Главная
Трудовая миграции без мошенничества
В результате социально-экономического кризиса в стране, Украина продолжает укреплять позицию поставщика квалифицированной и дешевой рабочей силы на международном рынке труда. Социологические опросы свидетельствуют о разочаровании в действиях власти и высоком уровне пессимизма, отмечает директор Национального института стратегических исследований Андрей Ермолаев. Но стоит ли необдуманно пополнять ряды трудовых мигрантов? Возможно, прежде чем надевать большие розовые очки и укладывать чемоданы для счастливой жизни в Европе, стоит почитать, поспрашивать, послушать и проанализировать ситуацию?
Государство позаботилось о трудоустройстве молодых специалистов, приняв Закон Украины «Об обеспечении молодежи, получившей высшее или профессионально-техническое образование, первым рабочим местом с предоставлением дотации работодателю». Согласно ст. 3 упомянутого закона, работодатель получает дотацию в случае приема на работу молодежи, для которой это является первым рабочим местом по специальности. Обязательным условием является направление от государственной службы занятости. Вопрос эффективности упомянутого нормативного правового акта — тема для отдельного исследования.
На практике молодежь в последнюю очередь думает о помощи от государства — таковы уж реалии современного общества. Наоборот, с верой в собственный потенциал и профессиональную самореализацию выпускники вузов отправляют свои резюме в украинские и иностранные компании. В ответ получают стандартные письма HR-специалистов с пожеланиями успехов в дальнейших поисках и обещанием внести резюме в базу данных, а при наличии соответствующей вакансии обязательно позвонить. Таким образом, собрав многочисленные «спасибо за интерес» и «желаем успехов», молодежь начинает думать о работе за рубежом. И вот в этой сфере первыми на пути к трудоустройству в иностранной компании становятся мошеннические агентства, которые предоставляют посреднические услуги на территории Украины.
Рассмотрим наиболее распространенные мошеннические схемы.
Обещанные информационно-консульские услуги. Подписывая соглашение с фирмой-посредником, лицо не обращает внимания, что к обязательствам последней входит лишь предоставление информационно-консульских услуг. Когда посольство отказывает в открытии визы в связи с тем, что компании работодателя не существует, фирма-посредник заявляет о выполнении своих обязательств, оговоренных в соглашении. Предоставление информационно-консульских услуг предусматривает помощь в оформлении визы, заполнении анкеты для собеседования в посольстве и т.д.
Мифическое оформление виз. Для оформления рабочей визы необходимо лично подать документы и пройти собеседование. Мошенники предлагают оформить указанную визу самостоятельно, а возвращают паспорт с фальшивой визой или с отказом в открытии визы. Поэтому следует предварительно уточнить в консульском отделе соответствующей страны, может ли посредник на основании предоставленной доверенности открыть лицу рабочую визу. Иногда мошенники предлагают открыть сначала туристическую шенгенскую визу, а рабочую визу обещают сделать в стране назначения. Эта схема не сработает, поскольку цель поездки должна соответствовать типу визы.
Фиктивный чек. Бывают случаи, когда лицо платит деньги фирме-посреднику за предоставление услуг при трудоустройстве, а получает чек несуществующей фирмы. В таком случае оснований для возврата средств за ненадлежащее исполнение обязательств при оказании посреднических услуг нет.
Что такое мошенничество в трудовой миграции, знает и Александра Гришина. Выпускница экономического факультета не смогла найти желаемую работу в своем городе и через объявление в газете нашла фирму-посредника по трудоустройству за границей. Через полгода, получив отказ в открытии туристической визы в Чехию (хотя все время речь шла о рабочей визе), Александра выяснила, что ее трудоустройством занимается региональный представитель фирмы-посредника с центральным офисом в Киеве. Обратившись непосредсвенно в этот офис, девушка таки получила рабочую визу, но не годовую, а только на семь месяцев. Обрадовавшись и такому результату, Александра уехала в г. Кладно, расположенный в 20 км от Праги, работать оператором на завод. По приезде выяснилось, что вместо восьмичасового рабочего дня (суббота и воскресенье — выходные), нужно работать 12 часов в день без выходных за ту же зарплату. Поляки, словаки, чехи получали 150 крон в час, а Александра — 60 крон, потому что ей выдавали зарплату украинские посредники, о которых никто не предупреждал. Об этом посредничестве девушка выяснила уже через несколько дней по приезде в Кладно. Поскольку это была первая работа за границей и Александра не знала особенностей трудового законодательства Чехии, девушка приняла такие условия и проработала на заводе шесть месяцев. Жилье предоставили, как и было заявлено, вот только платить за него пришлось Александре самостоятельно.
Став жертвой мошенничества со стороны множества посредников во время трудоустройства и непосредственно работы, Александра не откажется от возможности поработать за границей в будущем. Теперь она знает, как следует искать работодателя и на что стоит обратить внимание. Вот только получать такой опыт совсем не обязательно, если заранее получить информационно-правовую консультацию.
Историю Александры прокомментировали эксперты представительства Международной организации по миграции в Украине. Прежде всего, девушке следовало попросить фирму-посредника предоставить их лицензию и проверить ее подлинность, позвонив в Министерство социальной политики (+38 044 289 50 97) или проверить информацию на их сайте. После этого Александра должна была подписать один контракт с фирмой-посредником и второй — с работодателем, в них четко должны быть оговорены условия и оплата труда, отпуска, больничных и т.д. Подписывать документы стоит лишь в том случае, если человек уверен, что полностью понимает язык контракта. Девушка также должна была знать, что легальное трудоустройство иностранцев в большинстве стран невозможно без разрешения на работу и надлежащей визы. Работодатель оформляет разрешение на работу и направляет информацию о разрешении непосредственно в консульство в Украине или же будущему работнику. Как правило, разрешение является главным основанием для выдачи рабочей визы. Необходимо также знать, что рабочая виза — это всегда вид долгосрочной национальной визы, даже если лицо подает заявление на визу в одну из стран шенгенской зоны, и шенгенская виза не имеет ничего общего с этим.
Международные миграционные процессы должны регулироваться государством, которое несет ответственность за надлежащее обеспечение прав и интересов украинских трудовых мигрантов. Для оптимизации государственного управления в сфере миграции в апреле 2011 года была создана Государственная миграционная служба Украины — специальный орган, уполномоченный решать весь комплекс вопросов по миграционным процессам. Однако на сегодня остается актуальным вопрос принятия Закона Украины о принципах государственной миграционной политики Украины.
