад не может изменить судебную систему нашей страны – его представители хотят лишь, чтобы мы имели право высказываться за такие изменения и чтобы политики, которые являются альтернативой власти, не отстранялись от выборов искусственно. При этом никому в голову на Западе не приходит, что таким образом содействуют приходу к власти «авторитарной Тимошенко». Этот вопрос – не в компетенции Ангелы Меркель. Он – в компетенции украинского народа.
Если в результате происходящих событий Юлия Тимошенко станет новым президентом страны, то вопрос контроля над ее властью будет такой же прерогативой украинского общества, как сейчас является его прерогативой вопрос контроля над властью Виктора Януковича. Не вина Запада, что мы не справляемся с этой задачей – но общество развивается, политики меняются и надежда на то, что мы научимся заставлять власть с собой считаться, есть. И вот только тогда возникнет надежда на то, что изменится вся судебная система, что право станет правом. Потому что в условиях номенклатурной диктатуры можно принимать любые законы и произносить любые речи – а хозяином ситуации все равно будет оставаться его величество чиновник.
У России в истории с Тимошенко, конечно же, иные мотивации. В Кремле возмущены тем, что Янукович попытался использовать процесс против Тимошенко для денонсации газового контракта и таким образом бросил тень на репутацию Владимира Путина. Да и само создание прецедента посадки бывшего главы правительства по политическим обвинениям – это удар по российской политической системе. Да, в России посадили Ходорковского – и его процесс сейчас нередко сравнивают с процессом над Тимошенко. Но ни один бывший премьер в России не сидит. Кстати, если кто забыл: Путин – тоже бывший премьер.
Именно поэтому интересы Запада и России в вопросе о Тимошенко парадоксальным образом совпали. Подчеркну – именно в этом вопросе. Запад хотел бы прекращения политических репрессий как таковых – России все равно. Запад хотел бы реальных реформ в судебной сфере – в России судебная система ничем не отличается от украинской. Поэтому когда вопрос Тимошенко будет решен, интересы Запада и России вновь диаметрально разойдутся. В Брюсселе от украинской власти будут требовать дальнейшей либерализации, в Москве – стабилизации и ужесточения. Именно поэтому именно сейчас, как это ни парадоксально звучит, у нас появился исторический шанс. Власть, решившая расправиться с главной конкуренткой Януковича с помощью прокуратуры, находится под тотальным международным давлением. Украинское общество тоже не приемлет этой власти. Освобождение Тимошенко может стать началом конца – даже не Януковича, а украинского авторитаризма в целом. Давление может оказаться столь сильным, а последствия столь серьезными, что ни один следующий президент Украины больше не осмелится играть в диктатуру. И мы сможем, наконец, изменить эту страну.
Но для того, чтобы это произошло, украинское общество тоже должно оказаться по одну сторону баррикад с Западом и Россией. Пусть на другой стороне останется только Янукович – один. Совсем один.
- Информация о материале
Минфин опасается за деньги для бюджетников
Регионам разрешили отсрочить платежи в госбюджет, если не хватает денег на зарплаты. В распоряжении «Комментариев» оказался приказ Минфина №466 от 12 апреля текущего года, которым местным органам исполнительной власти продлили сроки возврата задолженности перед Казначейством в случае необходимости изыскания дополнительных средств для выплат бюджетникам.
Суть приказа проста. По действующему законодательству, Совет министров Автономной Республики Крым, местные госадминистрации и исполнительные органы соответствующих местных советов имеют право получать среднесрочные займы Госказначейства на недостающую сумму плановых поступлений за бюджетный период. Одновременно, при необходимости направления дополнительных средств на обеспечение своевременной выплаты зарплаты бюджетникам, местные органы власти имеют возможность подать запрос в Минфин на продление сроков погашения долга до 1 апреля года, наступающего за отчетным. Указанным же приказом Минфина, этот срок продлен до 1 декабря.
Налицо ситуация, при которой местные бюджеты в течение первого квартала не смогли погасить задолженность перед Госказначейством из-за повышения в 2011 году зарплат бюджетникам. Либо же документ является свидетельством понимания в правительственных кабинетах опасности неминуемого столкновения с выше озвученной проблемой в 2013-м году – после повышения зарплат бюджетников в текущем.
