Всем известно, что самым безопасным и относительно дешевым транспортом на сегодняшний день остается поезд. Вот только мало кто задумывается над тем, что помимо «не оставляйте вещи без присмотра» или «не распивайте спиртные напитки с незнакомыми людьми», для пассажиров существует еще ряд правил поведения.

Безусловно, следует понимать, что, купив билет на поезд, вы заключили гражданско-правовой договор перевозки, в силу чего основная часть ваших прав и обязанностей предусмотрена ГК Украины. Но самое интересное и мало кому известное содержится в Правилах перевозки пассажиров, багажа, груза и почты железнодорожным транспортом Украины, утвержденных Приказом Министерства транспорта и связи Украины ?1196 от 27.12.2006 (с последними изменениями от 09.09.2009; далее – Правила перевозки пассажиров). Кроме того, пассажиру пригодятся и знания положений Постановления КМУ от 19.03.1997 ?252 «О порядке обслуживания граждан железнодорожным транспортом» (далее – Порядок).

Итак, купив билет на поезд, вы приобретаете статус пассажира – физического лица, перевозимого железнодорожным транспортом на основании проездного документа, в т. ч. электронного. Кстати, если вы собираетесь на отдых большой компанией и вас уполномочили купить билеты на всех, будьте готовы к тому, что больше 9 билетов за раз вам не продадут. Дело в том, что п. 2.37 Правил перевозки пассажиров четко установлено: «Одно лицо имеет право приобрести по одному обращению в кассу до 9 проездных документов независимо от направлений и проездные документы на обратный проезд». Поэтому, если в вашей компании больше 9 человек, придется стоять в очереди в железнодорожную кассу как минимум дважды.

В поездку с детьми

Зачастую возникает вопрос, как правильно оформлять проезд детей: какой возраст позволяет ребенку ехать бесплатно, а с какого нужно покупать так называемый детский билет. Прежде всего, согласно п. 2.28 Правил перевозки пассажиров, дети до 14 лет допускаются к перевозке в пассажирских поездах только в сопровождении взрослых. При этом пассажир, перевозящий такого ребенка, должен иметь при себе документы, подтверждающие возраст ребенка, и представить их лицам, осуществляющим контроль во время посадки в поезд и на пути следования. Правда, если возраст маленького пассажира, который едет без билета или по детскому проездному документу, не вызывает сомнений, проверка документов, подтверждающих его возраст, не осуществляется (п. 2.29).

Кстати, о детях, которым можно ехать бесплатно. Согласно п. 2.31 Правил перевозки пассажиров, ребенок в возрасте до 6 лет перевозится взрослым пассажиром бесплатно и без приобретения билета при условии, что он не будет занимать отдельное место. Если же малыш желает ехать самостоятельно и не делить полку с вами, его нужно обеспечить детским проездным билетом. Такие же билеты необходимы и в случае, когда с одним взрослым следует больше одного ребенка до 6 лет – на каждое место, занятое детьми (п. 2.32). Иными словами, если с вами в поездку отправляется двое детишек, которые смогут «ужиться» на одной полке, придется приобрести для них хотя бы один детский билет.

А вообще детский билет, в соответствии с п. 2.33, приобретается для проезда детей от 6 до 14 лет. При этом следует отметить, что возраст ребенка, дающий право на скидку в стоимости проезда, определяется на день отъезда, а не приобретения билета. При посадке в поезд без детских билетов обманывать проводника, занижая возраст ребенка, не стоит, так как при выяснении правды вам светит административный штраф и оплата стоимости проезда ребенка за весь путь следования. Заметьте, штраф не освобождает от обязанности оплатить проезд. А в случае, если вы приобрели детский билет для тинэйджера старше 14 лет, кроме штрафа придется оплатить разницу стоимости между полным и детским билетом (п.п. 18.10, 18.11).

Порванный билет – не повод для огорчения

Справедливости ради отдельно стоит упомянуть о том, что по вашей просьбе кассир может «выписать» два нижних места в купе или плацкарте, хотя, как оказалось, удовлетворять такое желание пассажира они вовсе не обязаны. Об этом свидетельствует п. 2.46 Правил перевозки пассажиров: «В случае предоставления одному пассажиру проездных билетов для двоих и больше лиц билетный кассир оформляет, как правило, равное количество верхних и нижних мест». Причем исключение может быть сделано для инвалидов, лиц пожилого возраста, больных и пассажиров с детьми. Так что если вы абсолютно здоровый молодой человек и отправляетесь в поездку без детей, отказ кассира продать два нижних места будет абсолютно законным.

Случается и так, что приобретенный заранее билет оказывается поврежденным – то ли его жена постирала, то ли ребенок разукрасил, то ли домашний питомец порвал. Огорчаться из-за этого не нужно – согласно п. 2.45 Правил перевозки пассажиров, утраченные и похищенные проездные билеты не возобновляются, а вот поврежденные можно попытаться восстановить. Для этого необходимо приехать в билетную кассу со своим паспортом и подать там письменное заявление (образцы и бланки есть на вокзалах). На обратной стороне возобновленного билета будет стоять отметка «Возобновлен» с датой, подписью и ФИО кассира. Следует отметить, что за выдачу дубликата билета нужно будет заплатить комиссионный взнос, за исключением случаев, если билет был приобретен для поездки в общем вагоне пассажирского и скорого поездов, электричек и дизелей повышенного комфорта (п. 12.5).