Чтобы избежать мошенничества при трудоустройстве за границей, необходимо адекватно оценивать предложение, проанализировать средний уровень оплаты труда, не платить работодателю за какие-либо услуги, желательно заключить письменное соглашение с последним. Если лицо планирует находиться в другой стране более трех месяцев, то желательно зарегистрироваться в украинском консульстве за рубежом. Для того чтобы стать на консульский учет, следует лично обратиться в учреждение.
Необходимую информацию о правах тех, кто работает за рубежом, а также о возможности законной миграции, включая трудовую, о временных трудовых соглашениях можно получить в Центрах консультирования мигрантов. Специалисты ЦКМ помогут в толковании условий соглашения, предложенного иностранным работодателем и фирмой-посредником. Все услуги организации — бесплатны.
Говоря о том, как избежать мошенничества, сложно вывести единую формулу. Порой именно трудовые мигранты, получившие собственный опыт, могут рассказать гораздо больше, чем теоретически подготовленные специалисты соответствующих организаций. И если, несмотря на все недостатки неквалифицированной работы и уровень правовой незащищенности, лицо окончательно решило стать трудовым мигрантом, то это нужно делать только после серьезной информационной подготовки. Спрашивать, слушать, анализировать, сопоставлять и не верить на слово.
- Информация о материале
Для банков и финучреждений установили новые правила игры
В январе 2012 г. вступит в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины по регулированию рынков финансовых услуг», расширяющий контрольные полномочия органов, осуществляющих государственное регулирование рынков финансовых услуг. В результате цепной реакции, запущенной в связи с этим обстоятельством, многие законы – в т. ч. «О финансовых услугах и государственном регулировании рынка финансовых услуг» и »О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине» – ждут изменения.
Участники рынка
Итак, списку участников рынка финансовых услуг исчерпывающим не бывать. Согласно новой редакции ЗУ «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг» (далее – Закон о финуслугах), к лицам, имеющим право предоставлять соответствующие услуги на территории Украины, помимо посредников на рынках финансовых услуг и объединений финансовых учреждений, включенных в реестр саморегулируемых организаций, а также потребителей, могут быть причислены любые другие лица. Для этого нужно, ни много ни мало, лишь предварительно оговорить их участие законодательно. Кроме того, государство будет вести реестр не только финансовых учреждений, но и лиц, которые, не являясь таковыми, имеют право предоставлять отдельные финансовые услуги.
Существенное участие
Новая редакция Закона о финуслугах предлагает рассматривать существенное участие как прямое и опосредованное, самостоятельное или совместно с другими лицами владение 10 и более процентами уставного (сложенного) капитала или право голоса приобретенных акций (паев) юридического лица, или независимую от формального владения возможность существенного влияния на руководство или деятельность юридического лица.
Если вы хотите «существенно поучаствовать» в финансовом учреждении, будьте готовы испросить письменное согласие органа, осуществляющего государственное регулирование рынков финансовых услуг, если только иное не предусмотрено Законом по вопросам регулирования соответствующего рынка. Для получения означенного выше согласия юридическое или физическое лицо-заявитель подает в орган, осуществляющий государственное регулирование рынков финансовых услуг, информацию о собственном финансовом положении и деловой репутации. Причем под финансовым состоянием заявителя подразумевается совокупность показателей, отражающих его реальные и потенциальные финансовые возможности (уровень ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости, обеспеченности собственным капиталом) и их эффективное использование, а также оценка способности заявителя в будущем предоставлять в случае необходимости дополнительную финансовую поддержку финансовому учреждению. А под деловой репутацией следует понимать совокупность документально подтвержденной информации о личности, о соответствии ее хозяйственной или профессиональной деятельности требованиям законодательства. В случае же физического лица речь идет не только о надлежащем уровне профессиональных способностей и управленческого опыта, но и об отсутствии судимости за корыстные преступления и преступления в сфере хозяйственной деятельности, не снятой или не погашенной в установленном законом порядке. Примечательно, что если заявитель является юридическим лицом, это требование распространяется на членов его исполнительного органа и наблюдательного совета, а также на «существенных участников» финансового учреждения, являющихся физлицами, так что соответствующую судимость им придется погасить.
Антимонопольный подтекст
В случаях, когда деловая репутация или финансовое состояние заявителя не отвечают требованиям регулирующего органа, он имеет право отказать участнику в разрешении на увеличение или приобретение доли. Кстати, источники происхождения средств, вносимых в уставной капитал с целью существенного участия, желательно подтвердить, потому что, если они не будут хоть сколько-нибудь прозрачными, компетентные органы однозначно дадут от ворот поворот.
Очевидно, что прежде всего Закон блюдет антимонопольный интерес – есть шанс, что наконец-то с законодательством в этой отрасли начнут считаться. В частности, речь идет о случаях, когда органами Антимонопольного комитета Украины запрещена концентрация активов во избежание монополизации или существенного ограничения конкуренции на всем рынке или в значительной его части. Получается, что государство может, конечно, выступать гарантом, предоставлять свободу действий и грозить пальцем в случае чего, но намного эффективнее, пожалуй, сделать так, чтобы без разрешительного документа смутьяны не могли и пальцем пошевелить.
Отделив, так сказать, зерна от плевел, можно смело создавать зернам все условия для роста, заранее уверившись, что они могут принести плоды. В случае, если Закон заработает как должно, органы надзора перестанут узнавать о конфликте интересов вкладчиков постфактум и смогут оперативно реагировать на угрозы развитию конкурентной среды.
Внутренний аудит
К перечню процедур, представляющих собой внутренний аудит, новая редакция Закона о финуслугах относит:
– надзор за текущей деятельностью финансового учреждения,
– проверку ее результатов,
– контроль соблюдения предписаний государственных регуляторных органов и решений органов управления финансового учреждения,
– анализ деятельности финансового учреждения, профессиональной деятельности сотрудников,
– учет случаев превышения полномочий должностными лицами финансового учреждения.
Для проведения внутреннего аудита в финансовом учреждении должно существовать ответственное должностное лицо или структурное подразделение, состав которого специально для этих целей формирует высший орган управления или наблюдательный совет финансового учреждения. Такое подразделение (лицо) организационно не зависит от других подразделений финансового учреждения и подчиняется напрямую наблюдательному совету, а в случае его отсутствия – высшему органу управления финансового учреждения.
