Обычный самый дешевый уксус отличается от других продуктов питания тем, что стабилен в отношении качества. Это очень хорошо видно по тестам, проведенным Центром Экспертиз "ТЕСТ". Половина или немного больше производителей и их марок из года в год подтверждают свое качество. А значительная часть изготовителей продолжает обманывать потребителей, иногда меняя марки, но, не меняя при этом качество.
Тестирование
Обычный "белый" уксус – продукт недорогой и не употребляемый нами стаканами. Исключение – период активного консервирования, когда уксус "улетает" просто бутылками. Казалось бы, что может быть не так с обычным уксусом, если это вода плюс 9% уксусной кислоты, смешал, разлил по бутылкам и продавай. Нет, даже на таком продукте как уксус производители нагло обманывают потребителя, попросту разбавляя его водой гораздо больше необходимого. Это четвертый тест обычного уксуса: 2007, 2010, 2011 года показали, что недобросовестных производителей уксуса хватает и, что самое печальное, исправляться они не собираются. Нынешнее тестирование только подтвердило стабильное качество уксуса: часть производителей из года в год выпускают "правильный" уксус, а часть – ну очень стабильный фальсификат. Новинкой этого тестирования стала уксусная эссенция, найденная нами в продаже. Всего в тесте 10 образцов: 9 отечественных 9%-ных уксусов и одна 80%-ная эссенция.
Маркировка и упаковка
Что касается упаковки, то у некоторых изготовителей не был обозначен материал, из которого сделана упаковка. У эссенции колпачок с виду "с защитой", но на самом деле свободно откручивался и закручивался, не меняя своей целостности при этом, т.е. защиты от многоразового вскрытия бутылки (в том числе и до ее продажи потребителю) никакой.
В отношении маркировки по-прежнему основным замечанием остается то, что производители не спешат дописывать в составе, что используемая ими уксусная кислота синтетическая. А это, скорее всего, в данной ценовой категории именно так. Честно заявили о синтетическом происхождении уксусной кислоты "Руна", "Королівський смак" и "АльтаВиста". С учетом того, что на рынке есть уксус из пищевого сырья и его чем дальше, тем больше, то такая информация очень важна для потребителя. У уксуса "Бориспільский" и "ARO" не прописан способ употребления продукта, а именно что перед использованием его необходимо разбавить водой в соотношении 1:2.
Отдельных слов заслуживает уксусная эссенция. Маркировка этого продукта – один сплошной ужас. На этикетке написано "масса 200г 250г" - что хотите то и выбирайте (продавщица уверяла в 250 граммах, в реальности оказалось 220г). Дату изготовления продукта следует искать на обороте этикетки, а на обороте ничего нет. Что касается производителя, указанного на этикетке, то он нам ответил, что такой продукт как уксусную эссенцию не выпускает вообще. Кто выпускает эту "чудо-эссенцию" – непонятно, а что это вообще за продукт и содержит ли он обещанные 80% уксусной кислоты, выясняли в ходе лабораторных исследований.
Лабораторные исследования
В лаборатории уксус проверили по двум показателям, простым, но принципиальным для потребителя. Содержание уксусной кислоты и объем – это своего рода показатели честности производителя, ибо как раз на них можно сэкономить: недолить уксуса или же просто разбавить водой. Как показывают предыдущие тестирования уксусов, проблемы и с недоливом, и особенно заниженным содержанием уксусной кислоты – не редкость. В 2007 году из 10 марок 3 оказались разбавленными, в 2010 и в 2011 годах ровно половина образцов не соответствовали обещанным 9%.
На этот раз из 10 марок 4 не попали в обещанное содержание уксусной кислоты с учетом допустимого отклонения и погрешности метода. Так, уксус "Панський" содержал только 5% уксусной кислоты. Аналогичная ситуация была с этим уксусом и в 2010 году. Мало того, другая марка этого производителя (ООО "Клюе Сервис Менеджмент", г.Киев) - уксус "Смачний світ", участвовавшая в предыдущих тестах, также имела заниженное содержание уксусной кислоты. Ну очень "стабильный производитель". С одним "но": для сети "Метро" эта компания производит уксус "ARO", который хоть на самой грани, но соответствовал требованиям.
