За считанные дни до окончания срока подачи электронной отчетности Центральный офис ГНС в Киеве прекратил ее прием. В среду, 15 июня, на официальном веб-сайте компании «БЕСТ ЗВІТ» (национальный производитель программного обеспечения для подачи, сбора и обработки налоговой отчетности в электронном виде – Ред.) была размещена информация о технических проблемах на центральном сервере Государственной налоговой службы Украины (ГНС).
«В связи с техническими проблемами на центральном сервере ГНС Украины некоторое время прием отчетов по электронной почте не будет осуществляться», – отмечалось в сообщении.
В четверг, 16 июня, на этом же сайте информация была конкретизирована. Оказалось, что «лег» сервер Центра приема электронной отчетности. И это за считанные дни до 20 июня – конечного срока подачи отчетности. Сообщалось также, что, по предварительным прогнозам, возобновление работы сервера ГНС произойдет в пятницу-субботу.
«Сейчас (в четверг – Ред.) на сервере Центра приема электронной отчетности продолжаются технические работы, в связи с чем временно приостановлен прием отчетов по электронной почте. Предварительные прогнозы относительно возобновления работы сервера ГНС Украины – 17 июня - 18 июня. Рекомендации налогоплательщикам: Не нужно повторно отправлять отчеты, на которые не пришли квитанции. После возобновления работы сервера, все отчеты будут обработаны и налогоплательщикам поступят соответствующие квитанции», – сообщалось на сайте.
Уже сегодня появилось третье сообщение: «Шлюз в налоговой заработал в обычном режиме! Отчеты повторно отправлять не нужно, они все будут обработаны и клиентам придут соответствующие квитанции».
Одновременно, на неофициальном веб-сайте поддержки пользователей OPZ (бесплатное программное обеспечение для подачи налоговой отчетности в электронном виде – Ред.) разместили информацию, из которой следовало, что проблемы с электроснабжением у налоговой возникли в результате аварии на линии «Киевэнерго». На указанном веб-сайте также было размещено официальное письмо за подписью первого замглавы Комиссии по проведению реорганизации ГНАУ, замглавы ГНСУ Александра Клименко от 16 июня.
«ГНАУ сообщает, что вследствие аварийного отключения электропитания по городу Киеву 14-15 июня была приостановлена работа технического оборудования «Информационного портала органов ГНС Украины» по приему налоговой отчетности в электронном виде. В связи с этим, налоговая отчетность, которая отправлена налогоплательщиками в электронном виде 14-15 июня, будет обработана после восстановления работы системы. Такую отчетность считать предоставленной в ОГНС без нарушения предельного срока подачи», – отмечалось в документе.
Как видно из документа, ничего не сообщается об отчетности, которая отправлялась в четверг, 16 июня. Однако уже в тот же день, – в четверг, – пресс-служба ГНС поправила слова Клименко: «налоговая отчетность, присланная налогоплательщиками в электронном виде в течение 14-16 июня, будет обработана после возобновления работы системы».
К слову, это первое и пока последнее сообщение на официальном веб-сайте ГНС, касающееся проблемы, которая возникла у налогоплательщиков еще во вторник.
«Я об этом слышала от киевских коллег, что уже несколько дней у них подобные проблемы. В регионах ничего такого не было. Но мне звонили киевляне и спрашивали, не знаю ли я в чем дело. И возникает вопрос: почему молчит Государственная налоговая служба? Ведь это показывает отношение к бизнесу, к предпринимателям», – рассказала «Комментариями» Алла Алексенцева, глава Виннцикого городского объединения частных предпринимателей Центр, член правительственной рабочей группы по реформированию упрощенной системы налогообложения.
При этом руководство ГНС неоднократно заявляло, что подача отчетности в электронном виде в перспективе будет если не обязательным требованием для всех налогоплательщиков, то уж точно для подавляющего большинства. И уже сегодня предприниматели сталкиваются с проблемами с «бумажной» отчетностью.
«Сегодня пыталась сдать декларацию по НДС в Оболонскую налоговую (Киев) (в бумажном виде). «Пустышку» приняли без вопросов, а с циферками отказались наотрез. Говорят – идите, заключайте договор, покупайте сертификаты и сдавайте в электронном виде. Доводы мои о том, что до 20 числа я не успею это все сделать – их не волновали. Гнут свою линию, ссылаясь на 49ст НК, где сказано, что «крупные и средние предприятия обязаны сдавать отчетность в электронном виде», – написала в четверг участница форума на официальном сайте ГНС под ником «Lady».
На этом фоне весьма любопытно узнать истинную причину остановки работы сервера. Ведь в центральном офисе такого ведомства, как ГНС, обязан быть в наличии аварийный генератор – именно для таких случаев, который произошел во вторник. Но как сообщили «Комментариям» в «Киевэнерго», именно дизельного генератора как раз и не было в здании по адресу Львовская площадь, 8, – там, где находится центральный офис налоговой.
«14 июня в 12:25 произошло повреждение кабельной линии «Львовская-РП253», вследствие чего были отключены здания ГНА Украины по адресу Львовская площадь, 6, и 8. В здании по адресу Львовская площадь, 6, произошло автоматическое переключение на дизельную станцию. Здание по адресу Львовская площадь, 8, не имеет резервного источника питания, поэтому оно в результате повреждения кабельной линии было обесточено. Бригада «Киевэнерго» за счет переключения потребителя на другой источник оперативно, в течение часа – в 13:30, возобновила электроснабжение этого здания», – рассказали в «Киевэнерго».
Видимо, этого часа, если верить утверждениям руководства «Киевэнерго», и хватило для того, чтобы «лег» несомненно загруженный сервер Центра приема электронной отчетности. А восстановить его работу удалось только на третьи сутки после аварии.
К слову, «Комментариям» пока не удалось получить информацию о наличии либо отсутствии в центральном офисе ГНС аварийного генератора – в пресс-службе ведомства попросили направить соответствующий запрос, который и был нами отправлен. И если ГНС ответит на него, то «Комментарии» обязательно проинформируют об этом своих читателей.