Нормативы для банков: ликвидность, доходность, качество активов
Перечень нормативов и требований, предъявляемых государством к финансовым учреждениям, теперь расширен законодательно: помимо пресловутой достаточности капитала, в него вошли платежеспособность, ликвидность, прибыльность (доходность), качество активов и рискованность операций, а также соблюдение правил предоставления финансовых услуг и качество систем управления персоналом. Предполагается, что именно такие нормативы нужно сдать финансовому учреждению, чтобы пройти великий и ужасный пруденционный надзор, который базируется на регулярном проведении оценки общего финансового состояния финансового учреждения, результатов деятельности системы и качества управления ею.
Конечная цель всех этих проверок – ограничить риски по операциям с финансовыми активами. И вот тут главное, чтобы рамки, заданные Законом для отношений, ими ограниченных, не сузились донельзя при реализации нормы на практике, потому что умение действовать на собственный страх и риск есть ни что иное, как предприимчивость, и если исключить из фабулы элемент риска, о предпринимательской деятельности как таковой можно просто забыть. Тревожит и то обстоятельство, что необходимость и целесообразность осуществления пруденционного надзора определяются компетентными органами (п. 4 ст. 29 ЗУ «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг»), т. е. проведение проверки заочно сложно оспорить, так как каких-то однозначных показаний к такого рода мероприятиям нет.
Выдача лицензий и штрафные санкции
Новая редакция Закона о финуслугах четко регламентирует, что размер платы за регистрацию документов, выдачу лицензий и их дубликатов, а также за регистрацию лиц, имеющих право предоставлять отдельные финансовые услуги, не являясь финансовыми учреждениями, должен быть согласован с Кабинетом министров.
В случае, когда послан запрос о подтверждении достоверности представленных для получения лицензии документов, или возникла потребность в проведении проверки таких документов другим способом, законодательно оговоренный срок в 30 календарных дней с даты поступления заявления о выдаче лицензии и документов, прилагаемых к заявлению, может быть продлен председателем уполномоченного органа еще на 30 рабочих дней. В то же время, уполномоченный орган уже не может ставить вопрос о ликвидации финансового учреждения согласно п. 7 ч. 1 ст. 40 Закона о финуслугах – вместо этого новая редакция статьи предлагает исключать проштрафившихся участников рынка из Государственного реестра. Но если допущенное нарушение и его последствия устранены нарушителем самостоятельно до применения мер воздействия, уполномоченный орган и вовсе не применяет к нему меры воздействия за это нарушение (абз. 9 ст. 40 новой редакции).
Впрочем, не все финучреждения смогут получить такие поблажки. Так, например, меры воздействия в обязательном порядке будут применены к тем, кто: 1) вел деятельность на рынках финансовых услуг без лицензии; 2) не предоставил, несвоевременно предоставил или предоставил заведомо недостоверную информацию уполномоченному органу; 3) уклонился от исполнения распоряжений уполномоченного органа. Штрафы за перечисленные правонарушения остались практически прежними – соответственно от 1000 до 10 000 НМДГ (1), от 100 до 2000 НМДГ (2), от 100 до 1000 НМДГ (3). Штрафы накладываются председателем уполномоченного органа, его заместителями, директорами департаментов или председателем соответствующего территориального управления после рассмотрения материалов, удостоверяющих факт правонарушения. О совершении правонарушения обнаружившим его уполномоченным лицом составляется акт, который вместе с пояснениями руководителя или другого ответственного лица и документами, касающимися дела, в течение трех дней направляется должностному лицу, имеющему право налагать штраф. Если документы, подтверждающие факт нарушения, предварительно изъяты, к акту о правонарушении прилагаются их копии и копия протокола об их изъятии, где указана дата его составления, ФИО и должность уполномоченного лица, изъявшего документы, полный их перечень и день возврата (не позднее третьего рабочего дня со дня изъятия). Решение о наложении штрафа принимается в течение 30 дней после поступления документов и оформляется постановлением, которое направляется участнику рынка финансовых услуг.
Отчет о корпоративном управлении
Ст. 12-2, дополняющая ЗУ «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг», регламентирует объем информации, которую должен содержать отчет о корпоративном управлении. В частности, в нем обязательно следует указывать цель осуществления деятельности финансового учреждения и соблюдение/несоблюдение принципов кодекса корпоративного управления со ссылкой на источник размещения текста. Необходимы и данные о владельцах существенного участия, в т. ч. лицах, осуществляющих контроль за финансовым учреждением, их соответствии установленным законодательством требованиям. Что до составов наблюдательного совета и исполнительного органа финансового учреждения, то их изменения за год должны фиксироваться. Кроме того, в отчете должно говориться об имевших место фактах нарушения членами наблюдательного совета и исполнительного органа внутренних правил и о мерах воздействия, примененных к нарушителям (если это причинило вред финансовому учреждению или потребителям финансовых услуг), о размере вознаграждения членов наблюдательного совета и исполнительного органа финансового учреждения за год, о значительных факторах риска, влияющих на деятельность финансового учреждения в течение года, о системе управления рисками и ее ключевых характеристиках, а также о принципах функционирования системы рассмотрения жалоб. К этому нужно присовокупить данные внутреннего контроля, факты отчуждения в течение года активов и результаты их оценки при покупке-продаже в объеме, превышающем установленный уставом размер, операции со связанными лицами, проведенные в течение года.
Отдельное внимание следует уделить деятельности внешнего аудитора, вопросам реализации рекомендаций уполномоченного органа и защите финансовым учреждением прав потребителей финансовых услуг.
Информация к размышлению
В ответ на информационный запрос об отнесении финансовой операции к тому или иному виду финансовых услуг компетентный орган будет предоставлять официальную бумагу под названием «заключение». Казалось бы, мелочь, но как же приятно открыть Закон и получить четкое представление о том, какой документ тебе необходим, вместо того, чтобы додумывать за законодателя, в каком виде тебе должны предоставить запрашиваемую информацию, удовлетворит ли она в таком виде цели, которыми был продиктован запрос.
Согласно ст. 12-1, которая отныне будет дополнять положения ЗУ «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг», финансовые учреждения должны будут раскрывать консолидированную финансовую отчетность. В частности, учреждения в форме акционерных обществ будут подавать отчет о корпоративном управлении не только органам надзора вместе с годовой отчетностью, но и своим акционерам. Кроме того, раскрытию по-прежнему подлежат и другие отчетные данные – перечень руководителей финансового учреждения и его обособленных подразделений, сведения о показателях финансовой деятельности учреждения и его экономическом положении, перечень предоставляемых услуг и их цены (тарифы), а также количество акций финансового учреждения, находящихся в собственности членов его исполнительного органа, и перечень лиц, доли которых в уставном капитале превышают 5%. Т. е. речь идет об информации, подлежащей обязательному обнародованию и предоставляемой клиентам согласно старой доброй ст. 12.
