Необходимость, а так же порядок проведения проверок органами санитарно-эпидемиологической службы регулируется Законом Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» (далее - Закон). Соответственно, надзор за соблюдением требований санитарных норм в стандартах и ​​других нормативно-технических документах, соответствием продукции требованиям безопасности для здоровья и жизни населения осуществляют исключительно органы, учреждения и заведения государственной санитарно-эпидемиологической службы.

Проверки СЭС бывают плановые и внеплановые. Если от плановых никуда не дется, то для проведения внеплановых проверок нужны определенные основания. Юрист Юлия Курило, адвокат юридической фирмы "Юст Украина" рас сказала о том, что может стать основаним для проведения внеплановой проверки:

·                     Представления субъектом хозяйствования письменного заявления в соответствующий СЭС о проведении проверки по его желанию;

·                     Выявление и подтверждение недостоверности данных, заявленных в документах обязательной отчетности, поданных субъектом хозяйствования;

·                     Проверка выполнения субъектом хозяйствования предписаний, распоряжений или других распорядительных документов по устранению нарушений требований законодательства, выданных по результатам проведения плановых проверок;

·                     Обращение физических и юридических лиц о нарушении субъектом хозяйствования требований законодательства. Внеплановая проверка в этом случае осуществляется только при наличии согласия центрального органа исполнительной власти на его проведение;

·                     Неподача в установленный срок субъектом хозяйствования документов обязательной отчетности без уважительных причин, а также письменных объяснений о причинах, препятствовавших представлению таких документов.

Адвокат подчеркнула, что плановая или внеплановая проверка может осуществляться в присутствии руководителя или его заместителя, или уполномоченного лица субъекта хозяйствования. Перед началом проведения проверки должностное лицо СЭС вносит запись в соответствующий журнал предприятия (при его наличии). При проведении внеплановой проверки выясняются только те вопросы, необходимость проверки которых стала основанием для осуществления этого мероприятия, с обязательным указанием этих вопросов в удостоверении (направлении) на проведение проверки.

«Предприятие должно ознакомиться с основанием проведения внеплановой проверки с предоставлением ему копии соответствующего документа.
Срок осуществления внеплановой проверки не может превышать десяти рабочих дней, а относительно субъектов малого предпринимательства - двух рабочих дней, если иное не предусмотрено законом»,
- утверждает Юлия Курило.

В свою очередь Александр Субботин, партнер юридической компании «Тарасов и партнеры», дополняет, что указанный закон предусматривает достаточно много позитивных моментов, которые направлены на защиту проверяемого.

В частности, по его мнению, Закон определяет исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановых проверок, что дает снования требовать объяснения причин назначения внеплановой проверки. Хотя, зачастую проверяющие выкручиваются из ситуации, заявляя, что к ним поступила жалоба некого лица. Да и жалоба написанная «левой» рукой у них может действительно быть.

Как подчеркивает Александр Субботин, Закон разрешает проверяемым не допускать контролеров к проверке, если у тех ненадлежащим образом оформлены документы. Обязательными для проверки документами являются: удостоверение (направление) на проведение проверки и служебное удостоверение. При чем, как утверждает адвокат, в удостоверении (направлении) на проверку должно быть обязательно отражено:

·                     наименование органа госконтроля, который осуществляет мероприятие;

·                     наименование субъекта хозяйствования и/или его отделенного подразделения или фамилия, имя и отчество физического лица - предпринимателя, относительно деятельности которых осуществляется мероприятие;

·                     местонахождение субъекта хозяйствования и/или его отделенного подразделения, относительно деятельности которых осуществляется мероприятие;

·                     номер и дата приказа, на основании которого осуществляется мероприятие;

·                     перечень должностных лиц, которые принимают участие в осуществлении мероприятия, с указанием их должности, фамилии, имя и отчество;

·                     дата начала и дата окончания мероприятия;

·                     тип мероприятия (плановая или внеплановая);

·                     вид мероприятия (проверка, ревизия, обследование, обзор, инспекция и тому подобное);

·                     основания для осуществления мероприятия;

·                     предмет осуществления мероприятия;

·                     информация об осуществлении предварительного мероприятия (тип мероприятия и срок его осуществления);

·                     удостоверение подписывается исключительно руководителем контролирующего органа или его заместителем.

