Обычный самый дешевый уксус отличается от других продуктов питания тем, что стабилен в отношении качества. Это очень хорошо видно по тестам, проведенным Центром Экспертиз "ТЕСТ". Половина или немного больше производителей и их марок из года в год подтверждают свое качество. А значительная часть изготовителей продолжает обманывать потребителей, иногда меняя марки, но, не меняя при этом качество.

Тестирование

Обычный "белый" уксус – продукт недорогой и не употребляемый нами стаканами. Исключение – период активного консервирования, когда уксус "улетает" просто бутылками. Казалось бы, что может быть не так с обычным уксусом, если это вода плюс 9% уксусной кислоты, смешал, разлил по бутылкам и продавай. Нет, даже на таком продукте как уксус производители нагло обманывают потребителя, попросту разбавляя его водой гораздо больше необходимого. Это четвертый тест обычного уксуса: 2007, 2010, 2011 года показали, что недобросовестных производителей уксуса хватает и, что самое печальное, исправляться они не собираются. Нынешнее тестирование только подтвердило стабильное качество уксуса: часть производителей из года в год выпускают "правильный" уксус, а часть – ну очень стабильный фальсификат. Новинкой этого тестирования стала уксусная эссенция, найденная нами в продаже. Всего в тесте 10 образцов: 9 отечественных 9%-ных уксусов и одна 80%-ная эссенция.

Маркировка и упаковка

Что касается упаковки, то у некоторых изготовителей не был обозначен материал, из которого сделана упаковка. У эссенции колпачок с виду "с защитой", но на самом деле свободно откручивался и закручивался, не меняя своей целостности при этом, т.е. защиты от многоразового вскрытия бутылки (в том числе и до ее продажи потребителю) никакой.

В отношении маркировки по-прежнему основным замечанием остается то, что производители не спешат дописывать в составе, что используемая ими уксусная кислота синтетическая. А это, скорее всего, в данной ценовой категории именно так. Честно заявили о синтетическом происхождении уксусной кислоты "Руна", "Королівський смак" и "АльтаВиста". С учетом того, что на рынке есть уксус из пищевого сырья и его чем дальше, тем больше, то такая информация очень важна для потребителя. У уксуса "Бориспільский" и "ARO" не прописан способ употребления продукта, а именно что перед использованием его необходимо разбавить водой в соотношении 1:2.

Отдельных слов заслуживает уксусная эссенция. Маркировка этого продукта – один сплошной ужас. На этикетке написано "масса 200г 250г" - что хотите то и выбирайте (продавщица уверяла в 250 граммах, в реальности оказалось 220г). Дату изготовления продукта следует искать на обороте этикетки, а на обороте ничего нет. Что касается производителя, указанного на этикетке, то он нам ответил, что такой продукт как уксусную эссенцию не выпускает вообще. Кто выпускает эту "чудо-эссенцию" – непонятно, а что это вообще за продукт и содержит ли он обещанные 80% уксусной кислоты, выясняли в ходе лабораторных исследований.

Лабораторные исследования

В лаборатории уксус проверили по двум показателям, простым, но принципиальным для потребителя. Содержание уксусной кислоты и объем – это своего рода показатели честности производителя, ибо как раз на них можно сэкономить: недолить уксуса или же просто разбавить водой. Как показывают предыдущие тестирования уксусов, проблемы и с недоливом, и особенно заниженным содержанием уксусной кислоты – не редкость. В 2007 году из 10 марок 3 оказались разбавленными, в 2010 и в 2011 годах ровно половина образцов не соответствовали обещанным 9%.

На этот раз из 10 марок 4 не попали в обещанное содержание уксусной кислоты с учетом допустимого отклонения и погрешности метода. Так, уксус "Панський" содержал только 5% уксусной кислоты. Аналогичная ситуация была с этим уксусом и в 2010 году. Мало того, другая марка этого производителя (ООО "Клюе Сервис Менеджмент", г.Киев) - уксус "Смачний світ", участвовавшая в предыдущих тестах, также имела заниженное содержание уксусной кислоты. Ну очень "стабильный производитель". С одним "но": для сети "Метро" эта компания производит уксус "ARO", который хоть на самой грани, но соответствовал требованиям.

