— Дайте, пожалуйста, совет, как правильно поступить в такой ситуации: ночью в моей квартире (и в соседних) произошёл скачок напряжения. Потом напряжение выровнялось, но холодильник уже не работал. У соседей сгорел компьютер, у кого-то в подъезде — телевизор. Причину произошедшего в аварийной службе не называют, говорят только, что сейчас всё в норме и опасности нет. Но всем нам, пострадавшим, хочется получить возмещение убытков. Как быть? — спрашивает харьковчанка Татьяна Савинова.

Подобная ситуация не такая уж редкость. И всякий раз у энергетиков находится тысяча оправданий: то сами жильцы виноваты, то оборудование вышло из строя. Но если вы хотите, чтоб вашу испорченную бытовую технику починили виновники аварии, запаситесь терпением.

Поинтересуйтесь у соседей, были ли у них подобные проблемы, пострадали ли бытовые приборы. Сообща добиваться устранения неполадок и возмещения ущерба, судя из практики, гораздо легче.

Сначала необходимо задокументировать факт сбоя в электросети. Для этого с помощью диспетчера надо вызвать электрика аварийной службы, чтобы зафиксировать этот вызов в книге дежурств. После устранения неисправности в этом же журнале электрики обязательно делают запись о факте сбоя в электросети и своих действиях по его устранению. Даже если из-за скачка напряжения техника сгорела только у вас, электрика вызвать все равно необходимо — чтобы зафиксировать факт ущерба.

Настаивайте, чтобы сотрудник аварийной службы составил официальный акт о том, что произошел сбой, указал его причину и отдал один экземпляр пострадавшим жильцам. Хотя, как правило, свои обвинительные приговоры аварийщики подписывать не торопятся, но постарайтесь настоять. Если же никак не удается заполучить подпись на акте, сделайте на нем запись «от подписи отказался» и заверьте ее двумя подписями свидетелей-соседей.

Потом обратитесь в городские или районные электрические сети. На подстанциях установлено специальное оборудование, которое фиксирует малейший скачок в сети электропередачи. По просьбе обратившихся должны выдать подтверждающий документ, если сбой электроэнергии действительно был.

Найдите виновника! Если отгорел нулевой провод в щитовой дома, виноват ЖЭК, а если, например, копали траншею и задели кабель, виновата организация, которая вела работы.

Отправьте официальное письмо в «Жилкомсервис» или электроснабжающую организацию с требованием возместить ущерб (по закону должны ответить в течение 1 месяца).

Если вы собираетесь отстаивать свои права в суде, нужна независимая экспертиза. В Харькове ее может сделать Институт судебно-медицинской экспертизы. Кстати, сделать экспертизу можно в ходе судебных разбирательств, но тогда ремонтировать технику до того не стоит. Но если вы все же решите обратиться в сервисный центр для ремонта сгоревшей техники, то обязательно сохраните все чеки и попросите заключение от мастера о причинах поломки.

В случае отказа виновников аварии возместить ущерб готовьте исковое заявление в суд и приложите к нему свое письмо в «Жилкомсервис» и обл- или райэнерго, их ответ, заключения мастера, чеки, акты и прочие документы, имеющие отношение к делу. Основанием для подачи иска в суд будет предоставление некачественного электроснабжения, за которое вы вносите ежемесячную плату, так как по Закону «О защите прав потребителей» электроснабжение — это услуга. А за предоставление некачественной услуги продавец несет имущественную ответственность.

Кроме того, суду понадобятся свидетели — для этого надо заручиться поддержкой соседей, чтобы те подтвердили факт скачка напряжения.

Как видим, дабы добиться возмещения ущерба, нужно иметь крепкие нервы и железную волю.