Когда я пытаюсь осмыслить, что происходит с мировоззрением восточных украинцев за последний год, то впадаю в «терминологический кретинизм». Потому что ни назвать, ни подобрать вразумительное определение этим процессам не могу. Лично у меня смена привычной картины мира и развенчание мифов происходит так быстро и часто, что осознание «догоняет» с сильным опозданием.
И все же, я не оставляю попыток объяснить себе, почему западным и восточным украинцам так сложно понять друг друга, в чем конкретные различия между нами в оценке понятий «родина» и «патриотизм», и насколько долгим может быть процесс сближения между Правобережьем и Левобережьем нашей многострадальной страны.
Поскольку 9 лет моей сознательной жизни прошли в России, я невольно впитала основную линию тамошней общественно-политической позиции. Если кратко, в голове она складывается так: «Поскольку Россия –величайшее государство всех времен, все соседние народы должны трепетать и петь в унисон». Тем более шокирующим по возвращении на Украину было для меня выяснение того факта, что украинцы придерживаются другой версии исторических событий, и основана она на их личном опыте. Тут и отношение к голодомору, и к ВОВ, и к другим фактам. Но самый мощный переворот у меня в голове случился, когда я сама познакомилась с жителями Правобережной Украины и поняла, в чем заключается различность жителей востока и запада страны.
Каждое путешествие на Западную Украину вызывает у меня «разрыв шаблонов». Так было в первый раз, три года назад. Выйдя в первый день во Львове на улицу, я поделилась со своим спутником опасениями: а вдруг, говорю, нас тут «накажут» за русский язык? И решили мы говорить между собой по-украински, чтоб не огрести ненароком. Но не прошли мы и пары кварталов, как услышали русский в разговорах проходящих людей. Стоп, думаю: мы во Львове или нет?
Это потом мы поняли, что Львов в языковом плане мягок и толерантен, как всякий туристический город. Это потом в сознании развеялись мифы о «воинствующих бандеровцах», которые якобы встречаются на Западной Украине на каждом шагу.
Вторая поездка в этот регион – в августе 2014 – по понятным причинам вызвала разрыв шаблонов гораздо более масштабный. В самом деле, кто бы мог подумать, что красно-черных флагов я буду бояться меньше, чем российского триколора? Что георгиевская ленточка, раньше связанная в моей голове с праздником 9 мая, будет вызывать отвращение до дрожи в конечностях? При том, что мои бабушка и дедушка прошли всю войну на стороне Красной Армии.
Вслед за событиями на Майдане, моральные и ценностные устои в моей голове начали слетать с петель. К началу второго путешествия на Западную Украину я уже размежевала для себя по-новому понятия «дружественности» и «враждебности». Могу только представить, как трудно это сделать поколению моих родителей, выросшему на мифах советского времени. Но сейчас не об этом.
Первое неожиданное осознание смены своих убеждений случилось в Киеве, где мы ночевали между двумя большими авто-трипами. Во время вечернего заселения в съемную квартиру на Жилянской я не предполагала, что проснусь утром от ужасающего грохота и лязга, да еще буду этому рада. Все просто: дело было утром 24 августа и как раз по Жилянской в полседьмого утра ехала вся военная техника для построения на парад. И вот я, вместо того чтобы ворчать на мужа, – «закрой окно, ребенок проснется», –выскакиваю на балкон в неглиже и машу руками военной автоколонне. Двумя часами позже, по пути на парад, я вижу себя в зеркалах витрин с голубо-желтым флажком в руке и спрашиваю: откуда во мне этот заострившийся патриотизм?
И тут постепенно до меня начинает доходить, почему восточные и западные украинцы – люди из разного теста. «Разность» видна уже на середине пути, в Киеве. Когда я увидела, сколько патриотической символики и вышиванок было в тот день на Крещатике, как искренне люди радовались украинским военным, как плакали на минуте молчания в честь Небесной сотни, я подумала: возможно ли такое в любом городе Востока? Чтобы люди осознанно, в таком количестве и с такой интенсивностью радовались и гордились тем, что живут в Украине, со всеми ее недостатками?