Уксусы "АльтаВиста" и "Бориспільский" отличились тем, что не соответствовали ни по объему, ни по концентрации уксусной кислоты. Причем "Бориспільский" – уже не в первый раз (производитель ЧП Лесной В.М., с. Головуров, Киевская обл.). Что касается марки "АльтаВиста", то ранее в тесты она не попадала, но тестировалась другая марка этого производителя (СТ "Капелька", пгт.Красне, Львовская обл.) – уксус "Крапелька", в котором и в 2010 и в 2011 годах было существенно занижено содержание уксусной кислоты. Так что вот вам еще два ну очень "стабильных производителя".
Четвертый обманщик в тесте – уксусная эссенция, которая вместо обещанных 80% уксусной кислоты содержала этого вещества аж 17,7%!!! Не удивительно, что производитель этого продукта прикрывается именем другого и прячется изо всех сил.
Цена и качество
Для начала хотелось бы похвалить производителей, которые уже не в первый раз показали высокое качество своей продукции. Так, марка "Руна" уже четвертый раз получает "отлично". Уксус "Златко" и "Кама" уже в третий раз в наших тестах с оценкой "отлично", у марки "Королівський смак" также в третий раз никаких отклонений в меньшую сторону по уксусной кислоте не зафиксировано. Производители "Королівський смак" порой перестраховываются и их уксус содержит немного больше 9%, но на фоне ужасных отклонений в меньшую сторону, за это оценку решено было не снижать. Марка "Даринка" второй раз в тестах и второй раз "отличник". Первый раз в наших тестах уксус "ARO", у него также оценка "отлично".
Среди "отличников" более дорогой уксус "Руна", литр этого продукта обойдется в 7,97грн. Следом за ним уксус "Кама" со стоимостью 5,52грн за 1л. Стоимость литра остальных "отличников" составила 3,50-4грн.
Общая оценка "плохо" у уксуса "Панський". Оценка "очень плохо" у уксуса "АльтаВиста, "Бориспільский" и уксусной эссенции. Самое неприятное для потребителя в том, что цена уксуса не может быть достоверной подсказкой о его качестве. Так, уксус "Панський" с оценкой "плохо" и уксусы "Даринка" и "Златко" с оценкой "отлично" стоят практически одинаково – 3,45-3,50грн. Так что при выборе продукции лучше ориентироваться на высокое, проверенное регулярными тестированиями качество.
Центр Экспертиз ТЕСТ (www.test.org.ua), тест уксуса, май-июнь 2012г. | |||||
Марка)1 | Даринка | Златко | Кама | Королівський смак | Руна |
Наименование (данные этикетки) | уксус столовый 9% | уксус столовый 9% | уксус столовый 9% | уксус столовый 9% | уксус столовый 9% |
Производитель | ООО "Диана"/ с. Кинашив, Винницкая обл., Украина | расфасовано ЧП Иващенко О.В./ г. Киев, Украина | ООО Компания "Кама"/ г. Киев, Украина | ЧП "Виктор и К"/ пгт. Власовка, Кировоградская обл., Украина | ПАО "Луцк Фудз"/ г. Луцк, Украина |
Объем, л/Цена, грн)2 | 1 / 3,50 | 0,870 / 3,00 | 0,985 / 5,44 | 0,925 / 3,67 | 0,75 / 5,98 |
Цена 1л, грн | 3,50 | 3,45 | 5,52 | 3,97 | 7,97 |
Срок/ условия хранения | 12 месяцев/ при | 12 месяцев/ при | 12 месяцев/ при | 12 месяцев/ при | 1 год/ при |
Состав | вода питьевая, кислота уксусная пищевая концентрированная | вода питьевая, кислота уксусная пищевая концентрированная | очищенная питьевая вода, уксусная кислота | вода питьевая, кислота уксусная синтетическая пищевая | вода питьевая, кислота уксусная синтетическая пищевая |
