Главная
Риму мир, або Квириты и московиты
Некоторые считают, что Римская империя упала одномоментно, как памятник Дзержинскому. Типа прибегает домой из школы юный Гай Порций Макарон и орет с восторгом и ужасом: «Ма-а-ам! У нас Империя рухнула!» Мама зойкает, роняет кастрюлю, и бежит менять денарии на соль и спички, а на улице в это время владельцы заведений спешно меняют вывески с чеканной латыни на варварские наречия.
На самом деле никто из римлян и не заметил, что империя умерла. Им вообще было похуй на всяких одоакров-шмодоакров. Ну, подумаешь, император варвар. Так у нас и даки были императорами, они вообще румыны и почти цыганы, а тут хоть приличный немец. А в Америке вообще президент негр, а в Украине – Вальцман, а до него премьером якут был. Прикол, сука, якут – премьер-министр Украины. Рырка мынна ытыргын, рыбсавхоз балык тырдын. А, вот мне уже в личку пишут, что не он не якут, а бурят. Еще более охуеть. Сахарный бурят - основа нашей экономики и борща, наш бурят кацапы называють «свьокла», повбывав бы.
Конечно, неприятно что растут цены и уличная преступность – но это неизбежные расходы жизни, а то что столицу формально перенесли в Константинополь, так из Алма-Аты столицу тоже в Астану перенесли, Казахская империя от этого же не рухнула. Так шо спакойно, квириты, расходитесь по виллам, все идет, как надо.
* * *
Шобы разобраться с чего все началось, достаточно почитать «Спартака», только Джованьоли, а не про футбол. Там Спартак работает в гладиаторской школе Лентула Батиата. Ну и шо, скажете вы. Ну школа, ну гладиаторская. Что тут такого? Гладиаторам тоже надо где-то учиться красиво вырезать по ближнему.
Хе-хе. Дело в том, что поединки гладиаторов изначально были не спортом, а жертвоприношением. И внешняя сторона вопроса была вообще несущественной. Гладиаторская школа – это все равно, что чтение «Отченаш» на скорость и со ставками букмекеров на проповедников. Это молитвой уже трудно назвать. Сам Спартак, кстати, это прекрасно понимал, и заставил пленных легионеров резать друг друга без всякой тренировки и ставок. Ему не надо было шоу, его бойцы и не такое видали, ему надо было богов умилостивить. Он выдал пленным по тупому мечу и пинками погнал бывших боевых побратимов убивать друг друга. Жертва, хуле.
Это была такая духовная скрепа, а не хоккейно-вокальное шоу для быдла.
Императорский разврат тоже имел небольшое отношение к катастрофе. Обыватель часто представляет себе это по фильму Тинто Брасса «Калигула», где император проницает жен сенаторов половым членом в неприличные места и водит коня в Верховную Раду (неплохая идея, кстати, Парубий – тебе на заметку). Но выходки Калигулы касались только его топового окружения, а народу это было до одного места – трахай хоть жен сенаторов, хоть сенаторских дочерей, хоть самих сенаторов, главное, что фискальную политику Сапожок ведет правильную. В личной жизни он может хоть велосипед сзади ебать, но в городе должно быть все спокойно.
В том же фильме показано, что когда Калигула без конвоя, корочки и мигалки вышел куролесить в город, его свинтили районные мусора и закинули в местный изолятор. А когда Кассий Херея («херея» - это имя, а не деепричастие), зарезал окончательно ебнувшегося императора, ебаря коней, сенаторов и велосипедов, квириты только пожали плечами, и пошли дальше пахать, строить акведуки и воевать.
Это шоб вы понимали засады, на которых строилась свирепая страна квиритов, и как она докатилась до одоакров. Ускорения, который придали стране всякие Муции Сцеволы, хватило на четыреста лет, но потом тележка остановилась. Скрепы превратились в шоу, а граждане в налогоплательщиков и зрителей сериалов про гладиаторов.
* * *
Москали часто любят называть себя Третьим Римом, намекая на духовную преемственность от петровского Рима, и константиновского Константинополя. Тут есть кропаль брехни, потому что им нравится не только духовная преемственность, но имперская атрибутика – все эти орлы – гулять так гулять, двуглавые орлы! Странно почему не с шестью крыльями и девятью ногами, дикари же любят все большое и блестящее. А также значки легионов, алые штандарты, SPQR, децимации и штирлицы в красивых черных эсэс-костюмах. Не третий Египет, не второй Иерусалим, не Четвертый Райх, не наследница арийской Махабхараты, а вот именно Рим.
Однако Римом там не пахнет, потому что квириты, до того как скатились в говно, насмотревшись сериалов на колизеях, были довольно суровым и вольнолюбивым народом.
Как я уже писал, императоров там запросто выгоняли нахуй, часто ногами вперед, а тогдашних коммунистов-гракхов, предлагавших все отнять и поделить, просто растерзали. Советская история учит, что это были проделки сенаторов-аллигаторов и их клиентелы, но не объясняет – почему к Грахам на помощь не прибежали вооруженные вилами крестьяне и пролетарии? Где были римские советы вилланских депутатов? Где? Только не надо мне в рифму отвечать, потому шо сам знаю, шо в пизде.
Спартак, безусловный военный гений, гонял римлян, шо тузик мурку. Громил как хотел, но в итоге кончился. Он расхуярит пару легионов, а тут еще пару легионов собрали. Он и этих расхуярит – еще парочка по Аппиевой дороге бредет. И откуда они только берутся? Там шо, в Риме матка Чужих сидит, яйца легионов откладывает?
Просто народ в массе не хотел ни Гракхов, ни Спартака. Причем Спартака даже большинство рабов не хотело. Их там на то время было что-то около четырех миллионов, и если бы они синхронно пукнули, то Рим бы задохнулся. Численность армии Спартака, за вычетом шлюх, маркитанток и поваров, в пике была что-то около семидесяти тысяч, а со шлюхами – сто десять. То есть призывной процент рабской нации был даже меньше, чем среди кацапов дидов-воевалов, сражавшихся с самогоном в Ташкенте.
