Во время налоговой проверки правильно вести себя важно не только работнику налоговых органов, но и представителю предприятия, на котором такая проверка проходит. Действия проверяемого субъекта при налоговой проверке, как правило, можно разделить на три этапа: проверка полномочий, предоставление доступа и оформление результатов проверки.

1)  Естественно, всегда следует проверять удостоверения пожаловавших с проверкой лиц. Не лишним будет также зафиксировать их имена и должности в журнале посещений или иной подобной документации. Не будет лишним также вести на предприятии отдельный журнал проверок.

Внеплановая проверка проводится на основании приказа руководителя налогового органа, который должен быть вручен налогоплательщику под расписку перед началом проверки. Если этого не произошло, представители органов не вправе проводить проверку.

Вы имеете полное право не допустить налоговиков на предприятие, если Вам не было предъявлено направление на проведение проверки или если оно не соответствовало установленной форме. В таком направлении обязательно должно быть указано следующее: дата выдачи направления, название выдавшего его налогового органа, реквизиты приказа о проверке, реквизиты налогоплательщика, вид проверки, ее цель и основания, дата начала и длительность, имя и должность проверяющего. Направление обязательно должно содержать подпись руководителя налогового органа и печать. Вас также попросят подписать такое направление.

Нет смысла отказываться от подписания правильно оформленного направления, поскольку в таком случае все равно будет составлен соответствующий акт, который и послужит основанием для проверки.

2) Следует знать, что фактическая проверка (то есть такая, которая включает в себя не только исследование документов предприятия, но и, например, проверку функционирования производства или различные измерения) проводится непременно двумя и больше работниками налоговой. При этом при проверке должен присутствовать представитель налогоплательщика и лицо, ответственное за расчетные операции (кассир, бухгалтер). Если имеется такая возможность, стоит привлечь к участию в проверке адвоката или юриста, специализирующегося на хозяйственном или налоговом праве.

Контакты проверяющих лиц с работниками предприятия, лучше минимизировать, не создавая, однако, им препятствий. При этом строить отношения с собственными сотрудниками и сотрудниками налоговых органов стоит таким образом, чтобы указания исполнить те или иные действия исходили от руководителя предприятия, а не непосредственно от работников налоговой.

Сотрудники налоговой имеют право изымать документы и другие предметы только в рамках уголовного расследования, что дает предприятию право не отдавать их в других случаях. Но это не лишает проверяющих права требовать у предприятия любой информации, которая относится к компетенции налоговой, в том числе – ознакомления с первичными документами и получения их копий.

Следует помнить об ограниченности проверок во времени. Для больших плательщиков внеплановые документальные проверки максимально длятся 15 дней, для малых плательщиков – 5 дней, а для прочих субъектов – до 10 дней. Эти сроки могут быть продлены руководителем налогового органа на 10, 2 и 5 дней соответственно.

3) Субъект проверки обязан выполнять требования, выдвинутые налоговой касательно устранения обнаруженных нарушений. Также необходимо подписать акт о проведении проверки по ее окончании. Однако отметим, что ответственность за неподписание этого документа не предусмотрена. К тому же проверяемый субъект имеет право письменно изложить свои возражения по поводу результатов проверки. Это могут быть как пометки в самом акте, так и отдельный документ (на который следует обязательно сослаться в акте).