Для многих предприятий такое мероприятие как невыездная налоговая проверка становится настоящим сюрпризом. И последствия такой проверки могут иметь очень серьезными, если не учесть факт несоблюдения фискалами установленного порядка ее проведения.
24 января 2017 ВАСУ вынесено определение по делу № К/800/35494/15, согласно которому суд подтвердил позицию первых двух судебных инстанций о признании противоправным и отмене приказа налогового органа на проверку ввиду несоблюдения установленной законом процедуры.
Так, документальная внеплановая невыездная проверка проводится на основании приказа руководителя контролирующего органа и при наличии оснований для ее проведения, а право на проведение такой проверки возникает при условии заблаговременного направления до начала проверки налогоплательщику заказным письмом с уведомлением о вручении (или вручения ему или его уполномоченному представителю под расписку) копии приказа о проведении документальной внеплановой невыездной проверки и письменного уведомления о дате начала и месте проведения такой проверки (п. 78.4, п. 78.5 ст. 78, п. 79.1, п. 79.2 ст. 79 Налогового кодекса Украины). Указанное согласуется с правом налогоплательщика присутствовать при проведении проверок и предоставлять объяснения по вопросам, возникающим во время таких проверок, закрепленного в подпункте 17.1.6 пункта 17.1 ст. 17 Налогового кодекса Украины, и обязанностью налогоплательщика предоставить должностным (служебным) лицам органов государственной налоговой службы в полном объеме все документы, принадлежащие или связанные с предметом проверки, что предусмотрено пунктом 85.2 ст. 85 Налогового кодекса Украины.
Из материалов дела усматривается, что оспариваемый приказ и сообщение о проведении проверки истца от 5 января 2015 направлено заказным письмом с уведомлением о вручении только 5 января 2015 в 18 час. 33 мин., а получено истцом только 16.01.2015 года. При этом, и в оспариваемому приказе, и в сообщении о начале проведения проверки датой начала документальной внеплановой невыездной проверки указано 6 января 2015, то есть на следующий день после вынесения соответствующего приказа. Иными словами, налоговый орган направил приказ о назначении проверки и уведомление о начале проверки всего лишь за один день до начала такой проверки. Такие действия являются нарушением норм статьи 79 Налогового кодекса Украины и должны быть отменены, как незаконные.
Также, следует отметить, что аналогичная позиция изложена в постановлении Верховного Суда Украины от 27.01.2015 года по делу№21-425а14, где четко определено, что анализируемым нормами Налогового кодекса, с соблюдением баланса публичных и частных интересов, установленные условия и порядок принятия контролирующими органами решений о проведении проверок, в том числе документальных внеплановых выездных. Только их соблюдение может быть надлежащим основанием приказа о проведении проверки. С приказом о проверке, сведениями о дате ее начала и место проведения плательщик должен быть ознакомлен в установленный законом способ до ее начала. Невыполнение требований подпункта 78.1.1 пункта 78.1 статьи 78 и пункта 79.2 статьи 79 Налогового кодекса приводит к признанию проверки незаконной и отсутствии правовых последствий такой.
Таким образом, если Вы внезапно получили уведомление о проведении невыездной документальной проверки по вопросам соблюдения налогового законодательства, рекомендуем Вам обратиться к своему юристу на предмет выявления законности соблюдения процедуры ее назначения.