Рынок мобильной связи, возникший не так давно и стремительно развивающийся, диктует своим игрокам, сотовым операторам, не только определенные условия развития, но и выживания. Именно сейчас, когда количество абонентов мобильной связи достигает своего максимального уровня и динамика роста ее проникновения переходит в фазу насыщения, стоит разобраться, в частности, почему в конкурентной борьбе между операторами на украинском рынке так часто страдает потребитель.
Мир практически «мобилизирован»
Сегодня количество абонентов сотовой связи уже достигло рассчитанной ООН численности населения Земли (7,1 млрд). А к 2018 году, согласно прогнозам шведской компании Ericsson, этот показатель составит 9,3 млрд, когда на планете, по оценке Бюро переписи населения США (US Census Bureau), будут проживать 7,5 млрд человек.
Оглядываясь назад, слабо верится, что еще с десяток лет тому мы пользовались преимущественно стационарными телефонами. Сегодня же данный девайс больше выполняет роль раритетной мебели в большинстве офисов, равно как и дома — очередного сборщика пыли, который «жалко выбросить». «Сотовая связь стала очень важной частью нашей повседневной жизни, у нас всегда под рукой мобильные устройства, чтобы получать доступ к информации, развлечениям и общению, когда мы того пожелаем», — делится выводами вице-президент и директор по стратегии Ericsson Дуглас Джилстрэп.
В среднем, число пользователей сотовой связи за год вырастает на 13% и примерно на 3% — за один квартал. Наибольшее число новых подключений (в прошлом году) было отмечено в Китае — 40 млн, или 35% от мирового показателя. Бразилия заняла второе место (9 млн), Индонезия — третье (7 млн), на четвертом месте оказались Филиппины (5 млн).
Понятно, что одного человека мобильная статистика считает за двух и более абонентов, если у него несколько мобильных телефонов с активными подключениями или аппарат с двумя и более SIM-картами. Поэтому их фактическое число — около пяти миллиардов. Таким образом, 70% населения Земли являются абонентами сотовой связи.
На этом фоне Украина выглядит регионом из будущего (с показателем мирового 2018 года). Уровень проникновения сотовой связи в стране по состоянию на конец марта 2013 года составил 130,9%.
Такой уровень проникновения прямо указывает на то, что между операторами мобильной связи в Украине идет постоянная непрекращающаяся борьба за абонента, которой время диктует свою «моду» и особенности.
Меньше названий — больше смысла или Нейминг как тенденция времени
Еще десять лет назад операторы плодили новые бренды для разных целевых аудиторий, а в Украину заходили новые игроки и выкупали существовавшие компании или создавали новые. Тогда даже предложения pre-paid крупнейших операторов имели собственные бренды. Но уже в 2007 году операторы принимают решение отказаться от них. В 2008 году прекратил существование виртуальный оператор «Джинс». «Билайн», который был создан на базе «Моби», был реорганизован в «Киевстар». С 1 октября 2013 года заморожено развитие «Djuice», одного из старейших брендов рынка мобильной связи. По словам Михаила Шуранова, директора по корпоративным коммуникациям компании «Киевстар», компания решила инвестировать средства в развитие единого бренда: абоненты «Djuice» и так ассоциировали себя с названием материнской компании.
Есть в этой тенденции и исключение: например, с прошлого года услуги мобильной связи компании «Укртелеком» предоставляются под новым брендом — «ОГО! Мобильный» сменил название на «ТриМоб». Но очередной ребрендинг преемника старейшего оператора «U’tel» связан с намерением компании его продать, о чем еще в 2011 году было решено на совете акционеров. Таким образом, компания сознательно разводит подразделение мобильной связи с остальным бизнесом.
Тем не менее общая тенденция налицо: количество брендов уменьшается. Крупнейшие игроки поняли, что сегодня потребителю проще сориентироваться в небольшом количестве тарифных пакетов. Тем более, когда главным трендом рынка сегодня являются так называемые «нулевые» тарифы внутри сети для pre-paid-абонентов — в них сегодня и развернулись главные бои за клиента. Но операторам приходится использовать самые разные уловки, чтобы в бою за клиента не потерпела поражение прибыль.