Просто людей все устраивало. Их при царях все устраивало, при Республике все устраивало, при Империи все устраивало, и при Одоакре все устроило. Причем Одоакр, как внешнее управление, его еще больше устроил, потому что порядок, курс валюты и цена на хлеб. Какая нахуй разница, одоакр – не одоакр, завтра в Колизее футбол, гладиатура, а потом концерт Таисии Присциллы Повалий.
Но когда их не устраивало – они выкидывали царя в реку, разрывали Гракхов и собирали легионы на Спартака. А потом их стало устраивать тупо все, что есть, и Империя кончилась.
* * *
Мокшанскому народу очень лестно ассоциировать себя с Римом. Это понятно, все равно что папуас будет себя ассоциировать с капитаном Куком, которого съел его пра-пра-пра-дедушка. Во мне, значит, тоже есть частичка капитана Кука – а значит я не просто черножопая обезьяна, как называет меня белый бвана в полицейской фуражке, который пиздит меня дубинкой, а отчасти пират. Где-то внутри.
Мокшан всегда все устраивает. Им хоть говно вместо мыла дай – покорно помоются, если врач сказал. И гракхи их устраивают, и «спартаки», которые всегда чемпионы, хотя их скоро молдовский «Шериф» ебать будет с хоккейным счетом, невзирая на разницу в финансировании. Тихие такие, сумырные рымляны. Ну, то есть рымляны в третьей итерации разложения. Когда уже Калигула, в принципе, как Иисус.
* * *
Империя Ромула была создана жесткими и злыми людьми, способными вырезать население соседнего города – но договороспособными, которые украденных сабинянских баб честно берут в жены, и приглашают в имущественные отношения. А не ебут на дикий лад, привязав к дереву за волосы, а потом вспарывают живот, чтобы «не плодили врагов», как писал Василий Ян. Именно поэтому сабинянки вышли с детьми на поле, остановить побоище своих отцов с мужьями. Да, начало было нечестным, но римляне потом исправили дело.
Украина не стала сабинянкой для России после изнасилования, потому что там и слова-то такого не знают, и порядка такого нет, штобы жаницца. Какой нахуй Рым, один Крым. Уже Монголия с презрением поглядывает на этот сброд, потому что Чингиз, например, не нарушил ни единого договора. Татары смотрят на этот Рим третьей свежести с досадой, и пишут мне в личку: «Пан Лук, не называйте их Ордой, не мешайте нас с говном. Мы, вообще, по ошибке их завоевали. Это не Орда, это Кабак».
Такшо, кацапы, будьте кабацкими рымлянамы, не ходите на майдан, не раскачивайте лодку, а то вашему гракху при качке трудно попадать хуем вам в очко. Он промахивается и ставит вам на жопе синяки. Стойте ровно и пойте псалмы. За это вам покажут гладиаторские бои Киселева с вакуумом. А Одоакр уже вводит санкции и подтягивает группировки к вашим границам. По-римски вы не пожили, но отвечать будете очень по-римски, на все имеющиеся денарии.
Третий Рим, блять. Второе Зимбабве. Империя обезьян. Рим скатился с горы, на которую вы никогда даже не пытались залезть.
* * *
Пакс вобискум вам на сю недилю, панове-квириты. Тримайте спысы та пилумы в смазке, остроте и готовности.
- Информация о материале
Таможенный лимит до 22 евро за посылку: убить «тень» или похоронить конкуренцию
Крупнейшие в Украине поставщики электроники хотят обложить налогами все поступающие в страну посылки стоимостью свыше 22 евро. Сейчас лимит составляет 150 евро.
Такие меры, считают они, должны «перекрыть канал теневого импорта товарных партий и будут стимулировать добросовестных импортеров». Лоббистская структура поставщиков — АПИТУ — уже предложила Министерству финансов соответствующий законопроект.
Поставщики электроники, не входящие в состав АПИТУ, законопроект окрестили картельным сговором с целью монополизации рынка.
По их мнению, снижение безналогового лимита приведет к дальнейшей тенизации импорта, монополизации рынка и росту цен на заграничные товары.
Налог на покупателей
Ассоциация предприятий информационных технологий (АПИТУ) лоббирует интересы 72 крупнейших производителей, импортеров и дистрибьюторов потребительской электроники. Их товары занимают 90% рынка Украины.
Идею налогообложения посылок стоимостью свыше 22 евро АПИТУ начала продвигать с весны 2016 года. Тогда ассоциация написала премьеру письмо с просьбой ужесточить условия импорта, в частности, установить лимит в 22 евро. «Из-за теневого импорта госбюджет ежегодно не получает 3,6 млрд грн налогов», — говорилось в письме.
Спустя пять месяцев в объяснительной записке к законопроекту цифра выросла на миллиард с лишним. Теперь в АПИТУ утверждают, что потери куда больше — 4,7 млрд грн. Всю вину за это в организации возлагают на частных предпринимателей. Они якобы заказывают за границей партию товара, дробят ее, чтобы попасть в лимит 150 евро и не заплатить налоги, а в Украине продают через свои интернет-магазины.
Обложить налогами посылки дороже 22 евро нужно еще и для того, чтобы приблизить законодательство Украины к законодательству Евросоюза, утверждают в ассоциации.
Хотя в интернет-магазине «Цитрус», который входит в АПИТУ, не скрывают, что цель у законопроекта совсем другая. Директор по маркетингу компании Владимир Шолошенко на своей странице в Facebook написал, что цель документа заключается в «попытке ввести налогообложение для иностранных интернет-магазинов через покупателей».
«Сейчас, если вы заказали товар с Aliexpress или Аmazon стоимостью до 150 евро, на границе за вашу посылку вам не нужно платить пошлину. Предлагают снизить порог со 150 евро до 22 евро, как в большинстве европейских стран. Этот шаг уравняет в расходах китайский и украинский бизнес», — утверждает Шолошенко.
