В жизни каждого из нас хоть раз наступал тот неприятный момент, когда такая родная и знакомая до каждой кнопки бытовая техника вдруг отказывалась реагировать на наши команды. И хорошо, если из строя вышел компьютер, который могут починить друзья, а что делать, если вдруг возникли проблемы с холодильником, телевизором или стиральной машиной? И, самое главное, что такое поломка бытовой техники — просто мелкая неприятность или отличный шанс для мошенников заработать на нашей доверчивости и простодушии?
Итак, как нас обманывают на ремонте бытовой техники.
Я не волшебник, электронику можно только поменять, а не починить
Именно эту фразу я услышала, когда прибывший по вызову мастер пытался «реанимировать» мою стиральную машину. Его приговор был суров и безжалостен: сгорел модуль управления, или попросту говоря, плата, которую нужно менять. Поломка, по его словам, настолько серьезная, что ни о каком ремонте этой штуковины и речи быть не может. Более того, моя «дополнительная гарантия», приобретенная в магазине за отдельную плату, почему-то не распространяется (?!) на эту поломку.
Ну что ж, менять — так менять, мастеру виднее. Не знаю, что меня остановило от покупки у мастера нужной платы сразу «на месте». Вариант того, что я включила логику, исключаю сразу, ибо женщина, бытовая техника, жуткое слово «плата» и логика в принципе несовместимые понятия. Скорее всего, меня остановила цена в 1300 гривен, которую назвал мастер. Сошлись на том, что я сама куплю необходимую деталь и сразу же вызову мастера повторно. В Интернете нужную мне плату управления я нашла за 850 гривен. Но и это, согласитесь недешево, особенно если учесть, что это фактически третья часть всей стоимости машинки.
Пришлось звать на помощь знакомых, которые и просветили меня, что далеко не всегда «приговор», вынесенный вашей бытовой технике, соответствует действительности. Все до банальности просто: если мастер просто не имеет необходимого опыта и знаний, он никогда не станет чинить плату. Он может в ней поковыряться для виду, может даже снять ее и пытаться «колдовать», но в 9 случаях из 10 он просто сразу скажет вам, что сгорела электроника и ее ремонт невозможен. На самом деле 1300 гривен, которые мне предлагал заплатить мастер за модуль управления, — это плата за его непрофессионализм и не более того. Если вы окажетесь в моей ситуации, прежде чем впадать в отчаяние от предстоящих финансовых затрат и сразу же покупать все, что вам предложат, попросите мастера показать, как выглядит устройство для проверки работы электроники. Поверьте, вполне может оказаться, что вашей технике вынесли «смертный приговор» на глазок, даже толком не продиагностировав ее.
А оно того стоит?
К сожалению, эту фразу тоже можно услышать во время ремонта домашней техники. Кто из нас не внимал уверениям «знающего человека», что холодильник или телевизор уже давно пора выбросить и проще купить новый, чем отремонтировать тот, что есть. На самом деле это проще сделать только в одном случае — если вы и без того собирались через месяц-другой приобрести более новую модель. Если же подобная статья расходов не была запланирована в вашем бюджете, не идите на поводу у мастера. Подумайте сами: вы вызвали человека, чтобы он починил вашу технику, а он уверяет, что починка нецелесообразна из-за стоимости деталей. А может быть, все намного проще? Может быть, он просто не знает, что конкретно и главное как можно починить? Да и желание мастера слегка подзаработать на стоимости деталей, которые вам будут проданы втридорога, тоже не стоит снимать с весов. Безусловно, никто никому руки не выкручивает и каждый принимает решение добровольно, но, прежде чем слепо поверить мастеру, что ваш холодильник уже давно ждут на городской свалке и буквально ставят ему прогулы за отсутствие, вызовите еще пару-тройку мастеров. А еще лучше, поинтересуйтесь: может быть, у вас есть друзья или знакомые, которые разбираются в бытовой технике, и которым вы можете доверять. Кстати, когда вас будут уверять что ваша техника уже давно «отжила свое», не забывайте, что существует такое понятие как ГОСТ, и холодильник в принципе не может считаться «старьем», если ему всего пять лет.
А давайте я вам помогу и куплю эту рухлядь?
Такое предложение от мастера бытовой техники тоже не редкость. Когда вашей стиральной машине или холодильнику вынесен «смертный приговор», вам задушевным голосом предложат тут же продать мастеру «не подлежащую ремонту» технику и тем самым решить сразу две проблемы. Во-первых, таким образом, вы якобы сразу решите вопрос выноса якобы отжившего агрегата из квартиры (а если речь идет о крупной бытовой технике, то, согласитесь, это порой непросто), а во-вторых, вы якобы сможете хоть что-то выручить и частично финансово облегчить покупку новой техники. На первый взгляд, глупо упускать такую возможность, так как желающих купить неработающий холодильник без перспективы когда-нибудь его починить найдется не много. Только вот нет никакой гарантии, что вам сказали правду и что ваша техника действительно «умерла раз и навсегда». Иногда, мастеру не так уж сложно убедить доверчивого клиента в том, что ремонт безнадежен и «купить» у него сломанную технику «на детали» за символические 50 баксов, а потом, сделав небольшой и недорогостоящий ремонт продать в четыре-пять раз дороже.
Цена, которая растет, как на дрожжах
Очень часто, вызывая мастера для ремонта бытовой техники, мы рассчитываем на одни расходы, а на самом деле сталкиваемся с гораздо более серьезными. Дело в том, что изначально вам назовут минимальную стоимость ремонта, так сказать, чтобы не спугнуть клиента. А потом, когда ремонт уже сделан и ваша ценность для мастера обнулилась, можно и не церемониться. Аргументов, оправдывающих внезапно выросшую цену, может быть несколько. Например, цена на необходимую деталь поднялась, или же мастер сознательно заказал более дорогую запчасть, но зато и более надежную, чтобы клиент остался доволен и больше у него ничего не ломалось.
P. S. Единого рецепта защиты от мошенников нет и быть не может. Но, вызывая мастера, будьте готовы к тому, что уже у вас дома он сообщит вам, что вызов мастера, диагностика поломки и осмотр техники — это три совершенно разные статьи расходов. Проблема только в том, что, когда вы будете вызывать его, вам скажут только стоимость вызова. Можно ли это считать мошенничеством? Решайте сами, но будьте бдительны, так как речь идет о вашей технике, ваших деньгах, и вы на своей территории.