«Агентство „Добрые дела“: узакониваем самовольное строительство». Этот отнюдь не шуточный мессидж на огромном билборде на въезде в «европейскую столицу» дает исчерпывающий ответ на вопрос, какое государство мы строим. Потому тем, кто добрался до Печерских холмов, уточняющих вопросов задавать уже не стоит. Здесь в роли прообраза вышеуказанного агентства выступает сам Кабмин. Который и на этот раз во главе с добрым Николай Янычем тоже решил кое-что узаконить. Правда, без предупреждения: борд с приветом для 13 миллионов льготников премьер почему-то не вывесил. И чтобы докопаться до сути правительственных социальных ноу-хау (а они, прямо скажем, революционные), нам пришлось перелопатить гору дополнительной литературы.
Итак, история оперативного раскулачивания льготников Украины получилась почти детективная: власть пошла на банальный подлог. Известно, что еще в январе Кабмин внес в парламент законопроект № 7562 «О гарантиях государства в отношении исполнения решений суда». В переходных положениях закона с малоговорящим названием (наше государство и гарантии — две сложно совместимые вещи) речь идет о внесении изменений в 17 (!) законов Украины и (внимание!) передаче Кабмину исключительного права самостоятельно (а не опираясь на норму законов) регулировать сумму выплат из бюджета на социальные льготы населению страны. То есть десяток мужчин в дорогих костюмах будут в ручном режиме решать, какой долей они готовы поделиться с пенсионерами, инвалидами и чернобыльцами. Тенденцию социальных выплат при таком раскладе угадать несложно. Основной ее мессидж — в заголовке.
По поводу закамуфлированных новелл документа депутаты в комитетах ломают копья с того же января: «Проблема действительно есть. Льготников неоправданно много. Но, может, для начала все посчитаем, изучим потребности, сопоставим возможности, привлечем экспертов и примем честный закон…» Тщетно. Правовой комитет Кивалова, которому премьер доверил (нужно объяснять почему?) анализ новой социальной концепции, облеченной в форму антиконституционного закона (кстати, это вывод научно-экспертного управления ВР), в унисон с Минюстом (!) уже вынес свой положительный вердикт, предложив депутатам принять судьбоносное решение.
Более того, о серьезности намерений власти в ближайшее время реализовать скрытый план глобальной экономии бюджетных средств говорит не только отказ спикера парламента Владимира Литвина публично пояснить ZN.UA, намерен ли он, удовлетворяя требования президента, вносить законопроект в повестку сессии и не нарушит ли он при этом конституционные права граждан Украины (а они в случае принятия документа потеряют возможность планировать свой и без того скудный бюджет). Эти намерения подтверждают и проголосованные на этой неделе изменения в бюджет страны. По сокращенной процедуре. Где так же — в переходные положения (п. 4) — малодушно зашита норма о том, что пенсионное обеспечение детей войны, чернобыльцев и военнослужащих будет реализовываться в соответствии с наличием средств в Пенсионном фонде и регулироваться Кабмином. Что абсолютно корреспондируется с законопроектом 7562. А также с решением «народной» партии Литвина, проголосовавшей в составе 250 депутатов. Вопросов к спикеру больше нет.
На самом деле речь идет о судьбах миллионов людей, в одном случае испытывающих физическую или материальную нужду и жизненно зависимых от государства, в другом — незаслуженно купивших себе военные подвиги, чернобыльское геройство или инвалидность, в третьем — паразитирующих на бюджете, сидя в прокурорском «Бентли» с проездным на трамвай в кармане. Желание правительства найти выход из ситуации под ковром свидетельствует, в частности, о том, что на первых и вторых без разбора могут тихо сэкономить, третьим — оставить шансы на халяву. Разбалансированность же еще советской системы социальной защиты, опутавшей льготами чуть ли не всю теперь уже независимую и рыночную страну — серьезная государственная проблема. Которая, как и любая реформа, требует не только детального рассмотрения политиками и экспертами, но и честной, открытой общественной дискуссии. А никак не политического шулерства власти, замешанного на страхе потерять остатки рейтинга.
Кто виноват?
Создав независимое государство по форме, мы так и не стали внутренне независимыми от него. Да и само государство (о чудо!) по-прежнему считает, что должно нам — путевки, билеты, лекарства, субсидии и пр. По меньшей мере, так написано в Конституции, законах Украины, постановлениях Кабмина... В 2009 году Центр гражданской экспертизы в аналитическом исследовании насчитал 30 законов, только формирующих и регулирующих государственную политику в социальной сфере. При этом разнообразные льготы, выплаты и компенсации гражданам предусмотрены в 58 законах и в более чем 120 подзаконных нормативно-правовых актах. Сильно удивитесь, если узнаете, что количество разнообразных документов-деклараций растет прямо пропорционально количеству выборов в стране? Отож…
По последним данным Министерства труда и социальной политики, все эти многочисленные документы обслуживают интересы 13 миллионов льготников, которые составляют 27% населения страны. А это 87 различных статусов и категорий льготников.