«Проблема была и в прошлом, и в 2010 году. Она достаточно часто возникает, особенно в отдельных областях. В прошлом году активно звучали заявления о том, что Казначейство блокирует счета местных органов власти. В частности, мэр Донецка тогда выступил с таким заявлением. В этом году, я так понимаю, ситуация уже сейчас достаточно непростая, раз в апреле месяце принимаются подобные изменения», – отметил «Комментариям» бывший руководитель Минфина Игорь Уманский.
В прошлом году Казначейство действительно серьезно лихорадило. Помимо донецкой эпопеи, многие распорядители бюджетных средств помнят, как, начиная с 23 сентября, Госказначейством на пять дней были приостановлены любые перерасчеты. Тогда эксперты связали такой шаг с необходимостью аккумулирования средств для осуществления выплат в объеме 5,3 млрд. грн. по гривневым ОВГЗ, сроки уплаты по которым заканчивались 28 сентября. Аналогичная ситуация повторилась 17 октября. А уже в декабре министр чрезвычайных ситуаций Виктор Балога неожиданно признался, что Казначейство с ноября отказывается полностью перечислять финансирование его ведомству.
Согласно обнародованной на сайте Казначейства информации, по состоянию на 14 мая задолженность местных органов исполнительной власти по займам составляла 2,256 млрд. грн. – это более чем в два раза больше прошлогодних показателей (по состоянию на 16 мая 2011-го долг составлял 1,078 млрд. грн.). Причем еще в середине февраля задолженность регионов не достигала отметки и в 500 млн. грн.
Павел Розенко, ведущий эксперт по вопросам социальной политики Центра Разумкова, рассказал «Комментариям» о том, что недавнее решение Минфина родилось на фоне нарастающих текущих проблем с выплатами бюджетникам. «Приказ свидетельствует о том, что в следующем году мы столкнемся с серьезными проблемами. Отчасти, они наблюдаются уже и сейчас. Поступает информация, что сотрудники киевских ВУЗов получили только 20% зарплаты. Причем речь идет даже не о всей зарплате, а о «голых» окладах. Люди говорят, что их уже предупредили о возможных перебоях с выплатой тех же отпускных. К тому же мы можем констатировать невыполнение плана поступлений в Пенсионный фонд. Согласно ему, за четыре месяца должно было поступить 54 млрд. грн., а было собрано только 48 млрд. грн.», – отметил он.
Со слов же директора Общественной организации «Бюро анализа политики» из Сум, Олега Медуницы, в области зарплату платят вовремя, однако «на государственной службе все сидят без надбавок».
Правда, можно предположить, что озвученным тенденциям вряд ли дадут набрать силу в преддверии выборов.
- Информация о материале
Опять двойка
Неуд наша страна получила на этой неделе по многим «дисциплинам» в докладе Еврокомиссии, оценившем выполнение Повестки дня ассоциации Украина-ЕС в 2011 году. Этот доклад входит в более широкий пакет документов ЕК, касающихся реализации Европейской политики соседства (ЕПС).
Хотя европейские эксперты и отмечают, что «в 2011 г. Украина сделала позитивные шаги для обеспечения долгосрочных будущих отношений с ЕС, активно работая над завершением переговоров по Соглашению об ассоциации», в целом доклад оказался беспрецедентно жестким для нашей страны.
Вполне ожидаемо больше всего критики Евросоюза вызвала политическая сфера. Документ констатирует: «В сфере демократии и прав человека произошло дальнейшее ухудшение». «Действия Украины, в частности, в отношении уважения общих ценностей и верховенства права, будут иметь решающую важность для скорости ее политической ассоциации и экономической интеграции с ЕС, среди прочего также и относительно заключения Соглашения об ассоциации и его дальнейшей реализации. Это также придаст дополнительный импульс политическому диалогу, в котором сегодня доминирует обсуждение застрявших реформ и верховенства права».