Обманчивые мотивы
Задекларированные АПИТУ цели — побороть теневой импорт, наполнить бюджет и приблизить национальное законодательство к европейскому — для кого-то могут выглядеть убедительно, если их не анализировать.
Во-первых, теневой импорт невозможно победить даже в том случае, если обложить налогом все посылки. По словам юристов, проблема в физической невозможности ввезти в Украину мелкую партию товара легально.
Чтобы ввезти товар из-за границы, предприниматель должен совершить ряд действий.
1. Заключить внешнеэкономический контракт с зарубежным поставщиком.
2. Через банк купить валюту на торгах под этот контракт и конкретную поставку товара.
3. Перечислить валюту со своего предпринимательского валютного счета зарубежному поставщику.
4. В течение 90 дней ввезти, растаможить товар и снять эту операцию с валютного контроля.
5. Если через 90 дней бизнесмен не вернул назад деньги или товар, он получит валютную пеню — 3% в день.
Это было сделано для предотвращения бесконтрольного выведения валюты, но это также не позволяет легально ввозить мелкие партии товара. Продавцам не выгодно заключать контракты на мелкие партии.
Во-вторых, наполнить бюджет на 4,7 млрд грн после принятия законопроекта тоже вряд ли получится. Эксперт по e-commerce Ян Ружичка говорит, что цифра выглядит привлекательно, особенно для ГФС, но она не обоснована. «Автор не показывает алгоритм расчета», — отмечает эксперт. Пять месяцев назад эта цифра составляла 3,6 млрд грн.
В-третьих, приближение национального законодательства к законодательству ЕС и вовсе выглядит спекуляцией. В Евросоюзе облагаются налогами посылки стоимостью 22 евро, но только те, которые пришли из третьих стран. Внутри ЕС посылки вообще не облагаются налогами. При этом ЕС — это 28 государств, 21% мирового производства, крупнейшая экономика мира, 500 млн человек.
Причины завышенных цен
«Идеи АПИТУ основываются на том принципе, что условия ведения бизнеса для всех должны быть одинаковыми», — пишет в публичной дискуссии в Facebook гендиректор АПИТУ.
«АПИТУ хочет решать, кому и что можно ввозить, — отвечает ему основатель Rozetka Владислав Чечеткин, выступающий против законопроекта. — Это уже было. Называлось ассоциация импортеров. В результате цена на товары в Украине в два и более раз выше цены в соседних странах. А так да, для всех одинаковые».
Его поддерживает президент Unitrade Group Владимир Колодюк.
«Подайте от АПИТУ законопроект об отмене никому не нужной сертификации и об исчерпании авторских прав. Как во всем мире. И тогда вам может кто-то и поверит. А пока это лишь отстаивание интересов кучки дистрибьюторов и вендоров с целью наживы путем монополизации рынка», — пишет Колодюк.
Действующий в Украине национальный принцип исчерпания авторских прав и система сертификации — две главные причины завышенных цен на импортные товары. Этими недостатками национального законодательства успешно пользуются не только члены АПИТУ, но поставщики, не связанные с электроникой.
Диктат мировых брендов
Национальный принцип исчерпания авторских прав реализован в виде нормативного документа. Он называется Перечень объектов права интеллектуальной собственности, включенных в таможенный реестр. Перечень ведет департамент организации таможенного контроля Государственной фискальной службы.
В перечне любой желающий найдет упоминание таких брендов, как Сisco, Apple, Samsung, Epson, Contex, Hennessy, Nivea, Martini и других. Внести название бренда в перечень может только его владелец или законный представитель. К примеру, бренд Apple внесли в перечень несколько представителей украинского офиса международной юрфирмы Baker&McKenzie.
Чтобы внести бренд в перечень, представитель бренда заполняет заявление о содействии защите имущественных прав на объект интеллектуальной собственности. В нем представитель бренда прямо указывает (пункт 5.2), каким компаниям разрешает импортировать товар. Более того, он по желанию (пункт 7*) может указать, какие компании, на его взгляд, импортируют этот же товар контрафактно — без его «одобрения».
Вся эта информация вносится в Единую автоматизированную информационную систему таможенной службы ГФС. Весь импорт попадает в страну после проверки по базе ЕАИС.
Таким образом, владелец бренда «отсеивает» независимых поставщиков, которые могут завезти в Украину товар напрямую из ЕС, США, Китая по значительно более низким ценам. Владелец бренда наделяет «своих» поставщиков монопольным положением и говорит им, по какой цене продавать товар в Украине.
Так делают Samsung, LG, Sony и десятки других брендов с мировым именем. Поэтому украинские покупатели видят совершенно одинаковые цены на один и тот же товар в десятках интернет-магазинов. Ценовая конкуренция отсутствует.
Показателен пример с техникой Apple. Технику Apple в Украине имеют право поставлять две компании — Asbis и ERC. Только эти две компании решают, кто в Украине будет продавать «яблочные» гаджеты, а кто — нет. Ценовая политика также всецело в их компетенции.
Все это называется национальным принципом исчерпания авторских прав. Он действует в Украине и России, и он не действует в Европейском союзе, США и Казахстане.
Особенности национальной сертификации
Сертификация импортных товаров — еще одна причина завышенных цен. Украина подписала соглашение об ассоциации с ЕС, но не спешит признавать европейские сертификаты. Каждый товар, привезенный в страну, подлежит сертификации — тестированию на предмет соответствия национальным стандартам.
Все iPone, iPad, MacBook, телевизоры, чайники, коньяки, вермуты, средства контрацепции скрупулезно, за деньги импортеров, тестируют десятки государственных и частных структур. Как правило, все товары соответствуют суровым национальным стандартам.
По словам Колодюка, сертификация в Украине имеет особенность: если одна компания получила сертификат на товар, другие компании не могут им воспользоваться. Они должны получить собственный сертификат.
«Перед этим сертификационный орган попросит разрешения у правообладателя на испытание прибора. При этом нам заранее говорят, что на Apple, Sony и Samsung сертификат вам не дадим», — говорит Колодюк.