Тарифы: борьба за прибыль и абонентов
Чемпион по расстановке подводных камней — компания «МТС». В одном из таких тарифов количество бесплатных минут может варьироваться от 30 до 100 в день в зависимости от срока пользования услугой, а все последующие минуты будут тарифицироваться отдельно. Стоимость такого тарифа — 1 гривна в день. Во втором тарифном плане вам дается по 1500 СМС, МБ и минут внутри сети на месяц. Помимо этого, в пакет входят 50 минут на звонки другим операторам.
Стоимость такого тарифа — 1,20 грн в день. Подвохов несколько. Во-первых, для активации услуги вы должны внести на свой счет не менее 40 гривен одним платежом: а значит, существует регулярный платеж. Во-вторых, за превышение лимитов, как и за другие услуги, придется платить отдельно, включая (до недавнего времени) плату за соединение. В-третьих, услуга предоставляется только при позитивном балансе.
«Киевстар» работает по схожей схеме. Оператор предлагает пакеты по 200 минут и 50 СМС-сообщений внутри сети — за 35 и 50 копеек в день соответственно. Причем за превышение лимита того или иного пакета, вы покупаете следующий пакет по той же стоимости, а не отдельные сообщения или минуты. Но и здесь не обошлось без «рояля в кустах». Во-первых, тариф работает не во всех областях. В зависимости от места вашего проживания, стоимость пакета минут может увеличиться до 95 коп., а это уже 1,45 грн. в день.
То же самое касается и стоимости звонков другим абонентам: вместо конкурентных 35 коп. за минуту вы можете заплатить 1,25 грн. Во-вторых, активация услуги проходит так же, как и у «МТС» — нужно пополнить счет единым платежом не менее, чем на 40 грн. Плюсы: у «Киевстара» тарификация традиционно остается посекундной с первой секунды. И за пользование безлимитным интернетом с вашего счета снимается 50 коп. в день только при условии, если Вы им будете пользоваться.
Пионер использования «безлимитных» тарифов для pre-paid-абонентов тоже не стоит в стороне. Компания Life:) предлагает сразу четыре тарифа, в трех из которых стоимость звонка внутри сети равна нулю без каких-либо ограничений, а в четвертом ограничена 400 минутами за день. В зависимости от тарифа варьируется стоимость звонков за пределы сети и СМС, а также тарификация услуг интернета. Причем абонент может платить и раз в месяц (от 20 до 80 грн), и каждый день — без единых платежей. Относительную лояльность к абоненту можно объяснить тем, что, несмотря на рост абонентской базы, оператору пока что далеко до корифеев рынка. К тому же, Life:) — один из немногих операторов, который упорно практикует поминутную тарификацию звонков.
Небольшие операторы себе такого позволить не могут: пока им сложно тягаться с гигантами и они ищут свою нишу. Например, оператор связи CDMA «Интертелеком» помимо доступных цен на мобильную связь может предложить абоненту прямой городской номер и конкурентные цены на звонки как другим операторам мобильной связи, так и на стационарные телефоны. В последнем случае стоимость звонка по городу, области и Украине варьируется от меньшего к большему.
Звонки на номера городских телефонов являются сильной стороной и оператора «ТриМоб», бренда компании «Укртелеком». Слабой стороной оператора традиционно является его маркетинговая политика: «Интертелеком» уже обошел подразделение «Укртелекома» и по ассортименту услуг, и по количеству абонентов, несмотря ни на возраст последнего, ни на монопольное положение материнской компании на рынке услуг электросвязи.
«PeopleNET» таких рычагов не имеет и позиционирует себя в первую очередь как оператор 3G-интернета. Тем не менее во всех тарифах сотовой связи звонки внутри сети тоже бесплатны. Кстати, предоплаченный сервис у «PeopleNET» отсутствует.
Второй фронт войны разворачивается в области интернета. Современному клиенту уже недостаточно традиционных услуг мобильной связи: сегодня потребитель так или иначе гораздо сильнее связан с глобальными сервисами, будь то электронная почта или социальные сети. Поэтому все операторы активно предоставляют такие услуги.
Крупнейшие операторы предлагают их как внутри тарифных планов, так и в качестве дополнительных пакетов в расчете на аудиторию, активно использующую смартфоны и планшеты — самые перспективные на сегодня устройства, соединяющие человека с внешним миром. Расчет прост: с помощью дополнительных услуг можно не только увеличить собственную прибыль с существующих абонентов, но и привлечь новых. Впрочем, здесь руку на пульсе держат абсолютно все операторы: не секрет, что многие абоненты специально пользуются услугами дополнительных операторов в области мобильного интернета.
