Государственная налоговая служба 16 июля с.г. обнародовала проект Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг ».

Проектом закона предлагается внести определенные изменения.

Во-первых, изменения коснутся преамбулы закона, согласно которым действие закона будет распространено и на представителей (уполномоченных лиц) субъектов хозяйствования, которые осуществляют расчетные операции в наличной и / или безналичной форме,

Во-вторых, пункт 2 статьи 3 после слов «или отказывается от нее» могут дополнить словами «включая, заказ или оплата которых осуществляется с использованием сети Интернет при получении товаров (услуг) в обязательном порядке»;

В-третьих, пункт 13 статьи 9 относительно неприменения регистраторов расчетных операций и расчетных книжек при продаже товаров в системах электронной торговли (коммерции) исключить.

В пояснительной записке к законопроекту отмечено, что указанные изменения направлены на защиту прав потребителей, которые покупают товар в интернет-магазинах, в случае получения недоброкачественного товара (услуги) и создания возможности  обращения в судебные органы для защиты своих прав.

Однако, инициатива, относительно обязательства интернет-магазинов использовать РРО, вряд ли действительно направлена на защиту интересов потребителей. Поскольку согласно пункту 296.10. статьи 296 Налогового кодекса Украины плательщики единого налога физические лица не применяют РРО, поэтому небольшие интернет-магазины, которые сейчас зарегистрированы на юридических лиц, будут просто перерегистрироваться на физических лиц плательщиков единого налога.

Скорее всего, законопроект нацелен  на увеличение поступлений в бюджет объемов штрафов за нарушение законодательства об РРО, чем на защиту интересов потребителей

Распространяя действие закона о РРО на представителей (уполномоченных лиц) субъектов хозяйствования, законопроект не дает определения таких лиц. В связи с чем на практике это непременно приведет к противоречиям между налогоплательщиками и фискальными органами. Так, вполне вероятно, что, по мнению налоговых органов, к  таким лицам будут принадлежать и курьеры служб, предоставляющих услуги по доставке товара  потребителям.

Для крупного интернет-магазина, осуществляющего доставку товара с помощью курьерских служб, обеспечить соблюдение данных требований закона будет достаточно сложно технологически, поскольку возникает вопрос: на каком правовом основании можно передать РРО работникам другого юридического лица, и как обеспечить беспрекословное соблюдение требований с его эксплуатации (в частности, относительно ежедневного распечатывания Z-отчетов и обновление ассортимента товара).

Кроме того, проблема имеет и другую сторону медали: у курьера службы, осуществлять одновременно доставку товара от нескольких интернет-магазинов, должно быть по РРО от каждого из них.