Осторожно – супермаркет! Охранники крупных магазинов буквально преследуют покупателей. Следят за потенциальными ворами? Или за тем, чтобы кто-то ненароком не снял на видео просроченные продукты, грязь на полках? Почему покупатели должны знать свои права, как избежать незаконного задержания.
Очень «радушно» в одном из супермаркетов Черкасс охрана общалась с Андреем – жителем Луганска. Переехав из оккупированного города, думал, что хотя бы на мирной территории забудет о беспределе и хамстве. Ошибался.
Всё началось с того, что Андрей заметил в отделе замороженных продуктов просрочку и стал снимать на камеру мобильного, дабы потом предъявить доказательства администратору магазина, а товар – изъяли с полок. Но местная охрана явно не была этому рада.
По словам Андрея, вместе с администратором пришли охранники, которые начали вырывать телефон, и, собственно, хватать за руки, пытаться вывести из магазина.
«Начали затаскивать в подсобное помещение, где уже начали угрожать, требовали, чтобы я удалил запись», – говорит потерпевший.
Андрей самостоятельно удалил видео со своего телефона, но позже восстановил запись.
Для эксперимента журналисты магазин, в котором при попытке заснять на камеру мобильного телефона охранник заломил руки посетителю и потребовал удалить видео.
Вооружившись статьями Конституции, преодолели первый барьер и направились к пресловутому отделу заморозки. Попутно заметили, что почти всё руководство вышло, чтобы снять журналистов на свои мобильные телефоны.
На одной из упаковок отсутствует заводская отметка о дате изготовления и сроках хранения. Зато есть стикер самого магазина. Причём, наклеен уже неоднократно. В этот момент съёмочной группе начинают открыто препятствовать.
Возможно, руководство этого черкасского супермаркета запрещает съёмку, и охрана ведёт себя агрессивно, потому как – есть что скрывать.
Между тем, право фиксировать информацию о составе и качестве продукции (статьи 34 и 50 Конституции Украины) никто не отменял.
Правозащитники единодушны: у так называемых охранников никаких особых прав и полномочий нет.
«С точки зрения прав по отношению к покупателям, у них их ровно столько же, сколько у тех-же самых людей, то есть – у рядовых граждан», – говорит адвокат Роман Хрустенко.
По словам Максима Несмиянова, исполнительного директора Всеукраинской общественной организации «Союз потребителей Украины», охранник не имеет права обыскивать покупателя, требовать, дёргать за руки, указывать, куда-то тянуть. В таких случаях необходимо вызывать милицию.
Между тнм, случаев произвола охранников магазинов предостаточно. Противостоять им может только юридически подкованный потребитель. Для этого составили подборку актов, регулирующих отношения покупателей и продавцов.
Итак, если вы захотели снять на фото- или видеокамеру в супермаркете ценник, информацию о товаре – никто не вправе препятствовать. Вам могут сказать, что магазин – это частная собственность. Но это не так.
Согласно закону, супермаркет – это общественное место.
Съёмка внутри магазина разрешена статьями 34 и 50 Конституции Украины. В частности, статья 34-ая позволяет собирать и хранить информацию, а также распространять её.
А статья 50-ая гарантирует свободный доступ к информации о качестве продуктов питания и предметов быта. И она не может быть засекреченной.
«Есть самое простое правило: покупатель всегда прав. Это называется сбор информации. Зачем это вам? Если придёт охранник, вы ему скажите, что я на кассе хочу сверить чек и сравнить, какая цена стояла на ценнике и за сколько вы мне реально продали товар», – говорит Несмиянов.
В супермаркете охрана также может потребовать показать содержимое вашей сумки или сдать вещи в камеру хранения.
И это – необязательно. Постановление Кабмина №833 разрешает доступ граждан к торговым сетям без обязательства сдавать вещи в камеру хранения.
«Если есть вещи, аналогичные ассортиментного перечня этого магазина, – да, он обязан сдать в камеру хранения, и никакие препятствия по его входу в торговый зал не являются правомерными. Только полиция, более того, с соблюдением процедуры, с привлечением понятых, может проверить содержимое сумки», – поясняет Роман Хрустенко, адвокат.
Луганчанин Андрей так и сделал. Вызвал полицию, которая зафиксировала факт превышения полномочий сотрудниками супермаркета.
«Никто не звонил, никто не извинялся. Я оставил запись в книге жалоб, где у них, кстати, не пронумерованы страницы, и нет ни одного ответа на жалобы предыдущих людей», – говорит пострадавший.
В «Союзе потребителей Украины» подтверждают: отношение к покупателям в магазинах радушным не назовёшь.
«В Европе – это конкуренция за покупателя, где покупатель однозначно прав – другого закона быть не может. И сегодняшняя Украина, где вас могут в супермаркете оргабить, избить, попробуют ещё завести на вас уголовное дело за то, что вы там что-то украли или что-то разбили случайно. Нам до Европы, к сожалению, очень далеко», – подытожил Максим Несмиянов, исполнительный директор Всеукраинской общественной организации «союз потребителей Украины».