Уксусы "АльтаВиста" и "Бориспільский" отличились тем, что не соответствовали ни по объему, ни по концентрации уксусной кислоты. Причем "Бориспільский" – уже не в первый раз (производитель ЧП Лесной В.М., с. Головуров, Киевская обл.). Что касается марки "АльтаВиста", то ранее в тесты она не попадала, но тестировалась другая марка этого производителя (СТ "Капелька", пгт.Красне, Львовская обл.) – уксус "Крапелька", в котором и в 2010 и в 2011 годах было существенно занижено содержание уксусной кислоты. Так что вот вам еще два ну очень "стабильных производителя".
Четвертый обманщик в тесте – уксусная эссенция, которая вместо обещанных 80% уксусной кислоты содержала этого вещества аж 17,7%!!! Не удивительно, что производитель этого продукта прикрывается именем другого и прячется изо всех сил.

Цена и качество

Для начала хотелось бы похвалить производителей, которые уже не в первый раз показали высокое качество своей продукции. Так, марка "Руна" уже четвертый раз получает "отлично". Уксус "Златко" и "Кама" уже в третий раз в наших тестах с оценкой "отлично", у марки "Королівський смак" также в третий раз никаких отклонений в меньшую сторону по уксусной кислоте не зафиксировано. Производители "Королівський смак" порой перестраховываются и их уксус содержит немного больше 9%, но на фоне ужасных отклонений в меньшую сторону, за это оценку решено было не снижать. Марка "Даринка" второй раз в тестах и второй раз "отличник". Первый раз в наших тестах уксус "ARO", у него также оценка "отлично".

Среди "отличников" более дорогой уксус "Руна", литр этого продукта обойдется в 7,97грн. Следом за ним уксус "Кама" со стоимостью 5,52грн за 1л. Стоимость литра остальных "отличников" составила 3,50-4грн.
Общая оценка "плохо" у уксуса "Панський". Оценка "очень плохо" у уксуса "АльтаВиста, "Бориспільский" и уксусной эссенции. Самое неприятное для потребителя в том, что цена уксуса не может быть достоверной подсказкой о его качестве. Так, уксус "Панський" с оценкой "плохо" и уксусы "Даринка" и "Златко" с оценкой "отлично" стоят практически одинаково – 3,45-3,50грн. Так что при выборе продукции лучше ориентироваться на высокое, проверенное регулярными тестированиями качество.

 

Центр Экспертиз ТЕСТ (www.test.org.ua), тест уксуса, май-июнь 2012г.

Марка)1

Даринка

Златко

Кама

Королівський смак

Руна

Наименование (данные этикетки)

уксус столовый 9%

уксус столовый 9%

уксус столовый 9%

уксус столовый 9%

уксус столовый 9%

Производитель
(данные этикетки)

ООО "Диана"/ с. Кинашив, Винницкая обл., Украина

расфасовано ЧП Иващенко О.В./ г. Киев, Украина

ООО Компания "Кама"/ г. Киев, Украина

ЧП "Виктор и К"/ пгт. Власовка, Кировоградская обл., Украина

ПАО "Луцк Фудз"/ г. Луцк, Украина

Объем, л/Цена, грн)2

1 / 3,50

0,870 / 3,00

0,985 / 5,44

0,925 / 3,67

0,75 / 5,98

Цена 1л, грн

3,50

3,45

5,52

3,97

7,97

Срок/ условия хранения
(данные этикетки)

12 месяцев/ при
0…+200С

12 месяцев/ при
-2…+300С

12 месяцев/ при
-2…+300С

12 месяцев/ при
2…+200С

1 год/ при
0…+300С

Состав
(данные этикетки)

вода питьевая, кислота уксусная пищевая концентрированная

вода питьевая, кислота уксусная пищевая концентрированная

очищенная питьевая вода, уксусная кислота

вода питьевая, кислота уксусная синтетическая пищевая

вода питьевая, кислота уксусная синтетическая пищевая

Общая оценка (100%)