Украинцы справятся сами
Получается, что законопроект АПИТУ о снижении безналогового порога для посылок до 22 евро лоббируется в интересах мировых корпораций и небольшого числа украинских импортеров и ритейлеров.
Розничные сети пытаются навязать стране свои услуги, хотя они нужны потребителям все меньше и меньше. Украинцы научились покупать на Аliexpress, Amazone и eBay.
- Информация о материале
The end of Ukraine или формирование украинской элиты
Молодая украинская государственность получила в наследство многовековую историю поколения граждан, вынужденных пересоздавать себя в новых в условиях. Критически низкий уровень жизни, кризис институтов государственной власти и общая дегуманизация сознания послужили толчком к примитивизации ценностей у «поколения постоянного излома». Толчком для прогрессивных изменений должно было стать формирование и появление украинской элиты, задающей темп для общественных, экономических, политических преобразований. Но чуда не произошло.
Элита не сформировалась, зато в результате деятельности тех, кто ошибочно считает себя таковой, произошла эрозия понимания добродетелей. Правящий класс, который безосновательно называет себя элитой, прикрываясь национальными символами и «мыльным» патриотизмом, ненасытен в аппетитах, вероломен и циничен. Это ярко засвидетельствовала череда скандалов с е-декларациями. Безнравственная сущность поступков государственников-политиков дополнена внешним квазинравственным фасадом.
Под влиянием «элит» благородное и добродетельное поведение начинает восприниматься в обществе как признак слабости и своеобразное «приглашение к обеду» для ушлых и беспринципных. Таким образом ситуация взаимного обмана и, возникающего впоследствии, взаимного неверия становится отличительной чертой новой искаженной нормальности. Кризис доверия влияет на все социальные взаимодействия – экономические, политические и даже бытовые.
В подобных условиях взаимного неверия, творческий созидающий потенциал общества притупляется. Инвестировать, строить, развивать в стране, граждан которой заботит лишь повестка выживания любой ценой и любыми средствами, крайне опасно в связи с колоссальными рисками. Подобная нравственная деформация становится для украинского общества краеугольной чертой новой нормальности.
Скорость реформ определяется в том числе при условии наличия положительной успешной поведенческой модели, приносящей реальные дивиденды тем, кто ее воспроизводит. До тех пор, пока мы не изменим морально-нравственную ценностную матрицу элит, процесс реформ сверху будет симулироваться и неизбежно приведет к краху.
На повестку дня вышла необходимость прихода нового образа украинского государственника — политика, «обладателя» четких принципов, а не компромиссов и поиска выгоды. Для этого нужно прекратить бесконечные попытки наступать на исторические грабли — искать нового Богдана Хмельницкого. Ведь политические цели гетмана проистекали в первую очередь из личных целей и выгод. А уже после того, как для него самого события пошли не по заданной траектории – гетмана начало кренить в сторону общественных интересов.
В этом смысле для меня удивительно, что в украинской модели многие отвергают образ сильного интеллектуала, способного стратегически мыслить, изменить и реформировать страну. Такого себе украинского Вацлава Гавела. За видимым неимением в историческом прошлом альтернатив Хмельницкому мы подсознательно ищем его прообраз в новых условиях. С тем же набором нравственных установок и политических решений. Возможно, звучит несколько категорично, но современные Хмельницкие — шарахающиеся из стороны в сторону политики — привели нас сегодняшнему состоянию.
Сегодня одна часть населения поражена стокгольмским синдромом, а другая — нравственно деформированапо влиянием аморальных элит. В нашем случае нам нужно изобрести собственный «велосипед» — образ нравственного волевого интеллектуала-государственника. Еще Конфуций, Сократ, Платон, Аристотель и Лао — Цзы говорили, что хорошие законы не могут быть гарантией справедливого правления страной без соответствующих моральных качеств, которыми должен обладать каждый правитель. По сути они не расчленяли государство и мораль. Своим действиями он должен задавать темп стратегического развития страны и решения общих задач. Но не в «шароварном» фарватере и категориях аграрного прошлого, а современного мира.
«…Если государственное устройство не направлено на решение обществом всё более усложняющихся задач, если его экономика построена на всё упрощающемся труде, не требующем от человека творческих, интелектуальных усилий, то человек деградирует, а с ним и общество…»
- Информация о материале
Організований саботаж
Суперечки про те, яка частина української економіки перебуває в тіні, точаться постійно. Експерти називають різні цифри: від 30% до 70%. Але в будь-якому разі можна стверджувати, що залежно від регіону показники істотно різняться.
Прийнято вважати, що в тіні перебуває більш ніж половина економіки Закарпаття, де значна частина жителів зайнята перевезенням контрабанди до країн ЄС. Утім, перемитництво є основним джерелом доходу населення й в інших місцевостях, прилеглих до державного кордону. До початку війни у 2014 році значний внесок у тіньову економіку країни робив також Донбас, де працювали сотні підпільних шахт-копанок. За різними оцінками, до 10% вугілля в Україні видобували тоді нелегально.
Зрозуміло, що досить розвинений тіньовий сектор і в тих районах Волині, де місцеве населення видобуває бурштин. Жодна офіційна статистика не відображає реального рівня доходів людей у цих місцевостях. Поглянувши на офіційні цифри, можна припустити, що в північних районах Рівненської, Волинської та Житомирської областей панує безпросвітна економічна депресія. Та насправді все зовсім інакше. Приїдьте в Сарни чи Дубровицю — і ви переконаєтеся, що люд там не бідує. У селах Волині можна побачити нові автомобілі люкс-класу й шикарні особняки, які мали б доречний вигляд десь під Києвом, а не в провінційній глушині.
Масштаби діяльності нелегалів величезні. Фактично можна говорити про те, що в тіні перебуває ціла галузь української промисловості. Генпрокурор Юрій Луценко в липні 2016 року стверджував, що доходи від нелегального видобутку бурштину здатні покрити річні потреби військового бюджету України. А міністр екології та природних ресурсів Остап Семерак заявив, що тільки на Рівненщині в секторі нелегального видобутку бурштину задіяно близько 10 тис. осіб. Є підстави вважати, що цифра занижена, але в будь-якому разі можна стверджувати, що завдяки нелегальному сектору живуть десятки тисяч громадян. Залишається тільки здогадуватись, які відкати отримують чиновники й правоохоронці, заплющуючи очі на весь цей безлад.
