(Окончание. Начало здесь: Часть 1, Часть 2)

Как ни странно, задача противодействия возможным диверсиям и провокациям с помощью масс-медиа практически не пользуется вниманием экспертного сообщества и госорганов. Между тем это вполне реальная угроза, более чем актуальная в условиях полномасштабного военного конфликта. Речь идёт о возможности использования масс-медиа, в первую очередь российских как полностью подконтрольных властям, для целенаправленной провокации паники, деструктивных действий и т.п. противоправных посягательств. Это наиболее острая проблема, не допускающая компромиссов в силу масштабов потенциального ущерба. Ограничениями при определении возможных мер противодействия этой угрозе могут быть разве что недостаток ресурсов и пределы фактической эффективности тех или иных шагов.

Если говорить о возможных мерах противодействия, запрет на вещание российских телеканалов это вполне уместный, но далеко не единственный и даже не самый эффективный шаг. В первую очередь необходимо решить проблему нелегального, неподконтрольного государству распространения медиа-контента на территории Украины. Без сокращения доли зрителей рос. телеканалов, получающих контент через нелегальные источники невозможно ожидать эффективности запрета на вещание. Поэтому подавление кардшаринга и нелицензионного ("серого") вещания в IP-сетях - первый обязательный шаг в данном направлении.

Что касается собственно отключений, необходимо проанализировать какие именно каналы могут быть использованы для эффективной диверсии, а какие - нет. Навскидку уместно говорить о целесообразности отключения нескольких крупнейших и популярнейших телеканалов вроде "Первого", «Россия 24», «Лайф ньюс» и РТР.

Отключение вообще всего российского телевещания и бессмысленно, и невозможно, и неизбежно вызовет сопротивление со стороны союзников украины

К сожалению, в данном случае в полной мере проявляет себя вред, приносимый лицемерием официальной позиции высших органов власти в отношении признания факта военного конфликта с РФ. При этом можно и нужно требовать, чтобы подобные санкции были чётко ограничены по времени (до момента окончания военного конфликта) и основывались на прозрачных критериях отнесения к нежелательному контенту.

Противодействие деструктивному влиянию (военной пропаганде)

Проблема противодействия агрессивной целенаправленной информационной политике РФ (российской военной пропаганде) это, во многом, проблема недоверия к пропаганде украинской. Целевая аудитория российской пропаганды - люди неопределившиеся, колеблющиеся, - чувствительна к вранью и пафосу, которыми злоупотребляют не только российские, но и украинские масс-медиа. Попытки решить эту проблему в лоб, путём запретов российского и т.н. «антиукраинского» контента вроде газеты «Вести» наталкиваются на решительное противодействие западных союзников, которые небезосновательно усматривают в этом цензуру и желание лишить население возможности знакомиться с разными точками зрения на происходящее.

Проблемы и вопросы информационной безопасности. Часть 3

 

Рисунок 1 Показатели доверия аудитории к различным телеканалам.

Данные исследования Интерньюз 2014 г.

Как свидетельствуют опросы, проведённые весной-летом 2014 года, в Донецкой области 62% респондентов заявили, что они смотрели российские телеканалы, а 57% доверяют российским телеканалам. Также в Донецке 77% респондентов ответили, что они смотрели украинские новости, но только 24% доверяют украинскому телевидению. В Харькове и Одессе меньшинство смотрит российские телевизионные новости, но уровень доверия как для российских, так и к украинским теленовостей оказался низким.

Адекватная стратегия противодействия российской пропаганде должна быть направлена на отвлечение внимания этих людей от российских масс-медиа, без навязывания в качестве единственной обязательной альтернативы украинских СМИ, во всемерном расширении спектра мнений и точек зрения, доступных украинской аудитории.

Представляется достаточным стимулировать приход иностранных новостных программ, включая появление в составе УПУ русско- и украиноязычных версий новостных международных каналов (Аль-Джазира, ВВС, CCTV и т.п.)

Целесообразно рассмотреть возможность проведения конкурса на несколько мест в УПУ, которые были бы выделены для локализованных версий международных новостных каналов.

Противодействие идеологическому влиянию

В связи с агрессией со стороны России получили широкое распространение требования запретить контент, содержащий прославление российской армии, спецслужб и прочие элементы пророссийской идеологии.

В связи с невозможностью конкретизировать эти претензии возникают правовые коллизии, не имеющие перспектив корректного разрешения. При этом индустрия объективно не готова к отказу от высокорейтингового и относительно недорогого российского контента.

В условиях де-юре мирного времени целесообразно отказаться от попыток зарегулировать этот вопрос и сделать ставку на саморегуляцию отрасли, ограничившись призывами к зрителям и вещателям бойкотировать такого рода продукт.

Противодействие токсичному контенту

Не секрет, что руководствуясь своекорыстными интересами, украинские телеканалы регулярно злоупотребляют интересом, который испытывают люди к разного рода девиантным, маргинальным темам. Не имея адекватных внутренних тормозов, телеканалы предлагают в открытом доступе более чем спорный контент, способный нанести неиллюзорный ущерб психике групп с особыми потребностями - детям, людям с чувствительной психикой и т.п.

В Украине вопросы оборота "токсичного" контента урегулированы неэффективным и спорным образом. При всей болезненности, насущности данного вопроса, это отдельная сложная тема, которая требует отдельного рассмотрения и обсуждения.