Главная
Власть: «Лудим, паяем, обрезаем льготы»
«Агентство „Добрые дела“: узакониваем самовольное строительство». Этот отнюдь не шуточный мессидж на огромном билборде на въезде в «европейскую столицу» дает исчерпывающий ответ на вопрос, какое государство мы строим. Потому тем, кто добрался до Печерских холмов, уточняющих вопросов задавать уже не стоит. Здесь в роли прообраза вышеуказанного агентства выступает сам Кабмин. Который и на этот раз во главе с добрым Николай Янычем тоже решил кое-что узаконить. Правда, без предупреждения: борд с приветом для 13 миллионов льготников премьер почему-то не вывесил. И чтобы докопаться до сути правительственных социальных ноу-хау (а они, прямо скажем, революционные), нам пришлось перелопатить гору дополнительной литературы.
Итак, история оперативного раскулачивания льготников Украины получилась почти детективная: власть пошла на банальный подлог. Известно, что еще в январе Кабмин внес в парламент законопроект № 7562 «О гарантиях государства в отношении исполнения решений суда». В переходных положениях закона с малоговорящим названием (наше государство и гарантии — две сложно совместимые вещи) речь идет о внесении изменений в 17 (!) законов Украины и (внимание!) передаче Кабмину исключительного права самостоятельно (а не опираясь на норму законов) регулировать сумму выплат из бюджета на социальные льготы населению страны. То есть десяток мужчин в дорогих костюмах будут в ручном режиме решать, какой долей они готовы поделиться с пенсионерами, инвалидами и чернобыльцами. Тенденцию социальных выплат при таком раскладе угадать несложно. Основной ее мессидж — в заголовке.
По поводу закамуфлированных новелл документа депутаты в комитетах ломают копья с того же января: «Проблема действительно есть. Льготников неоправданно много. Но, может, для начала все посчитаем, изучим потребности, сопоставим возможности, привлечем экспертов и примем честный закон…» Тщетно. Правовой комитет Кивалова, которому премьер доверил (нужно объяснять почему?) анализ новой социальной концепции, облеченной в форму антиконституционного закона (кстати, это вывод научно-экспертного управления ВР), в унисон с Минюстом (!) уже вынес свой положительный вердикт, предложив депутатам принять судьбоносное решение.
Более того, о серьезности намерений власти в ближайшее время реализовать скрытый план глобальной экономии бюджетных средств говорит не только отказ спикера парламента Владимира Литвина публично пояснить ZN.UA, намерен ли он, удовлетворяя требования президента, вносить законопроект в повестку сессии и не нарушит ли он при этом конституционные права граждан Украины (а они в случае принятия документа потеряют возможность планировать свой и без того скудный бюджет). Эти намерения подтверждают и проголосованные на этой неделе изменения в бюджет страны. По сокращенной процедуре. Где так же — в переходные положения (п. 4) — малодушно зашита норма о том, что пенсионное обеспечение детей войны, чернобыльцев и военнослужащих будет реализовываться в соответствии с наличием средств в Пенсионном фонде и регулироваться Кабмином. Что абсолютно корреспондируется с законопроектом 7562. А также с решением «народной» партии Литвина, проголосовавшей в составе 250 депутатов. Вопросов к спикеру больше нет.
На самом деле речь идет о судьбах миллионов людей, в одном случае испытывающих физическую или материальную нужду и жизненно зависимых от государства, в другом — незаслуженно купивших себе военные подвиги, чернобыльское геройство или инвалидность, в третьем — паразитирующих на бюджете, сидя в прокурорском «Бентли» с проездным на трамвай в кармане. Желание правительства найти выход из ситуации под ковром свидетельствует, в частности, о том, что на первых и вторых без разбора могут тихо сэкономить, третьим — оставить шансы на халяву. Разбалансированность же еще советской системы социальной защиты, опутавшей льготами чуть ли не всю теперь уже независимую и рыночную страну — серьезная государственная проблема. Которая, как и любая реформа, требует не только детального рассмотрения политиками и экспертами, но и честной, открытой общественной дискуссии. А никак не политического шулерства власти, замешанного на страхе потерять остатки рейтинга.
Кто виноват?
Создав независимое государство по форме, мы так и не стали внутренне независимыми от него. Да и само государство (о чудо!) по-прежнему считает, что должно нам — путевки, билеты, лекарства, субсидии и пр. По меньшей мере, так написано в Конституции, законах Украины, постановлениях Кабмина... В 2009 году Центр гражданской экспертизы в аналитическом исследовании насчитал 30 законов, только формирующих и регулирующих государственную политику в социальной сфере. При этом разнообразные льготы, выплаты и компенсации гражданам предусмотрены в 58 законах и в более чем 120 подзаконных нормативно-правовых актах. Сильно удивитесь, если узнаете, что количество разнообразных документов-деклараций растет прямо пропорционально количеству выборов в стране? Отож…
По последним данным Министерства труда и социальной политики, все эти многочисленные документы обслуживают интересы 13 миллионов льготников, которые составляют 27% населения страны. А это 87 различных статусов и категорий льготников.
Несколько конкретных примеров: по данным того же министерства, на сегодняшний день льготами по оплате жилищно-коммунальных услуг пользуются 6,8 миллиона граждан: 69 категорий льготников имеют право на этот бонус. Почти пять миллионов украинцев пользуются правом льготного проезда в междугороднем транспорте, а 24 миллиона граждан бесплатно ездят в городском и пригородном транспорте.
При этом важно, что более половины наших сограждан имеют право на льготы по профессиональному признаку, а не по социальным показаниям, как принято в цивилизованных странах. В этом — одна из ключевых особенностей нашей системы социальной защиты. Вот так, оригинально, государство пытается решать проблемы экономики и льготами из бюджета компенсировать недостаток заработной платы военным, прокурорам, судьям, милиции, пожарным, экологам… Всего более 40 наименований почетных профессий. (Уточним, что половина из них наряду с разномастными депутатами и кандидатами также бесплатно путешествует по городам и весям, по-видимому, «помогая» решать проблемы автоперевозчиков).
Дальше — еще интереснее. По оценкам разных экспертов, общая стоимость задекларированных в государственных документах льгот составляет от 3,8 до 5,8 млрд. долл. Довольно показательно в этом контексте выглядят следующие статистические данные Минтруда: в 2011 году на различные социальные льготы и выплаты Кабмин заложил в бюджет чуть более 9 млрд. грн. (1,3 млрд. долл). При этом на сегодня (а сегодня, господа, уже — июнь) выделено 1,5 млрд. грн. Так что о реальном бюджетном обеспечении законных льгот не понаслышке знает каждый гражданин, имеющий свое главное удостоверение в кармане. Начиная от живущего в общаге майора и заканчивая малоимущей матерью троих детей, умирающей от почечной недостаточности под стенами отделения диализа. В то же время догадываются и вышеупомянутый прокурор на «Бентли», и Ко, на необоснованное обеспечение которых и тратятся деньги, причитающиеся тем, кто по-настоящему нуждается.