В Україні давно вже точаться розмови про необхідність легалізації діяльності старателів і виведення цього сектору економіки з тіні. Однак, попри безліч публікацій у пресі про масштаби корупції та багаторазові обіцянки політиків навести порядок у галузі, прогресу у вирішенні питання немає. Іще у 2015 році Порошенко обіцяв зупинити варварський грабіж надр за два тижні. Але та обіцянка президента, як і багато інших, залишилася невиконаною.
Сьогодні можна стверджувати: тіньова економіка в Україні існує не тому, що влада не може її подолати, а якраз тому, що боротися з нею ніхто не збирається. Адже таємні схеми є невичерпним джерелом корупційного доходу, втрачати який чиновники не хочуть. Раз по раз спроби легалізації тіньового сектору наражаються на саботаж. І відбувається він на всіх рівнях влади.
Найпоказовіший приклад цього — послідовне небажання держави легалізувати видобуток бурштину. Для цього досить ухвалити закон, який дозволить легалізувати діяльність старателів та артілей, що трудяться сьогодні на нелегальних «клондайках». Але у влади немає чіткого алгоритму такої легалізації. Мабуть, ніхто всерйоз і не працював над цим питанням.
Окремі законотворці намагались імітувати бурхливу діяльність, але не більше. Кілька законопроектів про легалізацію старательства були розроблені депутатами Верховної Ради, але так і не винесені на голосування. Найвідоміший серед них — авторства Борислава Розенблата із фракції Блоку Петра Порошенка. Однак і він, на думку експертів, виявився далеким від ідеалу.
За словами радника голови компанії «Держгеонадра» Ірини Супрун, законопроект, який запропонував Розенблат, юридично неграмотний: «У ньому прописані поняття «старатель», «бурштинова біржа», але при цьому не пояснено, хто такий старатель і що таке старательська артіль. Юридична це особа чи фізична? Які права та обов’язки є у старателів? Куди їм приходити, щоб отримати ліцензію? До податкової? До місцевої ради? Яка форма оподаткування цієї діяльності? Скільки один старатель має права видобути? Нічого цього немає. У законі не прописаний порядок геологорозвідки запасів бурштину — хто й чиїм коштом повинен цим займатися. Немає чітко визначеного порядку рекультивації пошкоджених земель. Швидше за все, цей документ тільки внесе ще більше хаосу, бо старательська діяльність буде одночасно законною й поза законом. Це дуже дилетантський підхід. Із Держгеонадрами згаданий проект не погоджували. А ми кажемо, що не можна так огульно ухвалювати закони».
На думку Ірини Супрун, усі суперечки навколо ухвалення нових законів у парламенті більше нагадують спроби затягнути час і забалакати проблему. Хоча вирішити її дає змогу вже наявне законодавство: «В Україні є закон про кооперативи. Він цілком робочий. Люди об’єднуються в якусь структуру, і вона отримує прибуток. Кооператив цілком може одержати спецдозвіл на видобуток бурштину як юридична особа. Його сьогодні видають облради. Таким чином, досить просто узгодити з ними видачу такого документа — і ось вам готова старательська артіль».
Насправді й тут не все так просто. Адже саме на етапі узгодження спецдозволів в облрадах потенційні інвестори й наражаються на головну перешкоду. Облради найчастіше відмовляються надавати земельні ділянки інвесторам, які легально видобували б бурштин. Причина такої непоступливості — та ж таки корупція. Щоб дістати згоду облрад, бізнесменам необхідно домовитися з депутатами й «мотивувати» їх до ухвалення позитивного рішення. Легше вже домовитись із правоохоронцями й працювати нелегально, ніж продиратися до зірок крізь терни бюрократії, переплачуючи депутатам.
Ситуацію можна було б істотно спростити, внісши зміни до законодавства, яке вже маємо. Наприклад, прописати в Кодексі України про надра, що кооперативи, створені місцевими жителями й зареєстровані в районах залягання бурштину, можуть отримувати земельні ділянки за умовчанням, без узгодження з облрадою та довгих бюрократичних процедур. Тоді основна корупційна перешкода на шляху легалізації праці старателів зникне. Кооперативи могли б як здійснювати видобуток самостійно, так і виступати підрядчиками, тобто працювати на інші, більші компанії. У цьому випадку було б ураховано інтереси місцевих жителів, які дуже не хочуть пускати у свої рідні місця інвесторів-зайд.
Одначе реалізувати ані такий, ані будь-який інший механізм держава не поспішає. Попри те що із законодавчою ініціативою в цьому питанні могли б виступити і президент Порошенко, і Кабмін, і парламент, усі гілки влади вважають за краще не діяти.
«Звичайно, питання бурштину має вирішувати насамперед Міністерство екології. Однак провести необхідний законопроект через Кабмін нині практично неможливо. Його просто заблокують, бо він іде врозріз з інтересами деяких груп в уряді. Зокрема, МВС. Тож швидше варто чекати таких ініціатив від парламенту», — на умовах анонімності розповів Тижню співрозмовник у Мінекології.
Отже, доки тіньовики в нелегальному становищі, бурштинові ділки й надалі заносять до чиновницьких кабінетів сумки із грішми. Таким чином, легалізація тіньового сектору є лише питанням політичної волі керівництва країни. Щойно президент або уряд захоче по-справжньому боротися з корупцією, а не імітувати боротьбу, тіньовий сектор істотно звузиться не тільки в бурштиновій, а й в інших галузях економіки.
Ось тільки поки що цієї волі в посадовців явно бракує. А це значить, що тільки на Волині Україна не перестає щороку втрачати сотні мільйонів доларів, які вливаються в економіку Китаю та Польщі, куди за безцінь іде видобутий у наших лісах бурштин-сирець.