Расшифровка «дальнейшего ухудшения» занимает немалое место в документе. Отмечается, что «власть демонстрирует все большую враждебность к публичным проявлениям недовольства и в некоторых случаях пыталась ограничить свободу собраний. Количество судебных решений, запрещающих собрания, увеличилось по сравнению с предыдущими годами». Предоставление лицензий на цифровое вещание «компаниям, контролируемым ведущими членами нынешней администрации или связанными с ними лицами», вызывает у ЕК обеспокоенность по поводу будущего свободы средств массовой информации и плюрализма средств вещания. Не меньшую тревогу вызывают и сообщения о случаях цензуры и притеснений журналистов со стороны правоохранительных органов.
Сохраняется и «значительная обеспокоенность» относительно уважения к верховенству права и усиления судебной власти. «Дела против лидеров оппозиции и членов бывшего правительства, не отвечающие международным стандартам честности, прозрачности и независимости судебного процесса, подтвердили ощущение того, что правосудие применялось избирательно и с помощью политически мотивированных преследований». Не заметили наши партнеры из ЕС и значительных результатов борьбы с коррупцией. Они отмечают, что в 2011 г. Украина потеряла 18 позиций в Индексе восприятия коррупции Transparency International, заняв 152-е место среди 187 стран. А принятое антикоррупционное законодательство «остается незавершенным, в некоторых местах двузначным и не полностью отвечает требованиям соответствующих инструментов Совета Европы и ООН». Принятая Национальная антикоррупционная стратегия не решает некоторых ключевых вопросов, таких как создание независимого антикоррупционного органа, специализация и четкое распределение заданий среди правоохранительных органов, проверка деклараций об имущественном состоянии и доходах и конфликт интересов.
Как в предыдущие годы, отмечается в документе, не было значительного прогресса и в сфере конституционной реформы. Выполнение решений Европейского суда по правам человека продолжает вызывать беспокойство. В Украине до сих пор отсутствует комплексное антидискриминационное законодательство. А международные и украинские правозащитные организации продолжают рапортовать об увеличении количества жалоб на пытки и ненадлежащее отношение в пенитенциарных заведениях и следственных изоляторах, а также о случаях нарушения прав беженцев и тех, кто ищет убежище.
Не в восторге европейцы и от украинской реформы государственной администрации. В принятом в 2011 г. новом законе о госслужбе не были учтены ключевые рекомендации соответствующей программы SIGMA (совместной инициативы ОБСЕ и ЕС), что привело к приостановке финансовой поддержки Евросоюзом (а это 70 млн. евро) данной реформы.
В отличие, скажем, от Туниса, оказавшегося в передовиках политического реформирования по европейским стандартам и продемонстрировавшего действие введенного в прошлом году нового принципа ЕПС «больше за большее» (в 2011 г. ЕС удвоил свою финансовую помощь этому государству с 80 млн. до 160 млн.евро), Украина, как обычно, идет собственным путем и демонстрирует работу принципа «меньше за меньшее». Евросоюз не только считает нецелесообразным увеличение финансовой помощи Украине в рамках ЕПС (что еще раз во вторник подтвердил глава представительства ЕС Тейшейра), но и уменьшает те крохи, что перепадали нашей стране раньше.
Кое-какой позитив, правда, можно обнаружить в разделе доклада, посвященном политике безопасности и региональным и международным вопросам. Подчеркивается «очень конструктивное сотрудничество» с ЕС по урегулированию приднестровской проблемы, а также участие в работе миссии ЕС на украинско-молдовской границе EUBAM. Вспоминается и желание Украины внести свой вклад в военно-морскую операцию «Аталанта» под эгидой Евросоюза.
Что касается экономики, то авторы доклада отмечают, что в 2011 г. Украина показывала хорошие результаты с ростом ВВП на уровне 5,2%. Однако обращается внимание на тот факт, что дефицит НАК «Нафтогаз Украины» остается одним из основных рисков для бюджета, а программа сотрудничества с МВФ приостановлена. Как и выделение макрофинансовой помощи ЕС в размере 610 млн. евро, причем не только из-за отсутствия прогресса в переговорах с МВФ, но также и по причине медленного внедрения структурных реформ в ключевых сферах, включая энергетику, управление госфинансами и борьбу с коррупцией. «Реализация амбициозной Программы экономических реформ на 2010—2014 гг. осуществлялась медленно. <…> Государственная администрация и управление госфинансами остаются нереформированными и непрозрачными, ослабленными чрезмерными бюрократическими процедурами и склонными к коррупции».