Кстати, защищать права и интересы малоимущих (а не разбазаривать деньги налогоплательщиков), государство Украина неоднократно обязалось не только в собственной Конституции, но и в десятках подписанных европейских социальных конвенций и международных договоров. Столько же раз обещая доверчивым зарубежным партнерам сбалансировать имеющуюся систему социальной защиты в соответствии с европейскими нормами. Где (о шутка истории!) каждому по труду и от каждого — по возможностям. Таким образом, вряд ли, ознакомившись всего лишь с сотой долей этой красноречивой статистики, можно отрицать наличие проблемы.
Что делать?
Ну, позиция власти понятна. Кстати, не только премьера. Еще в январе, когда вышеназванный законопроект № 7562 от 14.01. 2011 г. о гарантиях государства в отношении исполнения решений суда появился в Раде, глава парламентского комитета по вопросам национальной безопасности Анатолий Гриценко выступил с резкой и публичной критикой этого документа. Парламент прозрел, а закон — завис в комитетах на пять месяцев. Литвин и сегодня в личных беседах с депутатами божится, что «никогда не вынесет этот позор в зал». Но, как говорится, не верь ушам своим: за внесение в бюджет изменений, ударивших по детям войны, военнослужащим и чернобыльцам Владимир Михалыч проголосовал. Да и представитель президента в парламенте горячо настаивал на внесении закона в повестку завершающейся сессии. Значит, решение принято, и «этот позор» может, по привычному взмаху парламентского дирижера Чечетова, в корне изменить всю систему социальной защиты?
Кстати, сам Михаил Васильевич довольно образно объяснил автору, почему важно, чтобы это произошло: «Вот вы, к примеру, идете в супермаркет, набираете в корзину продукты, исходя из чего? Из наличия купюр в кошельке. Ведь так? Так и государство, прежде чем что-то обещать и давать людям, должно посчитать, сколько у него в кошельке. А потом уже принимать конкретные решения. Иначе закон провисает, и это очень раздражает народ. «7562» обеспечивает именно такой рациональный подход».
В то же время депутат неожиданно легко согласился с тем, что Кабмином избрана не слишком правильная форма принятия этого актуального закона. «Может быть, по форме и процедуре надо было и не так действовать, — заметил он. — Возможно, надо поменять название закона на более конкретное и понятное, честно пояснить людям причины его появления, а также предоставить парламенту право ежегодно утверждать социальные лимиты по представлению Кабмина. Тогда люди будут знать, на что им в этом году рассчитывать. На самом деле, дискуссии внутри фракции на эту тему еще не было».
Народный депутат Валерий Сушкевич, по совместительству глава комитета по социальной защите, высказался более категорично: «Вряд ли уже стоит говорить о том, что, пытаясь в корне изменить концепцию социальных выплат в стране, Кабмин сугубо социальный закон прикрывает отстраненным названием и отправляет в комитет Кивалова. Однако стоит сказать о том, что тем самым власть снимает с себя абсолютно все мотивации выполнять социальное законодательство страны. Судите сами, в государстве давно приняты и действуют законы. Да, экономика переживает непростые времена — денег не хватает. Тогда давайте выберем приоритеты и четко скажем людям, какие статьи и какие категории сегодня финансируем, какие подключим на следующих этапах по мере подъема экономики и наполнения бюджета. При этом помня, что к выполнению этих обещаний нас обязывает закон. Сегодня на 50 процентов обеспечим льготников, завтра на 55% и т. д. А если убрать закон, то Кабмину уже ни о чем не надо помнить. Кроме того, чтобы не забыть дать нужное обещание. Конкретный пример: в прошлом году приняли налоговый кодекс, из которого исчез транспортный сбор. Нам удалось убедить и Кабмин, и парламент, что тем самым нанесен прямой удар по инвалидам и ветеранам. Ведь этот сбор включили в стоимость бензина. Спасибо — нас услышали: внесли и в кодекс, и в бюджет строку о компенсаторных механизмах этой категории граждан. Вы думаете, заплатили хоть копейку? Монетизация по-нашему...»
Кстати, о монетизации льгот. Европа, несмотря на существование разных систем социальной защиты (всего четыре — континентальная, англосаксонская, скандинавская и переходная южноевропейская), придерживается принципа, что человек за все должен платить сам. Если же в силу объективных причин он этого сделать не может, то государство обязано ему помочь. На этот революционный шаг еще в 2004 году пошла Россия. Реформа, как известно, провалилась. Как это ни странно, у утопающей в нефтедолларах страны нашлись деньги, образно говоря, на компенсацию половины проездного для пенсионера. Если совсем коротко, то реформа оказалась неподготовленной. Часть обязанностей по выплатам государство переложило на регионы, бюджеты которых не располагали нужными суммами. Более того, величина компенсаций определенным законом категориям льготников рассчитывалась исходя не из их реальных потребностей, а из возможностей государства. Которое, так же как и наше, давно перепутало личное с общественным… В стране прошла волна протестов. «Верните нам бесплатный проезд — он не подвержен инфляции и коррупции!». При этом важно понимать, что В.В.Путин хотя бы открыто заявил людям о реформе. В названии закона.
Таким образом, перемещаясь обратно в нашу подпольную реальность и подытоживая мнения экспертного сообщества (в частности вышеупомянутого исследования Центра гражданской экспертизы), можно констатировать: вместо того, чтобы комплексно подойти к проблеме изменения концепции социальной защиты и:
1) обеспечить открытый диалог с обществом и экспертами;
2) пересмотреть профильное законодательство в сторону сокращения количества категорий льготников;
3) ввести мораторий на установление новых льгот и введение новых категорий льготников;
4) обеспечить постепенный переход от системы льгот по социальному показателю к адресным социальным выплатам и социальным услугам;
5) заменить льготы по профессиональному признаку на адекватную заработную плату;
6) пересмотреть систему критериев и оснований, по которым гражданам предоставляются льготы и назначаются социальные выплаты;
7) обеспечить прозрачность и координацию при исполнении и финансировании всех государственных программ социальной направленности;
8) согласовать существующее законодательство в сфере социальной защиты и социального обеспечения с действующим бюджетным законодательством;
9) повысить эффективность выполнения взятых на себя Украиной международно-правовых обязательств в сфере усовершенствования государственной системы социальной защиты и ее интеграции в европейскую систему…
Вместо всего этого власть пытается засунуть голову в песок и думает, что ее безобразной стойки никто не видит. В то же время, приняв вышеобозначенные изменения к бюджету и по сути уже в этом году наступив на гарантированные законом (!) права детей войны, чернобыльцев и военнослужащих, она пытается игриво оглянуться и выяснить: а не ошибается ли она? А вдруг люди все-таки пойдут в суды и на майданы? Безусловно, исходя из такой страусиной логики, можно и закон №7562 принять и проверить: а вдруг граждане обнаружат подлог и решатся (тоже вручную) обрезать срок сговорчивого Кабмина и изобретательного президента?..
- Информация о материале
Зашифрованные
Тотальный контроль спецслужб за разговорами и перепиской украинцев — миф. Но силовики делают все для того, чтобы он стал реальностью.
