Конституция Украины гарантирует право на правовую помощь. С целью практической реализации этого права в 2011 г. был принят Закон «О бесплатной правовой помощи» №3460-VI, который закрепил самостоятельное право лица, которое нуждается в дополнительной защите, получить в полном объеме бесплатную первичную правовую помощь, а также возможность определенной категории лиц получить бесплатную вторичную правовую помощь.
К сожалению, как и право на бесплатную медицину, образование и т. д., право на бесплатную юридическую помощь часто остается на бумаге. «Судебно-юридическая газета» попытался разобраться, кто имеет право получить юридическую помощь бесплатно, какую помощь человек может получить и где «прячутся» бесплатные юристы.
Основное о бесплатной правовой помощи
Бесплатная правовая помощь – юридическая помощь, гарантированная государством, которая полностью или частично предоставляется за счет средств Государственного бюджета, местных бюджетов и других источников. В систему предоставления бесплатной правовой помощи входят координационный центр по оказанию правовой помощи, субъекты предоставления бесплатной первичной правовой помощи и бесплатной вторичной правовой помощи. Бесплатная юридическая помощь разделяется на первичную и вторичную, и каждая из них имеет свои особенности.
Бесплатная первичная правовая помощь (БППП) – гарантированный государством вид бесплатной правовой помощи. Она заключается в консультировании лица о его правах и свободах, порядке их реализации, восстановления в случае нарушения и порядке обжалования решений, действий или бездеятельности органов государственной власти и местного самоуправления, должностных и служебных лиц.
БППП включает такие виды правовых услуг, как: предоставление правовой информации, консультаций и разъяснений по правовым вопросам, составление заявлений, жалоб и других документов правового характера (кроме процессуальных), оказание помощи в обеспечении доступа лица к вторичной правовой помощи и медиации. На БППП имеют право все лица, находящиеся под юрисдикцией Украины. Субъектами предоставления БППП являютсяорганы исполнительной власти и местного самоуправления, физические и юридические лица частного права и специализированные учреждения.
Как получить бесплатную первичную правовую помощь
Необходимо подать обращение о предоставлении одного из видов правовых услуг, которые входят в БППП, в центральные или местные органы исполнительной власти, территориальные органы центральных органов исполнительной власти и органы местного самоуправления (в соответствии с их компетенцией). Указанные органы обязаны предоставить запрашиваемые юридические услуги, относящиеся к их компетенции, в течение 30 календарных дней со дня поступления обращения (ст. 10 Закона «О бесплатной правовой помощи»). В случае, если в обращении содержится только просьба о предоставлении соответствующей правовой информации, такая правовая помощь предоставляется в течение 15 дней.
Органы исполнительной власти и местного самоуправления не могут отказать. В случае, если в обращении затронуты вопросы, которые не относятся к компетенции органа, к которому поступило обращение, такой орган должен не отказать человеку, а переправить его обращение к соответствующему органу в течение 5 календарных дней, о чем сообщить заявителю.
Если при рассмотрении обращения о предоставлении БППП установлено, что лицо нуждается в предоставлении бесплатной вторичной правовой помощи, орган исполнительной власти или местного самоуправления обязан разъяснить лицу порядок предоставления бесплатной вторичной правовой помощи. Обращения, не касающиеся предоставления БППП, все равно должны быть рассмотрены в порядке, установленном законодательством об обращениях граждан.
Стоит отметить, что органам исполнительной власти и местного самоуправления запрещается устанавливать плату за предоставление любого из видов правовых услуг, входящих в первичную правовую помощь, а также за выдачу лицам бланков заявлений, обращений, запросов, справок, других документов, представление которых предусмотрено законодательством для реализации прав и свобод человека и гражданина.
Вторичная бесплатная правовая помощь
Бесплатная вторичная правовая помощь (БВПП) – вид государственной гарантии, которая заключается в создании равных возможностей для доступа лиц к правосудию.
Виды правовых услуг, которые относятся к вторичной бесплатной помощи:
защита от обвинения;
осуществление представительства интересов лиц, имеющих право на БВПП, в судах, других государственных органах, органах местного самоуправления, перед другими лицами;
составление документов процессуального характера.
Предоставляют бесплатную вторичную правовую помощь:
адвокаты, включенные в реестр адвокатов, предоставляющих БВПП;
центры по предоставлению БВПП.
Центры по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи являются неприбыльными организациями, которые финансируются за счет Госбюджета и других не запрещенных законодательством источников и пользуются правами юридических лиц, в т. ч. имеют свои собственные бланки и печати.
Стоит отметить, что региональные и местные центры по оказанию БВПП создает Минюст. Такие центры являются территориальными отделениями координационного центра по оказанию правовой помощи и образуются с учетом потребностей соответствующей административно-территориальной единицы, на территорию которой и будет распространяться их компетенция.