И еще небольшое, но весомое замечание. В соответствии с Порядком, поврежденный проездной документ (склеенный, обгоревший, разорванный) может быть возобновлен, во-первых, тем субъектом хозяйствования, кто его продал, а во-вторых, при условии сохранения на билете информации в объеме, достаточном для его идентификации.

Если провожающий забрал проездной документ

Если вдруг после отправления поезда выяснится, что ваш билет остался у провожающего лица – без паники. В такой ситуации можно воспользоваться п. 8.8 Правил перевозки пассажиров. В нем говорится, что если проездные документы пассажира остались у провожающего, он должен не позднее, чем в течение трех часов с момента отправления поезда предъявить их начальнику станции (вокзала). Тот, в свою очередь, за счет забывчивого провожающего дает телефонограмму начальнику поезда. На основании такого сообщения начальник поезда оформляет проездной билет на весь путь следования, причем за это действие Правилами перевозки пассажиров предусмотрено комиссионное вознаграждение.

«Забытые» же билеты гасятся штемпелем «Действительность проездного документа прекращена по станции…» и возвращаются провожающему. Но погашаются билеты только в течение трех часов с момента отправления поезда – по истечении этого времени ничего уже сделать нельзя. В такой ситуации важно также не выбрасывать погашенные билеты – на их основании можно вернуть стоимость повторно приобретенных. Согласно п. 8.10, возврат платежей за повторно приобретенные проездные документы осуществляется только по заявлению в Управление железной дороги при условии предъявления погашенных и повторно приобретенных билетов.

Если же проворности и оперативности провожающему не хватило, оказавшийся без билета пассажир по истечении определенного времени станет «зайцем»: «Если в течение четырех часов после отправления пассажира с начальной станции не будет получена телеграмма (телефонограмма) от начальника вокзала станции отправления, пассажир считается безбилетным и обязан уплатить начальнику поезда штраф и стоимость проезда от станции посадки до станции назначения или уплатить штраф и покинуть поезд». Вот так-то. К слову, если запланированная поездка на поезде менее четырех часов, пассажир будет считаться безбилетником со всеми вытекающими и уже названными последствиями за 30 минут до прибытия поезда на станцию назначения.

Как вести себя с проводником

Никто не застрахован от того, что купленное место в вагоне не будет ему предоставлено. На такие исключительные случаи и Правила перевозки пассажиров, и Порядок предусмотрели, что железная дорога обязана предоставить пассажиру по его согласию место в другом вагоне, возможно, высшей категории, но без дополнительной оплаты. Если же пассажиру, оставшемуся по вине ЖД без своего места, предоставляется место низшей категории, ему возвращается разница стоимости проезда (п. 59 Порядка).

Пожалуй, те, кто путешествовал поездами отечественного формирования, с содроганием вспоминают о необходимости «заправить-собрать» постельное белье или, скажем, поделится «сидячим» местом с попутчиком с верхней полки. Оказывается, во-первых, пассажиры могут пользоваться спальными местами в любое время суток, что дает вам повод с легкостью пресечь желание попутчика посидеть на вашей нижней полке. Во-вторых, проводники вагонов по просьбе пассажира должны поднимать и опускать верхние полки (п. 7.14 Правил перевозки пассажиров), а в-третьих, собрать постельное белье за 30 минут до прибытия пассажира к месту назначения – это обязанность проводника (п. 63 Порядка). При этом проводник должен предоставить помощь в застилании постельного белья инвалидам, больным, людям пожилого возраста и пассажирам с маленькими детьми.

Безусловно, все перечисленное – лишь часть прав и обязанностей пассажиров и железной дороги, но хотелось бы верить, что эти правила помогут вам не омрачать свое путешествие.

Справка

Правила перевозки пассажиров, багажа, груза и почты железнодорожным транспортом Украины (утверждены Приказом Министерства транспорта и связи Украины? 1196 от 27.12.2006)

Мимо кассы. П. 7.21. В исключительных случаях с разрешения начальника поезда разрешается посадка пассажиров в поезд, если они не успели приобрести билеты в кассе. При этом посадка допускается только в штабной вагон с дальнейшим оформлением проезда: в течение 1 часа с момента отправления поезда из пункта формирования и в течение 30 минут – с промежуточных станций. Штрафы при этом не взимаются.

Проспал остановку. П. 7.23. О каждом случае проезда пассажиром станции назначения составляется акт, который подписывается начальником поезда, проводником вагона и пассажиром и удостоверяется штампом начальника поезда. Этот акт дает пассажиру право вернуться на станцию назначения бесплатно.

А если передумал… П. 19.11. Если пассажир по личным причинам отказался от поездки, в срок не менее чем за 24 часа до отправления поезда ему возвращается полная стоимость билета и плацкарты, от 24 до 6 часов до отправления – полная стоимость билета и 50% стоимости плацкарты; менее 6 часов до отправления, но более, чем через 3 часа после него – только стоимость билета, стоимость плацкарты не выплачивается.