В политических и бизнес-кругах принято «страховаться» на случай желания спецслужб прослушать телефонные разговоры или покопаться в личной переписке. Первый заместитель главы парламентского комитета по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией Геннадий Москаль делает это весьма оригинальным образом. Политик, известный резкими высказываниями в адрес нынешнего министра внутренних дел Анатолия Могилева, утверждает, что руководство силового ведомства точит на него зуб, поэтому его непременно могут «прослушивать». Так что для особо секретных телефонных переговоров нардеп изобрел свой метод. Он ведет их с помощью sim-карт мобильных операторов ряда иностранных государств. «У меня есть венгерские, румынские, македонские карточки связи, — рассказывает Геннадий Москаль. — Когда я разговариваю по ним в Украине, ставлю телефон в режим «свободного плавания», и они ежеминутно меняют в роуминге пять-шесть операторов мобильной связи. «Прослушивать» мобильный телефон — все равно, что ловить FM-станцию. Вам, скажем, нужно волну 103,3. Вы нажали и слушаете. Но если эта станция будет постоянно менять волну, то песню до конца вы точно не дослушаете. Так и с телефонным разговором. Причем я пользуюсь только sim-картами тех стран, где национальное законодательство запрещает выдавать сведения о переговорах другим странам». Как показывает практика, при желании отечественные оперативники могут задействовать ряд альтернативных способов снятия личной информации об «объекте», хотя и их возможности далеко не безграничны.
Услышат каждого?
Ключевые игроки на «рынке» снятия личной информации об украинцах — Департамент оперативно-технических мероприятий СБУ и Департамент оперативной службы МВД. Основная масса записей разговоров граждан появляется у оперативных сотрудников при помощи стационарных устройств «прослушки» мобильных и городских телефонов. Еще в 2003 г. Закон «О телекоммуникациях» обязал операторов связи за собственные средства устанавливать у себя автоматическую систему снятия информации. Она позволяет оперативникам «писать» телефонные разговоры граждан прямо «на рабочем месте» — в соответствующих подразделениях. Есть в арсенале силовиков и более громоздкие технологии. Например, выездные комплексы GSM- и радиоперехвата, в которых людям в наушниках (на профессиональном сленге — «чебурашкам») приходится безвылазно дежурить под окнами «объекта» сутками. Либо оборудование, требующее незаметной установки в кабинете или квартире подозреваемого. В любом случае эта аппаратура работает только в непосредственной близости от прослушиваемого и потому в общих масштабах «прослушки» дает гораздо меньше информации, нежели спецтехника, установленная прямо на «железе» мобильных операторов.
Во всех случаях разрешения судов на «прослушку» и изъятие корреспонденции можно получить лишь в рамках оперативно-розыскных дел. Но это не лишает оперативников возможностей для манипуляций с доступом к личной информации граждан. Глава парламентского комитета по вопросам правовой политики Сергей Мищенко, ссылаясь на данные ГПУ, констатирует, что в процедуре получения разрешений на снятие личной информации в рамках проведения оперативно-розыскных мероприятий есть серьезные нарушения. «В прошлом году было выдано около 50 тысяч разрешений на ограничение прав и свобод граждан, которые предполагают комплекс мероприятий — прослушку, установление визуального наблюдения, изъятие корреспонденции и т. д. Из них только 20 тыс. были получены через официальную процедуру!» — возмущается политик, в прошлом работавший прокурором Киевской области, зампрокурора Киева и старшим помощником генпрокурора.
Речь идет о том, что представление руководителя оперативного подразделения на проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих права граждан, на основании которого суд выдает соответствующее разрешение, должно быть подкреплено подписью прокурора. К этому обязывает 97 статья Уголовно-процессуального кодекса. Впрочем, в Законе «Об оперативно-розыскной деятельности» соответствующая норма сформулирована более размыто. Там сказано только, что санкция на снятие информации с каналов связи должна быть получена в суде. Но нет ни слова о том, что для этого необходимо разрешение прокурора. Так что оперативники просто пользуются нестыковкой в законодательстве (см. «Схемы получения разрешений на «прослушку», стр. 12). «Это происходит, потому что есть заказные вещи: и бизнес, и политики нуждаются в том, чтобы кого-то из конкурентов прослушать или за кем-то посмотреть», — поясняет Сергей Мищенко. — Если прокурор ставит свою подпись, то он является дополнительным звеном контроля. Для того, чтобы прокурор не вмешивался со своим надзором, оперативники нашли лазейку».
Береженого Skype бережет
Спецслужбы ведут постоянную борьбу с теми операторами рынка связи, которые пытаются сопротивляться их оперативно-розыскным нуждам. Для компании «Интертелеком» отказ установить автоматическую систему «прослушки» моментально обернулся уголовным делом о контрабанде телекоммуникационного оборудования. «Установлено, что в августе 2010 г. чиновники компании предоставили в таможенный орган товаросопроводительные документы с заведомо ложными сведениями о количестве груза», — рапортовала СБУ и уже через абзац открещивалась от «обвинений в попытке осуществлять незаконное прослушивание граждан». После серии взаимных обвинений в прессе, по словам собеседника в СБУ, в вопросе установки прослушивающей аппаратуры «стороны договорились».
Чтобы поддержать реноме, игроки телекоммуникационного рынка пытаются, как могут, ставить спецслужбам барьеры. И если мобильные операторы, обязанные устанавливать у себя устройства для автоматической «прослушки», в этом вопросе практически бессильны, то интернет-провайдерам нередко удается оставить оперативников без информации. Ведь «сыщики» вынуждены лично обращаться к интернетчикам за предоставлением конфиденциальных данных «об объектах». А те нередко предлагают им пообщаться с юристами, грамотно использующими лазейки в законодательстве. «Есть такие структуры, как телекоммуникационный провайдер «Воля», Ukr.Net, где получить информацию даже с решением суда проблематично», — утверждает собеседник в СБУ.
«Что должен делать оператор связи или провайдер, когда приходит письмо от оперативников с требованием провести на его сетях оперативно-розыскные мероприятия?» — задается вопросом вице-президент Украинского союза промышленников и предпринимателей Иван Петухов, возглавляющий интернет-компанию Adamant. — Если письмо написано, по нашему мнению, логично и этот интернет-ресурс или IP-адрес не принадлежит какому-то известному деятелю или партийной организации, то на 90 с лишним процентов наверняка речь идет об уголовном деле. Тогда вопросов с предоставлением доступа не возникает. А если принадлежит? Тут уж руководитель компании-провайдера становится заложником. Ему приходится самому думать, узнавать — а правильно ли возбуждено дело и возбуждено ли оно вообще?» На самом деле, согласно законодательству, оперативно-розыскные мероприятия могут проводиться и до возбуждения уголовного дела. Однако юристы для отказа оперативникам в доступе к каналам телекоммуникаций чаще всего используют зацепку о том, что в постановлении суда не сказано, что ограничение тайны переписки необходимо в рамках расследования уголовного дела или с целью предотвратить преступление. А именно такие условия указаны в ст. 31 Конституции.
Собственник национального регистратора доменных имен Imena.UA Александр Ольшанский поделился с «ВД» историей о том, как отказал силовикам в доступе к почтовому ящику одной из политических партий. «Этот случай курьезен тем, что требование было основано якобы на постановлении суда, — говорит г-н Ольшанский. — Но поскольку постановление было секретным, то ознакомить нас с ним не могли. Ну а поскольку мы не были с ним ознакомлены, то и выполнить его не могли. Подобные запросы, как правило, ничем не заканчиваются».
