Если товар хорош, его перестают выпускать

закон Хебпока (из «Законов Мерфи»)

Современное общество потребления столкнулось с парадоксом: желание поменьше тратить заставляет выкладывать за покупки все больше. Многим знакома ситуация, когда вещь ломалась спустя некоторое время после окончания срока гарантии. При этом в ремонт ее не отдать — деталей нет, а если есть, то починка обойдется в цену нового товара. Или же сломанная вещь хорошая, но какой-то элемент (который в ней не так и важен) быстро износился — и вид уже не тот... Имя этой тенденции — «принудительное устаревание». Об этом явлении нам рассказали специалист по зеленым технологиям Иван Волошиненко и руководитель мастерской по ремонту компьютерной техники Богдан Гришко.

Как же так вышло?

Почему же инженеры вместо того, чтобы изобретать максимально долговечные вещи, начали работать над тем, чтобы их изобретения регулярно ломались? Понятие «Планируемое устаревание» впервые появилось в 1932 году, когда американский экономист Бернард Лондон предложил его как выход из американской Великой депрессии. В 1950-е годы его идею подхватил Брукс Стивенс — американский промышленный инженер, который и предложил нынешнюю модель потребления. При ней планируемое устаревание: «Прививало покупателю желание иметь кое-что немного более новое, немного лучше, немного скорое, чем необходимо».

Виновата система

Атака зашла сразу с двух фронтов. Во-первых, потребителя воспитали, что нужно постоянно заменять вещи новыми — более модными и продвинутыми. Ну а во-вторых — чтобы никто не смог выкрутиться и идти против системы, начали выпускать недолговечные вещи, которые ломаются практически сразу после окончания срока годности. Например, самые первые лампочки накаливания имели ресурс работы 2,5 тыс. часов. Но производители, используя другие металлы, добились того, чтобы они светили не дольше 1 тыс. часов. Причем, запрещалось не только производить долговечные лампочки, но и рекламировать срок горения дольше принятого времени.

Конечно, людей эти тенденции не устраивают. Поэтому в прессу постоянно проникают скандалы о том, что патент на нервущиеся колготки и действительно «лечебную» зубную пасту большие корпорации выкупают и прячут подальше, чтобы ими никоим образом не воспользовались. Ведь тогда объем продаж будет зависеть не от цены или охвата рынка, а от периодичности покупок! В эту игру приходится играть не только потребителям, которые вынуждены покупать все новые и новые вещи, потому что старые ломаются, а и производителям — ведь, чтобы выдержать конкуренцию, например, с китайским ширпотребом, производитель вынужден экономить на качестве и сокращать затраты за счет более дешевых составляющих. Но есть и альтернатива: существуют «вечные» вещи. Но их стоимость очень высока, а значит, позволить ее себе сможет лишь ограниченное количество людей.

Разные виды старения

Принудительное устаревание бывает двух типов: техническое и эстетическое.

Техническое. В вещи изначально закладывается «слабое звено», которое быстро выйдет из строя. С развитием этой технологии появились легко изнашиваемые детали, которые невозможно заменить (или придется поменять весь механизм, что обойдется дорого). Например, как объясняют эксперты в компьютерных системах, в некоторых ноутбуках (главная проблема для которых — перегрев) кулер процессора дует в очень узкую решетку радиатора, и со временем на ней скапливаются толстые слои пыли, которые блокируют лопасти, а значит, процессор вскоре переегреется и выйдет из строя. Можно ли сделать решетку больше? Да. Но ведь тогда ноутбук проработает дольше, а кому это нужно?

Моральное или эстетическое. Сейчас модники стараются побороть «эстетическое» устаревание. Но ведь недавно появиться на улице в ультрамодной одежде прошлого сезона означало расписаться в том, что ты полный неудачник. Яркий пример «устаревания» — мода на штаны: очень узкие каждый год сменяются гипертрофированно широкими. То же и с обувью — только купили высокие кеды — и вот уже в моде эспадрильи и т. д.

Плюсы

Казалось бы, что хорошего может быть в том, что людей вынуждают тратить больше за вещи, которые скоро сломаются или устареют? Во-первых, «планируемое устаревание» — двигатель прогресса. Через 3—4 года новый телевизор, телефон или ноутбук морально устареют, но будут вполне функциональными, поэтому станут дешевле, и больше людей смогут их купить. А за это время для более богатых придумают поновее и получше. Но тут тоже не все так просто — иногда происходит сознательное сдерживание развития новых технологий, чтобы получить доход с уже имеющихся. Можно приводить множество примеров — от 3—5-лезвенных бритв до создания вечного двигателя (существует теория, что изобретена машина, превращающая тепло окружающей среды в механическую энергию, но ее даже не патентуют). Во-вторых — много людей заняты на заводах, где производятся устаревающие вещи. Они могут кормить свои семьи, получать зарплату, брать кредиты — и, конечно же, потреблять все больше и больше вещей.

Минусы

Помимо того, что людям приходится регулярно тратить деньги на покупку новых товаров, есть проблемы и поважнее. Планетарного, так сказать, масштаба. Когда только придумывали идею планового потребления, вопрос экологии и того, что ресурсы планеты могут когда-то закончиться, были второстепенны и об этом не задумывались. Но что произойдет, когда не останется невозобновляемых ресурсов для производства все более «продвинутых» товаров, зато вся планета будет завалена разными видами отходов? Например, уже сейчас остро встает вопрос утилизации компьютерного мусора.

Пора бороться

В Европе осознают, что «устаревание» вредит не только кошелькам граждан, но и более глобально — планете. Поэтому начинают принимать меры. Например, совсем недавно, в августе этого года, во Франции вступил в силу закон, который обязывает производителей давать всю информацию о сроке службы всей продаваемой техники, возможности ее ремонта и в течение какого срока будут доступны запасные части для нее. Нарушителям грозит штраф или тюремное заключение.

Но и простые люди могут подключиться к борьбе с принудительным «устареванием». Многие принципиально покупают «винтажную» технику, у которой нет «слабого звена» и которая может дать фору новинкам. Например, утюги, стиральные машины и холодильники из 1960-х годов, может, не так прекрасны внешне, но работоспособность у «старичков» великолепная. Ну и, конечно, стоит информировать людей об особенностях устаревания. Ведь если они будут знать, что в их вещь уже заложен «день поломки», то производителям будет сложнее продолжать эту практику.