- Информация о материале
Страна нищих домовладельцев
Государственная жилищная политика в большинстве стран формировалась эволюционно, в течение многих десятилетий, под воздействием объективных исторических, экономических и институциональных условий. В Украине же отношения государства и граждан в жилищной сфере складывались под влиянием нескольких скороспелых и недальновидных решений революционного характера, начиная с массовой бесплатной приватизации квартир (!) и заканчивая новейшим, на наш взгляд, дискуссионным, организационно и финансово не обоснованным Законом »Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме» (2015 г.), в соответствии с которым содержание и ремонт домов и обеспечение себя впоследствии новым жильем становятся проблемой самих граждан, независимо от их достатка и состояния приватизированного жилья.
В структуре жилищного фонда свыше 80% домов были построены до 1980 г. и давно требовали ремонта, за последующие годы наступил срок капитального ремонта и большинства остальных домов. Получается, что новым собственникам, кроме прав на недвижимость, все еще имеющую некоторую стоимость, в нагрузку достались и весомые обязанности по сохранению крыши над головой.
Государственной жилищной политики, в рамках которой бы принимались и в комплексе действовали соответствующие законы и подзаконные акты, в Украине нет. Как нет и в мировой практике аналога тому, что мы «нареформировали» за 25 лет с собственностью на жилье, финансированием нового строительства и ремонтов, организацией управления содержанием домов и их эксплуатацией.
Хотя право на жилье является конституционным, а государство декларирует в Основном Законе обязательство создать для обеспечения этого права все необходимые условия, государственная жилищная политика свелась к разовой передаче каждому в собственность его квартиры с пропорциональной частью дома. Это все, если не считать ряда несущественных и не работающих программ и законов о доступном или молодежном жилье и условно льготном кредитовании. Не говорю уж о субсидиях на коммунальные услуги, поскольку к содержанию жилья они имеют косвенное отношение.
Власти за время независимости Украины своими действиями сделали невозможным в перспективе реализацию права граждан на жилье, поскольку существующий жилищный фонд ускоренно уничтожается, а условия приобретения нового жилья для огромного большинства в принципе не выполнимы.
Предположим, что купить и обустроить внутри новое современное жилище в Украине можно, заплатив без ипотеки 1000 долл. за квадратный метр, и прослужит оно в лучшем случае 100 лет (в чем при качестве новых домов специалисты очень сомневаются), а до первого капремонта — максимум 30–40 лет. Как свидетельствуют зарубежные источники, на содержание и эксплуатацию жилья в течение одного ремонтного цикла при рациональном управлении необходимо почти столько же, сколько и на его строительство. Если откладывать ремонты — это обойдется еще дороже, например, только за счет повышения цен в строительстве (в 6–7 раз за последнее десятилетие) или же за счет ускоренного разрушения конструкций в домах, находящихся в плохом состоянии. Но при этом срок службы зданий будет сокращаться, а среднегодовая сумма содержания жилфонда, таким образом, повышаться.
В Украине на сегодняшний день до 400 млн кв. м в многоэтажных многоквартирных домах нуждаются в реновации разной сложности. Часть домов будут подлежать сносу (это отдельная проблема). Но большую часть можно и целесообразно спасти. При условной стоимости капитальных ремонтов 50 долл. за квадратный метр на программу реновации, например, 200 млн кв. м жилищного фонда потребуется до 10 млрд долл., или свыше 250 млрд грн, что равно трети бюджета страны. Но при инвестировании этой суммы, к примеру, в течение ближайшего десятилетия с темпами капитального ремонта 20 млн кв. м в год (что, кстати, значительно оживит строительную отрасль) можно было бы обеспечить приемлемые эксплуатационные качества жилья на последующие 30–40 лет вместо инвестиций в объеме 200 млрд долл. в аналогичное новое строительство. Как видим, отремонтировать жилье, особенно если сделать это вовремя, получается на порядок выгоднее, чем строить новое.
Да и кто сейчас в состоянии приобрести новое жилье, если предварительно не продать старое и не внести за счет этого первый взнос? А ведь при худшем сценарии, когда каждый не ремонтировавшийся дом окажется аварийным, а жильцы — выселенными, у таких бывших собственников стартовой суммы уже не будет. Ипотекой со страховкой, которая при существующих процентах и так в два раза удорожает приобретение квартир, в этом случае воспользоваться не получится. А государство, несмотря на Конституцию и неработающий Закон «О жилищном фонде социального назначения» (2006 г.), вряд ли что-то конкретное предложит.
Это доказывает, что без новой жилищной политики, подкрепленной финансово и институционально, как этого и требует Конституция, рано или поздно ситуация с потерей как физического жилья, его стоимости, так и прав собственности коснется большинства граждан. И гражданам стоит задуматься.
А как за границей?
Следует иметь в виду, что в каждой цивилизованной стране строится безопасное, здоровое и эффективное жилье, которое затем рационально эксплуатируется, не доводя дома до преждевременного разрушения. Однако при этом везде есть граждане, чьи доходы все же не позволяют самостоятельно финансировать приобретение и содержание жилья по рыночным ценам, сохраняя нормальный уровень потребления. Сюда относится в основном так называемая группа риска бедности, определяемая как домохозяйства, доход которых, включая субсидии, ниже 60% среднего дохода граждан страны. В среднем в ЕС таких домохозяйств около 17%. Наименьшее количество — 7–11% — в Швеции, Голландии, Германии, Бельгии и Чехии, к примеру. Предельным уровнем бедности домохозяйства здесь считают 25 тыс. евро в год, в Чехии — 15 тыс. евро. В других постсоциалистических странах группа риска бедности составляет свыше 25% домохозяйств при пороговом уровне ниже 5–10 тыс. евро в год, например в Румынии, Болгарии, Литве, Латвии.
Кроме того, в Европе жилье считается недоступным для той части домохозяйств, где жилищные затраты, не включая стоимость коммуналки, превышают 40% доходов (без учета субсидий). Их удельный вес зависит от структуры собственности на жилье и составляет в среднем порядка 11%. Но, например, среди собственников жилья — около 7%, среди нанимателей по рыночным ценам — свыше 27%, нанимателей социального жилья — более 12%.