Вне зоны доступа
Желание взять под контроль и интернетчиков не оставляет правоохранительные органы. В ВР зарегистрирован законопроект, который обязывает по запросу спецслужб фиксировать абсолютно все движения конкретного интернет-пользователя (см. блиц-интервью с Павлом Унгуряном, стр. 11). Данный законопроект вносит изменения в Закон «О защите общественной морали» и аргументирован борьбой с детским порно. Однако изменения, которые он предлагает узаконить, фактически открывают спецслужбам доступ к личным интернет-похождениям всех граждан в рамках оперативно-розыскных дел. И не удивительно, если в будущем компромат на конкурентов будет иметь вид не только «знакомого голоса на записи», но и истории его интернет-прогулок.
Наиболее же недоступными для украинских спецслужб считаются «зарубежные средства связи». Перехватить голосовые и текстовые сообщения в иностранных коммуникативных технологиях вроде Skype, BlackBerry или Gmail отечественные оперативники не в состоянии. «Если я хочу, чтобы меня меньше всего контролировали, то выбираю американские почтовые сервисы или Skype, — признается один из сотрудников СБУ, пожелавший остаться неназванным. — Поскольку доступ к серверу имеет только та страна, на территории которой это «железо» находится. А чтобы автоматически слушать тот же Skype, нужно, чтобы на входе или выходе их аппаратуры наши спецслужбы поставили свое оборудование. Они этого сделать не могут». Это давно поняли и взяли на вооружение украинские политики и бизнесмены. «Мои знакомые очень широко используют эти технологии, чтобы никто не мог перехватить конфиденциальную информацию», — рассказывает депутат Сергей Мищенко.
В специализированных компаниях, предоставляющих бизнес-структурам услуги по обеспечению информационной безопасности, тоже считают, что в борьбе с возможными угрозами утечки информации все средства хороши. И если новые коммуникативные технологии в этом только помогают, готовы рекомендовать их своим клиентам.
Активное использование украинцами зарубежных технологий, неподконтрольных спецслужбам, заставляет СБУ нервничать. Однако каких-либо действенных шагов по взятию таких технологий под свой контроль силовики пока не предпринимают. Собеседники «ВД» в правоохранительных органах утверждают, что в условиях отсутствия денег там приняли негласное правило все проблемы решать по мере их поступления. Так что пока правоохранители довольствуются доступом к мобильной и стационарной связи, пытаясь расширить контроль над интернетом. Для того, чтобы миф о тотальной «прослушке» украинцев стал реальностью, спецслужбам понадобится время и финансы.
А как у них?
США
Еще до недавнего времени пользоваться любыми системами телекоммуникаций могли все жители США, кроме президента. Гарант был единственным человеком, которому специальным законом запрещалось иметь личные средства связи и вести переписку. В этой связи Барак Обама едва не расстался со своим любимым гаджетом BlackBerry. Однако благодаря усилиям юристов, в конституции нашлась поправка, суть которой сводилась к тому, что при судебных разбирательствах над главой государства, личная переписка не может быть использована. Благодаря этому теперь президент США, как и любой другой житель страны, может иметь личный телефон и электронную почту.
Китай
В Китае правила, регламентирующие использование средств коммуникации, считаются одними из самых жестких в мире. В январе 2011 года власти КНР издали постановление, которым всем жителям страны запрещается пользоваться услугами абсолютно всех частных поставщиков сервиса интернет-телефонии, включая популярный во всем демократическом мире Skype. Исключение составил подконтрольный спецслужбам КНР официальный провайдер страны China Telecom.
Беларусь
Чтобы иметь возможность контролировать телекоммуникационную связь, в Беларуси услуги стационарной телефонной связи в обязательном порядке должны проходить через государственного оператора, а оказание услуг международной связи с использованием других сетей, включая Skype, считается нарушением законодательства.
Россия
Заявления о том, что современные коммуникативные технологии угрожают национальной безопасности РФ, из уст руководителей российских спецслужб звучат постоянно. В России периодически возникают предложения запретить Skype, однако до этого пока не дошло. Ограничения связаны с использованием смартфонов BlackBerry, продаваемых через мобильного оператора «МТС». В данных смартфонах услуги Wi-Fi и BlackBerry Messenger (которые, собственно, и гарантируют во всем мире тайну переписки) отключены усилиями ФСБ.
- Информация о материале
Анатомия коррупции. Часть 1
Так уж вышло, что я являюсь профессиональным борцом с коррупцией. Нет, не надо оваций! Я работаю только за хороший гонорар, и беру предоплату 100% + командировочные + накладные расходы + надбавку за вредность. И воюю не с коррупцией вообще, а лишь с конкретными коррупционерами. Если кто-то хочет убрать с политической арены сильного противника, и у него есть деньги, то пишите. Хотя ничего не обещаю, до лета заказами завален. Разве что на осень…
Таких, как я, обычно пафосно называют политическими киллерами, черными пеарщегами или еще как-нибудь вычурно-напыщенно. Можно было бы для понта озаглавить пост "Исповедь убийцы репутаций" или "Информационные войны: откровения профессионала". Но страсти к дешевым понтам не питаю, это удел молодых романтиков, а я уже старый и циничный, а потому склонности к исповедям и откровениям не имею ни малейшей. Просто подумалось: почему бы не поделиться с общественностью секретами мастерства? Конкуренции в своем рыночном сегменте я не опасаюсь, поэтому готов дать небольшой теоретический экскурс, проиллюстрировав живыми примерами из своей практики.
Итак, я специализируюсь именно на коррупции. Мне заказывают должностное лицо, а моя задача раструбить на весь белый свет, что это самый коррумпированный коррупционер всех времен и народов. Разумеется, ничего убедительнее правды в данном случае быть не может. Поэтому я не высасываю из пальца креатифф, а просто раскапываю темные делишки заказанного лица и организую информационный слив (вброс, взрыв, утечку и т. п. в зависимости от ситуации). Вот так вот, годами колупаясь в коррупционной клоаке я и начал постигать суть этого явления.
Вокруг коррупции создано много мифов. Вот с них и начнем.
Миф №1. С коррупцией можно бороться экономически
Дураки верят: можно выстроить систему управления таким образом, что брать взятки будет невыгодно. Вот, дескать, на Западе чиновники и полицейские не берут на лапу, потому что им выгоднее работать честно - у них высокие зарплаты, социальный, престиж. Так стоит ли брать взятку в 100 евро, если есть риск потерять все - карьеру, работу, уважение окружающих? Поэтому мол, и в РФ надо сделать то же: поднять зарплаты гаишникам и чиновникам, чтоб они дорожили своим местом, и тогда наступит благодать.
Х…я абсолютнейшая. Коррупция проистекает не от нехватки денег (кстати, и на богатом Западе полиция коррумпирована насквозь, но пусть это будет их проблемой). Если б базой коррупции являлась бедность, то самыми злостными коррупционерами были бы библиотекари, уборщицы и гастарбайтеры. Для того чтобы коррупция, то есть практика использования должностного положения в корыстных целях, расцвела пышным цветом, достаточно двух обстоятельств:
- Чтобы кто-то хотел получить некие блага:
- Чтобы должностное лицо могло дать эти блага без каких-либо усилий или затрат.
