Биткоин – это достаточно известная на Западе, и постепенно внедряемая в Украине система виртуальных (цифровых) денег или «криптовалюта». В рамках данной статьи мы постараемся проанализировать правовой статус биткоинов, а также определить перспективы государственного регулирования оборота виртуальных денег.

Следует отметить, что в Украине юридическое исследование системы Биткоин не проводились, что в целом не удивительно, ведь на территории нашего государства цифровые деньги используются довольно редко. Тем не менее, следует брать в учет тот факт, что электронно-информационные новинки имеют свойство очень быстро приобретать популярность, тогда как нормативное регулирование просто не успевает за темпами их развития. В этой связи, государственным чиновникам старой закалки необходимо постоянно быть «в теме», чтоб однажды финансовая система государства не пострадала от нерегулируемых платежей, осуществляемых в сети виртуальными деньгами. Тут, правда, необходимо признать, что правовое регулирование оборота криптовалюты – дело нелегкое.

Что же такого особенного в системе Bitcoin и чем данная система отличается от систем электронных денег, которые успешно введены в правовое поле во многих государствах? Ключевым отличием виртуальных (цифровых) денег от их электронных предшественников является то, что:

1) Криптовалюта не обозначает долговых обязательств ее эмитента;

2) В системе Bitcoin отсутствует единый эмиссионный центр или центральный администратор;

3) Платежи в рамках системы могут осуществляться абсолютно анонимно, что для плательщиков и получателей виртуальных денег означает полное отсутствие государственного контроля (со стороны налоговой службы; субъектов, осуществляющих борьбу с легализацией доходов; правоохранительных органов и т.д.).

Как мы можем увидеть, названные специфические черты биткоинов не позволяют назвать их электронными деньгами, а потому юридические подходы, используемы при регулировании оборота электронных денег, на биткоины распространены быть не могут. Как следствие, оборот биткоинов (и других виртуальных денег) происходит в «черной» зоне, то есть в зоне, находящейся вне правовых регуляторов. И это при том, что полная капитализация рынка битконинов по данным, размещенным на официальном сайте системы, составляет около 1 миллиарда (!) долларов. В этой связи, критика системы Bitcoin часто основывается на том, что криптовалюта используется для оплаты товаров, которые выведены из легального оборота – в первую очередь, наркотиков и оружия.
По своей сути, биткоины, не подкреплены абсолютно ничем, а их стоимость определяется исключительно балансом спроса и предложения. Это позволяет многим скептикам называть виртуальные деньги мыльным пузырем. Кроме того, цена BitCoin напрямую зависит от мировых экономических происшествий. К примеру, недавняя инициатива ЕС относительно взимания разового налога с банковских вкладов на Кипре, привела к резкому подорожанию биткоинов.

Не смотря на то, что прием криптовалюты к оплате – дело добровольное и осуществляется исключительно по согласию контрагентов сделки, биткоины довольно популярны и используются такими известными ресурсами, как, к примеру, Amazon.com. Интересным является и тот факт, что скандальный проект WikiLeaks, после неоднократных случаев закрытия его счетов в банках, так же начал использовать биткоины.
Эмитентом новых биткоинов выступает каждый из участников системы, то есть каждый, у кого на компьютере установлена программа-клиент. При этом, выпуск биткоинов абсолютно лишен субъективного фактора и осуществляется на основании математических алгоритмов с использованием вычислительных мощностей компьютеров участников.

Эмиссия осуществляется таким образом, что скорость генерации новых виртуальных денег уменьшается по мере увеличения денежной массы. Таким образом, первые участники системы легко обогатились, получив значительное количество биткоинов даром. Участники, которые установили программу-клиент позже, сгенерировали биткоинов гораздо меньше и были вынуждены прибегнуть к биржевой торговле, а также различным электронным обменникам, конвертируя реальные деньги на цифровые. Когда общее количество биткоинов достигнет 21 миллиона, их дальнейшая эмиссия техническим образом абсолютно прекращается, чтоб исключить инфляцию.

Идентификация клиентов при транзакциях осуществляется с использованием электронных подписей, которые формируются на основании открытых и личных ключей. Открытый ключ выступает аналогом адреса, который используется при осуществлении денежной транзакции, а личный ключ – авторизует отправителя. В тоже время, ключи не содержат никаких персональных данных участников системы, а потому, как уже было сказано ранее, расчёты остаются полностью анонимными.