Никаких официальных комментариев по поводу обнародованного доклада ЕК из Киева не последовало. Правда, вернувшийся из Брюсселя Николай Азаров, возглавлявший нашу делегацию на 15-м заседании Совета по сотрудничеству Украина—ЕС (но так и не получивший согласия встретиться ни от Баррозу, ни от Ромпея), пообещал, что Украина выполнит все требования Евросоюза, чтобы Соглашение об ассоциации было подписано.
Очередные пустые обещания, которым давно никто не верит — ни здесь, ни там. Украинская власть глуха к призывам Европы, причем независимо от того, кем они озвучиваются — Эштон или Фюле, Коморовским, Меркель или Грибаускайте. Ни самые жесткие доклады Еврокомиссии, ни самые резкие резолюции Европарламента и ПАСЕ не способны вернуть слух и совесть, а тем более, привить порядочность, государственную мудрость и чувство долга перед страной и ее будущим украинскому властному клану.
Отношения с Евросоюзом — в глухом тупике. Это понимают обе стороны. Но одна из них по-прежнему творит, что хочет, а другая по-прежнему не знает, что делать с первой. Болевой порог восприятия с обеих сторон уже слишком высок, и, возможно, лишь нечто из ряда вон выходящее способно нарушить нынешнее тягостное статус-кво — либо сменив его хеппи-эндом, либо приведя к еще более мрачным реалиям. Скажем, Янукович выпускает Тимошенко и проводит демократические выборы, после чего Евросоюз торжественно подписывает с Украиной Соглашение об ассоциации. Или Янукович сажает за решетку еще половину оппозиции, грубо фальсифицирует выборы и окончательно стрижет Украину под белорусскую гребенку, провоцируя санкции со стороны ЕС. Либо же Евросоюз, не дожидаясь подобной лукашенизации, первым делает резкие шаги, таки решившись на ряд мер против некоторых персонажей из украинской власти, принуждая ее к более уважительному отношению к демократии. Но последний вариант так же мало реалистичен, как и первый. Хотя…
По информации ZN.UA от компетентных источников, весьма внушительное число представителей Эгмонтской группы (она объединяет финансовые разведки более 120 стран, в том числе и Украины. Ее основное задание — борьба с отмыванием преступных капиталов, в рамках которой члены группы обязаны делиться друг с другом соответствующей информацией) последние несколько месяцев энергично занимаются выявлением по всему миру активов «семьи» Януковича. Готовятся?
Но пока что представители ЕС на этой неделе еще раз заявили, что на сегодняшний день речь о санкциях в дискуссиях по Украине не идет.
«Мы хотим иметь сильные отношения с важной соседней страной, — сообщила верховный представитель ЕС К.Эштон. — Мессидж, который мы очень стараемся послать Украине, заключается в том, что мы надеемся: для них отношения с ЕС будут настолько же важными, насколько отношения с ними важны для нас».
Насколько Европейский Союз важен и нужен Януковичу, сегодня сказать трудно. Когда выяснилось, что евроинтеграция — это не только встречи с европейскими политиками под фотовспышки, но и жесткая критика с их стороны, не только возможность продвинуть бизнес Семьи и к ней приближенных на европейский рынок, но и необходимость болезненных и непопулярных реформ в Украине, евроинтеграционный пыл хозяина страны явно остыл. На Банковой в европейском фиаско Януковича почему-то усматривают в основном происки Кремля, не желая признавать собственные грехи и вновь пытаясь шантажировать Европу «российской угрозой» (для внутриполитического пользования, правда, во всех неудачах Украины виновной была назначена канцлер Меркель).
В Европе же, в самом деле, достаточно широко обсуждают опасность возвращения Украины в жесткие и цепкие российские объятия, однако большинство мнений сводится к тому, что эта опасность — не повод спускать Януковичу лукашенковские замашки и поступаться демократическими принципами и общеевропейскими ценностями.