Должен быть спрос на коррупционные услуги и предложение. А какая зарплата у гаишника - это совершенно без разницы. В любом случае он на трассе насшибает больше. Гаишник - алчный примат. Скажите, есть ли у алчности какие-либо пределы? Вот то-то и оно, алчность невозможно удовлетворить зарплатой, какой бы она не была. Сегодня гаишник получает в бухгалтерии 20 тыс. руб. и еще 50 тыс. он полосатой палкой выбьет с нарушителей ПДД. Повысь гаишникам зарплату до 100 тыс. руб. в месяц - сразу такса подскочит, по мелочи брать не будут, зато за пересечение двойной сплошной уж точно трешником, как сейчас, не отделаешься - сдерут в пять раз больше. Причем жертва коррупции будет этому безумно рада, даже сама предложит, станет умолять взять на лапу, потому что лишение прав (по закону) - это гораздо хуже, чем потеря каких-то 500 баксов. Ведь получить водительские права стоит раза в два дороже, не говоря уж о потери времени.
Миф №2. Чистка рядов ведет к оздоровлению органов власти
Но суть-то даже не алчности конкретного гандона в погонах. Приматы в фуражках, морозящие сопли по обочинам - это ментовское холопье, самое низшее звено мусорской коррупции. У всякого инспектора ДПС имеется целая кодла начальников, которые сами на дорогах не пасутся и с водил деньги не сшибают. Они сидят в уютных офисах, дают разнарядку, кто сколько должен настричь, собирают бакшиш и отстегивают вышестоящему начальству по цепочке вплоть до самого верхнего альфа-самца.
Но они не просто собирают дань со своих подчиненных, они еще кое-что дают им взамен. А именно обеспечивают безнаказанность за совершение ими должностных преступлений (крышуют). Таким образом, страх потерять все, попавшись на взятке, не является стимулом для того, чтобы честно исполнять служебный долг. Наоборот, система устроена так, что стимулирует должностное лицо совершать преступление. Коррупционная система принципиально устроена так, что является саморегулируемой, самоорганизующейся и обладает просто фантастической способностью адаптироваться к неблагоприятным условиям (то есть когда с ней кто-то борется). А еще у коррупционной системы потрясающе развит иммунитет - она мгновенно отторгает чужеродное тело. Честный мент в этой среде не выживает, как белая ворона в черной стае. Ну, месяц, ну полгода… Сам уйдет голубчик, не выдержав безденежья, неприязни сослуживцев, придирок или откровенных подстав со стороны начальства. Гандоны останутся. Наиболее отъявленные гандоны сделают карьеру. Чемпионы среди отъявленных гандонов имеют шанс стать генералами.
А теперь попробуйте сказать, как эту систему можно вылечить чисткой? Ведь с какого бока, с какого уровня не зачищай - толку не будет. На любой ступеньке иерархии - дерьмо. Любое звено системы состоит из дерьма. Увольте из МВД всех дерьмовых генералов (то есть всех генералов поголовно), поставьте на генеральские должности полковников. Что, система оздоровится? Нет, потому что полковники - такое же дерьмо, только менее удачливое и расторопное. Полковники - это те, кто мог бы быть генералом, но не смог скопить денег на покупку больших звезд (если кто не в курсе, то высшие звания покупаются, как и "хлебные" должности). И подполковники - дерьмо. И майоры тоже. Ну, нет в этой системе ни одного звена, которое не было бы коррумпированным!
Невозможно заменить "плохих" чиновников "хорошими", потому что хорошие отсутствуют. Давайте выстроим полуторамиллионный личный состав мусарни в одну длинную шеренгу от Москвы до Владивостока, рассчитаем на первый-второй и уволим всех, у кого выпал четный номер. Поможет ли это снизить коррумпированность МВД? Ладно, давайте через неделю вернем на службу четные номера и уволим нечетных. Ситуация нисколечки не изменится. Уволим пьющих - толку ноль. Уволим откровенно тупых - пользы не будет. Уволим наглых - тот же результат, то есть никакого. Уволим всех, кто был замечен или просто заподозрен в садизме - коррумпированность системы не снизится. Жертв среди мирного населения станет меньше, но поборы на дорогах не прекратятся и таксы на "заминание" уголовного дела не снизятся. Может быть, коррупцию можно победить расстрелом всех ментов в РФ? Тоже не поможет, следующий состав будет столь же коррумпированным, потому что просто негде взять полтора миллиона честных парней с горячим сердцем, холодной головой и чистыми руками.
Миф №3. Коррупционеры пытаются скрывать свою коррумпированность
Нет, чаще всего они стараются демонизировать себя. Вот вам повод для размышления. Вы не задумывались, почему руководство страны и МВД равнодушно взирает на непрерывную и тотальную кампанию по дискредитации милиции? Телевидение буквально с садомазохистским упоением смакует подвиги майора Евсюкова и ему подобных отморозков. В любом отечественном криминальном боевике самый гнусный персонаж - оборотень в погонах. Газеты внушают, что милиция бессильна обуздать преступность, потому что с ней срослась и даже превзошла ее по части беспредела. Никто не пытается это опровергать. Мусорские пресс-службы всех уровней вообще никак и никогда не реагируют на обвинения в коррупции милицейских чинов, не пытаются защищать "честь мундира".
Теперь постарайтесь назвать хоть одно имя настоящего героя с большой буквы. Ну, там чтоб какой-нибудь мент героически погиб при исполнении, закрыв ребенка от бандитской пули своим телом. И чтоб из последних сил обезвредил негодяя и умер с улыбкой на лице на руках благодарных сограждан. Или чтоб какой-нибудь мент в Чечне, будучи окруженным и оставшись без боеприпасов, с криком "Русские офицеры не сдаются!" подорвал себя и пятьдесят моджахедов последней гранатой. Я вас уверяю - есть такие, кто подрывал себя гранатой, и есть те, кто ценой жизни спасал ребенка. Вопрос в том, почему масс-медиа пеарят не их, а евсюковых?
СМИ гнилые? Конечно, гнилые (о чем я писал недавно), но причина не в этом. Даю подсказку: кто передал в телекомпании видеозаписи с камер видеонаблюдения в супермаркете, где покуражился бухой майор с табельным пистолетом? Правильно, сами менты и передали. Записи-то были тут же изъяты операми, и они при желании могли, сославшись на тайну следствия, послать охотников за телесенсациями далеко и надолго. Как в случае с евсюковым, так и во всех прочих подобных случаях. Но нет, вскоре вся страна с оханьем и аханьем, пуская слюну и цокая языком, упивалась зрелищем убийств в стиле реалити-шоу. О, чувствую, кто-то уже начал догадываться. Верно! Руководство МВД не только не пресекает компанию по дискредитации самого себя, но и по мере сил стимулирует процесс. Потому что системе нужны падонки евсюковского замеса, а вовсе не идеалисты, готовые отдать жизнь во имя светлых идеалов, жахнуть себя последней гранатой или закрыть от пули ребенка.