Несколько конкретных примеров: по данным того же министерства, на сегодняшний день льготами по оплате жилищно-коммунальных услуг пользуются 6,8 миллиона граждан: 69 категорий льготников имеют право на этот бонус. Почти пять миллионов украинцев пользуются правом льготного проезда в междугороднем транспорте, а 24 миллиона граждан бесплатно ездят в городском и пригородном транспорте.
При этом важно, что более половины наших сограждан имеют право на льготы по профессиональному признаку, а не по социальным показаниям, как принято в цивилизованных странах. В этом — одна из ключевых особенностей нашей системы социальной защиты. Вот так, оригинально, государство пытается решать проблемы экономики и льготами из бюджета компенсировать недостаток заработной платы военным, прокурорам, судьям, милиции, пожарным, экологам… Всего более 40 наименований почетных профессий. (Уточним, что половина из них наряду с разномастными депутатами и кандидатами также бесплатно путешествует по городам и весям, по-видимому, «помогая» решать проблемы автоперевозчиков).
Дальше — еще интереснее. По оценкам разных экспертов, общая стоимость задекларированных в государственных документах льгот составляет от 3,8 до 5,8 млрд. долл. Довольно показательно в этом контексте выглядят следующие статистические данные Минтруда: в 2011 году на различные социальные льготы и выплаты Кабмин заложил в бюджет чуть более 9 млрд. грн. (1,3 млрд. долл). При этом на сегодня (а сегодня, господа, уже — июнь) выделено 1,5 млрд. грн. Так что о реальном бюджетном обеспечении законных льгот не понаслышке знает каждый гражданин, имеющий свое главное удостоверение в кармане. Начиная от живущего в общаге майора и заканчивая малоимущей матерью троих детей, умирающей от почечной недостаточности под стенами отделения диализа. В то же время догадываются и вышеупомянутый прокурор на «Бентли», и Ко, на необоснованное обеспечение которых и тратятся деньги, причитающиеся тем, кто по-настоящему нуждается.
Кстати, защищать права и интересы малоимущих (а не разбазаривать деньги налогоплательщиков), государство Украина неоднократно обязалось не только в собственной Конституции, но и в десятках подписанных европейских социальных конвенций и международных договоров. Столько же раз обещая доверчивым зарубежным партнерам сбалансировать имеющуюся систему социальной защиты в соответствии с европейскими нормами. Где (о шутка истории!) каждому по труду и от каждого — по возможностям. Таким образом, вряд ли, ознакомившись всего лишь с сотой долей этой красноречивой статистики, можно отрицать наличие проблемы.
Что делать?
Ну, позиция власти понятна. Кстати, не только премьера. Еще в январе, когда вышеназванный законопроект № 7562 от 14.01. 2011 г. о гарантиях государства в отношении исполнения решений суда появился в Раде, глава парламентского комитета по вопросам национальной безопасности Анатолий Гриценко выступил с резкой и публичной критикой этого документа. Парламент прозрел, а закон — завис в комитетах на пять месяцев. Литвин и сегодня в личных беседах с депутатами божится, что «никогда не вынесет этот позор в зал». Но, как говорится, не верь ушам своим: за внесение в бюджет изменений, ударивших по детям войны, военнослужащим и чернобыльцам Владимир Михалыч проголосовал. Да и представитель президента в парламенте горячо настаивал на внесении закона в повестку завершающейся сессии. Значит, решение принято, и «этот позор» может, по привычному взмаху парламентского дирижера Чечетова, в корне изменить всю систему социальной защиты?
Кстати, сам Михаил Васильевич довольно образно объяснил автору, почему важно, чтобы это произошло: «Вот вы, к примеру, идете в супермаркет, набираете в корзину продукты, исходя из чего? Из наличия купюр в кошельке. Ведь так? Так и государство, прежде чем что-то обещать и давать людям, должно посчитать, сколько у него в кошельке. А потом уже принимать конкретные решения. Иначе закон провисает, и это очень раздражает народ. «7562» обеспечивает именно такой рациональный подход».
В то же время депутат неожиданно легко согласился с тем, что Кабмином избрана не слишком правильная форма принятия этого актуального закона. «Может быть, по форме и процедуре надо было и не так действовать, — заметил он. — Возможно, надо поменять название закона на более конкретное и понятное, честно пояснить людям причины его появления, а также предоставить парламенту право ежегодно утверждать социальные лимиты по представлению Кабмина. Тогда люди будут знать, на что им в этом году рассчитывать. На самом деле, дискуссии внутри фракции на эту тему еще не было».