«Отсутствие хотя бы одного из этих реквизитов или непредставление указанных выше документов дает основание отказать в допуске к проведению проверки», - дополнил Александр Субботин.

Также он отметил, что если даже проверяющих допустили к проведению проверки, Закон разрешает фиксировать процесс ее проведения с помощью видео и аудио техники. Такие материалы в будущем могут использованы как доказательства незаконности действий (если таковые будут иметь место) проверяющих в суде.

«Закон содержит массу интересных положений, которые могут взять себе на вооружение предприниматели при проведении проверки. К сожалению, все положения этого закона трудно вместить в комментарий или консультацию, да и наверное не имеет смысла, ведь его текст общедоступен. Рекомендую каждому предпринимателю иметь его под рукой и пользоваться по мере необходимости. Прошу обратить внимание только на часть 2 статью 2 этого Закона, которая содержит перечень органов власти, на которых этот законно не распространяется», - резюмирует Александр Субботин.

В дополнение, Юлия Курило уточняет, что должностное лицо СЭС без направления на осуществление проверки и служебного удостоверения не имеет права осуществлять проверку предприятия. Субъект хозяйствования имеет право не допускать должностных лиц СЭС к проведению проверки, если они не предъявили документов, предусмотренных выше. По результатам проведения плановой или внеплановой проверки должностное лицо СЭС, в случае выявления нарушений требований законодательства, составляет акт, который должен содержать следующие сведения:

·                    Дату составления акта;

·                    Тип проверки (плановая или внеплановая);

·                    Вид проверки (проверка, ревизия, обследование, осмотр и т.п.);

·                    Предмет проверки;

·                    Наименование СЭС, а также должность, фамилия, имя и отчество должностного лица, осуществившего проверку;

·                    Наименование юридического лица или фамилия, имя и отчество физического лица - предпринимателя, по деятельности которых осуществлялась проверка. 

Юлия Курило объясняет, что в последний день проверки два экземпляра акта подписываются должностными лицами СЭС, которые осуществляли проверку, и субъектом хозяйствования или уполномоченным им лицом, если иное не предусмотрено законом. Если предприятие не согласно с актом, он подписывает акт с замечаниями. Замечания предприятия по осуществлению государственного надзора (контроля) являются неотъемлемой частью акта СЭС.  

В случае отказа, по словам адвоката, субъекта хозяйствования подписать акт должностное лицо СЭС вносит в такой акт соответствующую запись. Один экземпляр акта вручается субъекту хозяйствования или уполномоченному им лицу, а второй - хранится в органе государственного надзора (контроля).  На основании акта, составленного по результатам осуществления планового проверки, в ходе которого выявлены нарушения требований законодательства, в течение пяти рабочих дней со дня завершения проверки составляется предписание, распоряжение или другой распорядительный документ об устранении нарушений, выявленных при осуществлении проверки.

Как утверждает Юлия Курило, нормативные правовые предписания, выводы должностных лиц государственной санитарно-эпидемиологической службы в месячный срок могут быть обжалованы:

а) главного государственного санитарного врача Украины - в Кабинет Министров Украины или в суд;

б) главного государственного санитарного врача центрального органа исполнительной власти по вопросам обороны, центрального органа исполнительной власти по внутренним делам, центрального органа исполнительной власти по делам охраны государственной границы, центрального органа исполнительной власти по вопросам исполнения наказаний, Государственного управления делами, Службы безопасности Украины - главному государственному санитарному врачу Украины или в суд;

в) других главных государственных санитарных врачей и должностных лиц государственной санитарно-эпидемиологической службы - вышестоящему главному государственному санитарному врачу или в суд.

Обжалования принятого решения не приостанавливает его действия.- подытожила Юлия Курило.

«Учитывая изложенное, следует помнить, что внеплановая проверка проводится при наличии соответствующих оснований в соответствии с приказом о проведении внеплановой проверки. На основании приказа выдается направление на проверку. Представителю предприятия должны быть предъявлены направление и служебное удостоверение лица, уполномоченного проводить проверку. В случае, если указанные документы не были предъявлены, представитель предприятия вправе не допустить должностных лиц СЭС к проведению проверки».