Констатирую факт: обыватель боится мусорского беспредела куда больше, чем бандитского. Ну, во-первых, бандит не будут избивать пенсионера или ребенка просто потому, что скука заела или жена рога наставила. Коммерсу в очко паяльник засунуть - это да, но не из садистских побуждений, а потому что тот кому-то задолжал или на бабки кинул. Отдаст добровольно - паяльник не потребуется. Во-вторых, если какой-то бандит где-то в чем-то перегнет палку, можно нанять других, более крутых бандюков, и поехать с ними на разборки с обидчиком. Можно пожаловаться смотрящему. Можно, в конце-концов, призвать на помощь тех же ментов. Но к кому обращаться, если вас кошмарят беспредельщики в погонах? Интересный вопрос, не так ли? Защиты от ментов (прокурорских, гэбни) нет в принципе. Говоря по-умному, она институционально не предусмотрена. Так вот, в ситуации, когда в массовом сознании прочно укоренено: МЕНТ ХУЖЕ БАНДИТА, в менты идут только самые законченные пидорасы. И еще те, кого в бандиты не взяли.
Ну и как вылечить чисткой структуру, которая вбирает в себя самое тупое, самое липкое, самое вонючее отродье, порождаемое современным обществом потребления с его дегенеративными ценностями?
Миф №4. Компромисс с системой невозможен
Да, это тоже миф. Коррупционная система пытается либо перекроить человека по своим лекалам, либо отторгнуть его вовне. Но при этом достаточно легко идет на компромисс, который заключается в следующем: ты не являешься членом коррупционного клана, но и не препятствуешь ему. Ты можешь тихо существовать внутри системы и оставаться чистым ценой отказа от карьеры и денег. Среди ментов отыщется довольно много нищих и лоховатых сельских участковых, честно живущих на зарплату и за счет огорода, оперов, которые не вылезают из командировок на Кавказ, потому что только так они могут заработать, всяких там инспекторов по делам несовершеннолетних и прочих незаметных работяг, которые тянут самую черную работу (работать-то все равно кто-то должен). Да, это лузеры, которые выходят на пенсию капитанами, прослужив 15 лет в какой-нибудь богом забытой дыре, где год идет за два. Да, это трусы, которые честно борются с мелкими хулиганами, старательно закрывая глаза на то, что их начальство творит чудовищные преступления. Да, многие из них тихо спиваются, осознавая свою моральную ничтожность и бесполезность для общества.
Но такие люди - настоящий клад для меня. Задача: выявить их, найти подход, получить информацию. Они есть везде: в воинской части, мусарне, суде, прокуратуре, налоговой инспекции, мэрии, региональном правительстве, школе, вузе, больнице. В любой дорожно-строительной фирме есть инженер-рабочая лошадка, который не обирает работяг, не гонит брак, не участвует в отмывах-откатах (и поэтому не имеет особняка, мерседеса и карьерных перспектив). Но при этом он знает массу подробностей о том, каким образом директор фирмы отмыл на бюджетном подряде миллиард, с кем поделился, у кого брал гравий по завышенным ценам, сколько недосыпал песка, как кинул гастарбайтеров и какой участок шоссе построен с вопиющими нарушениями ГОСТов и чудовищным завышением сметной стоимости. Да, такие люди трусливы, и в открытую воевать за правду не станут. Но им порой так хочется излить кому-то всю эту правду, что я для них становлюсь такой же находкой, как и они для меня. И как они ликуют внутренне, когда через неделю видят трясущегося от страха босса, глотающего валидол и не понимающего, кто же слил на него компромат.
Понять это действительно сложно, потому что подвергшееся атаке лицо лихорадочно перебирает в уме конкурентов, чиновников-подельников, завистников, кинутых партнеров и т. д. Ну разве придет ему в голову, что сдал его какой-то незаметный винтик в его баблоотмывочной машине, винтик, который вроде бы и мотива на это не имеет?
- Информация о материале
Ударим «майбахом» по бедности!
Удивительные вещи творятся в некотором царстве, в некотором государстве под названием Украина. С одной стороны, наша страна является лидером в мире по покупке «майбахов», с другой – «славится» бедностью. Страстная любовь «новых украинцев» к супердорогим немецким иномаркам вполне объяснима. «Майбах» создан по последнему писку моды и напичкан самой современной электроникой. Несмотря на весьма красноречивые цены (от 472 до 728 тысяч евро), этих «игрушек» у нас больше, чем в стране, которая их производит. Такие интересные данные недавно привел эксперт Нико Ланге (Фонд Конрада Аденауэра) в ходе презентации книги: «Украина в мире. Интересная статистика».
На фоне столь красивой «автожизни» бросается в глаза очень резкий контраст между расходами сверхбогачей и доходами большинства народа. Удивляет и такой парадокс: занимая ведущее положение по автомобилям класса «люкс» (третье место в Европе), Украина при этом умудрилась «завоевать» и первое место в той же Европе по уровню инфляции – 8,2 %! Видать, не зря глава Нацбанка написал письмо премьеру, выразив озабоченность высокими инфляционными темпами.
Еще одним «сюрпризом» порадовали депутаты Верховной Рады: они отклонили проект постановления об увеличении прожиточного минимума (в феврале он составил 1054 гривни). А как же гарантированное 48-й статьей Конституции право на достойный уровень жизни? Почему наши доходы становятся ниже прожиточного минимума? Несмотря на страшно дорогущие авто, рост потребительского кредитования и стремление молодежи к гламурному шику, население в целом остается бедным. Об этом говорят самые разнообразные показатели: низкое качество рациона питания, высокая заболеваемость и смертность, неудовлетворенность широких слоев населения общеэкономической ситуацией и своим материальным положением.
Разумеется, проблема бедности как социального явления существует во всех странах. Но в Украине она усугубляется последствиями экономической депрессии. И если для развитых государств актуальной задачей является неуклонное повышение качества жизни населения, то наш приоритет – преодоление бедности и обеспечение жизненно необходимых потребностей. Думаю, что это не только постоянный источник социальной напряженности в обществе, но и весьма серьезное препятствие для социально-экономического развития.
Говорят, одна из причин нашей бедности в том, что за неполные 20 лет независимости правящая элита заботилась лишь о собственном благосостоянии. И тут уместно вспомнить известный афоризм: каждый народ заслуживает того правителя, которого имеет. Но чем, скажите, мы, к примеру, хуже поляков? До начала 1990-х они покупали у нас все – от продуктов питания до бытовой техники, а сейчас опережают лет на двадцать.
Что еще показательно, бедность для значительной части людей затянулась во времени и, по существу, стала ловушкой, из которой невозможно вырваться. Поэтому уже можно говорить о социальных типах бедняков, о том, что бедность уже стала общественной болезнью, хотя и не все осознают ее ужасающие и угрожающие масштабы. Многим даже психологически трудно вырваться из бедности, поскольку утрачены мотивации к росту и нет стремления к более высокому уровню жизни.
Еще античный философ Перикл считал, что «не уметь переносить бедность стыдно, но неумение лишиться ее трудом – еще больший стыд». А вот мы на это смотрим несколько иначе. Спрашивают: почему бедный? Отвечают: потому что дурак. А почему дурак? Потому что бедный... Вот такая грустная формула. Но ведь в народе, который ее «разгадал», не может быть столько миллионов дураков.