Абоненты и регуляторы против операторов
Как известно, на войне все способы хороши. Операторы пользуются своим правом менять тарифы без объяснения причин и совершенно не стесняются навязывать дополнительные услуги без спроса абонентов. Например, «Киевстар» совсем недавно отличился тем, что перевел абонентов одного тарифа на другой без их согласия. «МТС» с июня ввел плату за активацию услуги «Супер» в размере 8,5 грн, мотивируя этот шаг увеличением количества бесплатных минут, — это вдобавок ко всем остальным условиям. Такие нововведения едва ли вызывают восторг у абонентов и провоцируют массовые жалобы, которые, в свою очередь, привлекают внимание АКМУ, ведущего давнюю и серьезную борьбу с операторами связи.
В августе трем ведущим операторам мобильной связи регулятор предоставил обязательные для рассмотрения рекомендации, введение которых заставит получать согласие абонентов на изменение тарифов. Тем не менее пока нельзя однозначно сказать, что рекомендации регулятора будут восприняты: даже стоимость соединения, вопреки требованиям и угрозам лишения лицензий, остается неизменным атрибутом тарифных планов. Возможно, что такие правила игры получится ввести исключительно через законодательные инициативы, потому что все операторы, как указывается в тарифных планах, «оставляют за собой право изменения тарифов» и на деле пользуются этим правом на полную катушку. Именно через Верховную Раду в свое время удалось убрать стоимость входящих звонков, что, впрочем, не помешало провести мобильным операторам рекламные компании, будто это была их личная инициатива.
Только в порядке принятия закона удалось позволить в ближайшем будущем оставлять абоненту за собой номер после смены оператора. Правда, пока это нельзя назвать победой абонента. Во-первых, наивно ждать, что мобильные операторы позволят бесплатно пользоваться такой услугой: можно смело запасаться попкорном и ждать очередных маркетинговых уловок. Во-вторых, это может привести к тому, что абоненты будут платить больше за связь: ведь теперь код, по сути, перестанет быть определителем мобильного оператора, что приведет к путанице для абонентов.
К тому же мобильные операторы как могут затягивают внедрение такой услуги, прикрываясь низкой технической готовностью. В любом случае, сегодняшние правила игры на рынке мобильной связи позволяют с уверенностью сказать, что за это нововведение так или иначе заставят платить потребителя.
Однозначной победой можно считать лишь тот факт, что абоненты теперь смогут добиваться улучшения качества связи. С сентября вступило новое положение НКРСИ о том, что теперь не только комитет, но и каждый абонент сможет стать заказчиком замеров. Причем касаться они будут не только качества услуг связи, но и правильности тарификации. В случае же отклонений данные по нарушениям могут передаваться в том числе и в МВД. Можно надеяться, что такое нововведение заставит операторов более тщательно относиться к качеству предоставления услуг.
Победителей не судят?
Так или иначе, сегодня в этой борьбе, вопреки законам рынка, абоненты вряд ли выйдут победителями. Ведь относительная лояльность небольших игроков к своим абонентам связана в первую очередь с размером долей рынка. Даже если допустить, что рынок мобильной связи в ближайшем будущем переформатируется в их пользу, нельзя заранее сказать, как они себя будут вести, имея в руках такой большой козырь.
Мобильные операторы прилагают все усилия для сохранения прибыли, чтобы, вопреки рекламным акциям, стоимость услуг связи не становилась дешевле. К сожалению, отсутствие промежуточных данных статистики по небольшим операторам не позволяет сказать, насколько честность к абоненту вознаграждается в прямом смысле, но по крайней мере совокупная прибыль крупнейших операторов увеличилась. А значит война за прибыль пока идет успешно.
Абоненту сегодня остается как можно тщательнее относиться к выбору операторов тарифных планов: как правило, за привлекательной рекламной кампанией следует непривлекательная проза жизни. Поэтому однозначно можно сказать лишь то, что у игроков рынка идет борьба не только за абонента, но и с абонентом. Борьба отчаянная и постоянная.