Сотни марок автомобилей, десятки брендов, острая конкуренция среди производителей. Таким на первый взгляд выглядит современный автобизнес. Однако, если копнуть глубже, рынок не так уж и разнообразен. Это если говорить о количестве его участников. На самом деле большинство, казалось бы, «независимых» фирм и компаний входят в более крупные корпорации или автосоюзы. «Комментарии»решили присмотреться – что и кому сейчас принадлежит в мире автомобилей.

Америка теряет свое могущество

Итак, начнем с американцев. Больше всего в последние годы потерял Ford. Некогда непобедимая империя вынуждена была в последние годы продать практически все бренды, оставив себе производство автомобилей марки Ford и Lincoln. При этом, распродажу Ford устроил за несколько лет до начала финансового кризиса. В первую очередь были проданы «роскошные» бренды, которые входили в компанию Premiere Automotive Group: Land Rover, Jaguar и Volvo. Первые две модели ушли в Индию (покупателем выступила Tata Motor), а Volvo досталось китайцам (компания Gelly),

Кстати, чуть раньше американцы вынуждены были продать еще один премиальный бренд - Aston Martin. Его купил консорциум инвесторов во главе с владельцем компании Prodrive Дэвидом Ричардсом, заядлым коллекционером автомобилей Aston Martin, заплатив за покупку порядка $1млрд.

Таким образом, от былого величия империи Ford на сегодняшний день осталось немного. Компания приняла решение более активно работать на североамериканском рынке и начать новую экспансию в Индию и Китай.

Давний конкурент Ford - General Motors, также значительно «поизносился» в последние годы. Особенно сильно по компании ударил кризис 2008 года. В ходе оздоровления GM вынуждена была продать один из самых раскрученных своих брендов, который за многие годы стал одним из символов успешной Америки. Речь идет об автомобилях Hummer, которые стали «китайскими». Всего за 150 млн долларов бренд был куплен корпорацией из Поднебесной Sichuan Tengzhong Heavy Industrial Machinery Co. Также американцы вынуждены были распрощаться со шведским автоконцерном SAAB, который был продан нидерландской компании SWAN (вскоре перепродан китайцам под производство электромобилей). А вот найти покупателей на Saturn General Motors не удалось, и выпуск этих машин просто прекратили.

Хотя потеря трех брендов не должна сильно расстраивать «Моторы», уж слишком впечетляющим состоянием продолжает распоряжаться холдинг. Это бренды Opel, Buick, Cadillac, Chevrolet, GMC, Holden и Vauxhall. Плюс к этому GM начинает развивать сотрудничество с французами из PSA, в результате чего получила небольшую долю акций в производстве Peugeot и Citroen. А еще участвует в совместном предприятии с российским Авто-ВАЗ.

Третий из «китов» американского автопрома - Chrysler - тоже не может похвастаться какими-то успехами в последние годы. Достижения послевоенных времен, когда компания придумала ключ зажигания, остались далеко позади. Сегодня же ее контрольный пакет принадлежит итальянской Fiat (более 62%), которая продолжает выпуск авто под марками Chrysler, RAM, Dodge и Jeep. И мало кто уже помнит «звездные» бренды Plymouth, DeSoto, Imperial или Eagle, которые когда-то были гордостью Соединенных Штатов.

Европа: равнение на союзы

Пока продажи авто на европейском рынке падают, сами основные игроки, наоборот, обрастают «связями» и капиталом. Лидерство в процессе приобретения новых марок и брендов последнее время уверенно держит немецкий автогигант Volkswagen. Кризис 2008-го помог «народникам» купить бренд Porsche, а также приобрести 20% акций Suzuki. Правда, с японцами сотрудничество не заладилось и в конце прошлого года компании расторгли договоренности.

Сегодня коллекция брендов компании выглядит так: Volkswagen, Audi, Bentley, Bugatti, Lamborghini, Skoda, Seat. Этот список можно расширить марками грузовиков Scania и MAN.

Немецкие «коллеги» Volkswagen – BMW и Daimler AG сегодня похвастаться такими успехами не могут. BMW ныне кроме одноименных «бимеров» выпускает авто под брендами Rolls-Royce и Mini, а Daimler продолжает использовать марки Mercedes, Maybach и Smart.