Честно говоря, желание законодателя укомплектовать Закон дополнительной статьей, которая, среди прочего, акцентирует внимание на необходимости исполнения статьи основной, вызывает некоторое недоумение. Да и ст. 28 дублирует некоторые положения в отношении пруденционного надзора, которому отведена следующая ст. 29. Прослеживается тенденция…
С одной стороны, кашу маслом не испортишь, с другой – не так давно Президент Виктор Янукович, открывая заседание антикоррупционного комитета, говорил, что в Украине принято много хороших законов, которые не работают, и нужно сделать так, чтобы они заработали, вместо того, чтобы их переписывать. Впрочем, не заработать этот Закон не может, потому что он в некотором роде подводит основу под неоднозначную пенсионную реформу. Т. е. есть усиление государственного контроля за финансовой сферой есть ни что иное, как желание дать гражданам социальные гарантии, которых они так отчаянно жаждут. Ведь высвобожденная из пенсионного фонда часть накоплений должна будет осесть в каком-нибудь негосударственном фонде, и если фонд этот лопнет, государство ждут новые никому не нужные неприятности. И выход здесь только один – контролировать процесс, держать руку на пульсе для подстраховки.
В той же Европе (для сравнения) об усилении контроля на рынках финуслуг заговорили еще в 2009 г. Тогда же лидеры стран Европы, собравшиеся в Берлине, призвали к санкциям против «налоговых гаваней». И никто не говорил, что реформ слишком много. Украинцы привыкли восхищаться тем, что за рубежом достаточно хлопнуть по рукам, чтобы сделка состоялась. Нас приводит в восторг, когда люди настолько дорожат своей деловой репутацией, что не идут на обман ни под каким видом. И никто не задумывается, что развитые государства просто диктуют свои правила игры, которые не позволят участнику финансовых рынков «сбиться с пути». В основе любой слаженной системы стоит механизм контроля качества, и если саморегуляции до такого уровня организации далеко, то почему бы государству не помочь ей на первых порах?
- Информация о материале
Губительный протекционизм: иномарки в Украине могут подорожать на 40-50%
Владельцы украинских автозаводов требуют от правительства поднять до 34% ввозную пошлину на импортные легковые машины с двигателями объемом 1–2,2 л или ввести квотирование поставок. В случае удовлетворения требований автопроизводителей импортные легковушки этого сегмента подорожают вполовину либо их вовсе перестанут завозить.
В чем проблема?
В начале июля Межведомственной комиссией по международной торговле совместно с Минэкономики было начато специальное расследование в отношении импорта легковых автомобилей. Инициатором расследования стала ассоциация Укравтопром, которая объединяет украинских производителей легковых и грузовых автомобилей, а также автобусов. В ее заявлении, поданном в комиссию от лица трех отечественных автозаводов (ЗАЗ, Еврокар и КрАСЗ), говорится, что с 2008 года наблюдается значительный рост импорта легковых автомобилей в Украину. По данным Укравтопрома, только в прошлом году импорт увеличился на 70% по отношению к 2009 году. При этом, по мнению ассоциации, продажи отечественных машин падают, предприятия терпят колоссальные убытки, а производственные мощности простаивают.
Но вместо того чтобы стимулировать спрос на свою продукцию снижением цен или, например, внедрением программ утилизации (как это сделано в России), автозаводы предлагают выстроить на границе заслон в виде ввозной пошлины в 34% сроком на 4 года.
Если при этом учитывать акциз и НДС, то машины с моторами 1–2,2 л подорожают на 40–50%! Понятно, что при этом торговля ими потеряет какой-либо смысл. А в случае квот, которые наверняка окажутся мизерными (на уровне нескольких сотен машин в год всех марок), автомобили этого сегмента превратятся в дефицит либо вовсе перестанут поставляться в страну.
Иными словами, наши производители хотят закрыть рынок для 80% процентов импортируемых автомобилей – примерно столько в общем объеме продаж занимают модели с двигателями объемом до 2,2 л.
Как решаем?
За последний год (с августа 2010 года) ассоциация Укравтопром уже трижды подавала свое ходатайство, но каждый раз в Межведомственной комиссии по международной торговле не находили предпосылок для спецрасследования. Откуда же им взяться теперь? Кроме того, заявление было принято в нарушение процедуры: в соответствии с законом, апеллировать к Межведомственной комиссии могут только производители, но уж никак не ассоциация Укравтопром, которая является общественной организацией и может выступать лишь одной из заинтересованных сторон.
Примечательно, что ассоциация даже изыскала закон, под который можно подвести свои требования, не нарушив при этом правил ВТО, куда входит Украина. Это закон «О применении специальных мер относительно импорта в Украину». Он позволяет (при возникновении угрозы значительного ущерба национальному производителю со стороны импорта!) проводить специальные расследования и в случае чего применять специальные меры защиты вроде дополнительных пошлин или квотирования импортных товаров.
Как бы там ни было, спецрасследование против импортных машин начато. И сейчас чиновникам Минэкономики самое время разобраться, кто же на самом деле у них просит защиты.
Кого защищаем?
Среди выпускаемых на наших заводах легковых автомобилей нет ни одного, который можно было бы считать действительно украинским. В массе своей «легковой» автопром Украины – это мелкоузловая или крупноузловая сборка. Иначе говоря, «отвертка» – тот же импорт, только в «разобранном» виде. Автомобили Geely, Kia, SsangYong и Skoda собираются по технологии SKD из привозных машинокомплектов. По полному циклу со сваркой и окраской кузовов выпускаются некоторые модели Hyundai и Лада, но и эти машины, несмотря на украинский VIN-код, остаются корейскими и российскими. Защитив такой автопром заградительными пошлинами, государство немало потеряет: с каждого импортированного автомобиля в бюджет поступает 10% пошлины, в то время как «отверточные» производители платят всего по 100 евро за ввезенный кузов.
Кроме того, ситуация на украинских предприятиях автомобильной отрасли не так плоха, какой ее старается представить ассоциация Укравтопром. Действительно, в 2009 году выпуск легковых машин упал до 65,7 тысяч (против 402 тысяч единиц годом ранее). Но с тех пор кривая производства идет вверх: в 2010 году заводы произвели 75,3 тысячи автомобилей, а по итогам первого полугодия 2011 года прирост едва не достиг 70% от результата годичной давности. Так что, невзирая на продолжающийся кризис, украинская автомобильная промышленность находится на подъеме.
В чем угроза?