Каждое государство изучает сложившуюся ситуацию и соответствующим образом помогает таким малообеспеченным гражданам и семьям то ли на стадии приобретения жилья, то ли в процессе его эксплуатации. В первом случае государство стимулирует жилищное строительство, во втором — поддержание жилищного фонда в нормальном состоянии, оказывая помощь малообеспеченным в найме квартир.
Для этого создается система перераспределения финансовой нагрузки в жилищной сфере между социальными группами и регионами, а государство или местные власти используют налоговые поступления, в частности связанные с землей, строительством и эксплуатацией недвижимости. Это — общий механизм во всех странах, но способы его применения связаны с конкретной государственной жилищной политикой.
Так, некоторые государства могут аккумулировать и перераспределять значительные средства для выравнивания жилищных условий граждан и повышения стандарта жизнеобеспечения, некоторые — развивать разнообразные финансово-кредитные и налоговые институты, предоставляя каждому инициативу и право выбора варианта собственного обеспечения жильем. Одни страны взимают налог на недвижимость и налог на условную ренту (потенциально возможную стоимость найма) и не предоставляют помощь при ипотеке (например Латвия). Другие, наоборот, не облагают налогом условную ренту, но и не предоставляют налоговые льготы, связанные с процентами по ипотеке (например Великобритания). Третьи, и их большинство (например Чехия, Польша), такие льготы практикуют.
В странах Европы — и не всегда в зависимости от уровня экономического развития — условно рассматривают несколько моделей жилищной политики, отличающихся комбинацией форм собственности, уровнем и способами господдержки домохозяйств при строительстве и эксплуатации жилья, а также налогообложением строительства и недвижимости. Важно, что при этом государство стремится создать механизмы соблюдения принятых социальных жилищных стандартов и обеспечить воспроизводство жилья как неотъемлемого для граждан блага и национального богатства страны в целом.
Для северных государств (Дании, Голландии, Швеции), а также для постсоциалистических (Польши и Чехии) характерна так называемая социал-демократическая модель,которой присущи: выравнивание жилищных условий за счет госдотаций; регулирование рынка жилья; доступность дешевых кредитов; гибкое налогообложение. В комплексе эти меры обеспечивают относительно высокий всеобщий уровень удовлетворения потребностей в жилье, в том числе за счет предоставления социального жилья для малоимущих.
Юго-западнее (Бельгия, Германия, Австрия, Франция) распространена так называемая корпоративная модель, эффективно сочетающая государственные и рыночные механизмы, но допускающая существенное расслоение в жилищных условиях населения. Тут реализуется избирательный подход государства к субсидированию, помощь предоставляют лишь нуждающимся, стимулируя семейную ответственность за собственное жилищное обеспечение при рыночной, но невысокой (!) цене кредитных ресурсов.
Еще южнее (Италия, Португалия, Испания) применяется так называемая средиземноморская модель жилищного обеспечения. Тут роль государства как в предоставлении субсидий, так и в сборе налогов еще больше сокращается, а роль семьи и родственников — повышается. Финансовый рынок также не так влиятелен.
Однако для большинства стран Европы характерна либеральная модель, где государственная роль в обеспечении жильем незначительна, а расслоение по жилищным условиям велико. Преобладают сугубо рыночные механизмы, в частности, использующие весьма разнообразные финансовые инструменты. В таких странах считают, что необходимость самообеспечения жильем является мощным мотивом активизации трудовой деятельности, а уровень зарплат и доходы большинства работающих граждан могут быть достаточными для оплаты их жилья.
Характерные официально провозглашенные в некоторых европейских странах принципы и цели жилищной политики (качество, экологичность, доступность, содействие государства, планирование на национальном и региональном уровнях, воздействие как на строительство, так и на эксплуатацию, применение налоговых рычагов) приведены в табл. 1.
Собственность и собственники
Говоря о плате за жилье, не следует думать, что имеется в виду его обязательное приобретение в собственность. Выбор способа обеспечения жильем зависит на Западе от возраста членов семьи, сбережений, мобильности в трудоустройстве и профессии — на каждый случай имеются апробированные схемы и финансово обоснованные рекомендации.
Именно таким образом, а не в соответствии с законодательством при реализации той или иной модели жилищной политики в странах ЕС сформировались различные пропорции между жильем, занимаемым собственниками, в т.ч. совладельцами в кондоминиумах и кооперативах (их никак не более 20%); жильем, нанимаемым на рыночных условиях у частных квартиро- и домовладельцев, и социальным жильем, предоставляемым нуждающимся гражданам государством или муниципалитетами.
В среднем в ЕС две трети населения живут в собственных квартирах и домах, а одна треть пользуются съемным жильем за рыночную цену или на льготных условиях. Наибольшая доля собственного жилья, как ни странно, в менее развитых постсоциалистических странах (75–95%), наименьшая — в передовых странах: Австрии, Германии, Великобритании (50–60%).
Отмеченные выше особенности структуры жилищного фонда с распределением по формам собственности и способам государственной поддержки обусловливают различия в данных о стоимости жилья в разных странах и не позволяют проводить простые сравнения. Понятно, что в стране, где доминирует наем у домовладельцев, как в Германии или Бельгии, соответствующая статистика будет включать в основном все расходы и прибыль собственников, достаточные для воспроизводства недвижимости. В Польше, Швеции, Чехии за счет высокой доли кондоминиумов как бесприбыльных организаций совладельцев домов расходы будут включать только содержание жилья и ремонты. В странах, где высока доля социального жилья, нанимаемого по льготным тарифам, расходы домохозяйств на жилье могут показаться еще меньшими.
Во избежание такого расхождения в макроэкономической статистике Европы полная стоимость расходов по жилью определяется с учетом капитальных ремонтов и добавлением показателя условной ренты (Imputed Rent), то есть как будто жилье было съемным. И это показывает его действительную полную стоимость.
