Реформа правоохранительных органов Грузии была проведена быстро, масштабно и, как показал результат, эффективно. Во всяком случае, украинское правительство ставит грузинские реформы себе в пример. Как известно, одна из авторов революционных пре­образований в грузинском МВД Эка Згуладзе теперь занимает должность заместителя министра внутренних дел Украины. Что она намерена сделать, чтобы и украинский милиционер наконец-то действительно стал правоохранителем, и какие перемены ожидают главный силовой орган страны, замминистра уже поведала в ходе разных мероприятий, в т. ч. рабочего заседания Комитета ВР по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности.

Сегодня в ВР зарегистрирован ряд законопроектов, направленных на полное реформирование украинской милиции. В ходе одного из последних заседаний профильного парламентского комитета на обсуждение был поставлен проект Закона №1550 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно реформирования органов внутренних дел». Напомним, 12 февраля с. г. этот законопроект был принят Верховной Радой, хотя по словам самой Эки Згуладзе, он является, по сути, не реформой МВД, а только первым шагом, который можно сделать без значительных расходов из бюджета.

Нашу правоохранительную систему уже давно затрагивает резкая критика. Грузинские эксперты оценивают сегодняшнюю деятельность МВД как крайне неэффективную из-за ряда системных недостатков, сложнейшими из которых являются устаревшая модель управления, несовершенство структуры министерства, дублирование полномочий отдельных органов и подразделений, завышенная численность управленческого персонала. На практике это приводит к неоправданной бюрократизации управленческих процессов, внутренней конкуренции между службами, неспособности обеспечить гибкие модели реагирования на криминальные вызовы, увеличению времени выполнения стандартных процедур по защите прав и свобод населения. Указанные факторы вместе с высоким уровнем коррупции среди персонала ОВД подрывают доверие населения к деятельности системы в целом и негативно влияют на возможности МВД в сфере обеспечения защиты прав и свобод граждан.

Представляя законопроект, г-жа Згуладзе, отметила, что проблема дублирования функций ярко прослеживается в деятельности ГУБОП МВД, транспортной милиции, уполномоченных органов внутренних дел по делам детей. Данные службы, по ее мнению, фактически выполняют функции, которые относятся к компетенции блока криминальной милиции и милиции общественной безопасности, имея при этом собственные управленческие аппараты, что приводит к бюрократизации деятельности и мешает эффективному использованию человеческих ресурсов и бюджетных средств.

«Вопрос эффективности использования ресурсов касается также подразделений ветеринарной милиции, которые обязаны участвовать в проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий (п. 16 ч. 1 ст. 10 Закона «О милиции»), хотя полномочия фитосанитарных и ветеринарных служб несвойственны органам внутренних дел», – говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Кроме того, согласно нормам принятого закона, ликвидируется такое подразделение ведомства, как транспортная милиция, однако создается новое подразделение – милиция «особого назначения». Какие функции возьмет на себя новая служба, в проекте не сказано. Также отныне не будет ветеринарной милиции, а функции службы по делам детей и криминальной милиции по делам детей возьмет на себя «уполномоченное подразделение органа внутренних дел». В данном случае, скорее всего, произойдет некое слияние двух служб и банальное их переименование.

Необратимые процессы коснутся и специальных подразделений по борьбе с организованной преступностью МВД – данную службу сокращают. Причиной стал тот факт, что на сегодня оргпреступность в том виде, как она была в конце ХХ века, практически перестала существовать, трансформировавшись в новые формы криминальной активности. Существование таких подразделений в системе МВД потеряло актуальность, поскольку фактически борьбой с организованными формами преступности занимаются почти все подраз­деления блока криминальной милиции.

Реформа или просто переименование?

За последние годы в Украине была презентована масса реформ, однако пока существенных улучшений в работе тех или иных ведомств украинцы не увидели, и все нововведения подвергаются жесткой критике. Реформа главного силового органа страны гражданами в основном воспринимается как переименование, и многого от такой реформы украинцы не ждут. «Хочу сказать, что получится, но не сразу и не все. Мы постараемся изменить отношение полицейского к гражданину и наоборот», – отметила г-жа Згуладзе.

Известный факт, что официальным признанием успеха грузинской реформы можно считать статданные об уровне доверия населения к местной полиции – после реформы этот показатель вырос с 4 до 84%. Новые полицейские в Грузии вообще не были полицейскими, на их подготовку была потрачена неделя. Но они не брали денег и помогали всем и во всем, потому что у них еще не было полицейских амбиций. Надо отметить, что в период реформы из органов МВД Грузии, в штате которого было 90 тыс. сотрудников, уволили более 60 тыс. Но на их место принципиально не брали бывших работников правоохранительных органов и даже граждан с юридическим образованием. Это объясняли тем, что грамотный человек быстро обучается любому делу, а вот отучить от пороков амбициозного и корыстолюбивого сотрудника сложнее.

Однако уже сегодня становится понятно, что кадровые чистки в различных ведомствах превращаются в кадровые перемещения. В основе любой реформы должна быть политическая воля, отмечают грузинские эксперты. В то же время, общественность опасается, что дальше «фасадных работ» реформа не пойдет еще и потому, что проводить ее в одном ведомстве бессмысленно – нужно менять систему в целом. 

Комментарии

Арсен Аваков, министр внутренних дел Украины

– На первоочередном этапе реформирования органов внутренних дел предлагаются меры по оптимизации их структуры, четкому разграничению и устранению дублирования их полномочий, а также лишению подразделений ОВД несвойственных им функций. Прежде всего, это касается спецподразделений по борьбе с организованной преступностью. Задача оптимизации структуры МВД касается и специальных подразделений милиции, деятельность которых, к тому же, стала причиной резонансных событий в обществе. Поэтому логичным шагом МВД в этом направлении было предложение об объединении всех существующих спецподразделений и создании на их базе единого универсального спецподразделения.

Эка Згуладзе, заместитель министра внутренних дел Украины

– Новый закон откроет двери для населения и местных органов власти, и они смогут участвовать и влиять на процесс назначения и увольнения конкретных категорий должностных лиц в правоохранительных органах. Отчасти милиция сегодня деморализована из-за отсутствия оценки и самооценки, учитывая те события, которые произошли в Украине. Если сегодня милицию не деполитизировать, мы опять получим негативный результат. Если мы не будем смотреть на процесс реформы как на второй шанс как для населения, так и для сотрудников милиции, ничего не получится. Общество должно понять, что если оно хочет верховенства права, а не верховенства над правом, нужно сотрудничать с милицией, доверять ей, уважать человека в форме. В то же время, сотрудникам правоохранительной системы надо дать правильные механизмы для того, чтобы начался процесс восстановления доверия к милиции.