Закон «О применении специальных мер относительно импорта в Украину», которым руководствовалась ассоциация Укравтопром, определяет не только предпосылки для спецрасследований в отношении импорта, но и правила их проведения. Так, угрозу национальному производителю следует определять, исходя из фактов, и только после всесторонней анализа состояния национального производства. Обязательным условием для введения каких-либо мер защиты является причинно-следственная связь между ростом импорта и причинением значительного ущерба национальному производителю. Тут действует следующий принцип: помимо роста импорта необходимо учитывать наличие или отсутствие других факторов, причиняющих ущерб. Каких? Таких как, например, экономический кризис, от которого в равной степени страдают и отечественные автозаводы, и импортеры автомобилей.
Кроме того, закон обязывает учитывать еще и интересы потребителей. А покупатели хотят покупать современные, безопасные и комфортные автомобили, а вовсе не морально и технически устаревшие «отечественные» модели. Этой возможности украинцев как раз и намереваются лишить.
Что дальше?
Нетрудно представить, что произойдет, если в результате расследования к импортным машинам все же применят заградительные пошлины либо квотирование. Доступные ранее среднему украинцу модели подорожают вполовину, и спрос на них моментально сократится до минимума – лишь единицы прельстятся машинами гольф-класса или компактными кроссоверами по цене автомобилей премиум-сегмента. Покупателям волей-неволей придется переключиться на ЗАЗы, Geely и остальные выпускаемые в стране автомобили. Но и они подскочат в цене – при закрытом рынке и отсутствии конкурентов продавцы станут повышать ценники безо всякого стеснения.
А что будет с импортерами? Дилеры начнут закрываться один за одним; львиная доля из более чем 80 тысяч человек, занятых продажами и обслуживанием импортных машин, окажется попросту выброшенной на улицу. В итоге, развитие украинского автомобильного рынка остановится на долгие годы.
Еще одним негативным последствием могут стать весьма вероятные ответные ограничительные санкции к поставляемым на экспорт отечественным товарам. Не говоря уже о том, что лоббируемые таможенные преграды негативно скажутся на инвестиционной привлекательности Украины и ее имидже на международной арене.
- Информация о материале
Посадка Тимошенко наплодит новых «киреевых»
В случае обвинительного приговора, Тимошенко еще придется пройти круги судебного «крючкотворского ада» в Украине перед тем, как ее делом займется Европейский суд. Юристы сбились со счета, выискивая многочисленные нарушения криминально-процессуального кодекса судьей Родионом Киреевым, совершенные им за время судебного процесса по газовому делу Юлии Тимошенко. Однако кроме множества незначительных помарок правовики выделяют три основополагающих. Во-первых, это отклонение Киреевым ходатайства относительно привлечения свидетелей защиты. Хотя того же Игоря Диденко суд все же решил послушать. Во-вторых, нарушением является и то, что судья, заслушивая свидетелей, упорно не допускает к делу защитников, заявленных Юлией Тимошенко. Третьим нарушением является то, что судья Киреев давал защитникам на ознакомление с многотомным делом лишь двое-трое суток.
Как раз последнее нарушение может позволить Тимошенко рассчитывать на удачное для себя решение Европейского суда по правам человека. 27 июля этот суд рассматривал дело «Хусейн против Азербайджана», в котором наблюдалась абсолютно аналогичная ситуация, когда защитникам на изучение более 6000 страниц дела давалось лишь 2-3 дня. Евросуд признал это нарушением Европейской конвенции по правам человека, заявив о непризнании решения азербайджанского суда. Поскольку Европейский суд по правам человека слушает дела по прецедентному признаку, то у защиты Юлии Тимошенко есть все основания рассчитывать на положительное решение там по своему делу.
Однако для этого экс-премьеру предстоит пройти все судебные апелляционные инстанции в Украине, поскольку Европейский суд по правам человека не имеет права начинать рассмотрение дела без решений всех апелляционных ступеней. Как сообщили «Комментариям» в адвокатском пуле Тимошенко, скорее всего, уже к середине августа будет оглашен окончательный вердикт Печерского райсуда. По мнению защиты, единственный оставшийся вопрос к судье Кирееву – когда он будет изменять меру пресечения. Скорее всего, считают адвокаты, судья отправит Тимошенко в СИЗО одновременно с приговором.
Но, несмотря на это, защита Тимошенко воодушевилась делом Хусейна, рассчитывая после апелляции в считанные дни выиграть дело в Европейском суде. «Важно то, что появился прецедент. Это означает, что для нас весь процесс значительно упрощается», - сообщил «Комментариям» народный депутат от БЮТ-Б Сергей Власенко. «Европейцы не будут ждать несколько лет, видя экстренность ситуации. У них уже есть прецедент. Они могут пройти по ускоренной процедуре и решить ситуацию», - отметил он.
Есть, правда, одна проблема. Следующим по инстанции после Печерского райсуда дело Юлии Тимошенко будет рассматривать Киевский апелляционный суд, который вряд ли будет затягивать с решением. В частности, одним из вариантов событий является заявление нового судьи, что ввиду сложности дела апелляционный суд будет рассматривать его в полном объеме. Тем самым, затягивать его как можно дольше. Защитники Тимошенко в этом случае будут требовать ускорить рассмотрение, по сути, поменявшись местами с нынешними Юлиными обвинителями. Борьба за Тимошенко перейдет в разряд юридического крючкотворства, в котором большинство граждан вряд ли что-то поймет. И вечно обеспечивать наличие массовок под судами, рассматривающими апелляции, вряд ли соратникам экс-премьера удастся. На что, скорее всего, и рассчитывают ее противники.
Последней же инстанцией является Высший специализированный суд по рассмотрению гражданских и уголовных дел. В этом органе апелляция может окончательно затормозить. В целом, отмечают юристы, процесс рассмотрения данных дел может тянуться и до парламентских выборов 2012 года. Все это время осужденная может сидеть, ожидая выводов последней инстанции на вердикт Печерского суда и Киевского апелляционного.
И если все сложиться, то, даже выиграв в Европейском суде, благодаря прецеденту Хусейна, Тимошенко вряд ли оставят в покое в Украине. Ведь против нее возбуждено еще целый ряд уголовных дел. И на каждое оправдательное решение Европейского суда власть найдет новую зацепку. И новых судей, готовых «затмить» славу Киреева…
- Информация о материале
Медреформа во сне и наяву
Сразу оговорюсь, что поездка была организована Министерством здравоохранения (за что ему огромное спасибо) – то есть показывали не рядовые сельские амбулатории, а лучшее, что сегодня имеет наша семейная медицина. Общее состояние отрасли вы можете наблюдать в ближайшей районной поликлинике - в селах творится примерно то же самое с поправкой на масштаб. Поскольку отсутствием ремонта, медикаментов и хамским отношением к пациенту редакцию не удивишь, мы решили удивиться противоположному – и с удовольствием отправились смотреть на сельские амбулатории, где все устроено самым лучшим образом.
