В нашей стране весной вместе со снегом традиционно сходит и асфальт: каждый год с марта по июнь ездить по городу опасно, ведь можно и ходовую часть автомобиля повредить, и в аварию попасть. Этой весной благодаря относительно теплой зиме асфальт не очень похож на лунную поверхность с кратерами, как это было год назад, но местами дорога усеяна дырами, в которые запросто может провалиться колесо. Журналисты «Сегодня» проехали по основным столичным дорогам, чтобы оценить их состояние, а также с помощью руководителя школы контраварийного вождения «Корда-Профи» Евгения Середницкого выяснили, как ездить по украинским дорогам, чтобы не пострадали пассажиры, водитель и само авто. Этот вопрос особенно актуален в свете намерений нового руководства ГАИ увеличить разрешенную скорость в черте города на 20 км/час.
Зачем замедляться
Преодолевая очередную неровность водители практически всегда задают себе вопрос, на какой скорости это лучше всего делать. С одной стороны, если чуть надавить на газ, авто меньше трясет, а в салон передается не так много неприятных звуков — поэтому водители-новички обычно предпочитают «пролетать» ямки. А вот опытные водители всегда снижают скорость на плохом участке дороги, вплоть до того, что даже внешне небольшую ямку «переползают» на скорости 3—5 км/час. Кто прав?
Работа подвески авто основана на превращении удара при наезде колеса на неровность дороги в перемещение упругого элемента подвески (амортизатора, сайлентблоков). Из школьного курса физики мы знаем, что сила удара зависит от массы, размеров и скорости. То есть чем ниже скорость авто и меньше глубина ямы, тем ниже будет нагрузка на ходовую часть автомобиля и наоборот. Элементы подвески рассчитаны лишь на определенную нагрузку (например, на проезд неровности вроде «лежачего полицейского» на скорости до 30 км/час), и если ее превысить, удар передается на кузов (при этом слышен глухой металлический стук), что приводит к повреждению силовых элементов его конструкции. Чем чаще происходит нагрузка на ходовую часть и чем выше скорость при этом, тем быстрее происходит износ резинотехнических деталей. Поэтому спешить на неровных дорогах не стоит.
Опасное торможение
Даже если вы считаете себя очень хорошим водителем и рассчитываете, что в случае появления ямы успеете затормозить или объехать ее (уверенности добавляет то, что на авто стоят отличные тормоза и все современные системы безопасности), на плохой дороге лучше не разгоняться быстрее 40 км/час. Дело в том, что на резкий удар по тормозам (например, если вы заметили яму слишком поздно либо просто дорога плохо освещена) может поздно среагировать водитель машины, которая двигается вслед за вашей. И хотя в народе принято считать, что «виноват тот, кто сзади», действия резко затормозившего водителя нарушают п. 12.9 ПДД (сегодня, когда каждый третий автомобиль оснащен видеорегистратором, доказать резкое торможение не так уж и сложно). Правила разрешают резко тормозить лишь в том случае, если без этого нет возможности предотвратить дорожно-транспортное происшествие, но дорожная неровность — явно не тот случай. Также важно знать, что если авто оборудовано антиблокировочной системой тормозов (АБС), то резкое торможение на яме может сыграть с водителем злую шутку: колесо блокируется в воздухе, срабатывает АБС (принудительно отключает тормоза), и в итоге автомобиль становится неконтролируемым.
Увеличение скорости: «за» и «против»
Месяц назад Госавтоинспекция выступила с инициативой повысить разрешенную в городе скорость с 60 до 80 км/ч на определенных участках дорог. В период с 10 по 21 марта прошло открытое обсуждение инициативы (мнения принимали по электронной почте и на сайте ГАИ), в ходе которого высказались почти 54 тыс. человек— среди них и водители, и велосипедисты, и пешеходы. Нововведение полностью поддержали 43% респондентов, частично— 28%, а против высказались 29%. «Сегодня» собрала аргументы, звучавшие от принимавших участие в опросе. Забегая наперед, отметим, что главную озабоченность в свете нововведения вызывает именно состояние дорог: не вызовет ли повышение скоростного лимита всплеска ДТП?
Аргументы «ЗА».Условия движения на многих столичных дорогах позволяют двигаться достаточно быстро без риска для безопасности дорожного движения. Между тем эти улицы давно превратились в своеобразную «кормушку» для инспекторов ГАИ, которые тормозят водителей, разогнавшихся быстрее положенного, и берут взятки. Поэтому участники дорожного движения не против, чтобы скорость повысили на Набережном, Надднепрянском, Столичном шоссе, а также на ул. Саперно-Слободская, Южном мосте, Оболонском проспекте, выезде в сторону Вышгорода, проспекте Ватутина и Окружной— везде, где дорога более-менее нормальная. Эти предложения начальник ГАИ уже отправил председателю Киевгорадминистрации. Но в КГГА рассказали «Сегодня», что решение будет принято не раньше мая.
