Украинцы платят много налогов — и по количеству, и по размеру своих доходов, однако государственные и медицинские услуги, образование и пенсии, которые получают украинцы за свои налоги, очень далеки от того, что можно было бы ожидать за такие деньги.
Если бы я и мой работодатель не платили налоги, то ежемесячно я могла бы самостоятельно содержать двух пенсионеров, полтора врача или учителя, одного милиционера или одну треть депутата Верховной Рады.
Однако в дополнение к налогам, которые я плачу, я все равно плачу за услуги врачей, педагогов, а также содержу родственников — пенсионеров, которым явно не хватает заработанной за долгую трудовую жизнь пенсии.
Не лучше дела обстоят и у работодателей. По данным Всемирного банка, в 2012 году предприниматели перечислили в бюджет 55,5% доходов, из которых 43,3% составляют налоги на труд.
Всего по показателю «налогообложения», который определяется Всемирным банком при составлении рейтинга Doing business, Украина сейчас занимает 165 место из 194. При этом в банке отмечают, что благодаря сокращению количества налогов Украина за год даже улучшила свою позицию — на целых 20 ступенек.
Согласно опросам, проведенным Центром Разумкова, почти 3 % опрошенных считают, что уплаченные украинскими плательщиками налоги разворовывают чиновники. Еще 28% считают , что у них просто отбирают честно заработанные деньги. Третья по численности группа — 17,6 % — это те, кто считают, что налоги хоть и не разворовываются, но все равно используются неэффективно.
Только 6,9% опрошенных считают, что за счет налогов их плательщик поддерживает тех, кто нуждается в этом больше, и только 4,3% опрошенных уверены, что уплаченные налоги вернутся к ним или к их близким.
Сколько мы платим?
В Центре социально-экономических исследований CASE подсчитали, что от каждого гражданина, который получает месячную зарплату в размере 2157 грн, государство получает 2092 грн налогов. За год эта сумма составляет более 25 тысяч грн.
Из них более 17,3 тысячи грн — это налоги и социальные взносы. 15% налога на доходы физических лиц и 3,6% социального взноса платит сам работник, и еще 36,75 % — единый социальный взнос, который платит работодатель. Львиная доля этих платежей идет на финансирование Пенсионного фонда. Впрочем, даже такие огромные, по сравнению с другими странами, отчисления в Пенсионный фонд, обеспечивают лишь две трети от его реальной потребности. Остальные — так называемый дефицит Пенсионного фонда — также финансируются из бюджета — через перераспределение других налогов.
Еще почти 8000 грн, по расчетам экспертов CASE, — это так называемые «косвенные налоги» , или налоги , уплаченные в магазине — НДС (20% от себестоимости товара), а также акцизы и импортные пошлины.
Получается, что работник в Украине получает в среднем столько же, сколько платит налогов, но, как говорит автор исследования Дмитрий Боярчук, практически ничего за это не получает от государства:
«Если посмотреть относительные показатели того, что мы платим, я, наверное, не припомню ни одной другой страны, где бы налоги на зарплату достигали почти 50%. Но есть еще и абсолютные величины. И если посмотреть те абсолютные суммы, которые идут на финансирование медицины или образования, то нам до европейского уровня еще довольно долго идти», — говорит эксперт.
Директор экономических программ Центра Разумкова Василий Юрчишин также советует смотреть на абсолютные цифры и учитывать, что работа украинцев сильно недооценена, а следовательно, и налоги, которые платят украинцы, также сравнительно небольшие в абсолютном измерении. Но надо учитывать и обратную сторону этого замкнутого круга — относительно большие налоги заставляют предпринимателей и работников «не светить» все свои доходы:
«С одной стороны, в Украине работа является крайне недооцененной, и зарплаты квалифицированных работников очень низкие. Следовательно, нельзя рассчитывать, что и налоговые платежи и отчисления в социальные фонды будут значительными. Кроме того, распределение средств, уже поступивших в бюджет, не являются понятным и прозрачным. А количество налогов, которые мы платим, вообще подталкивает к тенизации доходов, потому вести нормальную жизнь на те средства, которые остаются после уплаты налогов, просто невозможно», — говорит Василий Юрчишин.
По данным CASE Украина, с зарплаты в 3601 грн, которую работодатель должен начислить, чтобы оплатить «чистыми» работнику 2157 грн, на руках у этого работника для «чистого» потребления остается 1670 грн.
На что тратятся налоги?