В Хмельник Винницкой области мы прибыли одновременно с министром здравоохранения Александром Анищенко. Атмосфера в городе – что-то среднее между подготовкой к визиту КРУ на крупном предприятии и родительским днем в пионерском лагере. Министр приехал на коллегию, которая проходила на территории Медицинского центра реабилитации железнодорожников. И торжественно объявил о старте медреформы – с 1-го сентября ее будут внедрять в Винницкой, Донецкой, Днепропетровской областях и в городе Киеве.
Планы по реформированию здравоохранения расписаны на долгие годы вперед. С 1-го сентября этого года по 1-е июня 2012-го в пилотных регионах будут создаваться центры первичной медицинской помощи. Вторая половина будущего года будет посвящена созданию госпитальных округов (территориальной реформе здравоохранения). Уже в 2014-ом году медицинская реформа выйдет за пределы пилотных регионов и будет внедряться по всей стране. За 3-5 лет Украина должна подготовиться к внедрению медицинского страхования.
Выслушав оптимистичное выступление министра, мы отправились в Центр первичной медико-санитарной помощи в Хмельнике. Возможно, вам покажется странным, что реформа в пилотных регионах стартует в сентябре, а нам ее показали уже «готовенькой». По крайней мере, когда я писала первый текст о медицинской реформе, меня очень удивил тот факт, что реформы еще нет – тогда даже закон о пилотных регионах еще не был принят – а новшества уже активно внедряются. Как объяснили мне специалисты, руководство нескольких регионов принялось реформировать отрасль самостоятельно, не дожидаясь официального предложения от Верховной Рады. Именно эти регионы в итоге стали пилотными – таким образом местных начальников то ли наградили, то ли наказали за инициативу.
Центр ПМП в Хмельнике организован на базе районной поликлиники. Центр обслуживает население и координирует работу 11-ти сельских амбулаторий. Тут чисто, красиво, свеженький ремонт, вагонка на стенах, напрочь отсутствует специфический больничный запах. Нет и очередей – что, конечно, странно. Со скамеечки спокойно взирает на суетливую беготню врачей и журналистов единственная пациентка – Раиса Николаевна.
«Главное, чтобы доктор был хороший, - неуверенно рассуждает она о реформе. – Вообще лучше тут врачи относятся. Действительно семейная медицина». Впрочем, в разговоре быстро выясняется, что Раиса Николаевна пришла к тому же врачу, к которому раньше ходила в поликлинику, так что с внедрением реформы для женщины ничего не изменилось.
Планируется, что на первичном уровне медицинской помощи будет обслуживаться до 90% всех пациентов. «Сегодня жалоб на неудовлетворительное обслуживание практически нет, - говорит главврач Хмельницкой районной поликлиники Владимир Сивак. – Вы видите это помещение – все, что было лучшего в поликлинике, мы отдали под центр. Но чтобы достичь тех процентов, о которых идет речь, нужно усовершенствовать материально-техническую базу: у нас есть проблемы с санитарным транспортом, рентген-оборудование мы каждый год ремонтируем...»
В Центре работает 44 врача и 106 медсестер. Ангелина Гаврилюк, врач общей практики (это то же самое, что семейный врач) раньше работала педиатром. Потом прошла шестимесячные курсы на базе Винницкого медицинского университета, и вот она уже занимается не только детьми, но и оказывается помощь при простых заболеваниях взрослым. «И как у вас со взрослыми?», - спрашиваю у Ангелины Александровны. Она сначала храбрится и говорит, что специфика работы конечно есть, но со всем можно справиться, а потом признается: «Если бы могла выбирать, была бы педиатром. Дети – это ангелы, а взрослые…»
К ней на прием до сих пор записываются в основном с детьми – взрослые со своими проблемами захаживают редко. Ведь пациенты привыкли к тому, что Ангелина Александровна – педиатр, а что за семейные врачи такие – еще предстоит разобраться.
Спрашиваем врача о его зарплате. Коллега задает провокационный вопрос: считаете ли вы, что вам платят нормально? «А 1300 гривен – это по-вашему нормальная зарплата?!» - спрашивает в ответ доктор. Чиновники от медицины уверяли журналистов, что максимальная зарплата врача общей практики – 2900, в то время как терапевта – 1600. Но нам семейный врач с зарплатой в две тысячи (не говоря уже о 2900) почему-то не встретился. Ангелина Александровна говорит, что после переквалификации ее заработная плата увеличилась примерно на 10%.
Врачей общей практики для осуществления реформы пока что категорически не хватает – при потребности в 33 тысячи сегодня работает только 8. При этом, планируется, что с 2020-го года первичную медицинскую помощь будут оказывать только врачи общей практики. Вот педиатры и терапевты и превращаются во врачей семейной медицины. Причем, как рассказывали киевские медики, иногда процесс превращения проходит принудительно. Как нетрудно догадаться, если даже в «показательном» центре семейные врачи признаются в том, что переквалификация им не по душе, то в обычных доктора прямо говорят: они в ужасе и никогда бы не пошли на это по доброй воле.
Что же касается зарплат, то изменится сама схема оплаты работы медиков. Как рассказал Анищенко во время своего выступления на коллегии, после внедрения реформы зарплата медработников будет состоять из двух частей: ставки плюс надбавка за качество и количество работы. Правда не совсем понятно, станет от этого зарплата медиков больше или нет. Речь о том, что здравоохранению достанется бОльший процент ВВП, пока что не идет. Соответственно, ожидать увеличения зарплат было бы наивно – откуда возьмутся деньги? Конечно, реформа предполагает усушку, утряску и усадку, но в условиях хронического недофинансирования они вряд ли принесут средства, достаточные для существенного увеличения зарплат всем медикам.
Едем дальше. Следующий пункт назначения – амбулатория общей практики – семейной медицины в селе Скаржинцы Хмельницкого района. Амбулатория выглядит еще красивей, чем Центр, - в саду среди цветов, вся новенькая, отремонтированная, сияющая. Хорошо оснащенная: здесь есть даже аппарат искусственной вентиляции легких. Правда, у этой амбулатории есть секрет: ее финансирует лично народный депутат Иван Куровский, выходец из этих мест. Тот самый нардеп-бизнесмен Куровский, который незаконно застраивает территорию Октябрьской больницы в Киеве. Оказывается, на вырученные от своего строительного бизнеса деньги Куровский обустраивает рай в родном селе – там он считается, и местных жителей можно понять, меценатом и святым человеком. Как вы считаете, читатели, смеяться или плакать?