Аргументы «ПРОТИВ».Более половины участников опроса в своих письмах отметили, что для увеличения скоростного лимита нет необходимых условий. Состояние дорожного покрытия сейчас плохое: если авто попадет в яму на скорости 80—100 км/час, шансов удержать контроль над машиной намного меньше, чем при скорости 60—80 км/час. В частности, водители выступили категорически против повышения скорости на улице О. Телиги, проспекте Победы, Московском и Броварском проспектах, Московском мосту, бульваре Дружбы Народов и улице Академика Заболотного. То есть везде, где дорога после зимы оставляет желать лучшего.
Кроме того, на этих «скоростных» дорогах есть нерегулируемые пешеходные переходы, отсутствуют «карманы» для общественного транспорта, а в правом ряду автомобили паркуются хаотично.
Как пролететь над ямой
Если вы видите, что безопасно объехать яму не получится (слева и справа есть препятствия или едут другие авто), а сзади вас нет других машин, над «кратером» можно попробовать в прямом смысле этого слова пролететь. Для этого бывалые водители используют нехитрый прием. Перед самой ямой нужно резко нажать на педаль тормоза, чтобы авто максимально замедлилось (при этом упругие элементы передней подвески сжимаются), а после этого отпустить тормоз и проехать яму на минимальной скорости накатом (упругие элементы ходовой после прекращения торможения разжимаются и как бы «подбрасывают» переднюю часть авто вверх). В результате такого приема колесо проезжает по яме с минимальным давлением и на подвеску не передаются сильные удары. Мало того, что это бережет ходовую часть авто, так еще и снижается риск пробить колесо и повредить диск из-за столкновения с острыми краями глубокой ямы, а менять грязные колеса посреди дороги — не самое приятное занятие.
Добавим, что крайне важно весной не заезжать в глубокие лужи — под любой из них может прятаться очень глубокая яма (вода скапливается ведь не просто так, а в неровностях). То же касается и канализационных люков, крепления которых за зиму прогнивают, и они попросту переворачиваются.
Колея на асфальте
Кроме ям, водителям часто встречается и такой опасный для управляемости авто вид деформации дорожного покрытия, как колейка— след от колес проезжавших перегруженных грузовиков. Главная проблема в том, что при движении по такому участку дороги появляется так называемое рысканье— частые удары боковины колеса о борта неровности меняют траекторию движения машины, что может привести к потере управляемости. Особенно велик риск после дождя, когда в колее скапливается вода и появляется эффект аквапланирования (авто теряет сцепление с дорогой). Кроме того, может появиться продольная раскачка, вызывающая занос и переворачивание автомобиля. Чтобы избежать проблем при движении по колейке, нужно снизить скорость и избегать любых резких движений рулем до тех пор, пока не попадете на ровный участок. Отметим, что риск потери управляемости особенно велик при попытке совершить обгон, когда из колейки нужно выехать на высокой скорости, а затем точно также вернуться в нее (после обгона). От этого маневра лучше отказаться, либо же при его выполнении нужно быть готовым к контраварийным действиям в случае заноса: руль нужно держать двумя руками, в случае заноса вращать его в сторону, противоположную заносу до восстановления траектории, а затем нажать на педаль газа.
Боковая разгрузка
Иногда на пути появляются ямы с критической глубиной (есть риск, что колесо провалится и будет повреждено днище или бампер), а возможности объехать яму нет, как и «пролететь» над ней. В этом случае для избежания сильного удара по подвеске можно применить прием под условным названием «боковая разгрузка». Используется уже описанный выше эффект нагрузки передней оси (удар по тормозам для того, чтобы сжались элементы передней подвески). Если совместить такое торможение с поворотом, то авто благодаря центробежной силе кренится набок, причем больше нагружается та сторона автомобиля, которая движется по внутренней его части.
На практике перед выбоиной опытные водители имитируют вхождение в поворот, резко поворачивая руль так, чтобы колесо, попадающее в яму, оказалось на внешней (разгруженной) стороне дуги. А затем возвращают руль назад, выравнивая курс. Передний стабилизатор поперечной устойчивости при этом работает как торсион (пружина в виде вала, работающего на кручение) и дополнительно приподнимает переднее колесо, которому угрожает сильный удар. Но отметим, что этот прием нельзя использовать во время преодоления бугров, камней, кочек, иначе удар разгруженного колеса может легко привести к опрокидыванию транспортного средства. Кроме того, есть риск заноса в случае малейшей ошибки.
Дороги починят не скоро
В «Киевавтодоре» нам рассказали, что работы по ликвидации дорожных неровностей начались с начала марта. Правда, реальные улучшения киевляне увидят лишь к середине апреля (для качественного ремонта нужно, чтобы средняя температура воздуха составляла не менее +10 градусов). Но денег хватит лишь на ямочный ремонт: в бюджете столицы на дороги выделено 27 млн грн, что составляет лишь 5% от необходимого.
Не лучше ситуация с дорогами и в других регионах страны. Так, по словам главы «Укравтодора» Александра Малина, «в этом году ведомство вообще не имеет средств на капремонт и реконструкцию дорог. Деньги из госбюджета будут направлять исключительно на текущий ремонт, эксплуатационное содержание и проведение неотложных работ на стратегически значимых объектах, состояние которых признано аварийным». То есть хорошие дороги пока остаются лишь водительской мечтой.