Народный депутат Валерий Сушкевич, по совместительству глава комитета по социальной защите, высказался более категорично: «Вряд ли уже стоит говорить о том, что, пытаясь в корне изменить концепцию социальных выплат в стране, Кабмин сугубо социальный закон прикрывает отстраненным названием и отправляет в комитет Кивалова. Однако стоит сказать о том, что тем самым власть снимает с себя абсолютно все мотивации выполнять социальное законодательство страны. Судите сами, в государстве давно приняты и действуют законы. Да, экономика переживает непростые времена — денег не хватает. Тогда давайте выберем приоритеты и четко скажем людям, какие статьи и какие категории сегодня финансируем, какие подключим на следующих этапах по мере подъема экономики и наполнения бюджета. При этом помня, что к выполнению этих обещаний нас обязывает закон. Сегодня на 50 процентов обеспечим льготников, завтра на 55% и т. д. А если убрать закон, то Кабмину уже ни о чем не надо помнить. Кроме того, чтобы не забыть дать нужное обещание. Конкретный пример: в прошлом году приняли налоговый кодекс, из которого исчез транспортный сбор. Нам удалось убедить и Кабмин, и парламент, что тем самым нанесен прямой удар по инвалидам и ветеранам. Ведь этот сбор включили в стоимость бензина. Спасибо — нас услышали: внесли и в кодекс, и в бюджет строку о компенсаторных механизмах этой категории граждан. Вы думаете, заплатили хоть копейку? Монетизация по-нашему...»
Кстати, о монетизации льгот. Европа, несмотря на существование разных систем социальной защиты (всего четыре — континентальная, англосаксонская, скандинавская и переходная южноевропейская), придерживается принципа, что человек за все должен платить сам. Если же в силу объективных причин он этого сделать не может, то государство обязано ему помочь. На этот революционный шаг еще в 2004 году пошла Россия. Реформа, как известно, провалилась. Как это ни странно, у утопающей в нефтедолларах страны нашлись деньги, образно говоря, на компенсацию половины проездного для пенсионера. Если совсем коротко, то реформа оказалась неподготовленной. Часть обязанностей по выплатам государство переложило на регионы, бюджеты которых не располагали нужными суммами. Более того, величина компенсаций определенным законом категориям льготников рассчитывалась исходя не из их реальных потребностей, а из возможностей государства. Которое, так же как и наше, давно перепутало личное с общественным… В стране прошла волна протестов. «Верните нам бесплатный проезд — он не подвержен инфляции и коррупции!». При этом важно понимать, что В.В.Путин хотя бы открыто заявил людям о реформе. В названии закона.
Таким образом, перемещаясь обратно в нашу подпольную реальность и подытоживая мнения экспертного сообщества (в частности вышеупомянутого исследования Центра гражданской экспертизы), можно констатировать: вместо того, чтобы комплексно подойти к проблеме изменения концепции социальной защиты и:
1) обеспечить открытый диалог с обществом и экспертами;
2) пересмотреть профильное законодательство в сторону сокращения количества категорий льготников;
3) ввести мораторий на установление новых льгот и введение новых категорий льготников;
4) обеспечить постепенный переход от системы льгот по социальному показателю к адресным социальным выплатам и социальным услугам;
5) заменить льготы по профессиональному признаку на адекватную заработную плату;
6) пересмотреть систему критериев и оснований, по которым гражданам предоставляются льготы и назначаются социальные выплаты;
7) обеспечить прозрачность и координацию при исполнении и финансировании всех государственных программ социальной направленности;
8) согласовать существующее законодательство в сфере социальной защиты и социального обеспечения с действующим бюджетным законодательством;
9) повысить эффективность выполнения взятых на себя Украиной международно-правовых обязательств в сфере усовершенствования государственной системы социальной защиты и ее интеграции в европейскую систему…
Вместо всего этого власть пытается засунуть голову в песок и думает, что ее безобразной стойки никто не видит. В то же время, приняв вышеобозначенные изменения к бюджету и по сути уже в этом году наступив на гарантированные законом (!) права детей войны, чернобыльцев и военнослужащих, она пытается игриво оглянуться и выяснить: а не ошибается ли она? А вдруг люди все-таки пойдут в суды и на майданы? Безусловно, исходя из такой страусиной логики, можно и закон №7562 принять и проверить: а вдруг граждане обнаружат подлог и решатся (тоже вручную) обрезать срок сговорчивого Кабмина и изобретательного президента?..