Одно ясно – с внедрением медреформы эта амбулатория никак не связана.
Впрочем, как говорила Раиса Николаевна, главное – это хороший врач, а техника вторична. Местный врач производит очень хорошее впечатление. «Работаю здесь я, семейный врач, а кроме меня еще есть фельдшер, медсестра, санитарка, - рассказывает глава амбулатории Надежда Бабенко. – Фельдшер работает круглосуточно. Бывает, что и мне ночью нужно выехать. Обслуживаем 1180 человек с детьми. Оказываем первую помощь, а если что серьезнее – отвозим в райцентр, в Хмельник. Вот недавно покусала собака девочку девятилетнюю – своя собака в доме. Ребенок в шоке. Мы наложили повязки и отправили в травматологию в Хмельник».
При амбулатории работает стоматологический кабинет – местным жителям здесь ремонтируют зубы бесплатно. Открыли амбулаторию в 2008-ом году, раньше в селе действовал только ФАП, а врача не было.
Как уже писал LB.ua, реформа подразумевает оптимизацию сети медицинских учреждений. И в обществе это вызывает серьезные волнения: люди боятся, что под шумок с целью экономии будут закрыты небольшие учреждения, а до больших попробуй еще добраться. Лидия Диденко, начальник Винницкого областного управления здравоохранения и курортов, уверяет, что пока в рамках реорганизации закрыли только два маленьких фельдшерско-акушерских пункта. «И перед этим мы спрашивали разрешения у каждого местного жителя, - говорит Диденко. – Там ничего не было, в тех ФАПах, даже персонала – одно название. За счет реорганизации сократили 330 коек в районных больницах. Но при этом не сократили ни единого врача, ни одной медсестры! Только несколько пошли на пенсию по собственному желанию».
Наш последний пункт назначения – село Севериновка Жмеринского района. Место это заслуживает отдельного материала: все здешние достижения – заслуга местной общины. Район, конечно, помогает с финансированием – но помогают больше тем, кто и сам старается что-то сделать. В первую очередь руководство хвастается положительной демографической тенденцией: в Севериновке рождаемость превышает смертность. «У нас это очень интересное село, мы тут хотим полностью отойти от газа, перейти на альтернативные источники, - говорит глава Жмеринской РДА Юрий Твердохлиб. – У нас тут и ветряная мельница, и солнечные батареи, и котел».
Рядом с амбулаторией стоит автомобиль, на котором врачи ездят к пациентам, иногда отвозят больных в райцентр. Автомобиль не простой – это один из тех «Опелей», которые были закуплены правительством Тимошенко. «Только ж вы не фотографируйте его!», - пугаются местные. Напомню, нынешняя власть пытается доказать, что покупка «Опелей» была совершенно бесполезной, потому и получается, что машины есть – а пользоваться ими вроде как и нельзя, чтобы не противоречить политике партии. Крайне глупой политике, кстати, раз уж машины есть – почему ими не пользоваться? Вполне логично, что в селах врачи на них ездят, ведь других автомобилей у них нет. Я очень надеюсь, что публикация не принесет неприятностей руководству района – и постараюсь это отследить.
Амбулатория, как рассказывают Твердохдиб и сельский голова Александр Христюк, отапливается энергией земли – рядом закопан огромный котел, обогрев происходит за счет разницы температур. Журналистам показывают технику на грани фантастики, хотя меня больше поражает палата – при амбулатории есть дневной стационар, а я только накануне ездила проведывать товарища в одну из киевских больниц. Видела серые, грязные, вонючие палаты со старинной железной мебелью, хотя, что я рассказываю – вы тоже наверняка их видели. А посмотрите-ка на вот это:
Неужели трудно оборудовать такие палаты всюду? Неужели для этого нужно ждать милости от Верховной Рады или пришествия мессии в кресло президента?
- Информация о материале
Хрестоматия уголовных дел. Избранное. Договорные бои
Дело Леонида Кучмы до сих пор вызывает разные догадки и предположения относительно настоящей причины, по которой оно было возбуждено, и, несомненно, уйдет в архив, покрытое той же непроницаемой пеленой таинственности. У интересующихся вопросом граждан за долгие годы странного расследования дела Гонгадзе и такой же возни с пленками Мельниченко сложилось собственное видение причинно-следственных связей. Эти мнения разнятся: то ли Гию убили «под пленки», то ли исполнители «перестарались» и т.д. и т.п. Но есть моменты, не вызывающие сомнений: доверия ни правоохранительним органам, ни судам нет, а «на-гора» будет выдано решение, принятое не в правоохранительных или судейских кабинетах. Решение договорное. Первая примета: практически свободное перемещение Л.Кучмы по миру. В отличие от той же Ю.Тимошенко, передвижения которой ограничены, хотя ее можно заподозрить в чем угодно, кроме склонности к побегу.
Вторая примета. Генеральный прокурор Виктор Пшонка заявил в интервью ZN.UA: «возбуждено уголовное дело за превышение служебных полномочий. У Кучмы не было умысла на конечный результат трагедии». Непосвященным непросто осознать, при чем тут превышение служебных полномочий. И если представится такая возможность, любопытно будет проследить логику следствия. Хотя не она является определяющей в данном случае. Теперь судьба Л.Кучмы — где-то между отсутствием состава преступления и недоказанностью факта преступления. Не самое приятное положение, но все познается в сравнении, если вспомнить, с каких обвинений начинали…
Первоначальных целей возбуждения дела в отношении Л.Кучмы было две: личная месть и реверанс перед Западом. Обе отработаны, пора закругляться. Вопрос — «как?» получил ответ, вопрос «когда?» — похоже, нет. Об этом красноречиво свидетельствует третья примета. Почему-то именно СБУ, отчего-то именно сейчас, впервые за годы существования и через 15 лет после принятия Конституции, вдруг обеспокоилась: как это мы, черт возьми, работаем, до сих пор не понимая до конца, что означает «обвинение не может основываться на доказательствах, полученных незаконным путем»? И бегом в Конституционный суд. А в этом странном заведении с красивым, но не соответствующим сути названием сначала решили, что данное дело — всем приоритетам приоритет, и давай над ним хлопотать. Как же, основополагающие ценности, права и свободы. А потом вдруг что-то случилось — и оно уже не приоритет. Оказалось, что до сентября-октября спокойненько полежит: недосуг теперь, лето, конституционное же право на отдых. Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции Украины «обвинение не может основываться на доказательствах, полученных незаконным путем, а также на предположениях. Все сомнения относительно доказанности вины лица толкуются в его пользу». Толкуются, конечно, если от этого самого лица тоже какая-то польза есть… Так или иначе, пока у Леонида Даниловича срок небольшой — до осени. Пока «условный». Наверное, чтобы подумал, может, он недопонял чего?
