Мобилизация 2015 г. официально началась 20 января. Набор военнослужащих будет проходить в 3 этапа. Помимо первого отбора, который будет длиться 90 дней, эти мероприятия пройдут дополнительно в апреле и июне. Каждое займет по 60 дней. Таким образом, четвертая волна мобилизации продлится 210 дней.

Правовые основы

Основополагающим законодательным актом, который указывает на обязанность граждан страны защищать государство, является Конституция Украины. Именно ст. 65 Конституции четко говорит, что защита Отчизны, независимости и территориальной целостности, уважение ее государственных символов является обязанностью граждан Украины. Порядок проведения мобилизации регулируется также законами «О военной обязанности и военной службе» и «О мобилизационной подготовке и мобилизации». В этих законодательных актах указываются основные понятия и механизмы проведения мобилизации.

Кроме того, Президент Украины Петр Порошенко подписал Указ №15/2015 о частичной мобилизации. В нем, в частности, предусмотрено, что мобилизация объявляется с целью поддержки боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил Украины и других военных формирований Украины на уровне, который гарантирует адекватное реагирование на угрозы национальной безопасности государства. Также указывается, что мобилизация проводится на всей территории страны, кроме Автономной Республики Крым и Севастополя. Что характерно, мобилизовать будут также в Донецкой и Луганской областях, где на данный момент ведутся боевые действия.

В президентском Указе говорится, что призыв военнообязанных, резервистов и поставка транспортных средств совершаются для обеспечения нужд ВСУ, Нацгвардии, Службы безопасности, Государственной пограничной службы, Государственной специальной службы транспорта, других военных формирований Украины в объемах, которые обозначены мобилизационными планами. При этом в период с 18 марта по 1 мая 2015 г. будет проведено увольнение в запас (демобилизация) военнослужащих, которые были призваны на военную службу во время мобилизации на особый период согласно Указу Президента №303 от 17 марта 2014 г. «О частичной мобилизации».

Во время мобилизации

Когда военнообязанному приходит повестка, ее наличие еще не означает, что адресат сразу же отправится в зону проведения антитеррористической операции. Повестка лишь обязывает человека явиться в мобилизационный пункт, т. е. военкомат. И тот, кому пришла повестка, обязан явиться по указанному в ней адресу. Уважительной причиной неявки может служить только тяжелое заболевание, когда человек физически не может явиться по вызову.

Только после явки в военкомат можно будет говорить о дальнейших действиях. Там же будет проводиться медицинский осмотр. Причем, как уверяют ответственные лица, во время четвертой волны мобилизации состоянию здоровья военнообязанных будет уделяться особое внимание. Только после тщательного выяснения врачом всех жалоб и общего состояния здоровья военнообязанного будет решаться вопрос о его участии в обороне страны.

После того, как медкомиссия утвердила военнообязанного, нужно начинать сборы. Впрочем, те, кто уже был в зоне АТО, рекомендуют делать это заранее, потому что к выбору и покупке нужных вещей нужно будет подойти очень внимательно. Государство сегодня обеспечивает каждого военнослужащего формой и оружием, а приобретение всего остального ложится на плечи самих граждан.

Самое важное, что нужно взять с собой – это личная аптечка. В ее основе должны быть те препараты, в которых будет нуждаться военнообязанный, из расчета на 2 месяца. Следующим немаловажным пунктом станет приобретение запаса нижнего белья и термобелья. Не стоит забывать и о теплых вещах в холодное время, а также о дождливой погоде – нужно приобрести хороший дождевик, и лучше заграничного производства. Кроме того, опытные военные рекомендуют не экономить на покупке обуви – некачественная или б/у, она может только навредить. Самостоятельно нужно обеспечить себя и средствами личной гигиены – армия ими не обеспечивает. Важной покупкой должен стать рюкзак – вместительный и качественный, какими являются рюкзаки НАТО.

Каждый военнослужащий должен знать, что перед отправкой в зону АТО он имеет право на прохождение курса обучения. В оборонном ведомстве уверяют, что в ходе четвертой волны мобилизации призванные граждане пройдут подготовку в несколько этапов. На первом будет проведена общая военная подготовка офицеров, сержантов и солдат. Сюда же войдут медицинская, тактическая, огневая и инженерная подготовка. После будет осуществляться профессиональная подготовка по специальности длительностью 26 суток. А после этого личный состав будет направлен в подразделение для тренировки боевой слаженности на срок до 15 суток.