Западная пресса вновь пестрит броскими заголовками об Украине. Имидж страны не был столь катастрофичен со времен «кассетного» и «кольчужного» скандалов кучмовских времен. Но тогда взаимные ожидания Европы и Украины были несколько иными. Сегодня, да еще в канун ЧЕ-2012, читать и слушать комментарии о своей стране куда больнее и обиднее. Последние годы, когда Киев упорно настаивал на включении положения о европейской перспективе в Соглашение об ассоциации с ЕС, многие европейские политики советовали: не тратьте зря силы на недостижимые цели, лучше как можно достойнее подготовьтесь к проведению Евро-2012, это даст вашей стране куда больше, чем любая фраза, пусть даже в очень важном документе, ЧЕ — ваш счастливый лотерейный билет, это колоссальный шанс. Но, как верно недавно напомнил в своем блоге на «УП» немецкий посол Гаймзет, «Украина никогда не упускает шанса упустить свой шанс».
«Для президента Януковича чемпионат Евро-2012 был отличной возможностью „продать“ Украину миру как современную мирную плюралистическую и нацеленную на вступление в ЕС страну с богатой историей и культурой. Вместо этого его правительство имеет все шансы получить пиар-катастрофу», — пишет британская The Guardian.
Но прежде всего это будет пиар-катастрофа самого Януковича. Интересно, каково это, когда никто из цивилизованного мира не хочет сидеть с тобой рядом на трибуне, когда европейские випы считают компроматом появление на публике в твоей компании и не желают марать свой собственный имидж общением с тобой?
Да, официального бойкота Евро, скорее всего, не будет (хотя, кто знает, что еще может вытворить за оставшееся время наша власть?). Однако прав польский министр иностранных дел Сикорский: «От того, поедут еврокомиссары на Евро-2012 или нет, судьба Украины не зависит. Она зависит от того, будет Украина жить соответственно европейскому порядку или нет».
- Информация о материале
Небедные родственники. Рейтинг 30 самых богатых семей в украинской власти
Политиков и чиновников в Украине содержат их жёны и дети — никому не известные, но необычайно успешные бизнесмены. Именно такое впечатление создаётся при детальном изучении деклараций о доходах за 2011 год первых лиц всех ключевых ведомств и министерств, а также финансовых отчётов народных депутатов.
Украинское законодательство запрещает чиновникам и парламентариям вести предпринимательскую деятельность. И эти законы выполняются, но только формально.
Представители власти, которые по закону не имеют права заниматься бизнесом, передают свои активы супругам. Именно поэтому Фокус решил изучить финансовую отчётность членов семей чиновников и народных депутатов, на которых власть имущие переписывают свои компании.
В большинстве случаев чиновники отказываются раскрывать источники доходов своих супругов, называя это «вмешательством в личную жизнь». Или не считают нужным пояснять, как директору крупного холдинга на протяжении нескольких лет удаётся оставаться в тени — не светиться ни в самой компании, ни в бизнес-кругах.
По подсчётам Фокуса, треть участников рейтинга небедных родственников владеют бизнесом номинально и не принимают никакого участия в оперативном управлении. Более того, эти люди крайне непубличны — некоторых из них сотрудники вверенных им компаний никогда не видели.
Например, первое место в списке своей семье обеспечила Елена Хорошковская. За прошлый год доходы супруги первого вице-премьера Валерия Хорошковского составили без малого 50 млн грн. Стоит отметить, что Елена — одна из самых таинственных личностей страны. Она редко появляется на публике и не контактирует с журналистами, что особенно парадоксально в связи с тем, что Хорошковская занимает пост директора крупнейшей в Украине медиагруппы U.A. Inter Mediа Group Limited, которой, в частности, принадлежит телеканал «Интер». Четыре года назад она сменила на этой должности самого Валерия Хорошковского, который строит свою карьеру на государственной службе.