Общая оценка (100%) | отлично | отлично | отлично | отлично | отлично |
Маркировка (10%) | хорошо | хорошо | хорошо | отлично | отлично |
Упаковка (10%) | отлично | хорошо | отлично | отлично | отлично |
Физико-химические показатели (80%) | в норме | в норме | в норме | в норме | в норме |
Объем, мл, заявлено/ фактически (-15мл) | 1000 / 1060 | 870 / 855 | 985 / 995 | 925 / 915 | 750 / 750 |
Массовая доля уксусной кислоты, %, заявлено/ фактически (±0,2%) | 9 / 9 | 9 / 8,9 | 9 / 9 | 9 / 9,7 | 9 / 9,06 |
Шкала оценок | Результаты тестирования касаются только образцов, участвовавших в тесте. | ||||
отлично | 1) - марки расставлены по оценкам по убыванию, при совпадении оценок - по алфавиту | ||||
хорошо | 2) - цены указаны на момент закупки образцов, май 2012г. | ||||
удовлетворительно | 3) - официально завод такой продукт не выпускает | ||||
плохо | 4) - стоимость по фактическому объему | ||||
очень плохо | )* - привело к снижению оценки | ||||
)* *- в норме с учетом допустимого отклонения и погрешности методов (5мл и 0,1%) |
Центр Экспертиз ТЕСТ (www.test.org.ua), тест уксуса, май-июнь 2012г. | |||||
Марка)1 | ARO | Панський | Альта Виста | Бориспільский | Добровеличевский |
Наименование (данные этикетки) | уксус столовый 9% | уксус столовый 9% | уксус столовый 9% | уксус столовый 9% | уксусная эссенция пищевая 80% |
Производитель | ООО "Клюе Сервис Менеджмент"/ г. Киев, Украина | ООО "Клюе Сервис Менеджмент"/ г. Киев, Украина | СТ "Капелька", пгт. Красне, Львовская обл., Украина | ЧП Лесной В.М./ с. Головуров, Киевская обл., Украина | ОАО "Добровеличевский консервный завод", Кировоградская обл., Украина)3 |
Объем, л/Цена, грн)2 | 1 / 3,66 | 1 / 3,50 | 1 / 2,79 | 1 / 3,00 | 200г 250г/ 4,00 |
Цена 1л, грн | 3,66 | 3,50 | 2,79 | 3,00 | 18,18 )4 |
Срок/ условия хранения | 12 месяцев/ при | 12 месяцев/ при | 12 месяцев/ температуре | 1 год/ при температуре | 2 года/ не указано |
Состав | вода, кислота уксусная пищевая | вода подготовленная, кислота уксусная пищевая | подготовленная вода, кислота уксусная синтетическая пищевая | вода, уксусная пищевая кислота | не указано |
Общая оценка (100%) | отлично | плохо | очень плохо | очень плохо | очень плохо |
Маркировка (10%) | хорошо | хорошо | отлично | хорошо | очень плохо |
Упаковка (10%) | отлично | отлично | отлично | хорошо | плохо |
Физико-химические показатели (80%) | в норме)** | не соотв.)* | не соотв.)* | не соотв.)* | не соотв.)* |
Объем, мл, заявлено/ фактически (-15мл) | 1000 / 980 | 1000 / 995 | 1000 / 915 | 1000 / 910 | факт. 220 |
Массовая доля уксусной кислоты, %, заявлено/ фактически (±0,2%) | 9 / 8,7 | 9 / 5 | 9 / 5,7 | 9 / 7,2 | 80 / 17,7 |
Шкала оценок | Результаты тестирования касаются только образцов, участвовавших в тесте. | ||||
отлично | 1) - марки расставлены по оценкам по убыванию, при совпадении оценок - по алфавиту | ||||
хорошо | 2) - цены указаны на момент закупки образцов, май 2012г. | ||||
удовлетворительно | 3) - официально завод такой продукт не выпускает | ||||
плохо | 4) - стоимость по фактическому объему | ||||
очень плохо | )* - привело к снижению оценки | ||||
)* *- в норме с учетом допустимого отклонения и погрешности методов (5мл и 0,1%) |