отлично

отлично

отлично

отлично

отлично

Маркировка (10%)

хорошо

хорошо

хорошо

отлично

отлично

Упаковка (10%)

отлично

хорошо

отлично

отлично

отлично

Физико-химические показатели (80%)

в норме

в норме

в норме

в норме

в норме

Объем, мл, заявлено/ фактически (-15мл)

1000 / 1060

870 / 855

985 / 995

925 / 915

750 / 750

Массовая доля уксусной кислоты, %, заявлено/ фактически (±0,2%)

9 / 9

9 / 8,9

9 / 9

9 / 9,7

9 / 9,06

Шкала оценок

Результаты тестирования касаются только образцов, участвовавших в тесте.
Мы не отслеживаем дальнейшие изменения продукта.

отлично

1) - марки расставлены по оценкам по убыванию, при совпадении оценок - по алфавиту

хорошо

2) - цены указаны на момент закупки образцов, май 2012г.

удовлетворительно

3) - официально завод такой продукт не выпускает

плохо

4) - стоимость по фактическому объему

очень плохо

)* - привело к снижению оценки


)* *- в норме с учетом допустимого отклонения и погрешности методов (5мл и 0,1%)

 

 


Центр Экспертиз ТЕСТ (www.test.org.ua), тест уксуса, май-июнь 2012г.

Марка)1

ARO

Панський

Альта Виста

Бориспільский

Добровеличевский

Наименование (данные этикетки)

уксус столовый 9%

уксус столовый 9%

уксус столовый 9%

уксус столовый 9%

уксусная эссенция пищевая 80%

Производитель
(данные этикетки)

ООО "Клюе Сервис Менеджмент"/ г. Киев, Украина

ООО "Клюе Сервис Менеджмент"/ г. Киев, Украина

СТ "Капелька", пгт. Красне, Львовская обл., Украина

ЧП Лесной В.М./ с. Головуров, Киевская обл., Украина

ОАО "Добровеличевский консервный завод", Кировоградская обл., Украина)3

Объем, л/Цена, грн)2

1 / 3,66

1 / 3,50

1 / 2,79

1 / 3,00

200г 250г/ 4,00

Цена 1л, грн

3,66

3,50

2,79

3,00

18,18 )4

Срок/ условия хранения
(данные этикетки)

12 месяцев/ при
-2…+300С

12 месяцев/ при
-2…+300С

12 месяцев/ температуре
0…+300С

1 год/ при температуре
-2…+300С

2 года/ не указано

Состав
(данные этикетки)

вода, кислота уксусная пищевая

вода подготовленная, кислота уксусная пищевая

подготовленная вода, кислота уксусная синтетическая пищевая

вода, уксусная пищевая кислота

не указано

Общая оценка (100%)

отлично

плохо

очень плохо

очень плохо

очень плохо

Маркировка (10%)

хорошо

хорошо

отлично

хорошо

очень плохо

Упаковка (10%)

отлично

отлично

отлично

хорошо

плохо

Физико-химические показатели (80%)

в норме)**

не соотв.)*

не соотв.)*

не соотв.)*

не соотв.)*

Объем, мл, заявлено/ фактически (-15мл)

1000 / 980

1000 / 995

1000 / 915

1000 / 910

факт. 220

Массовая доля уксусной кислоты, %, заявлено/ фактически (±0,2%)

9 / 8,7

9 / 5

9 / 5,7

9 / 7,2

80 / 17,7

Шкала оценок

Результаты тестирования касаются только образцов, участвовавших в тесте.
Мы не отслеживаем дальнейшие изменения продукта.

отлично

1) - марки расставлены по оценкам по убыванию, при совпадении оценок - по алфавиту

хорошо

2) - цены указаны на момент закупки образцов, май 2012г.

удовлетворительно

3) - официально завод такой продукт не выпускает

плохо

4) - стоимость по фактическому объему

очень плохо

)* - привело к снижению оценки


)* *- в норме с учетом допустимого отклонения и погрешности методов (5мл и 0,1%)