На второй строчке рейтинга — супруга Александра Клименко, председателя Государственной налоговой службы. При собственных «скромных» доходах в 700 000 грн. главный налоговик страны записал на жену Елену более 21 млн грн. Замыкает тройку лидеров супруга главы Нацбанка Сергея Арбузова с доходом 9 млн. грн. Согласно декларации Ирина Арбузова заработала за прошлый год в четыре раза больше мужа, который, к слову, не может жаловаться на низкую зарплату. Среди чиновников, декларации которых проанализировал Фокус, у него самый высокий оклад — более 142 000 грн. в месяц. На втором месте — бывший первый зам Арбузова, ныне министр финансов Юрий Колобов, жалование которого в 2011 году составляло 104 000 грн. Интересно, что Клименко, Арбузова и Колобова объединяют тёплые отношения с сыном президента Александром Януковичем.
Что же касается самого президента, то он один из немногих декларантов, который не постеснялся указать, что зарабатывает больше супруги. Правда, львиную долю дохода Виктора Януковича за прошлый год составило авторское вознаграждение за его книги — более 16 млн грн. (подробнее об этом читайте в Фокусе №17 от 27 апреля и на сайте focus.ua). Доходы же первой леди страны — более 420 000 грн.
В целом в рейтинге преобладают родственники представителей исполнительной власти. Это легко объяснить тем, что чиновники по закону обязаны публиковать свои доходы и расходы. А поскольку депутаты вовсе не спешат раскрывать свои финансовые карты, в списке Фокуса всего две семьи представителей законодательной власти – Рината Ахметова и Арсения Яценюка.
Совокупный доход всех родственников власть имущих приближается к 118 млн грн., при этом сумма доходов самих декларантов — более 1 млрд грн. Ради справедливости стоит отметить, что 800 млн грн. из этой суммы задекларировал самый богатый украинец Ринат Ахметов.
Волшебный источник
Большая часть как участников рейтинга, так и их властных родственников получают неплохие дивиденды. Например, Андрей Клюев задекларировал более 28 млн грн., а Борис Колесников — более 14 млн. грн.
Ещё одна «удобная» статья доходов в декларациях чиновников — продажа движимого и недвижимого имущества. Больше всего в этом, согласно декларации, преуспела семья министра аграрной политики и продовольствия Николая Присяжнюка, выручив таким образом 7,7 млн грн. Всего на 1,3 млн грн. от них отстала семья первого заместителя Генпрокурора Рената Кузьмина.
Но оригинальнее всех разбогатели близкие главы Запорожской ОГА Александра Пеклушенко. Безработная, судя по прочерку в графе «зарплата», супруга губернатора Елена за год сумела получить 2,4 млн грн. дохода, 2,37 млн из которых — «подарки, призы и выигрыши».
Мимо кассы
Так как основным критерием для составления рейтинга Фокуса был доход родственников, а не самих чиновников, в список попали не все семьи ближайшего окружения президента. К примеру, разведённая замглавы Администрации президента Ирина Акимова в своей декларации не отчитывалась за взрослую дочь, а её шеф — руководитель АП Сергей Лёвочкин не указал в числе членов семьи супругу, известного дизайнера Зинаиду Лихачёву. Вероятно, потому, что, по данным Фокуса, их отношения официально не зарегистрированы.
Но отсутствие в рейтинге вовсе не означает, что их финансовые отчёты не представляют никакого интереса. Особенно Сергея Лёвочкина. На счетах главы Администрации президента лежат почти 127,6 млн грн., 126,7 млн из которых попали в банки в прошлом году. При этом общий доход за 2011 год Лёвочкин задекларировал на уровне 7,7 млн. грн., что позволяет ему претендовать на звание одного из самых завидных холостяков страны — пусть лишь номинально.
Как мы считали
Для составления рейтинга Фокус пользовался данными из деклараций об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера за 2011 год, которые были поданы депутатами и чиновниками органов центральной власти и местных администраций.
Анализируя финансовые отчёты представителей власти, Фокус выделил доход и имущество, записанные на родственников самим декларантом. Именно доход членов семей стал ключевым критерием при ранжировании участников. Доход и имущество самого чиновника или депутата не учитывались. В таблице на стр. 18 доход декларанта указан в качестве дополнительной информации.
В рейтинге представлены лишь официально задекларированные доходы и имущество чиновников, депутатов, губернаторов за 2011 год.