- Информация о материале
Налоговая «обесточила» на три дня отчеты предпринимателей
За считанные дни до окончания срока подачи электронной отчетности Центральный офис ГНС в Киеве прекратил ее прием. В среду, 15 июня, на официальном веб-сайте компании «БЕСТ ЗВІТ» (национальный производитель программного обеспечения для подачи, сбора и обработки налоговой отчетности в электронном виде – Ред.) была размещена информация о технических проблемах на центральном сервере Государственной налоговой службы Украины (ГНС).
«В связи с техническими проблемами на центральном сервере ГНС Украины некоторое время прием отчетов по электронной почте не будет осуществляться», – отмечалось в сообщении.
В четверг, 16 июня, на этом же сайте информация была конкретизирована. Оказалось, что «лег» сервер Центра приема электронной отчетности. И это за считанные дни до 20 июня – конечного срока подачи отчетности. Сообщалось также, что, по предварительным прогнозам, возобновление работы сервера ГНС произойдет в пятницу-субботу.
«Сейчас (в четверг – Ред.) на сервере Центра приема электронной отчетности продолжаются технические работы, в связи с чем временно приостановлен прием отчетов по электронной почте. Предварительные прогнозы относительно возобновления работы сервера ГНС Украины – 17 июня - 18 июня. Рекомендации налогоплательщикам: Не нужно повторно отправлять отчеты, на которые не пришли квитанции. После возобновления работы сервера, все отчеты будут обработаны и налогоплательщикам поступят соответствующие квитанции», – сообщалось на сайте.
Уже сегодня появилось третье сообщение: «Шлюз в налоговой заработал в обычном режиме! Отчеты повторно отправлять не нужно, они все будут обработаны и клиентам придут соответствующие квитанции».
Одновременно, на неофициальном веб-сайте поддержки пользователей OPZ (бесплатное программное обеспечение для подачи налоговой отчетности в электронном виде – Ред.) разместили информацию, из которой следовало, что проблемы с электроснабжением у налоговой возникли в результате аварии на линии «Киевэнерго». На указанном веб-сайте также было размещено официальное письмо за подписью первого замглавы Комиссии по проведению реорганизации ГНАУ, замглавы ГНСУ Александра Клименко от 16 июня.
«ГНАУ сообщает, что вследствие аварийного отключения электропитания по городу Киеву 14-15 июня была приостановлена работа технического оборудования «Информационного портала органов ГНС Украины» по приему налоговой отчетности в электронном виде. В связи с этим, налоговая отчетность, которая отправлена налогоплательщиками в электронном виде 14-15 июня, будет обработана после восстановления работы системы. Такую отчетность считать предоставленной в ОГНС без нарушения предельного срока подачи», – отмечалось в документе.
Как видно из документа, ничего не сообщается об отчетности, которая отправлялась в четверг, 16 июня. Однако уже в тот же день, – в четверг, – пресс-служба ГНС поправила слова Клименко: «налоговая отчетность, присланная налогоплательщиками в электронном виде в течение 14-16 июня, будет обработана после возобновления работы системы».
К слову, это первое и пока последнее сообщение на официальном веб-сайте ГНС, касающееся проблемы, которая возникла у налогоплательщиков еще во вторник.
«Я об этом слышала от киевских коллег, что уже несколько дней у них подобные проблемы. В регионах ничего такого не было. Но мне звонили киевляне и спрашивали, не знаю ли я в чем дело. И возникает вопрос: почему молчит Государственная налоговая служба? Ведь это показывает отношение к бизнесу, к предпринимателям», – рассказала «Комментариями» Алла Алексенцева, глава Виннцикого городского объединения частных предпринимателей Центр, член правительственной рабочей группы по реформированию упрощенной системы налогообложения.
При этом руководство ГНС неоднократно заявляло, что подача отчетности в электронном виде в перспективе будет если не обязательным требованием для всех налогоплательщиков, то уж точно для подавляющего большинства. И уже сегодня предприниматели сталкиваются с проблемами с «бумажной» отчетностью.
«Сегодня пыталась сдать декларацию по НДС в Оболонскую налоговую (Киев) (в бумажном виде). «Пустышку» приняли без вопросов, а с циферками отказались наотрез. Говорят – идите, заключайте договор, покупайте сертификаты и сдавайте в электронном виде. Доводы мои о том, что до 20 числа я не успею это все сделать – их не волновали. Гнут свою линию, ссылаясь на 49ст НК, где сказано, что «крупные и средние предприятия обязаны сдавать отчетность в электронном виде», – написала в четверг участница форума на официальном сайте ГНС под ником «Lady».
На этом фоне весьма любопытно узнать истинную причину остановки работы сервера. Ведь в центральном офисе такого ведомства, как ГНС, обязан быть в наличии аварийный генератор – именно для таких случаев, который произошел во вторник. Но как сообщили «Комментариям» в «Киевэнерго», именно дизельного генератора как раз и не было в здании по адресу Львовская площадь, 8, – там, где находится центральный офис налоговой.
«14 июня в 12:25 произошло повреждение кабельной линии «Львовская-РП253», вследствие чего были отключены здания ГНА Украины по адресу Львовская площадь, 6, и 8. В здании по адресу Львовская площадь, 6, произошло автоматическое переключение на дизельную станцию. Здание по адресу Львовская площадь, 8, не имеет резервного источника питания, поэтому оно в результате повреждения кабельной линии было обесточено. Бригада «Киевэнерго» за счет переключения потребителя на другой источник оперативно, в течение часа – в 13:30, возобновила электроснабжение этого здания», – рассказали в «Киевэнерго».
Видимо, этого часа, если верить утверждениям руководства «Киевэнерго», и хватило для того, чтобы «лег» несомненно загруженный сервер Центра приема электронной отчетности. А восстановить его работу удалось только на третьи сутки после аварии.
К слову, «Комментариям» пока не удалось получить информацию о наличии либо отсутствии в центральном офисе ГНС аварийного генератора – в пресс-службе ведомства попросили направить соответствующий запрос, который и был нами отправлен. И если ГНС ответит на него, то «Комментарии» обязательно проинформируют об этом своих читателей.
- Информация о материале
Коррупционная сделка является ничтожной
С 1 июля текущего года вводится в действие закон, выстраданный в пятилетних законотворческих муках, призванный стать основным орудием противодействия коррупции — явлению, ставшему за годы независимости не только основным бичом, но и неотъемлемой частью, сущностью украинского общества, явлению, которым пронизаны абсолютно все сферы жизни общества. На бытовом уровне мы воспринимаем его как нечто такое, что нельзя победить, с чем можно бороться только на словах, а не на деле… На деле, давайте откровенно — не с высоких трибун, не на митингах, а между собой, в честной, откровенной беседе, мы признаем, что если попался — был неосторожен, если не рассчитался за услугу с чиновником — поступил непорядочно, если нашел способ обойти закон через связи — молодец! А в основе нашего порою искреннего недовольства этим явлением лежит, признайтесь себе, больше зависть тех, кому не дано, к тем, у кого получается.
Не рубить сплеча
Коррупция является сегодня одним из основных цементирующих элементов не только государственного механизма, но и общественного устройства в целом. Убери коррупцию — и куда уйдут тысячи умных, образованных людей среднего управленческого звена, приносящих сегодня огромную пользу, выполняя на профессиональном уровне очень сложные рутинные задачи, стоящие перед государством? Или они смирятся со своей участью и продолжат работать за 3,5 тыс. грн.? То же касается учителей, врачей и представителей других профессий, последовательно удерживаемых государством ниже черты бедности.