Срыв мобилизации

В то время, когда государство нуждается в большом количестве военнослужащих, есть силы, которые хотят помешать провести мобилизацию. Широкую популярность в интернете сегодня получили информационные сообщения одного и того же содержания. В них говорится, что якобы мобилизация противоречит действующему законодательству Украины, и рекомендуется подавать иски в суды о том, что мобилизация незаконна. Ссылаясь на нормы Уголовного кодекса, авторы таких сообщений заключают, что санкции, которые применяются к тем, кто уклоняется от призыва, связаны с введением в стране военного или чрезвычайного положения.

Почему они так считают, непонятно, ведь санкция ст. 336 УК связана с действиями лица, а именно с уклонением от призыва во время мобилизации, и ничем вроде введения военного или чрезвычайного положения не обусловлена. Объект этого преступления, а также его объективная и субъективная стороны совпадают с соответствующими элементами состава преступления, которое предусмотрено ст. 335 УК. Уклонение от призыва в форме бездеятельности заключается в неявке субъекта не только в призывной участок, но и непосредственно в воинскую часть, военные учреждения, которые указаны в повестке или приказе военкома.

Противники мобилизации также приводят как аргумент Закон «Об альтернативной (невоенной) службе», чем еще более запутывают читателей, ведь согласно ст. 4 этого закона религиозные убеждения гражданина являются основанием лишь для замены воинской срочной службы на альтернативную (невоенную) службу. Представитель Генштаба ВС Украины полковник Александр Правдивец пояснил, что в Конституции указано, что гражданам, которые имеют религиозные убеждения, военная обязанность должна быть заменена на другую. По его словам, на сегодняшний день государством не предусмотрена такая замена – это компетенция Министерства культуры, которое еще должно подготовить соответствующий законопроект о верующих гражданах.

На сегодняшний день представители Вооруженных Сил не раскрывают всех подробностей мероприятий по информационному противодействию подобным сообщениям в СМИ, но уверяют, что такая работа ведется, а общественность будет уведомлена о ее содержании и результатах позже. Также сообщается, что деятельность по срыву планов мобилизации ставит под удар украинских парней, вынуждая их нарушать законодательство, что в результате приведет к ответственности.

Органам местного самоуправления поручено до марта создать специальный реестр тех, кто уклоняется от обязанности защиты Родины, при этом данные о нарушителях будут передаваться в органы внутренних дел. Представители милиции, в свою очередь, будут заниматься поиском и доставкой правонарушителей в военкоматы. Стоит напомнить, что ст. 336 УК предусматривает срок лишения свободы за уклонение от призыва в мобилизацию, который составляет от 2 до 5 лет.

Социально-правовые гарантии для военных

Государство гарантирует каждому военнослужащему обеспечение материальными средствами за счет государственного и местных бюджетов. В течение года за военнослужащим остается его рабочее место (должность), средний уровень зарплаты по предприятию, учреждению или организации независимо от их подчинения и форм собственности. Социальные гарантии остаются также для безработных граждан. Военнообязанный, который не работает на день призыва, имеет право на денежное обеспечение в размере минимальной заработной платы, которая составляет 1218 грн., до момента увольнения из ВСУ, но не больше года. Для тех, кто занимается предпринимательской деятельностью, во время прохождения воинской службы по мобилизации в особый период не прекращается государственная регистрация предпринимательской деятельности физлиц-предпринимателей.

На одном с последних заседаний правительства было решено увеличить денежное обеспечение военнослужащих. Проектом постановления предусмотрено выплачивать:

в 2-кратном размере – денежное обеспечение военнослужащим, которые принимают участие в АТО, военных действиях;

в 3-кратном размере – денежное обеспечение военнослужащим, которые принимают непосредственное участие в боевых действиях с момента объявления военного времени;

1000 грн. за каждые сутки непосредственного участия военнослужащих в боевых действиях.

Члены правительства также согласовали дополнительное вознаграждение за уничтожение военной техники противника. Так, за уничтожение автомобиля вознаграждение составит 10 минимальных зарплат (12 тыс. грн.); танка – 48 тыс. грн.; реактивной системы залпового огня – 60 тыс. грн.; боевого самолета – 121 тыс. грн.

Конечно, при всех якобы гарантиях социального и денежного обеспечения ситуация остается трудной. Специалисты утверждают, что есть много проблем в сфере материального обеспечения военнослужащих. Остаются проблемы и с оформлением документов в случае увечья или смерти, оформлением статуса участника АТО. В то же время, отсутствие адекватного материального обеспечения, военного обучения, четких гарантий сохранения рабочего места и финансового обеспечения семьи в случае увечья или смерти может привести к тому, что Вооруженные Силы Украины не будут иметь возможности защитить государство.