Вдруг ясно осозналось: а ведь многие восточноукраинские жители старше 50 лет действительно считают, что оказались после 1991 года в Украине как бы случайно. Ну вот просто потому, что одна большая страна распалась, появилась страна Украина, на территории которой они находились в тот момент, и менять ничего не хотелось.
Отличие западноукраинского ощущения родины, по моим впечатлениям, в осознанности выбора. Здесь люди исторически боролись за свое достоинство, язык и культуру, за право на свои земли и свою национальность. Это привело к обострению патриотизма, и как следствие, к острому неприятию захватническо-поработительских поползновений под любым соусом.
В Карпатах выяснились совсем уж неожиданные для меня вещи. Оказывается, за годы правления Януковича даже самых мелких начальников в местной власти и милиции заменили на уроженцев Донецкой области. Без всякой логики: порой новые «смотрящие» даже не имели соответствующего образования. Стоит ли удивляться, что на Майдан из западных областей ездили более активно?
Оказалось, проевропейские устремления украинского запада качественно другие, чем пророссийские – на востоке. Жители Западной Украины бывали и бывают в Европе весьма часто, многие из них имеют реальные возможности остаться там жить (легально). Они имеют прекрасную возможность сравнивать украинскую и европейскую реальность. При этом у них нет и в мыслях поносить родную страну на чем свет стоит.
К примеру, хозяева карпатской коттеджной усадьбы, в которой мы останавливались, работали в Европе в течение многих лет. Сидя с нами в столовой за завтраком, хозяйка говорила: «Там замечательно. Но я все равно хочу жить здесь». И взгляд ее устремлялся в окно, на Карпатские горы, не поддающиеся в своей красоте сколько-нибудь внятному вербальному описанию.
Среди восточных жителей патриотизм и гордость за страну – явления далеко не столь распространенные, и уж точно не безусловные. Довольно часто я замечала оригинальное «мерило» патриотизма восточноукраинского толка: оценивать страну по тому, что она дала тебе, не задаваясь вопросом о качестве своего собственного вклада. Да, я знаю, мы платим налоги и имеем право рассчитывать на удовлетворение базовых нужд (медицина, образование и т.п.) Но я твердо уверена: наше благосостояние – это результат только наших собственных усилий.
Когда я слышу жалобы отдельных индивидов о низком уровне доходов, всегда вспоминаю нарядные, благополучные деревни на Западной Украине – с большими ухоженными домами, весьма небедного вида. И думаю: эти люди ведь живут в одной с нами стране. Включены в те же сферы: подслеповатую правоохранительную систему, хромое здравоохранение и скособоченную налоговую среду. Но ведь у них получается жить в достатке? Даже работая за границей, они возвращаются на свою землю, чтобы по мере сил развивать свой край, соответствовать возросшему туристическому интересу к региону.
Я очень хочу, чтобы эту статью не восприняли как «нападение» на жителей Востока (к коим, кстати, я сама принадлежу). Мне кажется, немного здоровой самокритики нам не помешает. При этом мы с вами пережили за последний год столько, что, надеюсь, ожидание благодатного патриархального покрова с эмблемой серпа и молота уступило место стремлению жить своим умом, в своей стране. И понимать, что наша реальность – только наш выбор.
Я хочу сказать всем жителям востока Украины: если вы не знаете, за что любить свою родину, выйдите из дома. Выезжайте из своего города и отправляйтесь в путешествие по стране. Любого масштаба, на любом доступном транспорте. Когда увидите места и пейзажи, от которых кружится голова, перехватывает горло и теплеет в груди, вы все поймете.
А если вы убеждены, что любить страну можно, только когда получаешь от нее что-то «материально-весомое», пообщайтесь с жителями маленьких западноукраинских деревень или хозяевами карпатских «садыб». Трудолюбие этих людей потрясает. Их благосостояние видно невооруженным взглядом. Вы думаете, государству есть до них дело? Я думаю, они достигли своего уровня жизни благодаря собственному труду. Без жалоб и «перевода стрелок». Сами, своими руками.
Нам не стыдно поучиться этому у них.