Автор этих строк бесконечно далек от призыва оставить все как есть. Однако явление, которое так сильно въелось в украинское общество, невозможно побороть в одночасье, этот узел не разрубить, путь к преодолению коррупции долог и тернист. Путь, по которому страны Европы двигались столетиями, заменяя взятки судьям государственными пошлинами, а продажу должностей конкурсным отбором претендентов, нам надо пройти намного быстрее, но все-таки постепенно.
Именно в этой связи принятый Закон «Об основах предупреждения и противодействия коррупции» должен стать тем инструментом, который, с одной стороны, позволит «закрутить гайки» в известных всем сферах коррупционного беспредела, где коррупция действительно приносит обществу колоссальный вред, но с другой — не станет орудием расправы с неугодными чиновниками и бизнесом. Да, именно бизнесом, ведь в соответствии с новым законодательством субъектами коррупционных правонарушений становятся не только государственные чиновники и лица, выполняющие функции государства, но и должностные лица юридических лиц частного права, а также физические и юридические лица, принимающие участие в коррупционных нарушениях с другой стороны (напр., предоставляющие неправомерные выгоды чиновникам).
По мнению многих специалистов, принятый закон намного лучше предыдущих. С одной стороны, он значительно жестче, нежели редакция закона о коррупции, действующая до нового года, а с другой — в нем отсутствуют многие острые углы, перегибы трех антикоррупционных законов, отмененных Верховной Радой в начале этого года. Вместе с тем, для многих директоров частных юридических лиц может стать новостью то, что с 1 июля текущего года они несут юридическую ответственность за оказание неправомерного содействия физическим и юридическим лицам в осуществлении ими хозяйственной деятельности, получении субсидий, субвенций, дотаций, кредитов, льгот, заключении контрактов, неправомерное содействие назначению лица на должность, неправомерное вмешательство в деятельность органов государственной власти, местного самоуправления или должностных лиц, и наконец, за предоставление неправомерных преимуществ физическим или юридическим лицам в связи с подготовкой проектов, утверждением (согласованием) заключений. Иными словами, директор частного юридического лица может быть привлечен к ответственности, если он, обходя объявленный предприятием конкурс, возьмет на работу дочь своего друга вместо претендента, выполнившего условия конкурса.
Знают ли директора, их замы о том, что с 1 июля 2011 года за непредоставление или несвоевременное предоставление информации по запросу гражданина, равно как и за предоставление недостоверной информации, они могут быть привлечены к административной ответственности за коррупционное правонарушение (ст.16 Закона)? В контексте законодательства о доступе к публичной информации коммерческие структуры смогут найти много нового и интересного для себя в части своих обязанностей в соответствующей сфере.
А знают ли они, что подлежат увольнению в трехдневный срок с момента получения их предприятием решения суда о привлечении такого должностного лица к административной либо уголовной ответственности, а до этого момента могут быть отстранены от исполнения своих обязанностей? Знают ли бизнесмены, что о коррупционных правонарушениях (в том числе и на принадлежащих им предприятиях) они должны немедленно уведомить правоохранительные органы?
Закон логичен. Если бороться с коррупцией, то надо бороться с ней на всех уровнях — как на уровне государственного аппарата, так и на уровне частного бизнеса и даже простых физических лиц, без которых коррупционные проявления были бы невозможны. Ведь на тех, кто «берет», и на тех, кто «дает», лежит равная моральная ответственность за коррупцию как социальное явление в целом. Именно поэтому законодательство с 1 июля предусматривает ответственность физического лица не только за предоставление неправомерной выгоды должностному лицу, но и просто за предложение таковой. Причем состав правонарушения имеет место в случае поступления предложения как государственному чиновнику, так и должностному лицу юридического лица частного права.
Необеспеченный кредит
Еще один нюанс. Согласно части второй ст. 24 Закона, сделка, совершенная вследствие коррупционного правонарушения, является ничтожной. Согласно Гражданскому кодексу, ничтожная сделка недействительна с момента ее заключения, не влечет за собой юридических последствий, признание ее недействительной судом не требуется. Казалось бы, вполне логичная и правильная норма. Однако именно данная норма создает практически безграничные возможности для злоупотреблений, особенно в контексте деятельности юридических лиц частного права.
Скажем, юридическое лицо (ипотекодатель, имущественный поручитель), желающее расторгнуть сделку залога недвижимости, инициирует антикоррупционное расследование, в ходе которого его директор привлекается к административной ответственности за осуществление неправомерного содействия другому юридическому или физическому лицу в получении кредита. Решение суда о привлечении директора к административной ответственности (или, еще лучше, об освобождении от нее по сроку давности) вступает в силу, и сделка автоматически становится ничтожной, а кредит необеспеченным. При этом кредитор (напр., банк) в принципе не имеет возможности защитить в суде свои права как ипотекодержателя, ведь сделка недействительна с момента ее совершения и признание ее недействительной судом не требуется. Это только первый, самый простой пример использования указанной нормы закона во зло. А давайте попробуем смоделировать ситуацию со сделками купли-продажи, аренды и т.д…
Чем была продиктована необходимость отнести указанные сделки к категории ничтожных, когда намного более правильным и логичным было бы отнести их к категории оспариваемых, т.е. сделок, которые могут быть признаны недействительными, но только в судебном порядке? Это как раз и дало бы возможность кредитору в приведенном примере защитить свои права как стороны по сделке. В данном случае законодатель, очевидно, перегнул палку.
Некачественные изменения
Так или иначе, Закон «Об основах предупреждения и противодействия коррупции» — крайне интересное чтиво для представителей украинского бизнеса. Ведь с 1 июля именно они смогут открыть для себя новую грань взаимоотношений как с государственным аппаратом, так и с обширным списком правоохранительных органов, уполномоченных бороться с коррупцией, к коим новый закон относит практически все известные учреждения — прокуратуру, подразделения по борьбе с организованной преступностью МВД, налоговую милицию и СБУ. Отметим, что координация реализации антикоррупционной стратегии возложена на специально уполномоченный орган по вопросам антикоррупционной политики, создаваемый президентом Украины. Таким образом, обратить свое внимание, а также внимание своих юристов на вступающее в силу новое законодательство, особенно на изменения в Уголовном кодексе (ст. ст. 364-1, 365-1) и Кодексе об административных нарушениях, для отечественных предпринимателей является жизненно необходимым.
Принятый закон, безусловно, намного лучше предыдущих вариантов, однако антикоррупционное законодательство далеко не совершенно. И именно его несовершенство, а также легко угадываемое нежелание большинства людей у власти качественно изменить сложившуюся ситуацию порождают небезосновательные сомнения в эффективности новых антикоррупционных норм. Ведь ключ к уменьшению коррупционных проявлений — не столько в репрессивных, принудительных мерах государства (тем более, если они направлены исключительно против отдельных неугодных), сколько в личном примере некоррупционного поведения среднего и высшего управленческого звена государственного аппарата, в личном примере внедрения поведенческих стандартов государственной службы.
- Информация о материале
Страница 1771 из 2102