«Золотое ухо» Украины, или Судьба «Дворцовых хроник»
Что касается самого Николая Мельниченко, сначала выполнившего свой гражданский долг, а затем странно распорядившегося полученными результатами, то его вышеуказанное решение КСУ, понятно, коснется непосредственно. Как все-таки переменчива жизнь: теперь уже не столько судьба Леонида Кучмы от бравого офицера зависит, сколько сам Мельниченко — от способности и готовности Кучмы договариваться с Банковой.
Юридическое понятие «крайняя необходимость» в контексте действий Н.Мельниченко практически неприменимо, о чем подробно писало «ЗН». Но не будь торговли пленками оптом и в розницу, на стороне майора было бы, как минимум, моральное превосходство. В наших реалиях оно, конечно, немногого стоит. Тем не менее одно дело — занести карающий меч над торговцем страшными государственными тайнами, другое — над бескомпромиссным офицером, бескорыстным борцом.
Если легендарные пленки будут признаны полученными незаконным путем, у всей этой истории останется, пожалуй, только один «плюс». Не получат поощрения множество майоров и не майоров, готовых «писать» кого угодно: собственных боссов, партнеров по бизнесу и просто соседей. В результате всей этой истории с пленками, которая могла и, наверное, должна была сыграть совершенно иную роль в истории Украины, катарсиса не получилось. Слезы были, смерти были, а очищения нет.
Незваный гость хуже татарина
Неадекватное обхождение правоохранительных органов и суда с экс-министром внутренних дел Юрием Луценко на фоне предъявленных ему смехотворных обвинений заставляет искать настоящую причину длительного заточения и, похоже, неизбежного приговора. Очевидно, что определяющим фактором в данном случае не являются Уголовный или Уголовно-процессуальный кодекс. Складывается впечатление, что реальные причины горькой участи экс-министра находятся совершенно в иной плоскости. Принято считать, что «догнал» Юрия Витальевича «белый лебедь», птица хоть и незлобливая, но хорошо помнящая не только путь домой из отдаленных мест. Но больше похоже на правду, что настигла Луценко «отдача» после нашумевшего визита опергруппы на БТРе к Ринату Ахметову с заездом во внутренний двор. К человеку, в соответствии с верой которого такие действия — страшное оскорбление. Это из общеизвестного. Из того, что знают не все, было еще: ботинками по супружеской постели да милицейский прессинг окружения и ближайших родственников с такой раздачей, как у них там, в милиции, умеют…
Много ошибок совершил Юрий Луценко. Одной из основных было то, что он решил, будто может быть министром внутренних дел. Но главной ошибкой стала другая — он забыл истину, известную любому охотнику: нет ничего опаснее раненого зверя. Не можешь добить большого зверя, не зли его, ходи тихонько, расставляй мышеловки по углам…
Так что мы более склоняемся ко второй версии причины злоключений Юрия Витальевича. Полагая, что не сожаление об облагодетельствованном сверх меры (хотя и в соответствии с министерской традицией) собственном водиле, переборе с празднованием Дня милиции (пусть и привнес в него Луценко необузданный бюджетом размах) или иных, не инкриминированных грехах не дают экс-министру спокойно спать по ночам. А единственно размышления о фатальных последствиях собственных недальновидных действий, квалифицируемых в известной среде, концентрированно представленной соседями экс-министра по СИЗО, емким выражением «рамсы попутал».
Справедливости нет, но за нее стоит бороться
На фоне широкого освещения уголовных дел, возбужденных в отношении Юлии Тимошенко, любопытно дело, инициатором которого выступила она сама. Как известно, экс-премьер обратилась в нью-йоркский суд с иском, поданным от ее имени и сопутствующих лиц к совладельцу (напополам с российской компанией «Газпром») «РосУкрЭнерго» Дмитрию Фирташу. По ее словам, истцы просят суд «признать действия Фирташа и высоких должностных лиц Украины, которые с ним вступили в нечестный, преступный, коррумпированный сговор, неправомерными, направленными на то, чтобы отдать Фирташу 12 миллиардов кубометров газа. И точно так же признать сговором мировое соглашение, подписанное в Стокгольмском суде». (В июне 2010 года Стокгольмский арбитраж вынес решение по длительному спору между «РосУкрЭнерго» и «Нафтогазом», обязав украинскую компанию вернуть трейдеру изъятые в январе 2009 года 11 млрд. кубометров газа и передать в качестве неустойки еще 1,1 млрд. кубометров. В конце апреля НАК вернул «РосУкрЭнерго» 12,1 млрд. кубометров газа, которые обязан был отдать по решению арбитража).
Для Тимошенко главная суть дела — в результате: получение с «заговорщиков» троекратной компенсации нанесеного ущерба. Возможно, другого мнения придерживается «принимающая сторона» — США. Да и в «Газпроме» считают иначе: для них страшнее как раз не результат (тут еще бабка надвоє сказала), а сам процесс. Поэтому уже создана группа юристов, занимающаяс подготовкой именно к этому судебному рассмотрению. Опасность заключается в том, что для нью-йоркского суда закрытых территорий не существует: начиная от секретов любых офшоров и заканчивая тайнами любых банковских вкладов и транзакций. И украинской стороне, в том случае, если суд поддержит заявленные истцом ходатайства, невозможно будет отказать во вскрытии офшорних бенефициаров, создавших австрийские холдинги CentraGaz и ArosGaz, учредившие в свое время «РосУкрЭнерго». Перед американцами открываются реальные перспективы совершенно легально собрать информацию о «хребте» Росии — «Газпроме», подчеркнем — публичной компании. Так что можно спорить, кому это дело интереснее — самой Тимошенко или «американским друзям».
Что касается постоянно множащегося количества уголовных дел, возбужденных в отношении Тимошенко, а также обилия околоправовых претензий к ней, тут ей главное июль простоять да август продержатся — период отпусков электората и европейских политиков.
- Информация о материале
Страница 1743 из 2102
