Главной причиной, по которой страхователям приходится подавать в суд на страховую компанию, является отказ в выплате по различным, чаще всего надуманным поводам. Чтобы минимизировать риск судебного разбирательства, первое, что нужно сделать в случае наступления страхового события, – безотлагательно сообщить о случившемся в страховую по телефону и как можно быстрее подать личное письменное заявление. Многие компании выставляют срок в 24 часа для сообщения о ДТП или повреждениях. И принятые по истечению этого срока дела уже не подлежат не то что удовлетворению, но даже и рассмотрению.

Второе – необходимо тщательно собирать все нужные документы для выплаты: от справки ГАИ до квитанции эвакуаторщика. Исчерпывающий список должен содержаться в страховом договоре. Если его нет или есть формулировка «а также другие документы по требованию страховщика» – существует большая вероятность, что сбор бумаг будет тянуться бесконечно.

Третье – на процедуру оценки ущерба (как на СТО, так и в офис независимой оценочной компании или на стоянку, где будет проводиться осмотр) необходимо приглашать аварийного комиссара (представителя) страховой компании, который должен письменно засвидетельствовать, что полностью согласен с перечнем выявленных неисправностей. Если он не приезжает, это обстоятельство следует зафиксировать и в конце концов добиться каких-либо документальных свидетельств того, что страховщик с оценкой согласен (или не согласен, но тогда нужно постараться получить аргументированный отказ в согласовании суммы ущерба).

Подготовка к суду

Сдавая первые документы в СК, надо потребовать от своего менеджера перечень, где напротив каждого названия должна стоять дата подачи документа в СК и подпись сотрудника, который принял этот документ. Когда все «галочки» будут проставлены, у страхователя появится основание исчислять с определенной даты оговоренный в договоре срок принятия решения по выплате. В процессе сбора все документы необходимо копировать и заверять печатями с датой и подписью принявшего менеджера. В суде заверенная копия этого перечня будет доказательством выполнения клиентом всех его обязательств.

Как правило, в каждом договоре зафиксированы четкие сроки рассмотрения дела перед осуществлением выплаты. По истечению этих сроков клиент должен получить либо решение о выплате конкретной суммы, либо отказ страховщика. В первом случае, если сумма выплаты устраивает стороны, СК переводит деньги на указанный клиентом счет и все расстаются до следующего страхового случая. Если клиент не согласен с суммой, это уже первый повод для обжалования действий страховой компании в суде. Но в большинстве случаев, путем долгих переговоров, предъявления счетов с разных СТО и другой аргументации ситуацию удается разрешить в досудебном порядке.

А вот если страховая присылает отказ или же не выполняет своего обязательства принять решение о выплате в указанные в договоре сроки – это уже повод для обязательного обращения в суд.

Если страхователю пришел документ об отказе, вооружившись им, можно смело начинать готовить иск. А вот если писем от СК не приходит, стоит попробовать их спровоцировать. Например, написав письмо с требованием выполнить обязательства по договору, принеся его лично в офис урегулирования убытков, зафиксировав на копии дату принятия документа менеджером и заверив подписью и печатью.

Подача иска

Законодательство предусматривает, что клиент может судиться с нарушителем его прав на собственной территории (в районном суде по месту прописки), но можно подавать исковое заявление и по месту нахождения страховой компании.

Иск готовится на сумму предполагаемого ущерба, который надлежит возместить. Кроме того, в исковые требования можно включить судебные издержки, расходы на адвоката, а также моральный ущерб. Потенциальная сумма к возмещению рассчитывается на основании счета, выданного на СТО и/или на основании оценки независимого оценщика, которую заказывает сам страхователь. Судебные издержки включают в себя расходы на информационно-техническое сопровождение дела (до 150 грн.) и госпошлину в размере 1% заявленной исковой суммы.

Расходы на адвоката подтверждаются чеками или квитанциями. Моральный ущерб лучше также подтверждать документально, например, справками из клиники о нервном расстройстве, бессоннице или других проблемах со здоровьем, вызванных задержкой в выплате. Впрочем, по словам практикующих адвокатов, случаи признания морального ущерба с судебных тяжбах со страховщиками – большая редкость.

К исковому заявлению прилагаются документы согласно списку (см. «Какие документы нужны для иска по поводу выплат по КАСКО»)

Как проходит суд

Этап

Сроки

Первое заседание по делу. Если представители страховой компании не намерены идти на мировое соглашение и собираются бороться с клиентом до конца, уже к первому заседанию они подают свои аргументы или направляют представителя, который их озвучит. Если доказательства изучены и все стороны явились на первое заседание, оно же может стать и последним с решением в пользу страхователя.

Не ранее, чем через месяц после подачи иска

После первого заседания страховщик может пойти на мировое соглашение. Внимание! Такая декларация может быть инструментом затягивания процесса или попыткой вынудить клиента отозвать иск из суда. Делать этого не стоит, пока суд не утвердит текст мирового соглашения или не примет решения в пользу пострадавшей стороны.

Сразу после первого заседания

Следующее заседание. Состоится, если потребуется продолжить изучать доказательства или ответчик не явится в суд. Возможно проведение нескольких заседаний.

Еще через месяц

Вынесение решения судом (ВАЖНО ПОЛУЧИТЬ РЕШЕНИЕ СУДА БЫСТРО!).

 

Обжалование решения суда в апелляционном суде, если в первой инстанции в иске отказано.

В течение 10 дней после вынесения решения

Если иск удовлетворен, решение вступает в законную силу – клиент может обращаться в суд за исполнительным письмом.

Оформление письма – до 14 дней

Если ответчик не выплатил положенное добровольно – обращаемся в исполнительную службу района с письмом и копией решения суда (одна копия должна остаться у истца).

Открытие исполнительного производства – 1 месяц

Исполнительное производство: получение по почте извещения с датой начала и беседы с представителями ответчика. О ходе дела можно узнавать от исполнителя по телефону. Как утверждают некоторые юристы, зачастую исполнительную службу нужно «стимулировать» к более активной работе с ответчиком.

СРОКИ

Задолженность с ответчика взыскана или не взыскана. Во втором случае производство закрывается, о чем истца также извещают по почте.

СРОКИ

В случае, если клиент недоволен результатом такой работы исполнительной службы, он может обжаловать ее бездеятельность в административном суде.

СРОКИ

Какие документы нужны для иска по поводу выплат по КАСКО

- исковое заявление

- квитанции об оплате госпошлины и сбора за информационно-техническое обеспечение процесса

- копия договора страхования

- копия перечня поданных страховщику документов с отметками

- копия заявления на возмещение ущерба

- копия письма-отказа страховой или копия всей переписки

- копию письма клиента в СК с просьбой выполнить обязательства

- копия счета СТО

- копия заключения оценщика

- копия расширенной справки ГАИ о ДТП, если вызывали ГАИ- копия квитанций об оплате сопутствующих услуг (если были предусмотрены договором): эвакуатор, врач, адвокат на месте ДТП, гостиница.

- копии решений судов в рамках ДТП (о вине истца или других участников ДТП)

- копии других экспертиз, справок

- квитанция об оплате услуг адвоката в рамках гражданского дела

Во что обходится судебный процесс со страховщиком?

- госпошлина – 1% от суммы иска, но не менее 51 грн. (пошлина по возмещению морального ущерба уплачивается отдельно)

- затраты на информационно-техническое обеспечение дела – до 150 грн.

- затраты на услуги адвоката – фиксированная плата, разбитая на часть до и часть после завершения разбирательства (от 3 тыс. грн.), либо процент от суммы иска (5–15%).