30 родственников власти, задекларировавших самые высо кие доходы по итогам 2011 года*
Елена Хорошковская
Елена Клименко
Ирина Арбузова
Жанна Клюева
Наталья Кузьмина
Алла Добкина
Светлана Колесникова
Елена Пеклушенко
Лилия Близнюк
Лилия Ахметова
* в таблице приведены данные о доходах и имуществе членов семьи декларанта (за исключением колонки Доход декларанта)
** общая площадь всех участков, находящихся в собственности членов семьи
Над рейтингом работали: Виктория Ким-Галимова, Алексей Бутенко, Дмитрий Орлов, Мария Жартовская, Катерина Коберник
- Информация о материале
Энциклопедия мошенников
10 место: В Элладе игра в кости и гадания в кости порицались как недостойное занятие и шарлатанство. Гадальные кости греки посвящали Гермесу, богу мошенников.
9 место: Славянский бог Прок покровительствовал мореплавателям и торговцам, охотникам и землепашцам, кузнецам и пекарям – всем, кто неустанным трудом содействовал процветанию своего дела. Мошенникам и обманщикам он тоже иногда покровительствовал. Его имя мы употребляем довольно часто, когда судим о перспективности наших дел: проку нет, или будет прок.
8 место: По одной из версий, слова «вор» и «врач» происходят от одного и того же глагола – «врать». Так уж исторически сложилось!
7 место: Словосочетание "shell game" в английском языке означает "мошенничество, обман", ведь для известной азартной игры shell game в Америке применяли три ракушки. В России это – игра в три наперстка.
6 место: Царь Иван Грозный наряжал одеждой наизнанку, "шиворот-навыворот" провинившихся бояр, да еще вдобавок сажал их на лошадь лицом к хвосту. Простые люди делали то же самое с пойманными на месте преступления мошенниками и ворами. До сих пор надетая на изнанку одежда считается дурным знаком.
5 место: В XIX веке американцы называли свой частенько опустошаемый мошенниками кошелёк словом "поук". Именно так объясняют появление слова покер.
4 место: На Руси мошенниками называли вовсе не обманщиков или воров. Так назывались мастера, которые изготавливали мошну, т.е. кошельки.
3 место: Указом императрицы Елизаветы 1746 года было узаконено клеймление раскалённым железом преступников. Именно этот указ породил новый эпитет, до сих пор применяемый к плутам и мошенникам: прожжённый.
2 место: Выжига. Сейчас это слово приобрело крайне негативный оттенок, по словарю Ожегова, это плут, пройдоха, прижимистый человек. На самом деле, выжигами во времена Екатерины II называли людей, которые выжигали с мундиров сусальное золото. Делалось это так: одежду клали на большие противни и засовывали в печь. Ткань истлевала, а золото стекало в приготовленные ведра.
1 место: Тори. У ирландцев это слово переводилось как "воры". Этим словом поначалу называли ирландских партизан, воюющих против английского завоевания Ирландии. В конце XVII века словом тори обозвали правительственную партию, победившую на выборах в английский парламент. Как ни странно, это бранное слово прижилось, и партия "воров" существует и по сей день.
- Информация о материале
О пользе передовых технологий
У нашего шефа есть две слабости - покупка свежих технических примочек, даже если они нафиг не нужны, и подглядывание за персоналом. По этой причине ветераны уже давно не пишут ничего на рабочем месте ни по почте, ни в аське, и по телефону особенно не распространяются - Штирлицы, короче.
Не так давно, в целях улучшения всего, весь персонал переселили на тонких клиентов, а в машине даже винта нет, ни флеху, ни диск засунуть некуда.
Данные в процессе работы сохраняются на удаленном сервере за бугром, локальный сервер только для софта.
И вот с кем-то босс поскандалил, и пришли гоблины и гоблинши, предъявили бумаги и забрали все системники. Через некоторое время звонят - не можем загрузить машины - приезжайте, мол, скажите пароль. Начальство выехало и подняло скандал - мол, из всех машин украдены винты! Дело, заявы в прокуратуру, менты скисли.
Мораль: знание матчасти нужно даже гоблинам.
- Информация о материале
Страница 1539 из 2102