Более половины от того, на что тратятся налоги — 58,1 % — составляет выплата пенсий. При этом средняя пенсия в Украине составляет менее 1500 грн в месяц.
Среди других главных направлений, на которые тратятся деньги налогоплательщиков — образование и медицина (более 10% и 5,8% соответственно). При этом зарплаты украинских врачей и учителей — одни из самых низких в целом в экономике и составляют около 2500 грн в месяц.
По 3,9% и 3,1% расходов идет на обеспечение правоохранительной системы и государственный аппарат соответственно. Примечательно также, что все эти области — государственное управление, правоохранительная система, образование и медицина — также регулярно фигурируют на высоких местах в рейтингах коррумпированности.
«Если посмотреть на милицию, которая нам стоит гораздо больше, чем армия, то возникает вопрос: от кого мы защищаемся? Если говорить об образовании, то мы тратим относительно много, но эти средства размываются, и ни один украинский ВУЗ не входит ни в один из мировых рейтингов. Что касается медицины , то за те налоги, что мы платим, мы должны были бы получать медицинские услуги бесплатно. А в реальной жизни мы в лучшем случае имеем помещение, где сидят врачи, которые берут за свои услуги дополнительные деньги, не говоря уже о том, сколько стоят лекарства», — говорит Дмитрий Боярчук.
Что делать?
Среди развитых стран едва ли не самый высокий уровень налогов наблюдается в странах «нордического социализма» . Там налоги на порядок выше, чем в других европейских странах. Если доля налогов в ВВП составляет в Швеции, Дании, Норвегии и Финляндии свыше 50% , то в крупнейшей европейской экономике — Германии — этот показатель чуть больше трети.
Украинский показатель соотношения налогов к ВВП близок к немецкому, но в нем не учитываются налоги на фонд оплаты труда и отчисления в социальные фонды. Вместе с ними, очевидно, Украина по относительному показателю отчислений приближалась бы к «нордическому социализму» . По оценкам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Украина относится к странам с самыми высокими налогами, — вместе с государствами Северной Европы. Однако эффективность того, как эти налоги расходуются в Украине и в странах Северной Европы — совершенно разная.
Есть еще один вариант, которым, например, пользуются США, где налоги составляют менее 16% от ВВП. Он заключается в том, что государство собирает со своих граждан минимальное количество налогов, а граждане зато могут сами позаботиться о себе и, через благотворительность, о других.
«Украина, несмотря на относительно большие налоги, вряд ли догонит скандинавские страны по уровню качества государственных услуг, — говорит Василий Юрчишин. Главное препятствие — такой большой передел денег через государственный бюджет в виде налогов и выплат могут делать только те страны, где уровень коррупции традиционно очень низкий, а уровень прозрачности — высокий:
«Скандинавский вариант очень привлекателен, но он требует большого доверия населения к власти, минимальной коррупции и прозрачности бюджета. К сожалению, ни по одной из этих позиций Украина не достигла какого-то приемлемого уровня, и именно по этим показателям проигрывает всем европейским странам. Другой вариант, когда все платят мало, и каждый сам за себя, также вряд ли приживется у нас из-за воспитанных Советским Союзом патерналистских настроений. У нас все еще большая часть населения верит, что государство должно заботиться о своих гражданах», — говорит Василий Юрчишин и советует двигаться в обоих направлениях — пытаться уменьшить коррупцию и одновременно уменьшать у граждан чувство зависимости от государства вместе с уменьшением налоговой нагрузки.
Вместе с тем, Дмитрий Боярчук утверждает, что изменить ситуацию с налогами могут только кардинальные реформы и сокращение неэффективных бюджетных расходов. Но на первом этапе, говорит эксперт, было бы полезно, если бы украинцы сами начали платить налоги, а не только видели их в бухгалтерской отчетности. Тогда они бы лучше понимали, что могут и должны требовать от государства за оплаченные налоги:
«В нашей постсоветской ментальности нет понимания того, что бюджет — это не только то, что человек получает, а это и то, что он платит. Люди должны понимать, что они не должны государству за бесплатную медицину, образование, а также за то, что их не трогает милиция. Конечно, хорошо было бы, если бы граждане собственноручно платили налоги, как это происходит в большинстве цивилизованных стран, — говорит Дмитрий Боярчук, и как пример «изменения сознания» приводит малых предпринимателей. — Мы видим, что у частных предпринимателей, которые сами платят ежемесячно 200 грн, отношение к государству, к чиновникам, к системе — совсем другое».