Получить бесплатную вторичную правовую помощь могут:
малообеспеченные лица, среднемесячный совокупный доход семьи которых ниже суммы прожиточного минимума, утвержденного Законом «О прожиточном минимуме» для лиц, относящихся к основным социальным и демографическим группам населения, а также инвалиды, получающие пенсию или пособие в размере менее 2 прожиточных минимумов для нетрудоспособных лиц;
дети-сироты, дети, лишенные родительской опеки, беспризорные дети, дети, которые могут стать или стали жертвами насилия в семье;
лица, к которым применено административное задержание или административный арест;
лица, подозреваемые в совершении преступления, задержанные органами дознания и следствия;
лица, которым в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу;
лица, по делам которых в соответствии с законом участие защитника является обязательным;
лица, за которыми законами Украины уже закреплено право на бесплатную правовую помощь, а именно:
лица, на которых распространяется действие Закона Украины «О беженцах и лицах, нуждающихся в дополнительной или временной защите» (до момента принятия решения о предоставлении статуса беженца и в случае, если лицо оспаривает решение о статусе беженца);
ветераны войны и лица, на которых распространяется действие Закона «О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты»;
лица, имеющие особые заслуги и особые трудовые заслуги перед Родиной;
лица, принадлежащие к числу жертв нацистских преследований (по вопросам, связанным с их социальной защитой);
лица, в отношении которых суд рассматривает дело об ограничении гражданской дееспособности физического лица, признании физического лица недееспособным и возобновлении гражданской дееспособности физического лица (во время судебного разбирательства);
лица, в отношении которых суд рассматривает дело о предоставлении психиатрической помощи в принудительном порядке (во время судебного разбирательства);
лица, реабилитированные в соответствии с законодательством Украины (по вопросам, связанным с реабилитацией);
граждане государств, с которыми Украина заключила соответствующие международные договоры о правовой помощи;
иностранцы и лица без гражданства в соответствии с международными договорами, участником которых является Украина, если такие договора обязывают государств-участников предоставлять определенным категориям лиц юридическую помощь.
Неработающие нормы Закона «О бесплатной правовой помощи»
Стоит отметить, что заключительными и переходными положениями Закона «О бесплатной правовой помощи» предусмотрено поэтапное вступление в силу некоторых его положений.
С 1 января 2013 г. началось предоставление бесплатной вторичной правовой помощи:
лицам, к которым применено административное задержание или административный арест;
лицам, которые задержаны по подозрению в совершении преступления;
лицам, которым в качестве меры пресечения избрано содержание под стражей;
в уголовных процессах, по которым, в соответствии с положениями УПК, защитник привлекается следователем, прокурором, следственным судьей или судом для осуществления защиты по назначению или проведения отдельного процессуального действия.
С 1 января 2015 г. должно поэтапно начаться обеспечение предоставления бесплатной вторичной правовой помощи по неуголовным делам. Например, таким лицам, как инвалиды, беспризорные дети, беженцы и т. д.
Но есть одно «но» – реализация социально важных норм Закона «О бесплатной правовой помощи» оказалась в опасности в связи с регистрацией правительственного законопроекта №5185 от 21.10.2014 о внесении изменений в данный Закон относительно отсрочки вступления в силу некоторых его положений. В соответствии с законопроектом, введение системы бесплатной правовой помощи по неуголовным делам должно быть перенесено с 1 января 2015 на 1 января 2017 г. В пояснительной записке к законопроекту такая отсрочка объясняется простым отсутствием средств.
Нормы указного законопроекта кажутся еще более печальными, учитывая, что новым законом «О прокуратуре» с 24 апреля 2015 г. отменяются полномочия таких органов осуществлять представительство интересов граждан в суде (с некоторыми исключениями).
Стоит отметить, что кроме отсрочки, законопроект предлагает дополнить ст.27 Закона «О бесплатной правовой помощи» тезисом, что именно к полномочиям КМУ относится установление методики исчисления размера, порядка и условий оплаты деятельности субъектов предоставления бесплатной вторичной правовой помощи. Такое изменение необходимо для исчисления размера вознаграждения адвокатов, предоставляющих БВПП по административным, гражданским делам и по уголовным производствам.
Благо, выборы прошли, а в соответствии с ч.1 ст.95 Закона «О Регламенте Верховной Рады Украины» законопроекты, не принятые ВР предыдущего созыва в первом чтении, считаются снятыми с рассмотрения и не рассматриваются ВР нового созыва. Таким образом, остается надеяться, что законопроект не зарегистрируют в парламенте снова.
***
Вроде бы так много гарантированных прав, вроде бы законы открыты для всех, а пример любого иска можно отыскать в интернете. Но почему люди все так же ходят из одного кабинета чиновника в другой и »медленно сходят с ума», пытаясь защитить свои права? Почему юридическая профессия продолжает процветать, как и во времена римского права? Может, потому, что меняется власть – меняются и законы, а может, потому, что наше право наполнено формализмами. Но факт остается фактом: квалифицированная юридическая помощь, особенно своевременная, нужна многим.
Если у Вас есть средства, найти юриста не проблема. Но что делать бабушке с пенсией в »3 копейки», которой надо отстоять свою жилплощадь? Что делать женщине с тремя детьми и без дохода, которая пытается подать на алименты? А внутренне переселенным лицам с их многочисленными юридическими проблемами? Все это объясняет важность именно бесплатной юридической помощи. Стоит отметить, что именно на таких вещах правительству не стоит экономить, чтобы не оставлять лиц, нуждающихся в правовой помощи, более чем на полтора года без таковой из-за невозможности оплатить услуги платных юристов.