Не попадают под призыв на военную службу во время мобилизации военнообязанные:

1) забронированные на период мобилизации и на военное время за органами государственной власти и местного самоуправления, другими госорганами, а также за предприятиями, учреждениями и организациями в установленном КМУ порядке. Бронированию подлежат военнообязанные, которые работают в органах государственной власти и местного самоуправления, других госорганах и на предприятиях, учреждениях и организациях, которым установлены мобилизационные задания, в случае, если это необходимо для обеспечения функционирования указанных органов и исполнения мобилизационных заданий.

2) признанные согласно с заключением военно-врачебной комиссии временно непригодными к военной службе по состоянию здоровья на срок до 6 месяцев (с последующим прохождением военно-врачебной комиссии);

3) мужчины, на содержании которых находятся трое и больше детей в возрасте до 18 лет (такие мужчины могут быть призваны на военную службу в случае их согласия и только по месту жительства);

4) женщины, на содержании которых находятся трое и больше детей в возрасте до 18 лет (такие женщины могут быть призваны на военную службу в случае их согласия и только по месту жительства);

5) занятые постоянным уходом за лицами, нуждающимися в нем, согласно законодательству Украины, в случае отсутствия других лиц, которые могут совершать этот уход;

6) народные депутаты Украины, депутаты Верховной Рады АРК;

7) женщины и мужчины, которые самостоятельно воспитывают ребенка (детей) в возрасте до 18 лет (такие лица могут быть призваны на военную службу в случае их согласия и только по месту жительства);

8) женщины и мужчины, на содержании которых находятся ребенок (дети), являющийся инвалидом І или ІІ группы, до достижения им 23 лет.

Комментарии

Максим Щербатюк, программный директор Украинского Хельсинского союза по правам человека

– Отвечая на вопрос, отображены ли в законодательстве Украины нормы, на которые ссылаются те, кто призывает бойкотировать мобилизацию, могу сказать, что юриспруденция – это наука, из которой можно много чего вытянуть. Но если принять во внимание судебное толкование и практику судов, а также позицию Верховного Суда Украины, то на сегодняшний день можно утверждать, что у подобного рода исков нет будущего. А если делопроизводство уже началось, я уверен, что у этих исков очень мало шансов на судебную перспективу.

Присутствует и другой момент, который в настоящее время полностью не урегулирован – это вопрос альтернативной службы, когда людям в связи с их религиозными убеждениями вера не позволяет убить человека. Военными чиновниками было озвучено, что такие люди не будут напрямую задействованы в боевых действиях, а только в оборонных структурах. Но если в таких случаях будет прямое принуждение к применению оружия, это уже выйдет за рамки украинского законодательства, станет ближе к Конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод.

Александр Правдивец, заместитель начальника мобилизационного отдела мобилизационного управления главного управления оборонного и мобилизационного планирования Генерального штаба ВСУ, полковник

– По поводу запрета выезда заграницу скажу так, что на сегодняшний день законодательством предусмотрено, что смена места жительства военнообязанных во время мобилизации разрешается исключительно с согласия районного военного комиссариата. О выезде или смене места жительства военнообязанный должен в течение 7 дней уведомить военный комиссариат. И на сегодняшний день рассматривается вопрос об укреплении системы контроля за исполнением военнообязанными правил военного учета. Если речь идет о выезде за пределы страны, нужно смотреть, какие основания для этого выезда. Хотя законных оснований для задержания лиц на границе нет, за исключением случаев, когда они совершили правонарушение. Если они его совершили, орган пограничной службы как правоохранительный орган имеет право задержать такого гражданина.

За призывы к уклонению от мобилизации – лишение свободы

В парламенте зарегистрирован проект закона №1886 «О внесении изменения в Уголовный кодекс Украины (относительно ответственности за публичные призывы к уклонению от призыва по мобилизации)» авторства А. Геращенко и Б. Филатова. Им предлагается дополнить раздел XIV УК новой ст. 336-1 и предусмотреть уголовную ответственность за публичные призывы к уклонению от призыва по мобилизации, а также распространение, изготовление или хранение материалов с призывами к совершению таких действий. За подобные действия предлагается наказывать ограничением свободы на срок до 2 лет или лишением свободы на тот же срок с конфискацией и уничтожением соответствующих материалов

По словам А. Геращенко, особо должны караться должностные лица, призывающие не исполнять долг по защите Родины. Поэтому таких чиновников предлагается наказывать ограничением свободы на срок до 4 лет или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 2 лет и с конфискацией и уничтожением соответствующих материалов, а также конфискацией средств (орудий) их изготовления и распространения.