Интересной характеристикой системы Bitcoin является так же и то, что в ее рамках отсутствуют комиссионные сборы, однако участники системы могут самостоятельно включить в платёж любую сумму комиссии для того, чтоб соответствующая транзакция была осуществлена в первоочередном порядке.

Мир и Украина: кто дружит с виртуальными деньгами?

Одними из первых, кто попытался взять Bitcoin под контроль, являлись государственные органы США. Именно в Соединенных штатах биткоины наиболее популярны, что естественно вызывает значительную настороженность американских чиновников. В этой связи кажется, что смешная борьба украинских властей с WebMoney отстает от общемировых процессов лет на 10.

Именно сейчас противостояние между государственным казначейством США и системами цифровых денег достигает своего апогея. Новая тенденция – это попытки государства рассматривать операции по обмену биткоинов в качестве финансовых услуг и распространить на систему Bitcoin соответствующий правовой режим.

Немного раньше, в средине мая 2013 года, правительство США заблокировало деятельность биржи Mt. Gox, крупнейшего в мире обменника Bitcoin, утверждая, что биржа не легализировала свою деятельность должным образом и нарушает требования законодательства США относительно борьбы с отмыванием денег. Кроме того, комиссия по финансовым преступлениям (FinCEN) при министерстве финансов США пытается распространить правила осуществления финансовых операций на тех лиц, которые занимаются обменом, администрированием или другим использованием цифровых денег.

На самом деле, складывается впечатление, что государство пытается бороться с необратимыми по своей сути процессами – информатизацией и извечным желанием населения платить налогов поменьше. В тоже время, логика государственных властей вполне ясна – чем меньше контроль, тем больше денег используется населением без удержания необходимых налогов, а значит – государственный бюджет страдает. Как закончится это противостояние – посмотрим. Однако, прогнозы, на самом-то деле не в пользу властей США, ведь поборов Bitcoin, американские власти не решат проблемы с другими альтернативными деньгами, создание которых для умелых программистов – дело несложное.

В Европе ситуация с использованием Bitcoin менее накаленная. Так, к примеру, по информации, доступной на новостных Интернет-ресурсах, в июле этого года немецкий интернет-банк Fidor Bank заключил партнерское соглашение с немецким представительством Bitcoin. Так, площадка bitcoin.de станет первой европейской платформой Bitcoin, имеющей прямое соглашение с банком и следующей всем действующим в Германии нормам регулирования финансового рынка, в том числе – нормам относительно борьбы с отмыванием денег. Кроме того, по информации, размещенной в сети, еще в конце декабря 2012 года обменник Bitcoin-Central получил во Франции банковскую лицензию, легализировав тем самым свою деятельность.

Несмотря на то, что тематика Bitcoin является «топовой» на многих экономических, правовых и финансовых порталах Европы, и США, украинские чиновники, судя по всему, угрозы для финансовой системы Украины в мировых тенденциях не видят. По крайней мере, абсолютно никаких шагов для урегулирования вопроса использования в Украине виртуальных денег до сих пор предпринято не было. Так, на уровне базового Закона Украины «О платежных системах и переводе денег в Украине» нет ни одной нормы, которая могла бы быть безоговорочно применена для регулирования расчетов в криптовалюте.

Так, практически во всех легальных определениях, предоставленных в ст.1 вышеупомянутого Закона, ключевым является понятие «средства». При этом под «средствами» в соответствии с п.п.14.1.93 Налогового кодекса Украины следует понимать гривню и/или иностранную валюту. Исходя из этого, законодательство Украины остро нуждается в создании нового понятийного аппарата, а так же в расширительном толковании отдельных терминов. Объективно говоря, перевод средств уже давно перестал быть движением исключительно гривны и/или иностранной валюты на счет получателя (п.1.24 ст.1 Закона Украины «О платежных системах и переводе денег в Украине»), а финансовый актив – это уже давно не только «средства», ценные бумаги, долговые обязательства и права требования долга (п.4 ст.1 Закона Украины «О финансовых услугах и государственному регулировании рынков финансовых услуг»).

В целом, такая ситуация выгодна как раз населению. Пользуясь нерасторопностью властей и используя биткоин, можно уклоняться от уплаты налогов, анонимно делать ставки на гэмблинг сайтах или оплачивать покупки запрещенных товаров. Не говоря уже про преступные схемы (в том числе – международный терроризм), в рамках которых система анонимных платежей однозначно будет оставаться популярной.