На основании европейской статистики можно увидеть, что стоимость жилья и коммунальных услуг — это основная часть семейного бюджета, причем преобладают именно затраты на жилье, а не на коммунальные услуги.
Это сухая статистика. Но вот я обратился за информацией к своей знакомой, эмигрантке, живущей на пенсию 800 евро во французском Бресте. За плохонькую 40-метровую двухкомнатную квартирку она платит хозяйке в доме-кондоминиуме около 300 евро в месяц (соседям такие квартиры обходятся в 400 евро). Электроэнергия стоит еще 40 евро, вода и газ для кухонной плиты — 10 евро. Зимой в дополнение к электрообогреву использует что-то типа буржуйки на жидком топливе, за которое нужно заплатить 100 евро в сезон. При этом знакомая получает государственную субсидию 211 евро.
Итак, мы увидели, что в каждой стране, даже самой богатой, существует прослойка граждан, не способных покрыть собственными доходами рыночную стоимость найма жилья по некой социальной норме, не говоря уж о его приобретении и эксплуатации. Именно такие домохозяйства оказываются сосредоточенными в секторе социального жилья. При этом стандарты социального жилья могут быть достаточно высокими. И социальное жилье может быть рассредоточенным в секторе частного найма с государственной субсидией или в секторе муниципального жилья.
Лидерами по социальному жилью (15–20% рынка) являются как раз небедные страны — Австрия, Великобритания, Финляндия, Франция, а среди восточноевропейских стран — Чехия и Польша.
Украинский взгляд
На общеевропейском фоне новейшая модель жилищного обеспечения в Украине по форме скорее либеральная. Правда, с некоторыми провозглашенными, но не работающими элементами корпоративной модели и признаками средиземноморской модели, особенно в сельской местности. Но в целом у нас практически все жилье — частное, включая многоквартирные дома в псевдосовместной собственности жильцов (около 20%), государственная поддержка нового строительства и эксплуатации — минимальна, проценты по кредитам — высоки, социальное жилье практически отсутствует, доходы домохозяйств не сбалансированы со стоимостью строительства и эксплуатации жилья. В совокупности это позволяет говорить о специфической украинской модели как о худшем из известных образцов.
Применение либеральной модели государственной жилищной политики в стране, где состояние жилищного фонда вследствие недоремонтов плачевное, продолжается экономический спад, население является беднейшим в Европе, неразвиты финансовый рынок и рынок недвижимости, не выдерживает никакой критики. Жилищный фонд физически и как стоимость активов уничтожается ускоренными темпами.
Проблема сознательно маскируется искаженной официальной статистикой доходов и расходов домохозяйств, в том числе на жилье и коммунальные услуги. Статистические годовые расходы владельцев-жильцов включают сегодня только техническое обслуживание, текущие ремонты дома и содержание управителей. Украина наивно демонстрирует стоимость всех жилищно-коммунальных услуг на уровне 9,4% совокупных расходов домохозяйств, или 15,7% конечных потребительских расходов в национальных счетах. Затраты на капремонт отсутствуют. Получение жилья в процессе бесплатной приватизации как специфическая и неповторяющаяся операция также не учитывается.
Готовы ли наши домовладельцы финансировать капитальные ремонты, реконструкцию и новое строительство по рыночным ценам и в масштабах, необходимых для нормального жилищного обеспечения? Конечно, нет. Жилье в таких условиях рассматривается не как жизненное благо, насущная потребность человека, а как предмет длительного пользования, который после окончания срока службы для большинства владельцев безвозвратно исчезнет, причем ускоренными «недоремонтами» темпами.
Чтобы этого избежать, необходимо сконцентрировать средства на финансирование содержания домов на таком уровне, при котором жилищный фонд смог бы сохраняться, содержаться и эксплуатироваться. Можно, конечно, на государственном уровне субсидировать всех собственников жилья, то есть почти все население страны (половина уже и так субсидируется в части коммунальных услуг). Но это было бы абсурдным, ведь эффективный (платежеспособный) собственник на самом деле находился бы на местном уровне.
То есть собственность на жилье в значительной степени требует обобществления, превращения в коммунальную, причем с государственной поддержкой для регионов со сложной жилищной ситуацией. Это касается, в первую очередь, многоквартирных домов, где еще не организованы и по финансовым соображениям не могут быть организованы ОСМД или кооперативы. Как это сделать, где взять средства — отдельный разговор. Но его пора хотя бы начать.
- Информация о материале
На Харківщині правоохоронці взялися за фірму, яка завищувала вартість вирубки дерев
Харківські правоохоронці розслідують кримінальне провадження щодо зловживання службовим становищем посадових осіб Слобожанської селищної ради та ТОВ «ТВПП «Ресурс» щодо завищення вартості реконструкції зелених насаджень на 1 млн. грн.
Про це йдеться у ухвалі Зміївського районного суду від 5 грудня.
Правоохоронці підозрюють, що у 2016 році, в ході виконання робіт із реконструкції зелених насаджень на території сел. Слобожанське (екс-Комсомольське) Зміївського району чиновники та приватники незаконно заволоділи грошовими коштами, виділеними на виконання цих робіт.
Загальна сума робіт склала 4 млн., з яких, за думкою правоохоронців, було вкрадено 1 млн. грн.
Суд дозволив правоохоронцям отримати доступ до документів цих підприємств.
Власником і директором фірми «Ресурс» є Ігор Тарновецький з села Солоницівка Харківської області. Фірма почала вигравати тендери з 2010 року і до початку 2016 року отримала замовлень на 29,30 млн грн. Більшу частину цих коштів склали підряди Департаментів мерії та комунальних підприємствах.
У лютому 2015 року харківська мерія замовила послуги з вирубки дерев торгівельно-виробничому приватному підприємству «Ресурс» Ігора Тарновецького. Сума договору тоді складала 3,97 млн грн., термін дії – півроку.
Вартість вирубки дерев склала 840 грн./куб м., що є дуже великою.
- Информация о материале
Страница 390 из 2102