Старые «связи» с украинцами у Fabrica Italiana Automobili Torino (FIAT). Именно итальянский автомобиль, кстати, стал в 60-х годах прошлого века прототипом для советской модели ВАЗ-2101. Сейчас же сборкой автомобилей Fiat занимается российская компания «Соллерс».

Кстати, после возвращения на североамериканский рынок (через покупку акций Chrysler), итальянцы начинают наступление на азиатский рынок. Сегодня в основном компания владеет брендами Fiat, Ferrari, Maserati, Abarth, Alfa Romeo, Lancia. Надо отметить, что у итальнцев очень сильны позиции в области прозводства коммерческого автотранспорта - около 15% всего европейского рынка.

Многообещающим до сих пор выглядит сотрудничество Renault с Nissan. Еще в 1999 году, спасая японцев от банкротства, французы приобрели 36,8% акций японской компании в обмен на свои 15%. На сегодня коллекция брендов Союза включает Renault, Dacia, Nissan, Infiniti, Samsung. К тому же, Renault учавствует в производстве российской Lada.

Еще один успешный союз – корпорация PSA Peugeot Citroën. Французы выпускают авто под брендами Citroen и Peugeot, разработка и производство осуществляется из одного центра. Однако на рынке автомобили продвигаются независимо друг от друга. Сейчас к французскому альянсу намерена примкнуть General Motors, которая готовит новую атаку на рынок Европы.

Кто «главный» в Азии

Автомобильные альянсы входят в моду и в Азии. Самым успешным из них сегодня можно считать союз Hyundai-Kia. Начиналось все в 60-х годах прошлого века, когда корейская Hyundai занималась выпуском двух моделей Ford. Позже появились и собственные марки, а уже к концу века была поглощена компания-соотечественник Kia Motors. Сегодня корейцы предлагают рынку автомобили под брендами Hyundai, Kia и Genesis.

Кстати, другой популярный в Украине корейский бренд SsangYong можно смело называть «индийским». Несколько лет назад компания SAIC продала SsangYong Motor индийскому автопроизводителю Mahindra&Mahindra.

Среди японских автопроизводителей наибольшей коллекцией марок может похвастаться Toyota. Это легковые авто под брендами Lexus, Scion, Daihatsu и Subaru и грузовики Hino. Японцы Suzuki и Honda выпускают авто под одноименными марками. Правда, последняя еще продвигает мотоциклетные бренды и премиум-бренд Acura.

Из крупных приобретений азиатскими автоконцернами можно вспомнить покупку китайской Geely бренда Volvo, их соотечественники из Sichuan Tengzhong Heavy Industrial Machinery Co купили американский Hammer, а китайско-японский альянс Nevs стал хозяином шведского Saab. Интересной выглядела и покупка индийской Tata Group английских «роскошных марок» Jaguar и Land Rover и южнокорейской компании Daewoo.

Главные «коллекционеры» автомобильных марок

Компания

Владеет брендами

Ford

Ford и Lincoln

General Motors

Opel, Daewoo, Buick, Cadillac, Chevrolet, GMC, Holden и Vauxhall

FIAT

Fiat, Ferrari, Maserati, Abarth, Alfa Romeo, Lancia, Chrysler, RAM, Dodge и Jeep

Volkswagen

Porsche, Volkswagen, Audi, Bentley, Bugatti, Lamborghini, Skoda, Seat.Scania и MAN

Renault/Nissan

Renault, Dacia, Nissan, Infiniti, Samsung. Lada

PSA Peugeot Citroën

Citroen и Peugeot

BMW

BMW, Rolls-Royce и Mini

Daimler AG

Mercedes, Maybach и Smart

Hyundai-Kia

Hyundai, Kia и Genesis.

Mahindra&Mahindra.

SsangYong Motor

Toyota

Lexus, Scion, Daihatsu и Subaru, Hino

Geely

Geely, Volvo

Tata Group

Jaguar, Land Rover, Lanchester, Daewoo